Урок 1 "Серебряный век"
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Интегрированный урок литературы и музыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_urok_serebryanyy_vek.docx49.07 КБ

Предварительный просмотр:

Урок № 1. Междисциплинарный проект «Человек в реалиях эпохи». Ситуационное моделирование на пространстве «Салон Серебряного века». Встреча в кафе «Бродячая собака»

Тип и вид урока

Литературное кафе.

Цели

Обучающая: расширить представление учащихся о тенденциях в  искусстве начала 20 века, о понятии «Серебряный век»;

развивающая: создать условия для развития интереса к литературно-исторической обстановке через театральную постановку;

мотивационная: пробудить интерес к изучению культуры начала 20 века, в которой формировалось русское общество.

Задачи

  • Приобщение к искусству как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание жизненных явлений, овладение культурой отношения к миру, запечатленному в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;
  • воспитание потребности в общении с искусством, классическим наследием, эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к самообразованию;
  • овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах творческой деятельности.

Результаты освоение предмета.

Личностные

  • Иметь мотивацию к учебной деятельности, демонстрировать эмоциональное восприятие произведений искусства; размышлять, анализировать, высказывать своё отношение  о влиянии искусства на человека.

Метапредментые

  • Умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
  • смысловое чтение текстов стихотворений;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
  • стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.

Предметные

  • Сформированность потребности в общении с искусством для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли искусства в жизни отдельного человека и общества;
  • воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия информации; развитие творческих способностей в многообразных видах деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью.

Характеристика деятельности учащихся

Выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки, литературы, живописи; владеть  терминами и понятиями в пределах изучаемой темы

Оборудование

  • Синтезатор, ПК, проектор; презентация «Кафе «Бродячая собака». Видео фильмы.

Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Личностные результаты

Метапредметные

результаты

Предметные

результаты

Ресурсы урока

Организационный

На стене силуэт черного пуделя.

На дверях герб (сидящая собака положила латы на античную маску)

Звучит «Фокстрот»

Фильм № 1 «Вступление» (1.41 мин.)

Слайд 1. СПБ 1916 года

В. 1.

Шум города затих

Тоски распались узы

И чувствует душа

Прикосновенье музы

Дорогие друзья! Муза приглашает нас совершить путешествие в Серебряный век русской поэзии.

Регистрируются в  «Свинной книге».

Распределяются по направлениям: футуризм, акмеизм, символизм.

Ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и позанию

Умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов

Сформированность потребности в общении с искусством для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурною досуга на основе осознания роли искусства в жизни отдельного человека и общества

Открытие и усвоение новых знаний

Слайд 2.

В. 2.

Русская культура Серебряного века (Лихачев «Воспоминания» гл. «Красный террор»).

Русская культура «Серебряного века» (век этот, впрочем, длился всего четверть столетия) рождалась в разговорах, беседах – откровенных, свободных, вскрывавших заветные мысли. В беседах этих, в которых по каким – то особым законам духа должно было быть не меньше трех собеседников, рождались новые мысли, новые откровения».

Беседуя, человек формировал, оттачивал мысль, прокладывал дорогу для новых мыслей. Полная свобода в этих разговорах была условием их плодотворности…

«Русские разговоры длительные, за полночь, - типичная и очень плодотворная черта русской культуры XIX – первой четверти XX века.

В. 1.

Петербург был самым подходящим местом для осуществления этих честолюбивых замыслов. Столица изобиловала талантами и культурными начинаниями. Открывались литературные кафе, проходили насыщенные литературные встречи и вечера. Особой популярностью пользовалось литературно-артистическое кафе «Бродячая собака».

Фильм № 2 «Кафе «Бродячая собака»

Слайд 3.

В. 2.

Кафе «Бродячая собака» размещалось во втором дворе углового дома на Михайловской площади, в подвале. Современный адрес дома: Площадь искусств, 5.

В. 1. Создателями кафе были…

Слайд 4.

Создатели кафе: А. Н. Толстой, художники М. В. Добужинский и С. Ю. Судейкин, режиссер Н.Н. Евреинов

Музыкальный фрагмент № 3 (3.00 мин.)

Слайд 5.

В. 1.

Борис Константинович Пронин  - режиссер, актер, один из создателей кафе. Он говорил всем, кого встречал «Ты», заключал в объятия.

- Обнимал, хлопал по плечу.

- А кто это?

- А черт его знает!

В. 3.

У наружных дверей висели молоточек и доска, в которую приходивший должен был стучать.

 Такую же доску и молоточек повесили в прихожей. При входе в подвал, с правой стороны, стоял большой аналой для книги, которую называли «Свиной книгой».

Проходило это в декабре 1911 года. В книге посетители оставляли свои автографы, поэты записывали тут же сочиненные экспромты, художники делали зарисовки. Книгу принес А. Н. Толстой, она начиналась его стихотворением, где были строки:

Слайд 6.

Поздней ночью город спит,

Лишь котам раздолье.

Путник с улицы глядит,

В темное подполье.

К открытию «Бродячей собаки был написан «Гимн» Всеволодом Князевым  (Приложение 1)

Слайд 7.

В. 2.

На стенах кафе висели плакаты:

1.        «Бродячая собака» и тем ты хороша, что всякая со всякой здесь встретиться душа».

2.        Все между собой считается знакомы.

3.        Все члены общества работают бесплатно на благо Общества.

4.        Голос жизни или скала смерти.

В. 1.

Было очень тесно, очень душно, очень шумно. На крошечной, из теса сколоченной эстраде читали стихи, доклады, музицировали, танцевали, устраивали диспуты представители разных течений, обрушивались друг на друга с критикой, доказывая состоятельность лишь своего направления, свою избранность в создании нового искусства.

В. 2.

Здесь можно было встретить Н. Гумилева, А. Ахматову, О. Мандельштама, В. Хлебникова: собирались символисты, акмеисты, футуристы.

Звучит песня «Приходи на меня посмотреть» сл. А Ахматовой

Входит А. Ахматова, расписывается в свиной книге

Слайд 8.

Фото А. Ахматовой

(Приложение 2)

Слайд 9.

В. 1.

В клубе «Бродячая собака» гремел грохочущий, раскованный, могучий  бас

В. Маяковского

Входит В. Маяковский (с бантом, безрукавка, блуза)

(Приложение 2)

Звучит музыкальный фрагмент № 4

Входя дамы, одна расписывается в «свинной книге» (Приложение 3)

Звучит песня «Ананасы в шампанском»  сл. И. Северянина

Слайд 10.

Хлебников читает

О, рассмейтесь, смехачи!

Слайд 11.

Входит Валерий Брюсов, читает  «Ты должен быть гордым, как знамя»

Фрагмент фильма № 6

В. 2.

Николай Степанович Гумилев был одним из основателей акмеизма. Он объединил литературную молодежь, создав «Цех поэтов», «Его поэзия живет в мире воображаемом и почти призрачном… он сам создает для себя страны и населяет их им самим сотворенными существами: людьми, зверями, демонами» В. Брюсов о Н. Гумелеве.

Затем продолжение фильма в котором звучит песня «Жираф»

 В. 1.

Владимир Маяковский в серебряный век вошел как возмутитель спокойствия. Знаменитая желтая кофта долго дразнила воображение публики.

Слайд 12.

Фото Мандельштама. Музыкальный фрагмент № 7

В. 2.

Кого только из писателей, художников, актеров не видели и не слышали стены клуба «Бродячая собака»! Читал еще не напечатанные стихи Мандельштам.

Слайд 13.  Фото  Константина Бальмонта

Звучит музыкальный фрагмент № 8. Входит к. Бальмонт и читает

«Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце…»

(Приложение 6)

Звучит музыкальный фрагмент № 9

В. 1.

 Новая литература зарождалась трудно: в бесконечных спорах шли поиски истины. Давайте послушаем, о чём они спорят.

(Приложение 7).

В. 3

А история, перемалывая людей и события, скрупулёзно записывала в свои скрижали очередное нетленное имя. Литературное кафе “Бродячая собака” просуществовало до 1915 года. Затем из-за финансовых трудностей его закрыли. Преемником “Собаки” стал “Приют комедиантов”.

Звучит фрагмент фильма  

Слушают учителя

Инсценируют:

У. 1. – А не напоминаем ли мы сейчас бродячих собак, которые ищут приюта?

У. 2. – Вы нашли название нашей затее, – воскликнул Н.Н. Евреинов.

У  3. – Пусть этот подвал называется «Бродячая собака»!

Пронин: «Ба! Кого я вижу?! Сколько лет, сколько зим! Где ты пропадал? Иди скорей,  наши все там».

Исполняют гимн.

Читают содержание плакатов

Ученица исполняет роль А. Ахматовой.

Ученик исполняет роль В. Маяковского.

Ученицы инсценируют роли 2-х дам.

Учащиеся в роли Маяковского и Хлебникова в это время вскакивают с мест,  и разворачивают рулон обоев: «Пощечина общественному вкусу!»

Ученик в роли Гумилева выходит на сцену. Читает стихотворение «Жираф».  (2 куплета)

Ученик в роли В. Маяковского читает стихотворение «Вам!»

 

Ученики в роли Мандельштама и Бальмонта читает стихотворение.

Инсценируют беседу и спор между Гумилевым, Ивановым, Д. Бурлюком, И. Северяниным

Ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

Формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технолоий; стремление к самостоятельно-му общению с искусством и художественному самообразованию

 Овладение

способностью эмоционально воспринимать искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями 

Учебник, с. 6-9

Рефлексия учебной деятельности

Слайд 16.

1.        Какой шум времени вы услышали? (Яркий, звонкий, драматичный, тревожный, революционный.)

2.        Какой цвет увидели?  (Красный, черный, белый)

3.        Какую мелодию, поэтическую интонацию  вы услышали? (Взволнованную,  стремительную, трагическую, надломленная, беспокойная, встревоженная, отчаявшаяся).

4.        Что почувствовали? (Тревогу, ожидание, волнение, растерянность)

5.        Что хотите сказать?  

Участвуют в рефлексии.

Отвечают на вопросы.

Эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия, творческой деятельности поэтов «Серебряного века»

Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникацион-ных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию

Воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия информации; развитие творческих способностей в многообразных видах деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью

Обобщение и систематизация новых знаний

- Пришло время подвести итог нашего урока и обобщить тему

Читает стихи  Д. Самойлов

 «Искусство»

Стройный мост из железа ажурного,

Застекленный осколками неба лазурного.

Попробуй вынь его

 Из неба синего -

Станет голо и пусто.

Это  и есть искусство.

Приложение 1

           «Гимн»

Во втором дворе подвал,

В нем – приют собачий.

Каждый, кто сюда попал –

Просто пес бродячий.

Но в том гордость, но в том честь,

Чтобы в тот подвал залезть!

Гав!

На дворе метель, мороз,

Нам какое дело!

Обогрел в подвале нос,

И в тепле все тело.

Нас тут палкою не бьют,

Блохи не грызут!

Гав!

Лаем, воем псиный  гимн,

Нашему подвалу!

Морды кверху, к черту сплин,

Жизни до отвалу!

Лаем, воем псиный гимн,

К черту всякий сплин!

Гав!

Приложение 2

Да, я любила их – те сборища ночные

На низком столике – стаканы ледяные,

Над черным кофием голубоватый пар

Камина красного тяжелый зимний жар,

Веселость едкую литературной шутки –

И друга первый взгляд, беспомощный и жуткий.

                          А. Ахматова

Я сразу смазал карту будня

плеснувши краску из стакана;

я показал на блюде студня

косые скулы океана.

На чешуе жестяной рыбы

Прочел я зовы новых губ.

А вы

ноктюрн сыграть

могли бы

на флейте водосточных труб?

                     

   В. Маяковский

Приложение 3

1 дама

Вы слышали, среди поэтов появились какие-то футуристы, символисты, акмеисты?

2 дама

Слова-то все какие-то нерусские

Рассматривают репродукции картин футуристов, символистов, акмеистов

2 дама. Да это, кажется, литературные течения!

1 дама

Читала и слышала я их. Вчера здесь, в “Бродячей собаке”, один из них, Игорь Северянин, читал свои стихи:

Ананасы в шампанском!

Ананасы в шампанском!

Весь я в чем-то норвежском,

Весь я в чем-то испанском.

Фи!

Дамы садятся за стол

Звучит песня «Ананасы в шампанском»  сл. И. Северянина

(1 куплет, затем РР)

2 дама                              (достает из сумочки кусочек обоев)

Вы только посмотрите, что о себе заявляют футуристы: «Прошлое тесно…   Сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого … с парохода современности…

Только мы – лицо нашего времени» И отпечатана их программа на чем?

На оборотной стороне обоев. И называется “Пощечина общественному вкусу”!

(Маяковский и Хлебников в это время вскакивают с мест,  и разворачивают рулон обоев: «Пощечина общественному вкусу!»)

1 дама

Сколько шума от этих футуристов, Маяковского, Хлебникова

(встают и кланяются)

Слайд 10.

Хлебников читает

О, рассмейтесь, смехачи!

О, засмейтесь, смехачи!

Что смеются смехами,

 что смеянствуют  смеяльно.

О, засмейтесь усмеяльно!

О, рассмешищ надсмеяльных –

смех усмейных смехачей!

2 дама

Ничего не поймешь в их поэзии, весь русский язык исковеркали. Разве это стихи:

1 дама

Галиматья  какая-то! А чем символисты лучше? Одна мистика. Все ноют … Тоска зеленая. Слышали новый шедевр символиста Валерия Брюсова? Сочинил стихотворение всего в одну строку: «О, закрой свои бледные ноги».

2 дама

А что поэтического в другом его стихотворении?

Тень не созданных созданий,

Колыхается во сне,

Словно лопасти латаний,

На эмалевой стене.

1 дама

Ничего не поймешь! Сплошные загадки. И вся жизнь – загадка.

Приложение 4

«Ты должен быть гордым, как знамя»

Ты должен быть гордым, как знамя;

Ты должен быть острым, как меч;

Как Данту, подземное пламя

Должно тебе щеки обжечь.

Всего будь холодный свидетель,

На все устремляя свой взор.

Да будет твоя добродетель -

Готовность войти на костер.

Быть может, всё в жизни лишь средство

Для ярко-певучих стихов,

И ты с беспечального детства

Ищи сочетания слов.

В минуты любовных объятий

К бесстрастью себя приневоль,

И в час беспощадных распятий

Прославь исступленную боль.

В снах утра и в бездне вечерней

Лови, что шепнет тебе Рок,

И помни: от века из терний

Поэта заветный венок!

                             

                                         В. Брюсов

Приложение 5

                     «Вам»

Вам, проживающим за оргией оргию,

имеющим ванную и теплый клозет!

Как вам не стыдно о представленных к Георгию

вычитывать из столбцов газет?

Знаете ли вы, бездарные, многие,

думающие нажраться лучше как,-

может быть, сейчас бомбой ноги

выдрало у Петрова поручика?..

Если он приведенный на убой,

вдруг увидел, израненный,

как вы измазанной в котлете губой

похотливо напеваете Северянина!

Вам ли, любящим баб да блюда,

жизнь отдавать в угоду?!

Я лучше в баре ... буду

подавать ананасную воду!

 

                    В. Маяковский

Приложение 6

«Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце…»

Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце,

И синий кругозор.

Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце,

И выси гор.

Я в этот мир пришел, чтоб видеть море,

И пышный цвет долин.

Я заключил миры в едином взоре.

Я властелин.

Я победил холодное забвенье,

Создав мечту мою.

Я каждый миг исполнен откровенья,

Всегда пою.

Мою мечту страданья пробудили,

Но я любим за то.

Кто равен мне в моей певучей силе?

Никто, никто.

Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце,

А если день погас,

Я буду петь…

 Я буду петь о Солнце,

В предсмертный час!

                                           К. Бальмонт

Приложение 7

Николай  Гумилёв.

Что ни говори, а символизм закончил свой путь развития и теперь падает.

Вячеслав  Иванов.

 Но не станете же вы спорить с тем, что символизм, по выражению вашего коллеги Осипа Мандельштама, - то “широкое лоно”, которому обязана жизнью вся русская поэзия 20 века. Мы, поэты-символисты, уверены, что мир внешний – это всего лишь ключ, разгадка к миру внутреннему. Поверьте, мир внешний – иллюзорный. Истинным является только мир внутренний. Изучайте себя, друзья, изучайте невидимое миру, и вы откроете тайну Вселенной.

Г. Иванов

И поэт чему-то учит,

Но не мудростью своей...

И свои у всех печали:

Учит он – воспоминать.

Жизнь сладка на вкус, горька ли,

Сам ты должен распознать,

                                                   «Я вольный ветер»

                           К. Бальмонт

Я вольный ветер, я вечно вею,

Волную волны, ласкаю ивы,

В ветвях вздыхаю, вздохнув, немею,

Лелею травы, лелею нивы.

 

Весною светлой, как вестник мая,

Целую ландыш, в мечту влюбленный,

И внемлет ветру лазурь немая,

Я вею, млею, воздушный, сонный.

 

В любви неверный, расту циклоном,

Взметаю тучи, взрываю море,

Промчусь в равнинах протяжным стоном -

И гром проснется в немом просторе.

 

Но, снова легкий, всегда счастливый,

Нежней, чем фея ласкает фею,

Я льну к деревьям, дышу над нивой

И, вечно вольный, забвеньем вею.

 

                                                    1897

Николай  Гумилев

Та страна, что могла быть раем, (...)

Стала логовищем огня,

Мы четвёртый день наступаем,

Мы не ели четыре дня.

Я кричу, и мой голос дикий,

Это медь ударяет в медь,

Я, носитель мысли великой,

Не могу, не могу умереть.

Слайд 14.

Давид Бурлюк.

  Ну, всё, хватит, накушались мы вашего искусства! Сбросим Пушкина и иже с ним с парохода современности! Мы же творим новую литературу, так начнём с языка! Избавимся от старых тошнотворных слов! Мы провозглашаем словоновшество!

Велимир Хлебников.

Приказываю чтить право поэтов на увеличение словаря произвольными и производными словами! Пусть не разум управляет словом, а слово управляет стихотворением!

Мы – творцы будущего мира!

Мы – будетляне!

Владимир Маяковский.

Вот вам свеженькое!

И когда мой голос

похабно ухает –

от часа к часу,

целые сутки,

может быть, Иисус Христос нюхает

моей души незабудки.

Слайд 15

Игорь Северянин.

Не спорьте, прошу вас.

Было время, и я писал:

Я, гений Игорь – Северянин,

Я всенародно оэкранен!

Своей победой упоён:

Я повсесердно утверждён!

Позор стране, встречавшей ржаньем

Былым своим очарованьем

И над величием своим!

Не Лермонтова с парохода,

А бурлюков – на Сахалин.

Глумление над всем святым:

Для ободренья же народа,

Который впал в угрозный сплин

В. 3

А история, перемалывая людей и события, скрупулёзно записывала в свои скрижали очередное нетленное имя. Литературное кафе “Бродячая собака” просуществовало до 1915 года. Затем из-за финансовых трудностей его закрыли. Преемником “Собаки” стал “Приют комедиантов”.

Георгий Иванов

 Мне хочется написать книгу «Закат над Петербургом», где пронесется история великой столицы империи от дней ее высочайшего расцвета до медленного угасания. Люди, так или иначе способствующие вырождению Петербурга. Никто из них не отдает себе отчета в деле рук своих. Столица мельчает, обезличивается – и люди, тоже мельчают, вырождаются. Всех задействовала, всем руководит судьба, если угодно, Рок.

Звучит  фрагмент фильма  3 10 (с 2.48 мин. По 3. 51 мин.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...