Творческая мастерская на уроках литературного чтения
учебно-методический материал по литературе

Сивкова Анна Михайловна

Цель: развитие познавательных и творческих способностей учащихся на

            уроках литературного чтения в младших классах.

 

      - Тема мастер-класса, который я проведу, звучит так: «Творческая мастерская на уроках литературного чтения». Цель данного мастер-класса – показать необходимость развития познавательных и творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_-_klass.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Тема мастер – класса: Творческая мастерская  на уроках литературного

                                        чтения.

Цель: развитие познавательных и творческих способностей учащихся на

            уроках литературного чтения в младших классах.

      - Тема мастер-класса, который я проведу, звучит так: «Творческая мастерская на уроках литературного чтения». Цель данного мастер-класса – показать необходимость развития познавательных и творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения.

     - Перед тем как мы начнём работу над известным произведением К.Г.Паустовского, которое изучают в начальных классах, я предлагаю педагогам, выступающим сегодня  в роли учеников, занять свои места за партами и ознакомиться с данным рассказом, текст которого лежит перед ними. – Ребята, в ходе самостоятельного изучения произведения вы должны подумать и ответить на такой вопрос:  - Почему автор назвал свой рассказ именно так? 

(Пока  ученики работают, на экране видеоматериалы урока)

1. Вступительное слово.

       Вот уже несколько лет я работаю над темой по самообразованию «Развитие творческих способностей учащихся младшего школьного возраста на современном этапе образования». Я считаю, что именно урок литературного чтения приобщает детей к миру искусства, а литература – это есть  искусство слова, мир, в котором ребята учатся сопереживать, мечтать, удивляться, восхищаться. Сложность изучаемых произведений возрастает как бы по спирали. И на каждом витке – открытие, ребёнок развивается, становится духовно богаче.

       Мне, как учителю, важно достичь высоких результатов обучения, развития, воспитания детей, с которыми я работаю. Для этого я стараюсь создать условия, при которых дети с разными способностями могут добиваться успеха в учении на максимально возможном для них уровне.  Моя цель – помочь ребёнку с помощью учебной деятельности пробудить все заложенные в нём задатки, осознать эти задатки, понять самого себя, найти самого себя.

         Для меня очень важно верить в способности ребёнка. Поэтому я больше  внимания уделяю развитию у детей творческих инициатив. Ведь творчество – это создание нового и прекрасного, оно наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знаниях, вводит в атмосферу вечного поиска. Главное в педагогике творчества – не позволить угаснуть дару Божьему в душе ребёнка, сделать так, чтобы готовность к творчеству стала неотъемлемой чертой личности растущего человека.

       На уроках чтения анализ произведения направляю на то, чтобы, опираясь на художественные детали, дети могли понять точку зрения автора, его мысли, чувства и выработать своё понимание текста, свою точку зрения.

     Известный философ писал: «Пока ученик относится к литературе лишь как к свидетельству того, что происходит с другими, а не с ним самим, пока в чужом не узнает своё, пока не обожжётся этим открытием – до той поры нет интереса к чтению, нет потребности в нём». Нужно добиться, чтобы творчество писателя и творчество читателя стали единым процессом.

     Практика моей работы показывает, что в групповом творчестве, незаметно для ребят, решаются многие педагогические задачи: развитие самостоятельности, инициативы, ответственности за выполнение порученного дела, самоуправления (умение руководить и подчиняться, прислушиваться к общему мнению). Именно коллективно-распределительная деятельность позволяет каждому проявлять и совершенствовать свои лучшие задатки и способности.

(На экране текст рассказа К.Г.Паустовского «Подарок»)

       Я хочу предложить вашему вниманию фрагмент урока чтения по изучению рассказа Константина Георгиевича Паустовского «Подарок». Во время работы над данным рассказом, мне важно будет услышать, как каждый ребёнок осмысливает прочитанное, как он умеет выразить свои собственные мысли и чувства, воспримет ли услышанное как личное, как часть самого себя?

     Когда я знакомлю детей с  произведением, (а иногда мне помогают читать хорошо подготовленные учащиеся),важным моментом является то, как дети слушают. Ведь каждый ребёнок слушает рассказ, но может ли он услышать его? Дети слышат порой разное. В этой среде восприятий будет столько, сколько будет воспринимающих учеников. Кажется, что все дети одинаковы, но это не так.

     Итак, я читаю первые строки произведения. «Каждый раз, когда приближалась осень, начинались разговоры о том, что многое в природе устроено не так, как нам бы хотелось. Зима у нас длинная, затяжная, лето гораздо короче зимы, а осень проходит мгновенно и оставляет впечатление промелькнувшей за окном золотой птицы». Я вижу,  как глаза детей оживают. Они «включаются» в слушание. Мне всегда интересно наблюдать за личиками ребят. Они улыбаются, смеются, даже хохочут. Иногда можно увидеть и грустное лицо. Отчего? Ребёнок «вслушивается», вживается в образ героя, и этот образ его захватывает.

     Но вот чтение произведения окончено. В классе молчание. Я выдерживаю паузу. В классе царит атмосфера «вживания». Они ещё там, в рассказе, и постепенно ребёнок «возвращается», хотя на самом деле проходят лишь считанные секунды. Ребёнок готов говорить о том, что с ним произошло.

      - Ребята, какие чувства вы испытали при чтении данного рассказа?  

1 группа:  - Меня тронул этот рассказ, потому что автор сердечно и просто говорит о берёзке. Мне хочется перечитать этот рассказ ещё раз.

 - Так почему же автор назвал свой рассказ «Подарок»? (Ответы детей).

 - Как вы думаете, каково было состояние берёзки, когда её пересадили из леса в ящик?

2 группа: -  Я почувствовала одиночество берёзки. Посмотрите, мальчик хотел сделать подарок, но он совсем не представлял себе, что лишает берёзку своих подруг, лишает как бы своей родины. Помещая берёзку в очень хорошие условия, он не подумал о ней. Казалось, для берёзки создали в доме все условия «и ящик нашли, и тепло в доме», а она всё равно осыпала листья.

3 группа: - И мне кажется, что берёзке одиноко. Если, например, поместить человека в очень хорошие условия, но при этом лишить его друзей, то ему будет не просто скучно, ему будет одиноко. Так и нашей берёзке скучно и одиноко.

      Мысли, высказанные вслух ребятами, все правильные, потому что каждый из них пережил что-то своё при восприятии произведения.

      Ребёнок включается в описываемую жизнь как её соучастник, сопереживает героям, оценивает и воспринимает их как живых или как некогда живших людей.

     И вот мы подошли к рассуждениям о природе. Берёзка околдовала их, хотелось поверить в её силу, которая сохранила бы листья зелёными зимой. И теперь перед нами начинает раскрываться образ берёзки, словно живого существа.

 - Какие слова и выражения использует автор, когда говорит о берёзке, как о живом существе?

1 группа:  - На берёзках появились жёлтые пряди, как первая седина у нестарого человека.

2 группа: - Вся она повеселела в доме, и даже листья у неё уже шумели.

3 группа: - Листья нашей берёзы оставались зелёными и живыми.

 - Молодцы, вы правильно выбрали выражения.

1 группа:  - А мне жаль, что мальчик берёзку выкопал. Ведь в лесу так здорово, красиво. Автор пишет: «Горели зелёным пурпуром клёны, порозовел бересклет…Берёзы-двухлетки растут как трава, проходу от них нет никакого». И эта берёзка была бы в лесу такой же красавицей.

    Да, Наташа, ты совершенно права, автор хотел через образ берёзки показать нам всю красоту природы. Как же глубоко автор понимает природу, любуется ею!

2 группа: - А я поняла, что это закон природы, что деревья на зиму сбрасывают листья. Но ведь и дед Митрий прав, когда он говорит о дружбе в природе: «Дружба – она, брат, кругом, куда ни глянешь. Убей журавля, так журавлиха исчахнет, исплачется, места себе не найдёт. И у всякой травы и дерева тоже, надо быть, дружба иногда бывает. Как же твоей берёзке не облететь, когда все её товарки в лесу облетели?»

    Да, ребята, Дед Митрий не просто говорит о дружбе между берёзками. Он как бы видит в них живые души. Ведь он ещё про совесть их рассказывает: «Какими глазами она на них весной взглянет, что скажет, когда они зимой исстрадались, а она грелась у печки, в тепле, да в сытости, да в чистоте? Тоже надо совесть иметь».

3 группа:  - Раз дед Митрий о совести дерева думает, значит он сам очень хороший человек. Мне кажется, он и добрый, ведь столько лет он живёт. Он, конечно, знал, что листья с дерева опадут, но решил порадовать Рувима, утешить его. Дед Митрий очень любит природу и никогда вреда ей не причинит. Он не просто любит природу, но и понимает её, живёт ею.

     Я хочу продолжить ваши мысли. Паустовский в своих произведениях раскрывает перед нами тайны природы, которые он сам видел и открывал. Он рассказывает, как провёл своё детство и как у него появилось желание писать о природе и дружить с ней. Мне тоже хочется написать такой же красивый рассказ. А мы с вами сейчас попробуем проявить творчество. Я предлагаю за определённый промежуток времени первой группе выступить в роли поэтов  и составить из слов четверостишие, в котором должно обязательно присутствовать слово «берёза». Вторая группа будет писателями. Вы должны придумать продолжение данного рассказа. А третья группа попробует свои силы в изобразительном искусстве. Нарисуйте на листе бумаги любой понравившийся эпизод из рассказа «Подарок».

1 группа: настала, стала, гулять, играть.

                полем, в школе, заблудился, очутился.

(На экране фотографии, вырезки из газет, стихи юных поэтов)

     Пока ребята работают, я с удовольствием хочу сказать, что дети моего класса с большим желанием пишут стихи собственного сочинения на разные темы, их работы опубликованы в детских сборниках стихов «Первые шаги», не раз печатались в районной газете «Карталинская новь». Юные поэты Замятин Андрей, Рыбина Александра, Щенова Рита в этом году за высокие творческие достижения в областном литературном конкурсе «Серебряное пёрышко» награждены Дипломами в номинации «Поэзия».

     - Я думаю, что сегодня в этом зале присутствуют педагоги, которые не только развивают творческие способности учащихся, но и сами осуществляют творческий подход в своей педагогической деятельности.  

 - Восстановите по опорным рифмующимся словам известное стихотворение и расскажите  1 куплет: -   русскую, грустную, сарафанчике, в карманчиках… (А. Прокофьев) «Берёзка».

(Люблю берёзку русскую,                              Люблю её, нарядную,

То светлую, то грустную,                                Родную, ненаглядную,

В белёном сарафанчике,                                  То ясную, кипучую,

С платочками в карманчиках,                         То грустную, плакучую.

С красивыми застёжками,                                Люблю берёзку русскую,

С зелёными серёжками.)                                  Она всегда с подружками.

                                                                            Под ветром низко клонится,

                                                                            И гнётся, но не ломится!

 - А сейчас мы предоставим слово ребятам, которые работали по группам и выполняли свои творческие задания.

(Я думаю, что ребята прекрасно справились со своими заданиями, каждый проявил своё творчество, высказал свою точку зрения)              

     Мы не перестаём восхищаться прекрасным русским деревом с красивым названием берёзонька. А знаете ли вы песни, в которых есть слово береза?

 - Давайте попробуем вспомнить и назвать такие песни. Я предлагаю начать с ребят.  – А теперь педагоги из зала.

1. Во поле берёза стояла.

2. Наш край.

3. Отчего так в России берёзы шумят.

4. Берёзовые сны.

5. Шум берёз.

 - В заключении мы все вместе исполним куплет всем хорошо известной песни «Наш край», ведь и в нашем замечательном краю всегда можно полюбоваться этой белоствольной красавицей.

    Итак, вы увидели фрагмент урока литературного чтения. Мы постарались за короткий период времени окунуться в произведение, порассуждать о сущности многих вещей, высказать своё отношение к происходящему в рассказе Паустовского, а так же проявить творческие способности в групповой форме работы. Я абсолютно уверена в том, что детей нужно заинтересовать произведением, можно попытаться «разбудить» каждого ребёнка, дать ему возможность «расцвести» при сопрокосновении с подлинным творением искусства.

 - Я благодарю учителей, которые сегодня мне помогали и выступили в роли учеников, а также всех присутствующих в зале за внимание и активное участие в проведении мастер – класса.

     

                             Учитель начальных классов МОУ СОШ №131 Сивкова А.М.

             

1 группа:  - Меня тронул этот рассказ, потому что автор сердечно и просто говорит о берёзке. Мне хочется перечитать этот рассказ ещё раз.

2 группа: -  Я почувствовала одиночество берёзки. Посмотрите, мальчик хотел сделать подарок, но он совсем не представлял себе, что лишает берёзку своих подруг, лишает как бы своей родины. Помещая берёзку в очень хорошие условия, он не подумал о ней. Казалось, для берёзки создали в доме все условия «и ящик нашли, и тепло в доме», а она всё равно осыпала листья.

3 группа: - И мне кажется, что берёзке одиноко. Если, например, поместить человека в очень хорошие условия, но при этом лишить его друзей, то ему будет не просто скучно, ему будет одиноко. Так и нашей берёзке скучно и одиноко.

1 группа:  - На берёзках появились жёлтые пряди, как первая седина у нестарого человека.

2 группа: - Вся она повеселела в доме, и даже листья у неё уже шумели.

3 группа: - Листья нашей берёзы оставались зелёными и живыми.

1 группа:  - А мне жаль, что мальчик берёзку выкопал. Ведь в лесу так здорово, красиво. Автор пишет: «Горели зелёным пурпуром клёны, порозовел бересклет…Берёзы-двухлетки растут как трава, проходу от них нет никакого». И эта берёзка была бы в лесу такой же красавицей.

2 группа: - А я поняла, что это закон природы, что деревья на зиму сбрасывают листья. Но ведь и дед Митрий прав, когда он говорит о дружбе в природе: «Дружба – она, брат, кругом, куда ни глянешь. Убей журавля, так журавлиха исчахнет, исплачется, места себе не найдёт. И у всякой травы и дерева тоже, надо быть, дружба иногда бывает. Как же твоей берёзке не облететь, когда все её товарки в лесу облетели?»

3 группа:  - Раз дед Митрий о совести дерева думает, значит он сам очень хороший человек. Мне кажется, он и добрый, ведь столько лет он живёт. Он, конечно, знал, что листья с дерева опадут, но решил порадовать Рувима, утешить его. Дед Митрий очень любит природу и никогда вреда ей не причинит. Он не просто любит природу, но и понимает её, живёт ею

1 группа: настала, стала, гулять, играть.

                полем, в школе, заблудился, очутился.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Хокку на уроках литературного чтения как способ понимания сути вещей"

Литературное чтение - это уникальный инструмент приобщения ученика к художественной и научно – популярной литературе. Чтение - это и то, чему обучают младших школьников; посредством чего их воспитываю...

Презентация к уроку литературного чтения "Секреты Чайного Домика"

Презентация подготовлена для урока литературного чтения во 2 классе по УМК "Перспективная начальная школа" по теме "Секреты Чайного Домика"...

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках литературного чтения в системе развивающего обучения.

Представлен опыт работы педагога по развитию творческих способностей обучающихся на уроках литературного чтения в системе развивающего обучения...

Открытый урок литературного чтения в 4 классе КОУ 8 вида

Урок литературеого чтения по теме:внеклассное чтение. Приключение Буратино или золотой ключик. А. Толстой...

Конспект урока литературного чтения во 2 классе "Защита проекта "О братьях наших меньших"

Урок  обобщения и систематизации знаний.Цель:Подведение  итогов  работы над проектом «О братьях наших меньших».Задачи:Повторить правила работы над проектом, его этапы;Формировать...

Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»

Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»Тема: И. Василенко «Мостик».Цель: работать над ра...

Мастер-класс для педагогов и родителей "Педагогические приёмы для развития мотивации, выразительности, техники чтения на уроках литературного чтения"

Данный мастер класс подготовлен и проведён для педагогов и родителей детей с тяжёлыми нарушениями речи....