Формирование читательских потребностей на уроках литературы
методическая разработка по литературе

Меньшикова Марина Александровна

В данной работе рассматривается проблема смежения потребности в чтении учащихся основной школы. Я делюсь опытом формирования читательских потребностей на уроках литературы.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование читательских потребностей на уроках литературы.

В последние годы в педагогических трудах, средствах массовой информации все чаще стало обсуждаться проблема кризиса детского чтения подрастающего поколения. Это и понятно. Засилье американских «боевиков» в кинотеатрах, поток низкопробной литературы, телевизионных передач с бесконечными сценами насилия, кажется,  уже окончательно поглотили нас. Потребность в чтении закладывается в семье. К сожалению, в настоящее время мы видим все больше семей, где приоритетными ценностями становятся материальное благополучие, а не нравственные основы личности. Противостоять этому можно только одним – воспитанием потребностей в высоконравственном чтении. Главное, чтобы каждый человек научился видеть и слышать прекрасное в любом его проявлении.

С момента рождения человек попадает в определенную социальную среду, которая и формирует духовные потребности личности. Школа, особенно такая, как наш центр образования, для детей с ограниченными возможностями здоровья, должна стать тем важнейшим фактором социальной среды, где и будет осуществляться формирование духовных потребностей личности. Разумеется, роль семьи никто не оспаривает. Все мы прекрасно понимаем, что если в семье нет духовных, а в частности, литературных потребностей, то результативность школьного литературного образования резко снижается.

Таким образом, цели литературного воспитания на уроках литературы следующие:

  1. Воспитание литературной потребности и способности понимать прекрасное в литературе, человеческих отношений, в быту, и т.д.
  2. Развитие художественных (литературных) способностей, на базе которых и осуществляется формирование творческих способностей учащихся.

Уже на первых уроках я стараюсь сформировать у учеников понятие, что культура человека невозможна без культуры чтения. Именно с целью формирования потребности в чтении, большинство домашних заданий требуют от учащегося необходимости обращаться к классической литературе. Буквально на первых уроках я провожу небольшое анкетирование, результаты которого дают мне возможность хотя бы приблизительно представить уровень читательских запросов того или иного классного коллектива. Вот так звучат некоторые вопросы анкеты:

  • Какие газеты, журналы, читают в Вашей семье?
  • Какие книги ты читал в этом году?
  • Какие справочники, словари, энциклопедии ты можешь назвать?
  • Можешь ли ты приблизительно назвать количество книг, прочитанных тобой в этом году?
  • Знаешь ли ты, как найти нужную тебе книгу в интернете?

После изучения результатов анкетирования я стараюсь, чтоб используемый на уроках иллюстративный материал давал возможность развитию духовно-нравственного мира ученика, его творческих способностей. Литературные потребности личности развиваются медленно, незаметно, так как требуют длительного, постоянного общения с литературой.

        На уроках литературы учащиеся знакомятся с выдающимися произведениями русской и зарубежной литературы.

        Особенно пристального внимания от меня, как учителя, требуют уроки литературы XVIII – первой половины XIX века, так как произведения, предлагаемые программой по литературе, достаточно сложные. А ведь литературные потребности и способности у ребенка еще не сформированы. Сложно и мне, как учителю. «Дойдет» ли до ученика произведение, сумеет ли он понять его даже после моих разъяснений. Важно ведь, чтобы мой комментарий не снизил самое яркое, первое впечатление от произведения. А для этого – и я – учитель – должна сохранять чувства, «первого знакомства» с произведением, быть, так сказать, на одной стороне с ребятами. Только такое «сопереживание» позволяет заинтересовать ученика, помочь ему сформировать свое отношение к литературному произведению. Главное, чтобы от краткого высказывания «нравится-не нравится» учащийся перешел к развёрнутому суждению, сумел оценить сюжет, идею литературного произведения.

        Я уверена, что главное на уроках литературы не только стремление к увеличению «активных форм», а создание на уроке особой эмоциональной атмосферы, которая, собственно, и дает возможность развивать литературные потребности учащихся.

        Так, «урок – лекция» используется при темах обзорного характера. В конце курса литературы наиболее успевающим учащимся (под моим контролем) предлагается самостоятельно подготовить лекцию.  Понятно, что ученическая лекция не длится весь урок, а сочетается с беседой.

        При изучении более узких тем, именно беседа дает эффективные результаты. Вопросы к беседе готовятся заранее. Главное, чтобы участие в беседе приняли не один – два человека, а весь класс. Значит, предлагаемые вопросы должны быть раной степени сложности. Наиболее простые вопросы носят оценочный характер. Уместно использовать письменные ответы на четко поставленные вопросы. Затем учащиеся обмениваются работами. После взаимопроверки происходит устное обсуждение, в ходе которого я ставлю вопросы не просто оценочного, а нравственно-эстетического характера. Такой переход на эмоциональный уровень восприятия литературного произведения положительно сказывается на глубине понимания изучаемого произведения.

        Одним из хороших методов, развивающих литературные потребности учащихся, являются доклады, которые готовят сами ученики. Темы предлагаются за два – три урока. Обычно доклад готовят два – три ученика. Основной доклад готовит наиболее начитанный ученик, другие выступают и содокладчиками, и оппонентами. Регламент выступления 10-15 минут.

        Наиболее способным учащимся предлагается небольшая исследовательская работа, так называемый «проект».

        Завершением курса литературы в девятом, одиннадцатом классе может быть реферат, презентация по теме наиболее близкой индивидуальным читательским запросам ученика.

        В заключении хочется отметить следующее. Практически у всех учащихся есть компьютеры, дети легко ориентируются в интернете. Поэтому успешное формирование читательских потребностей неразрывно связано с умением пользоваться всеми возможностями интернета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование читательских компетенций на уроках литературы в 6 классе на примере анализа прозаического и лирического текстов».

«Формирование читательских компетенций на уроках литературы в 6 классе на примере анализа прозаического и лирического текстов»....

Формирование читательского интереса на уроках литературы при подготовке к итоговому сочинению

В презентации приведены сведения о типах уроков, информация  о разных видах работы с классом,  о сайтах, которыми можно воспользоваться при подготовке  материала...

Методическая разработка на тему: «Приемы работы с текстом как способ формирования читательской компетенции на уроках литературы в 5 - 6 классах»

В данной работе представлено описание приемов и методов работы  на уроках литературы, которые помогают освоить универсальные способы деятельности при работе с текстом художественного произведения...

Задания к художественным текстам по формированию читательской грамотности на уроках литературы

Предложенные задания могут использоваться при работе с художественными текстами на уроках литературы...