В.Г. Распутин "Уроки французского» или вечный гимн доброте"
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Тихонова Любовь Викторовна

Урок литературы в 6 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературы в 6 классе

_________________________________________________________

Тема: В.Г. Распутин «Уроки французского» или вечный гимн доброте

Цели : 

Деятельностная: научить детей структуризации полученных знаний, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание, повторить изученные способы действий в рамках изученной темы.

Содержательная: научить обобщению, развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы, научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретённым опытом и его значение для последующего обучения.

Тип урока: урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: знать  содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, уметь  извлекать из текста необходимую информацию

 Метапредметные:  

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобрести новые знания, умения; осознают свои трудности к их преодолению, осуществляют способность к самооценке своих действий, поступков. 

Регулятивные: учатся самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения с учётом гражданских и нравственных ценностей.

 Познавательные: развивают навыки познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, овладевают навыками решения проблем. 

Коммуникативные: развивают умение участвовать в дискуссии: ясно, точно и логично излагать свою точку зрения; эффективно разрешать конфликты.

Техники и технологии - технология сотрудничества, информационно-коммуникационная технология, здоровьесберегающая технология, проектная технология, технология КТД.

Ресурс (учебники, наглядные пособия, ИКТ) учебник литературы для 6 класса под ред. В.Я. Коровиной; портрет В.Г. Распутина, отрывок кинофильма «Уроки французского», презентация к уроку, компьютер, видеопроектор.

Основные

этапы урока

Содержание творческого взаимодействия педагога и обучающегося

Формируемые УУД

Деятельность педагога

Деятельность обучающегося

1.Мотивация (самоопределение к деятельности) Цель:  -мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки; -определить содержательные рамки урока

Здравствуйте, ребята! Я думаю, вы легко ответите на вопрос: без чего или без кого не может существовать школа?

 - Действительно, школа не может существовать без учителей и учеников. Они взаимосвязаны, необходимы друг другу. Вот и для проведения сегодняшнего урока мне необходима ваша помощь, а вам, возможно, понадобится моя. Давайте договоримся помогать друг другу и поддерживать в трудную минуту. Кто согласен?

- С каким произведением вы знакомились на предыдущих уроках?

Полная готовность класса к работе; быстрое включение учащихся в деловой ритм; организация внимания всех учащихся.

Личностные УУД:

жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация; нравственно-этическое оценивание

Регулятивные УУД : ориентирование в ситуации, целеполагание, прогнозирование

 Познавательные УУД: выбор критериев для сравнения, критическое оценивание, построение речевого высказывания

Коммуникативные УУД:  умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, владение монологической и диалогической формами речи.

2. Постановка учебной задачи (проблемы) Цель: -организовать коммуникативное взаимодействие на основе анализа прозаического произведения

- Пожалуйста, сформулируйте, опираясь на ключевые слова, тему сегодняшнего урока:

  • Валентин Распутин
  • «Уроки французского»
  • Рассказ
  • Гимн Доброте

Верно, сегодня на уроке мы будем говорить  о нравственности, о героях рассказа и о причинах их поступков, попробуем выяснить, как В. Г. Распутин видит добро и, кроме того, выделяет его основные законы.

Коммуникативные УУД:

 умение ясно, точно выражать свои мысли,  регуляция речевого поведения.

 3.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Цель: -актуализировать учебное содержание, мыслительные операции, зафиксировать затруднение при выполнении учащимися  учебного действия

1.Учитель сохраняет интерес к изученному произведению и предлагает ответить на вопросы:

  • На прошлом уроке мы познакомились с биографией Валентина Григорьевича Распутина. Как полученная информация помогла нам в чтении рассказа?
  • Почему рассказ называют автобиографическим?
  • Тема рассказа?
  • В чем заключен сюжет?
  • Как учился мальчик? Почему он всегда готовился к урокам?
  • Что привлекает вас в мальчике,  в его характере?

Фронтальный опрос

Личностные УУД: жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация.

Регулятивные УУД: прогнозирование, рефлексия, оценка.

Познавательные УУД : систематизация, сопоставление, сравнение, анализ, обобщение, объяснение образа, работа с ассоциацией, постановка проблем, нахождение причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД: взаимодействие со сверстниками, умение вступать в диалог,  регуляция речевого поведения, владение монологической и диалогической формами речи.

4.Практическая работа

Цель: -показать какие нравственные проблемы поднимает автор, попытаться вызвать у учеников отклик на эти проблемы в ходе коллективного диалога, тренировать способность к самоконтролю и самооценке; -проверить свое умение применять полученные знания

Назовите главных героев этого произведения? (Лидия Михайловна, мальчик)

  • Какой художественный прием использует автор в портретных описаниях героев? Покажите это на примере текста

зачитывают портретную характеристику

(Антитеза - противопоставление)

ЛИДИЯ МИХАЙЛОВНА

МАЛЬЧИК

аккуратная вся, умная и красивая, в своей женской молодой поре учительница загадочного французского языка

тощий, диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный, без матери, в старом, застиранном пиджачишке

Вы верно подметили, эти герои противопоставлены друг другу, но что-то же их связывает, значит, есть что-то общее. НО ЧТО???

«Галерея персонажей» (с исп. Презентации)

Учащиеся отвечают на поставленные  вопросы.

Обращение к эпиграфу урока, его толкование.

5.Закрепление изученного материала: Цель: -проверить свое умение применять полученные знания

Я предлагаю вам назвать лишнее.

  • сострадание
  • сочувствие
  • милосердие
  • раздражение
  • достоинство
  • духовность
  • Кто обладает этими качествами?
  • Могла ли она поступить по - другому,  обладая этими качествами?
  • Что возмущало мальчика во время игры с учительницей?

(то, что она пыталась подыграть ему)  

ВИДЕООТРЫВОК игры

  • Какие чувства вызвал просмотренный эпизод?
  • Как вы думаете, почему учительница согласилась на игру в «замеряшки» со своим учеником?
  • Знала ли она, что ей нельзя этого делать?

Теперь ответим на поставленный ранее вопрос - Что объединяет этих героев? (Оба обладают такими нравственными качествами, как честность, справедливость, доброта, чувство собственного достоинства. Это и сближает героев рассказа.) Обратимся к композиции произведения.

- Какой момент является кульминационным? (последняя игра героев)

Давайте просмотрим и этот эпизод

ВИДЕООТРЫВОК  кульминация

  • Как расценил поступок Лидии Михайловны директор школы?
  • Являются ли эти понятия, на ваш взгляд, нравственными и относящимися к учительнице?
  • Какой художественный прием использует Автор при описании Лидии Михайловны и директора школы?

Благородство соседствует с трусостью, жадность с бескорыстностью, трудолюбие с ленью, чуткость с бессердечием.

  • Нарушила ли правила поведения Лидия Михайловна с точки зрения учительской этики?

Доброта - вот что привлекает в героях рассказа. Герой открывает для себя доброту и участие, понимание среди окружающих людей.

Обратите внимание на названия вводной статьи и  произведения. Что в них общего? (слово УРОКИ)

Какие же уроки нам хотел преподать автор?

О каких законах доброты говорит автор, какие уроки нам преподносит? (подбор цитат)

 ЧТЕНИЕ ЦИТАТ ИЗ Д/З

Какие нравственные уроки получил мальчик – герой рассказа?

(Уроки милосердия и настоящей человеческой доброты)

Творческая мастерская (групповая работа)

Поработаем в группах

1 группа: «Теоретики»

Объясните значения данных вам слов

Нравственность- внутренние, духовные качества человека.

Гуманизм -доброе отношение, человеколюбие.

Милосердие-готовность помочь кому-либо. (Всепрощение)

Совесть-чувство ответственности за своё поведение.

2 группа «Адвокаты»  Попробуйте защитить и оправдать поступок Лидии Михайловны по игре на деньги с учеником

3 группа «Практики» Соберут и упакуют посылку Володе.

Работа с рисунками обучающихся.

Работа с выставкой книг.

Чтение стихотворения учителем.

Разучились ценить человечность...
Кто-то добрый по-новому - лох...
В моде выгода и бессердечность...
Мир от шелеста денег оглох...
Измеряется в крупных купюрах
Всё, что раньше ценилось душой...
Если девушка искренна - дура,
Ведь не ценит бумажник чужой...
А на фото мелькают не лица...
Крупным планом не видно глаза...
Чаще яхты, отели, столицы,
Будто не о чем больше сказать...
Ежедневно за счастьем погоня
У людей от зари до зари...
Но не знают о жизни законе -
Счастье то, что имеешь внутри...
Будь богатым душой и однажды
Прибыль даст этот твой капитал...
Не продайся за шелест бумажный,
Чтоб рабом этих денег не стал...
Деньги портить людей не умеют,
Просто маски срывают с людей...
Кто-то делится тем, что имеет...
Кто-то прячет в кормушке своей...
Доброта - это классика, люди!
Это нужно во все времена...
Кто-то скуп и по внешности судит,
Ведь уже вместо сердца "цена"...
А кому-то важнее намного
Продвигаться навстречу мечте,
Не забыв человечность и Бога,
Не сыграв на чужой простоте...
Равнодушие - страшный диагноз,
От него умирает душа...
А впоследствии - зависть и наглость
Человечность убьют не спеша...
Может лучше доверчивость всё же?
Может лучше любовь, чем расчёт?
Бог дающим воздаст и поможет...
У берущих судьба отберёт...

Показ видеоклипа песня о доброте.

Учащиеся отвечают на поставленный вопрос и делают вывод о ценности лучших человеческих качеств.

Учащиеся делают вывод: В этом эпизоде противопоставляются доброта, чуткость, отзывчивость, доверительное, уважительное отношение к детям Лидии Михайловны и черствость, невнимательность бездушие директора. Он должен был знать о бедственном положении мальчика.)

Как преступление, растление, совращение

Игра на деньги учительницы с учеником, с точки зрения педагогики, - поступок безнравственный. Но что стоит за этим поступком? - спрашивает писатель. Видя, что школьник ( в голодные послевоенные годы) недоедает, учительница французского языка под видом дополнительных занятий приглашает его к себе домой и пытается подкормить. Она присылает ему посылки, как будто от матери. Но мальчик от всего отказывается. Учительница предлагает играть на деньги и, естественно, "проигрывает", чтоб на эти копейки мальчик смог купить себе молока. И она счастлива, что ей удаётся этот обман.

Работа в творческой  группе

Защита своего проекта

Личностные УУД: смыслообразование ; нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция; оценка

Итог урока

-Какие уроки получил Володя от учительницы французского языка?

Отвечают

Домашнее

 задание

Учитель предлагает два варианта итоговой письменной работы:

1.Письмо директору школы.

2.Письмо Лидии Михайловне.

выбирают домашнее задание.  

Создавать устные и письменные тексты.

Рефлексия

Перед вами смайлики, при выходе из класса выбрать нужный, соответствующий вашему настроению смайлик.

Выходят, прикрепляют на доску.

«Галерея персонажей»

-Валентин Григорьевич Распутин - мастер литературных портретов, ему хватает нескольких предложений, чтобы достаточно точно описать человека.

Сейчас мы создадим литературную галерею персонажей произведения «Уроки французского» с помощью цитат и рисунков.

1. «Крикливая, замотанная женщина, которая одна мыкалась с тремя ребятишками» (тётя Надя)

2. «Быстрым движением головы он забрасывал съехавшую челку наверх, небрежно сплевывал в сторону, показывая, что дело сделано, и ленивым, нарочито замедленным шагом ступал к деньгам.» (Вадик)

3.  «Он расхаживал перед линейкой, закинув руки за спину, вынося вперед в такт широким шагам плечи, так что казалось, будто наглухо застегнутый, оттопыривающийся темный френч двигается самостоятельно чуть наперед директора» (Директор Василий Андреевич)

4. «Она сидела передо мной аккуратная, вся умная и красивая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от нее, который я принимал за самое дыхание; к тому же она была учительницей не арифметики какой-нибудь, не истории, а загадочного французского языка, от которого тоже исходило что-то особое, сказочное, неподвластное любому-каждому, как, например, мне.» (Лидия Михайловна)

5.  «… перед ней крючился на парте тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло-зеленых штанах со следами вчерашней драки.» (герой)


6. Она махала мне рукой из кузова, чтобы я отстал, не позорил себя и её. Тогда она решилась и остановила машину:

- Собирайся,- потребовала она, когда я подошёл. – Хватит, отучился, поедем домой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по литературе "Стихотворения в прозе И.С. Тургенева – "гимн вечной жизни". 10-й класс

Урок литературы в 10-м классе знакомит учащихся с жанровыми особенностями, историей создания, разнообразием тем и поэтичностью языка стихотворений в прозе И.С. Тургенева, а также направлен на воспитан...

«Уроки французского» - уроки доброты (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»).

Урок литературы в 6 классеТема: «Уроки французского» - уроки доброты (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»).Планируемые результаты: 1. Личностные: сформированность гуманистических ценностных...

Урок литературы в 11 классе по технологии французских мастерских. «Гимн как жанр литературы. Отражение духовных поисков человека в лирике В.Я. Брюсова».

Стихотворение Брюсова "Гимн Человеку" изучается в 7 классе по программе Курдюмовой. Для сильного класса можно взять....

"Уроки французского " - уроки доброты. по рассказу В. Г. Распутина "Уроки французского"

Раскрыть нравственные законы, духовные ценности, по которым живут герои рассказа....

Технологическая карты урока литературы "Уроки французского- это уроки доброты" (про произведению В.Г.Распутина "Уроки французского"

Технологическая карта итогового урока литературы по произведению  В.Г.Распутина "Уроки французского"...

Технологическая карты урока литературы "Уроки французского- это уроки доброты" (про произведению В.Г.Распутина "Уроки французского"

Технологическая карта итогового урока литературы по произведению  В.Г.Распутина "Уроки французского"...

Методический материал. Слова к гимну французской республики "La Marseillaise"

Данная методическая разработка в форме раздаточного материала для изучения гимна французской республики "La Marseillaise"....