Процесс освоения печатной культуры подрастающим поколением
статья по литературе

Рындина Наталия Владимировна

Литература в целом-это один из способов познать мир,человечество,самого себя. На снижение интереса к чтению влияет много фактов. К сожалению, большинство детей не могут правильно интерпретировать смысл прочитанной информации.Роль учителя литературы в формировании ценностных ориентаций уч-ся  в познании мира и человека является определяющей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл interes_k_chteniyu.docx25.44 КБ

Предварительный просмотр:

Процесс освоения печатной культуры подрастающим поколением

Автор: Рындина Наталия Владимировна,

учитель русского языка и литературы

 МБОУ СОШ с.Невежкино Лысогорского района

Саратовской области»

Все в мире начинается с любви…
Любви к людям, природе, красоте…книге…

И. И. Тихомирова

Педагогическое сообщество уже в течение ряда лет бьет тревогу: современные дети крайне мало читают,  совершенно не интересуются книгами. Как следствие – низкий уровень эрудиции, несформированность духовно-нравственной сферы, гражданская  несостоятельность  и   незрелость. «Вопрос о детском чтении,- писала Н.К.Крупская, - это один из важнейших вопросов. Детское чтение играет крупную роль в жизни ребят, гораздо более крупную, чем в жизни взрослых. Книга, прочитанная в детстве, остается в памяти чуть ли не на всю жизнь и влияет на дальнейшее развитие ребят. Из книг, которые ребята читают, они черпают определенное миропонимание, книги вырабатывают у них определенные нормы поведения».

Одной из важнейших задач современной школы является воспитание высоконравственной личности, способной самостоятельно оценивать окружающую реальность и определять свой жизненный выбор, руководствуясь высокими идеалами. В реализации этой задачи большую роль играет литература как школьная дисциплина, формирующая духовный мир и ценностные ориентации учащихся. Литература в целом – это один из способов познать мир, человечество, самого себя. Литература как нельзя лучше передаёт мысли, взгляды автора, его отношение к жизни, реальности. И каждый писатель создаёт свой художественный мир, с которым может согласиться, либо наоборот, тот или иной читатель.

Компьютерные технологии, которые все больше входят в нашу жизнь и быт, бесспорно, расширяют возможности познания для подрастающего поколения, увеличивая доступ к информации. Однако эта тенденция приводит к парадоксу. Внедряя все более активно в нашу жизнь и деятельность новые информационные и коммуникационные технологии, мы вынуждены все больше говорить о проблемах детского и юношеского чтения.

Между тем, роль книги и чтения бесспорны в нравственном, интеллектуальном, эстетическом развитии детей и подростков, они развивают грамотность, общий культурный уровень, расширяют эмоциональный мир человека, подстегивают творческие потенции, формируют духовную основу личности. Наконец, они являются необходимым условием социализации последней. Таким образом, чтение формирует качества наиболее духовно зрелого, просвещенного, культурного и социально ценного человека.

Так почему же современный школьник зачастую отвергает чтение как способ познания действительности?

Согласно данным ряда исследований , в восприятии человеком печатного и телевизионного каналов СМИ есть своя специфика. Печатная информация - труднее усваивается и запоминается. Информация в виде текстов - основа любого процесса образования и самообразования. Кроме того, велика роль чтения при создании человеком своей индивидуальной модели культуры (которая сегодня так часто воплощена у образованных людей в коллекции книг их домашней библиотеки).

Аудиовизуальная информация значительно легче осваивается и легкодоступна. Но она, как правило, представляет из себя «мозаику» разрозненных и несистематизированных сведений, фрагментарна и полна стереотипов.

Кроме того, на снижение интереса влияет еще один факт. Дети очень много времени проводят в социальных сетях. Их общение осуществляется посредством  односоставных , чаще состоящих из одного слова предложений и междометий. Поэтому, читая классическую литературу, а именно, предложения, написанные красивым литературным языком, разных типов и видов, они не понимают смысл прочитанного. К сожалению, сегодня педагоги констатируют печальный факт: большинство детей не могут  правильно интерпретировать смысл прочитанной информации.В отсутствии потребности в чтении у детей, как правило, не развивается привычка к сосредоточенному вниманию, умению интеллектуально трудиться. Ведь чтение - это труд, который в первую очередь и делает человека мыслящим.Дети, безусловно, читают, но иначе, чем раньше, а также далеко не те произведения, которые были любимы и популярны у их родителей, и, особенно, их дедушек и бабушек.

Современный учитель понимает, что ученик - личность не только растущая, но и ищущая свой путь познания истины. Чтобы крушения и ошибок на этом пути было меньше, ему необходима помощь учителя-наставника. Роль учителя литературы в формировании ценностных ориентации учащихся в познании мира и человека является определяющей.

Литература как учебный предмет обладает в этом плане широкими возможностями. Художественные произведения содержат в себе определенный культурный компонент, а порой и целый пласт, позволяющий приобщить учащихся к материальным и духовным реалиям отечественной и мировой культуры. Усвоение духовных и национальных ценностей остается до сих пор слабым звеном школьного урока литературы. В итоге выпускники школ затрудняются дать толкование самым простым этическим понятиям. У некоторой части старшеклассников закрепилось ложное представление о том, что эти понятия знакомы им с детства и элементарно понятны. На деле понимание ими этических дефиниций однозначно, наблюдается тавтология определений и ошибочность толкований. Закрепился в школе и стереотипный подход к восприятию героя художественного произведения - сквозь призму истории, политики, быта, нет попытки посмотреть на него в контексте культуры, национального менталитета.Актуальным становится место литературы в жизни, сознании, душе ребенка-подростка, роль литературы в формировании поликультурной личности, изучающей не только русскую литературу, но и литературу других народов.

Следовательно, сущность и цели преподавания литературы в школе зависят от запроса современного поликультурного общества, в котором ведущее место занимает культурный диалог.Поэтому основной формой урочной деятельности в курсе становится не рассказ учителя о книге, не объяснение учителем книги, а совместная – учеников и учителя – работа над книгой, их диалог, направленный на понимание произведения.

Такой диалог обычно начинается с того, что каждый участник работы делится своими суждениями о прочитанном тексте, формулирует свои вопросы, говорит о том, что показалось в книге особенно интересным или странным и т. п. Разные суждения сталкиваются между собой, завязываются споры. Как правило, вся последующая работа над книгой строится как поиск ответов на возникшие вопросы. Такая работа делает необходимым углубленный анализ и комментирование текста. В процессе анализа проблемы нередко переформулируются, возникают новые вопросы. В совместной работе книга на глазах подростка углубляется, раскрывается в новых неожиданных гранях.Учитель организует и ведет диалог на уроке литературы в классе. Он помогает каждому ученику осознать, удержать, заострить его (ученика) вопросы, мысли, образы, определения проблем. Он делает высказывания подростков предметом обсуждения на уроке. 

Процесс работы над произведением – это обобщение, поиски и открытия истин, сотрудничество по схеме ученики – учитель – автор. Для организации этого процесса я использую следующие методы и приёмы:

- Организация «размышлений вслух» о прочитанном

- Составление плана

Подробный, выборочный, творческий, краткий пересказ

- Графическое и словесное рисование

- Драматизация

Все вышеперечисленные приёмы особенно хорошо работают, если они органично переплетаются, дополняя друг друга.

Необычна и богата детская фантазия, воображение, у них большая потребность выдумывать и сочинять. Поэтому, большое внимание уделяю  литературному творчеству учащихся. Ученики пишут сочинения, работы на школьные и муниципальные конкурсы.

Интерес ребенка к книге можно пробудить с помощью проектных технологий. Практика показывает, что любой ученик, работая над проектом, спокоен: учитель-консультант поможет через художественное осмысление текста принять окружающий мир и найти себя в нем, обрести уверенность и почувствовать себя творческой и преуспевающей личностью. Работа над проектом дает учителю возможность доказать ребятам, что чтение художественной литературы помогает им стать успешными

В целях активизации познавательной активности учащихся на уроках литературы используем цифровые образовательные ресурсы.

Урок-презентация любимой книги – форма работы, которая
нравится ребятам, хотя подготовка занимает немало времени. Они рассказывают о людях, которые создали эту книгу, оформили, иллюстрировали. Одноклассники узнают много интересного о писателях, о художественных произведениях. Ученики сами готовят презентации и с удовольствием показывают их на уроке. Презентация не оставляет равнодушными даже тех, кто не прочитал ни одной книги.

В, таким образом, организованной работе учащиеся учатся слышать друг друга, размышлять над высказыванием другого, углублять свою мысль в диалоге с другим. Подобная деятельность предполагает ценность каждого члена учебного сообщества. Школьники учатся сотрудничать и узнают ценность сотрудничества, необходимость и ценность другого собеседника (ровесника и взрослого), несущего иной взгляд, иную логику, но этим и интересного, важного. То есть, в процессе урока происходит взаимообмен не только мнениями о прочитанном тексте, но и передача жизненного опыта, знаний, а также осуществляется воспитание ученика как «качественного» читателя.

   Литературные игры на уроке в средних классах. Чем раньше учитель задастся целью найти для школьников их место в литературном произведении, научит активно отзываться на развитие сюжета, тем больше надежды на то, что воспитание читателя состоится. В том возрасте, когда учитель литературы начинает работать с детьми (5-е классы), им близка и понятна любая игра. Этим и надо воспользоваться. Игрой в начале или в финале урока, во внеурочной деятельности мы настраиваем детей на оптимистичный по отношению к литературному произведению лад. Постепенно усложняя игры, мы формируем устойчивое положительное отношение к литературе, чтению как интересному и полезному занятию. Сверхзадачей игры на уроке/внеклассных мероприятиях является последовательное формирование у школьников литературного слуха, то есть умения слушать и слышать художественный текст и интерпретировать его.

У многих литературные игры ассоциируются исключительно с внеклассными мероприятиями. Но игра может и должна стать и составной частью урока.

Приведу несколько примеров.

В 5 классе в процессе урока или в финале изучения произведения можно провести небольшую игру-разминку «Заверши фразу». Например, учитель произносит начало фразы из пьесы-сказки Е.Л. Шварца «Золушка»: “Очень вредно не ехать на бал...” Ученики продолжают: “Когда ты этого заслуживаешь”. Есть возможность задать дополнительные вопросы: кто произносит эту фразу? В каком эпизоде она звучит? Это эпизод весёлый или грустный, почему? Какова роль этого эпизода в произведении? Кроме тренировки внимания и памяти, умения ориентироваться в пространстве произведения, мы даём ученикам возможность вернуться к тому, что говорилось на уроках, акцентируя внимание на определённой знаковой фразе и персонаже.

Весьма полезно провести прямо на уроке игру «Предмет-загадка». Раздаём записки со словом, обозначающим предмет, или сами предметы (работать можно по группам). По предмету просим отгадать, какое произведение из изученных “спрятано” в нём и объяснить своё решение. Например: очки — Ю.К. Олеша, «Три толстяка»; зеркальце — А.С. Пушкин, «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»; солдатик — Х.К. Андерсен, «Стойкий оловянный солдатик» и т.п.

Важно, чтобы мы всё время давали возможность ребёнку по каким-то признакам запомнить произведение, героя, писателя, сюжет, зафиксировав его в памяти за счёт беспроигрышных ассоциативных заданий. Развитию литературного слуха способствует игра «Алфавит». В начале или финале урока мы предлагаем на одну из букв алфавита назвать как можно больше предметов, героев, явлений изучаемого в данный момент/заданного на этот урок произведения. Также хорошо задание «Герой», когда учитель просит назвать имена героев одного из изученных произведений — кто больше вспомнит.

Хорошо, когда эти и подобные им задания разнесены по всему курсу 5–7 классов, а не фокусируются только на литературном внеурочном мероприятии. Тогда школьники позже, в старших классах, легче воспринимают большие, объёмные тексты с большим числом действующих лиц.

Школьникам 6—8 классов, а затем и старшеклассникам  даваю  блиц-задания для быстрого выполнения. Например: раздаём листы, где слева на странице названы произведения, справа беспорядочно — авторы. Надо стрелочками свести автора с названием (то же можно сделать с героями и авторами). Причём совершенно не обязательно, чтобы в вашем перечне были только программные произведения, напротив: разбавляя программные произведения не программными, часто произведениями из классического детского и подросткового чтения, мы усложняем задание, делая его более интересным.Каждый учитель может составить свои листы, но работу непременно надо делать за определённое, равное для всех время и на оценку.Новое содержание образования связано с поисками новых методов преподавания, новых подходов к содержанию и структуре урока литературы.

Поскольку проблема чтения, формирования читателя, духовного мира продолжает быть самой актуальной научной проблемой, в методической науке предпочтение отдается приемам работы, обеспечивающим целостность восприятия художественного текста, глубокую интерпретацию, понимание поэтики писателя. Не случайно основой базового компонента литературного образования названы чтение и изучение художественного произведения, его толкование.

Я согласна с тем, что сегодня нужно перенести акцент в преподавании с непосредственного разбора нравственных ситуаций на секреты вечной жизни настоящей литературы, заключающиеся не только в тематике, проблематике и содержании, но и в художественной силе формы; перенести акцент с тех аспектов произведений, которые действительно постепенно отмирают (например, социальные конфликты), на те реалии, которым суждено стать вечными, всегда волнующими читателей любой эпохи. Мне кажется, что по-прежнему актуальной задачей уроков литературы в школе остаётся задача нахождения пути для реализации воспитательных возможностей литературы, что и означает научить каждого ребёнка читать творчески, увлечённо.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Аркин И.И. Уроки литературы в 11-м классе: Практическая методика:

В 2 кн. М.: Просвещение,2004. 285 с., 272 с.

Дети и чтение на рубеже XXI века: Литературные пристрастия современных подростков: Итоги исследования /Волгоградская обл. детская библиотека; Сост. О.И. Харитонова. – Волгоград, 2001г.- 19с.

Духовно-нравственное воспитание детей и подростков в современной библиотечной среде / Авт.-сост. Е.М. Зуева. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2008. – 336 с.

Крупская Н.К. О детской литературе и детском чтении. М., Детгиз, 1954.

Методика преподавания литературы / Под. ред. О.Ю. Богдановой и В.Г. Маранцмана: Пособие для студентов и преподавателей. В 2-х частях. М., 1995.

Михалева Т.И. Современный подросток в современном мире: Проблема формирования личности подростка в литературе 1960-х – 2000-х годов. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007. – 224 с.

Плотников С.Н. Чтение и экология культуры //Homo legens: Памяти Сергея Николаевича Плотникова (1929-1995). – М.: Дом интеллектуальной книги, 1999.

Профессиональная ориентация молодежи: Опыт работы библиотек / Сост. В.П. Вдовиченко. –М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2008. – 184 с.

Тимофеева, И. Н. Дети. Время. Книга: пособие для руководителей детским чтением / И. Н. Тимофеева. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2009. – 408 с.

Чтение как увлечение /Сост.: О.Л. Кабачек. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007. – 176 с.

Белинский В. Г. Собрание сочинений. В 9-ти томах. Т. 3. Статьи, рецензии и заметки. Февраль 1840 -- февраль 1841., о детских книгах. М., "Художественная литература", 1976

Молодежь. Чтение. Успех: сборник материалов научно-практической конференции / Муниципальное учреждение культуры г. Архангельска «Централизованная библиотечная система»; Русская школьная библиотечная ассоциация. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2008. – 128 с

Тихомирова, И. И. Как воспитать талантливого читателя: сб. статей: в 2-х ч. Ч.1.Чтение как творчество. Ч.2.Растим читателя-творца / авт.-сост. И.И. Тихомирова; предисл., коммент., прилож. И.И. Тихомирова. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2009.

Чтение в системе социокультурного развития личности: Сборник статей международного научно-практического семинара /Г.В. Варганова. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007. – 256 с.

Чудинова В.П. Функциональная неграмотность - проблема развитых стран //Социологические исследования. 1994. N 3.

Журнал «Новый Мир» 1999, №11

http://radost-ds.e-gloryon.com, ст. «Как воспитать читателя?», 16.08.2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание подрастающего поколения через любовь к народной культуре.

Сегодня в нашем обществе остро стоит проблема отсутствия духовно- нравственных ценностей, ориентиров у молодёжи. Одна из причин - отказ от идеологии прошлого, который привёл к распаду "связи времён", ...

Взаимодействие общего и дополнительного образования в процессе воспитания подрастающего поколения.

Все мы сознаем необходимость и важность общего образования, но не всегда признаем, что дополнительное образование – это важная составляющая в образовательного процесса в целом. Ведь именно в дополните...

Школьная физическая культура и социализация подрастающего поколения

Школьную физическую культуру следует понимать как важный элемент процесса определенного этапа социализации. И дело не только в том, что подлинное гармоничное развитие предполагает укрепление здоровья,...

Роль комплексного учебного курса « Основы религиозных культур и светской этики» в формировании системы непрерывного духовно – нравственного воспитания и просвещения подрастающего поколения.

«Пусть рвутся связи, меркнет свет,Но подрастают в мире дети…Есть в мире Бог или Бога нет,А им придется жить на свете».Н.Коржавина...

Воспитательная работа в тренировочном процессе,как одна из задач в формировании личности подрастающего поколения.

Обучение,совершенствование и физическая подготовка занимающихся неразрывно связаны с их воспитанием....

Доклад на тему: «Формирование экологического сознания и экологической культуры подрастающего поколения» (из опыта работы) на августовскую конференцию педагогических работников

Доклад на тему:«Формирование экологического сознания и экологической      культуры  подрастающего поколения» (из опыта работы)на августовскую конференцию педа...

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ТРУДОВ Г.В.СВИРИДОВА И К.Д. УШИНСКОГО)

Статья посвящена вопросам формирования духовной культуры подрастающего поколения на примере работ Г.В.Свиридова и К.Д. Ушинского. В работе рассмотрены взгляды К.Д. Ушинского и Г.В.Свиридова на родной ...