Главные вкладки

    Урок литературного чтения "В чем прелесть сказок Пушкина?"
    план-конспект урока по литературе

     Симонян  Анаит Рафиковна

    Цель: Систематизировать, обобщить, расширить знания детей о творчестве и сказках А.С.Пушкина.

    -вспомнить сказки А.С. Пушкина, выяснить, в чём их прелесть, чем авторская сказка отличается от русской народной;

     -развивать речь детей, обогащать словарный запас

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Урок литературного чтения

     Тема: "В чем прелесть сказок Пушкина?"

    Учитель Симонян А.Р.

     4 класс.

    Цель: Систематизировать, обобщить, расширить знания детей о творчестве и сказках А.С.Пушкина.

    -вспомнить сказки А.С. Пушкина, выяснить, в чём их прелесть, чем авторская сказка отличается от русской народной;

     -развивать речь детей, обогащать словарный запас, артистические способности учащихся;

    -воспитывать интерес к  сказкам А.С.Пушкина.

    Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, видеоролик, выставка сказок А.С.Пушкина, рисунки, таблички с надписями.

    Оформление доски: портрет А.С. Пушкина, детские сюжетные рисунки к сказкам А.С. Пушкина.

    Ход урока.

    1. Организационный момент.

    2. Эмоциональное вхождение в урок.

    (видео ролик «В гостях у сказки»)

    3. Определение темы урока.

    - Ребята, вы догадались, о чём сегодня пойдёт речь на уроке? (ответы детей)

    - Правильно о сказках. Какие сказки вы вспомнили из нашего сюжета? (ответы детей).

    -Хорошо. На какие две группы можно разделить все сказки?

    (авторские и русские народные).

    - Назовите увиденные  русские народные сказки

    (репка,   курочка Ряба и т.д.)

    - Какие авторские сказки нам встретились?

    (сказки А.С. Пушкина)

    -Молодцы! Сегодня мы на уроке окунемся в волшебный мир сказок А.С.Пушкина.

    Кому принадлежат слова: - "Что за прелесть эти сказки! Каждая из них поэма"? (ответы детей)

    Да, действительно, каждая сказка А.С.Пушкина интересна, прелестна.

    На уроке мы выясним, в чем же их прелесть? Что можно с ними сделать?

    - Назовите мне, пожалуйста, сказку  А.С. Пушкина, в которой постоянно исполняются чьи – то желания?

    (Сказка о рыбаке и рыбке).

    - Правильно. Давайте мы тоже загадаем свои желания на урок, Каким вы хотите видеть этот урок? (ответы детей).

    -У меня тоже есть желание: "Я хочу, чтобы вы все были активными на уроке".

    В конце урока мы посмотрим, сбылись ли наши желания и почему.

    4. Актуализация знаний учащихся.

    - Какие сказки А.С.Пушкина вы знаете?

    - Какая сказка вам запомнилась больше всех и почему? Чему учит сказка? Над чем заставила задуматься?

    5. Систематизация и обобщение знаний.

    -Ребята, давайте вспомним, что мы знаем о А.С. Пушкине?

    (ответы детей, учитель редактирует)

    - Я могу с уверенность утверждать, что ему в жизни очень повезло. О чём я?

    (о няне).

    -Да. Благодаря няне у маленького Саши привился интерес к сказкам. Вот почему он написал их так много. Посмотрите. Наши слова подтверждаются выставкой книг А.С.  Пушкина.

          - Ребята, давайте пробежимся по сказкам Пушкина и выразительно прочитаем отрывки из них.

    6. Сообщение новых знаний.

    -Ребята, что вы знаете о няне маленького Саши, кроме того, что она рассказывала ему на ночь сказки? (ответы детей)

    -Послушайте сообщение

    *Сообщение «Арина Родионовна»

    Фамилия Арины Родионовны - Яковлева. Вся их семья была крепостной. Детей было семеро. Тятенька умер, когда Арине было 10 лет. Пришлось идти работать. Так в трудах выросла, не училась, не пришлось. В 23 года её выдали замуж. Муж был крепостным деда П.Ганнибала, вот она и стала крепостной. У Арины Родионовны родилось две дочки и два сыночка. Когда у Арины Родионовны родился последний сынок, её взяли кормилицей для старшей сестры Пушкина - Оленьки. Сразу же переехали в Москву, через полтора года родился Сашенька. Тогда Арина Родионовна и осталась няней в их доме.

    - Пополнился ваш багаж знаний? (да)

        8. Систематизация знаний.

    -А теперь скажите, ребята, а легко ли запоминаются стихи и сказки А.С.Пушкина? (да)

    -Давайте проверим.  

    9.Заключительный этап урока.

      Черный ящик. Дети задают вопросы. Учитель отвечает: "Да", "Нет".

    Предмет, который лежит в чёрном ящике, относится к сказкам А.С.Пушкина? (кораблик, рыбка, зеркало, яблоко, петушок)

    10. Подведение итога работы.

    Вывод:

    Так в чем же прелесть сказок Пушкина?

    ( Сказки А.С.Пушкина  интересные, их легко читать, узнавать, необычные  герои, можно читать по ролям, инсценировать, учат нас быть честными, не жадными и т.д.).

    13.Рефлексия. 

    Давайте посмотрим, сбылись ли наши желания. Было ли вам интересно, узнали ли вы новое, было ли трудно на уроке?

    Чтобы вы ещё хотели узнать?

        У меня на столе свечка, подсвечник и перо. Как вы думаете, для чего я их принесла?

    Всем детям дарю по гусиному перу.

    14.Домашнее задание.

    На выбор:

    • в Интернете найти материал о том, как писали раньше;
    • попробовать самому сочинить небольшую сказку или стихотворение.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    статья "Хокку на уроках литературного чтения как способ понимания сути вещей"

    Литературное чтение - это уникальный инструмент приобщения ученика к художественной и научно – популярной литературе. Чтение - это и то, чему обучают младших школьников; посредством чего их воспитываю...

    Презентация к уроку литературного чтения "Секреты Чайного Домика"

    Презентация подготовлена для урока литературного чтения во 2 классе по УМК "Перспективная начальная школа" по теме "Секреты Чайного Домика"...

    Развитие творческих способностей обучающихся на уроках литературного чтения в системе развивающего обучения.

    Представлен опыт работы педагога по развитию творческих способностей обучающихся на уроках литературного чтения в системе развивающего обучения...

    Открытый урок литературного чтения в 4 классе КОУ 8 вида

    Урок литературеого чтения по теме:внеклассное чтение. Приключение Буратино или золотой ключик. А. Толстой...

    Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»

    Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»Тема: И. Василенко «Мостик».Цель: работать над ра...

    Мастер-класс для педагогов и родителей "Педагогические приёмы для развития мотивации, выразительности, техники чтения на уроках литературного чтения"

    Данный мастер класс подготовлен и проведён для педагогов и родителей детей с тяжёлыми нарушениями речи....

    Гулькис Светлана Петровна. Литературные сказки для детей. Г. Сапгир «Лошарик». Технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе

    Литературные сказки для детей. Г. Сапгир «Лошарик». Технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе...