Технологическая карты урока литературы "Уроки французского- это уроки доброты" (про произведению В.Г.Распутина "Уроки французского"
методическая разработка по литературе (6 класс)

Федорова Наталья Николаевна

Технологическая карта итогового урока литературы по произведению  В.Г.Распутина "Уроки французского"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_uroki_frantsuzskogo.docx43.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение                                                                                                                                                                                                          Иркутского районного муниципального образования                                                                                                                                                                           «Мамоновская средняя общеобразовательная школа»

«Уроки французского-это уроки доброты» по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»

Выполнила: Федорова Наталья Николаевна,

учитель русского языка и литературы

 I категории

МОУ ИРМО «Мамоновская СОШ»

Иркутский район, 2021 г.

Предмет: литература

 Класс: 6 В

Тип урока: урок рефлексии

Технология: Технология проектной деятельности и развития критического мышления

УМК: Коровина В.Я. Литература. 6 класс. Учеб, для общеобразоват. организаций. В 2 ч./ В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин.-М. Просвещение, 2018, Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов,Изд: Мир и образование, 2018

Конспект урока

Тема

«Уроки французского-это уроки доброты» по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»

(3 урок-заключительный в системе уроков по изучению произведения)

Цель

Систематизировать знания по изученному произведению через анализ эпизодов, интерпретацию текста посредством смыслового чтения, извлечения необходимой информации, оценки поступков героев, совершенствовать навыки работы с текстом; совершенствовать умение извлекать информацию из различных источников (текст, сообщение экскурсовода, наглядные средства), проводить сопоставительный анализ, делать выводы.

Методическая цель

Демонстрация урока рефлексии с учетом требований ФГОС (в рамках технологии критического мышления)

Методы обучения

Наглядный, проблемно-поисковый, проектная деятельность

Планируемые

результаты

Предметные: обучающиеся научатся анализировать ключевые моменты в произведении,

Метапредметные:

- обучающиеся научатся ставить задачи и выделять проблемы,

- обучающиеся научатся выявлять причинно-следственные связи в художественном тексте, формулировать выводы,

- обучающиеся научатся организовывать,  анализировать и корректировать свою деятельность, а также  деятельность внутри проектной группы

Личностные:

- использование для решения проблемных вопросов различных источников информации,

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

Формируемые УУД

Познавательные УУД: формулирование познавательной цели; выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; извлечение необходимой информации из прослушанного текста;

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, контроль, оценка, саморегуляция;

Личностные УУД: ценностно-смысловая ориентация, самооценка личности на основе прочитанного и использование возможностей коррекции качеств своего характера, эмпатия как осознанное понимание и сопереживание чувствам других;

Коммуникативные УУД: действия в диалоге, планирование и продуктивное взаимодействие в учебном сотрудничестве с учителем и сверстниками; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Основные понятия

Биография, автобиография, урок, прототип

Используемые

технологии

Технология проектной деятельности и развития критического мышления

Формы работы

Фронтальная, индивидуальная, работа в группах

Ресурсы

Учебник «Литература 6 класс» под ред. В.Я. Коровина, портрет В.Г.Распутина, мультимедийный проектор, компьютер, видеоэпизоды из фильма «Уроки французского», раздаточный материал, иллюстративный материал учащихся, презентация к уроку, ватманы, фломастеры, картинки и вырезки из журналов

Предварительная подготовка к уроку: распределение обучающихся на группы, разработка правил работы в группе, получение заданий- все осуществлялось на 2 уроке. На данном уроке проектные группы должны представить итоги своей работы.

1 группа- экскурсия в музей В.Г.Распутина- подготовка обзорной презентации,

  1. группа- картинная галерея (рисунки по сюжету рассказа «Уроки французского»)
  2. группа- работа со словарями по концепту -добро
  3. группа- презентация архивной работы по прототипу главной героини Лидии Михайловны (сообщение, подкрепленное презентацией с фотографиями Молоковой Л.М. и Распутина В.Г.)

Технологическая карта урока

Задачи этапа

 Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1. Организационный этап (3 мин)

Создать

благоприятный психологический настрой на работу

Учитель приветствует учащихся: «Ребята, сейчас я с каждым из вас поздороваюсь, но не обычно, а глазами».

На слайде (слайд №1) написан эпиграф урока: Л.Н. Толстой "Чем человек умнее и добрее, тем больше замечает он добра в людях”,

В.Распутин «Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в своё время они сделали для меня». Вопрос: как Вы понимаете эти слова? Какое слово с данных цитатах является ключевым? (добро)

Включаются в деловой ритм урока. Настраиваются на рабочий лад. Приветствуют учителя глазами. Читают, отвечают на вопросы: «Добро»

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: способность к рефлексии собственной деятельности и деятельности одноклассников.

Личностные: мотивация учения

2. Актуализация знаний (5 мин)

Актуализация опорных знаний и способов действий

Задает вопросы по содержанию рассказа (фронтальная работа) Самый популярный из ранних рассказов писателя - это рассказ “Уроки французского”.

  • Ребята, почему рассказ написан от первого лица?
  • А что такое биография?
  • Что такое урок?

-Что такое прототип? (работа с карточками: определение из словарей)

  • Почему мальчик Володька, герой рассказа, оказался в райцентре? -
  • Каковы были успехи героя рассказа в школе?
  • Что заставило мальчика играть в «чику» на деньги?
  • Как складывались отношения героя с окружающими его ребятами?

-Почему Лидия Михайловна решила поиграть с Володькой на деньги?

  • Как выглядела Лидия Михайловна со слов Володьки? (стр.108)

Строгая учительница?

Повторяют пройденный материал

Отвечают на вопросы

Вспоминают нужную информацию, работают со словарем.

Работают с первоисточником Делают содержательные обобщения

Познавательные: структурирование собственных знаний. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

Регулятивные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Личностные: оценивание усваиваемого материала.

3. Постановка цели и задач урока. Мотивации учебной деятельности обучающихся (5 мин)

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока

В.Распутин «Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в своё время они сделали для меня». Проблемный вопрос: почему данный рассказ «Уроки французского» является автобиографичным? Как мы сможем это доказать, прочитав данное произведение?

Формулируют цели урока

Вопросы на слайде (слайд №2): Сегодня на уроке я хочу...

В течение урока мне нужно... (ответ каждой группы)

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Личностные: самоопределение. Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном

обсуждении вопроса, умение высказать свою точку зрения и аргументировать ее.

4. Организация контроля над выполнением домашнего задания (10 мин)

Установление

осознанности

выбранного

задания, умение

самостоятельно

применять свои

знания в

стандартной

ситуации,

самоконтроль,

презентация

домашнего

задания

проектных групп

Консультирует деятельность группы, после выступления дополняет, задает вопросы

Группа № 4.

Презентация архивной работы по прототипу главной героини Лидии Михайловны (сообщение, подкрепленное презентацией с фотографиями Молоковой Л.М. и Распутина В.Г.) (слайд №3)

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Личностные: самоопределение. Регулятивные: способность к рефлексии собственной деятельности и деятельности одноклассников. Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса, умение высказать свою точку зрения и аргументировать ее.

Просмотр 1 видеофрагмента

После просмотра задает вопросы: «Как же изменилось выражение лица Лидии Михайловны, когда она узнала, на что тратит деньги  Володька?»

Смотрят видеоролик, отвечают на вопросы, анализируют, сравнивают виды искусства.

Познавательные: проводить анализ и сопоставление эпизода видеофрагмента и отрывка художественного произведения Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

Регулятивные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Личностные: оценивание усваиваемого материала.

Просмотр 2 видеофрагмента

После просмотра задает вопросы: «Как ведет себя учительница в обычной жизни, играя с Володькой?»

Смотрят видеоролик, отвечают на вопросы, анализируют, сравнивают текст произведения и видеофрагмент

Познавательные: проводить анализ и сопоставление эпизода видеофрагмента и отрывка художественного произведения Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

Регулятивные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Личностные: оценивание усваиваемого

материала.

Презентация

домашнего

задания

проектных групп

Обращает внимание на работы 2 группы художников: «На стенде представлены работы проектной группы №2»

Группа № 2. Картинная галерея (рисунки по сюжету рассказа «Уроки французского»), презентуют проектную работу группы (слайд 4)

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Личностные: самоопределение. Регулятивные: способность к рефлексии собственной деятельности и деятельности одноклассников. Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса, умение высказать свою точку зрения и аргументировать ее.

Презентация

домашнего

задания

проектных групп

Задает вопрос: «Ребята, чем Лидия Михайловна привлекла Володьку?»

Группа № 3. Провели работу по словарю, выписали все определения слова добро, выбрали подходящее для описания ситуации в произведении.

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Личностные: самоопределение. Регулятивные: способность к рефлексии собственной деятельности и деятельности одноклассников. Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса, умение высказать свою точку зрения и аргументировать ее.

Презентация

домашнего

задания

проектных групп

«После прочтения произведения одна из проектных групп посетила музей В.Г.Распутина в г. Иркутске. Ребята подготовили виртуальную экскурсию по музею»

Группа № 1. Презентация фотографий и видеоматериалов с экскурсии по музею В.Г.Распутина (слайды №5-10)

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Личностные: самоопределение. Регулятивные: способность к рефлексии собственной деятельности и деятельности одноклассников. Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса, умение высказать свою точку зрения и аргументировать ее.

5.Физкультминутка (выполняется стоя) (1 мин)

Сменить

деятельность,

обеспечить

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку обучающихся: «Давайте немного

Обучающиеся поднимаются с мест, выполняют упражнения вместе с учителем

эмоциональную

разгрузку

обучающихся

отдохнем. Я называю звуки гласные-поворот вправо, согласные- влево, нет звука-потянулись, обозначают два звука-потянулись вверх »

Обучающиеся сменили вид деятельности и теперь готовы работать дальше

6. Применение знаний и умений в новой ситуации (работа в группах) (10 мин)

Обеспечение закрепления в памяти обучающихся способ действий, необходимых для выполнения групповой работы

Задает вопрос: «Ребята, какой урок дала Лидия Михайловна Володьке?», «Что такое доброта?»

Работают в проектных группах, составляют тематический коллаж «Доброта-это...», защищают работу

Познавательные: формирование интереса к данному виду деятельности Регулятивные: планирование своей деятельности для решения общей задачи Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, уметь слушать других, взаимодействовать в группе, распределять обязанности внутри группы

Личностные: формирование готовности к самообразованию

7.Рефлексия (5 мин)

Инициировать

рефлексию

обучающихся,

эмоциональную

реакцию по

результатам

собственной

деятельности и

взаимодействия с

учителем

' Л.

Участникам предлагается закончить предложения:

  1. Самый главный вопрос, который был поставлен сегодня...
  2. Сегодня я понял, что...
  3. Урок помог мне задуматься о...

Открывает посылку, на которой написано «Для Володьки». В посылке макароны и яблоки «Ребята, я предлагаю вам отправить посылку Володьке, что бы вы положили в посылку и что бы пожелали мальчику? Напоследок, я хотела бы, чтобы мы отправили мальчику нашу общую

Участвуют в беседе по обсуждению достижений.

Пишут на карточках свои пожелания и названия подарков, заполняют посылку нужными вещами, аргументируя свою точку зрения, фотографируются с учителем.

Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке Личностные: адекватное понимание причин успеха и неудач

фотографию»

8. Информация о домашнем задании (1 мин)

Обеспечение понимания обучающимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Учитель: «Ребята, дома вам нужно будет написать сочинение «Люди, которые помогли мне поверить в силу добра»

Обучающиеся записывают задания в дневники

Познавательные: выделение существенной информации из слов учителя.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с одноклассниками и учителем. Регулятивные: регуляция учебной деятельности.

Приложение

  1. Организационный момент.

Ребята, мы с вами прочитали рассказ Валентина Григорьевича Распутина «Уроки французского», обсудили сюжет и сегодня на уроке попытаемся раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои Распутина в повести "Уроки французского".

Творчество В.Распутина неизменно привлекает читателей, потому что рядом с обыденным всегда присутствуют духовные ценности, нравственные законы, неповторимые характеры, авторские размышления о жизни, о человеке, о природе. Они  не только помогают нам обнаруживать в себе и в окружающем мире неисчерпаемые запасы добра и красоты, но и предупреждают: жизнь человека и природы хрупка, ее нужно беречь. Вот такие задатки мужества, добра и красоты мы постараемся сегодня обнаружить не только в герое повести, но и в себе.

4

  1. Актуализация знаний. Вопросы для актуализации знаний Работа с терминами: биография, автобиография, урок, прототип.

Самый популярный из ранних рассказов писателя - это рассказ “Уроки французского”

  • Ребята, почему рассказ написан от первого лица?
  • А что такое биография?
  • Что такое урок?

-Что такое прототип?

  • Почему мальчик Володька, герой рассказа, оказался в райцентре?

--Каковы были успехи героя рассказа в школе?

  • Что заставило мальчика играть в «чику» на деньги?
  • Как складывались отношения героя с окружающими его ребятами?

-Почему Лидия Михайловна решила поиграть с Володькой на деньги?

  • Как выглядела Лидия Михайловна со слов Володьки? (стр.108) Строгая учительница?
  1. Постановка целей, задач урока

Вопросы на слайде:

Сегодня на уроке я хочу...

В течение урока мне нужно...

Сообщение 4 группы.

Рассказ «Уроки французского» посвящен Анастасии Прокофьевне Копыловой, матери друга В. Г. Распутина и известного драматурга Александра Вампилова, которая всю жизнь проработала в школе. В основе рассказа - воспоминание детской жизни. Лидия Михайловна - учительница Валентина Григорьевича по французскому языку, его классный руководитель. Она названа в произведении своим именем. Это Молокова Л.М.. Несколько лет назад она жила в Саранске, преподавала в Мордовском университете. В 70-е годы она жила во Франции и преподавала русский язык. Когда в 1973 году вышел в свет этот рассказ, она сразу узнала себя в нем, отыскала Валентина Григорьевича, несколько раз встречалась с ним. Лидия Михайловна жива и сегодня, она живёт в Москве.

5. Физкультминутка:        -        -

«Давайте немного отдохнем. Я называю звуки гласные-поворот вправо, согласные-влево, нет звука-потянулись, обозначают два звука- потянулись вверх»

А-        -        -

Б-

У-

в-

Мягкий знак-

Я-

С-

Ы-

К-

Твердый знак- Ю-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока «Faisons la fête» в 5 классе по учебному предмету «Французский язык»

Тип урока:  Урок изучения и первичного закрепления новых знанийИспользуемые учебники и учебные пособия: Учебно-методический комплект «Le français c’est super!» для 5 класса общеобразова...

Урок доброты по произведению В.Распутина «Уроки французского»

Презентация в 6-ом классе. Анализ рассказа В. Г. Распутина "Уроки французского". Нравственные проблемы произведения. Мастерство писателя....

Технологическая карта урока по французскому языку по теме:"Достопримечательности Франции"

Данный материал поможет учителю французского языка в подготовке урока по теме:"Достопримечательности Франции"...

Технологическая карта урока по французскому языку по теме "Достопримечательности Парижа" 7 кл (2-ой язык)

Урок по французскому языку, как 2-му иностранному, для 7 класса по УМК "Синяя птица" Н. Селиванова, А. Шашурина...

Технологическая карта урока французского языка в 5 классе (Кулигина А.С. «Твой друг французский язык»)

Данный материал может быть использован при подготовке и проведении уроков французского языка в 5 классе общеобразовательной школы....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ. тема: Семья. Формирование речевой компетенции по теме «Семья». 5 класс. Урок актуализации знаний и умений....

Технологическая карта урока урока французского языка по теме "Семья"

Данная технологическая карта урока разработана с учетом всех требований ФГОС к уроку иностранного языка...