Технологическая карты урока литературы "Уроки французского- это уроки доброты" (про произведению В.Г.Распутина "Уроки французского"
методическая разработка по литературе (6 класс)
Технологическая карта итогового урока литературы по произведению В.Г.Распутина "Уроки французского"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_uroki_frantsuzskogo.docx | 43.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение Иркутского районного муниципального образования «Мамоновская средняя общеобразовательная школа»
«Уроки французского-это уроки доброты» по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»
Выполнила: Федорова Наталья Николаевна,
учитель русского языка и литературы
I категории
МОУ ИРМО «Мамоновская СОШ»
Иркутский район, 2021 г.
Предмет: литература
Класс: 6 В
Тип урока: урок рефлексии
Технология: Технология проектной деятельности и развития критического мышления
УМК: Коровина В.Я. Литература. 6 класс. Учеб, для общеобразоват. организаций. В 2 ч./ В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин.-М. Просвещение, 2018, Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов,Изд: Мир и образование, 2018
Конспект урока | |
Тема | «Уроки французского-это уроки доброты» по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского» (3 урок-заключительный в системе уроков по изучению произведения) |
Цель | Систематизировать знания по изученному произведению через анализ эпизодов, интерпретацию текста посредством смыслового чтения, извлечения необходимой информации, оценки поступков героев, совершенствовать навыки работы с текстом; совершенствовать умение извлекать информацию из различных источников (текст, сообщение экскурсовода, наглядные средства), проводить сопоставительный анализ, делать выводы. |
Методическая цель | Демонстрация урока рефлексии с учетом требований ФГОС (в рамках технологии критического мышления) |
Методы обучения | Наглядный, проблемно-поисковый, проектная деятельность |
Планируемые результаты | Предметные: обучающиеся научатся анализировать ключевые моменты в произведении, Метапредметные: - обучающиеся научатся ставить задачи и выделять проблемы, - обучающиеся научатся выявлять причинно-следственные связи в художественном тексте, формулировать выводы, - обучающиеся научатся организовывать, анализировать и корректировать свою деятельность, а также деятельность внутри проектной группы Личностные: - использование для решения проблемных вопросов различных источников информации, - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; |
Формируемые УУД | Познавательные УУД: формулирование познавательной цели; выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; извлечение необходимой информации из прослушанного текста; Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, контроль, оценка, саморегуляция; Личностные УУД: ценностно-смысловая ориентация, самооценка личности на основе прочитанного и использование возможностей коррекции качеств своего характера, эмпатия как осознанное понимание и сопереживание чувствам других; |
Коммуникативные УУД: действия в диалоге, планирование и продуктивное взаимодействие в учебном сотрудничестве с учителем и сверстниками; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | |
Основные понятия | Биография, автобиография, урок, прототип |
Используемые технологии | Технология проектной деятельности и развития критического мышления |
Формы работы | Фронтальная, индивидуальная, работа в группах |
Ресурсы | Учебник «Литература 6 класс» под ред. В.Я. Коровина, портрет В.Г.Распутина, мультимедийный проектор, компьютер, видеоэпизоды из фильма «Уроки французского», раздаточный материал, иллюстративный материал учащихся, презентация к уроку, ватманы, фломастеры, картинки и вырезки из журналов |
Предварительная подготовка к уроку: распределение обучающихся на группы, разработка правил работы в группе, получение заданий- все осуществлялось на 2 уроке. На данном уроке проектные группы должны представить итоги своей работы.
1 группа- экскурсия в музей В.Г.Распутина- подготовка обзорной презентации,
- группа- картинная галерея (рисунки по сюжету рассказа «Уроки французского»)
- группа- работа со словарями по концепту -добро
- группа- презентация архивной работы по прототипу главной героини Лидии Михайловны (сообщение, подкрепленное презентацией с фотографиями Молоковой Л.М. и Распутина В.Г.)
Технологическая карта урока
Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
1. Организационный этап (3 мин) | |||
Создать благоприятный психологический настрой на работу | Учитель приветствует учащихся: «Ребята, сейчас я с каждым из вас поздороваюсь, но не обычно, а глазами». На слайде (слайд №1) написан эпиграф урока: Л.Н. Толстой "Чем человек умнее и добрее, тем больше замечает он добра в людях”, В.Распутин «Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в своё время они сделали для меня». Вопрос: как Вы понимаете эти слова? Какое слово с данных цитатах является ключевым? (добро) | Включаются в деловой ритм урока. Настраиваются на рабочий лад. Приветствуют учителя глазами. Читают, отвечают на вопросы: «Добро» | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: способность к рефлексии собственной деятельности и деятельности одноклассников. Личностные: мотивация учения |
2. Актуализация знаний (5 мин) | |||
Актуализация опорных знаний и способов действий | Задает вопросы по содержанию рассказа (фронтальная работа) Самый популярный из ранних рассказов писателя - это рассказ “Уроки французского”.
-Что такое прототип? (работа с карточками: определение из словарей)
-Почему Лидия Михайловна решила поиграть с Володькой на деньги?
Строгая учительница? | Повторяют пройденный материал Отвечают на вопросы Вспоминают нужную информацию, работают со словарем. Работают с первоисточником Делают содержательные обобщения | Познавательные: структурирование собственных знаний. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. Регулятивные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Личностные: оценивание усваиваемого материала. |
3. Постановка цели и задач урока. Мотивации учебной деятельности обучающихся (5 мин) | |||
Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока | В.Распутин «Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в своё время они сделали для меня». Проблемный вопрос: почему данный рассказ «Уроки французского» является автобиографичным? Как мы сможем это доказать, прочитав данное произведение? | Формулируют цели урока Вопросы на слайде (слайд №2): Сегодня на уроке я хочу... В течение урока мне нужно... (ответ каждой группы) | Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Личностные: самоопределение. Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном |
обсуждении вопроса, умение высказать свою точку зрения и аргументировать ее. | |||
4. Организация контроля над выполнением домашнего задания (10 мин) | |||
Установление осознанности выбранного задания, умение самостоятельно применять свои знания в стандартной ситуации, самоконтроль, презентация домашнего задания проектных групп | Консультирует деятельность группы, после выступления дополняет, задает вопросы | Группа № 4. Презентация архивной работы по прототипу главной героини Лидии Михайловны (сообщение, подкрепленное презентацией с фотографиями Молоковой Л.М. и Распутина В.Г.) (слайд №3) | Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Личностные: самоопределение. Регулятивные: способность к рефлексии собственной деятельности и деятельности одноклассников. Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса, умение высказать свою точку зрения и аргументировать ее. |
Просмотр 1 видеофрагмента | После просмотра задает вопросы: «Как же изменилось выражение лица Лидии Михайловны, когда она узнала, на что тратит деньги Володька?» | Смотрят видеоролик, отвечают на вопросы, анализируют, сравнивают виды искусства. | Познавательные: проводить анализ и сопоставление эпизода видеофрагмента и отрывка художественного произведения Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. Регулятивные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Личностные: оценивание усваиваемого материала. |
Просмотр 2 видеофрагмента | После просмотра задает вопросы: «Как ведет себя учительница в обычной жизни, играя с Володькой?» | Смотрят видеоролик, отвечают на вопросы, анализируют, сравнивают текст произведения и видеофрагмент | Познавательные: проводить анализ и сопоставление эпизода видеофрагмента и отрывка художественного произведения Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. Регулятивные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Личностные: оценивание усваиваемого |
материала. | |||
Презентация домашнего задания проектных групп | Обращает внимание на работы 2 группы художников: «На стенде представлены работы проектной группы №2» | Группа № 2. Картинная галерея (рисунки по сюжету рассказа «Уроки французского»), презентуют проектную работу группы (слайд 4) | Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Личностные: самоопределение. Регулятивные: способность к рефлексии собственной деятельности и деятельности одноклассников. Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса, умение высказать свою точку зрения и аргументировать ее. |
Презентация домашнего задания проектных групп | Задает вопрос: «Ребята, чем Лидия Михайловна привлекла Володьку?» | Группа № 3. Провели работу по словарю, выписали все определения слова добро, выбрали подходящее для описания ситуации в произведении. | Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Личностные: самоопределение. Регулятивные: способность к рефлексии собственной деятельности и деятельности одноклассников. Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса, умение высказать свою точку зрения и аргументировать ее. |
Презентация домашнего задания проектных групп | «После прочтения произведения одна из проектных групп посетила музей В.Г.Распутина в г. Иркутске. Ребята подготовили виртуальную экскурсию по музею» | Группа № 1. Презентация фотографий и видеоматериалов с экскурсии по музею В.Г.Распутина (слайды №5-10) | Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Личностные: самоопределение. Регулятивные: способность к рефлексии собственной деятельности и деятельности одноклассников. Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса, умение высказать свою точку зрения и аргументировать ее. |
5.Физкультминутка (выполняется стоя) (1 мин) | |||
Сменить деятельность, обеспечить | Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку обучающихся: «Давайте немного | Обучающиеся поднимаются с мест, выполняют упражнения вместе с учителем |
эмоциональную разгрузку обучающихся | отдохнем. Я называю звуки гласные-поворот вправо, согласные- влево, нет звука-потянулись, обозначают два звука-потянулись вверх » | Обучающиеся сменили вид деятельности и теперь готовы работать дальше | |
6. Применение знаний и умений в новой ситуации (работа в группах) (10 мин) | |||
Обеспечение закрепления в памяти обучающихся способ действий, необходимых для выполнения групповой работы | Задает вопрос: «Ребята, какой урок дала Лидия Михайловна Володьке?», «Что такое доброта?» | Работают в проектных группах, составляют тематический коллаж «Доброта-это...», защищают работу | Познавательные: формирование интереса к данному виду деятельности Регулятивные: планирование своей деятельности для решения общей задачи Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, уметь слушать других, взаимодействовать в группе, распределять обязанности внутри группы Личностные: формирование готовности к самообразованию |
7.Рефлексия (5 мин) | |||
Инициировать рефлексию обучающихся, эмоциональную реакцию по результатам собственной деятельности и взаимодействия с учителем ' Л. | Участникам предлагается закончить предложения:
Открывает посылку, на которой написано «Для Володьки». В посылке макароны и яблоки «Ребята, я предлагаю вам отправить посылку Володьке, что бы вы положили в посылку и что бы пожелали мальчику? Напоследок, я хотела бы, чтобы мы отправили мальчику нашу общую | Участвуют в беседе по обсуждению достижений. Пишут на карточках свои пожелания и названия подарков, заполняют посылку нужными вещами, аргументируя свою точку зрения, фотографируются с учителем. | Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке Личностные: адекватное понимание причин успеха и неудач |
фотографию» | |||
8. Информация о домашнем задании (1 мин) | |||
Обеспечение понимания обучающимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Учитель: «Ребята, дома вам нужно будет написать сочинение «Люди, которые помогли мне поверить в силу добра» | Обучающиеся записывают задания в дневники | Познавательные: выделение существенной информации из слов учителя. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с одноклассниками и учителем. Регулятивные: регуляция учебной деятельности. |
Приложение
- Организационный момент.
Ребята, мы с вами прочитали рассказ Валентина Григорьевича Распутина «Уроки французского», обсудили сюжет и сегодня на уроке попытаемся раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои Распутина в повести "Уроки французского".
Творчество В.Распутина неизменно привлекает читателей, потому что рядом с обыденным всегда присутствуют духовные ценности, нравственные законы, неповторимые характеры, авторские размышления о жизни, о человеке, о природе. Они не только помогают нам обнаруживать в себе и в окружающем мире неисчерпаемые запасы добра и красоты, но и предупреждают: жизнь человека и природы хрупка, ее нужно беречь. Вот такие задатки мужества, добра и красоты мы постараемся сегодня обнаружить не только в герое повести, но и в себе.
4
- Актуализация знаний. Вопросы для актуализации знаний Работа с терминами: биография, автобиография, урок, прототип.
Самый популярный из ранних рассказов писателя - это рассказ “Уроки французского”
- Ребята, почему рассказ написан от первого лица?
- А что такое биография?
- Что такое урок?
-Что такое прототип?
- Почему мальчик Володька, герой рассказа, оказался в райцентре?
--Каковы были успехи героя рассказа в школе?
- Что заставило мальчика играть в «чику» на деньги?
- Как складывались отношения героя с окружающими его ребятами?
-Почему Лидия Михайловна решила поиграть с Володькой на деньги?
- Как выглядела Лидия Михайловна со слов Володьки? (стр.108) Строгая учительница?
- Постановка целей, задач урока
Вопросы на слайде:
Сегодня на уроке я хочу...
В течение урока мне нужно...
Сообщение 4 группы.
Рассказ «Уроки французского» посвящен Анастасии Прокофьевне Копыловой, матери друга В. Г. Распутина и известного драматурга Александра Вампилова, которая всю жизнь проработала в школе. В основе рассказа - воспоминание детской жизни. Лидия Михайловна - учительница Валентина Григорьевича по французскому языку, его классный руководитель. Она названа в произведении своим именем. Это Молокова Л.М.. Несколько лет назад она жила в Саранске, преподавала в Мордовском университете. В 70-е годы она жила во Франции и преподавала русский язык. Когда в 1973 году вышел в свет этот рассказ, она сразу узнала себя в нем, отыскала Валентина Григорьевича, несколько раз встречалась с ним. Лидия Михайловна жива и сегодня, она живёт в Москве.
5. Физкультминутка: - -
«Давайте немного отдохнем. Я называю звуки гласные-поворот вправо, согласные-влево, нет звука-потянулись, обозначают два звука- потянулись вверх»
А- - -
Б-
У-
в-
Мягкий знак-
Я-
С-
Ы-
К-
Твердый знак- Ю-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока «Faisons la fête» в 5 классе по учебному предмету «Французский язык»
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знанийИспользуемые учебники и учебные пособия: Учебно-методический комплект «Le français c’est super!» для 5 класса общеобразова...
Урок доброты по произведению В.Распутина «Уроки французского»
Презентация в 6-ом классе. Анализ рассказа В. Г. Распутина "Уроки французского". Нравственные проблемы произведения. Мастерство писателя....
Технологическая карта урока по французскому языку по теме:"Достопримечательности Франции"
Данный материал поможет учителю французского языка в подготовке урока по теме:"Достопримечательности Франции"...
Технологическая карта урока по французскому языку по теме "Достопримечательности Парижа" 7 кл (2-ой язык)
Урок по французскому языку, как 2-му иностранному, для 7 класса по УМК "Синяя птица" Н. Селиванова, А. Шашурина...
Технологическая карта урока французского языка в 5 классе (Кулигина А.С. «Твой друг французский язык»)
Данный материал может быть использован при подготовке и проведении уроков французского языка в 5 классе общеобразовательной школы....
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ. тема: Семья. Формирование речевой компетенции по теме «Семья». 5 класс. Урок актуализации знаний и умений....
Технологическая карта урока урока французского языка по теме "Семья"
Данная технологическая карта урока разработана с учетом всех требований ФГОС к уроку иностранного языка...