Урок по рассказу Куприна "Святая ложь"
план-конспект урока по литературе (6 класс)
Рассказ Куприна заставляет задуматься. бывает ли ложь святой. При анализе используются приёмы "чтение с остановками", "дерево предсказаний", "фишбоун". Проблематика произведения, элементы технологии критического мышления позволяют рассматривать его практически в любом классе среднего и старшего звена.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 882.59 КБ |
Предварительный просмотр:
«Замаскированная правда» (анализ рассказа А.Куприна «Святая ложь»)
1 этап. Приветствие
Послушайте притчу\стих\ и назовите ключевые слова
Не понимая благородства,
Которое и там, и тут,
Я презираю то упорство,
С которым люди свято лгут.
Оправданная ложь – не редкость,
Ложь во спасение – судьба.
Уничижает ложь бесцельность,
Та, что для красного словца.
Я знаю, люди - не святые,
Грехи прописаны судьбой.
По мне, так лучше – честно злые,
Чем люди с лживой добротой.
Святость ложь
Как вы понимаете значение этих слов? /При необходимости сравнить со словарём/
Свя́тость (праслав. svętъ, svętъjь) — одно из наиболее фундаментальных понятий христианства. Святое — являющееся Богом или Божественным, происходящее от Него, отмеченное Его присутствием или действием Божественной Благодати... Чистая душа
Ложь — утверждение, заведомо не соответствующее истине и высказанное в таком виде сознательно.
С каким цветом ассоциируются у вас данные слова? /Поднять карточки из набора/ светлый,чистый-тёмный
А могут ли сочетаться такие разные слова?
Да, оксюморон-сочетание несочетаемого- в названии рассказа Куприна «Святая ложь»
Предположите, что может произойти в тексте с таким названием
/Работа с деревом/
2 этап.
-ЧТЕНИЕ текста с остановками. Текст на слайдах.
Куприн Александр
Святая ложь
Иван Иванович Семенюта - вовсе не дурной человек. Он трезв, усерден, набожен, не пьет, не курит, не чувствует влечения к картам. Но он самый типичный из неудачников. Еще в школьные годы Семенюта всегда был козлищем отпущения за целый класс… И каждый раз его мать, жалкая и убогая старушка, жившая в казенном вдовьем доме, тащилась через весь город к инспектору, к директору, бросалась перед ними в землю, обнимала их ноги, мочила их колени обильными материнскими слезами, моля за сына. После двух неудачных попыток проникнуть в седьмой класс его все-таки исключили.
Оставалось искать место.
СТОП1 Как вы думаете, нашёл наш герой место?
Но место "не выходило" - таково уж было вечное счастье Семенюты. Целый год он бегал с утра до вечера в поисках какой-нибудь крошечной должности. Обедал он и ужинал во вдовьем доме: мать тайком приносила ему половину своей скудной порции.
Наконец-то через год с лишком нашлось место писца в казенной палате.
СТОП2 Как будет относиться к своим обязанностям С.?
Семенюта со всем усердием и неутомимостью влег в лямку тяжелой, скучной службы. Он первый приходил в палату и последний уходил из нее, а иногда приходил заниматься даже по вечерам. Семенюта был счастлив: теперь он мог изредка баловать мать то яблочком, то десятком карамель.
Начальство оценило его усердие. К концу второго года он уже числился штатным и стал изредка откладывать кое-что в сберегательную кассу.
СТОП3 Предположите, как будут дальше развиваться события.
Работа с деревом предсказания в группах
Вот уже три года, как его незаслуженно оклеветали и лишили работы. Иван Семенюта живёт дикой, болезненной и страшной жизнью. Чем существует Семенюта, он и сам не скажет. Он не брит, не стрижен, бледное лицо опухло нездоровой подвальной одутловатостью… Но есть четыре дня в году, когда он старается встряхнуться и изменить свой запущенный вид. Это на Новый год, на Пасху, на Троицу и на тринадцатое августа. Накануне этих дней он путём многих усилий и унижений достаёт пятнадцать копеек: пять копеек на баню, пять на цирюльника и пять копеек на плитку шоколада или на апельсин.
СТОП4. К чему готовится герой?
Семенюта тянется через весь город во вдовий дом с визитом к матери.
СТОП4 Мы попытаемся воспроизвести встречу матери с сыном
(работа в парах-группах 1мин, затем воспризвести:2 чел. От группы или по желанию)
Давайте проверим, кто оказался ближе к авторскому замыслу
- Думала, так и не дождусь моего ясного сокола. ..Вид у тебя неважный, Ванёк, - говорит старушка и сухой жёсткой рукой гладит руку сына, лежащую на столе.
-Ничего, маман, я двужильный. Зато на Пасху получу коллежского. Сниму квартирку и перевезу вас к себе.
Семенюта призывает на помощь всё своё вдохновение и начинает врать развязно и небрежно. Правда, иногда он противоречит тому, что говорил в прошлый визит. Всё равно, он этого не замечает. Замечает мать, но она молчит. Только её старческие глаза становятся всё печальнее и пытливее. Служба идёт прекрасно. Начальство ценит Семенюту, товарищи любят... И он говорит, говорит без конца, разжигаясь собственной фантазией, а мать смотрит на него, заворожённая волшебной сказкой.
Зовут ужинать
- Ты подожди меня, - шепчет мать. - Хочу еще на тебя поглядеть.
СТОП5 Подумайте, это единственная причина, по которой мать просит сына подождать её?
Через двадцать минут она возвращается с тарелочкой
- Покушай, Ванечка, покушай, - ласково упрашивает мать.
- Маман, помилуйте, сыт по горло. Обедали сегодня в «Праге». Кстати, маман, я вам оттуда апельсинчик захватил. Пожалуйте...
Но он, однако, съедает принесенное блюдо со зверским аппетитом и не замечает, как по морщинистым щекам материнского лица растекаются, точно узкие горные ручьи, тихие слезы….
СТОП6 Что будет дальше? Это конец рассказа или нет?
Работа с деревом предсказания в группах. Озвучивают.
Когда же судьба покажет Семенюте не свирепое, а милостивое лицо? И покажет ли? Я думаю - да.
Что стоит ей, взбалмошной и непостоянной красавице, взять и назло всем своим любимцам нежно приласкать самого последнего раба?
Старый, честный сторож Анкудин, расхворавшись и почувствовав приближение смерти, признаётся генералу, что это он украл деньги и марки.
Пошлет начальник за Семенютой, и попросит у него публично прощения.
И будет жить Семенюта вместе с мамашей еще очень долго в тихом, скромном и теплом уюте. Но никогда старушка не намекнет сыну на то, что она знала об его обмане, а он никогда не проговорится о том, что он знал, что она знает. Это острое место всегда будет осторожно обходиться. Святая ложь - это такой трепетный и стыдливый цветок, который увядает от прикосновения.
А ведь и в самом деле бывают же в жизни чудеса! Или только в пасхальных рассказах?
СТОП7 Совпадают ваши предположения с услышанным? Какие чувства вызывает у вас этот отрывок?
- Ребята, мы пропустили части рассказа. Прочитайте рассказ целиком и подумайте, где место пропущенных отрывков.
- Когда же судьба покажет Семенюте не свирепое, а милостивое лицо? И покажет ли? Я думаю - да.
Что стоит ей, взбалмошной и непостоянной красавице, взять и назло всем своим любимцам нежно приласкать самого последнего раба?
………………
- А ведь и в самом деле бывают же в жизни чудеса! Или только в пасхальных рассказах?
Высказывают предположения, аргументируют.
-Случилось ли чудо? Почему не случилось?
Так редко бывает в жизни
3 этап. Рефлексия
Так о чём же размышляет автор? Заставляет задуматься нас?
ДОСКА приём фишбоун
В основе скелета вопрос «Может ли быть ложь святой?» Закрыто- открыть
Верхние рёбра – ситуации. (КОГДА лгут).
Нижние рёбра - ПОЧЕМУ лгут
Кто в рассказе лжёт, в каких ситуациях и почему? /писать на листах, от каждой группы по одному/
три ребра: -Анкудин-кража-выгода,жадность,нажива
- Иван С. –рассказ о жизни- спокойствие матери
-Мать Ивана – не признаётся, что чувствует ложь сына- не хочет его расстраивать.
- Скажите, когда ложь, на ваш взгляд, оправдана? Почему?
Как Куприн отвечает на вопрос, может ли быть ложь святой?
ДА. «Святая ложь - это такой трепетный и стыдливый цветок, который увядает от прикосновения.» Вставить в ответ, где рыбий хвост.
- Как вы понимаете это определение Куприна? Согласны вы с ним?..Почему?
- А как вы бы ответили на вопрос о лжи? На столах у вас высказывания на эту тему знаменитых людей. Выберите из них одно, наиболее близкое вам и скажите и поясните свой выбор.
Ложь обличает слабую душу, беспомощный ум, порочный характер.-Бэкон.
Самая обычная и распространенная причина лжи есть желание обмануть не людей, а самих себя. - Толстой
И ложь бывает святой, как правда... Так мать поет безнадежно больному ребенку веселую песенку иулыбается. - Г. Троепольский. "Белый Бим Черное Ухо
В конце концов, что такое ложь?- Замаскированная правда.-Байрон
Есть ложь, на которой люди, как на светлых крыльях, поднимаются к небу; есть истина, холодная, горькая,которая приковывает человека к земле свинцовыми цепями.-Диккенс
Мы потому клеймим ложь наибольшим позором, что из всех дурных поступков этот легче всего скрыть и проще всего совершить.-Вольтер
На звезды мы глядим в полночный час,
А солнце в полдень ослепляет нас,
Так темень лжи, что радость нам приносит,
Приятнее, чем правда без прикрас.–Вазех.
Ответы.
Язык наш настолько богат и выразителен, что может себе позволить соединить несочетаемое. «Святая ложь»- это весьма интересное выражение, так что никто точно не знает, где проходит граница между «несвятой» и «святой» ложью.
Где грань, которую нельзя переступать? (Вопрос для дом.соч.,
размышления..)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2010/10/04/picture-2908.jpg)
Конспект урока по рассказу "Уроки французского"
Конспект урока в 6 классе на тему "Уроки доброты по рассказу "Уроки французского""...
проект урока по рассказу Н С Лескова "Зверь". Тема урока "Люди как звери"
Проект урока по литературе в 6 классе по теме:«Люди как звери» по рассказу Н.С. Лескова «Зверь»Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаниВид урока: урок внеклассного чтенияФорма орга...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/28/picture-328341-1382970978.jpg)
Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"
Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/23/picture-129489-1350991843.jpg)
Викторина для обобщающего урока по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского». Русская литература. 6 класс
Викторина по рассказу В.Распутина "Уроки французского" предназначена для обобщающего урока по произведению. В игровой форме можно выявить знания учеников по содержанию рассказа, по выявлению важных эп...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/07/picture-1065348-1538906032.jpg)
Урок PBL. Разработка урока литературы по теме «В чем суть истинного героизма? (Обобщающий урок по рассказу Л.Н.Толстого «Петя Ростов» (отрывок из романа «Война и мир»)).
Цель:Определение значения героизма в жизни человека через анализ образа Пети Ростова.Задачи:Образовательные:1. Формирование навыков анализа различного рода эпизодов в тексте, умение пересказывать их и...
Контраст как основа композиции рассказа (урок по рассказу Л.Н. Толстого "После бала")
урок литературы...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/05/picture-546338-1449344506.jpg)
План-конспект урока по рассказу В.Распутина «Уроки французского», презентация к уроку
План- конспект урока по рассказу В.Распутина "Уроки французского", презентация к уроку....