Рабочая программа по литературе 8 класс
рабочая программа по литературе (8 класс)

Касаткина Светлана Алексеевна

Рабочая  программа по литературе для 8 класса составлена на основе Государственного стандарта образования,   Программы  для общеобразовательных учреждений (Литература 5-9 классы. Под ред. Т.Ф. Курдюмовой -  М.:Дрофа,2014 год).

Изучение курса проводится по учебнику Литература. 8 класс: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 частях/под ред. Т.Ф.Курдюмовой. – М.: Дрофа, 2016 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_literature_8_klass.docx48.85 КБ

Предварительный просмотр:

РАССМОТРЕНО:                        СОГЛАСОВАНО:                                 УТВЕРЖДЕНО:

на заседании МО                     зам. директора по УВР                            директор школы

протокол № ____                    ___________________                      ___________Н.А.Слепцова

«__»_________20__г.           «_____»__________20__г.               пр №___«__»_______20__г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

 ПО ЛИТЕРАТУРЕ

8 КЛАСС

Учитель: Касаткина Светлана Алексеевна

2019-2020 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая  программа по литературе для 8 класса составлена на основе Государственного стандарта образования,   Программы  для общеобразовательных учреждений (Литература 5-9 классы. Под ред. Т.Ф. Курдюмовой -  М.:Дрофа,2014 год).

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Изучение курса проводится по учебнику Литература. 8 класс: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 частях/под ред. Т.Ф.Курдюмовой. – М.: Дрофа, 2016 г.

Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в 8 классе в объёме 70 часов.

  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета «Литература»

Личностные

результаты

Метапредметные

результаты

Предметные

 результаты

Включают:

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;
  • сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание;
  • способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.

Включают:

  • освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий (далее УУД) -регулятивные, познавательные, коммуникативные;
  •  способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике;
  • самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками;
  •  построение индивидуальной образовательной траектории.

Включают:

  • освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях;
  •  формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении

предмета «Литература», являются:

1) совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

2) использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы и др.).

Метапредметными результатами изучения курса «Литература» является формирование универсальных учебных действий.

1) Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; иметь способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

- самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

- самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

        

2) Познавательные УУД:

- самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

- пользоваться различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

- пользоваться словарями, справочниками;

- осуществлять анализ и синтез;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения.

3) Коммуникативные УУД:

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

- уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

- оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- задавать вопросы.

Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:

1) в познавательной сфере:

- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

 - понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

- формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

- понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере:

- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства;

- эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

                                                                   

Планируемые результаты изучения учебного предмета. 8 класс.

В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать

- образную природу словесного искусства;

- содержание изученных литературных произведений;

- основные факты жизни и творческого пути писателей и поэтов XVIII, XIX, XX веков;

- изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

- воспринимать и анализировать художественный текст;

- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

- определять род и жанр литературного произведения;

- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

- сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

- выявлять авторскую позицию;

- выражать свое отношение к прочитанному;

- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

- владеть различными видами пересказа;

- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).

        

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

- поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

Содержание учебного предмета.

Литература и время

Литературный процесс как часть исторического процесса. История в произведениях искусства слова. Время на страницах исторических произведений. Жанровое разнообразие произведений исторической тематики. «Калоши счастья» Х. К. Андерсена и «Цицерон» Ф. И. Тютчева как эпиграфы курса 8 класса, которые подчеркивают роль обращения художественной литературы к истории.

Х. К. Андерсен. «Калоши счастья» как развернутая притча о характере связи времен между собой. Герой сказки и его путешествие в средние века. Четкость и убедительность выводов автора.

Ф. И. Тютчев. «Цицерон». Неразрывность связи судьбы человека со своим временем.

Теория. Литература и история. Эпиграф.

Фольклор

История в устном народном творчестве.

Жанры исторической тематики в фольклоре. Сюжеты и герои исторических произведений фольклора. Былины как свидетельство исторических событий.

Теория. Исторические сюжеты в народном толковании.

Историческая народная песня.

Герои и сюжеты фольклорных песен на исторические темы. «Правёж». Петр Великий и Иван Грозный в песнях.

«Петра Первого узнают в шведском городе» и др. Художественные особенности исторических песен. Историческая народная песня и ее исполнители. Слово и музыка в народной песне.

Теория. Историческая народная песня.

Народная драма.

Народная драма как органическая часть праздничного народного быта. От обряда к пьесе. Постановка пьес на народных сценах. География распространения народной драмы. «Как француз Москву брал». Героико-романтическая народная драма. Особенности народной драмы: сочетание и чередование трагических сцен с комическими. Драматический конфликт в «исторической» народной пьесе. Соединение героев разных эпох в одном произведении. Герои пьесы: Наполеон и Потемкин. Сюжет. Патриотический пафос народной пьесы.

Теория. Народная драма.

История на страницах произведений эпохи Возрождения

М. де Сервантес Сааведра. «Дон Кихот» (фрагменты). Герой романа Дон Кихот и его оруженосец Санчо Панса. Пародия на рыцарский роман. Иллюзия и действительность. Дон Кихот как «вечный образ».

Теория. Рыцарский роман. «Вечный образ».

История на страницах произведений древнерусской литературы

Историческая тема в произведениях древнерусской литературы. Особенности отражения исторического прошлого в литературе Средних веков.

Теория. Древнерусская литература и ее жанры.

Летопись

«Начальная летопись», «Повесть временных лет». Русская летопись как жанр исторического повествования. Отражение событий истории в летописях XI—XVII вв. Рассказ о смерти Олега в «Начальной летописи». «Повесть временных лет» как первый общерусский летописный свод. Источники повести — более ранние своды и записи.

Теория. Летопись.

Жития святых

Жития святых как исторические повествования. Жития первых русских святых на страницах летописи. Популярность жанра жития в древнерусской литературе. Особенности изображения биографии героя в жанре жития. Роль нравственного поучения на страницах жития.

«Сказание о житии Александра Невского». Жизнь героя русской истории как канонизированного святого на страницах жития. Б. К. Зайцев. «Преподобный Сергий Радонежский». Элементы житийного жанра в авторском произведении XX в. Становление характера подвижника.

Теория. Житие. Художественные особенности жанра жития.

Литература эпохи Просвещения

Ж. Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве» (сцены). Комедия как жанр драматического произведения. Особенности комедии классицизма. Сатирический образ господина Журдена.

Теория. Классицизм. Комедия.

История на страницах произведений XVIII века

Жанры исторических произведений: эпические и драматические. Д.И.Фонвизин. «Недоросль ». Комедия в пяти действиях.

Теория. Комедия

Историческое прошлое в литературе XIX века

Постоянство интересов читателей и писателей к историческим событиям и героям. История в произведениях классики. Массовая литература на исторические темы. Патриотическое звучание произведений исторической тематики. Яркость выражения авторской позиции в произведениях на исторические темы.

Теория. Исторические темы в русской классике. Романтизм и реализм литературы XIX в. Родная история в произведениях этого века.

Былины и их герои в произведениях XIX века

А. К. Толстой. «Илья Муромец», «Правда», «Курган». Герои и события былин в русской поэзии. Былинные мотивы в разных видах художественного творчества. Обращение А. К. Толстого к стихотворному переложению сюжетов русских былин, его восхищение цельными героическими характерами былинных богатырей. Поэтическая сила и обаяние произведений поэта.

Теория. Былина и баллада.

Г. Лонгфелло. «Песнь о Гайавате» (перевод И. А. Бунина). Поэтичность индейских легенд и преданий в поэме Лонгфелло. Сюжет и герои поэмы. Образ народного героя Гайаваты. Художественные особенности изображения. Близость героев поэмы к миру природы. Образность и красота поэтического языка «Песни о Гайавате». Совершенство перевода.

Теория. Песнь как жанр.

В. Скотт. «Айвенго» (самостоятельное чтение с последующим обсуждением). Вальтер Скотт как родоначальник исторического романа. Типы исторических романов: роман-хроника, роман-жизнеописание, биографический роман, авантюрно-исторический роман. Изображение героев и изображение эпохи. Концепция истории и человека в романе. Романтический историзм и осмысление законов развития человечества. Герой романтического исторического романа и сюжет. Айвенго и леди Ровена. Ричард Львиное Сердце и Робин Гуд как исторические герои и как персонажи романа. Пушкин о Вальтере Скотте.

Теория. Исторический роман.

И. А. Крылов. «Волк на псарне». Историческое событие и жанр басни. Патриотический пафос басни Крылова. Кутузов и Наполеон в аллегорическом произведении. Мораль басни и ее роль в реальных событиях Отечественной войны 1812 г.

Теория. Басня на историческую тему.

А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». Богатство исторической тематики в творчестве Пушкина. Сюжеты русской летописи в лирике поэта. Тема судьбы, рока в балладе «Песнь о вещем Олеге». Сюжет «Песни...» и сюжет летописного эпизода. Герой и его судьба. Поэтическое совершенство произведения и его музыкальное воплощение.

«Полтава» (фрагмент). Описание битвы и ее главного героя. Образ Петра в поэме — образ вдохновителя победы.

«Борис Годунов»

«Капитанская дочка». Болдинская осень 1833 г. Работа над «Историей Пугачева» и повестью «Капитанская дочка». Пугачев в историческом труде и в художественном произведении: художественное мастерство Пушкина в произведениях двух различных жанров, созданных на одном материале. Сюжет исторической повести «Капитанская дочка» и его важнейшие события. Исторические события и исторические герои на страницах повести. Пугачев как вождь народного восстания и как человек. Взгляд Пушкина на восстание Пугачева как на «бунт бессмысленный и беспощадный». Острота постановки проблемы. Герои исторические и герои вымышленные: Гринев и Пугачев, Гринев и Швабрин, Гринев и Маша. Становление характера Гринева. Проблема чести, долга, милосердия. Проблема морального выбора. Портрет и пейзаж на страницах исторической прозы. Роль эпиграфов в повести. Название и идейный смысл произведений («История Пугачева» и «Капитанская дочка»).

Теория. Историческая проза. Историческая повесть и исторический труд. Эпиграф. Сюжет и фабула. Автор в историческом произведении.

М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Быт и нравы XVI в. в поэме. Исторический сюжет и герои песни. Трагическое столкновение героев. Иван Грозный, опричник Кирибеевич и купец Калашников. Нравственные проблемы песни. Благородство и стойкость Калашникова и позиция Кирибеевича. Нравственная оценка событий автором. Связь поэмы с устным народным творчеством. Романтическое изображение природы как фона событий. «Песня ...» как лироэпическое произведение.

Теория. Историческая поэма.

Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба». Историческая основа и народно-поэтические истоки повести. XVI век Южной Руси в повести Гоголя. Гоголь — мастер батальных сцен и героических характеров. Битва под Дубно. Стихийная мощь жизни народа и природы на страницах повести. Запорожская Сечь как прославление боевого товарищества, ее нравы и обычаи. Образы Тараса и его сыновей. Мастерство Гоголя в изображении природы. Патриотический пафос произведения. Роль лирических отступлений в повествовании. Авторское отношение к героям.

Теория. Историческая повесть. Патриотический пафос произведения.

В. А. Жуковский. «Воспоминание», «Песня»; А. С. Пушкин. «Воспоминание», «Стансы»; Д. В. Давыдов. «Бородинское поле»; И. И. Козлов. «Вечерний звон»; Ф. И. Глинка. «Москва»; А. Н. Апухтин. «Солдатская песня о Севастополе». Обращение лирических поэтов к исторической тематике. Масштаб осмысления былого в лирике: отражение как значительных исторических событий, так и сокровенных воспоминаний, воскрешающих личный опыт поэта. Яркая индивидуальность поэта в художественной оценке минувшего.

А. Дюма. «Три мушкетёра» (самостоятельное чтение с последующим обсуждением). Авантюрно-исторические романы Александра Дюма-отца. Трансформация исторических событий и исторических героев. Мир вымышленных героев на фоне исторических обстоятельств. Увлекательность сюжетов и яркость характеров. Кодекс чести и правила поведения героев в романах А. Дюма. Яркость авторской позиции. Причина популярности произведений А. Дюма.

Теория. Авантюрно исторический роман.

А. К. Толстой. «Василий Шибанов». Подлинные исторические лица — царь Иван Грозный и князь Курбский. Василий Шибанов как нравственный идеал автора.

«Князь Серебряный». Эпоха и ее воспроизведение в романе. Сюжет и его главные герои. Исторические лица — царь Иван IV Грозный, Малюта Скуратов и др. Вымышленные герои и их роль на страницах исторического повествования. Романтический взгляд на родную историю. Патриотический пафос повествования. Высокие нравственные идеалы автора и убедительность его позиции. Историческая точность в воспроизведении быта эпохи. Художественные особенности повествования. Роль фольклорных произведений в романе. Народная песня на страницах романа.

Теория. Исторический роман. Связь исторического романа с фольклором.

Л. Н. Толстой. «После бала». Гуманистический пафос рассказа. «После бала» как воспоминание о впечатлениях юности. Герои и их судьбы. Иван Васильевич как герой-рассказчик. Контраст как основа композиции рассказа, раскрытия душевного состояния героя. Роль случая в жизни и судьбе человека. Образ «грациозной и величественной» Вареньки. Полковник на балу и после бала. Сцена истязания беглого солдата. Красочные и звуковые образы при ее создании. Время и пространство в рассказе. Художественное мастерство писателя.

Теория. Контраст как прием композиции.

Историческое прошлое в литературе XX века

Былины и их герои в произведениях XX века

И. А. Бунин. «На распутье», «Святогор», «Святогор и Илья»; К. Д. Бальмонт. «Живая вода»; Е. М. Винокуров. «Богатырь». Былины и их герои в произведениях XX в. Трансформация образа былинного героя в произведениях XX в. Живая стихия русского фольклора в стихотворениях И. А. Бунина. Проникновенное отражение былинных образов в его поэзии. Мастерство исторических образов совершенство языка, разнообразие и богатство ритмики стихотворений поэта. Былинные мотивы в творчестве К. Д. Бальмонта. Стихотворение «Живая вода» как обращение к «родным богатырям». Чистота и прозрачность ритма, «перезвоны благозвучий» стихотворных строк поэта.

Теория. Былины в лирике XX в.

Ю. Н. Тынянов. «Восковая персона», «Подпоручик Киже». Исторические романы и повести Тынянова. «Восковая персона» как повесть о судьбе Петра Великого и его наследия. Герои и сюжет повести. «Подпоручик Киже» — осуждение нелепостей воинской службы при Павле I. Язык и стиль, помогающий воссоздать картины русской истории.

Теория. Язык и стиль исторического повествования.

М. Алданов. «Чёртов мост» (главы). Исторические романы и повести Марка Алданова. Родная история и история Европы в произведениях автора русского зарубежья. Тетралогия «Мыслитель». Серия исторических портретов. Блестящее изображение полководца Суворова в романе «Чертов мост». Неразрывность связи времен как главная тема творчества М. Алданова. Активное утверждение авторской позиции в произведениях исторического цикла.

Теория. Циклы исторических романов (тетралогия, трилогия).

Б. Л. Васильев. «Утоли моя печали...». Изображение ходынской трагедии. Понимание автором и его героями причин этой трагедии. Различные пути развития России в представлении героев романа. Обыденная жизнь людей на фоне трагических страниц родной истории. Исторические лица, изображенные в произведении (император Николай II, великий князь Сергей Александрович, Иван Каляев, Василий Иванович Немирович-Данченко). Главная героиня Наденька Олексина, ее искания. Зависимость судьбы Наденьки от происходящих событий. Смысл заглавия романа.

Теория.  Исторический роман и его название.

Великая Отечественная война в литературе

Л. М. Леонов. «Золотая карета». Тема Великой Отечественной войны в произведениях послевоенных лет. Судьбы героев пьесы и их идеалы. Романтический настрой автора при создании образов героев и истолкования их отношения к судьбе человека. Драматический сюжет и драматические судьбы.

Теория. Символика названия пьесы.

История на страницах поэзии XX века

В. Я. Брюсов. «Тени прошлого», «Век за веком»; З. Н. Гиппиус. «14 декабря»; Н. С. Гумилев. «Старина», «Прапамять»; М. А. Кузмин. «Летний сад»; М. И. Цветаева. «Домики старой Москвы», «Генералам двенадцатого года». Традиционное внимание поэтов к родной истории и ее событиям. Тема прошлого как одна из тем лирики поэтов XX столетия. Осмысление былого поэтами серебряного века и современными поэтами. Лирические раздумья об исторических событиях, о свершениях и ошибках человечества, о произведениях искусства как свидетелях минувшего.

Теория. Роль темы прошлого в лирике XX в.

Беседа по итогам чтения и изучения произведений исторической тематики в течение года. Произведения русской и зарубежной литературы, отражающие исторические события. Рекомендации по самостоятельному чтению во время летних каникул.

Наименование разделов

Раздел

Кол-во часов

1

Литература и время.

2

История в устном народном творчестве.

3

История на страницах произведений эпохи Возрождения

4

История на страницах произведений древнерусской литературы

5

История на страницах произведений  эпохи Просвещения

6

История на страницах произведений XVIII века

4 ч

7

Историческое прошлое в литературе XIX века

40ч

8

Историческое прошлое в литературе ХХ  века.

16ч

Итого

70 часов

Перечень практических и проверочных  работ

№ ур

Вид контроля

33

Р.Р. Сочинение по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Сочинение

42

Р.Р. Подготовка к сочинению по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

Сочинение

43

Р.Р. Сочинение по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"

Сочинение

54

Контрольная работа по литературе 19 века.

Тестовая работа + отзыв

63

«Строки, опалённые войной».

Литературно-музыкальная композиция

69

Контрольная работа

тест+отзыв на произведение

Календарно тематическое планирование уроков литературе в 8 классе.

Номера уроков

Наименования разделов и тем

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

Литература и время (1час)

1

Литература и время. Х.К.Андерсен. "Калоши счастья"

История в устном народном творчестве (2 часа)

2

Фольклор и его жанры. Народная историческая песня

3

Народный театр. «Как француз Москву брал».

История на страницах произведений эпохи Возрождения  (1 час)

4

М.де Сервантес Сааведра. «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»

История на страницах произведений древнерусской литературы (5 часов)

5

Историческая личность на страницах произведений Древней Руси. Жанр летописи. Повесть временных лет «Смерть Олега от своего коня».

6

Воинская повесть «Повесть о разорении Рязани Батыем».

7

Житие. «Сказание о житии Александра Невского».

8

Б.Зайцев «Преподобный Сергий Радонежский».

9

Литературная игра по теме "Древняя Русь"

История на страницах произведений  эпохи Просвещения   (1 час)

10

Ж. Б. Мольер «Мещанин во дворянстве».

История на страницах произведений XVIII века (4 часа)

11

Литература 18 века. Жанры исторических произведений: эпические и драматические.

12

Д.И. Фонвизин «Недоросль» комедия в пяти действиях.

13

Характеристика героев произведения.

14

Традиции классицизма в комедии.

Историческое прошлое в литературе XIX века (40 часов)

15

Романтизм и реализм литературы 19 века.

16

А.К. Толстой «Илья Муромец». Герои и события былин в русской поэзии.

17

А.К. Толстой  «Правда». Поэтическая сила и обаяние произведений поэта.

18

Г.У. Лонгфелло «Песнь о Гайавате». Образ народного героя в произведении.

19

Близость героев поэмы к миру природы.

20

Вальтер Скотт как родоначальник исторического романа. «Айвенго» (фрагменты).

21

И.А.Крылов «Волк на псарне». Образ Кутузова.

22

Вн. чт.  Басни И.А.Крылова.

23

А.С.Пушкин.  «Песнь о вещем Олеге». Герой и его судьба.

24

Поэма «Полтава». Образ Петра – образ вдохновителя победы.

25

А.С.Пушкин.  «Борис Годунов»

26

А. С. Пушкин - историк. «Капитанская дочка». История создания повести. Сюжет и его важнейшие события.

27

Повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Жанровое своеобразие произведения. Истоки формирования личности Гринева (анализ 1-2 глав)

28

Проблема чести, достоинства, нравственного выбор в повести. Гринев и Швабрин (разбор 3-5 глав)

29

Пугачёв и народ в повести. ( 6,7 главы)

30

Средства характеристики героев повести на примере 8-12 глав.

31

Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести. Анализ эпизода.

32

Подведение итогов по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Подготовка к сочинению.

33

Р.Р. Сочинение по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка"

34

М. Ю. Лермонтов. Исторический сюжет и герои «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

35

Опричник Кирибеевич. Неправый суд Ивана Грозного. Благородство и стойкость Калашникова.

36

М.Ю. Лермонтов. Диагностическая работа.

37

Н. В. Гоголь.   Историческая и фольклорная  основа   повести «Тарас Бульба». Проблема национального самосознания, веры и гуманизма.

38

Система образов повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

39

Приёмы создания характера. Герои Гоголя

40

Характеристика Тараса Бульбы. Роль автора в повести.

41

Художественные особенности повести «Тарас Бульба». Роль пейзажа в повести.

42

Р.Р. Подготовка к сочинению по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

43

Р.Р. Сочинение по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"

44

Лирика 19 века. В.А. Жуковский, А.С.Пушкин, Д.В.Давыдов, И.И.Козлов, Ф.Н.Глинка, А.Н.Апухтин

45

Лирика 19 века. В.А. Жуковский, А.С.Пушкин, Д.В.Давыдов, И.И.Козлов, Ф.Н.Глинка, А.Н.Апухтин

46

А. К Толстой. «Василий Шибанов»

47

Исторические   лица   на   страницах   романа «Князь Серебряный».

48

Вымышленные  герои   и   их  роль  в   романе «Князь Серебряный»

49

Вымышленные  герои   и   их  роль  в   романе «Князь Серебряный»

50

Вымысел и реальность в художественном произведении. Народная речь в литературном тексте. Диагностическая работа

51

А. Дюма «Три мушкетера». Кодекс чести и правила поведения героев в романах.

52

Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «После бала». История создания рассказа.

53

«После бала». Художественное своеобразие рассказа. Контраст как основа композиции рассказа.

54

Контрольная работа по литературе 19 века.

Историческое прошлое в литературе XX века (16 часов)

55

Былины и их герои в произведениях 20 века.

К. Д Бальмонт. «Живая вода». Е. М. Винокуров. «Богатырь».

57

Ю.Н.Тынянов «Восковая персона» -  повесть о судьбе Петра Великого и его наследия.

58

Герои и сюжет рассказа «Восковая персона».

59

М. Алданов. А. В. Суворов в романе «Чертов мост».

60

Б. Л. Васильев. «Утоли моя печали...». Смысл заглавия романа.

61

Исторические лица на страницах романа Б. Л. Васильева  «Утоли моя печали...»

62

Великая Отечественная война в лирике 20 века.

63

«Строки, опалённые войной».

64

Л. М. Леонов. «Золотая карета». Судьбы героев и их идеалы.

65

Л. М. Леонов. «Золотая карета».  Драматический сюжет и драматические судьбы.

66

Л.М.Леонов «Золотая карета» Проверочная работа

67

Мотивы былого в лирике поэтов ХХ  века. В.Брюсов, З.Гиппиус, Н.Гумилёв, М.Цветаева, Е.Евтушенко, В.Высоцкий

68

Мотивы былого в лирике поэтов ХХ  века. В.Брюсов, З.Гиппиус, Н.Гумилёв, М.Цветаева, Е.Евтушенко, В.Высоцкий

69

Контрольная работа (тест+отзыв на произведение)

70

Р.Р. Анализ работ, подведение итогов. Читаем летом

ИТОГО

70 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....