Открытый урок по литературе в 10 классе «Это…какая-то обломовщина», или «Записки восточного халата» (по роману И.А. Гончарова «Обломов»)
методическая разработка по литературе (10 класс)

В ком из нас не живет ленивый и капризный Обломов? Да практически в каждом, в какой-то момент своего бытия. Ведь Обломов – это не отдельно взятый герой романа И.А. Гончарова, это тип русского характера, это образ жизни, который не теряет своей актуальности и в наши дни...

Так подумает любой взрослый человек, знакомый с произведением известного русского писателя. А как эту мысль донести до школьника 10 класса,  и не просто донести, а сделать так, чтобы она стала его и только его мыслью?

Именно этим вопросом озадачилась я, выбирая форму данного урока. Ребятам, которые уже практически закончили изучать роман, осталось сделать главный вывод: что же такое «обломовщина». Конечно, можно было бы просто почитать критиков, побеседовать на заданную тему, и ответ был бы найден. Но что останется у учащихся после такого занятия? В лучшем случае – новое слово. А хотелось бы большего – личностного отношения к этому произведению, герою, автору, явлению и самому себе.

В решении этой непростой педагогической задачи мне помогли два главных приема: учебный проект как форма организации деятельности учащихся и художественный символ как «ядро» урока, вокруг которого и происходит знакомство с новым понятием.

К чему же мы пришли в результате такого подхода?

На мой взгляд, ко многому.

Во-первых, выполняя  коллективное дело (создание дневника «Записки восточного халата»), учащиеся поняли значимость своей деятельности и осознали ответственность за её результат. Тут уж не напишешь как попало: надо обдумывать каждое слово, предложение, следить за речью. Ведь не хочется «ударить в грязь лицом».

Во-вторых, разве не интересно перевоплотиться в предметный образ и посмотреть на главного героя с другой стороны, дать ему необычную, неожиданную оценку?  А для этого необходимо сотворчество. Вот тут и выступили на первый план личностные умения и способности ребят, их фантазия и воображение, актерское мастерство если хотите. И пусть не все из них осмелились в полной мере стать авторами дневниковой записки, но внести свою лепту, я уверена, довелось каждому.

И, наконец, главное. В очередной раз вычерчивая линию жизни героя, но уже через предмет-символ, учащиеся незаметно для себя пришли к нужным выводам о том, что «обломовщина» - явление социальное, присутствующее и в нашей жизни тоже. Доказательством этого стала их реакция на иллюстрацию, предложенную в качестве рефлексии. Тут уже было все: и непроизвольный смех, и неожиданные вопросы,  и, безусловно, смелые ответы, которые не запрограммируешь заранее и не предусмотришь в плане урока. Да и зачем? Ведь главное, чтобы ребята  оставались самими собой, чтобы выражали свои эмоции и чувства, чтобы им было, о чем спорить, рассуждать, над чем смеяться, о чем задуматься на досуге. Разве не в этом заключается главный итог моего урока?!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №110

Выборгского района Санкт-Петербурга

Районный фестиваль уроков учителей общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга

«Петербургский урок» 2017 года

«Петербургский урок. Работаем по новым стандартам»

Номинация: «Лучший урок»

Подноминация: «Лучший урок в предметной области «Филология» (русский язык и литература)

«Это…какая-то обломовщина»,

 или «Записки восточного халата»

(по роману И.А. Гончарова «Обломов»)

Методическая разработка        урока

по литературе

учителя русского языка и литературы

Корсановой Елены Геннадьевны

Моб. тел.: 8-921-929-28-97

Email: ekorsanova@mail.r

Санкт-Петербург

2017/2018

Технологическая карта урока

Предмет: литература

Класс:10

ОУ:ГБОУ школа №110

Дата проведения урока: 21.11.2017

Тема урока: «Это… какая-то обломовщина», или «Записки восточного халата» (по роману И.А. Гончарова «Обломов»)

Учитель: Корсанова Елена Геннадьевна, учитель русского языка и литературы

УМК: Программа по литературе для 10 – 11 классов И.Н. Сухих (базовый уровень). Сухих И.Н. Литература (базовый уровень). Учебник в 2-х ч. 10 кл. М.: Академия. 2014 г.

Цели ученика

Обучающие:

1. Раскрытие понятия «обломовщина» как социального явления по роману И.А. Гончарова «Обломов».

2. Раскрытие роли символа в художественном произведении.

Развивающие:

Развитие логического мышления, коммуникативных умений, познавательного интереса, творческих способностей, речи.

Воспитывающие:

Воспитание толерантных отношений в совместной творческой деятельности.

Цели учителя

Образовательные:

Создание условий для раскрытия учащимися понятия «обломовщина» как социального явления по роману И.А. Гончарова «Обломов».

Развивающие:

Создание условий для развития у учащихся  логического мышления, коммуникативных умений, познавательного интереса, творческих способностей, речи.

Воспитательные:

Воспитание толерантных отношений в совместной творческой деятельности.

Тип урока

Урок развития речи. Обобщающий.

Форма урока

Работа в группах.

Опорные понятия, термины

Художественная деталь, символ, учебный проект, дневниковые записи как жанр.

Новые понятия

«обломовщина»

Формы контроля

Монологическое высказывание, связный текст, бонусная оценка работы членов группы.

Домашнее задание по выбору.

Составить рассуждение на основе статьи учебника или на основе сравнительного  анализа двух  произведений.

Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Результат взаимодействия, сотрудничества

1 этап: 

Мотивация

 (3 мин)

Погружение в атмосферу изучаемого произведения.

Учитель предлагает учащимся прослушать аудиозапись и определить, чей автопортрет представлен в монологе. [1]

Погружение в атмосферу изучаемого произведения

Учащиеся прослушивают аудиозапись, определяют, что прозвучал монолог «Халата Обломова», главного героя романа И.А. Гончарова.

 

Индуктор -

прием неожиданности

Форма – фронтальная.

Личностные: самоопределение. Регулятивные:

ассоциации.

Коммуникативные: умение воспринимать разные формы

Положительный психологический настрой учителя и учащихся, погружение в произведение.

[1] – здесь и далее обозначение  сноски  на материалы в Приложении.

информации.

2 этап: 

Целеполагание

(2 мин.)

Определение темы  и задач урока

Учитель предлагает учащимся ответить на вопрос, какой художественный прием использован в монологе «Халата», объяснить, почему именно этот предмет представлен в качестве еще одного героя романа, и попробовать определить тему урока.

Учитель на основе высказываний учащихся формулирует окончательный вариант темы урока, а также предлагает форму его проведения – учебный проект, продуктом которого станет дневник под названием «Записки восточного халата», созданный учащимися на основе приемов олицетворения и перевоплощения.  

Определение темы  и задач урока

Учащиеся определяют художественный прием – олицетворение; объясняют, что данный предмет является художественной деталью, помогающей раскрыть образ жизни Ильи Ильича Обломова и символом «обломовщины» в целом; предполагают возможную тему урока.

Учащиеся осмысливают поставленные задачи, самоопределяются в выборе способов олицетворения и перевоплощения.

Построение высказывания на основе критического мышления и рассуждения.

Личностные: самовыражение. Регулятивные:

целеполагание.

Коммуникативные

умение строить высказывание, умение слушать товарища и учителя.

Тема урока, поставленные цели, определение  формы урока.

3 этап: 

Актуали

зация знаний

(3 мин.)

Планирование деятельности на основе знания произведения и задач урока.

Учитель предлагает учащимся на основе прочитанного произведения представить «жизненный путь Халата Обломова», определить основные страницы будущего дневника, разделиться на группы,  получить рабочие материалы: инструкцию [2] и цитатник. [3]

Планирование деятельности на основе знания произведения и задач урока.

Учащиеся в ходе рассуждений определяют основные этапы «жизни Халата Обломова», определяют страницы  дневника: «Жизнь на Гороховой», «Халат - между Штольцем и Обломовым», «Измена Халату с Ольгой Ильинской», «Жизнь в доме Пшеницыной». «Какая-то обломовщина»

Учащиеся получают задания.

Страницы будущего «дневника»  распределяются между группами.

Коллективное обсуждение проекта. Фронтальная работа.

Личностные: сотворчество. Регулятивные:

планирование деятельности.

Коммуникативные:

умение участвовать в коллективном обсуждении.

Определение структуры учебного проекта и хода его реализации.

4 этап: 

Усвоение новых знаний и способов действий.

 (15 мин.)

Реализация проекта.

Учитель оказывает поддержку учащимся в ходе их работы.

Реализация проекта

Учащиеся знакомятся с заданием, распределяют работу между членами группы, выполняют задания: анализируют цитаты из произведения, составляют дневниковую запись в виде связного текста, оформляют страницу дневника (эпиграф, иллюстрация, рисунки, пометы и т.п.).

Творческое письмо.

Работа в группе.

Личностные:

определение своей роли в группе,

организаторские способности.

Регулятивные:

планирование работы  группы.

Коммуникативные

взаимодействие в группе.

Оформленная дневниковая страничка.

5 этап 

Актуали

зация новых знаний

(15 мин.)

Презентация проекта

Учитель предлагает каждой группе представить страницу дневника «Записки восточного халата». [6]

Учитель просит дать обобщающий ответ на вопрос: что такое «обломовщина».

Презентация проекта

Учащиеся (представители  каждой группы) зачитывают дневниковые записи, обосновывают выбор эпиграфа,  иллюстрации, помет к странице; располагают страницы на доске в хронологической последовательности «жизни Халата Обломова»

Учащиеся в ходе беседы рассуждают над значением понятия «обломовщины»

Публичное выступление: защита проекта.

Личностные: преодоление психологического барьера при публичном выступлении.

Регулятивные:

обобщение информации.

Коммуникативные

умение слушать товарища.

Продукт проекта: законченный дневник.

6 этап

Оценочный этап

(1 мин.)

Оценка учебной деятельности

Учитель предлагает учащимся оценить работу каждого участника в группе, распределив 20 бонусов между членами группы по степени участия их в проекте.

Оценка учебной деятельности

Учащиеся оценивают работу членов группы, распределяя бонусы между собой по степени участия в работе.

Бонусная система оценивания.

Личностные:

самооценка.

Регулятивные:

система оценивания

Коммуникативные

взаимодействие в группе.

Выставленные оценки за работу на уроке.

7 этап

Рефлексия

(5 мин.)

Учитель предлагает учащимся рассмотреть иллюстрацию [4] , и высказать свои мнения о проблеме, затронутой автором.

Учащиеся рассматривают иллюстрацию и высказывают свои мнения о проблеме, затронутой автором.

Беседа.

Личностные:

Жизненная позиция.

Коммуникативные

Умения считаться с мнением товарищей.

Итог урока.

8 этап

Домашнее задание

(1 мин.)

1 вариант: по разделу статьи учебника (с.90) «Обломовщина: неоконченные споры» подготовить письменный ответ на вопрос: в чем сошлись и разошлись во мнениях критики, раскрывающие  понятие «обломовщина».

2 вариант: прочитать стихотворение Н.Я.Языкова «К халату» [5]   и сопоставить его с романом И.А.Гончарова «Обломов» в форме письменного текста-рассуждения.

Приложения:

[1]  Текст монолога (аудиозапись):

«Добрый день, господа… Вот и наступил тот момент, когда я могу хоть немного заявить о себе. Согласитесь, ведь каждый, кто долго остается преданным какому-то делу или человеку, но при этом остается, что называется, в тени, имеет право быть услышанным. Вот и мне представилась такая возможность.

Немного о себе…Происхождение мое, ну, прям, настоящее - восточное, как говорят «без малейшего намека на Европу». И это не трудно заметить по персидской материи и неизменно азиатскому фасону. Сами посудите, ничего лишнего: без кистей, без бархата, без талии, рукава от пальцев к плечу все шире и шире, - настоящий азиатский стиль.

Возраста я солидного, а это значит, уже утратил свою первоначальную свежесть и местами заменил свой первобытный, естественный лоск другим, благоприобретенным. Но прошу заметить, господа, что при всем при этом, я все еще сохранил яркость восточной краски и прочность ткани.

Мой внутренний мир весьма вместительный, такой, что хозяин может дважды завернуться в него. Вот кто, как не я, может этим похвастаться?

Кстати, о моем хозяине… У нас с ним много общего: я мягок, как и он, люблю уют и тепло, предпочитаю проводить жизнь на удобном диване во сне и в созерцании. В этом я с ним солидарен. Мы практически не расстаемся, и я имею для него массу неоценимых достоинств, одно из которых – послушание. Я, как послушный раб, покоряюсь малейшему движению тела моего любимого хозяина. Да, любимого… И эта любовь у нас взаимная…. Не верите? А зря. Потратьте немного своего драгоценного времени на мои незамысловатые записи, и вы уже никогда не станете сомневаться в противном…»

 [2] Инструкция для учащихся:

Цель работы: создать страницу дневника «Записки восточного халата», отразив характерные черты образа жизни И.И. Обломова

Инструкция к работе:

  1. Прочитайте и проанализируйте предложенные вам  цитаты.
  2. Обсудите в группе, к какому периоду жизни Обломова они относятся, охарактеризуйте образ жизни героя в этот период.
  3. Определите место «автора дневника» в судьбе Обломова в данный период.
  4. Перевоплотитесь в нужный  образ и составьте  дневниковую запись в соответствии с особенностями предложенного  жанра.

Помните, что у вас должен получиться связный текст от 1-го лица.

  1. Пишите  текст разборчиво, соблюдая нормы русского языка, не забывая про их этическую составляющую.
  2. Оформите страничку дневника дополнительными деталями: рисунками, пометами и т.п.
  3. Выберите члена группы, который будет презентовать данную страничку.
  4. Работайте слаженно, смело, используйте оригинальные решения.
  5. Продолжительность работы – 15 мин.                                                                      Желаю вам успеха!

Справочная информация:

     Дневник – ежедневные или периодические записи автора, излагающие события его личной жизни на фоне событий современной ему действительности.

      В Литературном энциклопедическом словаре дневник рассматривается как «форма повествования от первого лица, которое ведётся в виде повседневных датированных записей».

[3] Цитатник:

Для группы № 1.   

  1. «Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица».
  2. «Как шел домашний костюм Обломова к покойным чертам его и к изнеженному телу! На нем был халат из персидской материи…., настоящий восточный халат, без малейшего намека на Европу, без кистей, без бархата, без талии, весьма вместительный, так что и Обломов мог дважды завернуться в него. Рукава, по неизменной азиатской моде, шли от пальцев к плечу все шире и шире. Хотя халат этот утратил свою первоначальную свежесть и местами заменил свой первобытный, естественный лоск другим, благоприобретенным, но все еще сохранил яркость восточной краски и прочность ткани…».
  3. Обломов всегда ходил дома без галстука и без жилета, потому что любил простор и приволье.
  4. «Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимость, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением. Когда он был дома – а он был почти всегда дома, - он все лежал….»       
  5. - «Вы еще не вставали! Что это на вас за шлафрок? Такие давно бросили носить, - стыдил он Обломова…

Для группы № 2.   

1)- Что ты не бросишь этого халата?

   - Привычка, Андрей, жаль расстаться»,- отвечает Обломов.

2) «Что ему делать теперь? Идти или остаться? Этот обломовский вопрос был для него глубже гамлетовского. Идти вперед – это значит вдруг сбросить широкий халат не только с плеч, но и с души, с ума; вместе с пылью и паутиной со стен смести паутину с глаз и прозреть! Какой первый шаг сделать к тому? С чего начать? Не знаю, не могу…нет…лукавлю, знаю и …Да и Штольц тут, под боком; он сейчас скажет.»….

Для группы № 3.   

1) «С этой минуты настойчивый взгляд Ольги не выходил из головы Обломова. Напрасно он во весь рост лег на спину, напрасно брал самые ленивые и покойные позы – не спится, да и только. И халат показался ему противен…»

2) «…Встает он в семь часов, читает, носит куда-то книги. На лице ни сна, ни усталости, ни скуки (…) …. И халат показался ему противен, и Захар глуп и невыносим, и пыль с паутиной нестерпима… С халатом он простился давно и велел его спрятать в шкаф…»

3) — Лю... блю! — произнес Обломов. — Но ведь любить можно мать, отца, няньку, даже собачонку: всё это покрывается общим, собирательным понятием “люблю”, как старым...

     — Халатом? — сказала она, засмеявшись. — A propos, где ваш халат?

     —  Какой халат? У меня никакого не было…

4) «…если бы даже не другая женщина, а халат ваш будет вам дороже?».

Для группы № 4

1)«Илья Ильич не заметил, как Захар раздел его, снял сапоги и накинул на него - халат».  

2)«…Еще я халат ваш достала из чулана, - продолжала она, - его можно починить и вымыть: материя такая славная! Он долго прослужит…».

3)«… Хозяйка сегодня принесла: вымыли и починили халат, - сказал Захар…»

Для группы № 5

  1. «Это не жизнь… это… какая-то обломовщина»
  2. «Обломов подошел к своему запыленному столу, сел, взял перо, обмакнул в чернильницу, но чернил не было, поискал бумаги – тоже нет. Он задумался и машинально стал чертить пальцем по пыли, потом посмотрел, что написал: вышло Обломовщина. Он проворно стер написанное рукавом. Это слово снилось ему ночью, написанное огнем на стенах, как Бальтазару на пиру. Пришел Захар и, найдя Обломова не на постели, мутно поглядел на барина, удивляясь, что он на ногах. В этом тупом взгляде удивления написано было: «Обломовщина!»
  3. «Одно слово, - думал Илья Ильич, - а какое… ядовитое!..»

[4] Иллюстрация для  размышления (рефлексия):

C:\Users\Елена\Desktop\Петербкргский урок 2017\материалы к уроку\1500x500.jpg

[5] Н.Я.Языков           «К халату»

Как я люблю тебя, халат!

Одежда праздности и лени,

Товарищ тайных наслаждений

И поэтических отрад!

Пускай служителям Арея

Мила их тесная ливрея;

Я волен телом, как душой.

От века нашего заразы,

От жизни бранной и пустой

Я исцелен - и мир со мной!

Царей проказы и приказы

Не портят юности моей –

И дни мои, как я в халате,

Стократ пленительнее дней Царя,

живущего некстате.

Окутан авторским халатом,

Презрев слепого света шум,

Смеется он, в восторге дум,

Над современным Геростратом;

Ему не видятся в мечтах

Кинжалы Занда и Лувеля,

И наша слава-пустомеля

Душе возвышенной - не страх.

Простой чубук в его устах,

Пред ним, уныло догорая,

Стоит свеча невосковая;

Небрежно, гордо он сидит

С мечтами гения живого –

И терпеливого портного

За свой халат благодарит!

                              Декабрь 1823

[6] Работы учащихся

«ЭТО… КАКАЯ-ТО ОБЛОМОВЩИНА»

http://troeshnik.ru/myref/images/7932/image002.jpg

Записки восточного халата

C:\Users\Елена\Desktop\3015.jpg

Проект учащихся 10 «А» класса

ГБОУ школы № 110

Выборгского района Санкт-Петербурга

21.11.2017

                           Жизнь на Гороховой

                                                     Он был почти всегда дома.

                                                                                           

                                                                                            1 мая

     Сегодня я проснулся раньше обычного от громкого шума, издавемого Захаром - слугой моего хозяина.  Не меняя своего местоположения,(оно  находилось  всегда рядом с Ильей Ильичем), я принялся наблюдать за пробуждением барина.  Он несколько раз пытался продолжить свой сон, но ворчание Захара не позволяло ему этого сделать.

    Как только хозяин соблаговолил встать, я, как послушный раб, оказался на его мягких, округлых плечах. Это самое любимое мое состояние. А так как Илья Ильич был почти всегда дома, то я мог подолгу наслаждаться этим счастьем.

    Мой господин, не умываясь, позавтракал, приземлился на диван, укутавшись в меня поуютнее, и предался мечтаниям,  правда ненадолго, так как к нему начали один за другим приходить визитеры.

     За день  побывало несколько гостей, и один из них оскорбил меня особенно сильно, назвав  жалким шлакфроком. Благо, Илья Ильич остоял мою честь и достоинство. И я в нем не сомневался, ведь у нас   взаимная симпатия и, думаю, это навсегда…

                       

                       ______________________________

Состав группы№1:Чупраков Кирилл, Качалов Сергей, Мапория Алексей, Агий Александр, Шершуков Сергей, Дьяков Валерий

Между Штольцем и Обломовым

                                                                    Идти или остаться?

                                                                         

                                                                                              18 мая

     До настоящего  дня  мы  с хозяином вели счастливую и размеренную жизнь,   были неразлучны.

    Но сегодня произошло событие, которое нарушило эту идиллию, – приехал Штольц.  Хозяин с нетерпением ждал  приезда друга, так как искренне любил его и надеялся на помощь в делах.

   Признаюсь, меня огорчило это обстоятельство, так как, зная энергичного и деятельного  Андрея Ивановича, я мог предположить, что он не даст нам расслабиться и заставит «встать с дивана».

  Так и произошло. Штольц начал критиковать   образ жизни  хозяина, а меня вообще предложил  поменять на фрак и отправиться по визитам.  Его влияние так подействовало на Илью Ильича, что тот на какой-то момент задумался над «почти гамлетовским вопросом»: «идти или остаться?».

  В результате их не было целый день. Я совсем было приуныл: вдруг хозяину понравится такое времяпрепровождение и он не вспомнит больше обо мне?

   Слава богу, этого не произошло, и к вечеру уставший, измученный Илья Ильич вновь вернулся к нашим домашним уютным отношениям. Мы опять вместе. Но что будет завтра? Это известно только Штольцу.

                          _________________________________

Состав группы №2: Гуния Екатерина,  Палехин Валерий, Быкова Ульяна, Реутова Анастасия, Ефимова Кристина, Зотова Валерия,

Измена с Ольгой Ильинской

                                                                   «Какой халат?

                                             У меня никакого не было…»

                                                                                   5 июля

    Вы даже не представляете, где я теперь живу.  На вешалке в шкафу.  И так уже много дней. А все потому, что у  хозяина -  любовь.

    Теперь он сам не свой: «встает  в семь часов, читает, носит куда-то книги; на лице ни сна, ни усталости, ни скуки», и я показался ему противен, и «Захар глуп и невыносим, и пыль с паутиной стала нестерпимой». А причина  этого – Ольга Ильинская. С ней он проводит все свое время, а вечером, возвращаясь с очередного свидания, совсем не вспоминает обо мне, а лишь вслух повторяет слова, сказанные ими друг другу при встрече.

       А когда сегодня в очередных воспоминаниях был упомянут я, мне стало совсем не по себе. На вопрос Ольги, где его халат, Илья Ильич ответил, что у него никогда никакого халата и не было.  Разве это не измена?

    И что же  теперь? Неужели мы никогда больше не будем вместе? Горе мне, горе…!

                  _______________________________

Состав группы № 3: Казакова Любовь, Казакова Валентина, Шумилова Дарья, Мартьянова Анжелика, Грусова  Дарья, Быстрова Диана.

Жизнь на Выборгской стороне

                                                           «Его можно починить…  

                                                             он долго прослужит…»

                                                                                    20 ноября

   Спешу  поделиться радостью:  Илья Ильич- снова со мой. Мы опять вместе, мы опять большие друзья.

    Эти перемены произошли после переезда на Выборгскую сторону, в дом Агафьи Матвеевны Пшеницыной.

    Какая она славная женщина! И нашла меня, и почистила, и починила. Словом, вернула меня к жизни,  да еще и обнадежила, что буду еще долго ему служить.

    И Захар помог помириться с барином: незаметно,  одел меня на тело хозяина, вернув его к прежней жизни.

  А как же Ольга?  Роман окончен. Хозяин понял, что жизнь, которую ему предлагала Ильинская, не для него. И хотя Илья Ильич сильно переживал разрыв с возлюбленной, все же предпочел вернуться к нам.

     И теперь все по-прежнему: барин  пребывает со мной на диване, окруженный заботами новой хозяйки.  

    Мои переживания позади, а впереди снова  сытая, уютная и размеренная жизнь.   И теперь нас уже ничего не сможет разлучить, потому что хозяину такая жизнь по душе, а мне и подавно.

                    _________________________________

Состав группы № 4: Вешкурцева Александра, Агий Александр, Чебурахина Екатерина, Устинова Алина, Федорова Елена, Рудковский Александр.

«Это какая-то обломовщина»

                                                «Одно слово … а какое ядовитое!»

                                                                        четыре года спустя

     Вот и нет моего хозяина, нет друга, с которым мы провели вместе большую часть его жизни. Что стало причиной его смерти?

    Размышляя над этим вопросом, я вспоминаю Штольца, который часто критиковал барина за то, что он проводил свою жизнь в лени, бездействии и апатии, а я, заметьте,  в этом ему потакал.  Именно Андрей Иванович назвал такой  способ существования «обломовщиной».  

    Потом и Илья Ильич не раз повторял это какое-то ядовитое, но почему-то родное слово, когда пытался изменить свою жизнь и не мог этого сделать. Оно преследовало его всегда, за исключением того времени, когда хозяин встречался с Ольгой Ильинской. Тогда он был другим: деятельным, активным – таким, каким стремился сделать его Штольц. Но это длилось недолго. Любовь к тихой, мирной и спокойной жизни оказалась сильнее  любви к женщине. И причиной этому  явилась «обломовщина». Она же и привела моего хозяина   сначала к  духовной, а потом и к физической смерти.  

    Так,  может быть, «обломовщина», не так хороша, как казалось мне раньше? Подумайте и вы об этом…

                 ____________________________________

Состав группы № 5:   Боровая Юлия, Сиунова Виктория, Федоров Евгений, Никитина Лилия, Царькова Виктория, Шайдуллина Рената.

Рефлексия

В ком из нас не живет ленивый и капризный Обломов? Да практически в каждом, в какой-то момент своего бытия. Ведь Обломов – это не отдельно взятый герой романа И.А. Гончарова, это тип русского характера, это образ жизни, который не теряет своей актуальности и в наши дни...

Так подумает любой взрослый человек, знакомый с произведением известного русского писателя. А как эту мысль донести до школьника 10 класса,  и не просто донести, а сделать так, чтобы она стала его и только его мыслью?

Именно этим вопросом озадачилась я, выбирая форму данного урока. Ребятам, которые уже практически закончили изучать роман, осталось сделать главный вывод: что же такое «обломовщина». Конечно, можно было бы просто почитать критиков, побеседовать на заданную тему, и ответ был бы найден. Но что останется у учащихся после такого занятия? В лучшем случае – новое слово. А хотелось бы большего – личностного отношения к этому произведению, герою, автору, явлению и самому себе.

В решении этой непростой педагогической задачи мне помогли два главных приема: учебный проект как форма организации деятельности учащихся и художественный символ как «ядро» урока, вокруг которого и происходит знакомство с новым понятием.

К чему же мы пришли в результате такого подхода?

На мой взгляд, ко многому.

Во-первых, выполняя  коллективное дело (создание дневника «Записки восточного халата»), учащиеся поняли значимость своей деятельности и осознали ответственность за её результат. Тут уж не напишешь как попало: надо обдумывать каждое слово, предложение, следить за речью. Ведь не хочется «ударить в грязь лицом».

Во-вторых, разве не интересно перевоплотиться в предметный образ и посмотреть на главного героя с другой стороны, дать ему необычную, неожиданную оценку?  А для этого необходимо сотворчество. Вот тут и выступили на первый план личностные умения и способности ребят, их фантазия и воображение, актерское мастерство если хотите. И пусть не все из них осмелились в полной мере стать авторами дневниковой записки, но внести свою лепту, я уверена, довелось каждому.

И, наконец, главное. В очередной раз вычерчивая линию жизни героя, но уже через предмет-символ, учащиеся незаметно для себя пришли к нужным выводам о том, что «обломовщина» - явление социальное, присутствующее и в нашей жизни тоже. Доказательством этого стала их реакция на иллюстрацию, предложенную в качестве рефлексии. Тут уже было все: и непроизвольный смех, и неожиданные вопросы,  и, безусловно, смелые ответы, которые не запрограммируешь заранее и не предусмотришь в плане урока. Да и зачем? Ведь главное, чтобы ребята  оставались самими собой, чтобы выражали свои эмоции и чувства, чтобы им было, о чем спорить, рассуждать, над чем смеяться, о чем задуматься на досуге. Разве не в этом заключается главный итог моего урока?!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературе 11 класс «Через бурный разлив времен» Страницы лагерной поэзии

На уроке учащиеся знакомятся  с поэтами, несправедливо осужденными в годы сталинских репрессий, с их поэзией, узнают о значении поэтического творчества в трагические минуты жизни человека, ...

Конспект открытого урока по литературе - 7 класс

18 апреля я провела открытый урок по литературе в 7 "А" классе по теме " Путешествие по временам года". В этой статье представлен конспект  урока....

Конспект открытого урока по литературев 8 классе по теме "Образ Емельяна Пугачева в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".

Данный  материал является  методической  разработкой урока , который  проводится с использованием презентации....

Открытый урок по литературе. 11 класс. Средства художественной выразительности.

Средства художественной выразительности  (А. К. Толстой.  Лирика.  Анализ поэтического произведения)....

Конспект урока по литературе 10 класс "В каком году - рассчитывай..." Жанр и проблематика поэмы-эпопеи Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"

Тема урока: «В каком году - рассчитывай…» Жанр и проблематика поэмы «Кому на Руси жить хорошо»Цель урока:    1) раскрыть богатство, сложность, противоречивость мира крестьянства, зреющи...

Открытый урок родной литературы 7 класс

Техническая карта открытого урока родной литературы  7 класс "П.А.Ойуунускай "Сурэх" кэпсээнин аа5ан, бырайыактааьын ньыма5а тахсыы"...