Урок литературы в 8 классе по теме Жизненный путь Петра Гринева.
план-конспект урока (8 класс)

Хисамова Фания Фаузятовна

Урок литературы в 8 классе по теме Жизненный путь Петра Гринева.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель: Хисамова Фания Фаузятовна

Название предмета: литература

Класс: 8

Тема урока: А.С.Пушкин «Капитанская дочка»: образ главного героя. Петр Гринев- жизненный путь героя, формирование характера ( «Береги честь смолоду»)

Ход урока

1.Организационный момент

2. Сообщение темы и целей урока.

       

 «Береги честь смолоду»

 В качестве эпиграфа к своей повести А.С.Пушкин взял русскую пословицу «Береги честь смолоду» неслучайно, подчеркнув, насколько важна для него эта тема.

- Как вы понимаете значение слова «честь»? ( чистая совесть, верность слову, верность долгу перед Родиной.)

Посмотрите, какое определение дает В.И.Даль в своем «Словаре живого великорусского языка»:

1)внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честь, благородство души и чистая совесть. Человек с честью, незапятнанной чести. По чести, уверяю вас честью. Знал бы честь, посовестился бы.

2) Условное, светское, житейское благородство, нередко ложное, мнимое. Честь моя этим обижена. Поле чести, поле брани, сраженье.

3) Высокое званье, сан, чин, должность. И временщик он, да высоко стоит, в чести

   Слово имеет несколько значений, в каком же из них оно употребляется в повести и к какому герою применимо?  Кто из героев произведения идет дорогой чести?

 Да, речь на этом уроке пойдет о главном герое повести «Капитанская дочка» Петре Гриневе. Это не только главное действующее лицо, но и «автор записок», повествователь. В нем совмещаются два образа: образ молодого офицера, раскрывающийся в истории его жизни, и образ офицера в отставке, умудренного житейским опытом, рассказывающего историю своей молодости.

Запишите в тетрадях тему урока « Петр Гринев - жизненный путь героя, формирование характера».

Целеполагание.  Сформулируйте цели урока.

( Под влиянием каких событий происходят изменения в характере главного героя).

3. Изучение нового материала.

Итак, сегодня на уроке мы продолжим изучение повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

« У каждого свой путь, своя дорога…».  (Обращение к эпиграфу). Каждый человек в своей жизни сталкивается с проблемой выбора. Встает он и перед Петром Гриневым в самые решающие моменты жизни.

Наша задача проследить жизненный путь и формирование характера главного героя, этапы его становления.  

Самостоятельная работа. Какие этапы становления характера на жизненном пути Петра Гринева можно выделить? Запишите в тетради.

1.Детство и юность, среда, в которой воспитывался герой.

2.Самостоятельная жизнь:

   А) встреча с Зуриным;

   Б) встреча с вожатым;

   В) жизнь в Белогорской крепости, взросление героя.

3) Гринев во время грозных исторических событий.

4) История отношений с Пугачевым.

Работа по опорным вопросам

 Работа с текстом.

 1. Детство и юность. Ответьте на поставленные вопросы. Ответы запишите в тетради.

1.Назовите окружение Петруши того времени.

 

2. Покажите их влияние на героя.

3. Что главным в воспитании было для Савельича?

4. Роль отца в воспитании Гринева:

 5. Заветы отца:

6. Влияние матери.

 

Вывод:  Петр Гринев не получил серьезного образования, знал только русскую грамоту и мог судить « о свойствах борзого кобеля». Но заветы отца о чести и долге  запомнились Петруше на всю жизнь. Именно следуя этим наказам , герой пытается строить свою жизнь. Главные уроки жизни Петруша получил от своего отца ( перенял прямоту и честность), сказалось влияние любящей и заботливой матери. )

2. Самостоятельная жизнь Петра Гринева.

1.  Чем запомнилась Гриневу встреча с Зуриным?

2. Какие черты характера главного героя раскрываются в этом эпизоде?

3. Какие чувства испытывал после ссоры с Савельичем?

4. Какие чувства пробуждает  в душе Гринева встреча с  вожатым?

5. Каковы первые впечатления Гринева от пребывания в Белогорской крепости?

6. Какое влияние на формирование характера оказала  любовь?

7. Какие качества проявились в сцене дуэли ?

  Вывод:  во время службы в Белогорской крепости происходит взросление главного героя, утрачиваются иллюзии, обогащается его внутренний мир, он приходит к пониманию истинной чести дворянина.

3 .  Гринев во время грозных исторических событий . (глава «Приступ»)

Ответы можно писать цитатами из произведения.

1. Какие чувства испытывает и как ведет себя перед боем Петр Гринев?

2. Какие черты характера раскрываются  перед лицом смертельной опасности?

3. Какие противоречия мучают Гринева? Какой выбор ему предстоит сделать?

Вывод: Петра Гринева мучают неразрешимые противоречия между любовью и долгом.

Пятая глава заканчивается такими словами: «Дух мой упал. Я боялся или сойти с ума, или удариться в распутство. Неожиданные происшествия дали вдруг моей душе сильное и благое потрясение». Что же так повлияло на душу главного героя?

( Встреча с Пугачевым, борьба за освобождение своей невесты)

4. История  отношения с Пугачевым (гл.8,11,12)

- Какую новую грань в характере Петра Гринева раскрыла бурлацкая песня?

-« Наконец чувство долга восторжествовало во мне над слабостию человеческою». Какой эпизод иллюстрируют эти слова? Какие черты характера Петра Гринева проявились в этом эпизоде?

Вторая встреча Гринева с Пугачевым.

-Почему молодой офицер надеется на помощь самозванца?

 

-Что испытывал Гринев, расставаясь с Пугачевым?

Вывод: «благие потрясения», произошедшие с главным героем, закалили  его характер, выявили лучшие качества: верность долгу, отвагу, честность, откровенность и прямоту.

Он не может бросить в плену отставшего Савельича, честно признается Пугачеву, что его невеста- дочь коменданта крепости. «Жизнию моей рад бы я заплатить тебе за то, что ты сделал. Только не требуй того , что противно чести моей и христианской совести»

Обобщение, вывод.

Образ Петра Гринева дан в развитии, черты характера раскрываются постепенно. В своей повести Пушкин показал, как преображается личность его героя. От природы в нем заложено много достойных качеств, но подлинного раскрытия они достигают только в жизненных испытаниях. Легкомысленный мальчик становится мужчиной, способным отвечать за свои поступки. Долг и честь Петра Гринева вырастают из подлинной человечности, из чувства ответственности за других

Домашнее задание:

 1.  Как сложилась бы судьба Гринева, если бы он не испытал «благие и сильные потрясения»?

2.  Что общего у Гринева и Швабрина?

3. Как каждый из героев относится к людям?

4. Как поступают герои в ситуации выбора?

Ответить на вопросы письменно и отправить мне на почту fainayai@mail, на ват сап или в контакте. Как вам будет удобно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 8 классе по теме «Формирование характера Петра Гринева под влиянием «благих потрясений»

Обобщение, систематизация знаний учащихся, касающихся образа Петра Гринёва (проследить историю взросления главного героя), развитие устной речи учащихся, воспитание нравственных и моральных качеств на...

конспект урока в 11 классе по теме "Стресс. Пути преодоления"

Урок проходил в 11 классе. На уроке практиковалась устная речь учащихся (монолог, диалог, аудирование) и письмо. Задачи урока: поиск уч-ся путей выхода из кризиса (развитие аналитических способностей)...

Конспект урока в 7 классе на тему: "Расчет пути, скорости и времени движения"

Данная разработка содержит материал для закрепления темы "Движение" в 7 классе...

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы...