Литературная гостиная
занимательные факты по литературе (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Нина Хайрутдинова

Цель программы: организация чтения школьников, создание условий для привития обучающимся любви к чтению через организацию самостоятельного чтения, стимулирование потребности чтения и значимости формирования грамотного талантливого читателя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnaya_gostinaya.docx49.61 КБ

Предварительный просмотр:

Внеурочная деятельность

Литературная гостиная

      Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности  «Литературная гостиная» составлена на основе требований Федерального образовательного стандарта по литературе. Данная программа  рассчитана на учащихся  9 класса средней общеобразовательной школы. Занятия проводятся как факультатив по часу в неделю. Программа внеурочной деятельности  «Литературная гостиная» предполагает углубленное изучение курса, способствует духовному становлению личности, выявлению индивидуальных творческих способностей и развитию коммуникативной сферы ученика; предполагает подготовку и участие в литературных конкурсах и вечерах.

Курс «Литературная гостиная» направлен на решение вопросов духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения.

Данная программа помогает организовать читательскую деятельность во внеурочное время, способствует духовному становлению личности, выявлению индивидуальных творческих способностей и развитию коммуникативной сферы ученика. Формирует культуру читательского труда через осмысление основного предмета литературы – текста в его жанрово-видовой специфике. Читательская деятельность, развернутая на базе понимания предмета исследования, строится в особом «культурном поле», которым являются диалоговые отношения между читателями, между автором и читателем.

Программа «Литературная гостиная» является дополнением к основному курсу литературы, логическим продолжением разговора, начатого на уроке. Подбор произведений для самостоятельного чтения позволит глубже исследовать языковые особенности слова, ставит ребенка в рефлексивную позицию, способствует развитию у учащихся познавательного интереса, проникая в мастерскую авторов художественного текста. Ученик, работающий в роли исследователя текста, сталкивается с проблемой его восприятия и самостоятельного понимания «смыслов», которые хотел донести до читателя автор, тем самым он вступает в диалогическое общение, приобретая тем самым свою читательскую позицию.

В процессе реализации данной программы учащиеся овладеют умениями воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания, определять выразительную функцию слова, его полисемантизм, осмысливать образы и картины мира, созданные художниками слова. 

Курс «Литературная гостиная» предназначен для учащихся 9 класса и рассчитан на 34 часа   (1 час в неделю).

Срок реализации: 1 год

Цель программы:

Цель программы: организация чтения школьников, создание условий для привития обучающимся любви к чтению через организацию самостоятельного чтения, стимулирование потребности чтения и значимости формирования грамотного талантливого читателя.

Задачи:

  • развитие осознанного интереса к чтению художественной литературы;
  • формирование основ читательской культуры;
  • выработка привычки к вдумчивому чтению;
  • развитие воображения, литературно-творческих способностей и речи учащихся.

Планируемые результаты.

 В результате освоении программы кружка сформируются следующие

предметные умениясоответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

         Осознавать значимость чтения для личного развития;

         Формировать потребность в систематическом чтении;

         Использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

         Уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

         Пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Регулятивные умения:

         Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

         Уметь самостоятельно работать с учебным произведением;

         Уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

         Уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные учебные умения:

         Прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

         Отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

         Ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);

         Составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

         Пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные учебные умения:

         Участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

         Оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;

         Высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

         Участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

         Соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т.д.

№ п/п

Содержание (разделы)

Формы организации

Виды деятельности

Литературная гостиная.

Беседа, прослушивание аудиозаписи,  выразительное чтение, просмотр видео фрагментов  

Знакомство с понятием «Литературная гостиная». Проектирование деятельности Выявление значимых дат в истории русской и мировой литературы. Составление плана мероприятий на год.

Наши знаменитые земляки

Беседа, обсуждение,

Встреча с Ильдусом Гафаровым, архитектором,  автором книг, художником

Писатели – юбиляры М.Ю.Лермонтов (к 205-летию) Встреча с членами клуба «Собеседник»

Беседа с элементами анализа, круглый стол

Сбор информации о поэте, выступление, чтение стихов

Участие в конкурсах

Республиканский конкурс чтецов поэзии Г.Р.Державина

Индивидуальная

Создание «своей» роли, заучивание наизусть, постановка произведения

 Волшебный мир сказок.

Литература как институт искусства. Сказка как часть детской субкультуры. Авторская сказка. Фэнтези. Книги для подростков.

.

Беседа,   выразительное чтение, просмотр видео фрагментов  

Сопоставительный анализ изученного материала

Наши знаменитые земляки

Писатели – юбиляры

Участие в конкурсах

 Мир поэзии.

Знакомство с русскими поэтами.

Изучение основ стихосложения и литературоведческого анализа. Разработка сценариев и организация литературно-музыкальных вечеров.

Наши знаменитые земляки

Писатели – юбиляры

Участие в конкурсах

 На страницах русской классики.

Изучение русской классической прозы. Понятие художественного мира произведения. Художественное время и пространство. Предметный мир. Персонажи. Современная проза. Любимая книга и автор.

Разработка и организация собственных театральных представлений.

Наши знаменитые земляки

Писатели – юбиляры

Участие в конкурсах

 
Формы работы:

  • Экскурсия в библиотеку;
  • Презентация прочитанной книги;
  • Выставка прочитанных книг;
  • Викторина;
  • Конкурс иллюстраций к любимой книге;
  • Конкурс чтецов;
  • Практические занятия с элементами игр;
  • Дидактических и раздаточных материалов;
  • Групповые занятия под руководством учителя;
  • Индивидуальная самостоятельная работа, выполняемая во внеурочное время;
  • Индивидуальные консультации.
  • Круглый стол

Тематическое планирование:

Раздел

Тема

УУД. Деятельность  учащихся

Количество часов

Предметные умения:

Знакомство с понятием «Литературная гостиная»; определение деятельности и плана мероприятий на год. Выявление значимых дат в истории русской и мировой литературы.

Коммуникативные умения:

Участие в дискуссиях, создание письменных и устных высказываний, аргументированные ответы на вопросы по изученному или самостоятельно прочитанному произведению.

Личностные умения:

Формирование базовых эстетических ценностей (эстетических переживаний, эстетического вкуса, представления о красоте и целостности окружающего мира)

3

Волшебный мир сказок

Предметные умения:

Изучение сказки как части детской субкультуры; знакомство с авторскими  сказками, фэнтези; умение разграничить понятия «авторской сказки» и «народной сказки» как части фольклора.

13

Мир поэзии

Предметные умения:

Умение анализировать литературное произведение; владение литературоведческими терминами; умение подбирать материал о биографии и творчестве поэта, истории создания произведения; формирование собственного отношения к произведениям русской литературы; формирование умения давать характеристику герою; понимание авторской позиции и своего отношения к ней. Умение использовать основу стихосложения на практике. Участие в литературно-музыкальных вечерах.

Познавательные умения:

Осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Личностные умения:

Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей

Регулятивные умения:

Овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них, адекватно воспринимать оценку своей деятельности учителем и одноклассниками.

11

На страницах русской классики

Предметные умения:

Чтение и анализ художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявление в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотное использование русского литературного языка; умение понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; понимание авторской позиции и умение сформулировать своё отношение к ней; умение вести диалог; эстетическое восприятие произведений литературы.

Коммуникативные умения:

Участие в диалоге, высказывание своего мнения, формулировка вопросов.

Регулятивные умения:

Принимать и сохранять цель и учебную задачу, выполнять действия по намеченному плану.

Познавательные умения:

Самостоятельно находить нужную информацию в дополнительной литературе, осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной речи.

7

Календарно-тематическое планирование учебного курса

урока

Тема урока

УУД. Деятельность  учащихся

Дата по плану

Дата по факту

  1. Литературная гостиная

1.

Вводное занятие. 

Понятие «Литературная гостиная».

Проектирование деятельности «Литературной гостиной» на учебный год.

Предметные умения:

Знакомство с понятием «Литературная гостиная»; определение деятельности и плана мероприятий на год. Выявление значимых дат в истории русской и мировой литературы.

Коммуникативные умения:

Участие в дискуссиях, создание письменных и устных высказываний, аргументированные ответы на вопросы по изученному или самостоятельно прочитанному произведению.

Личностные умения:

Формирование базовых эстетических ценностей (эстетических переживаний, эстетического вкуса, представления о красоте и целостности окружающего мира)

1

2.

1

3

Литература как искусство слова.

1

  1. Волшебный мир сказок

1

Сказка.

Предметные умения:

Изучение сказки как части детской субкультуры; знакомство с Авторская сказка. Фэнтези. Книги для подростков. Сопоставительный анализ изученного

материала.

Коммуникативные умения:

Участие в диалоге, высказывание своего мнения, формулировка вопросов.

Регулятивные умения:

Принимать и сохранять цель и учебную задачу, выполнять действия по намеченному плану.

Познавательные умения:

Самостоятельно находить нужную информацию в дополнительной литературе, осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной речи.

 

1

2

Сказка как часть детской субкультуры.

1

3

Авторская сказка Литературные сказки С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»

1

4

«Сказка его жизни». Литературно-музыкальная композиция, посвящённая

жизни и творчеству Г. Х. Андерсена ./ 215 лет со дня рождения/ 

1

5

Фэнтези как вид современной сказки Джон Толкин «Властелин Колец»

2

6

Урсула Ле Гуин "Волшебник Земноморья"

1

7

Рэй Бредбери «Марсианские хроники»

1

8

В.Железников «Чучело»

1

9

Рэй Бредбери «451 по Фаренгейту»

1

10

М. Аромштам. «Когда отдыхают ангелы»

1

11

У.Старк «Чудаки и зануды»

1

12

Д Грин «Виноваты звезды»

1

                                                                          Мир поэзии

14.01

1

Анализ художественного текста (поэзия)

Предметные умения:

Умение анализировать литературное произведение; владение литературоведческими терминами; умение подбирать материал о биографии и творчестве поэта, истории создания произведения; формирование собственного отношения к произведениям русской литературы; формирование умения давать характеристику герою; понимание авторской позиции и своего отношения к ней. Умение использовать основу стихосложения на практике. Участие в литературно-музыкальных вечерах.

Познавательные умения:

Осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Личностные умения:

Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей

Регулятивные умения:

Овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них, адекватно воспринимать оценку своей деятельности учителем и одноклассниками.

1

2

Хронотоп. Образ пространства в поэтическом произведении

1

3

Хронотоп. Образ времени в поэтическом произведении

1

4

Песенное творчество

1

5

Природа в поэзии

1

6

Поэты серебряного века

1

7

Лирический герой и автор

1

8

«Все начинается с любви…». Стихи о любви Музыкальный вечер

1

9

Современная русская поэзия

1

10

Поэтические страницы. «Светлый край берёз, моя Россия»

1

11

Основы стихосложения. Пробы пера

1

  1. На страницах русской классики

1

Интерпретация художественного текста

Предметные умения:

Закрепление знаний и умений по изученному материалу; практическое формирование навыков анализа проэтических и прозаических произведений; умение выделять и акцентировать внимание на детали .

Регулятивные умения:

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживатьи исправлять свои ошибки.

Коммуникативные умения:

Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог

1

2

Фантастика в литературе. Русские писатели – фантасты

1

3

Поттериана. Другой мир. Литературный вечер

1

4

Подготовка сообщений «Писатели-юбиляры»

1

5

«Афганистан – незаживающая рана». Литературно-музыкальная композиция

1

6

День памяти Пушкина. Литератур

ный вечер

1

7

«Великий подвиг не забыт». Произведения о ВОВ

Подведение итогов работы

1

34

Планируемые результаты:

Предлагаемые результаты занятий позволят учащимся расширить, углубить и закрепить основные базовые знания по литературе; ключевые понятия литературы; литературные нормы: орфоэпические, грамматические, синтаксические, лексические и лексико-фразеологические, стилистические; расширить знания о качествах идеальной речи; помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности; формировать творческое мышление; повысить их языковую и речевую культуру; успешно выступать на олимпиадах различного уровня; развить умения решения нестандартных языковых и речевых задач.

Предметные результаты:

  1. Расширение литературного образования, предусмотренного программой;
  2. Формирование эстетических и психологических механизмов общения человека с искусством,
  3. Формирование мировоззрения. Создание прочной базы для дальнейшего освоения курса литературы.
  4. Углубленное изучение основных литературоведческих терминов.
  5. Возможность овладения умениями воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания.
  6. Определение выразительной функции слова, его полисемантизм.
  7. Осмысливание образов и картин мира, созданные писателями и поэтами.
  8. Удовлетворение познавательного интереса школьников к проблемам литературы, культуры речи.
  9. Овладение приемами анализа художественных произведений.

Личностные результаты

1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

1.Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5.Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

6.Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7.Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8.Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

9.Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

 Перечень учебно-методического обеспечения и список литературы:

1.Мифологичекий словарь под ред. Мелетинской –М: Советская энциклопедия, 1991г

2.Единая коллекция образовательных ресурсов

3.Еремина О.А. Литературный кружок в школе. 5-6 классы / О.А. Еремина. – М.: Просвещение, 2012, с.143 4.Лакоцепина, Т.П. Современный урок. Часть 6 (интегрированные уроки) / Т.П. Лакоцепина. – М.: Изд-во Учитель, 2008.

5.Развитие творческих способностей детей в объединениях юных журналистов и литературно-творческих объединениях / сост. В.О. Тануйлова. – Ростов-на-Дону, 2002, 105 с.

6.Ильина Н. Д. Предметная неделя литературы в школе. – Ростов-на-Дону, 2007.

7.http://osvarke.info/229-yevristicheskaya-beseda.html. Информационный сайт для преподавателей спец. дисциплин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Осенний кавардак или литературные хулиганы". (Литературная гостиная)

    Сознание писателя   определяется его духовным отношением к быту. Отношение это может быть трагическим, лирическим, сатирическим. Такова природа искусства. Ис...

Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.

Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...

Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.

Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...

Литературная гостиная "Образ няни в лирике А.С.пушкина и музыке" (интеграция литературное чтение+ музыка) 3класс

Урок построен в форме литературной гостиной.Предполагается расстановка стульев по периметру стен, для оформления возможен стол со свечами, томиком Пушкина и живыми цветами.На доске: "замороженное окно...

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГОСТИНЫЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАНИТАРНОЙ ОБРАЗОВАННОСТИ УЧАЩИХСЯ (ИЗ ОПЫТА ПРОВЕДЕНИЯ «ЛИТЕРАТУРНЫХ ГОСТИНЫХ» В ННОУ «ШКОЛА ПИОНЕР» Г. МУРМАНСКА)

данная статья посвящена вопросам организации литературных гостиных как одной из эффективных форм внеурочной деятельности, способствующих формированию гуманитарной образованности учащихся в современной...

Методическая разработка литературной гостиной "В стране литературной"

Методическая разработка  литературной гостиной "В стране литературной" представляет собой сценарий, который знакомит учащихся 8-11 классов с яркими произведениями писателей и поэтов разных ...

Сценарий литературной зарисовки "Плат узорный" в рамках творческого проекта "Литературная гостиная"

Данная литературная зарисовка "Плат узорный" была подготовлена в рамках творческого проекта объединения "Школьный Театр" МБОУ "СОШ с. Горнозаводска Невельского района Сахалинс...