Рабочая программа по литературе 7 класс
рабочая программа по литературе (7 класс)

Кряжева Любовь Николаевна

Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе авторской программы под редакцией Коровиной

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_liter_7.docx58.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Байкаловская средняя общеобразовательная школа»

Тобольского района Тюменской области

Рассмотрено                                   « Согласовано»                                   «Утверждаю»

 на заседании                                 заместитель директора                        директор МАОУ «Байкаловская СОШ»

методического совета                  по учебно-воспитательной работе      _______Е.Д.Кугаевская

школы                                             ___________Л.В.Бронникова             «10 » августа 2020г.                                                                                                                                                                                                  

«10» августа 2020г.                       «10» августа  2020г                              Приказ №392 от «10» августа 2020г.

Рабочая программа

основного общего образования

учебного предмета «Литература»

для 7 класса

Составил:  Кряжева Любовь Николаевна

учитель русского языка и литературы  высшей квалификационной категории

2020 год

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета

                                                                                                                        Личностные результаты:

  • Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества, усвоение гуманистических ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;

  • Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  • Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества, участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  • Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими товарищами в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  • Формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

  • Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

  • Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся обстановкой;

  • Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

2

  • Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственную связь, строить логическое рассуждение, умозаключение ( индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения познавательных задач;

  • Смысловое чтение, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группах, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций с учетом интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

  • Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности: владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

  • Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты:

  1. осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

  1. понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

  1. обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей русского языка на основе изучения выдающихся произведений российской и мировой культуры;

  1. воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

  1. развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

  1. овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

(п. 11.1 в ред. Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1577)

  1. Понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX-XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

3

  1. Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявления заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

  1. Умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  1. Определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание и роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа), владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

  1. Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

  1. Формирование  собственного  отношения  к  произведениям  литературы,  их

оценка;

  1. Умение интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения;

  1. Понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

  1. Восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

  1. Умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

  1. Написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

  1. Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства, эстетическое восприятие произведений литературы, формирование эстетического вкуса;

  1. Понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных средств в создании художественны образов литературных произведений.

Конкретизируя эти общие результаты, обозначим наиболее важные предметные умения, формируемые у обучающихся в результате освоения программы по литературе основной школы (в скобках указаны классы, когда эти умения стоит активно формировать; в этих классах можно уже проводить контроль сформированности этих умений):

  • определять тему и основную мысль произведения (5–6 кл.);

  • владеть различными видами пересказа (5–6 кл.), пересказывать сюжет; выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу (6–7 кл.);

  • характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики (5–6 кл.); оценивать систему персонажей (6–7 кл.);

  • находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции (5–7 кл.); выявлять особенности языка и стиля писателя (7–9 кл.);

  • определять родо-жанровую специфику художественного произведения (5–9 кл.);

  • объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений (7–9 кл.);

  • выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними (5–7 кл.), постепенно переходя к анализу текста; анализировать литературные произведения разных жанров (8–9 кл.);

4

  • выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения (в каждом классе – на своем уровне);

  • пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями (в каждом классе – умение пользоваться терминами, изученными в этом и предыдущих классах) как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;

  • представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы (в каждом классе – на своем уровне); вести учебные дискуссии (7–9 кл.);

  • собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии (в каждом классе – на своем уровне);

  • выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения (в каждом классе – на своем уровне);

  • выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты

произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению (5-9 класс);

  • ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой (5–9 кл.); пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете (5–9 кл.) (в каждом классе – на своем уровне).

При планировании предметных результатов освоения программы следует учитывать, что формирование различных умений, навыков, компетенций происходит у разных обучающихся с разной скоростью и в разной степени и не заканчивается в школе.

  1. Содержание учебного предмета

Введение. (1ч.) Изображение человека как важнейшая идейно  нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд писателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.

Устное народное творчество (6ч.)

Устное народное творчество как часть общей культуры народа, выражение в нем национальных черт характера. Отражение в русском фольклоре народных традиций, представлений о добре и зле. Народное представление о героическом. Влияние фольклорной образности и нравственных идеалов на развитие литературы. Жанры фольклора.

Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Пётр и плотник». Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда.Микула – носитель лучших человеческих качеств (Трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей  разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость,чувство собственного достоинства – основные черты характера Ильи Муромца.( Изучается одна былина по выбору). Для внеклассного чтения.

Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность.Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели.(Для самостоятельного чтения).

5

«Калевалла»- карело  финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело – финсихэпичесих песен. (Для внеклассного чтения).

Теория литературы. Предание (развитие представлений). Гипербала (развитие представлений). Былина. Руна. Мифологический эпос. ( начальное представление) Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка.. Сборники пословиц.. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различие пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения,метафоры).

Теория        литературы.        Героический        эпос,        афористические        жанры        фольклора.

Пословицы, поговорки. ( развитие представлений).

Из древнерусской литературы (3ч.)

Истоки и начало древнерусской литературы, ее религиозно-духовные корни. Патриотический пафос и поучительный характер древнерусской литературы. Утверждение в литературе Древней Руси высоких нравственных идеалов: любви к ближнему, милосердия, жертвенности. Связь литературы с фольклором. Многообразие жанров древнерусской литературы (летопись, слово, житие, поучение).

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок). «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.

Теория литературы. Поучение (начальные представления).

«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.

Летопись (развитие представлений).

Из русской литературы XVIII века (2ч.)

Идея гражданского служения, прославление величия и могущества Российского государства.

М.В. Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте.

«К статуе Петра Великого», « Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елизаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и её творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деянии на благо Родины важнейшей чертой гражданина.

Теория литературы.  Ода (начальные представления).

Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленье…», «На птичку…», «Признание».Размышление о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.

Из русской литературы XIXвека (26ч.)

Влияние поворотных событий русской истории (Отечественная война 1812 г., восстание декабристов, отмена крепостного права) на русскую литературу. Проблема личности и общества. Тема "маленького человека" и ее развитие. Образ русской женщины и проблема женского счастья. Человек в ситуации нравственного выбора. Интерес русских писателей к проблеме народа.

А.С. Пушкин. Краткий рассказ о писателе.  «Полтава» (Полтавский бой).

«Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн»).

«Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к историй России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев(ПетраI и КарлаXII).Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге».Особенности композиции.

6

Своеобразие языка.. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

Теория литературы.  Баллада (развитие представлений).

«Борис        Годунов»:        сцена        вЧудовом        монастыре».        Образ        летописца        как        образ

древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышление о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям.

«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положение в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.

Теория литературы.  Повесть  (развитие представлений).

М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».Поэма об историческом прошлом Руси.Картина быта 16 века, их значение для понимания характеров и идей поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиции народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.

«Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва», «Ангел». Стихотворение «Ангел»как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживания блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» ( «В минуту жизни трудную…»)- готовность ринуться на встречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.

Теория литературы. Фольклоризм литературы  (развитие представлений).

Н.В. Гоголь. Краткий рассказ о писателе. «Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей – запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести. Особенности изображения людей и природы в повести.

Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия). Литературный герой (развитие понятия).

И.С. Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.

Стихотворения в прозе. «Русский язык».Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.

Теория литературы.  Стихотворения в прозе

Н.А.        Некрасов.        Краткий        рассказ        о        писателе.        «Русские        женщины»:        «Княгиня

Трубецкая».Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.

  • Размышление у парадного подъезда».Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (для чтения и обсуждения)

Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трёхсложные размеры стиха (развитие понятия).

А.К. Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов», «Михайло Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.

СМЕХ СКВОЗЬ СЛЁЗЫ, или «УРОКИ ЩЕДРИНА»

7

М.Е.Салтыков – Щедрин. Краткий рассказ о писателе. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести…». «Дикий помещик». Для самостоятельного чтения.

Теория литературы.  Гротеск (начальное представление).

Л.Н.Толстой. «Детство» (главы из повести): «Классы», «Наталья Савишна», «Матап» и др.Взаимоотношение детей и взрослых. Проявление чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.

Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой – повествователь( развитие понятия).

И.А.Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Цифры».Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых. «Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.

СМЕШНОЕ и ГРУСТНОЕ РЯДОМ, или «УРОКИ ЧЕХОВА»

А.П.Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.

А.П.Чехов «Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А.П.Чехова.(для чтения и обсуждения)

Теория литературы Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений)

«КРАЙ ТЫ МОЙ, РОДИМЫЙ КРАЙ!» Стихотворения русских поэтов ХIХ о родной природе.

В. Жуковский. «Приход весны», И.А.Бунин. «Родина». А.К.Толстой. «Край ты мой, родимый край…, «Благовест», Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

Из русской литературы ХХ века (22ч.)

Тема Родины. Исторические судьбы России. Годы военных испытании и их отражение в русской литературе. Обращение писателей второй половины XX в. к острым проблемам современности. Поиски незыблемых нравственных ценностей в народной жизни, раскрытие самобытных национальных характеров.

М.Горький. Краткий рассказ о писателе «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: б, Алёша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело).Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.«Старуха Изергиль». (Легенда о Данко)

Теория литературы. Понятие о теме        и идее произведения (начальное представление).

Портрет как средство характеристики героя.

В.В.Маяковский. Краткий рассказ о писателе «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения .

Теория литературы. Лирический герой (начальное представление). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальное представление).

Л.Н.Андреев.  Краткий  рассказ  о  писателе        «Кусака».Чувство  сострадания  к  братьям

нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.

А.П.Платонов. Краткий рассказ о писателе        «Юшка». Главный герой произведения, его

непохожесть        на        окружающих        людей,        душевная        щедрость.        Любовь        и        ненависть

окружающих героя людей. Юшка – незаметный герой с большим сердцем. Осознание

необходимости сострадания и уважения        к человеку. Неповторимость и ценность каждой

человеческой личности.

8

«В прекрасном и яростном мире»Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова (для самостоятельного чтения).

Б.Л.Пастернак. Слово о поэте.«Июль», «Никого не будет в доме…». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.

НА ДОРОГАХ ВОЙНЫ

Интервью с поэтом – участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и грозных лет войны в стихотворениях поэтов

– участников войны: А.Ахматовой. К.Симонова., А.Твардовского, А.Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.

Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики.( начальное представление)

Ф.А.Абрамов. Краткий рассказ о писателе «О чём плачут лошади». Эстетические и нравственно – экологические проблемы рассказа

Теория литературы. Литературные традиции Е.И.Носов. Краткий рассказ о писателе «Кукла» («Акимыч»). « Живое пламя». Сила

внутренней духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.

Ю.П.Казаков. Краткий рассказ о писателе.«Тихое утро».Взаимоотношение детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев – сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.

«ТИХАЯ МОЯ РОДИНА»

Стихотворения  о  Родине,  родной  природе,  собственном  восприятии  окружающего(В.

Брюсов,  Ф.  Сологуб,  С.Есенин,  Н.Заболоцкий,  Н.Рубцов).  Человек  и  природа.

Выражение душевных настроений, состояние человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.

А.Т.Твардовский. Краткий рассказ о поэте. «Снега потемнеют синие…», «Июль  макушка лета, «На дне моей жизни». Размышление поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа.

Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).

Д.С.Лихачёв. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодёжи. Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальное представление).

ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ, или СМЕХ Михаила Зощенко

М.М.Зощенко. Слово о писателе. Рассказ«Беда».Смешное и грустное в рассказах писателя.

ПЕСНИ НА СЛОВА РУССКИХ ПОЭТОВ ХХ века

А.Вертинский. «Доченьки»; И. Гофф «Русское поле»; Б. Окуджава. «На смоленской дороге…». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.

Из литературы народов России (1ч.)

Мифология и фольклор народов России как средоточие народной мудрости. Контактные связи русских писателей с писателями – представителями других литератур народов России.

Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте. «Опять за спиною Родная земля», « Я вновь пришел сюда и сам не верю…»( из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине». Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности дагестанского поэта.

9

Из зарубежной литературы (7ч.)

Проблема истинных и ложных ценностей. Сатира и юмор, реально и фантастическое. Фольклор. Жанры фольклора.

Р.Бернс. Особенности творчества «Честная бедность». Представление народа о справедливости и честности. Народно – поэтический характер произведения.

Дж.Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой…» . Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины..

Японские хокку (трехстишие). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времён года. Поэтическая картина, нарисованная одним- двумя штрихами.

Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку)

О.Генри  «Дары  волхвов». Сила  любви  и  преданности.  Жертвенность  во  имя  любви.

Смешное и возвышенное в рассказе.

Р.Д.Бредбери. «Каникулы». Фантастические рассказы Рея Бредбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на земле. Мечта о чудесной победе добра.

  1. Тематическое планирование с указанием количества часов,              отводимых на освоение каждой темы

Наименование

№ урока

Кол-во

разд

раздела

Темы уроков раздела

часов

ела

программы

1

Введение.

1.

Введение. Выявление уровня

1

литературного развития учеников.

Знакомство с учебником.

2.

Устное

2.

Предания. «Воцарение Ивана Грозного»,

1

народное

«Сороки – ведьмы», «Петр и плотник»

творчество.

3

Понятие о былине. Былина «Вольга и

1

Микула Селянинович». Нравственные

идеалы русского народа в образе главного

героя. Прославление мирного труда

4

Анализ былины «Вольга и Микула

3

Селянинович».

5

«Илья Муромец и Соловей-Разбойник».

6

Новгородский цикл былин. «Садко».

Героический эпос в МХК Карело-

финский мифологический

эпос«Калевала», «Песнь о Роланде».

10

7

Р.Р. Подготовка к сочинению

1

«Художественные особенности русских

былин».

8

Пословицы и поговорки. Пословицы

1

народов мира. Сборники пословиц.

Собиратели пословиц.

Всего: 7

3.

«Древнерусска

9

Основы христианской морали в

1

я литература»

«Поучении  Владимира Мономаха».

10

«Повесть о Петре и Февронии

2

Муромских». Фольклорные мотивы.

11

Гимн любви и верности в «Повести о

Петре и Февронии Муромских».

Всего: 3

4.

.Из

русской

12

Стихотворения М.В. Ломоносова.

1

литературы 18

«К статуе Петра Великого», «Ода на день

века.

восшествия»

13

Стихотворения Г.Р. Державина.

1

«Признание», «На птичку»

Всего: 2

5.

Из

русской

14

История в произведениях

1

литературы 19

А.С. Пушкина. Поэма «Полтава».

в.

15

А.С. Пушкин. «Медный всадник».

1

16

А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге».

1

17

А.С. Пушкин «Борис Годунов»: сцена в

1

Чудовом монастыре.

18

А. С. Пушкин «Повести Белкина».

1

«Станционный смотритель»

19

М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана

1

Васильевича, молодого опричника и

удалого купца Калашникова»

20

Нравственный поединок Калашникова с

1

11

Кирибеевичем и Иваном Грозным.

21

М.Ю. Лермонтов: «Когда волнуется

2

желтеющая нива…»

22

М.Ю. Лермонтов: «Молитва», «Ангел».

23

Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба». Эпоха и

1

герои.

24

Товарищество и братство в повести Н.В.

1

Гоголя «Тарас Бульба»

25

Художественные особенности повести

1

Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

26

Р.Р. Подготовка к сочинению по повести

1

Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

27

И.С. Тургенев «Записки

2

охотника»(«Бирюк)»

28

И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе

«Русский язык», «Близнецы», «Два

богача».

29

Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество

1

писателя. Историческая основа поэмы

«Русские женщины».

30

Стихотворения Н.А. Некрасова

1

«Размышления у парадного подъезда»,

«Вчерашний день, часу в шестом…»

31

А.К. Толстой «Василий Шибанов»,

1

«Михайло Репнин»., «Благовест»

32

М.Е. Салтыков-Щедрин и его сказки.

1

«Повесть о том, как один мужик двух

генералов прокормил».

33

М.Е. Салтыков-Щедрин «Дикий

1

помещик». Обличение социальных

пороков.

34

Игра по сказкам Салтыкова-Щедрина.

1

Вариант урока: Литературный ринг

«Проблемы и герои произведений М.Ю.

Лермонтова, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева,

12

Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-

Щедрина».

35

Л.Н. Толстой. «Детство».

1

Взаимоотношения детей и взрослых.

36

Р.Р. Нравственный смысл поступков в

1

повести Л.Н. Толстого «Детство».

37

А.П. Чехов. «Хамелеон». Картина нравов

1

 Средства

юмористической характеристики.

38

1

Два лица России в рассказе А.П. Чехова

«Злоумышленник».

Всего:

26

6.

Край  ты  мой,

39

Стихотворения о родной природе.

1

родимый

Стихотворения И.А. Бунина,

край.

В.А.Жуковский, А.К.Толстой

7.

Произведения

40

И.А. Бунин «Цифры».

1

писателей   20

в.

41

М. Горький. «Детство».

3

Р.Р. Обучение анализу эпизода из повести

42

М. Горького «Детство» (по выбору

43

учителя).

«Легенда о Данко» из рассказа М.

Горького «Старуха Изергиль».

44

Л.Н. Андреев. «Кусака».

1

45

Слово о  Маяковском. Стихотворение

1

«Необычайное приключение, бывшее с

Владимиром Маяковским летом на даче»

46

Стихотворение В.В. Маяковского

1

«Хорошее отношение к лошадям».

47

А.П. Платонов. «Юшка».

1

13

48

Сострадание и уважение к человеку в

1

рассказе А.П. Платонова «В прекрасном и

яростном мире»

49

Р.Р. Сочинение  «Нужны ли в жизни

1

сочувствие и сострадание?»

50

51

Б.Л.Пастернак « Никого не будет

2

дома…», «Июль».

52

А.Т.Твардовский « Снега потемнеют

синие…», «Июль – макушка лета…»

53

Р.Р. Стихотворения о ВОВ.

1

54

Ритмы и

1

образы военной лирики.

55

Е.И. Носов «Кукла»

1

56

.И. Носов «Живое пламя». Взаимосвязь

1

природы и человека.

57

Ю.П. Казаков.  «Тихое утро»

1

58

Д.С. Лихачев. Главы из книги «Земля

1

родная». Духовное напутствие молодежи.

8.

Писатели

59

Смешное и грустное в рассказах М.М.

1

улыбаются

Зощенко. Рассказ «Беда».

9.

Стихотворени

60

Р.Р. Тихая моя Родина». Стихотворения о

1

я   о   родной

родине, родной природе (В. Брюсов, Ф.

природе.

Сологуб, С. Есенин, Н. Рубцов, Н.

Заболоцкий и др.). А.Вертинский.

«Доченьки»; И. Гофф «Русское поле»; Б.

Окуджава. «На смоленской дороге…».

10.

Из

61

Особенности художественной образности

1

литературы

дагестанского поэта Расула  Гамзатова.

народов

России.

11.

Зарубежная

62

Р. Бернс «Честная бедность» и другие

1

литература

стихотворения.

14

63

Дж. Г. Байрон. «Ты кончил жизни путь,

2

герой!..». Гимн славы герою, павшему в

64

борьбе за свободу родины.

Японские трехстишия хокку (хайку).

Особенности жанра.

65

Нравственные проблемы в произведениях

1

зарубежных писателей. О. Генри. «Дары

волхвов».

66

Фантастический рассказ-предупреждение

2

Р.Д. Брэдбери «Каникулы». Мечта о

67

победе добра.

Обобщение знаний за курс 7 класса

Всего: 6

68

Рекомендация книг для летнего чтения,

1

проверка техники чтения.

15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....