Рабочая программа элективного курса «От слова к тексту» 6 класс
рабочая программа по литературе (6 класс)

Титова Светлана Николаевна

Программа элективного курса расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные обучающимися, закрепляет личностные, метапредметные и предметные результаты, позволяет восполнить пробелы в знаниях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ot_slova_k_tekstu_elektivnyy_kurs_dlya_6klassa.doc111.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа ст.Евсино»

Искитимского района Новосибирской области

Рекомендована МО                                                  Утверждаю

учителей-предметник                                              Директор МКОУ «СОШ ст. Евсино»

«___»_________2016г.                                               Епанчинцева А.В.

Председатель МО учителей                                               «______»__________________2016г.

________________________

   

Рабочая программа элективного курса

«От слова к тексту»

6 класс

                                   Составитель: Титова Светлана Николаевна, высшая квалификационная категория

ст. Евсино

2016

Пояснительная записка

Место курса в учебном плане

     Программа элективного  курса для 6-х классов «От слова к тексту» рассчитана на 35 часов (1 час в неделю), построена с учетом принципов системности, доступности и научности учебного материала.

Общая характеристика элективного курса

      Курс «От слова к тексту»  посвящен одной из ключевых учебно-познавательных задач, направленных на формирование и оценку умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний. В 5-6 классе закладывается основа для комплексной работы с текстом, поэтому центральной единицей обучения становится текст как речевое произведение, который является объектом анализа и результатом речевой деятельности учащихся.

          Курс даёт учащимся возможность освоить приёмы понимания и анализа текста, овладеть универсальными учебными действиями, которые будут способствовать успешному освоению программы средней школы.

     Вопросы, рассматриваемые в данном курсе, тесно примыкают к обязательному содержанию образования по русскому языку и литературе, поэтому данный элективный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важных лингвистических знаний и умений, предусмотренных школьной программой.

     Программа элективного курса расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные обучающимися, закрепляет личностные, метапредметные и предметные результаты, позволяет восполнить пробелы в знаниях. На занятиях курса предполагается уделять большое внимание развитию речи  шестиклассников, развитию навыков и умений самостоятельного понимания и анализа предложенного текста.

     Цели курса заключаются в

  • формировании умений чтения и анализа текстов с привлечением базовых лингвистических понятий и необходимых сведений по теории языка;
  • приобретении опыта анализа текста с точки зрения явной и скрытой основной и второстепенной информации;
  • формировании коммуникативных компетенций обучающихся при работе над текстом, клоуз-тестом;
  • овладении основных текстоведческих понятий;
  • приобретении опыта анализа текстов разных стилей.

Общая характеристика курса «От слова к тексту»

     Элективный курс посвящён одной из ключевых задач образования в школе – пониманию-анализу текста, т.к. текст – очень сложное, многоаспектное явление. С этим связаны те трудности, которые возникают в процессе его изучения, а также в ходе анализа конкретных произведений.

     Программа курса включает следующие разделы: «Пояснительную записку» (цели, задачи и образовательные результаты представлены на нескольких уровнях – личностном, метапредметном и предметном), «Содержание курса», «Примерное тематическое планирование», «Учебно-методическое обеспечение курса».

     Основные формы работы – индивидуальные, групповые. На занятиях используются приемы технологии критического мышления, работа с клоуз-тестом, диагностический материал в форме тестов, который предоставляет учащимся возможность самим проверить, как ими усвоен изученный материал.

     Формами входного и итогового контроля могут стать проверочные работы по чтению познавательных текстов, обучающая самостоятельная работа, контрольный тест, сочинение, собеседование, создание кроссворда, презентация кластера по теме курса.

Система оценки достижений учащихся

Вид деятельности

Оценка в баллах

1

Терминологические диктанты

5

2

Составление кроссворда

5

3

Сообщения на заданную тему

5-10

4

Творческие работы (анализ текста, сочинение)

10

5

Создание цепочки ключевых слов текста, схем текста.

5-10

6

Составление таблиц ЗХУ, сводных таблиц, кластеров, работа с клоуз-тестом и т.д.

5-10

7

Контрольный тест

6-15

     Итоговая отметка выставляется после суммирования накопленных баллов. Учащиеся, набравшие максимальное количество баллов, награждаются грамотами.

Содержание элективного  курса и практическая направленность

     Курс состоит из 4 больших разделов: «Текст и его основные понятия», «С чего начинается понимание текста», «Функционально-смысловые типы речи в тексте», «Виды работы с текстом». Изучение материала тем в каждом разделе предусматривает двусторонний подход:

  1. Теоретическая часть (повторение изученного на уроках русского языка и литературы, знакомство с новыми понятиями и их особенностями).
  2. Практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать речевые навыки и коммуникативно-речевые умения).

Введение

Знакомство с элективным курсом «От слова к тексту». Диагностическая работа: определение уровня речевых навыков и коммуникативно – речевых умений учащихся.

Раздел 1. Текст и его основные понятия

Определение текста

Тема текста. Тема, основная мысль

Абзац как средство композиционно – стилистического членения текста. Зачин (первое предложение).

Виды зачинов. Синтаксическое строение зачинов

Контекст. Подтекст. Затекст

Ключевые слова

Взаимодействие названия (заголовка) и текста

Типы связи между предложениями в тексте (цепная и параллельная связь)

Средства связи между предложениями в тексте (лексические и грамматические)

Смысловая и композиционная целостность текста

План как вид информационной переработки текста

Раздел 2. С чего начинается понимание текста

Виды информации в тексте

Диалог с текстом

Учимся делать монтаж текста

Раздел 3. Функционально - смысловые типы речи в тексте

Описание

Повествование

Рассуждение

Раздел 4. Виды работы с текстом

Тезирование текста

Конспектирование текста

Редактирование текста

Работа с клоуз-тестом

Требования к результатам изучения элективного  курса

«От слова к тексту»

Личностными результатами освоения учащимися 6 класса программы  курса являются следующие умения и качества:

  • стремление к совершенствованию собственной речи;
  • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения учащимися 6 класса программы курса являются:

  • способность адекватно понимать прочитанное высказывание и передать его содержание в соответствии с коммуникативной задачей (определять тему, основные мысли текста, объяснять смысл названия, основную и дополнительную информацию);
  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текс с заданной степенью свёрнутости (изложение, план);
  • уметь задавать вопросы к тексту;

Предметными результатами освоения учащимися 6 класса программы  курса являются:

  • осознание русского языка как одного из способов приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
  • способность извлекать необходимую информацию в зависимости от коммуникативной задачи;
  • проведение лингвистического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности.

Уровни усвоения учебного материала

Ученик будет иметь представление

  1. о видах информации в тексте;
  2. о функционально-смысловых типах речи в тексте;
  3. о видах работы с текстом.

будет знать

  1. признаки текста;
  2. лингвистические термины;
  3. алгоритм анализа текста;

будет уметь

  1. анализировать текст;
  2. формулировать, обосновывать свою точку зрения;
  3. выполнять задания творческого характера в рамках курса;
  4. создавать самостоятельные творческие работы на заданную тему;

будет иметь опыт (владеть)

  1. иметь опыт анализа текста;
  2. применять на практике полученные знания, умения и навыки;
  3. иметь опыт работы со справочной и дополнительной литературой филологической направленности;
  4. иметь опыт в составлении кроссвордов, в выполнении тестовых заданий.

Литература для учащихся

  1. Лингвистический энциклопедический словарь. – М.,1990 (статьи «Разговорная речь», «Устная публичная речь»
  2. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы – М.: Русский язык, 1983. – 704с.
  3. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка – М.: Азбуковник, 2003. – 944с.

Литература для учителя

  1. Владовская Е.А. Комплексный анализ текста. рабочая тетрадь по русскому языку: 6 класс: ко всем действующим учебникам. - М.: Издательство «Экзамен», 2013.
  2. Граник Г.Г. С.М. Бондаренко и др. Литература. Учимся понимать художественный текст. Задачник-практикум. 8-11 классы. - Москва, «Астрель-АСТ», 2001.
  3. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концева Л.А. Как учить работать с книгой.- М.: «Мой учебник», 2007.
  4. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концева Л.А. Когда книга учит. – М.: Педагогика,1991.
  5. Каганович С.Л. Технология обучения анализу поэтического текста. Материалы к уроку. // Русская словесность, 2003, №1.
  6. Малюшкин А.Б Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 6 класс. - М.: ТЦ Сфера, 2014.
  7. Павлова Т.И., Раннева Н.А., Василенко Н.Н. Практика успешного написания сочинения-рассуждения: рабочая тетрадь по русскому языку.5-7 классы-Ростов н/Д: Легион, 2013.
  8. Шапиро Н.А. Учимся понимать и строить текст. 5-9 классы. Серия «Педагогический практикум». Москва, «Первое сентября», 2002.
  9. Понять автора: учимся смысловому чтению. Учебно-методическое пособие.(Адрес сайта кафедры гуманитарного образования НИПКиПРО:          www.kgo.ucoz.ru:  Клоуз-тест и формирование текстовой и коммуникативной компетенций. Учебно-методические материалы для учителей русского языка и литературы. Коммуникативно-деятельностный подход). 

Календарно-тематическое планирование курса

Формирование УУД:

Познавательные УУД

  1. Вычитывать все виды текстовой информации, пользоваться приёмами изучающего чтения.
  2. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.
  3. Адекватно понимать основную и дополнительную информацию.
  4. Извлекать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (ключевые слова, вопросы, план).
  5. Извлекать информацию из словарной статьи.
  6. Анализировать, классифицировать, обобщать, сравнивать, различать, задавать вопросы.
  7. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему).
  8. Конструировать, создавать модели объектов в знаково-символической форме, преобразовывать структуры и модели.
  9. Владеть навыками аудирования, адекватно понимать информацию устного сообщения.
  10. Извлекать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (вопросы, план, текст).

Коммуникативные УУД

  1. Владеть монологической речью.
  2. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
  3. Свободно излагать содержание в устной форме, соблюдая нормы построения текста.
  4. Уметь договариваться о совместной деятельности, работать в парах.
  5. Осуществлять речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности.
  6. Выступать с сообщением перед аудиторией сверстников.
  7. Оформлять свои мысли в устной форме.
  8. Владеть приёмами монологической и диалогической речи, гибкого чтения и рационального слушания.
  9. Осуществлять речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности.
  10. Высказывать предположения на основе наблюдений.
  11. Стремиться к речевому взаимодействию, работать в парах.
  12. Соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме).

Регулятивные УУД

  1. Формулировать вопрос (проблему) урока, его цель.
  2. Соотносить цели и результаты своей деятельности.
  3. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
  4. Высказывать предположения на основе наблюдений.
  5. Соотносить цели и результаты своей деятельности.
  6. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

Личностные результаты

  1. Стремиться к речевому самосовершенствованию.
  2. Формировать устойчивый познавательный интерес к чтению, ведению диалога с автором.
  3. Развивать эстетическое чувство при чтении и восприятии художественного текста.
  4. Развивать эмоциональную сферу личности, формировать интерес к языку как средству выражения собственных мыслей и чувств.

Тема

Основное содержание по темам

Кол-во час

Дата проведения

План

Факт

1

Введение

Знакомство с элективным курсом

1

1

2-3

Определение текста

Тема текста. Тема, основная мысль

Устанавливать различия между набором предложений и текстом. Вести эксперимент с изменением порядка предложений и слов в них и делать выводы.

2

2

4

Абзац как средство композиционно – стилистического членения текста. Зачин (первое предложение).

Микротема. Абзац. Смысловое членение текста. Логическое и смысловое ударение. Интонация.

Знать о смысловом членении текста. Уметь правильно читать текст, определять микротему абзаца.

1

1

5

Виды зачинов. Синтаксическое строение зачинов

Делить текст на абзацы, знать композиционные элементы абзаца, анализировать структуру текста

1

1

6

Контекст. Подтекст. Затекст

Знать основные понятия.

1

1

7-8

Ключевые слова

Уметь выделять в тексте ключевые слова.

2

2

9-10

Взаимодействие названия (заголовка) и текста

Работа с заголовком текста.

Определять тему текста;

различать широкие и узкие темы; соотносить тексты и заголовки, выбирать наиболее подходящий заголовок из ряда предложенных.

2

2

11-12

Типы связи между предложениями в тексте (цепная и параллельная связь)

Цепная и параллельная связь. Признаки цепной и параллельной связи.

Воспринимать особенности видов связи предложений в тексте. Осваивать законы построения текстов с цепной и параллельной связью предложений.

Анализировать тексты.

2

2

13-14

Средства связи между предложениями в тексте (лексические и грамматические)

Местоимения. Лексические повторы. Синонимы. Смысловые средства связи. Служебные части речи как средства связи предложений в тексте.

2

2

15

Смысловая и композиционная целостность текста

Работа над анализом текстов.

Совершенствовать умение выразительно читать текст и делать комплексный анализ текста. Уметь аргументировать свою точку зрения.

1

1

16-17

План как вид информационной переработки текста

Осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого и сложного); соотносить текст и несколько вариантов плана текста; обосновывать выбор наиболее удачного плана

2

2

18

Виды информации в тексте

С чего начинается понимание текста

1

1

19

Диалог с текстом

Последовательность работы с текстом.

1

1

20-21

Учимся делать монтаж текста

Учимся делать монтаж текста.

2

2

22-23

Описание

Описание как тип речи. Композиция описания.

Сопоставлять типы речи на материале предложенных текстов и опыта речевого общения.

Упражняться в определении типа речи.

Редактировать написанное.

2

2

24-25

Повествование

Повествование как тип речи. Рассказ как повествовательный жанр.

2

2

26-27

Рассуждение

Рассуждать - значит доказывать. Композиция рассуждения.

2

2

28-30

Тезирование текста

Конспектирование текста

Редактирование текста

Основные виды работы с текстом.

Уметь выполнять основные виды работы с текстом.

3

3

31-35

Работа с клоуз-тестом

Уметь работать с клоуз-тестом

5

5

Итого

35

35


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса для учащихся 10-11 классов "Филологический анализ текста"

Данный курс предназначен для учащихся 10- 11 классов. Он является общим ориентационным курсом, не спроецированным специально на филологический профиль, а интересен всем, так как поддерживает и развива...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Текст. Стили речи"

Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Текст. Стили речи"  для  учащихся 10 класса...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку 10 класс. Лингвокультурологический анализ текста

Программа данного элективного курса представляет актуальные проблемы изучения русского языка и развития речи, но рассматривает их в тесной связи с проблеммами нравственности, национального историческо...

Рабочая программа элективного курса "От слова к тексту" 5 класс 2018 год

Рабочая программа элективного курса "От слова к тексту" для обучающихся 5 класса....

Рабочая программа элективного курса "От слова к тексту" 5 класс 2016 год

Рабочая программа элективного курса "От слова к тексту" 5 класс 2016 год....