Урок литературного чтения "В чем прелесть сказок Пушкина?"
план-конспект урока по литературе

 Симонян  Анаит Рафиковна

Цель: Систематизировать, обобщить, расширить знания детей о творчестве и сказках А.С.Пушкина.

-вспомнить сказки А.С. Пушкина, выяснить, в чём их прелесть, чем авторская сказка отличается от русской народной;

 -развивать речь детей, обогащать словарный запас

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения

 Тема: "В чем прелесть сказок Пушкина?"

Учитель Симонян А.Р.

 4 класс.

Цель: Систематизировать, обобщить, расширить знания детей о творчестве и сказках А.С.Пушкина.

-вспомнить сказки А.С. Пушкина, выяснить, в чём их прелесть, чем авторская сказка отличается от русской народной;

 -развивать речь детей, обогащать словарный запас, артистические способности учащихся;

-воспитывать интерес к  сказкам А.С.Пушкина.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, видеоролик, выставка сказок А.С.Пушкина, рисунки, таблички с надписями.

Оформление доски: портрет А.С. Пушкина, детские сюжетные рисунки к сказкам А.С. Пушкина.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Эмоциональное вхождение в урок.

(видео ролик «В гостях у сказки»)

3. Определение темы урока.

- Ребята, вы догадались, о чём сегодня пойдёт речь на уроке? (ответы детей)

- Правильно о сказках. Какие сказки вы вспомнили из нашего сюжета? (ответы детей).

-Хорошо. На какие две группы можно разделить все сказки?

(авторские и русские народные).

- Назовите увиденные  русские народные сказки

(репка,   курочка Ряба и т.д.)

- Какие авторские сказки нам встретились?

(сказки А.С. Пушкина)

-Молодцы! Сегодня мы на уроке окунемся в волшебный мир сказок А.С.Пушкина.

Кому принадлежат слова: - "Что за прелесть эти сказки! Каждая из них поэма"? (ответы детей)

Да, действительно, каждая сказка А.С.Пушкина интересна, прелестна.

На уроке мы выясним, в чем же их прелесть? Что можно с ними сделать?

- Назовите мне, пожалуйста, сказку  А.С. Пушкина, в которой постоянно исполняются чьи – то желания?

(Сказка о рыбаке и рыбке).

- Правильно. Давайте мы тоже загадаем свои желания на урок, Каким вы хотите видеть этот урок? (ответы детей).

-У меня тоже есть желание: "Я хочу, чтобы вы все были активными на уроке".

В конце урока мы посмотрим, сбылись ли наши желания и почему.

4. Актуализация знаний учащихся.

- Какие сказки А.С.Пушкина вы знаете?

- Какая сказка вам запомнилась больше всех и почему? Чему учит сказка? Над чем заставила задуматься?

5. Систематизация и обобщение знаний.

-Ребята, давайте вспомним, что мы знаем о А.С. Пушкине?

(ответы детей, учитель редактирует)

- Я могу с уверенность утверждать, что ему в жизни очень повезло. О чём я?

(о няне).

-Да. Благодаря няне у маленького Саши привился интерес к сказкам. Вот почему он написал их так много. Посмотрите. Наши слова подтверждаются выставкой книг А.С.  Пушкина.

      - Ребята, давайте пробежимся по сказкам Пушкина и выразительно прочитаем отрывки из них.

6. Сообщение новых знаний.

-Ребята, что вы знаете о няне маленького Саши, кроме того, что она рассказывала ему на ночь сказки? (ответы детей)

-Послушайте сообщение

*Сообщение «Арина Родионовна»

Фамилия Арины Родионовны - Яковлева. Вся их семья была крепостной. Детей было семеро. Тятенька умер, когда Арине было 10 лет. Пришлось идти работать. Так в трудах выросла, не училась, не пришлось. В 23 года её выдали замуж. Муж был крепостным деда П.Ганнибала, вот она и стала крепостной. У Арины Родионовны родилось две дочки и два сыночка. Когда у Арины Родионовны родился последний сынок, её взяли кормилицей для старшей сестры Пушкина - Оленьки. Сразу же переехали в Москву, через полтора года родился Сашенька. Тогда Арина Родионовна и осталась няней в их доме.

- Пополнился ваш багаж знаний? (да)

    8. Систематизация знаний.

-А теперь скажите, ребята, а легко ли запоминаются стихи и сказки А.С.Пушкина? (да)

-Давайте проверим.  

9.Заключительный этап урока.

  Черный ящик. Дети задают вопросы. Учитель отвечает: "Да", "Нет".

Предмет, который лежит в чёрном ящике, относится к сказкам А.С.Пушкина? (кораблик, рыбка, зеркало, яблоко, петушок)

10. Подведение итога работы.

Вывод:

Так в чем же прелесть сказок Пушкина?

( Сказки А.С.Пушкина  интересные, их легко читать, узнавать, необычные  герои, можно читать по ролям, инсценировать, учат нас быть честными, не жадными и т.д.).

13.Рефлексия. 

Давайте посмотрим, сбылись ли наши желания. Было ли вам интересно, узнали ли вы новое, было ли трудно на уроке?

Чтобы вы ещё хотели узнать?

    У меня на столе свечка, подсвечник и перо. Как вы думаете, для чего я их принесла?

Всем детям дарю по гусиному перу.

14.Домашнее задание.

На выбор:

  • в Интернете найти материал о том, как писали раньше;
  • попробовать самому сочинить небольшую сказку или стихотворение.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Хокку на уроках литературного чтения как способ понимания сути вещей"

Литературное чтение - это уникальный инструмент приобщения ученика к художественной и научно – популярной литературе. Чтение - это и то, чему обучают младших школьников; посредством чего их воспитываю...

Презентация к уроку литературного чтения "Секреты Чайного Домика"

Презентация подготовлена для урока литературного чтения во 2 классе по УМК "Перспективная начальная школа" по теме "Секреты Чайного Домика"...

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках литературного чтения в системе развивающего обучения.

Представлен опыт работы педагога по развитию творческих способностей обучающихся на уроках литературного чтения в системе развивающего обучения...

Открытый урок литературного чтения в 4 классе КОУ 8 вида

Урок литературеого чтения по теме:внеклассное чтение. Приключение Буратино или золотой ключик. А. Толстой...

Конспект урока литературного чтения во 2 классе "Защита проекта "О братьях наших меньших"

Урок  обобщения и систематизации знаний.Цель:Подведение  итогов  работы над проектом «О братьях наших меньших».Задачи:Повторить правила работы над проектом, его этапы;Формировать...

Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»

Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»Тема: И. Василенко «Мостик».Цель: работать над ра...

Мастер-класс для педагогов и родителей "Педагогические приёмы для развития мотивации, выразительности, техники чтения на уроках литературного чтения"

Данный мастер класс подготовлен и проведён для педагогов и родителей детей с тяжёлыми нарушениями речи....