Программа спецкурса "От слова к тексту"
элективный курс по русскому языку (9 класс)

Кривушина Юлия Леонидовна

Программа спецкурса "От слова к тексту"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п.Батецкий Новгородской области

Программа

элективного курса для учащихся 9 класса

« От слова к тексту»

Автор- составитель: Кривушина Ю.Л., учитель русского языка и литературы МОУСОШ п.Батецкий  

Объем различных форм учебной работы:

Всего аудиторных занятий ------------------------------------------- 12 часов

в том числе лекции----------------------------------------------------- 6 часов

практические занятия ------------------------------------------------- 3 часа

самостоятельная работа ---------------------------------------------- 3 часа

(создание текстов)

Форма контроля ------------------------------------------------------защита рефератов

п. Батецкий, 2012 год.

Утверждено:

Директор МОУСОШ

п. Батецкий Новгородской области

Григорьева Т.И.

Согласовано:

Зам. директора по УВР

Гребнева Е.В.

Рассмотрено на

заседании МО.

Протокол №___

от «____» _____________ 20012г.

Руководитель МО

Леонтьева В.Д.

Пояснительная записка.

        Данный элективный курс выстраивается на уровне межпредметных связей (русский язык – литература), рассчитан на 12 часов. Цель курса – помочь ученику, творчески овладевая родным языком, осваивать духовный опыт человечества, расширить знания учащихся о законах построения текста, познакомить с образцами текстов разных форм словесного выражения (повествование, описание, рассуждение, диалог, монолог).

 Обратившись к « Толковому словарю» - Москва, 2001, выясняем,  «слово»-1) единица языка, служащая для называния отдельного понятия,  2)самая речь, способность говорить; « текст» - несколько предложений или абзацев, связанные в единое целое темой и основной мыслью. Исходя из данных терминов, становится очевидной связь между словом и текстом.

        На современном этапе в условиях многопрофильного и многоуровне-     го гуманитарного образования особенно возрастает роль текста как резуль-     та употребления языка.

        Русский язык как универсальная знаковая система является важнейшим средством коммуникации людей друг с другом, средством познания, лежит в основе культуры. И школьникам очень важно осознать специфику русского языка, его безграничные возможности и огромное значение, научиться выражать свои мысли не только предложениями, но и целыми текстами.

        Элективный курс « От слова к тексту» позволяет учащимся увидеть литературное произведение с языковой точки зрения, оценить неисчерпаемость семантики слова.  В круг их словарного запаса активно войдут термины и понятия – слово, язык, текст, языковые средства и т.д.

        Важная роль отводится языковому и литературному развитию детей. Дети должны увидеть различие между словом и предложением, предложением и текстом. Такое сопоставление оказывает влияние на их собственное  творческое развитие.  

        В курсе много внимания уделяется самостоятельной, практической работе детей. Результатом их самостоятельной работы могут стать рефераты по созданию собственных текстов на самостоятельно выбранную тему.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН:

№п/п

Тема

Количество часов

Виды деятельности учащихся

1.

Слово как единица языка и как словесное высказывание

1

Работа со справочной литературой. Составление понятийных словарей.

2.

Лексическое значение слова.

1

Работа с толковыми словарями. Употребление лексических ресурсов языка в собственных высказываниях.

3

Стилистическая окраска слова.

1

Работа со словарями. Употребление стилистически  окрашенных слов.

4

Текст как результат употребления языка.

2

Определение темы и основной мысли  текста. Создание   собственного текста на предложенную тему.

5

Формы словесного выражения.

2

Создание  текстов в разных формах словесного выражения: повествование, описание, рассуждение, диалог, монолог.

6

Употребление в тексте языковых средств.

2

Обогащение словарного запаса: работа со словарями. Прослушивание      и анализ текстов    с различной стилистической  и эмоциональной окраской (аудиокассета).

7

Конкурс на лучший    текст (темы выбирают  школьники).

3

Представление текстов и их обсуждение.

Тема № 1.

Слово как единица языка и как словесное высказывание.

Сведения о происхождении слов. Назначение языка. Значение языка для жизни общества.

Тема № 2.

Лексическое значение слов. Способы определения значения слов. Семантика слова. Лексика русского языка: слова-термины, омонимы, антонимы, паронимы, новые и устаревшие слова, фразеологизмы.

Тема № 3.

Стилистическая  окраска слов. Стилистические возможности лексики, фразеологии,   грамматики. Слова и выражения нейтральные и стилистически окрашенные.

Тема № 4.

 

Текст как результат употребления языка. Текст, его признаки. Тема, идея текста. Способы связи предложений в тексте. Основные требования к тексту.

Тема № 5.

Формы словесного выражения. Повествование. Описание. Рассуждение. Диалог.  Монолог. Возможность употребления разговорного и литературного языка в устной и письменной форме.

Тема № 6.

Употребление в тексте языковых средств. Языковые средства и их употребление в зависимости от условий и цели высказывания.

Тема № 7 .

Конкурс на лучший текст. ( Темы выбирают школьники).

Литература:

  1. Альбеткова Р.И. Методические рекомендации к учебнику « Русская словесность. От слова к словесности». 9 класс. – Москва, 2000 г.
  2. Винокур Г.О.  «О языке художественной литературы». – Москва,

     1991 г.

  1. Лотман Ю.М. «Структура художественного   текста». – Москва, 1970г.
  2. Львова С.И. «Уроки словесности. 5-9 класс. Пособие для  учителя». – Москва, 1997г.
  3. Максимов В.И. Точность и выразительность слова – Л., 1968г.

Словари:

  1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. – Москва, 1998г.
  2. Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. – Москва, 1986г.
  3. Бельчиков Ю.А. Словарь паронимов русского языка. – Москва, 1994 г.
  4. Жуков В.П. Школьный  фразеологический словарь русского языка. – Москва, 1994г.
  5. Литературный энциклопедический словарь. / Под   ред. В.М.Кожевникова. – Москва,1998г.
  6. Толковый словарь русского языка. / Сост. Карантиров С.И. – Москва, 2001г.
  7. Шанский Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка. – Москва, 2000г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа спецкурса по русскому языку "От слова к тексту"

Для достижения этих целей на II ступени обучения необходимо акцентировать внимание учащихся на коммуникативный аспект в изучении предмета. Актуал...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку «От слова к тексту» для учащихся 10 классов

Содержание программы представляет собой отбор такого материала из разных разделов русского языка, который может вызвать у учащихся познавательный интерес, позволит сформулировать у них целостный...

Рабочая программа факультатива по русскому языку "Слово и текст"

Рабочая программа факультатива по русскому языку "Слово и текст" составлена с целью подготовки к ОГЭ в 8 классе....

Занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения в 5 классе II отделения. Темы занятия: ФП Звуки ш-ж. Дифференциация. Оглушение звонких согласных на конце слова. РСВ текст "Про зайца". Восприятие фраз и вопросов к тексту.

Занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения в 5 классе II отделения. Темы занятия: ФП Звуки ш-ж. Дифференциация. Оглушение звонких согласных на конце слова. РСВ текст "Про зай...

Рабочая программа по русскому языку (От слова к тексту)10 класс ФГОС

        В старших  классах решаются проблемы, связанные с формированием общей культуры, с развивающими и воспитательными задачами образования, с задачами социализации л...

Рабочая программа факультативного курса "Слово и текст".

Курс расширяет и углубляет программный материал, развивает самостоятельнсоть, творческую инициативу ученика, тренирует его ум, пробуждает интерес к предмету....

Программа внеурочной деятельности по русскому языку в 8 классе «От слова - к тексту».

Фаил содержит рабочую программу, рассчитанную на 34 часа в год для учащихся 8 классов. Данный курс поможет учащимся  подготовиться у  к успешной сдаче  ГИА по русскому языку....