Программа спецкурса "От слова к тексту"
элективный курс по русскому языку (9 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п.Батецкий Новгородской области
Программа
элективного курса для учащихся 9 класса
« От слова к тексту»
Автор- составитель: Кривушина Ю.Л., учитель русского языка и литературы МОУСОШ п.Батецкий
Объем различных форм учебной работы:
Всего аудиторных занятий ------------------------------------------- 12 часов
в том числе лекции----------------------------------------------------- 6 часов
практические занятия ------------------------------------------------- 3 часа
самостоятельная работа ---------------------------------------------- 3 часа
(создание текстов)
Форма контроля ------------------------------------------------------защита рефератов
п. Батецкий, 2012 год.
Утверждено:
Директор МОУСОШ
п. Батецкий Новгородской области
Григорьева Т.И.
Согласовано:
Зам. директора по УВР
Гребнева Е.В.
Рассмотрено на
заседании МО.
Протокол №___
от «____» _____________ 20012г.
Руководитель МО
Леонтьева В.Д.
Пояснительная записка.
Данный элективный курс выстраивается на уровне межпредметных связей (русский язык – литература), рассчитан на 12 часов. Цель курса – помочь ученику, творчески овладевая родным языком, осваивать духовный опыт человечества, расширить знания учащихся о законах построения текста, познакомить с образцами текстов разных форм словесного выражения (повествование, описание, рассуждение, диалог, монолог).
Обратившись к « Толковому словарю» - Москва, 2001, выясняем, «слово»-1) единица языка, служащая для называния отдельного понятия, 2)самая речь, способность говорить; « текст» - несколько предложений или абзацев, связанные в единое целое темой и основной мыслью. Исходя из данных терминов, становится очевидной связь между словом и текстом.
На современном этапе в условиях многопрофильного и многоуровне- го гуманитарного образования особенно возрастает роль текста как резуль- та употребления языка.
Русский язык как универсальная знаковая система является важнейшим средством коммуникации людей друг с другом, средством познания, лежит в основе культуры. И школьникам очень важно осознать специфику русского языка, его безграничные возможности и огромное значение, научиться выражать свои мысли не только предложениями, но и целыми текстами.
Элективный курс « От слова к тексту» позволяет учащимся увидеть литературное произведение с языковой точки зрения, оценить неисчерпаемость семантики слова. В круг их словарного запаса активно войдут термины и понятия – слово, язык, текст, языковые средства и т.д.
Важная роль отводится языковому и литературному развитию детей. Дети должны увидеть различие между словом и предложением, предложением и текстом. Такое сопоставление оказывает влияние на их собственное творческое развитие.
В курсе много внимания уделяется самостоятельной, практической работе детей. Результатом их самостоятельной работы могут стать рефераты по созданию собственных текстов на самостоятельно выбранную тему.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН:
№п/п | Тема | Количество часов | Виды деятельности учащихся |
1. | Слово как единица языка и как словесное высказывание | 1 | Работа со справочной литературой. Составление понятийных словарей. |
2. | Лексическое значение слова. | 1 | Работа с толковыми словарями. Употребление лексических ресурсов языка в собственных высказываниях. |
3 | Стилистическая окраска слова. | 1 | Работа со словарями. Употребление стилистически окрашенных слов. |
4 | Текст как результат употребления языка. | 2 | Определение темы и основной мысли текста. Создание собственного текста на предложенную тему. |
5 | Формы словесного выражения. | 2 | Создание текстов в разных формах словесного выражения: повествование, описание, рассуждение, диалог, монолог. |
6 | Употребление в тексте языковых средств. | 2 | Обогащение словарного запаса: работа со словарями. Прослушивание и анализ текстов с различной стилистической и эмоциональной окраской (аудиокассета). |
7 | Конкурс на лучший текст (темы выбирают школьники). | 3 | Представление текстов и их обсуждение. |
Тема № 1.
Слово как единица языка и как словесное высказывание.
Сведения о происхождении слов. Назначение языка. Значение языка для жизни общества.
Тема № 2.
Лексическое значение слов. Способы определения значения слов. Семантика слова. Лексика русского языка: слова-термины, омонимы, антонимы, паронимы, новые и устаревшие слова, фразеологизмы.
Тема № 3.
Стилистическая окраска слов. Стилистические возможности лексики, фразеологии, грамматики. Слова и выражения нейтральные и стилистически окрашенные.
Тема № 4.
Текст как результат употребления языка. Текст, его признаки. Тема, идея текста. Способы связи предложений в тексте. Основные требования к тексту.
Тема № 5.
Формы словесного выражения. Повествование. Описание. Рассуждение. Диалог. Монолог. Возможность употребления разговорного и литературного языка в устной и письменной форме.
Тема № 6.
Употребление в тексте языковых средств. Языковые средства и их употребление в зависимости от условий и цели высказывания.
Тема № 7 .
Конкурс на лучший текст. ( Темы выбирают школьники).
Литература:
- Альбеткова Р.И. Методические рекомендации к учебнику « Русская словесность. От слова к словесности». 9 класс. – Москва, 2000 г.
- Винокур Г.О. «О языке художественной литературы». – Москва,
1991 г.
- Лотман Ю.М. «Структура художественного текста». – Москва, 1970г.
- Львова С.И. «Уроки словесности. 5-9 класс. Пособие для учителя». – Москва, 1997г.
- Максимов В.И. Точность и выразительность слова – Л., 1968г.
Словари:
- Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. – Москва, 1998г.
- Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. – Москва, 1986г.
- Бельчиков Ю.А. Словарь паронимов русского языка. – Москва, 1994 г.
- Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка. – Москва, 1994г.
- Литературный энциклопедический словарь. / Под ред. В.М.Кожевникова. – Москва,1998г.
- Толковый словарь русского языка. / Сост. Карантиров С.И. – Москва, 2001г.
- Шанский Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка. – Москва, 2000г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа спецкурса по русскому языку "От слова к тексту"
Для достижения этих целей на II ступени обучения необходимо акцентировать внимание учащихся на коммуникативный аспект в изучении предмета. Актуал...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку «От слова к тексту» для учащихся 10 классов
Содержание программы представляет собой отбор такого материала из разных разделов русского языка, который может вызвать у учащихся познавательный интерес, позволит сформулировать у них целостный...
Рабочая программа факультатива по русскому языку "Слово и текст"
Рабочая программа факультатива по русскому языку "Слово и текст" составлена с целью подготовки к ОГЭ в 8 классе....
Занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения в 5 классе II отделения. Темы занятия: ФП Звуки ш-ж. Дифференциация. Оглушение звонких согласных на конце слова. РСВ текст "Про зайца". Восприятие фраз и вопросов к тексту.
Занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения в 5 классе II отделения. Темы занятия: ФП Звуки ш-ж. Дифференциация. Оглушение звонких согласных на конце слова. РСВ текст "Про зай...
Рабочая программа по русскому языку (От слова к тексту)10 класс ФГОС
В старших классах решаются проблемы, связанные с формированием общей культуры, с развивающими и воспитательными задачами образования, с задачами социализации л...
Рабочая программа факультативного курса "Слово и текст".
Курс расширяет и углубляет программный материал, развивает самостоятельнсоть, творческую инициативу ученика, тренирует его ум, пробуждает интерес к предмету....
Программа внеурочной деятельности по русскому языку в 8 классе «От слова - к тексту».
Фаил содержит рабочую программу, рассчитанную на 34 часа в год для учащихся 8 классов. Данный курс поможет учащимся подготовиться у к успешной сдаче ГИА по русскому языку....