«Художественное своеобразие рассказа В. Г. Распутина и его место в творчестве писателя»
план-конспект урока по литературе (11 класс)

На уроке разговор пойдет об одном из последних произведений В.Распутина, совсем недавно вышедшего из-под пера писателя, рассказе «Изба». Он опубликован в первом номере журнала «Наш современник» за 1999 год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hudozhestvennoe_svoeobrazie_rasskaza.docx29.79 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы

в 11 классе

«Художественное своеобразие рассказа

В. Г. Распутина и его место в творчестве писателя»

                                                                   Подготовила учитель

                                                                         русского языка и литературы

                                                                         Ратникова Инна Эдуардовна

Цель урока:

  1. Приобщить старшеклассников к осознанию индивидуальности художественного мира В.Г.Распутина
  2. Развивать умение вчитываться в текст произведения и понимать образную систему автора
  3. Развивать умение художественной интерпретации произведения и способствовать воспитанию читательского вкуса старшеклассников

Оборудование:  портрет В.Г.Распутина; газета «В.Г.Распутин. Факты из биографии»; плакаты с высказываниями писателя, отпечатанные материалы; журнал «Наш современник» (№1 – 1999).

Эпиграф: Верю в конечный смысл нашего существования на земле, в то, что

                     жизнью своей мы удобрим великие цели.

                     Верю в добро, побеждающее зло, в накопление и объединение добра,

                     в то, что оно свободно будет избрано всеми.

                                                                                            В.Распутин

Ход урока.

I. Слово учителя.

        Сегодня, ребята, я предлагаю встречу с писателем, который вам, как читателям, конечно, уже знаком. Валентин Григорьевич Распутин…

     - Какие произведения вы сразу же вспоминаете?

     - Что объединяет все эти повести и рассказы?

          Распутин пишет о том, что хорошо знает. Сразу вспоминаются слова одной песни:

Пусть мне твердят, что есть края иные,

Что в мире есть иная красота,

А я люблю свои места родные,

Свои родные, личные места…

      - Какие факты в жизни и творчестве В.Распутина вы бы выделили?

            Это писатель довольно известный в русской литературе. Одни называют его «деревенщиком», другие – представителем солженицынской прозы. Распутин – писатель «тревожной совести». Периодически произведения этого автора публикуются в журналах «Наш современник», «Роман – газета».

II. Сегодня на нашем уроке разговор пойдет об одном из последних произведений В.Распутина, совсем недавно вышедшего из-под пера писателя, рассказе «Изба». Он опубликован в первом номере журнала «Наш современник» за 1999 год.

    Запишите в тетради тему нашего урока.

    Эпиграфом к уроку хотелось бы взять слова самого писателя, записанные  на доске.

     Рассказ «Изба»

- Что осталось у вас после прочтения рассказа?

Цель урока: вчитаться в текст произведения, попытаться понять его глубинный смысл, понять, что хочет  сказать нам автор ; прочувствовать связь рассказа с другими произведениями.

         Ведь ни одно произведение просто так не пишется, автор всегда хочет что-то пробудить в читателе. Наверное, и «Изба» не будет исключением. И Распутин рассчитывает на умного читателя, который поймет и прочтет что-то между строк его рассказа.

III.  - По своему названию какое произведение стоит ближе всех к рассказу «Изба»?

        - Случайно ли рассказ назван «Изба»?

        - Что отражено в названии?

        - О чем рассказывается в этом произведении?

        - Что рассказ представляет собой по композиции?

        - Кто является героем каждой части рассказа?

        - В чем необычность начала рассказа?

     Зачитайте.

         - Какое настроение создает описание избы?

         - Что не позволяет назвать ее избенкой? («Оставалось что-то в ее поставе и стане»)

         - Есть слова, которые оставляют надежду? («… и все же каким-то макаром из последнихз сил изба держало достоинство и стояла высоконько и подобранно…»)

       - Какой художественный прием использует автор, описывая избу? (олицетворение)

       Но все-таки изба – неодушевленный предмет и у нее должен быть хозяин.

     - А точнее? (хозяйка)

     - Кто говорит о ней? (автор)

   «Считалось, что за избой доглядывает сама хозяйка, старуха Агафья, что это она и не позволила никому надолго поселиться в своей хоромине»

     - Какие слова в этом абзаце выражают тоску? («Некому табуниться», «Деревня перестала рожать»)

     - Какие мысли высказывает писатель?

     - Что мы узнаем об Агафье?

     - Что вы можете сказать о ее имени?

   Человек всегда живет для продолжения рода. Это очень важно для Распутина. У Агафьи была дочь. А о внучке Агафьи автор ничего не говорит – повествование обрывается.

   «Но дни Криволуцкой были сочтены. …вдруг перехват всего прежнего порядка по Агафье, вдруг кочуй!...»

   

    - Как бы вы озаглавили первую часть? (Переселение)

    - Какое произведение Распутина вам вспоминается? («Прощание с Матерой»)

IV.  – Что рисует следующая часть? (возведение избы) Расскажите об этом.

        - Что поражает больше всего? («Принялась Агафья ворочать бревнышки в одиночку»)

        - Были помощники у Агафьи?

    И все-таки она почти возводит избу.

         - Какой последний элемент остался? (крыша) Найдите и прочитайте этот эпизод.

  «Через год почернеет, новое  на старом старится скоро», - говорит Савелий.

      Возведена изба.

       - Что мы видим? (пейзаж)

       - Почему он появился только сейчас?

   «Агафья и ночью выходила из избы. Мелконько, притушенно мигали звезды, луна с поджатым боком устало продиралась сквозь дымную наволоку, в свинцовой неподвижности стояла Ангара, разворачиваясь вправо, к Криволуцкой…»

      - Случайно?  (Душа Агафьи осталась в Криволуцкой)

   Но внутри многое нужно было доделывать.

     - Что именно?  (Любила Агафья рядом с избой посидеть)

     - Чем заканчивается вторая часть?

   « Ты не обробела, да ведь и я, матушка, успела. Так-то.»

   Ночью вспоминала сказки о домовых и леших и хозяйской, ничего не упускающей мыслью решила: «Ниче, я сама буду домовым»

V.  И вот третья часть. Какой фразой она открывается?

     «Русский человек меряет жизнь десятками». И снова автор рассказывает о судьбе Агафьи. Расскажите, как она жила. (Алчная была до работы)

     - Как вы понимаете это слово? (жадная)

   Но скупой не была, напротив, ее считали простушкой. Денькам знала цену. Смотрела с осуждением на Полоруких, разучившихся работать. Поражается этому и Распутин.

     « Полоруких развелось – через одного, и, как всегда, когда полость обнаруживается в неположенном месте, появляется у человека язвенный нарост, вроде пьянства»

     - С кем больше всего общалась Агафья? (Савелий Ведерников) Расскажите о его судьбе.

      - Имеет ли он какое-то отношение к избе? (стороннее)

     И еще одна изба, но она находится как-бы в стороне.

     «Сдернули» со своего родного места и превратилась она в почерневшую обдергайку с подслеповатыми окнами.

    Мы узнаем, что Савелий уезжает. Но когда?

    «Поздней осенью, когда сбило лист, индевели по утрам совсем по-зимнему заморозки и до колючей пустоты высветился воздух»

      - Случайно ли автор так пишет?

    Очень лирична сцена прощания. Зачитайте.

      - В каких строках Агафья прощается  с Савелием?

    «Я как эта… как русалка утопленная, брожу здесь и все кого-то зову… Зову и зову. А кого зову? Старую жисть? Не знаю. Че ее, поди-ка звать? Не воротится».

   Не связались их судьбы. Через два года Савелий умер. Автор говорит об этом кратко. И темп рассказа убыстряется. Агафья видит сон.

       - Случайно?

   « Через полгода, под самый Покров… накрыли и Агафью в домовине белым полотном  и снесли на погост… Скончалась она со спокойным лицом…»

     - Почему автор пишет «скончалась», а не «умерла»?

     - Что общего мы можем отметить в судьбах двух героев?

  Так и хочется сказать: встретились два одиночества. Но нет, не связались в один «»

     - Что еще их объединяет? Что было самым дорогим и у того, и у другого?

     Я представляю это себе в виде вот такой схемы:

                                                   Дом

                   Агафья                                          Савелий

     

И оба оказались «сдернуты» со своего родного места.

VI.   Далее действие разворачивается еще быстрее.

            - С чем связана финальная часть рассказа? ( с избой)

            - Что с ней стало? (изба стала сиротой)

            - А вначале?

           - Какова композиция всего рассказа? (кольцевая)

           - Какой прием снова использует автор? (олицетворение, эпитеты: «бездуховная», «скорбная»)

           - Какой пейзаж?

           - Когда изба оживает?

    «Где жизнь, туда и весна приходит раньше» Ставни кто-то открыл. «Задышала изба, очнулась, натянулась вся… скинула с себя смертный вид» Перед нами образ не избы, а человека. И зажила она жизнью молодой семьи.

           - Надолго? (нет)

   Семья Горчаковых «въехали, не спросившись, и съехали, не поблагодарив»

        - А что вы можете сказать о вторых хозяевах, Кате и Ване?

     Эти хозяева еще страшнее, чем первые.

       - Почему? (с ними связан пожар)

       - Что вас поражает? (изба сама себя отстояла)

   «Вовсе ахнула оземь взьятая ненадолго жизнь и покалечилась так, как никогда еще не бывало»

        - Что мы видим?

Изба

Поселок

Жизнь

  Вернемся к избе.

      - Как изба описана в конце рассказа?

   «Если же кто из приходящих заглядывал в избу, то замечал, что изба прибрана, догляд за нею есть…»

     Изба живет.

      - Как вы считаете: пессимистично ли окончание рассказа?

      - С какими чувствами остается читатель?

   «Дышится не вязко, воздух не затвердел в сплошную, повторяющую контуры избы фигуру:

     И в остатках этой жизни, в конечном ее убожестве явственно дремлют и, кажется, отзовутся, если окликнуть, такое упорство, такая выносливость, встроенные здесь изначально, что нет им никакой меры»

     - Как вы почувствовали финал рассказа?

     - Здесь видится изба или нечто большее?

     - Под образом избы, как вы думаете, что подразумевал Распутин?

      Россия, которая ждет своего хозяина. Но силы еще дремлющие.

     - Что еще звучит в последних строках рассказа?

       Вера самого автора в Россию. А вместе с писателем верим и мы, читатели.

                    Домашнее задание:

      1 группа: Написать рецензию на рассказ «Изба»

      2 группа: Написать предполагаемое письмо В.Г.Распутину.

      3 группа: Подготовить отзыв о рассказе.

(Выставление и комментирование оценок.)

     

 

 

 

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Александр Исаевич Солженицын. Жизнь. Творчество. Своеобразие раскрытия «лагерной темы» в творчестве писателя.

Данный материал о жизни и творчестве писателя, сюжет и история рассказа "Один день Ивана Денисовича"...

Идейно-художественное своеобразие рассказа Л.П. Зрелова "А утром мы пришли в посадки..."

Леонид Петрович Зрелов родился 12 октября 1944 года во Владимире. Основные жанры - рассказ, повесть  Известны книги "В конце каникул", "Варианты исключаются", "Фантом Лютикова", "Чистая даль! и д...

Открытый урок по литературе в 7 классе "Художественное своеобразие рассказа И.С. Тургенева "Бирюк", Понятие конфликта"

Открытый урок по литературе в 7 классе "Художественное своеобразие рассказа И.С. Тургенева "Бирюк", Понятие конфликта"...

Презентация. Идейно-художественное своеобразие рассказов Леонида Петровича Зрелова

В презентации даны фотографии разных лет, иллюстрирующие фрагменты  рассказов Л.П.Зрелова из сборника "Чистая даль". Таблица "Темы для индивидуальных проектов"...