Рабочая программа по литературе 7 класс
рабочая программа по литературе (7 класс)

Рабочая программа составлена на основе примерной Программы основного общего образования по литературе и Программы «Литература, 5-9 классы», сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина – М.: Просвещение, 2014. Данная программа ориентирована на УМК Литература 7 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2ч./ В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин - М.: Просвещение, 2013. Рабочая программа составлена на текущий учебный год и рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю, 35 учебных недель). Прохождение программы в праздничные дни обеспечивается за счет объединения тем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

"СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА  №  2"

 П.Г.Т. УРЕНГОЙ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «СОШ № 2»

п.г.т. Уренгой

___________        Е.В.Крепешева        

Приказ №  

 от      августа 2019 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе для 7 класса основного общего образования

 (предмет, класс, уровень образования)

Препута Елены Прокопьевны, первая квалификационная категория

(Ф.И.О. учителя, категория)

 

2019/2020 учебный год, срок реализации 1 год

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по образовательному процессу

  __________  М.А. Гречишникова                              

          РАССМОТРЕНО

          на заседании методического объединения

          протокол № 1

          от   августа 2019 г.  

                                 

          _______И. А.Семыкина, руководитель ШМО

     

                                                       

                                                     

п.г.т. Уренгой

2019

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе примерной Программы основного общего образования по литературе и Программы «Литература, 5-9 классы», сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина – М.: Просвещение, 2014.

Данная программа ориентирована на УМК Литература 7 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2ч./ В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин - М.: Просвещение, 2013.

Рабочая программа составлена на текущий учебный год и рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю, 35 учебных недель).    Прохождение программы в праздничные дни обеспечивается за счет объединения тем.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

 Цель: приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Задачи:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Концепция курса: изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 7 классе это освоение различных жанров фольклора, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Отличительные особенности программы: в целом программа соответствует Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта. Текст рассматривается в триединстве значения, формы и функции. Чётко прослеживаются межпредметные связи с русским языком, историей, искусством. Это определяет развивающий характер обучения.

Используемые технологии: проблемно-поисковые, информационно-коммуникационные, а также интеграция педагогических технологий, основанная на межпредметных связях с русским языком, историей, музыкой и изобразительным искусством.

Обоснование выбора УМК: в целях литературного образования учащихся 7 класса выбран данный УМК, так как главной идеей программы является изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от нее - к русской литературе XVIII, XIX  и XX веков. В программе соблюдена системная направленность. Учебный материал включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы. В каждом классе затронута одна из ведущих проблем литературного образования.

  1. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования предметными результатами изучения предмета «Литература» в 7 классе являются:

  1. Понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX-XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
  2. Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявления заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
  3. Умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  4. Определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание и роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа), владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
  5. Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
  6. Формирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
  7. Умение интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения;
  8. Понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
  9. Восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
  10. Умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
  11. Написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
  12. Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства, эстетическое восприятие произведений литературы, формирование эстетического вкуса;
  13. Понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных средств в создании художественны образов литературных произведений.
  1. Содержание учебного предмета

Введение (1 час)

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.

Устное народное творчество (5 часов)

Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы»,  «Петр и плотник».

Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок.

Эпос народов мира. Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда.

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

Новгородский цикл былин. «Садко»

«Калевала» — карело-финский мифологический эпос.

Сборники пословиц. Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты,   сравнения,   метафоры).

Из древнерусской литературы (3 часа)

 «Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии  Муромских».   Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности. Народно-поэтические мотивы в повести.

«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.

Из русской литературы XVIII века (2 часа)

Михаил Васильевич Ломоносов. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.

Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленье...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.

Из русской литературы XIX века (30 часов)

Александр Сергеевич Пушкин (8 часов). Краткий рассказ о писателе.

«Полтава» («Полтавский    бой»), «Медный    всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции.  Своеобразие языка.  Основная мысль стихотворения. Смысл   сопоставления   Олега   и   волхва.   Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

 «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о значении труда летописца для последующих поколений.

«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.

Михаил Юрьевич Лермонтов (3 часа)

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэте.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.

 «Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел». 

Николай Васильевич Гоголь (3 часа)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести. Особенности   изображения людей и природы в повести.

Иван Сергеевич Тургенев (2 часа)

 Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении   пейзажа. Художественные особенности рассказа.

Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.

Николай Алексеевич Некрасов (2 часа)

 Краткий рассказ о писателе.

«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.

«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)

Алексей Константинович Толстой (1 час)

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (3 часа)

Краткий рассказ о писателе.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».

«Дикий помещик». Для самостоятельного чтения.

Лев Николаевич Толстой (2 часа)

Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало литературного творчества).

«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Maman» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.

Антон Павлович Чехов (4 часа)

Краткий рассказ о писателе.

«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.

«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.)

 «Край ты   мой, родимый  край…» (обзор)

Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе (1 час)

В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. Фет. «Вечер», «Это утро...»; Ф. Тютчев. «Весенние воды», «Умом Россию не понять...»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

Из русской литературы XX века (12 часов)

Иван Алексеевич Бунин (2 часа)

 Краткий рассказ о писателе. «Цифры».  Воспитание детей в семье.  Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых.

«Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.

Максим Горький (4 часа)

Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.

«Старуха Изергиль»  («Легенда  о Данко»).

Владимир Владимирович Маяковский (2 часа)

Краткий рассказ о писателе.

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма,  словотворчество Маяковского.

«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.

Леонид Николаевич Андреев (1 час)

Краткий рассказ о писателе.

«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.

Андрей Платонович Платонов (3 часа)

Краткий рассказ о писателе.

«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.

Борис Леонидович Пастернак (2 часа)

Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.

Из литературы второй половины XX века (15 часов)

На дорогах войны

Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов—участников войны. А. Ахматова. «Клятва»; К. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; стихи А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.

Федор Александрович Абрамов.

Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.

Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.

«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.

Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.

«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.

 «Тихая моя Родина» (обзор)

Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.

«Снега потемнеют синие.,.», «Июль макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о неразделимости судьбы человека и народа.

Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.

Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко

М. Зощенко. Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.

Песни на слова русских поэтов XX века

А.Н. Вертинский «Доченьки», И.А.Гофф «Русское поле», С. Есенин. «Отговорила роща золотая...»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...»; Б. Окуджава. «По смоленской дороге...». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.

Из литературы народов России (1 час)

Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте.

«Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине».

Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности дагестанского поэта.

Из зарубежной литературы (5 часов)

Роберт Бернс. Особенности творчества. «Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.

Джордж Гордон Байрон. «Душа моя мрачна…».  Ощущение трагического разлада героя с жизнью, с окружающим его обществом. Своеобразие романтической поэзии Дж.Г.Байрона. Дж.Г. Байрон и русская литература. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.

Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.

О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.

Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы». Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра.

Формы обучения:

 Урок-беседа, урок-исследование, урок-лекция, урок-семинар, урок-экскурсия, урок развития речи.

 Методы и приёмы обучения:

Данная программа предусматривает как формирование умений аналитического характера, так и умений, связанных с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельности самого ученика.

  1. Выразительное и комментированное чтение, пересказ.
  2. Литературоведческий анализ лирического текста.
  3. Составление партитуры текста при подготовке к выразительному чтению стихов;
  4. Проблемный диалог, беседа, дискуссия;
  5. Работа с учебником; различные виды переработки учебного текста: составление плана, тезисов, конспектов;
  6. Анализ художественного текста с точки зрения содержания и формы, формулирование вопросов к фрагменту текста;
  7. Устные сообщения  учащихся, отзыв на сообщения одноклассников
  8. Творческие работы, анализ работ, редактирование.
  1. Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Дата

Тема урока

Основное содержание

Примечание

Введение (1 час)

1.

02.09

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.

Идея. Проблема. Проблематика. Тема. Тематика.

Устное народное творчество (5 часов)

2.

06.09

Предания как поэтическая автобиография народа.

Исторические события в преданиях.

«Воцарение Ивана Грозного». «Сороки-Ведьмы». «Пётр и плотник».

3.

08.09

Понятие о былине.

Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя былины «Вольга и Микула Селянинович», прославление мирного труда.

Былина как жанр героического эпоса.

Гипербола (развитие представлений).

4.

13.09

Урок внеклассного чтения. Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Черты характера Ильи Муромца. Особенности былинного стиха и поэтических интонаций. Роль гиперболы в былинах.

Мифологический эпос (начальные представления). Былинный стих. Поэтическая интонация. Героический эпос.

5.

15.09

Урок внеклассного чтения Новгородский цикл былин. «Садко».

Своеобразие былины, поэтичность её языка.

6.

20.09

Пословицы и поговорки.

Особенности смысла и языка пословиц.

Афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений).

Из древнерусской литературы (3 часа)

7.

22.09

Нравственные заветы Древней  Руси в «Поучении» Владимира Мономаха (отрывок). Поучение как жанр древнерусской литературы.

Поучение (начальные представления). Летопись (развитие представлений).

8.

27.09

Нравственные идеалы Древней Руси в «Повести о Петре и Февронии Муромских». Высокий моральный облик главной героини. Прославление любви и верности.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских».

9.

29.09

Урок развития речи. Подготовка к письменной работе по древнерусской литературе.

 

1. Народная мудрость в произведениях устного народного творчества.

2. Что воспевает народ в героическом эпосе?

3. Нравственные идеалы и заветы Древней Руси.

4. В чём значение древнерусской литературы для современного читателя?

.

Из русской литературы XVIII века (2 часа)

10.

04.10

М.В. Ломоносов. Слово о поэте и учёном. Размышления автора  о Родине, российской науке и её творцах, призыв к миру в стихотворении «К статуе Петра Великого» и «Оде на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».

 «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».

Понятие о жанре оды. Обучение выразительному чтению.

11.

06.10

Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества в стихотворениях   Г. Р. Державина «Река времён в своём стремленьи», «На птичку…», «Признание».

Г.Р. Державин. «Река времён в своём стремленьи…»,

Из русской литературы XIX века (30 часов)

Творчество Александра Сергеевича Пушкина (8 часов)

12.

11.10

Слово об А.С.Пушкине. Интерес поэта к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат, образы Пётра I и Карл XII в отрывке из поэмы «Полтава».

А.С. Пушкин. Слово о поэте. Интерес Пушкина к истории России. «Полтава» (отрывок).

Обучение выразительному чтению.

13.

13.10

Выражение чувства любви к Родине, прославление деяний Петра I, образ автора во вступлении к поэме А.С.Пушкина «Медный всадник».

А.С. Пушкин. «Медный всадник» (отрывок).

Образ автора.

14.

18.10

 «Песнь о вещем Олеге» А.С. Пушкина и её летописный источник. Смысл сопоставления Олега и волхва, особенности композиции, языка, содержания и формы баллады.

Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Развитие понятия о балладе.

15.

20.10

Урок развития речи.

Сцена в Чудовом монастыре из трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов».  Образ летописца Пимена. Значение труда летописца в истории культуры.

16.

25.10

Изображение «маленького человека, призыв к уважению его человеческого достоинства в повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель».  Гуманизм повести.

А.С. Пушкин. «Станционный смотритель» - произведение из цикла «Повести Белкина». Повесть (развитие представлений).

17.

27.10

Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского». Развитие понятия о повести.

Повесть (развитие представлений). Умение сопоставлять эпизоды.

Творчество Михаила Юрьевича Лермонтова (3 часа)

18.

08.11

Слово о Лермонтове. Картины быта  XVI века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

19.

10.11

Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Особенности сюжета и художественной формы поэмы..

Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов. Фольклорные начала в «Песне…». Образы гусляров и образ автора

 

20.

15.11

Проблема гармонии человека и природы в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива». Мастерство поэта в создании художественных образов в стихотворениях «Молитва», «Ангел».

М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива…». «Молитва», «Ангел».

21.

17.11

Урок контроля. Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова. Тестовые задания.

Контроль по изученной теме.

Творчество Николая Васильевича Гоголя (3 часа)

22.

22.11

Слово о  Н.В.Гоголе.  Историческая и фольклорная основа повести «Тарас Бульба». Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев.

Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие представлений).

23.

24.11

Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести.

Литературный герой (развитие понятия).

24.

29.11

Урок развития речи. Подготовка к домашнему сочинению по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

«Авторская оценка образа Тараса Бульбы», «Смысл противопоставления образов Остапа и Андрия в повести Гоголя «Тарас Бульба»

Творчество Ивана Сергеевича Тургенева (2 часа)

25.

01.12

Слово об И.С.Тургеневе.  Гуманистический пафос цикл рассказов «Записки охотника.  Нравственные проблемы, художественные достоинства и герои рассказа «Бирюк».

И.С. Тургенев. «Бирюк».

Мастерство И.С. Тургенева в изображении картин природы и внутреннего состояния человека.

26.

06.12

Урок развития речи. Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе «Русский язык», «Близнецы», «Два богача». Особенности жанра.

Стихотворение в прозе.

Творчество Николая  Алексеевича Некрасова (2 часа)

27.

08.12

Слово о  Н.А.Некрасове. Историческая основа поэмы «Русские женщины». Величие духа  русской женщины в I части поэмы «Княгиня Трубецкая».

Поэма (развитие понятия). Трёхсложные размеры стиха (развитие понятия).

28.

13.12

Урок внеклассного чтения. «Размышления у парадного подъезда» и другие стихи о судьбе народа. Боль поэта за судьбу народа. Образ Родины.

Творчество Алексея Константиновича Толстого (1 час)

29.

15.12

Урок внеклассного чтения. Слово об А.К.Толстом.  Правда и вымысел,  конфликт «рыцарства» и самовластья в исторических балладах  «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин».  

Творчество Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина (3 часа)

30.

20.12

Слово о писателе Салтыкове-Щедрине. Нравственное превосходство человека из народа и авторское осуждение его покорности в сказке «Как один мужик двух генералов прокормил».

М.Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. «Сказки для детей изрядного возраста». «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Сатирическое изображение нравственных пороков общества. Смысл противопоставления генералов и мужика.

31.

22.12

Урок развития речи. Смысл названия сказки Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик». Понятие о гротеске.

Подготовка к домашнему сочинению «Средства создания комического в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина».

32.

10.01

Урок контроля.

 «Проблемы и герои произведений Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина».

Знания по прочитанным произведениям в игровой форме (литературный ринг)

Творчество Льва Николаевича Толстого (2 часа)

33.

12.01

Слово о Л.Н.Толстом. Автобиографический характер повести «Детство». Сложность взаимоотношений детей и взрослых.

34.

17.01

Главный герой повести Л.Н. Толстого «Детство», его чувства, поступки и духовный мир.

Творчество Антона Павловича Чехова (4 часа)

35.

19.01

Слово об А.П.Чехове. Живая картина нравов, осмеяние душевных пороков в рассказе «Хамелеон» смысл его названия.

А.П. Чехов.  «Хамелеон».

36.

24.01

Средства создания комического в рассказе А.П. Чехова «Хамелеон».

Развитие понятий о юморе и сатире.

37.

26.01

Урок внеклассного чтения. Два лица России в рассказе А.П. Чехова «Злоумышленник».

38.

31.01

Урок внеклассного чтения. Смех и слёзы в рассказах А.П. Чехова «Тоска», «Размазня».

Стихи русских поэтов XIX века о родной природе (1 час)

39.

02.02

Урок развития речи. Стихи русских поэтов XIX века В.А. Жуковского, А.К. Толстого,  И.А. Бунина о родной природе.

Обучение анализу лирического текста. Подготовка к домашнему сочинению по русской поэзии XIX века.

Из русской литературы первой половины XX века (12 часов)

Творчество Ивана Алексеевича Бунина (2 часа)

40.

07.02

Слово об И.А.Бунине.  Сложность взаимопонимания детей и взрослых, авторское решение этой проблемы в рассказе «Цифры»

И.А. Бунин. «Цифры».

41.

09.02

Урок развития речи. Нравственный и философский смысл рассказа  Бунина «Лапти». Мастерство Бунина-прозаика и поэта.

И.А. Бунин. «Лапти».

Творчество А.М.Горького (4 часа)

42.

14.02

Слово о Максиме Горьком. Автобиографический характер повести «Детство». Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин.

М. Горький. «Детство» (главы). Изображение быта и характеров.

43.

16.02

«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина Ивановна, Алёша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело. Вера в творческие силы народа.

Понятие о теме и идее произведения.

44.

21.02

Обучение анализу эпизода из повести М. Горького «Детство» (по выбору учителя).

Портрет как средство характеристики героя.

45.

23.02

Урок внеклассного чтения. Романтический характер «Легенды о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль».

Творчество Владимира Владимировича Маяковского (2 часа)

46.

28.02

Слово о В.В.Маяковском.   Своеобразие художественной формы стихотворения Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Смысловая роль ритма и рифмы.

В.В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

47.

02.03

Урок внеклассного чтения. Сложность и тонкость внутреннего мира лирического героя стихотворения В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям». Его гуманизм и сочувствие ко всему живому.

Понятие о лирическом герое.

Творчество Леонида Николаевича Андреева (1 час)

48.

07.03

Слово о Л.Н.Андрееве. Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека в рассказе Л.Андреева «Кусака», его гуманистический пафос.

Л.Н. Андреев. «Кусака».

Творчество Андрея Платоновича Платонова (3 часа)

49.

09.03

Слово об А.Платонове. Призыв к состраданию и уважению к человеку в рассказе «Юшка». Друзья и враги главного героя, его непохожесть на других людей.

А.П. Платонов.  «Юшка».

50.

14.03

Урок внеклассного чтения. Труд как основа вечных нравственных  ценностей в рассказе Платонова «В прекрасном и яростном мире».

А.П. Платонов. «В прекрасном и яростном мире». Своеобразие языка прозы А.П. Платонова.

51.

16.03

Урок развития речи. Сочинение «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» (по произведениям писателей XX века).

Творчество Бориса Леонидовича Пастернака (2 часа)

52.

21.03

Б.Л. Пастернак. Слово о поэте. Своеобразие картин природы в лирике Пастернака. Способы создания поэтических образов в стихотворениях «Июль», «Никого не будет в доме…».  

53.

23.03

Контрольная работа.

Письменный анализ эпизода или одного стихотворения.

Из литературы второй половины XX века (15 часов)

Проза и поэзия (9 часов)

54.

04.04

Урок внеклассного чтения. Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А. Ахматовой, К. Симонова, А. Суркова, А. Твардовского, Н. Тихонова и др.

Особенности лирических произведений о великой Отечественной войне.

.

55.

06.04

Ф.А. Абрамов. Слово о писателе. Эстетические и нравственно-экологические проблемы в рассказе «О чём плачут лошади».

Понятие о литературной традиции. Литературные традиции в рассказе,

56.

11.04

Е.И. Носов. Слово о писателе. «Нравственные проблемы рассказа «Кукла» («Акимыч», «Живое пламя»).

Обучение целостному анализу эпического произведения.

Подготовка к домашнему сочинению.

57.

13.04

Ю.П. Казаков. Слово о писателе Взаимовыручка как мерило нравственности человека в рассказе  «Тихое утро».

Герои рассказа и их поступки.

58.

18.04

Стихи поэтов XX века о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Рубцов, Н. Заболоцкий и др.).

Единство человека и природы. Общее и индивидуальное в восприятии природы русским поэтом.

59.

20.04

А.Т. Твардовский. Слово о поэте. «Философские проблемы в стихотворениях «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета…», «На дне моей жизни…».  

Развитие понятия о лирическом герое.

60.

25.04

Слово о писателе, учёном, гражданине Д.С. Лихачёве. «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодёжи. 

Публицистика, мемуары как жанр литературы.

61.

27.04

Слово о М.М. Зощенко. Смешное и грустное в рассказе «Беда».

62.

02.05

Урок внеклассного чтения.

Песни на слова русских поэтов XX века. Лирические размышления о жизни, времени и вечности.

А.Вертинский»Доченьки».

И. Гофф «Русское поле». Б.Ш. Окуджава «По смоленской дороге…».  

Из литературы народов России (1 час)

63.

04.05

Рассказ о дагестанском поэте Расуле Гамзатове.  Размышления поэта об истоках и основах жизни.

«Опять за спиною родная земля…», «Я вновь пришёл сюда и сам не верю…», «О моей Родине».

Из зарубежной литературы (7 часов)

64.

09.05

Слово о шотландском поэте Р.Бёрнсе, народно-поэтическая основа и своеобразие его  лирики. 

Представления поэта о справедливости и честности в стихотворении «Честная бедность»

65.

11.05

Слово об английском  поэте Дж. Г. Байроне.  Прославление подвига во имя свободы Родины.

«Ты кончил жизни путь, герой…»

Обучение выразительному чтению. Анализ поэтических интонаций.

66.

16.05

Особенности жанра японских хокку.

67.

18.05

Слово об американском писателе О.Генри. Преданность и жертвенность во имя любви в рассказе «Дары волхвов»

68.

23.05

Урок внеклассного чтения. Слово об американском писателе-фантасте Р.Д.Брэдбери. фантастический рассказ-предупреждение «Каникулы», мечта о победе добра.

69.

25.05

Контрольно-обобщающий урок «По страницам прочитанных книг»

70.

30.05

Итоговый урок. Выявление уровня литературного развития учащихся 7-го класса.

Итоги года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....