Рабочая программа элективного курса "От слова к тексту" 5 класс 2018 год
рабочая программа по русскому языку (5 класс)

Иванникова Татьяна Борисовна

Рабочая программа элективного курса "От слова к тексту" для обучающихся 5 класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа ст. Евсино»

Искитимского района Новосибирской области

Принято МО

Учителей гуманитарного цикла

протокол №              от

«___»______________2018г.

Руководитель МО учителей

_____________ роспись Ф.И.О.        

Согласовано:

Зам. директора по УВР

 МКОУ «СОШ ст. Евсино»

_______________Г.К.Шакирова

Роспись Ф.И.О.

«___»__________________2018г.

Рабочая программа

по элективному курсу «От слова к тексту»

для основного общего образования

6 класс

                                                                   Составитель: Иванникова Т.Б.,

учитель русского языка и литературы,

 высшая квалификационная категория.

                                        

        

ст.  Евсино

2018 -2019 уч. г.

Пояснительная записка

Место курса в учебном плане

     Программа элективного  курса для 6-х классов  рассчитана на 35 часов (1 час в неделю), построена с учетом принципов системности, доступности и научности учебного материала.

Общая характеристика элективного курса

      Курс  посвящен одной из ключевых учебно-познавательных задач, направленных на формирование и оценку умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний. В 5-6 классе закладывается основа для комплексной работы с текстом, поэтому центральной единицей обучения становится текст как речевое произведение, который является объектом анализа и результатом речевой деятельности учащихся.

     Понимание прочитанного текста является необходимым условием полноценного общения ученика с книгой (учебником, литературным произведением) - только на этой основе становится возможным размышление читателя, его эмоциональный отклик, собственная нравственная позиция по отношению к произведению, личностный духовный рост.

     Курс даёт учащимся возможность освоить приёмы понимания и анализа текста, овладеть универсальными учебными действиями, которые будут способствовать успешному освоению программы средней школы.

     Вопросы, рассматриваемые в данном курсе, тесно примыкают к обязательному содержанию образования по русскому языку и литературе, поэтому данный элективный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важных лингвистических знаний и умений, предусмотренных школьной программой.

     Программа электива расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет личностные, метапредметные и предметные результаты учащихся, позволяет восполнить пробелы в знаниях. На занятиях курса предполагается уделять большое внимание развитию речи пятиклассников, развитию навыков и умений самостоятельного понимания и анализа предложенного текста.

     Цели курса заключаются в

  • формировании умений чтения и анализа текстов с привлечением базовых лингвистических понятий и необходимых сведений по теории языка;
  • приобретении опыта анализа текста с точки зрения явной и скрытой основной и второстепенной информации;
  • формировании коммуникативных умений учащихся при работе над текстом;
  • овладении основных текстоведческих понятий;
  • приобретении опыта анализа текстов разных стилей.

Общая характеристика курса

     Элективный курс посвящён одной из ключевых задач образования в школе – пониманию-анализу текста, т.к. текст – очень сложное, многоаспектное явление. С этим связаны те трудности, которые возникают в процессе его изучения, а также в ходе анализа конкретных произведений.

     Программа курса включает следующие разделы: «Пояснительную записку» (цели, задачи и образовательные результаты представлены на нескольких уровнях – личностном, метапредметном и предметном), «Содержание курса», «Примерное тематическое планирование», «Учебно-методическое обеспечение курса».

     Основные формы работы – индивидуальные, групповые. На занятиях используются приемы технологии критического мышления, работа с клоуз-тестом, диагностический материал в форме тестов, который предоставляет учащимся возможность самим проверить, как ими усвоен изученный материал.

     Формами входного и итогового контроля могут стать проверочные работы по чтению познавательных текстов, обучающие сочинения, собеседование, создание кроссворда, презентация кластера по теме курса.

Содержание образования элективного  курса и практическая направленность

     Курс состоит из 4 больших разделов: «Текст и его основные понятия», «С чего начинается понимание текста», «Функционально-смысловые типы речи в тексте», «Виды работы с текстом». Изучение материала тем в каждом разделе предусматривает двусторонний подход:

  1. Теоретическая часть (повторение изученного на уроках русского языка и литературы, знакомство с новыми понятиями и их особенностями).
  2. Практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать речевые навыки и коммуникативно-речевые умения).

Введение

Знакомство с элективным курсом. Диагностическая работа: определение уровня речевых навыков и коммуникативно – речевых умений учащихся.

Раздел 1. Текст и его основные понятия

Определение текста

Тема текста. Тема, основная мысль

Абзац как средство композиционно – стилистического членения текста. Зачин (первое предложение).

Виды зачинов. Синтаксическое строение зачинов

Контекст. Подтекст. Затекст

Ключевые слова

Взаимодействие названия (заголовка) и текста

Типы связи между предложениями в тексте (цепная и параллельная связь)

Средства связи между предложениями в тексте (лексические и грамматические)

Смысловая и композиционная целостность текста

План как вид информационной переработки текста

Раздел 2. С чего начинается понимание текста

Виды информации в тексте

Диалог с текстом

Учимся делать монтаж текста

Раздел 3. Функционально - смысловые типы речи в тексте

Описание

Повествование

Рассуждение

Раздел 4. Виды работы с текстом

Тезирование текста

Конспектирование текста

Редактирование текста

Анализ текста

Требования к результатам изучения элективного  курса

Личностными результатами освоения учащимися 5 класса программы  курса являются следующие умения и качества:

  • стремление к совершенствованию собственной речи;
  • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения учащимися 5 класса программы курса являются:

  • способность адекватно понимать прочитанное высказывание и передать его содержание в соответствии с коммуникативной задачей (определять тему, основные мысли текста, объяснять смысл названия, основную и дополнительную информацию);
  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текс с заданной степенью свёрнутости (изложение, план);
  • уметь задавать вопросы к тексту;

Предметными результатами освоения учащимися 5 класса программы  курса являются:

  • осознание русского языка как одного из способов приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
  • способность извлекать необходимую информацию в зависимости от коммуникативной задачи;
  • проведение лингвистического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности.

Уровни усвоения учебного материала

Ученик будет иметь представление

  1. о видах информации в тексте;
  2. о функционально-смысловых типах речи в тексте;
  3. о видах работы с текстом.

будет знать

  1. признаки текста;
  2. лингвистические термины;
  3. алгоритм анализа текста;

будет уметь

  1. анализировать текст;
  2. формулировать, обосновывать свою точку зрения;
  3. выполнять задания творческого характера в рамках курса;
  4. создавать самостоятельные творческие работы на заданную тему;

будет иметь опыт (владеть)

  1. иметь опыт анализа текста;
  2. применять на практике полученные знания, умения и навыки;
  3. иметь опыт работы со справочной и дополнительной литературой филологической направленности;
  4. иметь опыт в составлении кроссвордов, в выполнении тестовых заданий.

Литература для учащихся

  1. Лингвистический энциклопедический словарь. – М.,1990 (статьи «Разговорная речь», «Устная публичная речь»
  2. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы – М.: Русский язык, 1983. – 704с.
  3. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка – М.: Азбуковник, 2003. – 944с.

Литература для учителя

  1. Владовская Е.А. Комплексный анализ текста. рабочая тетрадь по русскому языку: 5 класс: ко всем действующим учебникам. - М.: Издательство «Экзамен», 2013.
  2. Граник Г.Г. С.М. Бондаренко и др. Литература. Учимся понимать художественный текст. Задачник-практикум. 8-11 классы. - Москва, «Астрель-АСТ», 2001.
  3. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концева Л.А. Как учить работать с книгой.- М.: «Мой учебник», 2007.
  4. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концева Л.А. Когда книга учит. – М.: Педагогика,1991.
  5. Каганович С.Л. Технология обучения анализу поэтического текста. Материалы к уроку. // Русская словесность, 2003, №1.
  6. Малюшкин А.Б Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 6 класс. - М.: ТЦ Сфера, 2014.
  7. Павлова Т.И., Раннева Н.А., Василенко Н.Н. Практика успешного написания сочинения-рассуждения: рабочая тетрадь по русскому языку.5-7 классы-Ростов н/Д: Легион, 2013.
  8. Шапиро Н.А. Учимся понимать и строить текст. 5-9 классы. Серия «Педагогический практикум». Москва, «Первое сентября», 2002.

Календарно-тематическое планирование курса

Формирование УУД:

Познавательные УУД

  1. Вычитывать все виды текстовой информации, пользоваться приёмами изучающего чтения.
  2. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.
  3. Адекватно понимать основную и дополнительную информацию.
  4. Извлекать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (ключевые слова, вопросы, план).
  5. Извлекать информацию из словарной статьи.
  6. Анализировать, классифицировать, обобщать, сравнивать, различать, задавать вопросы.
  7. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему).
  8. Конструировать, создавать модели объектов в знаково-символической форме, преобразовывать структуры и модели.
  9. Владеть навыками аудирования, адекватно понимать информацию устного сообщения.
  10. Извлекать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (вопросы, план, текст).

Коммуникативные УУД

  1. Владеть монологической речью.
  2. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
  3. Свободно излагать содержание в устной форме, соблюдая нормы построения текста.
  4. Уметь договариваться о совместной деятельности, работать в парах.
  5. Осуществлять речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности.
  6. Выступать с сообщением перед аудиторией сверстников.
  7. Оформлять свои мысли в устной форме.
  8. Владеть приёмами монологической и диалогической речи, гибкого чтения и рационального слушания.
  9. Осуществлять речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности.
  10. Высказывать предположения на основе наблюдений.
  11. Стремиться к речевому взаимодействию, работать в парах.
  12. Соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме).

Регулятивные УУД

  1. Формулировать вопрос (проблему) урока, его цель.
  2. Соотносить цели и результаты своей деятельности.
  3. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
  4. Высказывать предположения на основе наблюдений.
  5. Соотносить цели и результаты своей деятельности.
  6. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

Личностные результаты

  1. Стремиться к речевому самосовершенствованию.
  2. Формировать устойчивый познавательный интерес к чтению, ведению диалога с автором.
  3. Развивать эстетическое чувство при чтении и восприятии художественного текста.
  4. Развивать эмоциональную сферу личности, формировать интерес к языку как средству выражения собственных мыслей и чувств.

Тема

Основное содержание по темам

Кол-во час

Дата проведения

План

Факт

1

Введение

Знакомство с элективным курсом

1

1

2-3

Определение текста

Тема текста. Тема, основная мысль

Устанавливать различия между набором предложений и текстом. Вести эксперимент с изменением порядка предложений и слов в них и делать выводы.

2

2

4

Абзац как средство композиционно – стилистического членения текста. Зачин (первое предложение).

Микротема. Абзац. Смысловое членение текста. Логическое и смысловое ударение. Интонация.

Знать о смысловом членении текста. Уметь правильно читать текст, определять микротему абзаца.

1

1

5

Виды зачинов. Синтаксическое строение зачинов

Делить текст на абзацы, знать композиционные элементы абзаца, анализировать структуру текста

1

1

6

Контекст. Подтекст. Затекст

Знать основные понятия.

1

1

7-8

Ключевые слова

Уметь выделять в тексте ключевые слова.

2

2

9-10

Взаимодействие названия (заголовка) и текста

Работа с заголовком текста.

Определять тему текста;

различать широкие и узкие темы; соотносить тексты и заголовки, выбирать наиболее подходящий заголовок из ряда предложенных.

2

2

11-12

Типы связи между предложениями в тексте (цепная и параллельная связь)

Цепная и параллельная связь. Признаки цепной и параллельной связи.

Воспринимать особенности видов связи предложений в тексте. Осваивать законы построения текстов с цепной и параллельной связью предложений.

Анализировать тексты.

2

2

13-14

Средства связи между предложениями в тексте (лексические и грамматические)

Местоимения. Лексические повторы. Синонимы. Смысловые средства связи. Служебные части речи как средства связи предложений в тексте.

2

2

15

Смысловая и композиционная целостность текста

Работа над анализом текстов.

Совершенствовать умение выразительно читать текст и делать комплексный анализ текста. Уметь аргументировать свою точку зрения.

1

1

16-17

План как вид информационной переработки текста

Осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого и сложного); соотносить текст и несколько вариантов плана текста; обосновывать выбор наиболее удачного плана

2

2

18

Виды информации в тексте

С чего начинается понимание текста

1

1

19

Диалог с текстом

Последовательность работы с текстом.

1

1

20-21

Учимся делать монтаж текста

Учимся делать монтаж текста.

2

2

22-23

Описание

Описание как тип речи. Композиция описания.

Сопоставлять типы речи на материале предложенных текстов и опыта речевого общения.

Упражняться в определении типа речи.

Редактировать написанное.

2

2

24-25

Повествование

Повествование как тип речи. Рассказ как повествовательный жанр.

2

2

26-27

Рассуждение

Рассуждать - значит доказывать. Композиция рассуждения.

2

2

28-30

Тезирование текста

Конспектирование текста

Редактирование текста

Основные виды работы с текстом.

Уметь выполнять основные виды работы с текстом.

3

3

31-35

Анализ текста

Учиться анализировать текст по плану

5

5

Итого

35

35


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по географии по курсу 8 класса 2018/2019

Рабочая программа по географии 8 класса на 2018/2019 учебный год...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Литература» 6 Б класс 2018 – 2019 учебный год

Рабочая программа по литературе для 6 класса основной общеобразовательной школы для учащихся с ОВЗ создана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образован...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....

Рабочая программа элективного курса Слово о переводе для учащихся 9-х классов всех типов школ.

   Задача  данного курса - осветить гораздо более широкий круг вопросов общей теории и практики перевода, то есть перевода вообще, а не только  в каком-нибудь одном его жанр...

Рабочая программа элективного предмета по физике 11 класс 2017-2018 учебный год

Рабочая программа элективного предмета по физике 11 класс 2017-2018 учебный год к аттестации...