РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе 10а класс (среднее общее образование) (расширенный курс) Количество часов: 140
рабочая программа по литературе (10 класс)

Петрова Анна Ивановна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе

10а класс
(среднее общее образование)
(расширенный курс)

Количество часов: 140

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literatura_rasshirennyy_10_kl.doc542 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе

10а класс
(среднее общее образование)
(расширенный курс)

Количество часов: 140

Программа составлена на основе

 программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы // Авт.-сост.:  Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 200с.

Учебник: Русский язык и литература. Литература: учебник для 10 класса общеобразовательных организаций. Базовый уровень : в 2ч. Сахаров В.И., Зинин С.А. –10-е изд.- М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013.

                                        Составитель: Петрова А.И.,

                              учитель русского языка и литературы

                                                      МБОУ гимназии г. Советский


1. Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 10 б класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);
  • Приказ Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (с изменениями от 7 июня 2017 года № 506 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089», с изменениями от 23 июня 2015 года № 609 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089», от 24 января 2012 года № 39 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089», от 10 ноября 2011 года № 2643 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089», от 31 января 2012 года № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089», от 3 июня 2008 года № 164 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»); от 7 июня 2017 года № 506 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089);
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 июня 2011 года № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312» (официальная публикация: «Вестник образования России» № 13, июль 2011 год);
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 февраля 2012 года № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312»;
  • Приказ Минпросвещения России от 28 декабря 2018 года № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями от 8 мая 2019 года № 233);
  • Примерная основная образовательная программа среднего общего образования, одобренная Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол заседания от 28 июня 2016 г. № 2/16-з);
  • Рабочая программа по литературе составлена в соответствии с основной образовательной программой среднего общего образования (ФК ГОС 10-11 классы) МБОУ гимназии г. Советский, утвержденной приказом от 30.08.2019 г. №323 «Об утверждении основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2019-2020 учебный год».

        Цели изучения предмета «Литература»:

 формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

  развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

  постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

  поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

  овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

 овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями

2. Планируемые результаты изучения предмета «Литература» в 10 классе.

Личностные результаты:

  • воспитание российской, гражданской идентичности: патриотизма, уважение к Отечеству, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
  • усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию осознанного выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия социально значимым труде;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, истории, религии, традициям, языкам ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  •  умение самостоятельно мотивировать свою предметную и внеурочную деятельность;
  • умение сознательно планировать свою деятельность в рамках предмета (составлять «дерево целей», заполнять таблицу ЗХУ (Знаю, Хочу узнать, Узнал); вести портфолио, фиксируя результаты деятельности и определять дальнейший образовательный маршрут);
  •   умение включать в вариативную часть предмета выбранных художественных произведений,
  •  планирование и осуществление очных и заочных экскурсий по личностно значимым литературным и общекультурным местам;
  •  умение предлагать целостную (или частичную) программу внеклассной работы в рамках своих предметных интересов;
  •   способность к объективной самооценке и самокорректировке учебных результатов;
  •   определение зоны своего ближайшего развития и задачи на перспективу;
  •   способность к выбору решения проблемы с точки зрения гуманистической позиции;
  •   реализация себя как личность, гражданина, ответственного за связь с культурной традицией;
  •  реализация себя как субъекта, способного к творческому изменению.

Метапредметные результаты:

  • – работа с различными видами информации (структурирование информации, осуществление маркирование, составление тезисов, вопросов, составление терминологического словаря, написание рецензии, аннотации и др.);
  • – усвоение и применение на практике алгоритма работы с научными и научно-популярными текстами;
  • – системное формирование понятийного аппарата в различных областях знаний;
  • – общение с другими людьми в рамках толерантных отношений;
  • – усвоение на практике алгоритма устных и письменных связных ответов, умение выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
  • – владение приемами публичного выступления; умение презентовать проблему, интеллектуальный продукт, выдвигать гипотезы, формулировать проблемные вопросы, предлагать стратегию исследования, формулировать выводы, быть способным к корректировке и дальнейшему исследованию;
  • – умение участвовать в полемике, будучи толерантным;
  • – умение работать в рамках исследовательского проекта, научного или практического поиска;
  • – умение разрабатывать и проводить мониторинг по проблеме;
  • – умение пользоваться для достижения учебных и личностных целей различными источниками информации, в том числе электронными;
  • – способность к индивидуальной учебной работе, а также  к сотрудничеству в парах или группах.
  • – способность организовать, провести (хотя бы частично) обсуждение проблемы, полемику, диалог;
  • – приобретение гуманитарного стиль мышления, способность к гибкости, вариативности, диалогу с окружающими людьми;
  • – умение сопоставлять различные научные, философские, мировоззренческие позиции в рамках толерантных отношений.
  • формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления
  • осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребностей в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
  • понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
  • обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
  • воспитание квалификационного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять  его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое  чтение;
  • развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
  • овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.;

Предметные результаты:

1) в познавательной сфере:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере:

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

  Ученик на профильном уровне научится:

–        демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы в соответствии с материалом, обеспечивающим углубленное изучение предмета;

–        в устной и письменной форме анализировать:

• конкретные произведения с использованием различных научных методов, методик и практик чтения;

• конкретные произведения во взаимосвязи с другими видами искусства (театром, кино и др.) и отраслями знания (историей, философией, педагогикой, психологией и др.);

• несколько различных интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как каждая версия интерпретирует исходный текст;

–        ориентироваться в историко-литературном процессе XIX–ХХ веков и современном литературном процессе, опираясь на:

• понятие об основных литературных направлениях, течениях, ведущих литературных группах (уметь определять наиболее яркие или характерные черты направления или течения в конкретном тексте, в том числе прежде неизвестном), знание о составе ведущих литературных групп, о литературной борьбе и взаимодействии между ними (например, о полемике символистов и футуристов, сторонников «гражданской» и «чистой» поэзии и др.);

• знание имен и творческих биографий наиболее известных писателей, критиков, литературных героев, а также названий самых значительных произведений;

• представление о значимости и актуальности произведений в контексте эпохи их появления;

• знания об истории создания изучаемых произведений и об особенностях восприятия произведений читателями в исторической динамике;

–        обобщать и анализировать свой читательский опыт (в том числе и опыт самостоятельного чтения):

• давать развернутые ответы на вопросы с использованием научного аппарата литературоведения и литературной критики, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения на разных его уровнях в их единстве и взаимосвязи и понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);

–        осуществлять следующую продуктивную деятельность:

• выполнять проектные и исследовательские литературоведческие работы, самостоятельно определяя их тематику, методы и планируемые результаты;

• давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и др.).

Ученик на профильном уровне получит возможность научиться:

–        использовать в своей исследовательской и проектной деятельности ресурсы современного литературного процесса и научной жизни филологического сообщества, в том числе в сети Интернет;

–        опираться в своей деятельности на ведущие направления литературоведения, в том числе современного, на работы крупнейших литературоведов и критиков XIX–XXI вв.;

–        пополнять и обогащать свои представления об основных закономерностях литературного процесса, в том числе современного, в его динамике;

–        принимать участие в научных и творческих мероприятиях (конференциях, конкурсах, летних школах и пр.) для молодых ученых в различных ролях (докладчик, содокладчик, дискутант и др.), представляя результаты своих исследований в виде научных докладов и статей в специализированных изданиях.

3.Содержание учебного предмета «Литература» в 10 классе.

Раздел

Содержание раздела

Кол-во часов

Виды учебной деятельности

Введение.(1ч)

Традиции и новаторство в русской литературе  первой трети 19 века. Основные литературные направления и течения (просветительский классицизм,  сентиментализм и предромантизм)

1 ч

Обзорная лекция с привлечением материала вводной статьи учебника. Тезисная запись лекции учителя, беседа.

Творчество А.Пушкина.(13ч)

Основные темы и мотивы лирики Пушкина. Романтическая лирика поэта периода Южной и Михайловской ссылок.

Любовная лирика Пушкина.

Вольнолюбивая лирика Пушкина. Эволюция темы свободы и рабства в лирике поэта.

Народная драма "Борис Годунов" как размышление над историческим материалом.

Философская лирика Пушкина. Тема жизни и смерти. Образ автора и его композиционная роль в романе "Евгений Онегин". Роль лирических отступлений. Идейно-художественное своеобразие драматического цикла Пушкина "Маленькие трагедии". Петербургская повесть Пушкина "Медный всадник". Человек и история в произведении. Образ Петра Первого в поэме. Социально-философские проблемы поэмы "Медный всадник". РР. Сочинение по творчеству Пушкина.

13 ч

Сопоставительный анализ произведений .

Творческая работа. Сообщения учителя и учащихся, беседа, выразительное чтение наизусть, слайдовая презентация, анализ стихотворений, составление тезисов.  Анализ лирического стихотворения. Предварительная работа над сочинением: обсуждение тем, рекомендации по составлению плана, сбор материала, подбор цитат и оформление их на письме.

Творчество М.Ю. Лермонтова.(11ч)

Жизнь и творчество Лермонтова. Основные мотивы лирики. Своеобразие художественного мира поэта. Молитва как жанр в лирике Лермонтова. "Молитва". Анализ стихотворений "Валерик", "Сон", "Завещание". Анализ стихотворений "Дума", "Как часто пестрою толпою окружен". Мечта о гармоничном и прекрасном в мире человеческих отношений. "Выхожу один я на дорогу" Адресаты любовной лирики Лермонтова.

Система образов в поэме "Демон"

Обзор романа "Герой нашего времени".  РР.Сочинение по творчеству Лермонтова.

11 ч

Составлять план, в том числе и цитатный, литературного произведения.

- Дать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, поэта.

- Формулировать вопросы по тексту произведения.

- Выразительно читать наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений.

- Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений поэта, писателя.

- Конспектировать литературно-критическую статью.

 Сообщения учителя и учащихся, беседа,  слайдовая презентация, анализ стихотворений, составление тезисов. Предварительная работа над сочинением: обсуждение тем, рекомендации по составлению плана, сбор материала, подбор цитат и оформление их на письме.

Творчество Гоголя. (8ч)

Личность и творчество Гоголя. "Выбранные места из переписки с друзьями" и их значение в творческом пути Гоголя. Сборник повестей "Вечера на хуторе близ Диканьки". Сатирическое и эпикодраматическое в сборнике "Миргород". Образ маленького человека в повести "Шинель". Образ Петербурга в повести "Невский проспект". Обзор комедии "Ревизор". Обзор поэмы "Мертвые души". РР. Сочинение по поэме Гоголя "Мертвые души".

8 ч

Сообщения учителя и учащихся, беседа, слайдовая презентация, составление тезисов. Анализ произведений. Лексическая работа, аналитическая работа по текстам повестей. Самостоятельные наблюдения над сюжетом поэмы, обобщения и выводы, выступления учащихся. Предварительная работа над сочинением: обсуждение тем, рекомендации по составлению плана, сбор материала, подбор цитат и оформление их на письме.

Литер.процесс втор.пол 19 века. (11ч)

Общая характеристика литер. процесса втор.пол.19 века. А.Островский. Драма "Гроза". Жанр пьесы, расстановка персонажей, быт и нравы города Калинова. Приём антитезы в пьесе "Гроза". Работа над 2 и 3 действиями. Символика названия пьесы. Молодое поколение в драме "Гроза". Трагическая острота конфликта Катерины с темным царством. Русская критика о драме А.Островского "Гроза". Драма "Бесприданница". Действующие лица. Столкновение романтического и прагматического. Карандышев и его соперники. Образ Паратова как пародия на героя печоринского типа. Трагическая судьба Ларисы. Роль параллельных сюжетных линий в драме. Весенняя сказка "Снегурочка" (обзор) Проверочный тест по творчеству А.Островского.

11 ч

Соотносить содержания литературного произведения русской литературы второй половины 19 века с романтическими и реалистическими принципами  изображения жизни и человека.

- Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления.

- Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений поэта, писателя.

- Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.

Тезисная запись лекции учителя, слайдовая презентация, выступления учащихся, работа с учебным материалом

Творчество И.Гончарова. (9ч)

Личность и творчество И.Гончарова. Место романа "Обломов" в творчестве писателя. Обломов и его гости в романе "Обломов". Обломов и Штольц: принцип сюжетной антитезы в романе Гончарова "Обломов". Образ Ольги Ильинской. Обломов в доме Пшеницыной. Жизнь в семье Штольца. Сон-смерть Ильи Ильича Обломова в романе И. Гончарова. Сон-смерть Ильи Ильича Обломова в романе И. Гончарова. РР. Сочинение по творчеству Гончарова.

9 ч

Анализ эпизодов. Сопоставительная характеристика персонажей. Анализ проблематики романа с элементами сопоставления и дискуссия с привлечением заданий к разделу учебника. Дискуссия с привлечением критичсеких статей, просмотр фрагментов к/ф «несколько дней из жизни И.И. Обломова». Выступления учащихся, тезисная запись лекции учителя, беседа, слайдовая презентация, исследовательская работа. Предварительная работа над сочинением: обсуждение тем, рекомендации по составлению плана, сбор материала, подбор цитат и оформление их на письме.

Лит. Критика 1840-1870гг.(2ч)

Литературно-критическая деятельность В.Г. Белинского. Основные направления русской литературной критики 40-70-х годов 19 века (революционно-демократическая критика, критика славянофилов и "эстетическая критика")

Конспект лекции учителя, презентация, беседа.

Творчество Н.Чернышевского.(2ч)

Чернышевский. Личность и творчество. Роман "Что делать?" Сны Веры Павловны в романе "Что делать?"

2 ч

Анализ проблематики романа с элементами сопоставления и дискуссия с привлечением заданий к разделу учебника. Запись основных положений лекции, составление хронологической таблицы, выступления учащихся. Аналитическая работа по тексту, эвристическая беседа, составление сравнительной характеристики

Творчество И. Тургенева.(12ч)

Слово о Тургеневе. Личность и судьба писателя. Значение "Записок охотника" в творчестве писателя. Особенности реализма Тургенева ("Записки охотника") и его эстетические и этические позиции ("Гамлет и Дон Кихот") История создания и художественное своеобразие романа "Отцы и дети". Характеристика эпохи в романе "Отцы и дети". Базаров и Кирсановы. Нигилизм Базарова (4-7,10 гл.) Споры об искусстве и природе в романе "Отцы и дети"(6,9,10,11,16 гл) Любовь в жизни Базарова И Павла Кирсанова (16-19 гл) Дружба в жизни Базарова. Базаров и родители (20-21гл) Анализ сцены дуэли между Базаровым и Павлом Петровичем. (22-24гл) Анализ эпизода "Смерть Базарова" (25-27гл) Роман "Отцы и дети" в русской критике. РР. Сочинение по творчеству Тургенева.

12 ч

Историко-биографический очерк, анализ рассказов «Хорь и Калиныч», «Певцы» в контексте проблематики цикла и с опорой на ранее изученное. Характеристика образов с анализом ключевых эпизодов. Дискуссия на тему «Базаров – протагонист или антигерой?» Обобщение с привлечением критических статей Д.И.Писарева, Н.Н.Страхова и элементами подготовки к сочинению. Составление хронологической таблицы, выступления учащихся, слайдовая презентация, запись тезисов лекции, выразительное чтение, беседа. Предварительная работа над сочинением: обсуждение тем, рекомендации по составлению плана, сбор материала, подбор цитат и оформление их на письме.

Поэзия Фета, Тютчева, А. Толстого. 9ч

Страницы жизни Тютчева. Философия природы в его лирике. Политические и историко-философские взгляды Ф. Тютчева. Любовная лирика Тютчева. Страницы жизни Фета. Любовная лирика Фета. Философия природы в лирике Фета. Сопоставительный анализ стихов Тютчева и Фета. Особенности поэтического стиля Тютчева и Фета. А.Толстой Основные темы и мотивы его поэзии. Жанровое своеобразие "Плодов раздумий" Козьмы Пруткова.

9 ч

Историко-биографический очерк. Анализ стихотворений. Прослушивание романсов. Выступления учащихся, составление тезисов, анализ стихотворений, выразительное чтение наизусть. Самостоятельный сопоставительный анализ стихотворений, беседа, выразительное чтение наизусть

Н.Некрасов. Жизнь и творчество. (10ч)

Личность и судьба Н.А. Некрасова. Издательская деятельность поэта. Героическое и жертвенное в образе разночинца-демократа. Поэтическое творчество как служение народу в лирике Н.Некрасова. Тема любви в лирике Некрасова. "Кому на Руси жить хорошо": замысел, история создания, композиция поэмы. Анализ "Пролога", глав "Поп", "Сельская ярмонка". Образы Ермила Гирина и Якима Нагого в главах "Пьяная ночь", "Счастливые". Образы помещиков в главе "Помещик" и второй части поэмы "Последыш". Тема русского богатырства и величия народа. Матрёна Корчагина и Савелий-богатырь святорусский. Анализ 4 части поэмы "Пир - на весь мир". Образ Гриши Добросклонова. РР. Сочинение по творчеству Некрасова.

10 ч

Составление тезисного плана параграфов учебника. Пересказ текста научного стиля. Лингвистический анализ стихотворного текста.

Определение функций старославянизмов в  произведениях А.С.Пушкина. Запись основных положений лекции, слайдовая презентация, составление хронологической таблицы, выступления учащихся,  выразительное чтение с комментированием, беседа. Предварительная работа над сочинением: обсуждение тем, рекомендации по составлению плана, сбор материала, подбор цитат и оформление их на письме.

Творчество Салтыкова-Щедрина.(3ч)

Проблематика и поэтика сказок Салтыкова-Щедрина. "История одного города": замысел, композиция романа. Образы градоначальников в романе "История одного города"

3 ч

Историко-биографический очерк. Обзор сказок с включением самостоятельного анализа. Анализ образной системы и проблематики «Истории одного города» с опорой на проблемные вопросы и задания. Запись основных положений лекции, слайдовая презентация, составление хронологической таблицы, выступления учащихся.

Творчество Н.Лескова.(7ч)

Личность и творчество Н. Лескова. Тема праведничества("Человек  на часах") Образ Ивана Флягина в повести Лескова "Очарованный странник". Поэтика названия сказа "Очарованный странник". Тема погубленной красоты в рассказе "Тупейный художник" Образ Катерины Измайловой в рассказе "Леди Макбет Мценского уезда". РР. Сочинение по творчеству Лескова.

5 ч

Историко-биографический очерк. Обзорный анализ прозы Лескова. Анализ повести. Запись основных положений лекции, составление хронологической таблицы, выступления учащихся. Предварительная работа над сочинением: обсуждение тем, рекомендации по составлению плана, сбор материала, подбор цитат и оформление их на письме.

Л.Толстой.  18ч

Народ и война в "Севастопольских рассказах". Авторский замысел и история создания, смысл названия и жанр романа-эпопеи "Война и мир". Анализ эпизода "В салоне Анны Павловны Шерер" Анализ эпизода "Именины у Ростовых" и "Князь Андрей в Лысых горах". Ростовы и Болконские. Князь Андрей на пути к своему Тулону (военные сцены 1 тома). Пьер Безухов и семья Куракиных (анализ эпизодов 1 тома, начало 2) Настоящая жизнь в понимании Л.Толстого(пение Наташи Ростовой, анализ эпизодов охоты у дядюшки, святок) П.Безухов и А.Болконский в поисках смысла жизни. Образ Наташи Ростовой. Первый бал Наташи Ростовой. История любви А.Болконского и Наташи Ростовой. Истинный и ложный патриотизм в романе Толстого "Воина и мир". Анализ эпизода "Бородинское сражение". Пьер на батарее Раевского. Анализ эпизодов "Совет в Филях". Отъезд из Москвы. Кутузов и Наполеон - два полководца в романе Л.Толстого "Воина и мир". Пьер Безухов и Платон Каратаев. Духовное развитие Пьера. Партизанская война в романе. Анализ эпизода "Смерть Пети Ростова". Развязка отношений А. Болконского и Н.Ростовой. Марья Болконская и Николай Ростов. Философские размышления об историческом процессе в романе Л. Толстого "Война и мир". Подготовка к сочинению по творчеству Л. Толстого.

20 ч

Историко-биографический очерк. Анализ «Севастопольских рассказов». Анализ первых сцен с выявлением основной проблематики. Сопоставительный анализ (Ростовы, Болконские и семьи-имитации). Размышление на тему «В какой бы семье я хотел жить: у Болконских или у Ростовых?» Анализ эпизодов кампании 1805-1807 гг. (тема истинного и псевдопатриотизма). Анализ избранных глав с опорой на сопоставление двух сюжетных линий и их пересечение в романе. Анализ глав 1-2 частей III тома романа с выделением эпизода оставления Смоленска. Анализ избранных глав с опорой на сопоставление двух сюжетных линий и их пересечение в романе. Сравнительная характеристика Кутузова и Наполеона с опорой на материал статьи учебника и дополнительную  литературу. Анализ ключевых эпизодов «военных» глав романа (совет в Филях, отъезд Ростовых из Москвы, партизанские будни и др.). Предварительная работа над сочинением: обсуждение тем, рекомендации по составлению плана, сбор материала, подбор цитат и оформление их на письме.

Ф. Достоевский. 13 ч

Ф. Достоевский. Общественные взгляды. Обзор творчества. Традиции Пушкина и Гоголя в произведении Достоевского "Бедные люди" Образ Петербурга в романе Достоевского   "Преступление и наказание". Раскольников и Мармеладов (анализ 1 части) Раскольников на пути к преступлению (анализ 1 части) Психологическое состояние героя после преступления. Теория Лужина. Анализ эпизода "Смерть Мармеладова". Родные Раскольникова. История Зарницыной. Первая встреча Раскольникова и Порфирия Петровича и теория Раскольникова (3 часть) Лужин и Свидригайлов - двойники Раскольникова (4-5 часть) Соня Мармеладова и Раскольников. Анализ сцены "Чтение Евангелия". Путь к признанию. Порфирий Петрович и Раскольников. Дуня и Свидригайлов. Анализ 6 части романа. Анализ финала романа Достоевского "Преступление и наказание". Сочинение по творчеству Достоевского.

12ч

Запись основных положений лекции, слайдовая презентация, составление хронологической таблицы, выступления учащихся,  опрос, анализ эпизодов, беседа с включением сообщений учащихся, составление плана-характеристики к образу героя. Предварительная работа над сочинением: обсуждение тем, рекомендации по составлению плана, сбор материала, подбор цитат и оформление их на письме.

А. Чехов. 10ч

Рассказы Чехова начала 80-90 годов. Проблема мировосприятия в рассказе "Студент" А. Чехова. "Маленькая трилогия": "Человек в футляре", "Крыжовник", "О любви". Душевная деградация человека в рассказе Чехова "Ионыч". Проблема равнодушия и безразличия в рассказе "Палата №6" А. Чехова. Новаторство Чехова-драматурга в пьесе "Вишневый сад". Проблематика и образы пьесы "Вишневый сад". Анализ образов "новых людей". Лирическое и драматическое в пьесе А.Чехова. "Вишневый сад" в контексте времени. Символический образ сада в пьесе. Сложность и неоднозначность авторской позиции в произведении. Зачет по творчеству А.П. Чехова.

Историко-биографический очерк. Анализ рассказов. Анализ общей проблематики пьесы. Запись основных положений лекции, слайдовая презентация, составление хронологической таблицы, выступления учащихся, беседа. Исследовательская работа, анализ текста, составление плана анализа,  эвристическая беседа.

Резерв

Резервный урок

4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы:

10а. Петрова А. И.

№  урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата

План

Факт

1

Традиции и новаторство в русской литературе 18 века.

1

02.09

2

Основные темы и мотивы Г.Р. Державина

1

03.09

3

Н.М. Карамзин «Бедная Лиза».

1

03.09

4

Вольнолюбивая лирика Пушкина. Эволюция темы свободы и рабства в лирике поэта.

1

07.09

5

Философская лирика Пушкина. Тема жизни и смерти.

1

09.09

6

Образ автора и его композиционная роль в романе "Евгений Онегин". Роль лирических отступлений.

1

10.09

7

Автор и его герой .

1

10.09

8

Женские образы романа.

1

14.09

9

Тест по роману «Евгений Онегин»

1

16.09

10

Петербургская повесть Пушкина "Медный всадник". Человек и история в произведении.

1

17.09

11

Образ Петра Первого в поэме.

17.09

12

Социально-философские проблемы поэмы "Медный всадник"

1

21.09

13

РР. Подготовка к сочинению по творчеству А.С. Пушкина.

1

23.09

14

РР. Сочинение по творчеству Пушкина.

1

24.09

15

Жизнь и творчество Лермонтова. Основные мотивы лирики. Своеобразие художественного мира поэта.

1

24.09

16

Молитва как жанр в лирике Лермонтова. "Молитва".

1

28.09

17

Анализ стихотворений "Валерик", "Сон", "Завещание".

1

30.09

18

Анализ стихотворений "Дума", "Как часто пестрою толпою окружен".

1

01.10

19

Мечта о гармоничном и прекрасном в мире человеческих отношений. "Выхожу один я на дорогу"

1

01.10

20

Адресаты любовной лирики Лермонтова.

1

05.10

21

Художественное своеобразие романа «Герой нашего времени»

1

07.10

22

Система образов в романе.

1

08.10

23

Загадка главного героя романа.

1

08.10

24

РР. Подготовка к сочинению по творчеству Лермонтова.

1

12.10

25

РР. Сочинение по творчеству Лермонтова.

1

14.10

26

Личность и творчество Гоголя. "Выбранные места из переписки с друзьями" и их значение в творческом пути Гоголя.

1

15.10

27

Сборник повестей "Вечера на хуторе близ Диканьки". Сатирическое и эпикодраматическое в сборнике "Миргород"

1

15.10

28

Образ маленького человека в повести "Шинель"

1

19.10

29

Образ Петербурга в повести "Невский проспект"

1

21.10

30

Обзор комедии "Ревизор"

1

22.10

31

Обзор поэмы "Мертвые души"

1

22.10

32

РР. Подготовка к сочинению по поэме Гоголя "Мертвые души".

1

26.10

33

РР. Сочинение по поэме Гоголя "Мертвые души".

1

05.11

34

Общая характеристика литер. процесса втор.пол.19 века.

1

05.11

35

А.Осторовский. Драма "Гроза".Жанр пьесы, растановка персонажей, быт и нравы города Калинова.

1

09.11

36

Приём антитезы в пьесе "Гроза". Работа над 2 и 3 действиями.

1

11.11

37

Символика названия пьесы. Молодое поколение в драме "Гроза"

1

12.11

38

Трагическая острота конфликта Катерины с темным царством.

1

12.11

39

Русская критика о драме А.Островского "Гроза".

1

16.11

40

Драма "Бесприданница". Действующие лица. Столкновение романтического и прагматического.

1

18.11

41

Карандышев и его соперники. Образ Паратова как пародия на героя печоринского типа.

1

19.11

42

Трагическая судьба Ларисы. Роль параллельных сюжетных линий в драме.

1

19.11

43

Весенняя сказка "Снегурочка" (обзор)

1

23.11

44

Проверочный тест по творчеству А.Островского.

1

25.11

45

Личность и творчество И.Гончарова. Место романа "Обломов" в творчестве писателя.

1

26.11

46

Обломов и его гости в романе "Обломов".

1

26.11

47

Обломов и Штольц: принцип сюжетной антитезы в романе Гончарова "Обломов".

1

30.11

48

Образ Ольги Ильинской.

1

02.12

49

Обломов в доме Пшеницыной. Жизнь в семье Штольца.

1

03.12

50

Сон-смерть Ильи Ильича Обломова в романе И. Гончарова.

1

03.12

51

Критика о романе Гончарова "Обломов".

1

07.12

52

РР. Сочинение по творчеству Гончарова.

1

09.12

53

РР. Сочинение по творчеству Гончарова.

1

10.12

54

Литературно-критическая деятельность В.Г. Белинского.

1

10.12

55

Основные направления русской литературной критики 40-70-х годов 19 века (революционно-демократическая критика, критика славянофилов и "эстетическая критика")

1

14.12

56

Чернышевский. Личность и творчество. Роман "Что делать?"

1

16.12

57

Сны Веры Павловны в романе "Что делать?"

1

17.12

58

Слово о Тургеневе. Личность и судьба писателя. Значение "Записок охотника" в творчестве писателя.

1

17.12

59

Особенности реализма Тургенева ("Записки охотника") и его эстетические и этические позиции ("Гамлет и Дон Кихот")

1

21.12

60

История создания и художественное своеобразие романа "Отцы и дети". Характеристика эпохи в романе "Отцы и дети".

1

23.12

61

Базаров и Кирсановы. Нигилизм Базарова (4-7,10 гл.)

1

24.12

62

Споры об искусстве и природе в романе "Отцы и дети"(6,9,10,11,16 гл)

1

24.12

63

Любовь в жизни Базарова и Павла Кирсанова (16-19 гл)

1

11.01

64

Дружба в жизни Базарова. Базаров и родители (20-21гл)

1

13.01

65

Анализ сцены дуэли между Базаровым и Павлом Петровичем. (22-24гл)

1

14.01

66

Анализ эпизода "Смерть Базарова" (25-27гл)

1

14.01

67

Роман "Отцы и дети" в русской критике.

1

18.01

68

РР. Сочинение по творчеству Тургенева.

1

20.01

69

РР. Сочинение по творчеству Тургенева.

1

21.01

70

Личность и судьба Н.А. Некрасова. Издательская деятельность поэта.

1

21.01

71

Героическое и жертвенное в образе разночинца-демократа.

1

25.01

72

Поэтическое творчество как служение народу в лирике Н.Некрасова.

1

27.01

73

Тема любви в лирике Некрасова.

1

28.01

74

"Кому на Руси жить хорошо": замысел, история создания, композиция поэмы. Анализ "Пролога", глав "Поп", "Сельская ярморка"

1

28.01

75

Образы Ермила Гирина и Якима Нагого в главах "Пьяная ночь", "Счастливые". Образы помещиков в главе "Помещик" и второй части поэмы "Последыш".

1

01.02

76

Тема русского богатырства и величия народа. Матрёна Корчагина и Савелий-богатырь святорусский.

1

03.02

77

Анализ 4 части поэмы "Пир на весь мир". Образ Гриши Добросклонова.

1

04.02

78

РР. Сочинение по творчеству Некрасова.

1

04.02

79

РР. Сочинение по творчеству Некрасова.

1

08.02

80

Страницы жизни Тютчева. Философия природы в его лирике.

1

10.02

81

Политические и историко-философские взгляды Ф. Тютчева.

1

11.02

82

Любовная лирика Тютчева.

1

11.02

83

Страницы жизни Фета.

15.02

84

Любовная лирика Фета.

1

17.02

85

Философия природы в лирике Фета.

1

18.02

86

Сопоставительный анализ стихов Тютчева и Фета. Особенности поэтического стиля Тютчева и Фета.

1

18.02

87

А.Толстой Основные темы и мотивы его поэзии.

1

22.02

88

Жанровое своеобразие "Плодов раздумий" Козьмы Пруткова.

1

25.02

89

Проблематика и поэтика сказок Салтыкова-Щедрина.

1

25.02

90

"История одного города": замысел,композиция романа.

1

29.02

91

Образы градоначальников в романе "История одного города"

1

02.03

92

Личность и творчество Н. Лескова. Тема праведничества("Человек  на часах")

1

03.03

93

Образ Ивана Флягина в повести Лескова "Очарованный странник".

1

03.03

94

Поэтика названия сказа "Очарованный странник".

1

07.03

95

Тема погубленной красоты в рассказе "Тупейный художник"

1

10.03

96

Образ Катерины Измайловой в рассказе "Леди Макбет Мценского уезда".

1

10.03

97

РР. Сочинение по творчеству Лескова.

1

14.03

98

РР. Сочинение по творчеству Лескова.

1

16.03

99

Народ и война в "Севастопольских рассказах"

1

17.03

100

Авторский замысел и история создания, смысл названия и жанр романа-эпопеи "Война и мир".

1

17.03

101

Анализ эпизода "В салоне Анны Павловны Шерер"

1

21.03

102

Анализ эпизода "Именины у Ростовых" и "Князь Андрей В Лысых горах". Ростовы и Болконские.

1

30.03

103

Князь Андрей на пути к своему Тулону (военные сцены 1 тома).

1

31.03

104

Пьер Безухов и семья Куракиных (анализ эпизодов 1 тома, начало 2)

1

31.03

105

Настоящая жизнь в понимании Л.Толстого(пение Наташи Ростовой, анализ эпизодов охоты у дядюшки, святок)

1

04.04

106

П.Безухов и А.Болконский в поисках смысла жизни.

1

06.04

107

Образ Наташи Ростовой. Первый бал Наташи Ростовой. История любви А.Болконского и Наташи Ростовой.

1

07.04

108

Истинный и ложный патриотизм в романе Толстого "Воина и мир".

1

07.04

109

Анализ эпизода "Бородинское сражение". Пьер на батарее Раевского.

1

11.04

110

Анализ эпизодов "Совет в Филях". Отъезд из Москвы.

1

13.04

111

Кутузов и Наполеон - два полководца в романе Л.Толстого "Воина и мир".

1

14.04

112

Пьер Безухов и Платон Каратаев. Духовное развитие Пьера.

1

14.04

113

Партизанская война в романе. Анализ эпизода "Смерть Пети Ростова".

1

18.04

114

Развязка отношений А. Болконского и Н.Ростовой. Марья Болконская и Николай Ростов.

1

20.04

115

Философские размышления об историческом процессе в романе Л. Толстого "Война и мир".

1

21.04

116

Подготовка к сочинению по творчеству Л. Толстого.

1

21.04

117

Ф. Достоевский. Общественные взгляды. Обзор творчества.

1

25.04

118

Традиции Пушкина и Гоголя в произведении Достоевского "Бедные люди"

1

27.04

119

Образ Петербурга в романе Достоевского   "Преступление и наказание"

1

28.04

120

Раскольников и Мармеладов (анализ 1 части)

1

28.04

121

Раскольников на пути к преступлению (анализ 1 части)

1

02.05

122

Психологическое состояние героя после преступления. Теория Лужина. Анализ эпизода "Смерть Мармеладова".

1

04.05

123

Родные Раскольникова. История Зарницыной. Первая встреча Раскольникова и Порфирия Петровича и теория Раскольникова (3 часть)

1

11.05

124

Лужин и Свидригайлов - двойники Раскольникова (4-5 часть)

1

12.05

125

Соня Мармеладова и Раскольников. Анализ сцены "Чтение Евангелия".

1

12.05

126

Путь к признанию. Порфирий Петрович и Раскольников. Дуня и Свидригайлов. Анализ 6 части романа.

1

16.05

127

Анализ финала романа Достоевского "Преступление и наказание".

1

18.05

128

Сочинение по творчеству Достоевского.

1

19.05

129

Рассказы Чехова начала 80-90 годов.

1

19.05

130

Проблема мировосприятия в рассказе "Студент" А. Чехова.

1

23.05

131

"Маленькая трилогия": "Человек в футляре", "Крыжовник", "О любви"

1

25.05

132

Душевная деградация человека в рассказе Чехова "Ионыч".

1

26.05

133

Проблема равнодушия и безразличия в рассказе "Палата №6" А. Чехова.

1

26.05

134

Новаторство Чехова-драматурга в пьесе "Вишнёвый сад".

1

30.05

135

Проблематика и образы пьесы "Вишнёвый сад". Образы-символы в пьесе

1

1.06

136

Анализ  образов "новых людей". Лирическое и драматическое в пьесе А. Чехова. Философский смысл финала пьесы

1

2.06

137

Резервный урок.

1

2.06

138

Резервный урок.

1

6.06

139

Резервный урок.

1

8.06

140

Резервный урок.

1

9.06


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для 10-12 классов среднего общего образования заочной формы обучения по литературе (базовый уровень)

Составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего общего образования на основе: Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11кла...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по алгебре 9 класс, основное обще образование количество часов – 204 • Программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо алгебре9 класс, основное обще образованиеколичество часов – 204 ·        Программа разработана на основе  Федерального компонента госуд...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по геометрии 9 класс, основное обще образование количество часов – 68 Программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо геометрии9 класс, основное обще образованиеколичество часов – 68 Программа разработана на основе  Федерального компонента государственного образовательного  ст...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по праву уровень обучения – среднее общее образование для 10,11 класса (профильный уровень)

Правовое профильное обучение в старшей школе более полно учитывает интересы, склонности и способности учащихся, создавая условия для образования старшеклассников в соответствии с их интересами к будущ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе 9а класс (основное общее образование) Количество часов:105

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо литературе9а класс (основное общее образование)Количество часов:105...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе 5а класс (основное общее образование) Количество часов: 105

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо литературе5а класс(основное общее образование)Количество часов: 105...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Физическая культура» Среднее общее образование 10- 11 классы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Физическая культура» Среднее общее образование10- 11 классы...