Технологическая карта урока литературы. К.Г.Паустовский. Рассказ "Тёплый хлеб".
методическая разработка по литературе (5 класс)

Трофимова Анна Владимировна
Технологическая карта открытого урока литературы. К.Г.Паустовский. Рассказ "Тёплый хлеб".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehn_karta.doc140 КБ

Предварительный просмотр:

                                              Технологическая карта урока

Ф.И.О.

Предмет: литература

Класс: 5

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: актуализация знаний по сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб».

Задачи урока: 

  1. Проанализировать сказку «Теплый хлеб»;
  2. Выявить примеры добра и зла в сказке;
  3. Закрепить полученные знания.

Планируемые образовательные результаты:

  1. Предметные: освоить в ходе изучения произведения К. Г. Паустовского «Теплый хлеб» систему разграничения понятий «добра» и «зла» как одну из составляющих антитезы; обеспечить обучающихся овладением ключевыми компетенциями анализа текста как основой умения учиться понимать текст.
  2. Метапредметные: умение организовать свою деятельность на уроке, определять цель и задачи, умение самостоятельно вести поиск, анализ, выбор необходимой информации, высказывать свои суждения, подтверждая фактами, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе;
  3. Личностные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, осуществлять контроль и самоконтроль, строить рассуждения, формировать сознательное отношение к собственной безопасности и здоровью, осознавать нравственные ценности как необходимое условие жизни человека.

Формируемые УУД:

  1.  личностные (создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности; создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу; создание условий для оценки собственной учебной деятельности: своих достижений, причин неудач);
  2. регулятивные (формирование умения формулировать тему урока, цель урока, умение принимать и разрешать учебную задачу, уметь подбирать доказательства своим гипотезам, корректировать ответ, мобилизовать энергию, волю и знания для достижения цели);
  3. познавательные (уметь выдвигать гипотезы при работе с текстом и обоснованно делать выводы, построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач);
  4. коммуникативные (развитие умения работать с информацией на уроке; развивать умение сотрудничать в группе и в парах; формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения, уметь строить монологическое высказывание, точно выражать свои мысли).

Методические приемы: повторение, исследование, формулировка выводов, обобщение, ИКТ (работа с презентацией Power Point).

Технология: проблемный диалог, индивидуальная, групповая, фронтальная работа.

Оборудование: учебник, тетрадь, презентация Power Point, раздаточный материал.

Учебник: Коровина В. Я., Журавлев В. П., Коровин В. И. Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. Учреждений в 2 ч. Ч. 1. М.: Просвещение, 2018.

                                                                                                                 Ход урока

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

I. Организационный момент

Цель этапа: мотивация обучающихся к активному внутреннему и внешнему

диалогу на основе личностного

жизненного опыта, побуждение эмоциональных переживаний.

Учитель приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.

Здравствуйте, ребята, садитесь.

Ребята, каким бы вы хотелм видеть наш урок?

Я желаю, чтобы вы сегодня помогали друг другу.

Я желаю, чтобы вы всегда вместе решали возникающие проблемы.

Чтобы вы открыли сегодня на уроке что-то новое и интересное.

И самое главное, чтобы хорошее настроение всегда было с вами.

Приветствие учащихся, подготовка к уроку.

Слушают, отвечают на вопрос.

Личностные:   освоение социальных норм, правил поведения;  формирование ответственного отношения к учению.

Регулятивные: формирование умения самостоятельно начинать и выполнять действия и заканчивать их в требуемый временной момент, умение тормозить реакции, не имеющие отношение к цели урока.

II. Постановка учебной задачи. Создание проблемной ситуации. Актуализация знаний.

Цель этапа: поставить цель учебной деятельности и на этой основе выбрать способ и средства ее реализации.

- Ребята, поднимите руки, кто старается никогда не обижать близких?

- А если вдруг так случится, что вы обидели друга, вас прощают?

 -Сделали ли вы выводы из той ошибки? Постарались ли вы её исправить?

Я надеюсь, вы поняли, что были не правы и в следующий раз стараетесь быть добрее к людям. Надо быть добрее к людям. Замечательные слова К.Г.Паустовского о том, что «доброта – бесценное человеческое качество, без нее нельзя жить и невозможна сама жизнь»

-Но какими путями можно идти к добру? Можно через испытания, а можно просто быть добрым.

Как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь на уроке? Какова будет его тема?

- Запишем ее в тетради «Путь к добру»

- Я предлагаю вам преодолеть непростой, но увлекательный путь к Доброте, по-настоящему почувствовать, ощутить вкус этого светлого, красивого слова. А помощниками на этом пути нам будут герои сказки  К.Г.Паустовского «Теплый хлеб».    

- Какова наша цель и задачи урока? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к опорным словам, выведенным на слайде.

Цель урока: 

  1. Проанализировать…
  2. Выявить…
  3. Закрепить…

Сегодня мы поговорим о героях сказки Паустовского «Теплый хлеб», которая написана через 9 лет после победы в Великой Отечественной войне. События, описанные в ней, происходят во время Гражданской войны. Очень трудное и голодное время.

Отвечают на вопросы, слушают ответы друг друга, анализируют полученные результаты.

Цель урока: актуализация знаний по сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб».

Задачи урока: 

1. Проанализировать сказку «Теплый хлеб»;

2. Выявить примеры добра и зла в сказке;

3. Закрепить полученные знания.

Эта сказка литературная, потому что у нее есть автор.

Личностные:   готовность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания, вдумываться в смысл художественного произведения.

Познавательные: формирование умения выделять существенные и несущественные признаки для построения анализа; умения формулировать проблему под руководством учителя при решении учебных задач.

Коммуникативные: формирование умения планировать общие способы работы в совместной деятельности под руководством учителя; формирование умения обмениваться необходимой информацией для общения и деятельности; умений аргументировать свою позицию при выработке общего решения в совместной деятельности; умения строить монологическое контекстное высказывание средствами устной речи.

III. Первичное закрепление

Цель этапа: осмысление художественного произведения, самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков при восприятии и усвоении учебного материала.

Учитель организует проблемный диалог с учащимися.

- Перед вами портрет писателя. Посмотрите внимательно, что вы можете сказать об этом человеке?

- Перед вами текст с информацией о писателе. Внимательно читаете тексти отвечаете на вопрос после него.

Текст «Мастер пейзажа» и задание для I группы учащихся. 

Текст «Гуманизм Паустовского» и задание для II группы учащихся.

Текст «Народная мудрость» и задание для 3 группы.

-Кто сможет передать содержание сказки в одном предложении?

  • Дома вы читали сказку- быль  Паустовского, размышляли над  прочитанным,  выполняли задания.
  • Кто сможет передать содержание сказки в одном предложении?  

    - Обратимся к жанру произведения, ведь у талантливого писателя ничто не бывает случайным.

- В произведении есть элементы реального и фантастического. Поэтому Паустовский определил жанр сказки как сказка-быль.

-Когда вы читали самое начало сказки, было ли у вас впечатление о том, что это сказка? Если нет, то почему?

- Что такое БЫЛЬ? (Быль-то, что было, случилось с героями). 

- Вспомните, как называется сказка, у которой есть автор? (литературная).

-Что же ещё реального, а что фантастического можно здесь увидеть? (работа с таблицей в тетради)

«Корзина идей»

- Каждая группа думает, почему рассказ называется «Тёплый хлеб», записывает на карточке, складывает в корзину.

(На слайде)

  имеющий температуру, сопоставимую с температурой человеческого тела; не очень горячий;

  перен. отапливаемый, нагретый до комфортного уровня;

  перен. хорошо сохраняющий тепло, греющий;

  перен. имеющий цветовой оттенок, вызывающий ассоциации с огнём; 

  перен. доброжелательный, ласковый, участливый; отличающийся внутренней теплотой, согревающий душу, ласковый, приветливый.

– Почему «Тёплый хлеб» мы выясним, когда поработаем с содержанием сказки.

- Ну а теперь предлагаю нам с вами пройти по пути к добру, по пути преодоления злагероем сказки-притчи «Теплый хлеб», Фильки.

- Назовите главных героев сказки. 

- Что мы узнаём о Фильке в начале произведения? А в конце произведения мы его каким видим?

Групповая работа с фрагментами сказки «Тёплый хлеб» в форме двухчастного дневника.

(дома участники групп должны были выделить нужные фрагменты в тексте).

Первая  группа. Описание Фильки.

(Выразительное чтение «Жил в Бережках со своей бабкой мальчик Филька...»).

(запись вывода в тетрадь).

- Какой страшный проступок совершил мальчик?

- Как появился конь в деревне?

- Коня взял к себе Панкрат. Почему именно он?

-  А как повел себя раненый конь и почему?

Вторая группа. Рассказ о раненом коне. «Слеза скатилась у коня из глаз. Конь заржал жалобно...»

- Благодаря чему жил этот раненый конь?

 - Как жители деревни относились к раненому коню?

- Какая беда приключилась в Бережках?

- Как назвал Филька коня? (Христорадник)

-Что обозначает это слово? 

- Каким здесь автор рисует героя? 

- Какое у Фильки сердце, почему?

На доску прикрепить белое сердце.

https://raskrasil.com/wp-content/uploads/coloring-page-heart-21.jpg

- Как ещё автор показывает нам, что Филька совершил ужасный поступок?

- Природа все время меняется. Давайте проследим, как она меняется? 

Третья группа. Природа в начале сказки.  Выразительное  чтение

«Зима в этот год стояла тёплая...»

- Что случилось, когда Филька обидел раненого коня?

     Выразительное чтение «Слеза скатилась у коня из глаз. И тотчас в голых деревьях...»

- Начало метели – это отклик волшебных сил природы на поступок Фильки.

- Какими средствами это достигается? Автор дает звуковое и цветовое восприятие пейзажа в рассказе. Давайте найдем это в тексте.

 Групповая работа.

1 группа – Звуки (каркали, завыл, засвистел, ломали скворечники, хлопали ставни, неслись, шурша, ревела метель, зашумела роща, со звоном разбились сосульки и т.д.).

2 группа – Цвет (черная вода, небо зазеленело, небесный свод, черные ивы, поседели от стужи, солнце всходит багряное, по седым ивам).

3 группа – Движение (таял и выпадал снег, вороны толкались, кружились льдинки, вздул снег, запорошил горло, летела мерзлая солома, мороз прошел и т.д.).

Вывод: природа – это тоже образ. За злые поступки она отзывается по-своему, сердится на людей и радуется вместе с ними. Она живет своей жизнью, помогает понять человеку красоту, гармонию на Земле. Природа как волшебник.

Ученики концентрируют свое внимание на вопросах и заданиях, предлагаемых учителем, размышляют, анализируют, формулируют свои наблюдения, делают вывод по этому виду работы.

Отвечают, что у писателя внимательный, задумчивый взгляд, как будто призывает и нас поразмышлять.

(Работа в группах)Читают тексты и отвечают на вопросы:

  1. Как вы понимаете слово гуманизм? В чём заключается гуманизм Паустовского?
  2. Согласны ли вы, что Паустовский заслужил народную память? Почему? Какие аргументы использует автор статьи, чтобы подтвердить эту мысль?
  3. Почему Паустовского автор называет мастером пейзажа?

Записывают в тетрадь.

Фантастическое

Реальное

Конь вызывает бурю, мороз

Рассказ бабки об истории столетней давности

Болтливая сорока

Животные наделены человеческими чертами

Место действия

Время

Реальные герои

Борьба с замёрзшей рекой

Поступок Фильки

Участники групп обсуждают вопрос, ответ записывают, складывают в корзину.

(Филька, конь, мельник Панкрат и бабушка)

Читают отрывок из текста, делают вывод. Записывают в тетрадь в форме двухчастного дневника «Филька до/после».

Филька молчаливый, недоверчивый, характер у него вредный, злой.

Это формула его жизни. Он никого не любит и ото всех хочет отмахнуться.

«Да ну тебя! Дьявол!» – крикнул Филька и наотмашь ударил коня по губам».

Когда кавалеристы проходили через деревню Бережки, немецкий снаряд разорвался у околицы и ранил вороного коня. Командир оставил раненого коня в деревне.

Он работал на мельнице и мог прокормить коня.

Филька очень обидел коня. Это не просто животное, а конь – воин. На фронте ему пришлось подвозить снаряды, он тоже приближал День Великой Победы. От Филькиной жестокости конь заржал жалобно и слеза скатилась из глаз.

Христорадник – сложное слово. Нищие, прося милостыню, всегда говорили: «Подайте, Христа ради». Иисус христос всем помогал, вот и мы должны быть добрыми.

Филька злой, черствый, с холодной душой.

Вывод записывают в двухчастный дневник.

Природа со своими законами показала, какой поступок совершил мальчик.

Вывод записывают в двухчастный дневник.

Личностные:   формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; готовность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

Регулятивные: формирование умения самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; умения в сотрудничестве с учителем осуществлять контроль по результату действия; умения самостоятельно оценивать правильность выполнения задания на уровне соответствия результата заданным требованиям.

Познавательные: формирование умения  изучающего чтения; умения самостоятельно осуществлять поиск и выделение информации для выполнений учебных заданий; умения выделять существенные и несущественные признаки для построения анализа.

Коммуникативные: формирование умения обмениваться необходимой информацией для общения и деятельности в процессе сотрудничества; умения строить монологическое контекстное высказывание средствами устной речи.

IV. Физкультминутка

Цель этапа: активно изменить деятельность детей и этим ослабить наступающее утомление, а затем снова переключить учащихся на продолжение занятий.

А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть. Встаньте, пожалуйста.

Давайте представим себя на месте жителя деревни Бережки, где происходят события сказки. Нам очень холодно, мы замерзли и пытаемся согреться.

 Я буду зачитывать отрывки из текста, а вы попробуйте их изобразить. Возможно, это будет изображение не предметов, а чувств, ощущений.

Ученики выполняют упражнения.

Личностные:   освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах  сверстников.

Коммуникативные: формирование умения планировать общие способы работы в совместной деятельности.

V. Вторичное закреплении, работа в группах.

Цель этапа: развивать умение цитировать текст для доказательства своей мысли, развитие навыков самоконтроля.

-Зачем бабушка рассказала внуку историю о раненом солдате и злом мужике?

-Догадалась ли она, что внук совершил это зло?

- Какой урок жизни поведала Фильке бабка?

- Понял ли Филька, что совершил очень дурной поступок и надо содеянное как-то исправлять?

– Какова будет первая ступенька на пути к добру?

- Что овладело Филькой?

-Когда Филька понял свою вину перед конем и перед всей деревней, к кому советует обратиться бабушка?

- Чтение по ролям «Филька у Панкрата» стр. 24 (« А Филька в это время сидел на лавке ….)

Приём «Кубик Блума»

Объясните, почему Филька пошёл именно к Панкрату?

Подумай, что хотел услышать Филька от мельника Панкрата, когда пришёл к нему морозной ночью? (Совет)

Почему мельник Панкрат назвал Фильку «бессмысленным гражданином»?

Вспомни, как мельник Панкрат назвал Фильку и почему?

Согласны ли вы, что Фильке было нелегко решиться обратиться  за помощью к Панкрату?

Предположите, почему Панкрат не рассердился на Фильку? (Он понимал, что каждый может совершить ошибку и нужно давать шанс ее исправить).

- Какой урок  извлек Филька из своего поступка и что смог понять?

– Какова будет вторая ступенька? 

– Какова будет третья ступенька? 

- Каким мы видим Фильку в конце произведения?

Первая группа:

-Филька в конце сказки.

-Как Филька искупил свой грех?

- Чему научили Фильку жители деревни, когда пришли ему на помощь?

-И когда вы научитесь следовать ступеням этой лестницы, вы перестанете совершать плохие поступки.

– Да, Филька исправил свою ошибку и этим он доказал, что он сильный и мужественный человек, у него хватило сил, чтобы исправить злое дело, которое он натворил.

– Эта четвертая ступенька. 

- Не всем удаётся подняться на эту ступень. Дурное совершается бездумно, легко и быстро. А вот исправить зло можно только большим трудом.

И самое главное изменение, которое произошло с Филькой: каким стало его сердце?

На доску крепим красное сердце.

– Как человек показывает, что оказался на высшей ступени?

3 группа читает фразы с «Да ну тебя!» с нужной интонацией.

- О каких изменениях в душе Фильки мы узнаем с помощью интонации, с которой мальчик произносит это выражение?

- Почему в конце сказки Филька не произносит эту фразу?
- Почему конь простил Фильку?

- Кто помог  Фильке заслужить прощение коня?

Третья группа.

Анализ описания природы в конце сказки

- Что произошло в природе после того, как люди разбили лед?

- Обратите внимание на то, что понять себя мальчику помогают не только люди, но и природа. В данном художественном произведении она играет очень важную роль.

Вторая группа: конь в конце сказки. (ключевые слова).

- Итак, со злом нужно бороться всем миром. Все вместе герои прекратили стужу, освободили воду, дали возможность Панкрату намолоть муки для жителей деревни и напечь хлеба.

Учитель выразительно читает фрагмент о хлебе: «…Ночью по деревне такой запах тёплого хлеба с румяной  коркой, с пригоревшими к донцу капустными листьями, что даже лисицы вылезли из нор…и тихонько скулили, как бы словчиться стащить у людей хоть кусочек  этого чудесного хлеба…»

«Корзина идей»

-Почему автор называет хлеб тёплым?

- В каком лексическом значении употреблено слово теплый в словосочетании теплый хлеб?
- Итак, в чем смысл названия сказки?
.

-С чем у вас ассоциируется хлеб в сказке Паустовского? (схема на слайде со словом «хлеб – это...»
  -  Герои сказки очень ценили хлеб. И нам важно понять истинную цену хлеба.

Это осознание своего поступка и испытание чувства стыда.

Он верит, надеется, что исправит свою вину, а самое главное, понимает: только добро искупит зло.

Читают по ролям диалог Панкрата и Фильки.

Филька обидел «общественного» коня, которого каждый считал своим долгом покормить. Когда конь потянулся к куску хлеба, Филька наотмашь ударил коня по зубам, а хлеб закинул в снег. В его поступке не было никакого смысла, а только бессмысленная злоба.

(Это преодоление. На эту ступеньку очень нелегко подняться, т. к. потребуется большое напряжение воли, чтобы преодолеть стыд перед людьми и страх наказания.)

(Ещё более трудная ступень, т.к. она предполагает раскаяние перед теми, кого ты обидел. Это нелегко, ведь нужно перебороть жалость к себе. Но ты только возвышаешься в глазах людей и перед своей совестью, и тебе становится легко и весело.)

Делают выводы: Филька после разговора с бабушкой: деятельный, трудолюбивый, сам осознал свой поступок, сам принял решение исправить его, отзывчивый, предприимчивый, находчивый, делает первый шаг к примирению с конем, «Я умолю наших ребят помочь мне, они хорошие!», заплакал перед конем.

Выводы записываем в тетрадь.

Добрыми делами.

3 группа читает фразы с «Да ну тебя!» с нужной интонацией.

Он подобрел, его сердце теперь наполнилось любовью к ближним и благодарностью к тем, кто уже простил его, поэтому простил его и конь.

Исправление.

Дети, старики и даже сорока.

«В морозные дни солнце… Вороны вылезли из-под застрех и снова обсыхали на трубах, толкались, каркали.

Анализ ответов учащихся, данных в начале урока.

Теплый – значит добрый, сделанный с любовью. Именно это хочет подчеркнуть Паустовский в названии своей сказки. Хлеб, согретый теплотой растаявшего сердца Фильки, - это своего рода искупление вины мальчика.

Это жизнь, тепло,чудо, мир, добро, спасение, единение.

Сообщение консультантов «Цена хлеба».

Личностные:   формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению.

Регулятивные: формирование умения самостоятельно оценивать правильность выполнения действия на уровне соответствия результата заданным требованиям; умение тормозить реакции, не имеющие отношение к цели.

Познавательные: формирование умения осуществлять выбор способов решения задач.

Коммуникативные: формирование умения учитывать разные мнения и самостоятельно выстраивать свою деятельность в сотрудничестве в соответствии с целями, поставленными учителем; умения строить монологическое контекстное высказывание средствами устной речи, умения выразительно читать текст.

VI. Рефлексия.

Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности.

Вернёмся к нашей теме.

-В начале урока вы определили для себя цель нашей работы - проследить  путь главного героя и понять, что хотел сказать нам автор.

-Что же самое важное хотел сказать нам автор?

-Какой урок для себя вы вынесли из сказки К.Г.Паустовского “Теплый хлеб”?

-Чему же учат нас эта сказка? В чём её мудрость?

Перед вами цветы (из бумаги). Напишите на каждом лепестке цветка, что нужно делать, чтобы в мире было больше добра. Подходим и приклеиваем на карту (на доске карта, полушарие). Свои записи озвучиваем.

(Звучит песня «Дорогою добра» пока дети пишут).

Нельзя жить со злом в душе, зло убивает, каждый должен уметь отвечать за свои поступки,  нужно уметь прощать,  человек только тогда  может быть «чистым», «весёлым», когда живёт с добром в душе…

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию.

Регулятивные: формирование умения самостоятельно оценивать правильность выполнения действия на уровне соответствия результата заданным требованиям.

Познавательные: формирование умения осуществлять выбор способов решения задач.

VII. Этап информирования учащихся о домашнем задании.

Цель этапа: организация обсуждения и запись домашнего задания.

Домашнее задание:

Подготовить пересказ сказки от лица Фильки.

Подобрать пословицы о хлебе.

Проиллюстрируйте добро.

Ученики слушают и записывают задания в дневник.

VI!!. Заключение.

Ребята, если каждый из нас как можно чаще будет стараться быть добрым, значит мир наш наполнится добрыми, светдыми красками. Все хорошее в мире этом - от доброты, от щедрости человеческих сердец. Не проходите мимо, не отворачивайтесь, не отводите в сторону свои глаза, если кто-то поблизости нуждается в вашей помощи.

А Паустовский говорил: "Мне хочется хотя бы маленькой, но светлой памяти о себе. Такой же слабой, как мимолетная улыбка». Улыбнитесь мне напоследок.

Учащиеся записывают выводы на лепестках цветов, прикрепляют к изображению земного шара.

Оценивание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация обучения на уроках литературы.Технологическая карта урока литературы на основе дифференциации обучения.

Класс: 5 Литературная тема: Н.А.Некрасов. Судьбы крестьянских детей, их жизнь. Тема урока: Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте .Стихотворение «Крестьянские дети».  Тип урока: вступительный (опережаю...

Технологическая карта урока литературы в 5 классе "Басня как жанр литературы"

Технологическая карта урока литературы по ФГОС с формируемыми УУД...

Технологическая карта урока литературы в 8 классе по теме "Н.В. Гоголь, "Шинель". Образ маленького человека в литературе"

Материал содержит технологическую карту урока литературы по творчеству Н.В. Гоголя, а также презентацию к нему. Урок выполнен в технологии развития критического мышления, получил высокие оценки специа...

технологическая карта урока Литературы "Роль книг в жизни человека. Учебник литературы и работа с ним. Диагностика уровня литературного развития пятиклассников" 5 класс

технологическая карта урока Литературы "Роль книг в жизни человека. Учебник литературы и работа с ним. Диагностика уровня литературного развития пятиклассников" 5 класс...

Открытый урок литературы К.Г. Паустовский «Теплый хлеб». Фантастическое и реальное в сказке.

Ученики анализировали  художественное пространство сказки и оформляли в виде      «Диаграммы Венна», «Обращения Сороки»,  «Кластера», ...

Технологическая карта урока литературы в 7 классе по теме "Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы".

Технологическая карта урока литературы в 7 классе (УМК по литературе под редакцией В.Я. Коровиной для 7 класса) Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нрав­ственная проблема...