Внеклассное мероприятие по литературе "Серебряный век русской поэзии"
план-конспект занятия по литературе (11 класс)

Шошина Ирина Александровна

Конспект внеклассного мероприятия по литературе на тему "Серебряный век русской поэзии".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта воспитательного мероприятия

  1. 11 класс.
  2. «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ».
  3. Вечер поэзии.
  4. Цель: Закрепить представление обучающихся о серебряном веке русской поэзии, погрузиться в атмосферу литературной жизни рубежа веков, способствовать развитию артистических способностей, умения выразительного чтения лирического стихотворения, способствовать формированию эстетического вкуса обучающихся.
  5. Задачи:

– воспитательная (личностные результаты): развитие способности к распределению внимания, к сравнению и сопоставлению, способности к осмысленности восприятия учебного материала;

– развивающая (метапредметные результаты): совершенствовать коммуникативные умения у учащихся; стимулировать у учащихся познавательный интерес; создать условия, способствующих применению знаний и умений в нестандартной обстановке; развивать память учащихся путем заучивания стихотворений наизусть;

– образовательная (предметные результаты): воспитание любви к родному русскому языку, пополнить словарный запас учащихся.

  1. Оборудование: компьютер, презентация, проектор, аудиозапись.
  2. Литература и источники: 
  1. Алленов М. М. и др. Русское искусство начала ХХ века. – М.: Искусство, 1989 – 479 с.
  2. Барковская Н. В. Поэзия серебряного века. – Екатеринбург.: АООТ «Полиграфист», 1999. – 191 с.
  3. Воспоминания о серебряном веке / Сост., авт. предисл. и коммент. В. Крейд. – М.: Республика, 1993. – 559 с.
  4. Георгиева Т. С. История русской культуры: история и современность. – М.: Юрайт, 1998. – 576 с.
  5. Левая Т. Н. Русская музыка начала ХХ века в художественном контекстк эпохи. – М.: Музыка, 1991. – 196 с.
  6. Рапацкая Л. А. Искусство «серебряного века». – М.: Просвещение, Владос, 1996. – 192 с.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Этап мероприятия,

хронометраж этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент

(1-2 минуты)

Добрый день. А сегодня, действительно, добрый день? Хочу узнать ваше мнение.

Продолжите предложения.

Сегодня добрый день, потому что…

Сегодня добрый день, поэтому…

Сегодня добрый день, значит…

(Приветствуют учителя, отвечают на вопросы)

Личностные, коммуникативные

Подготовка  основному этапу мероприятия

(2-3 минут)

Обратите, пожалуйста, внимание, что на ваших столах лежат две картинки – это солнышко и тучка. Выберите картинку себе под настроение, оставьте её на парте, а другую отложите в сторону.

Наряду с понятием «золотой век» (поэты пушкинской плеяды), существует понятие «серебряный век» русской поэзии – начало 20 века. Это было время подлинного расцвета мысли и таланта. В области философии: Н. А. Бердяев, С. Л. Франка, И. А. Ильин. Русскую живопись представляли И. Е. Репин, А. Н. Бенуа, Н. К. Рерих, Н. А. Кустов и другие. Театр… Здесь список будет очень длинным. Ограничимся лишь несколькими именами, говорящими сами за себя: Ф. И. Шаляпин, В. Ф. Комиссаржевская, А. П. Чехов.

Никакое другое время не давало такого обилия деклараций собственной исключительности, противопоставления авторского «Я» всему человечеству.

Я ненавижу человечество,

Я от него бегу спеша.

Моё единое отечество –

Моя пустынная душа… -

Писал Константин Бальмонт.

Поэзия серебряного века разнолика, но вся она ищет новые формы, новые пути познания мира, потому что:

Всё, изменяясь, изменило,

Везде могильные кресты,

Но будят душу с прежней силой

Заветы творческой мечты.

Безумье вечное поэта –

Как свежий ключ среди руин…

Времён не слушаясь запрета,

Он в смерти жизнь хранит один.

(В. Соловьев)

(выбирают одну из картинок)

Коммуникативные, регулятивные, познавательные

Основной этап мероприятия

(35 минут)

Учитель: Но позвольте, как раз эта сторона, по мнению поэта Иннокентия Анненского, является слабой стороной символизма. Вот что он писал о символисте Валерии Брюсове: «Жизнь он превращает в призрак, чтобы она ни о чем не спрашивала, а наоборот, уводила, изолировала нас от возникших социальных проблем».

Учитель: Но ваши стихи неопределенны и непонятны читателю.

Учитель: Почитайте что-нибудь свое.

Учитель: Вскоре от символистов отделилась группа поэтов во главе с Николаем Гумилевым и вторая – во главе с Игорем Северяниным. Первые назвали себя акмеистами, вторые – эгофутуристами. Итак, слово за акмеистами.

Учитель: Позвольте, но тогда вы сводите поэзию к решению, по существу, технических задач. А единственно ценное – душа – остаётся без внимания. Разве может существовать «Цех поэтов»? Может быть, ещё и «конвейер поэтов»?

Учитель: На самом деле, творчество многих акмеистов, а к ним принадлежали такие поэты, как Н. Гумилев, А. Ахматова, Иннокентий Анненский, Осип Мандельштам, велико по своему художественному значению. И это несмотря на программу акмеистов, которые снижали смысл поэзии. Футуристы пошли еще дальше.

Учитель: Но ваши стихи трудно назвать стихами. Ну вот, например, это (читается стихотворение «Кузнечик» В.Хлебникова)

Учитель: Прервем на этом разговор представителей футуризма. Потому как они могут до многого договориться. Так, они предлагали сбросить с парохода современности Пушкина и Лермонтова. А в стихотворении, которое мы услышали или, например, в этом:

Дыр бур щил

Убещур

Скум

Вы со бу

Р л эз.

Они видели больше русского, национального, чем во всей поэзии Пушкина. Бог им судья! Время, однако, всё расставило на свои места. Шедевры футуристического творчества позабыты, не востребованы, а поэзия А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова живет и будет жить еще века, потому как она о том, что волнует каждого из нас, о вечном. Но тем не менее, период серебряного века дал очень много поистине замечательных высоко художественных произведений, некоторые из них обрели вторую жизнь в прекрасных лирических песнях. Я предлагаю послушать песню на стихи Марины Ивановны Цветаевой «Мне нравится, что вы больны не мной…»

(прослушивается аудиозапись песни)

А наш поэтический вечер продолжается. Предлагаем всем поучаствовать в нашем поэтическом марафоне.

(Подсчёт баллов и награждение победителя)

2-й Вед: Серебряный век – это рубеж столетий. Он стал подлинным русским Ренессансом, расцветом русской духовности, давшей миру блистательные научные и художественные открытия. Это был период, когда именно поэзия с её мгновенностью ощущения, с яркостью и силой переживания стала главным рупором настроений эпохи.

1-й Вед: Серебряный век - это неожиданный взлет поэзии. Он, этот взлет, свидетельствует о том, что в истории поэзии наступила новая эпоха. Она требовала новых принципов поэтической изобретательности, нового соотношения поэтического слова и жизни.

2-й Вед: Поэзия Серебряного века основывалась на самом разнообразном видении мира поэтами. Отсюда множество литературных течений: символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм... Дух эпохи породил это чудо - феномен Серебряного века.

1-й Вед: А век породил так много поэтов - “хороших и разных”, но все они жили сложной внутренней жизнью, трагической и радостной, туманной и мистической, страстной и бунтующей. Вся их жизнь наполнена до краев исканиями, чувствами, мыслями и ... стихами.

2-й Вед: “Я каждый миг исполнен откровенья...”. Так мог сказать о своем творчестве, наверное, каждый из поэтов Серебряного века.

1-й чтец:

Хоть мы навек незримыми цепями

Прикованы к нездешним берегам.

Но и в цепях должны свершить мы сами

Тот круг, что боги очертили нам.

Всё, что на волю высшую согласно,

Своею волей чуждую творит,

И под личиной вещества, бесстрастной

Везде огонь божественный горит.

Поэт Серебряного века Владимир Сергеевич Соловьев - философ, богослов, публицист и поэт. Окончил Московский университет, где позже читал лекции по философии; был вольнослушателем духовной академии. Написал множество статей, посвященных русской литературе. Был кумиром для молодых поэтов начала века.

1-й Вед: Какие же литературные направления входят в поэзию серебряного века? Для этого мы должны побывать в прошлом, в не очень далеком, но очень для нас незнакомом. Итак, начало 20 века. Мы с вами в одном из литературных кафе, очень популярных в то время.

(Подходит к столику символистов)

Это символисты – представители наиболее влиятельного направления в поэзии начала века. Громкие имена среди них – Владимир Соловьев, Андрей Белый, Александр Блок, Федор Сологуб и другие. Послушаем же их.

СИМВОЛИСТЫ

1-й ученик: Задача поэзии – «найти человечество в роли лика божия».

2-й ученик: И это неудивительно. Мы считаем, что искусство не может нести практическую полезность. Искусство должно изображать только красоту, только прекрасное.

1-й ученик: Поэтому внешняя сторона события или явления нам неинтересна. Мы изображаем собственное представление поэта о мире. В этом сильная сторона нашего искусства.

2-й ученик: Да, мы считаем, что нужна не социальная революция. А революция духа. Главным жизненным принципом должен стать библейский закон «Возлюби ближнего своего».

1-й ученик: И всем своим творчеством мы пытаемся приблизить этот светлый день, когда взойдет солнце любви.

Умрите, умрите, слова и мечты, -

Что может вся мудрость пред сном красоты?

2-й ученик: Поэзия должна подходить к действительности через тонкие намеки и полутона. Ничего резкого, никаких ярких цветов. Ничего, кроме нюансов, намёков, символов. Красота и истина постигаются не рассудком, а интуицией.

1-й ученик:

Когда смотрю в декабрьский сумрак ночи,

Всё кажется, - под дальний гул пальбы:

Дрожит земля до самых средоточий

И падают огромные столбы.

Всё кажется, под страшный ропот боя,

Что старый мир разрушиться готов.

Не волны ли, неукротимо воя,

Ломают стены древних берегов?

Не жаль созданью Новой Атлантиды!

Пусть покрывает ясность глубины

Всю ложь веков, предвечные обиды

И тщетные, не явленные сны!

Пусть новый мир встаёт из бездн безвестных,

Не знающий, что в прошлом были мы:

О чём мечтаю, в свете звёзд небесных,

Под гул пальбы смотря в провалы тьмы!

(В.Брюсов)

АКМЕИСТЫ

3-й ученик: Мы отвергаем философские искания символистов. Мы декларируем радостное любование бытием, миром простых вещей и явлений.

4-й ученик: Грандиозность и туманность созданного символистами мифа о мире, эта «водянка мировых тем» нам не свойственна. Мы ориентируемся на земное, ясное, предметное начало мира. Мы не пророки. Мы рукодельцы свежих слов.

3-й ученик: Да, именно, «Цех поэтов». Творчество должно иметь земную подоплёку. В этом его назначение. А что касается души, то послушайте…

Заплаканная осень как вдова

В одеждах чёрных, всё сердца туманит.

Перебирая мужнины слова, она

Рыдать не перестанет.

И будет так, пока тишайший снег

Не сжалится над скорбной и усталой…

Забвенье боли и забвенье нег –

За это жизнь отдать не мало.

ФУТУРИСТЫ

4-й ученик: Нам смешны излияния символистов и им подобных.

5-й ученик: Мы напрочь отвергаем искусство прошлого, мы хотим освободиться от культуры прошлого.

4-й ученик: Наша программа изложена в манифестах «Пощечина общественному вкусу», «Дохлая луна», «Доители изнуренных жаб»

5-й ученик: Это новое искусство, искусство будущего. Мы хотим упразднить всё на свете: от языка, вместо которого предлагаем ввести изобретенный нами язык, до пространства:

Мы - новый род люд-лучей

Пришли озарить Вселенную.

4-й ученик: Вы просто не доросли до такой поэзии. Наше время ещё не пришло. Но скоро мы заявим о себе в полный голос.

5-й ученик: Мы должны основать остров и оттуда диктовать условия. Мы обяжем соседние города и села трепетать и преклоняться перед нами.

1-й Вед: Итак, сегодня в Интеллектуальной игре играют учащиеся 11 «А» класса .

2-й Вед: Позвольте напомнить Вам условия игры. За правильный ответ вы получаете фишки.

Первый вопрос: Об одном из вечеров в этом заведении - 20 октября 1911 года - Александр Блок вспоминал: "Безалаберный и милый вечер. Было весело и просто. С молодыми добреешь". Чуть позже (7 ноября 1911 года) Анна Ахматова читала стихи:

Да, я любила их, те сборища ночные, -

На маленьком столе стаканы ледяные,

Над черным кофеем пахучий, тонкий пар,

Камина красного тяжелый, зимний жар,

Веселость едкую литературной шутки

И друга первый взгляд, беспомощный и жуткий.

Где, в каком месте собирались поэты Серебряного века? Как называлось это заведение?

Ответ: Да, конечно, это кабаре "Бродячая собака". Именно ей посвятил свой гимн поэт Михаил Кузмин:

От рождения подвала

Пролетел лишь быстрый год,

Но "Собака" нас связала

В тесно-дружный хоровод.

Чья душа печаль узнала,

Опускайтесь в глубь подвала,

Отдыхайте, отдыхайте, отдыхайте от невзгод.

Второй вопрос: Сущность какого направления в искусстве так сформулировал B.C. Соловьев:

Милый друг, иль ты не видишь,

Что все видимое нами –

Только отблеск, только тени

От незримого очами?

Ответ: Философ, богослов, публицист и поэт Владимир Сергеевич Соловьев был кумиром молодежи. Этими стихотворными строчками он сформулировал сущность символизма.

Третий вопрос: Стихи этой поэтессы, впервые употребившей термин “серебряный век русской поэзии”, Борис Пастернак называл “пристальной прозой”, сама же она писала о них:

Вы так вели по бездорожью,

Как в мрак падучая звезда.

Вы были горечью и ложью,

А утешеньем никогда.

Ответ: Анна Ахматова.

Четвертый вопрос: Доктор Фрикен. Кто из авторов Серебряного века подписывался этим псевдонимом?

Ответ: Самуил Яковлевич Маршак. В Серебряном веке он был больше знаменит как литературный критик.

Пятый вопрос: Максимилиан Волошин писал об этой поэтессе: "Она вся на грани детства и первой юности... Невзрослый стих, иногда неуверенный в себе и ломающийся, как детский голос, умеет передать оттенки, недоступные стиху более взрослому".

А Мариетта Шагинян считала, что наша героиня "пишет, как играют дети - своими словами, своими секретами, своими выдумками. И это неожиданно мило". Назовите её.

Ответ: Марина Цветаева.

Шестой вопрос: Кто написал эти известные стихи? Что за этим последовало:

Мы живем, под собою не чуя страны,

Наши речи за десять шагов не слышны,

А где хватит на полразговорца,

Там припомнят кремлевского горца.

Ответ: Это стихи Осипа Мандельштама, что и послужило причиной его ареста и гибели.

Седьмой вопрос: С кем дрался М. Волошин на дуэли, и что было ее причиной?

Ответ: М. Волошин стрелял в Н. Гумилева, который, стрелял первым, промахнулся. Но и пистолет Волошина дважды дал осечку. Пятнадцать шагов отмерял им А.Н. Толстой. Н. Гумилев ухаживал за Е.И. Дмитриевой, чем-то оскорбил ее; М. Волошин, ее близкий друг, дал ему пощечину. Дуэль была на Черной речке, недалеко от места дуэли А.С. Пушкина.

Восьмой вопрос: Владислав Ходасевич рано начал писать стихи, был мастером старых форм и отказывался от каких-либо крайних новшеств. Об этом стихотворном размере Ходасевич сказал:

Он крепче всех твердынь России,

Славнее всех ее знамен.

Ответ: Четырехстопный ямб.

Девятый вопрос: Кто и кому посвятил следующие строки?

Зверю - берлога,

Страннику - дорога.

Мертвому дроги.

Каждому свое. Женщине - лукавить,

Царю - править,

Мне славить

Имя твое.

Ответ: Марина Цветаева - А. Блоку. Стихи «К Блоку».

Девятый вопрос: Кто из поэтов Серебряного века под впечатлением от «Крейцеровой сонаты» Льва Толстого выбросился из окна второго этажа. Разбился, но выжил?

Ответ: Это был впечатлительный, очень эмоциональный Бальмонт.

Десятый вопрос: Перечислите псевдонимы поэта Лотарева.

Ответ: самый известный Игорь Северянин, Игла, Граф Евграф, Д. Аксанграф.

Коммуникативные, регулятивные, познавательные,

личностные

4. Подведение итогов мероприятия, рефлексия

(5-7 минут)

Помните, в самом начале мероприятия вы выбирали картинку с солнышком либо с тучкой, если ваше настроение изменилось после нашего поэтического вечера, то поменяйте их. Понравилось ли вам участвовать в мероприятии? Узнали что-нибудь новое? Стихами какого поэта вы прониклись больше всего?

Для нас, молодых людей 21 столетия, творчество «серебряных поэтов», несомненно, большая поэзия, которая пришла к нам как радость, как новое открытие мира.

Всем большое спасибо за участие!

(Отвечают на вопросы учителя)

Личностные, коммуникативные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие (брейн-ринг) по русскому языку для 5-6 классов.

Внеклассное мероприятие по русскому языку в форме игры "Брейн-ринг" сделает досуг учащихся 5-6 классов не только занимательным, но и познавательным....

Внеклассное мероприятие, посвященное военным подвигам русских солдат

Мероприятие построено на основе синтеза литературы и истории....

Внеклассное мероприятие по литературе "Сокол русской поэзии" по творчеству А. Кольцова

Сегодня мы будем говорить о поэтическом мире Алексея Васильевича Кольцова. внешне его судьба – это обычная судьба обычного купеческого отпрыска. Родился  он 16 октября 1809 года в Воронеже в семь...

Внеклассное мероприятие по английскому языку "Вечер Поэзии"

Данный материал поможет учителям иностранного языка привлечь внимание старшеклассников  к культуре иноязычных стран. Сама презентация была составлена мной лично. Ее можно легко дополнить, включив...

Внеклассное мероприятие для 5-7 классов "Поэзия осени"

Бродит в роще листопад по кустам и клёнамСкоро он заглянет в сад золотистым звоном,Соберем из листьев веер, яркий и красивый,Пробежит по листьям ветер, легкий и игривый.И послушно ветру вслед листья у...

Внеклассное мероприятие по литературе «Вечер нескучной поэзии»

Внеклассное мероприятие по литературе «Вечер нескучной поэзии» ориентирован на учащихся старших классов общеобразовательных школ и студентов учреждений СПО. В разработке указаны цели проведения м...