Рабочая программа по литературе 5 класс
рабочая программа по литературе (5 класс)

Рабочая программа составлена на основе примерной Программы основного общего образования по литературе и Программы «Литература, 5-9 классы», сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина – М.: Просвещение, 2010. Данная программа ориентирована на УМК Литература 5 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2ч./ В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин/; - М.: Просвещение, 2013. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_literatura_5.doc333 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

"СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА  №  2"

 П.Г.Т. УРЕНГОЙ ПУРОВСКОГО РАЙОНА ______________________________________________________________________________

микрорайон 5, д. № 53а, п.г.т. Уренгой, Пуровский район, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629860,

тел./факс (34934) 9-27-45. e-mail: urengoy2@pur.yanao.ru,

ОКПО 32733321,  ОГРН 1028900859558, ИНН/КПП 8911012478/ 891101001, БИК 047182000

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «СОШ № 2» п.г.т. Уренгой

 ______Е.В. Крепешева

Приказ  №

 от  __ августа  2019 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе для 5 класса основного общего образования

 (предмет, класс, уровень образования)

Препута Елены Прокопьевны, первая квалификационная категория

(Ф.И.О. учителя, категория)

 

2019/2020 учебный год,  срок реализации 1 год

        СОГЛАСОВАНО

        Зам. директора по  

        образовательному процессу

        __________  М.А. Гречишникова                              

               РАССМОТРЕНО

               на заседании методического объединения

               протокол  № 1

               от __  августа  2019г.

               _____  И.А. Семыкина,  руководитель ШМО

                                                       

                                                     

п.г.т. Уренгой

2019

       I. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе примерной Программы основного общего образования по литературе и Программы «Литература, 5-9 классы», сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина – М.: Просвещение, 2010.

Данная программа ориентирована на УМК Литература 5 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2ч./ В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин/; - М.: Просвещение, 2013.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

 Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

       Задачи:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Концепция курса: изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Отличительные особенности программы:  в целом, программа соответствует

Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта. Кроме этого, в нее включены для изучения произведения, не предусмотренные ФКГОС: рассказы Дж. Лондона «Любовь к жизни» и Б. Житкова «Механик Солерно», А.П. Чехова «Каштанка», А.И. Куприна «Ю-ю», Э.-С. Томпсона «Чинк»,  Н.В. Гоголя «Портрет», Р. Брэдбери «И грянул гром». Данные произведения расширяют содержание литературного образования, их проблематика и нравственные уроки могут быть использованы учащимися впоследствии при написании итоговых сочинений. Также добавлено количество уроков по развитию речи, направленных на подготовку учащихся к написанию сочинения на литературную тему, что особенно актуально в свете последних изменений итоговой аттестации выпускников.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы в V классе – 105 часов (три урока литературы в неделю).Рабочая программа составлена на текущий учебный год. Прохождение программы в праздничные дни обеспечивается за счет объединения тем.

Формы и методы, технологии обучения: для реализации программы необходим выбор информационно-творческой модели современного урока, где знания – это лишь средство для развития творческих способностей учащихся. Данная программа построена с опорой на современные педагогические технологии, открывающие возможности для применения активно-деятельных подходов (поисково-исследовательской деятельности, самостоятельного изучения материала, составление выступлений с использованием ИКТ), коммуникативных технологий (организации совместной работы с учащимися, самостоятельной работы с информацией), индивидуализации и дифференциации обучения. Это позволит стимулировать познавательную активность учащихся, формировать навыки самостоятельного приобретения знаний, развивать самостоятельную и творческую активность. Работа над формированием и развитием творческих способностей учащихся предполагается как во время уроков, так и во внеурочное время. Виды заданий по развитию речи подобраны по принципу дидактики, от простого (таблица, план, пересказ и т.д.) к сложному (развёрнутый ответ по плану, словесное рисование, сравнительная характеристика, сочинение, составление вопросов викторины по изученному материалу и т.д.)

Особую важность приобретает продуманность типологии и формы урока, от их типа и формы зависит структура и методика урока. При составлении данной рабочей программы учитывались следующие типы и виды уроков:

  1. Уроки изучения литературного произведения: вступительные уроки, уроки чтения и анализа произведения, заключительные, обобщающие уроки.
  2. Уроки изучения истории и теории литературы: изучение обзорных тем, жизненного и творческого пути писателя, крупных теоретико-литературных понятий, изучение литературно-критических статей.
  3. Уроки развития речи: обучение видам устной речи, различным видам письменной речи, обучение сочинениям.
  4. Уроки внеклассного чтения.

Обоснование выбора УМК: в целях литературного образования учащихся 5 класса  выбран данный УМК, так как главной идеей программы является изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от нее - к русской литературе XVIII, XIX  и XX веков. В программе соблюдена системная направленность. Учебный материал включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы. В каждом классе затронута одна из ведущих проблем литературного образования. 

Общая характеристика учебного предмета

Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершённость, предполагающие активное сотворчество воспринимающего .

Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.

Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой литературы и обладающем несомненной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представление учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.

Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:

      1) совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

      2) самоопределение и самопознание, ориентация в системе личностных смыслов на основе соотнесения своего «я» с художественным миром авторов и судьбами их героев.  

 

II. Личностные, метапредметные, предметные результаты

освоения учебного материала

Личностные результаты:

1)  воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и  общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности  здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической  деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,  творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

1)  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты:

1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;

4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в  обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение;

5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; 

6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий  литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении,  на уровне не только эмоционального восприятия, но  и интеллектуального осмысления.

        В процессе изучения литературы учитель формирует также необходимые предметные (читательские) компетенции:

- умение понимать слово, текст, язык искусства;
- умение читать текст, адекватно понимать написанное;
- умение вступить в диалог;
- умение задать вопрос;
- умение определить авторскую позицию;
- умение сформулировать свою позицию и высказать ее;
- умение организовать монолог, диалог;
- умение использовать термины;
- умение определять  функциональное назначение художественных средств.

III. Содержание учебного предмета

Введение.

Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.

Устное народное творчество.

Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)

Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество.

Русские народные сказки.

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.

Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Сравнение.

Из древнерусской литературы.

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Теория литературы. Летопись.

Из литературы XVIII века.

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы.

Из литературы XIX века.

Русские басни.

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица»,  «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).

Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.

Антоний Погорельский. Краткий рассказ о писателе.

«Черная курица, или Подземные жители». Фантастическое и достоверно – реальное в сказке. Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание.

 Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация.

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ и писателе.

«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

Теория литературы. Фантастика. Юмор.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.

 «Мороз, Красный нос»(отрывок из поэмы «Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Эпитет.

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.

Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой.

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворения «Чудная картина», «Весенний дождь», «Задрожали листы, облетая…»» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и ДИна. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение. Сюжет.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор.

Поэты XIX века о Родине и родной природе.

Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Весенние воды»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро»; Ф.И. Тютчев «Как весел грохот летних бурь…»;А.Н. Майков «Ласточки»;  И.С. Никитин «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); И.З.Суриков «Зима»(отрывок). Выразительное чтение стихотворений.

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

Из литературы XX века.

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.

«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения.

Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворения «Я покинул родимый дом..», «Низкий дом с голубыми ставнями…» - поэтическое изображение родной природы, Родины. Своеобразие языка есенинской лирики.

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросоветсность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное).

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.

«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.

«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. художественные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Драма как род литературы. Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения.

Поэты о Великой Отечественной войне (1941 - 1945гг.) Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т. Твардовский Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

 Писатели и поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе.

И. Бунин «Помню - долгий зимний вечер…»; А. Прокофьев «Аленушка»; Д. Кедрин «Аленушка»; Н. Рубцов «Родная деревня»; Дон-Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки о обобщенный образ России.

Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Теория литературы. Юмор.

Ю. Ч. Ким. Краткий рассказ о писателе.

«Рыба – кит». Стихотворение-шутка.

Теория литературы. Стихотворения-песни. Песни-шутки. Песни-фантазии.

Из зарубежной литературы.

Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.

«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Теория литературы. Баллада.

Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо»(отрывок). Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды.

 Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера» (отрывок). Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

VI. Календарно - тематическое планирование                                                                                                                                                                                

№ п/п

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Домашнее задание

Введение – 1 ч.

  1.

Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества

1

Подготовить пересказ учебной статьи по плану (с. 3- 4). Найти в сборниках пословицы и поговорки об учении, выписать 2 – 3 пословицы в тетрадь.

Устное народное творчество – 12 ч.

Планируемые результаты:

Предметные: научиться различать произведения малых жанров фольклора, сказки по видам, выявлять характерные художественные приёмы, использовать в речи сказочные обороты, учиться навыкам пересказа и выразительного чтения.

 2.

Русский фольклор. Малые жанры фольклора.

      1

Подобрать пословицы и поговорки, сгруппировать их тематически, нарисовать иллюстрации к известным загадкам

 3.

Детский фольклор

      1

Выполнить письменно задание 1 рубрики «Обогащаем устную речь»                               (с. 8  учебника); конспект статьи учебника            (с. 7-8).  

4.

Сказка как особый жанр фольклора

1

Подготовить по плану пересказ статьи учебника (с. 8 – 10);  конспект статьи учебника            (с. 12).    

  5.

«Царевна-лягушка» - встреча с волшебной сказкой

     1

Подготовить   пересказ сказки «Царевна-лягушка». Подготовить ответы на 2-3-й вопросы учебника          (с. 26).

  6.

15.09

Народная мораль в характерах и поступках героев.

     1

Подготовить ответы на 5 – 6-й вопросы учебника   (с. 26).        

  7.

17.09

Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники.

     1

Найти и выписать выражения, свойственные волшебной сказке.    

8.

  1. 8.

20.09

«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания

     1

Подготовить ответы (устно) на 2- 6-й вопросы учебника                           (с. 38).

9.

22.09

Особенности сюжета сказки. Нравственное превосходство главного героя.

      1

Подготовить выразительное чтение   русских народных сказок: о животных «Журавль и цапля» (с. 40), бытовой «Солдатская шинель»                  (с.42-43), нарисовать иллюстрации

10.

24.09

Сказки о животных.

 «Журавль и цапля».

1

Чтение и анализ социально-бытовых сказок

11.

27.09

Бытовая сказка «Солдатская шинель»

Подготовить вопросы для конкурса на знание народных сказок, иллюстрации к сказкам. Подготовить сообщение о сказочниках, собирателях сказок (А. Афанасьев, Л.Толстой, В.Аникин)

12.

29.09

Контрольная работа по устному народному творчеству

1

Древнерусская литература – 2 ч. 

Планируемые результаты:

Предметные: знать особенности повествования произведений древнерусской литературы, уметь воспринимать и анализировать текст.

 13.

01.10

Возникновение древнерусской литературы. «Повесть временных лет». «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»

     1

Подготовить выразительное чтение и пересказ отрывка из «Повести временных лет» - «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»

(с. 48 - 50)

 14.

04.10

«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».

     1

Подготовить рассказ о М.В.Ломоносове (с. 54 - 55)  

Литература XVIII века – 1 ч.

Планируемые результаты

Предметные: знать особенности содержания произведений, уметь читать текст, уметь воспринимать и анализировать.

15.

06.10

М.В. Ломоносов «Случились вместе два Астронома в пиру…»

1

Подготовить выразительное чтение стихотворения М.В.Ломоносова «Случились вместе два Астронома в пиру…» (с.55)

Литература первой половины XIX века – 24 ч. 

Планируемые результаты:

Предметные: уметь создавать письменные высказывания, знать содержание изучаемых произведений, понимать идею произведений, давать характеристику героям. Сравнивать произведения и их героев. Владеть навыками анализа поэтического произведения ( уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль, особенности, определять настроение).

 16.

08.10

Басня как литературный жанр И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басня «Волк на псарне»

1

Конспект статьи учебника (с.57)

Подготовить рассказ о И.А.Крылове                 ( с.58 - 59); прочитать басни  (по выбору), подготовиться к викторине. Подготовить выразительное чтение наизусть басни «Волк на псарне».(с. 60 - 62). Нарисовать иллюстрацию к басне.

17.

11.10

И.А.Крылов. Басня «Ворона и Лисица». «Свинья под дубом»

2

Подготовить выразительное чтение наизусть одной из басен. Нарисовать иллюстрацию к басне «Свинья под дубом» (с. 63 - 64)

18.

13.10

 19.

15.10

В.А.Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна»

    1

Выразительное чтение сказки «Спящая царевна»( с. 71-81). Подготовить ответы на 2 – 5-й вопросы учебника (с. 82 - 83)

 20.

18.10

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки.

1

Подготовить выразительное чтение наизусть фрагментов сказки «Спящая царевна» (встреча  царевны со старушон кой, описание объятого сном замка)

21.

20.10

Баллада В.А. Жуковского «Кубок»

1

Подготовить выразительное чтение баллады В.А.Жуковского «Кубок» (с.84 - 89). Прочитать статью учебника (с. 89). Выучить определение (с.90).

22.

22.10

Роберт Льюис Стивенсон. Баллада «Вересковый мед»

1

Подготовить выразительное чтение баллады «Вересковый мед» (ч. 2, с. 194- 197); рассказ о писателе (с. 193).

 23.

25.10

А.С.Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Няне».

     1

Подготовить рассказ об А.С. Пушкине( с. 91 - 92).

24.

27.10

А.С. Пушкин.

Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина сюжетов народных сказок

1

Выразительное чтение наизусть отрывка «У лукоморья»

25.

29.10

РР

Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа.

1

Конспект статьи учебника «Рифма. Способы рифмовки. Ритм. Стихотворная и прозаическая речь». (с. 114 - 116). Записать план сказки.    

26.

08.11

А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Борьба добрых и злых сил

     1

Прочитать сказку (с. 95 - 112),

Подготовить художественный пересказ эпизода «Спасение царевны», ответить на вопросы учебника с 3-го по 5-й (с. 112)

27.

10.11

Народная мораль и нравственность в сказке

1

 Выучить наизусть отрывок из сказки.

28.

12.11

Антоний Погорельский. Страницы биографии. Сказка «Черная курица, или Подземные жители»

1

Прочитать сказку Погорельского «Черная курица…»

29.

15.11

Антоний Погорельский. Сказка «Черная курица, или Подземные жители»

     1

Прочитать текст сказки до слов: «Исторический урок  его особенно  беспокоил…» (с. 120 - 138)

Выписать непонятные слова и выражения. Краткий пересказ отрывка.

30

17.11

«Уроки жизни» (по сказке А. Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители»)

     2

Заполнить столбик таблицы «За что любили Алёшу».

31

19.11

Написать РАФТ по сказке А. Погорельского

прочитать сказку Всеволода Гаршина «Attalea princeps»

32

22.11

Вн. чт.

Нравственные уроки сказки Всеволода Гаршина «Attalea princeps»

1

Подготовить сообщение о поэте (с. 150), выразительно             читать стихотворение (с. 151 – 154)

33.

24.11

М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение «Бородино»

1

34.

26.11

Образ простого солдата – защитника Родины в стихотворении «Бородино»

1

Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения «Бородино»

35

29.11

Н.В. Гоголь. Слово о писателе. Сюжет повести «Заколдованное место»

1

Подготовить рассказ о Н.В.Гоголе (с. 157 - 158),   Выразительное чтение произведения (с. 158 - 169), пересказ

36.

01.12

Реальное и фантастическое в сюжете повести

     

     1

Подготовить пересказ эпизода от лица деда. Прочитать другие повести из сборника «Вечера…»

37

03.12

Н.В. Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки»

     1

Повторить изученный материал

38

06.12

Контрольная работа по произведениям первой половины 19 века

2

Прочитать статью в учебнике о Н.А.Некрасове ( с. 171 - 172), составить к ней вопросы,  прочитать  отрывок  из поэмы «Мороз, Красный нос»      

Литература второй половины XIX века – 17 ч.

Планируемые результаты:

Предметные: знать содержание прочитанного произведения, воспринимать, анализировать текст, формулировать идею и проблематику произведений, давать характеристику героям, делать вывод из рассуждения.

39

08.12

«Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос»

     1

Подготовить выразительное чтение наизусть отрывка из поэмы «Мороз, Красный нос».  

Подготовить выразительное чтение стихотворения «Крестьянские дети» (с. 176 - 186)

40

10.12

Мир детства в стихотворении Н.А. Некрасова «Крестьянские дети»

     1

 Прочитать статью учебника об И.С.Тургеневе

(с. 188 - 189), подготовить рассказ о писа -теле.

Прочитать рассказ (с.189 - 206)

41

13.12

И.С. Тургенев.

Слово о писателе. История создания рассказа «Муму».

    1

  Прочитать рассказ до конца (с. 206 - 223)

42

15.12

История отношений Герасима и Татьяны. Герасим и его окружение

    1

Выписать из текста эпитеты, сравнения, предложения, отно- сящиеся к описанию одного из героев:1) Гаврилы;2) Капитона;                 3) Татьяны.  Составить рассказ об этих героях.  

43

17.12

Герасим и Муму. Счастливый год.

     1

Закончить составление плана. Выписать из всего текста рассказа имена и должности всей челяди.

44

20.12

Осада каморки Герасима. Прощание с Муму.

     1

Письменно ответить на вопрос: как изменила Герасима гибель Муму? Выучить наизусть эпизод «Возвращение Герасима домой»

45

22.12

РР

Духовные и нравственные качества Герасима.

     1

Выразительное чтение отрывка «А между тем в ту самую пору…»; создание РАФТов

46

24.12

А.А. Фет.

Слово о поэте. Стихотворение «Весенний дождь»

1

Прочитать стих-е Фета

Выучить наизусть стихотворение «Весенний дождь» (с. 227 )

47

27.12

Л.Н. Толстой.

Рассказ-быль «Кавказский пленник». Сюжет рассказа.

1

Дочитать рассказ до конца. Подготовить устную характе -ристику Дины с использо ванием цитат. Подобрать материал о Жилине и Костылине.

48

12.01

Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы

     1

Составить сравнительную характеристику героев. Подготовить устное сочинение на тему «Жилин и Костылин»

49

14.01

Странная дружба Жилина и Дины.

     1

Написать рассказ от лица Жилина о его знакомстве и дружбе с Диной. Выписать редкие, устаревшие слова и выражения, объяснить их.

50

17.01

РР

 Подготовка к сочинению «Жилин и Костылин: разные судьбы»

1

Написать сочинение на тему «Жилин и Костылин: разные судьбы». Подготовить краткий рассказ о Чехов

51

19.01

А.П. Чехов. Слово о писателе.

«Хирургия»

1

Задание по группам

52

21.01

Вн. чт.

Юмор и сатира в творчестве А.П. Чехова

1

Устное сочинение «Мой любимый рассказ А.П.Чехова»

53

24.01

Образы природы в русской поэзии. Образ весны. Ф.И. Тютчев, А.Н. Плещеев. Образ лета. И.С. Никитин, Ф.И. Тютчев

2

Подготовить выразительное чтение наизусть одного из стихотворений о природе

54

26.01

55

28.01

РР

Образы русской природы в поэзии. Рифма, ритм. Анализ стихотворения

1

Прочитать рассказ И.А.Бунина «Косцы» (с. 4 – 10, часть 2); подготовить рассказ о писателе

Литература XX века – 37 ч.

Планируемые результаты:

Предметные: знать содержание прочитанного произведения, воспринимать, анализировать текст, формулировать идею и проблематику произведений, давать характеристику героям, делать вывод из рассуждения.

56

31.01

И.А. Бунин: страницы биографии. Рассказ «Косцы»

     1

 Прочитать  повесть «В дурном обществе» (с.13 - 31);  подготовить рассказ о писателе (с.12)

57

02.02

В.Г. Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе»

     1

Дочитать повесть «В дурном обществе» до конца. (с. 31 - 48).  

58

04.02

Повесть. Сюжет и композиция повести            «В дурном обществе»

1

Составить рассказы о героях повести: 1) о Васе; 2) о Валеке;

3) о Марусе (сравнить с Соней);                             4) о Тыбурции.

59

07.02

Путь Васи к правде и добру

1

Выполнить письменно задание 11 (с. 49 учебника); подготовить выразительное чтение главы «Кукла» и «Заключение»

60

09.02

Глава «Кукла» - кульминация повести. Простота и выразительность языка повести

      1

Подготовиться к сочинению

61

11.02

РР

Подготовка к сочинению «Как мы становимся взрослыми» (по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»)

1

Чистовик сочинения

62

14.02

С.А. Есенин. Слово о поэте.

Образ родного дома в стихах Есенина

2

Подготовить рассказ о поэте, выучить наизусть стихотворение «Я покинул родимый дом…»

(с. 52)

63

16.02

64

18.02

РР

Стихотворение                 «С добрым утром!». Самостоятельная работа «Картинки из моего детства»

1

Закончить творческую работу, выучить наизусть стих-ие «С добрым утром!»

65

21.02

П.П. Бажов. Рассказ о жизни и творчестве писателя. «Медной горы Хозяйка»

     1

Подготовить выразительное чтение сказа «Медной горы Хозяйка» (с. 57 - 68).Выполнить 5, 6 задания (с. 68)

66

23.02

Язык сказа. Реальность и фантастика в сказе.

     1

Подготовить рассказ о Степане. Выразительное чтение сказа «Малахитовая шкатулка»

67

25.02

Вн. чт. 

Сказы П.П. Бажова.

«Малахитовая шкатулка».

1

 Прочитать рассказ «Тёплый хлеб» (с. 73 - 82). Подготовить рассказ о писателе (с.72)

68

28.02

К.Г. Паустовский: страницы биографии. Сказка «Теплый хлеб». Герои сказки

1

Подготовить выразительное чтение эпизода «Разговор бабки с Филькой»

69

02.03

Нравственные уроки сказки «Теплый хлеб».

 

     1

Выписать сравнения и эпитеты (с определяемыми словами) из описания пути Фильки к Панкрату или выполнить 4-е задание (с.82).

70

04.03

РР Умение видеть необычное в обычном. Лиризм описаний К.Г. Паустовского в сказке «Теплый хлеб»

1

Читать рассказ «Заячьи лапы»

(с.83 - 88)

71

07.03

К.Г. Паустовский.

Рассказ «Заячьи лапы»

     2

Написать (закончить) сочинение-миниатюру, прочитать сказку С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев» (с.91 - 106)

72

09.03

73

11.03

С.Я. Маршак. Слово о писателе.

Пьеса-сказка С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»

     1

Повторить роды литературы. Подготовить выразительное чтение своей роли по полному тексту пьесы.

74

14.03

Положительные и отрицательные герои. Художественные особенности пьесы-сказки

     1

Подготовиться к самостоятельной работе по теме «Роды и жанры литературы».      Выразительное чтение своей роли и рассказ о «своем» персонаже

75

16.03

  А.П. Платонов. Слово о писателе. Маленький мечтатель Андрея Платонова в рассказе «Никита»

1

Прочитать  рассказ «Никита» (с.113 - 121);  подготовить рассказ о жизни писателя (с. 112)

Разделить на пункты третью часть рассказа «Никита»; подготовить рассказ о Никите

76

18.03

Жизнь как борьба добра и зла. Тема человеческого труда в рассказе «Никита».

     2

 Прочитать рассказ В.П.Астафьева «Васюткино озеро» (с. 124 - 133);  Подготовить рассказ о жизни писателя (с.123)

77

21.03

78

23.03

В.П. Астафьев: детство писателя. «Васюткино озеро». Сюжет рассказа, его герои

     1

Дочитать рассказ до конца (с. 133 - 152)

Подготовить ответы на 1 - 6-й вопросы (с. 152)  

79

25.03

Человек и природа в рассказе

В.П. Астафьева «Васюткино озеро»

2

Составить сложный план к сочинению по теме «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит». Становление характера Васютки (по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»)»

80

04.04

81

06.04

РР

Сочинение «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит».

1

Прочитать рассказ Дж. Лондона «Любовь к жизни»

82

08.04

Вн. чт.

Человек в экстремальных ситуациях.

(Дж. Лондон «Любовь к жизни», Б. Житков «Механик Солерно»)

2

Прочитать рассказ Б. Житкова «Механик Солерно»

83

11.04

Написать РАФТ

Прочитать стих-е Твардовского «Рассказ танкиста»

84

13.04

Поэтическая летопись Великой Отечественной войны. А.Т. Твардовский. «Рассказ танкиста»

1

Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения А.Т. Твардовского «Рассказ танкиста» (с. 156 -158)

85

15.04

Подвиг бойцов крепости-героя Бреста. К.М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете…».

1

Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения К.М. Симонова «Майор привез мальчишку на лафете» (с. 160 - 161)

86

18.04

РР

Великая Отечественная война в жизни моей семьи

1

Повторить стихотворения И.А. Бунина, которые изучались в начальной школе

87

20.04

Стихотворения И.А. Бунина. «Помню – долгий зимний вечер…»

     1

Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения И.А.Бунина «Помню – долгий зимний вечер…»     (с. 163 - 164)

88

22.04

Картина В.М. Васнецова «Аленушка». А.А. Прокофьев «Аленушка» («Пруд заглохший весь в зеленой ряске…»). Д.Б. Кедрин «Аленушка» («Стойбище осеннего тумана..»)

     1

Подготовить выразительное чтение наизусть одного из стихотворений  (с. 164 - 165)

89

25.04

Н.М. Рубцов. «Родная деревня».

Дон-Аминадо. «Города и годы»

1

Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения Н.М. Рубцова «Родная деревня» (с.167 - 168)

90

27.04

Саша Черный. Рассказы «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Юмор

     1

 Подготовить рассказ об Ю.Ч. Киме (с. 189)

91

29.04

Вн. чт.

Стихотворения-шутки. Ю.Ч. Ким. «Рыба-кит».

     1

Повторить изученный материал

92

02.05

Контрольная работа

по курсу литературы 20  века

1

Прочитать «Робинзона Крузо»

Из зарубежной литературы – 9 ч.

Планируемые результаты:

Предметные: владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль). Знать этапы жизни писателей, знать содержание прочитанных  произведений, уметь анализировать произведение и характер главного героя.

93

04.05

Даниэль Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо»

2

Инд. задания

94

06.05

Прочитать сказку Х.К.Андерсена «Снежная королева» (с. 216 - 248)

95

09.05

Х.К. Андерсен и его сказочный мир. Сказка «Снежная королева»

1

Подготовить краткий пересказ сказки Х.К. Андерсена «Снежная королева», ответы на вопросы учебника (с.248).

96

11.05

Два мира сказки «Снежная королева»

     2

Письменный ответ на вопрос: почему Герда оказалась сильнее Снежной королевы?

97

13.05

Прочитать литературные сказки (А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане», Х.К.Андерсена «Огниво»,       Б.Гримм «Белоснежка и семь гномов»)

98

16.05

Вн. чт.

Писатели-сказочники и их герои

1

Прочитать отрывок из романа М. Твена «Приключения Тома Сойера» (с. 252  - 268)  

99

18.05

Марк Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера».

Жизнь и заботы Тома Сойера

1

Сравнить Тома и Сида. Подготовить сообщение «Том и его друзья». Пересказать эпизод игры Тома и Джеда в Робин Гуда. Подготовить краткий рассказ об авторе

100

20.05

Том Сойер и его друзья

1

Ответить письменно на вопрос: каким представляется вам Том, какими чертами характера наделил его автор?

Прочитать рассказ Д. Лондона «Сказание  о Кише»               (с.  270 - 280)123

101

23.05

Джек Лондон. Трудная, но интересная жизнь (слово о писателе).

«Сказание о Кише»

     1

Подготовить художественный пересказ понравившихся эпизодов

Повторение и обобщение изученного в 5 классе - 4 часа

102

25.05

Контрольная работа

по курсу литературы 5 класса

1

Прочитать рассказ А.П. Чехова «Каштанка»

103

27.05

Вн. чт. Нравственные уроки литературы о «братьях наших меньших» (А.П. Чехов «Каштанка», А.И. Куприн «Ю-ю», Э.-С. Томпсон «Чинк»)

1

Прочитать рассказ А.И. Куприна «Ю-ю»

Прочитать рассказ Томпсона «Чинк»

Собрать материалы к сочинению

104

105

30.05

31.05

Подведение итогов года.

Рекомендации на лето.

2

VII. Перечень материально - технического обеспечения

образовательного процесса

Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 5 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2013.

Мультимедийные пособия.

  1. Фонохрестоматия для учебника литературы 5 класс.
  2. Уроки литературы в 5 классе. Издательство Кирилла и Мефодия.
  3. Музыкальная шкатулка. Хрестоматия для школьников 5-8-х классов на двух CD – ROM. Коллекция музыкальных произведений русских и зарубежных композиторов.
  4. Библиотека электронных наглядных пособий. Литература 5-11-х классов. М.: ООО «Дрофа» 2004, ООО «Физикон» 2004.
  5. Алиева Л, Торкунова Т. Литература для поступающих в вузы. Тестовый комплекс на CD – ROM. М.: «Айрис-пресс» 2004, Magnamedia 2005.
  6. Электронный сборник критических и литературоведческих работ «Русская литература 19 века в классических разборах «От Белинского до Лотмана».
  7. 1С Познавательная коллекция. А.С. Пушкин в зеркале двух столетий.
  8. Детская мультимедийная интерактивная энциклопедия Кирилла и Мефодия.

Интернет-ресурсы.

Библиотеки:

Электронная библиотека нехудожественной литературы по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам. Книги, периодика, графика, справочная и техническая литература для учащихся средних и высших учебных заведений. Статьи и книги по литературе, истории, мифологии, религии, искусству, прикладным наукам, художественные галереи и коллекции.

Образовательный портал «Древнерусская литература».

Библиотека Гумер-гуманитарные науки (например, литературоведение).

Каталог электронных энциклопедий (ссылки) по разным направлениям.

Библиотека Максима Мошкова.

Сервер "Литература" объединяет информацию о лучших литературных ресурсах русского Интернета: электронные библиотеки, рецензии на книжные новинки, литературные конкурсы и многое другое. На сервере также размещен сетевой литературный журнал "Словесность".

Коллекция: русская и зарубежная литература для школы.

Сайт мировых новостей о литературе.

Электронная библиотека современных литературных журналов России.

Сайт о древней литературе Руси, Востока, Западной Европы; о фольклоре.

Сайт института русской литературы (Пушкинский дом) Российской Академии наук (статус государственного учреждения).

Сайт посвящен современной русской литературе.

  • http://feb–web.ru

Сайт Президентской библиотеки им. Б. Н. Ельцина

Электронные наглядные пособия:

Библиотекарь. РУ

Русская литература 18-20 вв.

Большая художественная галерея

Экранно-звуковые пособия:

Золотой стихофон  

Русская классическая литература

Всероссийская инновационная программа Аудиохрестоматия. Мировая литература голосами мастеров сцены.

  •  http://аудиохрестоматия. рф

 

Театр:

Сайт объединяет информацию о театрах России (ссылки), персональных страничках актеров, о премиях и фестивалях театрального искусства и т.д.

Музеи:

Государственный Бородинский военно-исторический музей.

Музей-заповедник «Московский Кремль».

Государственный Эрмитаж.

Портал «Музеи России».

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина.

Новгородский государственный объединенный музей-заповедник.

Всероссийский музей А.С.Пушкина.

Музей-заповедник «Петергоф»

Государственный Русский музей.

Государственный исторический музей.

Государственная Третьяковская галерея.

VIII. Формы и средства контроля

Промежуточный:

пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица); выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, составление простого и сложного плана по произведению, в том числе цитатного, комментирование, характеристика литературного героя.

Итоговый:

тест, включающий задания (с выбором  ответа, с кратким ответом), проверяющий начитанность учащихся, знание теоретико-литературных понятий, сочинение на основе литературного произведения или анализ эпизода.

        Проекты:

Электронная презентация «Достопримечательности Санкт-Петербурга (по мотивам сказки А. Погорельского)» (индивидуальный, срок реализации-1 неделя)

Электронный альбом «Стихи о Родине,  родной природе в иллюстрациях» (коллективный, срок реализации-1 неделя)

Литературный праздник (коллективный, срок реализации-1 месяц)

Портфолио читателя «Я художник-иллюстратор» (индивидуальный, срок реализации-1 год)

Оценка устных ответов.

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

  • знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;
  • умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;
  • понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;
  • знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;
  • умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;
  • уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:

Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Оценка сочинений.

Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

С помощью сочинений проверяются:

а) умение раскрыть тему;

б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

в) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.

 Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:

соответствие работы ученика теме и основной мысли;

полнота раскрытия темы;

правильность фактического материала;

последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений учитывается:

разнообразие словаря и грамматического строя речи;

      стилевое единство и выразительность речи;

число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.

Примечание:

 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.

2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

3. На оценку сочинения  распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.

3. Оценка тестовых работ.

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 – 100 %;

«4» - 78 – 89 %;

«3» - 60 – 77 %;

«2»- менее 59 %. 

В результате изучения литературы ученик должен знать:

содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

работать с книгой

определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

выявлять авторскую позицию;

выражать свое отношение к прочитанному;

выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

владеть различными видами пересказа;

строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

Произведения для заучивания наизусть.

Пословицы и поговорки.

В.А. Жуковский. «Спящая царевна» (отрывок).

И.А. Крылов. Басни.

А.С. Пушкин. «У лукоморья…».Няне.

Н.А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…», отрывок из стихотворения «Крестьянские дети» («Однажды в студёную, зимнюю пору…»)

 А.А. Фет. Весенний дождь.

М.Ю. Лермонтов. Бородино.

С.А. Есенин. «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» (на выбор).

По теме «Великая Отечественная война» 1-2 стихотворения  (по выбору учащихся).

По теме «О Родине и родной природе» 1-2 стихотворения (по выбору учащихся).

IX. Список литературы

Для учащихся:

Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. - М.: Дрофа, 2007.

Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 5 класс. - М.: Просвещение, 2008.

Литература: 5 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2008.

Маранцман В.Г. Времена года: Рабочая тетрадь по литературе для 5-6 классов. - СПб.: Просвещение, 2004.

Обернихина ГА, Соколова Л.Э., Вольнова И.П., Емельянова Т.В. Как написать сочинение?: Рабочая тетрадь для 5-8 классов. - СПб.: Просвещение, 2006.

Русский фольклор: Словарь-справочник / Сост. Т.В. Зуева. - М.: Просвещение, 2005.

Шайтанов И.О., Свердлов М.И. Зарубежная литература: Учебник-хрестоматия: 5-7 классы.-М.: Просвещение, 2006.

Для учителя:

Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2008.

Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. - М.: Вербум, 2004.

Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2006.

Колокольцев Е.Н. Альбом иллюстраций: Литература: 5 класс. - М.: Просвещение, 2005.

Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 5 класс. - М.: Просвещение, 2006.

Матвеева Е.И. Литература: 5 класс: Тестовые задания к основным учебникам: Рабочая тетрадь / Е.И.Матвеева. - М.: Эксмо, 2009.

Тумина Л.Е. Творческие задания. 5-7 классы. - М.: Дрофа, 2007.

Гурьянская Б.И., Холодкова Л.А. и др. Литература в 5 классе: Урок за уроком. - М.: ООО ТИД «Русское слово - PC», 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....