Технологическая карта урока литературы (2 часа)
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Татьяна Геннадьевна Шавитова

Жизнь и творчество М.И.Цветаевой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_po_m.i.tsaetaevoy.docx42.1 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературы (2 часа)

Тема

Жизнь и творчество М.И.Цветаевой

Тип урока

Литературная гостиная с применением ИКТ

Класс

11

УМК

Литература.11класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х ч.Базовый уровень: В.Я.Коровиной, В.П. Журавлёва, В. И. Коровина, И. С. Збарского, В. П. Полухиной-М.: Просвещение, 2016

Цель урока

Знакомство учащихся с жизнью и творчеством М.И. Цветаевой, основными темами лирики поэта

Задачи урока

Учение:

- понимание особенностей поэтического текста М.И. Цветаевой, способов выражения авторской позиции, выявление трагичности её поэтического мира

Воспитание:

- воспитание чувства уважения к литературному наследию М. Цветаевой, чувства любви к историческому прошлому нашей Родины

Развитие:

- развитие навыков выразительного чтения;

- развитие умения анализировать поэтическое произведение, опираясь на факты биографии;

- развитие умения создавать связное монологическое высказывание

Ресурсы

Компьютер, проектор, проигрывательWindowsMedia

Этапы урока

Используемые средства ИКТ

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Примечания

1. Орг. момент. Целеполагание и мотивация

  7 мин.

презентация

слайд 1

звон колоколов

слайд 2

Проговаривание темы урока, эпиграфа, цели урока.

Записывают в тетрадь тему, эпиграф урока

«А ещё у восточной стены,

В зарослях крепкой малины,

Темная, свежая ветвь бузины

 Это привет от Марины»   (А.А.Ахматова)

Выразительное чтение стихотворения М.И.Цветаевой«Красною кистью рябина зажглась»

2. Знакомство с биографией М.И.Цветаевой

(30 мин)

презентация

слайд 3

слайд 4-6

слайд 7

слайд 8

слайд 9

слайд 10-11

слайд 12

слайд 13

слайд 14-16

слайд 17

слайд 18

слайд 21

слайд 22-23

Звучит песня в исполнении Аллы Пугачевой «Памяти Цветаевой» и идет презентация фотографий Марины Цветаевой и её семьи

Письма, которые они писали друг другу всю жизнь, невозможно читать спокойно. Это потрясение, накал страстей, боль.

Вот так на Вы они были всю жизнь. ..сквозь войны, чужие кухни, нищий быт, но на Вы.

В стихах, написанных в годы эмиграции, нет ненависти, только боль, сострадание, что жить без России тяжело.

Марина Цветаева оставила три предсмертные записки: Асеевым в Чистополь, чтобы взяли к себе Мура «Я для него больше ничего не могу и только его гублю… У меня в сумке 150 рублей, и если постараться распродать все мои вещи… А меня -  простите – не выдержала…»

людям, которых просила помочь ему уехать

«Я хочу, чтобы Мур жил и учился. Со мной он пропадет…»

и Муру

«Мурлыга! Прости меня, но дальше было бы хуже. Я тяжело больна, это уже не я. Люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але – если увидишь, - что любила их до последней минуты, и объясни, что попала в тупик»

Выступают 2 заранее подготовленные ученицы

  1. Рождение М.Цветаевой, мать, отец
  2. Жизнь за границей
  3. Выпуск первого сборника «Вечерний альбом»
  4. Встреча с С.Эфроном

а) случай с сердоликом

б) отрывки из писем М.Цветовой и Сергея Эфрона

- Чтение ученицей стихотворения

«Я с вызовом ношу его кольцо»

  1. Рождение дочери Ариадны
  2. Чтение отрывка из сочинения Ариадны «Моя мать»
  3. Революция
  4. Рождение второй дочери Ирины
  5. Смерть Ирины

 -  Чтение стихотворения «Две руки, легко опущенные»

  1. Эмиграция. Долгих 17 лет.

- Чтение стихотворения «Расстояния:версты, мили…»

 - Чтение стихотворения «Тоска по родине»

  1. Возвращение на родину
  2. Арест дочери, мужа.
  3. Александр Фадеев о стихах Цветаевой
  4. Великая Отечественная война
  5. Непростые отношения с сыном
  6.  Эвакуация в Елабугу
  7. Смерть.

3. Анализ стихотворений М.Цветаевой

(30 мин.)

слайд 19

слайд 20

слайд 21

слайд 22

слайд 23

слайд 24

слайд 26

слайд 27

слайд 28

слайд 29

Марина Цветаева верила знакам судьбы. Полночь, осень, листопад, рябина. Свой гороскоп она прочитала отчетливо. Рябина навсегда вошла в её творчество.

- Вчитайтесь в это стихотворение, всмотритесь в него.

Цель: попытаемся исследовать поэтический текст стихотворения через различные языковые уровни, расшифровать заложенную в нем «образную информацию»

(см. Приложение)

М.Цветаева предсказала свое долгое забвение, свою собственную судьбу, свою раннюю смерть. Сегодня сбылось предсказание Цветаевой.

 - Душа связана с именем. Многим казалось, что Марина – это слишком вычурно. Цветаева  - цветок, быстротечность жизни

 - Какие ассоциации вызывает у вас имя Марина?

 - Стихи Цветаевой необыкновенно музыкальны. Многие из них положены на музыку.

 - После революции Марина Цветаева в полной мере ощутила все  тяготы жизни русской интеллигентки, которая осталась без крыши над головой, без средств к существованию. За пять лет, которые она провела в разграбленной и раздираемой на части стране, до момента эмиграции, ей пришлось мысленно попрощаться с мужем, похоронить младшую дочь и отказаться от идеи достучаться до людских сердец с помощью стихов. Любая другая женщина в такой ситуации сломалась бы, однако Цветаева была полна решимости выжить любой ценой. Кроме этого, в её душе еще теплилась надежда на то, что все происходящее вокруг является дурным сном, который вот-вот закончится. Именно по этой причине в 1920 году спустя несколько недель после похорон 3-х летней дочери Ирины Цветаева написала знаменитое стихотворение «Кто создан из камня, кто создан из глины»

 - Кто герой этого стихотворения?

 - Как строит рассказ о своем имени лирическая героиня?

 - Найдите контрасты в этом стихотворении

Цветаева была убеждена, что камень, надгробные плиты – не её удел. Еще в подростковом возрасте Цветаева осознала, что наделена удивительным поэтическим даром. Поэтому в данном стихотворении она пытается провозгласить свое превосходство над другими. Поэтесса полна решимости доказать всему миру, что она заслуживает лучшей участи.

- Какой мы видим лирическую героиню, её душу?

- Каким настроением проникнуто стихотворение?

- Какие цвета близки бушующей героине?

- Марина – это еще и трагическое имя. Послушаем стихотворение, в котором с такой силой уничтожен мужчина и с такой силой продолжает любить женщина.

- О чем это стихотворение?

- Вновь встречаемся с излюбленным приемом Цветаевой – антитеза. Найдите это в тексте.

- Какие еще языковые средства использует Цветаева в этом стихотворении?

- Почему героиня называет себя детоубийцей?

- Почему героиня обращается к предметам мебели?

- Как вы понимаете последние строчки стихотворения?

Марина Цветаева писала о любви по-своему. Нет стихов о счастливой любви. Была одним из тех поэтов, кому не дано было петь о счастье.

Звучит песня на стихи Цветаевой «Я тебя отвоюю» в исполнении Ирины Аллегровой

- Марина Ивановна Цветаева говорила о себе поэт, а непоэтесса. Еще в детских стихах проявился интерес к теме смерти. Ведь смерть очень часто посещала дом Цветаевых.

- Перед нами монолог умершей героини. Мысленно перенесясь на несколько десятилетий вперед, Цветаева попыталась представить,  каким будет её последнее пристанище.

- Каким же оно будет?(анализ стихотворения см. в Приложении)

М.Цветаева горько говорила о том, что родина нас к себе не позовет.

- Могла ли судьба Цветаевой сложиться иначе?

- Что трагичного было в судьбе М.Цветаевой?

- Тоска полнейшего одиночества и заброшенности; предстоящие впереди мрак и зима в глуши ; трагическое ощущение собственной ненужности, ненадобы; роковое убеждение, что она ничего не умеет; страх за сына, которого она невольно втягивала в лабиринт отчаяния и безнадежности. Марина Цветаева ушла из жизни, когда в ней погасли остатки последней энергии. Жизнь задувала этот огонь со всех сторон.

- Из воспоминаний Ариадны Эфрон (см. Приложение)

- К сожалению, неизвестно точное место захоронения Цветаевой. И это тоже одно их её пророчеств.(Из воспоминаний Анастасии Цветаевой см. Приложение)

- Если бы вам предложили поставить памятник М.Цветаевой, каким бы он был?

- Чтение стихотворения «Рябину рубили…»

 - Чтение стихотворения «Моим стихам, написанным так рано…»

 - Чтение стихотворения «Душа и имя»

(морская, мятежная, широкая, безбрежная)

- Звучит романс «Мне нравится, что вы больны не мной» в исполнении учеников (один играет на гитаре, другая поет)

 - Чтение стихотворения «Кто создан из камня, кто создан из глины»

- поэт, лирическая героиня,

Марина Цветаева

 - сравнивает себя и других, поэт и толпа – контраст – излюбленный прием Цветаевой

 - суша и морская стихия; неподвижность и полет; обычный человек (из глины и плоти) и человек( ускользающая морская пена)

- мятежная душа, своевольная; это вечное движение, порыв, полет

- оптимизмом, верой, духом бунтарства

- яркие, пылающие, серебристые

 - Чтение стихотворения «Вчера ещё в глаза глядел»

- о любви, об измене

- работа с текстом

- находят в тексте перифразы, сравнения, антонимы, рефрен, гиперболу, метафору

- Цветаева считала себя виноватой в смерти младшей дочери, она была уверена, что после смерти попадет в ад

- подчеркивается её одиночество

- удивительный редкостный дар всепрощения

- Чтение стихотворения «Идешь на меня похожий»

- ….

- чтение стихотворения «О поэте не подумал век»

- Нет. Быть обыкновенной не в её характере. Марина пришлась не ко времени.

- Не понимали её поэзию, не принимали. В жизни было много трагедий. Эмиграция. Смерть близких. Арест мужа и дочери. Неизвестность о их судьбе. Эгоизм младшего сына. Выдержать все это невозможно. А самое главное – одиночество. Умерла на родине нечитаемая, почти неизвестная. Родина, которую она так любила, отвергла её, отвернулась.

- Чтение стихотворения «Вскрыла жилы»

- посадили рябину, зажгли свечу; что-то связанное с морем

(тексты со стихотворением у каждого на парте)

4. Рефлексия (10 мин.)

Звучит романс «Под лаской плюшевого пледа»

Т.Гвердцители «Молитва»

Обращение к эпиграфу урока

- Как вы понимаете слова А.А.Ахматовой?

- Мы лишь приоткрыли дверь в мир М.И.Цветаевой. Надеюсь, что у вас возникло желание обратиться к поэзии Цветаевой, перелистать сборники её стихов.

И сейчас, пока звучит стихотворение  «Молитва» в исполнении Тамары Гвердцители , напишите несколько слов «Какой я увидел(а) Цветаеву сегодня на уроке?»

- Цветаева жива. Она продолжает жить в нашей памяти, в нашем сердце.

- читают свои записи

5. Оценки за урок. Домашнее задание. (3мин.)

Домашнеее задание: сочинение-миниатюра «Я – бренная пена морская». Марина Цветаева о себе и о своей судьбе»

Приложение к уроку

 Анализ текста «Рябину рубили…» (Ключевые слова, выводы учащиеся записывают в тетрадь)

-  Вдумаемся в  смысл и попробуем определить тему. А в этом нам помогут ключевые слова. Назовите их.

(Рябина – судьбина)

- Какое слово хочется поставить в этот ряд, рифмующееся с нашими ключевыми словами?

(Марина)

Рябина – судьбина – Марина

-   Как это можно расшифровать?

(Марина хочет через образ рябины сказать о своей судьбе)

-  Определите жанр произведения.

       (лирическое стихотворение)

 -  На сколько смысловых отрезков мы можем разделить этот текст?

(4)

   В стихотворении 4 микротемы. Каждые 3 строки объединены общей темой и начинаются со слова «рябина».

(Это стилистическая фигура – анафора-повтор начального слова).

И это не случайно. Ещё в 1916году М.Цветаева писала:

Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья.

  Я родилась.                                                                                                                     Спорили сотни  колоколов.

День был субботний:

                                                                                 Иоанн Богослов.                                                        

                                                                                                                                Мне и доныне

                                                                                                                                Хочется грызть

Жаркой рябины

Горькую кисть.

   А известный русский лингвист А. Павловский в своей книге «Куст рябины» говорит о том, что «…рябина навсегда вошла в  геральдику её  поэзии… она стала символом судьбы, тоже переходной и горькой, пылающей творчеством и уходящей в забвение»

   Итак, с образом рябины Марина ассоциирует свой образ.

 Рассмотрим каждую микротему.

1 микротема:

Рябину

Рубили

Зорькою

-  Что представляет собой это предложение с точки зрения синтаксиса?

 «Стилистические особенности неопределённо – личныхпредложений состоят в усилении действия, действующее лицо намеренно устранено из речи и представлено как неизвестное,

неопределённое».

     Значит, повышается смысловая роль глагола «рубили».

-  Подберите образные синонимы:

                    Рубили – вредили, губили

-  Охарактеризуйте языковой уровень, какие звуки преобладают?

        ( р,  б,  л) – приём аллитерации

-  С чем ассоциируются звонкие согласные звуки?

        (со стуком топора)

Вывод:

    Перед нами картина жизни, которая очень поразила духовный мир Марины, вызвала определённые мысли. Стихотворение написано в 1934году, в эмиграции. В это время Марина рвётся на Родину.

Таким образом, появляется новое ключевое слово

Рябина – Россия, Родина – контекстные синонимы к слову «рябина».

- А почему возник образ зорьки?

Знаю, умру я на заре…», - пишет Цветаева в одном из своих стихотворений).

     Рассмотрев первую микротему, мы подтверждаем мысль:

Рябина – символ судьбы Марины Цветаевой.

2-я микротема

Рябина-

Судьина

Горькая.

-  Что представляет собой это предложение с точки зрения синтаксиса?

«Именной падеж существительного и отсутствие связки выражает постоянство двух понятий».)

     В нашем случае, какие образы в творчестве поэтессы неизменны?

(рябина – судьбина)

-Подберите синонимы к слову «судьбина»

                                       (судьба, доля, участь)

-Чем «судьба» отличается от «судьбины»?

            (суффиксом ин, который вносит в слово что-то большее, значительное).

.

-  В каком значении определение «горькая»? Подберите синонимы

(горестная, трудная, тяжёлая).

Вывод:

Рябина – символ тяжёлой доли, участи поэтессы.

  3-я микротема

Рябина –

Седыми

     Спусками…

-  Что представляет собой это предложение с точки зрения синтаксиса?

«Пропуск одного из членов предложения есть стилистический приём достижения динамичности, сжатости речи.взволнованности автора»)

Это предложение неполное.

- Здесь присутствует стилистическая фигура «седыми спусками», назовите её.

                                        (метафора)

-  Как можно её объяснить, откуда взялся этот образ?

(1.Листья рябины опущены вниз, обратная сторона листьев серая, как седая.

2.Седые волосы Марины).

     В 20-е годы у Марины появляются стихи:

Золото моих волос

              Тихо переходит в седость…

      Это пеплы сокровищ,

                                                                                                                                Утрат и обид.

          Это пеплы, пред коими

В прах-гранит.  

-  Почему в конце есть  многоточие?

(Недосказанность. Этот знак заставляет нас остановиться, задуматься. Кажется, что до главной мысли остаётся один шаг)

   Вывод:

Рябина – больше, глубже и трагичнее, чем судьба Марины

4-я микротема

Рябина!

  Судьбина

Русская.

-  Что представляет собой это предложение с точки зрения синтаксиса?

«Назывные предложения – это эмоциональная оценка изображаемого, смысловая насыщенность, способность в немногих словах сказать многое»)

Это два назывных предложения.

-  Почему в первом предложении стоит восклицательный знак?

(Её как бы осенило, и нас тоже.Мы поняли главное, что рябина – это ведь судьба  русская)

   Вот вам и вывод:

Рябина – судьба русская.

Перед нами развёрнутая метафора, которая раскрывается по всем микротемам:

Рябину рубили на заре.

Рябина – это судьба горькая.

Рябина – седыми спусками.

Рябина – судьба русская.

Рябина как судьба Марины, рябина как судьба русская!

-  Какие языковые уровни мы рассмотрели с вами?

(синтаксис, лексика, морфология, стилистика, пунктуация)

-  А стилистические особенности?

(аллитерация, анафора, недосказанность)

-Проведём небольшой стилистический анализ частей речи в этом стихотворении:

12слов:1 глагол, 8 существительных, из них 4 слова «рябина»,

3 прилагательных.

Вывод – заключение учителя:

Двенадцать слов, двенадцать строчек

Пред нами живо пронеслись.

Судьба России и Марины

В рябины красный куст слились.

Работа над анализом стихотворения М.И.Цветаевой «Идешь на меня похожий»

- Каким видит последнее пристанище героиня?

(старое кладбище, на котором растет самая вкусная в мире земляника, а также полевые цветы, которые она так любила)

- К кому обращается Цветаева в этом стихотворении?

 ( к прохожему, к неизвестному человеку, который блуждает среди могил, вглядываясь в полустертые надписи на памятниках).

- Марина Цветаева,  верившая в загробную жизнь, предполагает, что сможет наблюдать за этим незваным гостем и с грустью завидовать тому, что он так же, как когда-то и она сама, гуляет по старым кладбищенским аллеям, наслаждаясь тишиной и покоем этого удивительного места.

- Как вы понимаете строчки 3 четверостишия?

(Цветаева подчеркивает, что никогда не признавала условностей, предпочитала жить так, как подсказывало ей сердце)

- Попробуйте понять строчку «Но только не стой угрюмо…». О чем она?

(Смерть – это не повод для грусти, потому что человек не исчезает, а лишь переходит в другой мир. В её понятии смерть так же естественна и неизбежна, как и сама жизнь. Не следует предаваться печали, ведь те, кто умер, будут жить до тех пор, пока о них кто-то помнит).

_ Кладбищенское стихотворение. А полно жизнелюбия, человечности, любви.

Из воспоминаний Ариадны Эфрон

« Я знала, что существует легенда о том, что мать покончила с собой, якобы заболев душевно, в минуту душевной репрессии. Не верьте этому. Её убило то время, нас оно убило, как оно убивало многих. Здоровы мы были – безумием было окружающее: аресты, расстрелы, подозрительность, недоверие во всем. Каждый друг мог оказаться предателем, каждый собеседник – доносчиком»

Из воспоминаний Анастасии Цветаевой

То, что могила затерялась, это тоже её пророчество.

«Всю жизнь я только этого хотела: потеряться, раствориться, т.е. влиться как река в море, чтобы стать больше на целое море, на целое всё.

А может, лучшая победа

Над временем и тяготеньем –

Пройти, чтоб не оставить следа,

Пройти, чтоб не оставить тени…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация обучения на уроках литературы.Технологическая карта урока литературы на основе дифференциации обучения.

Класс: 5 Литературная тема: Н.А.Некрасов. Судьбы крестьянских детей, их жизнь. Тема урока: Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте .Стихотворение «Крестьянские дети».  Тип урока: вступительный (опережаю...

Технологическая карта урока литературы в 5 классе "Басня как жанр литературы"

Технологическая карта урока литературы по ФГОС с формируемыми УУД...

Технологическая карта урока литературы в 8 классе по теме "Н.В. Гоголь, "Шинель". Образ маленького человека в литературе"

Материал содержит технологическую карту урока литературы по творчеству Н.В. Гоголя, а также презентацию к нему. Урок выполнен в технологии развития критического мышления, получил высокие оценки специа...

технологическая карта урока Литературы "Роль книг в жизни человека. Учебник литературы и работа с ним. Диагностика уровня литературного развития пятиклассников" 5 класс

технологическая карта урока Литературы "Роль книг в жизни человека. Учебник литературы и работа с ним. Диагностика уровня литературного развития пятиклассников" 5 класс...

Технологическая карта урока литературы в 7 классе по теме "Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы".

Технологическая карта урока литературы в 7 классе (УМК по литературе под редакцией В.Я. Коровиной для 7 класса) Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нрав­ственная проблема...

Методическая разработка по литературе. Технологическая карта урока литературы в 6 классе.

Технологическая карта урока поможет учителям литературы провести урок по творчеству А.П.Чехова, в основе которого лежит постановка проблемного вопроса. Поисковая деятельность учащихся приводит их к ра...

Технологическая карта урока литературы Из древнерусской литературы. «Сказание о белгородских колодцах».

Цель урокаДать представление о древнерусской литературе, условиях ее возникновения, отличительных особенностях; дать понятия “летопись”, познакомить с содержанием “Сказания о белгоро...