Урок литературы в 5 классе 7 и 8 апреля К. Г. Паустовский "Тёплый хлеб"
учебно-методический материал по литературе (5 класс)

 

Урок  литературы в 5 классе 

Тема: К.Г. Паустовский «Теплый хлеб»

Тип: открытие новых знаний

Время и длительность: 1 урок   11.30 – 12.00

 

План урока:

1. Жизнь и творчество К.Г. Паустовского.

2 .Послушать аудиозапись сказки «Тёплый хлеб», перейдя по ссылке  https://drive.google.com/drive/folders/1vkl1pv8QZmztntzgY_W0lUDNNRnGlksa

3. Прочитать статью о произведении «Теплый хлеб»» на сайте учителя.

4. Письменно (в тетрадях) ответить на вопросы, размещённые в учебнике на странице 82

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_7_aprelya.docx18.08 КБ

Предварительный просмотр:

Здравствуйте, ребята.

Вы уже встречались с произведениями Константина Георгиевича Паустовского и изучали его биографию. Вспомним, что мы знаем о нём?

  1. Слово о писателе.

 Родился писатель в 1892 году в Москве. После нескольких переездов семья поселилась в Киеве. Паустовский учился в 1-й Киевской классической гимназии. Когда он был в шестом классе, отец оставил семью, и Паустовский был вынужден зарабатывать на жизнь и учёбу репетиторством. Киев остаётся для писателя городом юности, о котором он вспоминает с теплотой: «Весна в Киеве начиналась с разлива Днепра. Стоило только выйти из города на Владимирскую горку, и тотчас перед глазами распахивалось голубоватое море…».

 В 1914 году, когда началась Первая мировая война, Константин Георгиевич переехал в Москву поближе к родным.

А когда началась Великая Отечественная война, Константин Паустовский стал военным корреспондентом.

«Моя писательская жизнь началась с желания всё знать, всё видеть и путешествовать», – говорил Константин Георгиевич. Любовь к книгам у Паустовского началась, когда в канун 1900 года мама положила под ёлку для своего сына Кости книгу сказок Ханса Кристиана Андерсена. Эта книга для будущего писателя стала драгоценным подарком.

Знакомство писателя с мещёрским краем тоже было необыкновенным. В булочной ему завернули хлеб в бумагу, на которой был обрывок карты. Забыв о хлебе, он начал изучать её. «Я рассматривал карту, пытаясь найти на ней знакомый город или железную дорогу, чтобы определить, где находится этот край...».

 Особое место в творчестве писателя занимают рассказы и сказки о природе и животных для детей. У Паустовского обычные явления природы становятся удивительными, фантастическими, говорящими. Своё стремление к чуду писатель воплотил в сказках: «Дремучий медведь», «Растрёпанный воробей», «Заботливый цветок», «Квакша», «Похождение жука-носорога» и, конечно, сказка «Тёплый хлеб».

К. Г. Паустовский никогда не считал сказку легкомысленным или несерьёзным жанром. Для него написание книги для детей было очень важным и ответственным занятием. Почему? Потому что именно истории для детей требовали от него наибольшей сосредоточенности: «Сказку пишешь,  почти не дыша, чтобы не сдуть тончайшую пыльцу, которой она покрыта. И пишешь быстро, потому что мелькание света, теней и отдельных картин происходит стремительно и легко. Нельзя опоздать, нельзя отстать от бега воображения. Сказка окончена. И хочется с благодарностью еще раз взглянуть в те сияющие глаза, где она живёт постоянно» (К. Г. Паустовский «Золотая роза. Животворящее начало»).

Паустовский писал про сказки: «Сказка нужна не только детям, но и взрослым. Она вызывает волнение – источник высоких и человечных страстей. Она не даёт нам успокоиться и показывает всегда новое: сверкающие дали, иную жизнь, она тревожит и заставляет страстно желать этой жизни…»

Сказка «Тёплый хлеб» очень похожа на быль. Написана она была в 1954 году и издана впервые в детском журнале «Мурзилка».

  1. Послушайте аудиозапись сказки, перейдя по ссылке https://drive.google.com/drive/folders/1vkl1pv8QZmztntzgY_W0lUDNNRnGlksa

  1. Прочитайте статью о произведении «Тёплый хлеб»

В начале повествования писатель знакомит нас с событиями, которые происходят в годы Гражданской войны: «Когда кавалеристы проходили через деревню Бережки, немецкий снаряд разорвался на околице и ранил в ногу вороного коня». Раненого коня берёт к себе мельник Панкрат. Он смог его вылечить, а вот прокормить не может, и стал конь ходить по деревне «побираться». Деревенские жители жалели его. Однажды конь постучал в калитку Филькиной бабки, надеясь, что его накормят. Но здесь жил мальчик Филька, который был злым, молчаливым, неласковым, он бросил краюху хлеба в снег. И после этого начались в Бережках чудеса.

Сюжет развивается так, что реальные события тесно переплетаются с фантастическими. Автор рассказывает читателю о том, как всё поменялось в природе. После злого поступка Фильки, обидевшего коня, вдруг засвистел ветер, задул снег, началась метель, и колючий мороз прошёл по деревне. Природа отвечает на злой поступок Фильки. А его бабка рассказала о том, что сто лет назад в деревне уже был лютый мороз. Тогда обидел злой мужик раненого солдата. Случай, рассказанный бабкой, схож со случаем, который произошёл с Филькой и раненым конем. Писатель не оправдывает поступок Фильки, но даёт надежду, что можно всё исправить. По совету бабки Филька обращается к мельнику Панкрату за помощью, понимая жестокость своего поступка, необратимость того, что произошло в деревне.

Мельник Панкрат – один из главных героев сказки, воплощающий в себе народную мудрость, терпение, рассудительность. Мельник подбадривает Фильку, даёт ему совет – нужно запустить мельницу. Панкрат поступает мудро, понимая, что мальчик осознал свою вину. Сказка заканчивается примирением коня и Фильки. Филька искупает свою вину добрым поступком, конь его прощает: «Конь помотал головой, подумал, потом осторожно вытянул шею и взял, наконец, хлеб из рук Фильки мягкими губами. Съел один кусок, обнюхал Фильку и взял второй кусок.

Образ хлеба красной нитью проходит через всю сказку. Сначала это мельница, потом солдат, просящий хлеб, раненый конь, кусок хлеба ест Филька, хлеб помогает примирить коня и Фильку. С этим словом мы связываем дом, семью, труд, землю, достаток.

В сказке победило добро благодаря тёплому хлебу. На Руси всегда с почтением относились к хлебу. Хлеб – всему голова!

  1. Работа с текстом

Письменно (в тетрадях) ответьте на вопросы, данные в учебнике, на странице 82.

Ответы высылайте на электронную почту   swetlanacondratjewa@yandex.ru

К 11апреля


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературы для 5 класса по сказке К. Г. Паустовского "Тёплый хлеб"

Цели урока:Обучающие:Обучение анализу произведения в единстве формы и содержания, обучение выразительному чтению, обучение анализу текста с точки зрения использования средств речевой выразительн...

Разработка урока литературы для 5 класса по сказке К. Г. Паустовского "Тёплый хлеб". Урок №2

Цели урока:Обучающие:Обучение анализу произведения в единстве формы и содержания, обучение выразительному чтению. Обучение анализу текста с точки зрения использования средств речевой выразительн...

Разработка урока литературы для 5 класса по сказке К.Г. Паустовского "Тёплый хлеб". Урок №3

Цели урока:Обучающие:Обучение анализу произведения в единстве формы и содержания, обучение выразительному чтению. Обучение анализу текста с точки зрения использования средств речевой выразительн...

Урок литературы в 5 классе. Понятие добра и зла в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб». Нравственные уроки сказки.

Урок литературы в 5 классе. Понятие добра и зла в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб».  Нравственные уроки  сказки. Я назвала бы свой урок уроком обобщения.Задача - заставить работать...

Урок литературы в 5 классе по сказке К.Г.Паустовского "Тёплый хлеб"

План-конспект и технологическая карта урока литературы в 5 классе по сказке К.Г.Паустовского "Тёплый хлеб"...

Конспект урока литературы в 5 классе. Уроки доброты в сказке К.Г. Паустовского "Тёплый хлеб"

В работе представлен урок по литературе в 5 классе (УМК Коровиной). Тип урока - урок по закреплению новых знаний и способов деятельности, который включает в себя деятельностную цель (формирование у уч...

Открытый урок литературы в 5 классе по сказке К.Г. Паустовского "Тёплый хлеб"

Урок составлен в соостветствовании с требованиями ФГОС на основе деятельностного подхода. Является вторым уроком в изучении темы "Сказка Паустовского "Тёплый хлеб". Тип урока: системати...