Рабочая программа спецкурса по литературе "Тайный мир текста".
рабочая программа по литературе (8 класс)
Актуальность программы курса заключается в том, что анализ текста художественного произведения предлагается как процесс медленного чтения, чуткого вслушивания в слово, его многозначность, ёмкость, многогранность, а также способствует развитию эмоциональной и интеллектуальной сферы мышления учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spets.kurs_8.docx | 37.55 КБ |
Предварительный просмотр:
РАССМОТРЕНО: СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДЕНО:
на заседании МО зам. директора по УВР директор школы
протокол № ____ ___________________ ___________Н.А.Слепцова
«__»_________20__г. «_____»__________20__г. пр №___«__»_______20__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА
ПО ЛИТЕРАТУРЕ
«ТАЙНЫЙ МИР ТЕКСТА»
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: 2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД
8 КЛАСС
Учитель: Касаткина Светлана Алексеевна
2019-2020 учебный год
Программа спецкурса по литературе
для 8 класса « Тайный мир текста».
Пояснительная записка
Одной из актуальных задач современной школы является формирование развитой личности, обладающей высоким уровнем языковой культуры, необходимым компонентом которой является речевая и читательская культура, что предполагает сформировать у учащихся умения и навыки литературоведческого анализа художественного текста, развитие эстетического, интеллектуального, творческого потенциала, повышение читательской культуры. Постижение художественного произведения – каждый раз открытие. При всей своей сложности процесс этот довольно увлекательный, поскольку позволяет погрузиться в мир текста – прекрасный и таинственный, наполненный особым смыслом, напряжёнными поисками, приобщением к творчеству. Поэтому необходимо учить школьников максимально полному анализу художественного текста и поддерживать их интерес к этому виду деятельности. Эти важные знания, умения и навыки необходимы учащимся при подготовке к выпускным экзаменам в старшей школе. Курс « Тайный мир текста» направлен на систематизацию и расширение знаний, умений и навыков в области литературоведения, овладения различными видами анализа, опираясь на теоретические сведения. Учебный курс рассматривает текст как речевое произведение и ориентирован на совершенствование языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой компетенции восьмиклассников в области речеведения. Он является предметно ориентированным и даёт учащимся возможность освоить способы и приёмы анализа художественного текста, проверить свои способности в этой области. Курс «Тайный мир текста» углубляет и расширяет знания учащихся по литературе и строится на базе знаний по теории литературы с учетом навыков, полученных на уроках литературы с 5 по 7 классы. Данный спецкурс предназначен для учащихся 8 класса основной школы. Часы для проведения занятий по курсу выделены из школьного компонента Базисного учебного плана. Вопросы, рассматриваемые в данном курсе, тесно примыкают к обязательному содержанию образования по литературе. Поэтому данный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важных литературоведческих знаний и умений, предусмотренных школьной программой, поможет учащимся оценить свои возможности по литературе и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения. Вместе с тем курс подразумевает усвоение теоретических литературоведческих понятий в сочетании с практической деятельностью учащихся (при анализе художественных произведений).
Существует противоречие между содержанием учебной программы по предмету (стандарта) и отведённым временем на освоение этого содержания, которое выделяется учебным планом. Нехватка времени для формирования практических умений с помощью углубленных теоретических сведений компенсируется на занятиях данного курса.
Актуальность программы курса заключается в том, что анализ текста художественного произведения предлагается как процесс медленного чтения, чуткого вслушивания в слово, его многозначность, ёмкость, многогранность, а также способствует развитию эмоциональной и интеллектуальной сферы мышления учащихся.
Содержание программы предполагает чтение и изучение художественного произведения как произведение искусства слова, как явление культуры. Это некий алгоритм анализа, последовательность аналитических действий, который способствует продвижению к постижению глубины смысла произведения и богатства формы.
Целью курса является создание условий для формирования личности ученика, способной самостоятельно мыслить, полноценно воспринимать и оценивать литературное произведение, анализировать его с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
обобщить, расширить и углубить знания учащихся о тексте и его важнейших признаках; о выразительных средствах языка и его стилистических ресурсах;
способствовать формированию у учащихся понимания текста, развивать навыки анализа художественного произведения;
создавать информационное пространство о различных подходах к анализу текста;
развивать умения учащихся рассматривать слово не только в прямом его значении, но и видеть художественный смысл в структуре текста;
развивать устную и письменную речь, ассоциативное мышление, воображение и творческие способности учащихся;
воспитывать читателя, понимающего выраженный в художественном произведении замысел писателя, его манеру, стиль, миропонимание и мироощущение.
Содержательный материал, положенный в основу программы, - это небольшие по объёму эпические и лирические произведения литературы XVIII-XX вв. в ее лучших, классических образцах, предназначенные для обязательного изучения и самостоятельного чтения учащимися. Система занятий, основанная на работе с подлинными произведениями искусства, призвана научить осознавать неотделимость формы и содержания, тонко чувствовать нюансы литературного произведения, сформировать умения интерпретировать его и строить речевое высказывание в устной и письменной форме. В ходе литературоведческого исследования учащиеся должны научиться выделять средства выразительности художественной речи и определять их роль в воплощении авторского замысла, в решении идейной и эстетической задачи автора. Через слово как знаковую единицу восьмиклассники учатся постигать глубинный смысл произведения, воспринимать духовный опыт человечества. В процессе реализации данной программы учащиеся овладеют умениями воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания, определять выразительную функцию слова, осмысливать образы и картины мира, созданные художниками слова.
Для реализации программы и задач курса важно использовать многообразие коммуникативно-творческих форм и приёмов обучения, обозначенных как творческий практикум, поэтический семинар творческая лаборатория, творческая мастерская, эвристическая беседа, урок-семинар, урок-лекция, урок-исследование, урок-конференция, урок-практикум и т.д. Данные формы работы позволяют активизировать деятельность учащихся. Характер и объём работы определяется в зависимости от особенностей текста, этапа обучения и уровня подготовленности учащихся. Разнообразные формы организации обучения позволяют обеспечить наиболее полную реализацию интересов и образовательных потребностей школьников.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса учащиеся должны
- знать разные виды анализа текста;
- знать методику сбора материалов для анализа;
- знать историю создания предложенных произведений, их место в творчестве авторов; основные признаки художественного текста и принципы его организации;
- знать индивидуальные особенности художественного мира отдельных поэтов и писателей.
Учащиеся должны уметь
- вычленять художественные средства выразительности языка и понимать их роль в художественном произведении;
- анализировать и интерпретировать поэтический и прозаический текст в устной и письменной форме, давать ему личностную оценку;
- создавать собственные речевые высказывания в устной и письменной форме, содержащие литературоведческий разбор художественных текстов;
- владеть культурой устной и письменной речи, навыками научного исследования;
- выполнять задания творческого характера;
- работать индивидуально и в группе;
- осуществлять лингвистический анализ текста;
- создавать тесты по заданной спецификации;
- создавать самостоятельные творческие работы на заданную и свободную тему
Формы, способы контроля уровня достижений учащихся:
- подготовка и защита проектов, докладов, рефератов;
- проведение семинаров, исследований, экспериментов;
- проведение творческих практикумов, мастерских, лабораторий;
- самостоятельный анализ произведений и эпизодов;
- конференции;
- заочные экскурсии;
- лекции, эвристические беседы;
- презентации учащихся;
- тестирование;
- конкурс чтецов.
Конечная цель занятий курса - привить любовь и чуткость к художественному слову, научить мыслить самостоятельно, творчески. Итоговой формой отчетности данного курса послужит презентация собственных проектов на свободную тему со своим собственным комментарием. Лучшие учащиеся будут отмечены дипломами и благодарностями. Традиционная школьная отметка в данном курсе не предполагается. Рекомендуемый список литературы может быть использован как учителями, так и учащимися, и стать предметом самостоятельного изучения.
Работа по теме курса «Тайный мир текста» предполагает следующий ожидаемый результат: изучение теоретического материала приведет к ликвидации пробелов в данной области; овладение необходимыми теоретическими знаниями приведет к обеспечению высокого уровня литературоведческой подготовки учащихся, к овладению навыками применять полученные знания на практике: умению глубоко анализировать художественное произведение, используя сведения по теории литературы, умению самостоятельно формировать собственное мнение о явлениях художественной культуры.
Предлагаемый курс « Тайный мир текста» рассчитан на 35 часов в год (один час в неделю в течение учебного года). В программе указано примерное распределение учебного времени по темам курса, на занятиях по объективным причинам возможно варьирование материала: углубление в отдельные вопросы, сокращение некоторых тем.
Содержание программы спецкурса
8 класс
Введение в курс (2 ч.)
Текст как знаковая система. Понятие контекста: авторский контекст и читательский.
Теория литературного анализа (3ч.)
Понятие литературного анализа. Виды анализа: целостный, структурный, уровневый, проблемный. Теоретические основы целостного анализа. Проблемный анализ. Понятие проблемного вопроса и проблемной ситуации.
Интерпретация- истолкование, разъяснение смысла. Отличие интерпретации от анализа.
Язык художественного произведения (14ч.)
Язык разговорный, литературный, поэтический. Понятие поэтического языка.
Поэтическая фонетика. Звукопись. Звукоподражание. Аллитерация. Ассонанс. Эвфония.
Тропы. Виды тропов: аллегория, литота, метафора, метонимия, олицетворение, синекдоха, сравнение, перифраза, эпитет. Тропы как средство художественного изображения. Эпитеты в исторических песнях.
Поэтический синтаксис. Роль интонации. Синтаксические фигуры: риторические вопросы, обращения, восклицания. Эллипсис. Антитеза. Инверсия. Градация. Оксюморон. Синтаксические повторы: анафора, эпифора.
Тексты. К. Бальмонт « Вечер. Взморье. Вздохи ветра», В. Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с В. Маяковским летом на даче», « Степан Разин на Волге», « Пугачёв в темнице», «Пугачёв казнён», Е.А. Баратынский « Водопад», «Чудный град порой сольётся…», Г.Р. Державин «Снегирь», М.Ю. Лермонтов «Нищий», А.С. Пушкин « Я помню чудное мгновенье…», А. А. Фет « На железной дороге», А. Блок « На железной дороге».
Персонаж в литературном произведении (6 ч.)
Человек как главный объект всякого искусства; литературный герой, персонаж, герой, действующее лицо. Способы создания характера персонажа: имя, портрет, речь, поступки, поведение, мысли, чувства, отношение с окружающими, авторское отношение к герою, место героя в образной системе произведения.
Тексты. Н.М. Карамзин « Наталья, боярская дочь», Д.И. Фонвизин « Недоросль». А. де Сент-Экзюпери « Маленький принц».
Функция детали в художественном произведении (3ч.)
Деталь как самая малая и неделимая единица предметного мира произведения. Роль детали в раскрытии образа. « Читая, мы должны замечать и лелеять детали. Лунный свет обобщений - вещь хорошая, но лишь после того, как любовно собраны все солнечные мелочи книги» (В. Набоков).
Текст. А.С. Пушкин « Пиковая дама»
Символика в художественном произведении (3 ч.)
Символ – предметный образ, несущий иносказательный смысл. Многозначность символа. Символика имени. Цветосимвол. Число.
Тексты. М.Ю. Лермонтов «Пленный рыцарь», « Сосед». М. Горький « Песня о Соколе».
Роль эпизода в художественном произведении (3ч.)
Эпизод - основной структурный элемент в системе произведения. Виды связи эпизодов: причинно- следственные, причинно-временные, собственно временные. Анализ эпизода: его границы, время, место действия, система персонажей, расположение эпизода в контексте произведения, выявление точки зрения, оценочной позиции, с которой ведется повествование.
Тексты. М. Горький « Старуха Изергиль», А. С. Пушкин « Капитанская дочка».
Обобщение изученного (1ч.)
Тематическое планирование курса
№ п /п | Разделы | Всего часов |
1. | Введение в курс | 2ч. |
2. | Теория литературного анализа | 3ч. |
3. | Язык художественного произведения | 14ч. |
4. | Персонаж в литературном произведении | 6 ч. |
5. | Функция детали в художественном произведении | 3ч. |
6. | Символика в художественном произведении | 3ч. |
7. | Роль эпизода в художественном произведении | 3ч. |
8. | Обобщение изученного | 1ч. |
Итого | 35 ч. |
Поурочно-тематический план курса
Номер урока | Название разделов и тем | Всего часов | Формы и методы обучения | Формы контроля |
Тема № 1.Введение в курс -2 ч. | ||||
1 | Текст как знаковая система. | 1 | Слово учителя о целях, задачах курса. Лекция- беседа | Конспект. Групповая рефлексия |
2 | Понятие контекста: авторский и читательский. | 1 | Лекция - беседа | Эссе |
Тема № 2. Теория литературного анализа- 3 ч. | ||||
3 | Понятие литературного анализа. Виды анализа: целостный, структурный, уровневый, проблемный. | 1 | Лекция учителя, конспектирование | Доклад на тему «Виды анализа» |
4 | Теоретические основы целостного анализа. Проблемный анализ. | 1 | Лекция -беседа | Формулировка вопросов по теме |
5 | Интерпретация. Отличие интерпретации от анализа. | 1 | Беседа. Практическое занятие | Творческое задание. Интерпретация любимо стихотворения |
Тема № 3 . Язык художественного произведения- 14 ч. | ||||
6 | Виды языка. Понятие поэтического языка. Звукопись. Звукоподражание. | 1 | Лекция-беседа | Самостоятельная работа. Подборка стихотворных текстов |
7 | «Необычайное приключение, бывшее с В. Маяковским летом на даче». Звуковая сторона стиха. Усиление смысловой функции слов. | 1 | Творческая лаборатория | Письменный анализ звукового строя стихотворения В. Маяковского |
8 | Звуковые средства выразительности. Аллитерация. Ассонанс. | 1 | Беседа. Сообщения учащихся. Работа со словарём | Выразительное чтение поэтических текстов. Конкурс чтецов. |
9 | Звукопись в стихотворении К. Бальмонта « Вечер. Взморье. Вздохи ветра». | 1 | Поэтический практикум | Письменный анализ стихотворения |
10 | Тропы. Виды тропов и связи между ними. | 1 | Семинар | Групповые презентации Составление литературоведческого словарика |
11 | Эпитет как средство живой выразительной речи. | 1 | Урок-исследование | Работа с поэтическим тестом |
12 | Эпитеты в исторических песнях. «Степан Разин на Волге», « Пугачёв в темнице», «Пугачёв казнён». | 1 | Урок-практикум | Сообщения учащихся |
13 | Излюбленные эпитеты в стихотворениях М.Ю. Лермонтова, А.С. Пушкина. | 1 | Творческая мастерская | Творческие работы учащихся |
14 | Анализ стихотворений Е.А. Баратынского «Водопад», «Чудный град порой сольётся…» Г.Р. Державина « Снегирь». | 1 | Поэтический практикум | Анализ стихотворения на выбор |
15 | Поэтический синтаксис. Интонация. Особенности поэтической интонации. | 1 | Семинар | Эссе |
16 | Фигуры речи как стилистический приём. | 1 | Лекция - беседа | Тестовый контроль |
17 | Анафора и эпифора в поэтическом тексте. | 1 | Урок-эксперимент | Наблюдение над поэтическим текстом |
18 | Роль выразительных средств языка в стихотворениях А. Фета, А. Блока « На железной дороге». | 1 | Урок-практикум | Анализ стихотворений |
19 | Диагностика усвоения изученного по теме «Тропы и стилистические фигуры». | 1 | Тестирование | Зачёт по теме |
Тема № 4. Персонаж в литературном произведении- 6 ч. | ||||
20 | Человек как главный объект всякого искусства. Определение персонажа. Способы создания характера персонажа. | 1 | Лекция - беседа | Групповая рефлексия |
21, 22 | Характеры героев повести Н.М. Карамзина «Наталья, боярская дочь». | 2 | Эвристическая беседа | Работа с текстом. Характеристика героини повести |
23 | Герои комедии Фонвизина. Говорящие фамилии и имена. | 1 | Урок-исследование | Проект - презентация «Говорящие фамилии и имена героев пьесы» |
24 | Герой сказки А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». | 1 | Урок-исследование, творческая лаборатория | Презентация-характеристика Маленького Принца |
Тема № 5. Функция детали в художественном произведении- 3 ч. | ||||
25 | Деталь - малая и неделимая единица предметного мира произведения. | 1 | Лекция-беседа | Сообщения учащихся |
26 | Роль детали в художественном произведении. | 1 | Творческая лаборатория | Самостоятельная работа. Работа с текстами |
27 | Роль трёх карт в повести А.С. Пушкина « Пиковая дама». | 1 | Урок-исследование | Индивидуальные задания |
Тема № 6. Символика в художественном произведении- 3 ч. | ||||
28 | Понятие о символе. Многозначность символа. Символика имени. Цветосимвол. Число. | 1 | Семинар | Доклады учащихся |
29 | Символический образ тюрьмы в лирике М.Ю. Лермонтова. Анализ Стихотворений ««Пленный рыцарь», «Сосед». | 1 | Поэтический практикум | Сообщения учащихся. Анализ стихотворений |
30 | М. Горький « Песня о Соколе». Символико-аллегорический смысл ««Песни…». | 1 | Эвристическая беседа | Анализ текста, выразительное чтение отрывка наизусть |
Тема № 7. Роль эпизода в художественном произведении - 3ч. | ||||
31 | Эпизод - основной структурный элемент произведения. | 1 | Лекция - беседа | Групповая рефлексия |
32 | Анализ эпизодов из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» | 1 | Практикум | Индивидуальная работа учащихся над любым эпизодом повести |
33 | М.Горький « Старуха Изергиль». Сравнительно – сопоставительный анализ двух легенд. | 1 | Урок-исследование | Анализ эпизода «Рассказ Изергиль о своей жизни» |
Тема № 8 .Обобщение знаний -1 ч. | ||||
34 | Зачетная работа. | 1 | Творческая лаборатория. | Зачётная работа. Проекты, презентации учащихся |
35 | Итоговая читательская конференция. | 1 | Урок-конференция | Индивидуальные и групповые выступления учащихся |
ИТОГО | 35ч. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа спецкурса по математике 6 класс "Математика вокруг нас"
Рабочая программа спецкурса позволят рассматривать задания повышенного уровня сложности, готовит учащихся к олимпиадам...
Рабочая программа спецкурса по алгебре для учащихся 9 класса
Рабочая программа спецкурса по алгебре для учащихся 9 классавключает в себя:· пояснительную записку с определением целей и задач курса; ·...
Рабочая программа спецкурса « Основы русской словесности» 5 класса составлена на основе авторской программы Русская словесность. От слова к словесности. 5—9 классы. / Автор программы Р. И. Альбеткова
Программа по словесности построена в тесном взаимодействии с программами по русскому языку и литературе. При этом учитывается наличие в классе учащихся, для которых русский язык не является родн...
Рабочая программа спецкурса для 8-9 классов "Комплексная работа с текстом.Создание вторичных текстов."
Рабочая программа спецкурса по русскому языку для 8- 9-х классов составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, с учётом целей и задач Прог...
Рабочая программа спецкурса для 6 класса "Анализ текста. Развитие читательской компетенции"
Рабочая программа направлена на развитие умений работы с текстом, подготовку к работам МЦКО по проверке грамотности чтения...
Программа спецкурса "Лингвистический анализ художественного текста"
Программа спецкурса "Лингвистический анализ художественного текста" для 10, 11 класса...
Программа спецкурса "От слова к тексту"
Программа спецкурса "От слова к тексту"...