ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ РАБОТЫ
проект по литературе

Юмадеева Зульфия Хамитовна

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СПОСОБСТВУЕТ ФОРМИРОВАНИЮПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ МОТИВОВ УЧЕНИЯ, ТАК КАК УЧАЩИЕСЯ ВИДЯТ КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КОТОРЫЙ ВОЗВЕЛЕЧИВАЕТИХ В СОБСТВЕННЫХ ГЛАЗАХ И ВЫЗЫВАЕТ ЖЕЛАНИЕ УЧИТЬСЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ СВОИ ЗНАНИЯ. УМЕНИЯ И ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Научно-исследовательский проект

Слайд 2

Цели и задачи: Пронаблюдать какую роль чтение и книги играют в жизни учащихся; Проанализировать роль чтения для ребят нашего класса и школы; Познакомить с упражнениями для повышения качества чтения. Найти мнения известных людей о книге, о чтении

Слайд 3

Методы: Изучение литературы и источников Интернета по данной теме. Проведение анкетирования. Анализ полученных результатов. Формулировка выводов.

Слайд 7

Любая книга — умный друг: Чуть утомит, она смолкает; Она безмолвно поучает, С ней назидателен досуг. (Лопеде Вега) Книги — это инструмент насаждения мудрости. (КоменскийЯ.)

Слайд 8

Читая в первый раз хорошую книгу, мы испытываем тоже чувство, как при приобретении нового друга. Вновь прочитать уже читанную книгу — значит вновь увидеть старого друга. (Вольтер) Нужно читать и уважать только те книги, которые учат понимать смысл жизни, понимать желания людей и истинные мотивы их поступков. (Горький М.) Некоторые ценят книги по их объему, точно написаны они для упражнения рук, а не ума. (Грасиан-и-Моралес)

Слайд 9

Хорошая книга — это подарок, завещанный автором человеческому роду. (АддисонД.) Книги изречений... не только не подавляют самостоятельной деятельности ума, но, напротив, вызывают ее. (ТолстойЛ.Н.) Книга всегда была для меня советницей, утешительницей, красноречивой и спокойной, и я не хотела исчерпать ее благ, храня их для наиболее важных случаев. (ЖоржСанд)

Слайд 10

«Надо знать книгу. Надо любить и верить в нее. Надо выработать в себе уменье и практическую сноровку работать при помощи книги».(Н.А. Рубакин)

Слайд 11

«Чтение – это один из истоков мышления и умственного развития». (В.А. Сухомлинский) «Что может быть драгоценнее, чем ежедневно входить в общение с мудрейшими людьми мира». (Л.Н. Толстой)

Слайд 13

«Книга жизнеспособна лишь в том случае, если дух ее устремлен в будущее». (Оноре де Бальзак)

Слайд 14

« Что за наслаждение находится в хорошей библиотеке. Смотреть на книги – и то уже счастье». (Чарльз Лэм) «Книги – лучшие товарищи старости, в тоже время лучшие руководители юности». (Сэмлоэл Смайлс)

Слайд 15

«Книга – это учитель без платы и благодарности. Каждый миг дарит тебе откровения мудрости» Чтение оказывает сильное влияние на человека. Экранная культура не может заменить книгу, потому что телеинформация искажает сообщение.



Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ по литературе:

Составление электронного альбома

«Словесные и живописные портреты русских крестьян»

(по рассказам из цикла «Записки охотника» И. С.Тургенева)

Выполнили учащиеся 6 класса

2019-2020 учебный год

hello_html_278d22b.jpg

hello_html_11a89000.jpg

hello_html_m3cf51497.jpg

Иван Сергеевич Тургенев с детства любил природу родного края. Часто убегал он с одним из дворовых в глушь сада, который был для будущего писателя совершенно особым миром. «Эти деревья, эти зеленые листья, эти высокие травы заслоняли нас от всего остального мира», — писал он. Местные лесники и охотники рассказывали мальчику о жизни и повадках птиц, брали его с собой на охоту. Эта страсть и привела его в последующем к написанию знаменитых «Записок охотника», где Тургенев выступил как первоклассный художник-реалист.

В «Записках охотника» Тургенева — не только картины русской природы. Непритязательная обстановка крестьянской избы, хозяйственный двор у помещика, куры, копающиеся в навозе, лошади, обмахивающиеся хвостами, картинка конской ярмарки — вся эта проза обыденной жизни превращается у писателя в поэзию. Тургенев характеризует человека через окружающие его вещи, через обстановку домашнего быта, через описания природы.

hello_html_m7f441d3a.jpg

В рассказе «Бирюк» автор описывает небольшую бедную избушку, в одном окошечке которой тускло светит огонек. А вот и описание самого дома: «Изба лесника состояла из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой, без полатей и перегородок. Изорванный тулуп висел на стене. На лавке лежало одноствольное ружье, в углу валялась груда тряпок; два больших горшка стояли возле печки». Общее впечатление о скромной жизни крестьянина усиливается стоящей на столе лучиной, которая едва горит, «печально вспыхивая и погасая». Девочка лет двенадцати сидит на крошечной скамейке, одной рукой качая люльку, привязанную к концу длинного шеста на самой середине комнаты, другой рукой поправляя гаснущую лучину. Сердце героя заныло, когда увидел он эту невеселую картину.

hello_html_6bb7a61a.jpg

hello_html_1852d7d5.jpg

Хозяин хибарки, лесник Фома, по прозвищу Бирюк, исправно трудится на своей должности, стараясь честно заработать жалкие гроши, которых и хватает-то лишь на кусок хлеба. Бирюка за честность боялись все мужики в округе: «Вязанки хворосту не даст утащить; в какую бы ни было пору, хоть в самую полночь, нагрянет, как снег на голову, и ты не думай сопротивляться, — силен, дескать, и ловок, как бес... И ничем его взять нельзя: ни вином, ни деньгами; ни на какую приманку не идет ».

Хозяин и рад бы чем-нибудь попотчевать гостя «Самовар бы я вам поставил, — говорит лесник, — да чаю у меня нету...» Снова осмотревшись вокруг, гость испытал еще более удручающее чувство. « Горький запах остывшего дыма неприятно стеснял мне дыхание», — рассказывает нам попавший в избу лесника барин. Девочка продолжала качать люльку, понурив свое печальное личико. Хозяйки у Бирюка не было: оставив ему маленького ребенка, она «с прохожим мещанином сбежала».

В рассказе «Бирюк» писатель затрагивает экономическую основу классовых отношений помещиков и крестьян. Однако главное зло он видит в рабском, бесправном положении крепостного крестьянина, в его личной зависимости от помещика. Крепостной гнет, насилие и издевательства рождали возмущение и протест в народной среде, мимо чего не мог пройти писатель-реалист Тургенев.

Голод и нищета толкают крестьян на воровство и различные ухищрения. Делал это и мужик, которого Бирюк поймал на рубке дерева. У него было «испитое, морщинистое лицо, нависшие желтые брови, беспокойные глаза, худые члены... ». Мокрый, в лохмотьях, с растрепанной бородой, «с голодухи» вышел он в эту дождливую ночь в лес. Крайнее уныние звучит в голосе крестьянина, когда тот просит отпустить его: «Ей- богу, с голодухи... детки пищат, сам знаешь...

Разорены... Круто, во как приходится... Нужда, Фома Кузьмич, нужда как есть...» Затем, понимая безвыходность своего положения, бедняк уже в отчаянии говорит: «Все едино — пропадать; куда я без лошади пойду? Пришиби — один конец; что с голоду, что так — все едино. Пропадай все: жена, дети — околевай все...»

Конечно, Бирюк отпустил мужика. Как же ему не понять его? Ведь его собственная жизнь не намного лучше.

«Бежин луг»- рассказ из цикла «Записки охотника».
Герой рассказа, Пётр Петрович, охотясь, заблудился в лесу и вышел к месту, которое местные жители называли Бежиным лугом. Здесь он заметил костёр, рядом с которым сидели люди. Подойдя поближе, он увидел мальчиков, которые стерегли табун лошадей. Они приняли Петра Петровича как доброго путешественника, а не как конокрада, которых сторожи лошадей всегда опасаются. Видно, было в его внешности что-то притягивающее и доверительное. Они по-братски пригласили его к огню и переночевать. Мальчиков было пять. Федя был одним из заводил, сын зажиточного крестьянина. Павел - немного неказист, но в нём чувствовалась железная воля. У Кости было необычное лицо, похожее на лицо белки, с задумчивым взором. Ваня был самый тихий, неразговорчивый мальчик лет семи. А у Илюши было неприметное лицо, но зато он знал много прибауток, легенд. Мальчики стали рассказывать друг другу разные поверья, связанные с нечистой силой. Конечно, все эти истории – выдумка, но ребята верят всему, ни в чём не сомневаясь. Для них это - развлечение, детские забавы. Тургенев душой проникся во внутренний мир крестьянских детей и понял их проблемы, радости, тревоги. Он сумел создать в своём повествовании несколько мальчишеских характеров и наделил этими характерами именно детей потому, что они более свободны в своих мыслях, чем взрослые. Их тоже ждёт взрослая трудная крестьянская жизнь с заботами и невзгодами, когда некогда балагурить и сочинять сказки.

hello_html_m59b2843.jpg

hello_html_2d42a9dc.jpg


В этом рассказе И. С. Тургенев создал также великолепные пейзажи, любовно описывая лучезарное солнце, воздушные облака, знойные запахи лета. Писатель подробно описывает летнюю ночь, все движения в природе накануне утра. Он как бы связывает воедино детей и природу, показывая мальчиков в их естественности и простоте. В этих описаниях мы видим мастерство художника. 

Рассказ И. С. Тургенева «Муму» знакомит нас со временем крепостничества, раскрывает всю жестокость и несправедливость отношения господ к крепостным.

hello_html_13de324a.jpg

Герасим — главный герой рассказа, простой дворник, но единственный из всех героев, кто вызывает в нашем сердце не только сочувствие и сопереживание, но и искреннее уважение.
С первых страниц рассказа мы узнаем, что Герасим «славный был мужик» , трудолюбивый, сильный, могучий. Богатырской была не только внешность Герасима, но и его душа, и именно это отличало его от окружающих. Глухонемой от рождения, этот человек был способен на искреннюю любовь и дружбу, был ответственным и серьезным, отзывчивым и добросердечным.
Одинокое сердце Герасима было способно на трепетные и нежные чувства. Трогательно ухаживание этого работящего гиганта за робкой прачкой Татьяной, его нехитрые подарки ей. Стойко выносит он и понимание невозможности жениться на любимой девушке, потому что своенравная барыня выдает ее замуж за горького пьяницу. Так необходимые Герасиму любовь, верность, преданность он находит лишь в спасенной им от верной смерти собаке — Муму.

Как рад Герасим, что рядом с ним живет искренний и преданный друг!
Всю свою нежность и ласку отдает он собачке, платящей ему за хорошее отношение радостью и любовью. Но еще один удар постигает несчастного дворника: барыня велит избавиться от собаки. Верный своему долгу, Герасим сам берется выполнить настойчивое повеление барыни.

hello_html_m1a2a0454.jpg

hello_html_m71e9e054.jpg

hello_html_61854ec5.jpg

Но после смерти Муму его уже ничто не может удержать в господском доме. Никому не сказав ни слова, возвращается Герасим в родные места, к полям, сенокосу, незатейливой крестьянской жизни. Даже в тяжелых условиях своей подневольной жизни он сумел сохранить гордость и собственное достоинство, служа капризной и вздорной барыне, но не прислуживая ей.
Герасим протестует против одиночества, которое навязывала ему барыня, отняв у него любимую Татьяну и собачку Муму. После всех лишений он понял, что нужно бороться за своё счастье, за свою свободу.

hello_html_430fd4b.jpg

11



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Лайтамакская средняя общеобразовательная школа

Исследовательский проект на тему:

"Мистика в жизни и творчестве Н.В.Гоголя"

Выполнили учащиеся 8 класса

Руководитель:

Юмадеева Зульфия Хамитовна,

учитель русского языка и литературы

2019

Содержание

  1. Введение……………………………………………………………..3
  2. Основная часть
  1. Биография……………………………………………………………..5
  2. «Вечера на хуторе близ Диканьки»………………………………….7
  3. «Вий»…………………………………………………………………..10
  4. «Нос»…………………………………………………………………..12
  5. «Шинель»………………………………………………………………14
  1. Заключение……………………………………………………………15
  2. Список Литературы…………………………………………………18

I.ВВЕДЕНИЕ

« Для того чтобы постичь Гоголя, надо или родиться Гоголем,

или, совершенствуясь духовно, преодолев в себе читательские

стереотипы и мыслительную инерцию, научиться читать

и мыслить заново…»

В.П.Астафьев

Николай Васильевич Гоголь – один из невероятно загадочных русских писателей, его слава вышла далеко за пределы русского культурного пространства. Его книги интересны на протяжении всей жизни, каждый раз удается найти в них что-то новое, необычное. Но в то же время нет более загадочной фигуры в русской литературе, чем Гоголь. О его жизни и смерти существует больше мифов, чем о любом другом писателе. Отчего Гоголь никогда не был женат? Почему у него никогда не было собственного дома? Зачем он сжег второй том «Мертвых душ»? И, конечно, самая большая загадка – это тайна его болезни и смерти. Вот как писал русский философ и литературный критик Константин Мочульский: «Жизнь Гоголя – сплошная пытка, самая страшная часть которой, протекавшая в плане мистическом, находится вне нашего зрения. Человек, родившийся с чувством космического ужаса, видевший вполне реально вмешательство демонических сил в жизнь человека, боровшийся с дьяволом до последнего дыхания, - этот же человек «сгорал» страстной жаждой совершенства и неутомимой тоской по Богу».

Актуальность исследования. Мистические мотивы имеют широкое распространение в русской классической, а также современной литературе. Будучи гораздо древнее письменного слова, мотивы эти уходят своими корнями в фольклорные и мифологические системы славянских и других народов.

Именно в творчестве Николая Васильевича Гоголя мы встречаемся с частыми обращениями к мистическим мотивам, и примером этому может служить его сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки». Как и каждый писатель, переосмысливающий в ходе творческой работы первоначальный материал, взятый за основу, Гоголь не просто переносит на бумагу народные сказания (хотя и сам писатель утверждал, что не изменял малороссийского предания), но и на основе виденной им реальности создает новое, истинно художественное произведение.

Чтобы понять сущность мистических мотивов в творчестве Н.В. Гоголя, необходимо проследить их связи с собственно народным творчеством, с объективной реальностью, которая окружала писателя, выявить место каждого из двух миров в целостной системе каждого из рассматриваемых произведений: «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Петербургские повести».

В данной работе мистические мотивы в творчестве Н.В. Гоголя исследуются с двух точек зрения:

  1. С фольклорной точки зрения: исследуются мифологические и народные источники, использованные Н.В. Гоголем для создания произведений;
  2. С литературоведческой точки зрения: рассматривается специфика мистических персонажей в произведениях Гоголя, их отличие от первоначальных фольклорных прообразов;

Целью исследования является рассмотрение специфики мистических мотивов в произведениях Н.В. Гоголя.

Гипотеза: мистические образы в творчестве Н.В.Гоголя связаны с необычными событиями в его жизни.

Задачи работы:

  • сопоставление литературных мистических образов, созданных Н.В. Гоголем, с их фольклорными прототипами, выявление сходства;
  • рассмотрение специфики гоголевских мистических персонажей;
  • исследование причин введения мистической линии в изучаемых произведениях, их ценности для сюжета и идейного содержания.

Фантастику Гоголя часто сравнивают с фантастикой ряда зарубежных писателей – главным образом Гофмана. Действительно, в произведениях Гоголя и Гофмана можно найти сходные черты. Тем не менее, сама природа фантастики, ее место у Гоголя отличаются своими особенностями, прежде всего реалистической основой. В произведениях Гоголя бытовые атрибуты всегда сохраняют свою сущность, содействуют пониманию мотивов и смысла ряда фантастических лиц и событий. По словам В. Белинского: «Совершенная истина жизни в повестях Гоголя тесно соединяется с простотою вымысла».

В.Я. Брюсов подчеркивал: «Стремление к крайностям, к преувеличениям, к гиперболам сказалось не только в творчестве Гоголя, не только в его произведениях: тем же стремлением была проникнута вся его жизнь. Все совершающееся вокруг он воспринимал в преувеличенном виде, призраки своего пламенного воображения легко принимал за действительность и всю свою жизнь прожил в мире сменяющихся иллюзий».

Этапы и методы исследования: исследование шло двумя путями: поисково-аналитическим и теоретико-практическим. Производился теоретический и сравнительно-сопоставительный анализ источников, систематизация, классификация и интерпретация материала, уточнение целей и задач исследования. На этапе обобщения обрабатывалась и систематизировалась полученная информация, оформлялись результаты исследования.

В ходе исследования был использован комплекс методов: структурно - функциональный анализ источников, относящихся к теме исследования, изучение проблемы, методы обобщения и систематизации полученных данных, сопоста Практическая значимость: результаты проведенного исследования могут послужить фактическим материалом для проведения уроков, внеклассных мероприятий по творчеству Н.В.Гоголя. Полученные данные можно использовать на классных часах, на уроках русского языка и литературы, для школьной газеты и телевидения, конференции.

II.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.БИОГРАФИЯ

Гоголь родился третьим в семье, где всего было шесть девочек и шесть мальчиков. Первые два его брата родились мертвыми, так что он был первым выжившим ребенком. Имя Николай он получил в честь иконы Святого Николая, находившейся в местной церкви. В годы своего гимназического ученичества Гоголь показывал неважные результаты. Успешен он был в основном в рисовании и неплохо знал грамматику русского языка, а вот талантом к языкам не обладал и, как ни странно, сочинения писал плохо. В гимназии обучение было организовано даже по тем временам консервативно, приветствовалась зубрежка и применялись наказания розгами, отведать которых приходилось и Гоголю.

Уже в гимназии Гоголь не представлял свою судьбу такой, какая обычно ждала большинство людей его круга. Он был уверен в том, что ему уготована особая судьба, и говорил о знаках провидения, в которые верил. И действительно, мистика преследовала его всю жизнь, что нашло отражение в особенностях его творчества.

Гоголь отличался большим количеством чудачеств и странностей характера. Он чувствовал себя некомфортно в присутствии незнакомых людей, боялся грозы. Необычным было также для него, как мужчины, увлечение рукоделием и кулинарией. Но, несмотря на количество странностей, посмертные психиатрические исследования не подтверждают наличия у него каких-либо психических заболеваний. Скорее всего, гениальный писатель был чудаком и мистификатором, иногда подверженным депрессии.

Широко известен биографический факт, что Гоголь был сладкоежкой. Он в невероятных количествах поглощал сладости, и всегда забирал сахар, подаваемый к чаю, чтобы потом грызть его в течение дня.

Гоголь стеснялся своего большого носа необычной формы и, по-видимому, просил художников немного исправлять его на рисунках. Поэтому на разных портретах Гоголь выглядит по-разному. Переживания по поводу собственного носа у Гоголя были настолько сильными, что в конце концов вылились в повесть "Нос".

Сюжет "Ревизора" был основан на реальных событиях, и был подсказан писателю Пушкиным. И именно Пушкин уговаривал продолжать работу над "Ревизором", когда Гоголь решал покончить с произведением.

Знаменитое произведение писателя "Вий" скорее всего было от начала до конца вымыслом самого Гоголя. Хотя он утверждал, что слово в слово пересказал народное предание, исследователям не удалось обнаружить никаких следов сюжета "Вия" в народном фольклоре.

В конце жизни психологическое состояние Гоголя существенно ухудшилось, и он, видимо, сильно попал под власть собственных страхов. За несколько дней до смерти он уничтожает продолжение "Мертвых душ". Также он распорядился, чтобы его надгробие соответствовало православным канонам и велел не хоронить тело до тех пор, пока на нем не появятся явные признаки разложения.

При перезахоронении Гоголя, по одной из версий его голова была повернута в сторону, а по другой - вообще отсутствовала, так как была похищена для коллекции основателя театрального музея Алексея Бахрушина. Впоследствии эта версия была обыграна Булгаковым в романе "Мастер и Маргарита" в эпизоде с похищением Бегемотом головы Берлиоза.

При перезахоронении на новой могиле Гоголя решили установить бюст, а камень, лежавший там ранее, перенесли на могилу Булгакова. Так после смерти протянулась связь между, наверное, двумя самыми мистическими русскими писателями. После этого в новом свете предстает фраза Булгакова, обращенная к Гоголю: "Учитель, укрой меня своей шинелью".

2. «ВЕЧЕРА НА ХУТОРЕ БЛИЗ ДИКАНЬКИ»

Мир, открывавшийся в «Вечерах на хуторе близ Диканьки», мало имел общего с той реальной действительностью, в условиях которой жил Гоголь. Это был веселый, радостный, счастливый мир поэтической сказки, в котором преобладает светлое мажорное начало. В «Вечерах» обильно введены элементы украинской народной фантастики, легенды. Рядом с людьми действуют ведьмы, русалки, колдуньи, черти. Настоящая жизнь и легенда воспринимались читателями «Вечеров» как единое целое.

Рассказы словно бы сотканы из украинских сказок, песен, былей. Здесь, как говорил Белинский, возникает особый мир «поэтической действительности, в которой никак не узнаешь, что в ней быль и что сказка, но все поневоле принимаешь за быль».

Рассказ «Ночь перед Рождеством» начинается с того, что ведьма вылетает из трубы на метле и прячет в рукав звезды, а черт ворует Месяц и, обжигаясь, прячет его в карман. Но ведьма, оказывается, мать кузнеца Вакулы, ловкая кокетка, которая умеет «причаровывать к себе степенных казаков». Человек не только не боится «нечистой силы», он заставляет ее служить себе. Черт, хоть и явился прямо из Ада, не так уж и страшен: верхом на черте Вакула летит в Петербург, чтобы привезти своенравной красавице Оксане такие же черевички, как у самой царицы. В таком духе идет все повествование, идет переплетение сказки и были. Фантастическое и реальное смешано у Гоголя в каком-то причудливом гротеске. Фантастическим перипетиям удивляются не только читатель, но и сами персонажи. Так, Вакула недоуменно глядит на искусство Пацюка, глотающего вареники, предварительно окупающиеся в сметану.

В ранних циклах («Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород») черт имеет реальные типологические черты. У него «узенькая, беспрестанно вертящаяся и нюхающая все, что ни попадется, мордочка, оканчивающаяся, как у наших свиней, круглым пятачком», «острый и длинный хвост». Это мелкий бес, осмысленный в фольклорных традициях.

Гоголь «при свете смеха исследует природу этой мистической сущности», который заставляет людей «делать что-то подобное человеческому, как механик своего безжизненного автомата» или толкает невесту в объятия «страшной черной кошки с железными когтями», то есть в объятия ведьмы.

Гоголевский черт – это «недоразвитая ипостась нечистого; трясущийся, хилый бесенок; дьявол из породы мелких чертей, которые чудятся нашим пьяницам». Вторжение демонических сил в жизнь человека становится причиной той пустоты в мире, где забыли Бога, которая рождает гибель. В этом ирреальном мире даже красота становится чем-то страшно пронзительным, сопровождаемым не только бесовски - сладким чувством, но и паническим ужасом.

Таким образом, одна из ипостасей гоголевского беса заключается в явлении «бессмертной пошлости людской», которую надо «бить по морде, не смущаясь». Эта пошлость есть «начатое и неоконченное, которое выдает себя за безначальное и бесконечное», она отрицает Бога и отождествляется со всемирным злом.

В повести «Майская ночь, или утопленница» эпизод, когда мачеха, обратившаяся в страшную черную кошку, пытается задушить панночку – дочку сотника, но лишается лапы с железными когтями, навеян детскими видениями Гоголя.

Он рассказывал А. О. Смирновой о приключившейся с ним истории, когда было Гоголю всего пять лет: « Я сидел один в Васильевке. Отец и мать ушли. Оставалась со мной одна старуха няня, да и та куда-то отлучилась. Спускались сумерки. Я прижался в уголку дивана и среди полной тишины прислушивался к стуку длинного маятника старинных стенных часов. В ушах шумело, что-то надвигалось и уходило куда-то. Верите ли, - мне тогда уже казалось, что стук маятника был стуком времени, уходящего в вечность. Вдруг слабое мяуканье кошки нарушило тяготивший меня покой. Я видел, как она, мяукая, осторожно кралась ко мне. Я никогда не забуду, как она шла потягиваясь.

А мягкие лапы слабо постукивали о половицы когтями, и зеленые глаза искрились недобрым светом. Мне стало жутко. Я вскарабкался на диван и прижался к стене.

«Киса, киса», - пробормотал я и, желая ободрить себя, соскочил и, схвативши кошку, легко отдавшуюся мне в руки, побежал в сад, где бросил ее в пруд, где несколько раз, когда она старалась выплыть и выйти на берег, отталкивал ее шестом. Мне было страшно, я дрожал, а в то же время чувствовал какое-то удовлетворение, может быть месть за то, что она меня испугала. Но когда она утонула, и последние круги на воде разбежались – водворились полный покой и тишина, - мне вдруг стало жалко «кисы». Я почувствовал угрызения совести. Мне казалось, что я утопил человека. Я страшно плакал и успокоился только тогда, когда отец, которому я признался в поступке своем, меня высек».

В «Майской ночи» ведьму-мачеху утаскивает в пруд утопленница-панночка.

В основу сюжета повести «Вечер накануне Ивана Купалы» положен славянский языческий праздник Ивана Купалы, русской православной церковью приуроченный к Рождеству Ивана Предтечи (24 июня по старому стилю).

В Малороссии существует поверье, что папоротник цветет лишь раз в год, именно в полночь перед Ивановым днем, огненным цветом. Успевший сорвать его – несмотря на все призраки, ему препятствующие в этом, находит клад. Клад в повести становится дьявольским искушением, которого не выдерживает Петрусь, убивший невинного ребенка и добывший золото этой страшной ценой.

Потому неизбежна суровая кара за кровавое преступление, не принесшее счастья молодым. Ведь так призрачно и недолговечно богатство, приобретенное нечестным путем.

А. К. Вронский в книге «Гоголь» пишет – «Фантастическое у Гоголя отнюдь не внешний прием, не случайное и не наносное. Удалите черта, колдуна, ведьм, мерзостные свиные рыла, повести распадутся не только сюжетно, но и по своему смыслу, по своей идее.

Злая, посторонняя сила, неведомо, со стороны откуда-то взявшаяся, разрушает тихий, безмятежный, стародавний уклад с помощью червонцев и всяких вещей – вот в чем этот смысл. В богатстве, в деньгах, кладах, - что-то бесовское: они манят, завлекают, искушают, толкают на страшные преступления, превращают людей в жирных скотов, в плотоядных обжор, лишают образа и подобия человеческого.

Вещи и деньги порой кажутся живыми, подвижными, а люди делаются похожими на мертвые вещи; подобно Чубу, куму, дьяку они благодаря интригам черта превращаются в кули».

3.«ВИЙ»

В сборнике повестей «Миргород» одной из самых мистических и страшных является повесть «Вий».

Повесть была начата Гоголем в 1833 году.

Вий, имя фантастического подземного духа, было придумано Гоголем в результате соединения имени властителя преисподней в украинской мифологии «железного Ния» и украинских слов «вия» - ресница и «повико» - веко. Отсюда – длинные веки гоголевского персонажа.

В примечании к «Вию» Гоголь указывает, что « вся эта повесть есть народное предание» и что он его передал именно так, как слышал, почти ничего не изменив. Однако до сих пор не обнаружено ни одно произведение фольклора, сюжет, которого точно напоминал бы повесть. Лишь отдельные мотивы «Вия» сопоставимы с некоторыми народными сказками и преданиями.

Гоголь – реалист. Его поэзия реальна, поэзия жизни действительной, жизни кротко знакомой нам. Иногда в творчестве Гоголя стирается грань между вымыслом и реальностью. «Вий» один из примеров такого произведения. Эти «набожные» люди лишь хотят казаться таковыми. Но они обманывают, прежде всего, себя.

Если в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Гоголь рассматривал три типа души (чистая – гибнущая – погибшая), то в «Вие» душа, погибшая окончательно. И Гоголь, верующий в Бога, показывает, какая участь ждет такую душу.

В «Вие» Хома Брут гибнет от мести ведьмы, его неопытная душа поклонилась обольщению бесовскому.

Основной психологический мотив этого рассказа – страх. Страх бывает двоякий: страх перед сильным и страх перед таинственным – мистический страх. Так вот здесь изображен именно мистический страх.

Предсмертное желание дочери сотника (ведьмы) – чтобы после смерти ее в продолжение трех дней читал отходную Хома Брут.

- Как воспринял это Хома? («…вздрогнул по какому-то безотчетному чувству… Темное предчувствие говорило ему, что ждет его что-то недоброе…»)

Хома боялся, но, несмотря на страх, он помышляет о корысти:

«…зато пан набьет мне оба кармана чистыми червонцами…»

Анализируя три ночи, мы исследуем психологическое состояние героя, подвергшегося искушению: страстному желанию выкурить люльку, заглянуть в лицо покойнице, страстному любопытству и перечившему себе чувству страха, невозможности удержаться от принятия спиртного перед очередным походом в церковь…

«…Невольное чувство, казалось, шептало ему…» - страшна освещенная церковь ночью, с мертвым телом и без души людей»

«…Вдруг…среди тишины…с треском лопнула железная крышка гроба, и поднялся мертвец. Еще страшнее был он, чем в первый раз. Зубы его страшно ударялись ряд о ряд, в судорогах задергались его губы, и, дико взвизгивая, понеслись заклинания. Вихорь поднялся по церкви, попадали на землю иконы, полетели сверху вниз разбитые стекла окошек. Двери сорвались с петлей, и несметная сила чудовищ влетела в божью церковь. Все летело и носилось, ища повсюду философа…»

Хома поддается искушению, он не может сопротивляться, и в итоге это его губит. Он не одолел силу ведьмы, так как пренебрег правильным обращением с Писанием, не захотел услышать внутренний голос: «Не гляди!»

«В «Вие» - отмечал А. К. Вронский – милая чувственность, земное, существенное ведет борьбу со смертными очарованиями, с темными душевными наслаждениями, с погибельным миром, но таящим неизъяснимые наслаждения».

4.«НОС»

Владимир Набоков связывал главного героя повести с особенностями внешности самого Гоголя: «Его большой и острый нос был так длинен и подвижен, что в молодости он умел пренеприятно доставать его кончиком нижнюю губу; нос был самой чуткой и приметной чертой его внешности. Нос лейтмотивом проходит через его сочинения: трудно найти другого писателя, который с таким смаком описывал бы запахи, чиханье и храп. Обостренное ощущение носа в конце концов вылилось в повесть «Нос» - поистине гимн этому органу. Его фантазия ли сотворила нос или нос разбудил фантазию – значения не имеет».

Не всегда мог контролировать себя герой повести «Нос», которую

можно считать первым произведением русской литературы о превращении

человека в кого-то не похожего на окружающих и в силу своей непохожести

неспособного уже жить прежней жизнью. Для того, чтобы подобное

превращение совершилось, нужно совсем немного: забрать у человека одну

из самых незначительных частей его – нос. Жертвой подобной

мистификации стал коллежский асессор Ковалев, который ничем не

отличался от других «коллежских асессоров», лишь любил, чтобы все называли его майором. «По этому-то самому и мы будем вперед этого коллежского асессора называть майором».

Итак, однажды утром майор Ковалев «проснулся довольно рано» и, «к величайшему изумлению своему, увидел, что у него вместо носа совершенно гладкое место!». «Проснулся довольно рано» и цирюльник Иван Яковлевич и обнаружил в булке, которую он разрезал, именно нос майора Ковалева. Каким образом смог отрезать нос Иван Яковлевич, а тем более как этот нос оказался в булке, осталось невыясненным, но точно известно, что из рук цирюльника нос отправился в Неву с Исаакиевского моста. Именно с этого момента начинаются мучения майора, в ходе которых он понимает, что «без носа человек – черт знает что!». Если действия Ковалева после этого досадного происшествия поддаются объяснению, то действия носа ничем объяснить нельзя. Вместо того чтобы плавать в Неве, нос совершенно невероятнейшим образом оказывался в карете в центре Петербурга. «Он был в мундире, шитом золотом, с большим стоячим воротником; на нем были замшевые панталоны; при боку шпага». Ковалев «чуть не сошел с ума от такого зрелища». Его собственный нос разъезжает по Петербургу в чине статского советника (что гораздо выше чина самого Ковалева), он молится в Казанском соборе, ездит с визитами, да еще и отвечает на высказывания Ковалева, что он (нос) «решительно ничего не понимает».

Вследствие, казалось бы, незначительной перемены внешности майора весь мир перевернулся с ног на голову. Мало того, что нос обрел все человеческие свойства и признаки, - он стал могущественнее своего обладателя, демонстрируя тем самым ничтожную роль человека в этом городе, в этом мире. После потери носа Ковалев не свободен в своих действиях, круг его возможностей снизился почти до точки, и все его усилия направлены на одно – вернуть столь «заметную часть тела» на прежнее место.

Вещи играют очень важную роль в произведениях Гоголя, люди растворяются в этом мире вещей. Поэтому неудивительно, что мир предметов – город – подавляет человека, делает его существование механистическим и инерционным.

5.«ШИНЕЛЬ»

Мысль о человеке, душу которого вдохнул Бог, а судьбу нередко определяет черт, видимо, не оставляла Гоголя. Герой повести «Шинель» Акакий Акакиевич Башмачкин во всем обижен судьбой, даже имя при рождении получил неблагозвучное. Но Башмачкин не ропщет: ему уже за пятьдесят, он не пошел дальше переписки бумаг, не поднялся чином выше титулярного советника; у него нет семьи, друзей, не ходит он в театр, ни в гости, ни просто погулять: все его духовные потребности удовлетворяются переписыванием бумаг.

Гоголь детальнейшим образом описывает, как окончательно протерлась старая, много раз чиненная шинель Акакия Акакиевича, как он по-детски пытался убедить портного Петровича, что сукно еще новое, поставить бы заплатки; как Башмачкин пытается раздобыть недостающие сорок рублей, как сэкономить. Наконец вожделенная шинель приобретается, но вскоре и ее крадут. Акакий Акакиевич бесполезно ходит по чиновникам, пытаясь разыскать пропавшую шинель и… умирает, не выдержав равнодушия со стороны «значительного лица».

Смерть, казалось бы, поставила точку в истории Акакия Акакиевича. Но Гоголь преподносит читателю еще одну неожиданность. Он рассказывает о мертвеце, который искал по ночам свою шинель, поэтому сдирал шинели со всех, не разбирая чина и звания. Мертвец не успокоился, пока не добрался до «значительного лица» и не содрал шинель с его плеч.

Такой фантастический поворот событий напоминает мрачные чудеса «Вия». Но в «Шинели» описание действий мертвеца приправлено юмором и так подано, что невозможно сказать наверняка, что было на самом деле, а что родилось в воспаленном воображении обывателей. Гоголь, правда, сообщает в самых последних строках, что, когда будочник попытался задержать привидение, оно, остановясь, спросило: «Тебе чего хочется?» - и показало такой кулак, какого у живых не найдешь. К тому же привидение было гораздо выше ростом, чем Акакий Акакиевич и носило «преогромные усы». Однако генерал в момент встречи с мертвецом-грабителем узнал Акакия Акакиевича и даже услышал его голос: «…твоей-то шинели мне и нужно! не похлопотал об моей, да еще распек, - отдавай же теперь свою!» Впрочем, в состоянии ужаса немудрено услышать слова, которые давно твердит голос совести. И без того почти каждый день представлялся генералу «бледный Акакий Акакиевич, не выдержавший должностного распеканья».

Гоголь так и оставляет читателя в неизвестности: было ли это привидение или что-то другое. Во всяком случае, если по Петербургу шли слухи о чиновнике-мстителе, бунтующем после смерти, в этом проявлялся гнев, который испытывал еще живой Башмачкин. В горячечном бреду он «сквернохульничал» и вслед за словами «Ваше Превосходительство» произносил какие-то другие, «страшные слова».

III.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В литературе фантастика развивалась на базе романтизма, основным принципом которого было изображение исключительного героя, действующего в исключительных обстоятельствах. Это освобождало писателя от каких-либо ограничивающих правил, давало ему свободу в реализации творческих возможностей и способностей. Видимо, это и привлекло Н.В.Гоголя, который активно использовал фантастические элементы не только в романтических, но и в реалистических произведениях. Гоголевская фантастика построена на представлении о двух противоположных началах – добра и зла, божественного и дьявольского, однако собственно доброй фантастики нет – она переплетена с «нечистой силой». Фантастические элементы в творчестве Гоголя – это один из способов сатирического изображения многих пороков общества, один из способов утверждения реалистического начала в жизни. Тонкая и сложная связь искусства с действительностью – основа Гоголевского художественного мира, и только на таком фундаменте можно было воздвигнуть воплощенную в «мертвых душах» «всю громадно несущуюся жизнь».

Связь искусства и реальности у Гоголя усложнена. Он ни в коем случае не копирует явления жизни, но всегда по-своему интерпретирует их. Противоречия эпохи доведены им до степени абсурда, пронизывающего всю русскую жизнь. Гоголь умеет увидеть и показать обыденное под совершенно новым углом зрения, в неожиданном ракурсе. И рядовое событие обретает зловещую, странную окраску. Мир Гоголевских произведений насыщен элементами мистики, фантасмагории – явных или скрытых , имеющих место или кажущихся.

Действующими лицами часто становятся неодушевленные предметы: красная свитка, портрет, нос… окружающий мир в произведения гоголя одушевлен и активен: он вторгается в жизнь героев, кроит её на свой лад. И тем ярче контраст активного внешнего мира с бездействием, духовной леностью героев, с их куцым, робким, застывшим внутренним миром. На этом сопоставлении, на столкновении внешнего и внутреннего миров, на их взаимопроникновении и взаимовлиянии строится художественный метод Гоголя.

В «Вечерах …» Гоголь погрузил героев в сказочный мир, населил его персонажами народной демонологии, описал народный украинский быт сочными красками, широкими мазками.

В «Миргороде» он столкнул два мира - древний и современный, сказочный и обыденный, фантастический и скучно – реальный.

В «Миргород» включена одна из самых страшных повестей Гоголя – «Вий». Нечисть представлена ведьмой, чертями и Вием – таким именем называется у малороссиян начальник гномов, у которого веки на глазах идут до самой земли.

В «Петербургских повестях» нечисть уже не представлена странными существами, но нечисть эта гораздо страшнее и опаснее нечисти «обитающей» в «Вечерах …» и «Миргороде». Эта нечисть, обитающая в душе человека. Если в предыдущих повестях человека ещё можно было спасти, то в «Петербургских повестях» это пропащая душа.

Таким образом, Гоголь в своих повестях показывает три вида состояния человека: человек праведный, верующий; человек, считающий себя верующим, но в то же время сошедший с пути верного; человек пропащий.

Но есть у этих повестей и общее. Они все имеют религиозное направление. Например, в «Носе» это выражено в «мелочах», на которые и внимание – то сначала не обращаешь. Во всём цикле Гоголь показывает значение Бога для человека и цену души.

Он предоставляет нам в своих повестях результат того, что случится, если сойти с верного пути, оступиться. В отличие от многих романтиков, у которых фантастическое и реальное резко разделены и существуют сами по себе, у Гоголя фантастика тесно переплетается с реальностью и служит средством комического или сатирического изображения героев, она основана на народной стихии.

IV.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1.Вечера на хуторе близ Диканьки. Н.В. Гоголь. Лекции – Л.: 1962.

2. Жизнь и творчество Н.В.Гоголя: Материалы для выставки в шк. и дет.биб-ке. – М.: Дет.лит., 1980.

3.Искусство детали: наблюдение и анализ: о творчестве Гоголя./ Е.Добин. Л.: «Сов. писатель». Ленингр. отд-ние, 1975.

4.Н.В.Гоголь и русская литература XIX века: Межвуз. сб. науч. тр. - Л.: ЛГГИ, 1989. – 131с.

5.Николай Васильевич Гоголь. Биография писателя. А.Н.Степанов, М., Просвещение, 1998 г.

6.«Николай Гоголь». Анри Труайя, М.,»Эксмо», 2004 г.

7.О народности Н.В.Гоголя. – Киев, изд. Киев. Ун-та, 1973.

8.О языке худ. прозы Н.В.Гоголя: искусство повествов. / Отв.ред. А.Н.Кожин; АН СССР. – М.: Наука, 1987.

9.Соколов Б.В. Гоголь. Энциклопедия. (Серия: русские писатели). М.: Алгоритм, 2003. –

10.Соколов Б.В. Расшифрованный Гоголь. Вий. Тарас Бульба. Ревизор. Мертвые души. – М.: Яуза, Эксмо, 2007. – 352с.

11.Фантастическое в «Петербургских повестях» Н.В.Гоголя. – Владивосток: изд-во Дальневосточн.ун-та, 1986.

12.«Художественный мир Гоголя» С.Машинский, М., Просвещение, 1971 г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Исследовательская работа «Певец сурового края»(по творчеству Галии Абайдуллиной) Выполнил ученик 7 класса Абдуллин Линар, 12 лет МАОУ «Лайтамакская СОШ» Руководитель: учитель литературы Юмадеева Зульфия Хамитовна

Слайд 2

Галия Абайдуллина- почетный работник образования РФ, поэтесса

Слайд 3

Абайдуллина Галия Тухватулловна родилась 2 января 1940 года в ю.Саусканы Тобольского района. Родители: отец – Каричев Тухватулла Айсатуллович, мать – Хисматуллина Сакина Хамидулловна были колхозниками. Детство у Галии Тухватулловны было трудное, как у всех послевоенных детей, приходилось работать с ранних лет, так как в семье она была старшей. Детство поэтессы

Слайд 4

Галия Абайдуллина-студентка

Слайд 5

Годы учёбы В 1948 году Галия Тухватулловна пошла учиться в Исеневскую начальную школу. В 1952-1955 годах училась в Медянской семилетней школе, в 1955-1958 годах в школе № 15 г.Тобольска. С 11 лет Галие Тухватулловне приходилось жить в общежитиях, где не было никаких условий, часто голодала. Несмотря на все трудности Галия Тухватулловна занималась гимнастикой, акробатикой, стрельбой, участвовала в областных и районных соревнованиях, где поощрялась грамотами. Хорошо танцевала, занимала призовые места.

Слайд 6

Когда было свободное время, Галия Тухватулловна писала стихи. Но печатать их было негде, так как не было ни газет, ни журналов на татарском языке. С детства она мечтала стать учителем, поэтому и в школе старалась учиться лучше. В 1955-1958 годах ходила на педагогические курсы при школе. В 1961 году Галия Тухватулловна закончила Тобольское педагогическое училище на «отлично» и «хорошо» и была назначена учителем русского языка в Ачирскую начальную школу. Образование

Слайд 7

Первые годы работы В 1962 году Галия Тухватулловна вышла замуж за Абайдуллина Арзимухамета Карымовича, который тоже работал учителем в той же школе. В 1963 году в семье Абайдуллиных родилась дочь Земфира. В 1964 году Абайдуллины переехали в деревню Лайтамак, где Галия Тухватулловна стала работать учителем начальных классов. Там же они построили собственный дом, в 1965 году у Галии Тухватулловны и Арзимухамета Карымовича родился сын Ривал, а в 1968 году – второй сын – Гарей.

Слайд 8

Семья Абайдуллиных

Слайд 9

В 50-60-е годы жить и работать в Заболотье было очень трудно. Учебники таскали на себе через болота. В деревне не было электричества, детского сада, пекарни, бани и других удобств. Весь воскресный день уходил на ручную стирку, мытье, баню, выпечку хлеба и другие домашние хлопоты. Осенью и зимой при свете керосиновой лампы проверяли тетради, писали планы, проводили родительские собрания, читали лекции, доклады, проводили беседы, ставили концерты. Годы работы в Заболотье

Слайд 10

Заслуги Галии Тухватулловны В 1970-1980 годы Галия Тухватулловна была выбрана председателем комиссии по торговле, В 1974-1985 годах была членом исполнительного комитета при сельском совете, в 1980 году была выбрана заседателем народного суда.

Слайд 11

Депутатское удостоверение

Слайд 12

Ветеран педагогического труда Галия Тухватулловна в Ачирской и в Лайтамакской школах в общей сложности проработала 36 лет. Она ветеран педагогического труда, Почетный работник общего образования РФ. В 1996 году Абайдуллины переехали в Тобольск, где построили собственный дом.

Слайд 13

Супруги Абайдуллины

Слайд 14

Творчество Галии Абайдуллиной С 1990 года Галия Тухватулловна пишет стихи и печатается в областной газете «Янарыш» на татарском языке. В 2003 году вышел первый сборник стихов «Простят ли меня цветы». В 2006 году в Казани выпустили альманах «Я – сибирский татарин», куда вошли и стихи Галии Тухватулловны. В 2006 году вышел второй сборник стихов «Куда так спешишь, облако?», а в 2009 году – «Любовь – это не ошибка» (избранные произведения).

Слайд 15

В Дегтяровском клубе

Слайд 16

Презентация новой книги « Ищите меня в стихах моих »

Слайд 17

Друзья на творческой встрече

Слайд 18

В кругу друзей

Слайд 19

Солнечная поэзия Галии Абайдуллиной

Слайд 20

Первый сборник стихов для детей Для татарской поэтессы и писательницы Галии Абайдуллиной, члена литературного объединения «Эдаби Тюмен» «Литературная Тюмень» нынешнее лето выдалось во всех отношениях плодотворным. В июле вышли из печати две новых её книги. А в августе Галия апа была приглашена в Тюмень, где состоялась презентация всероссийского поэтического сборника, выпущенного в серии «Современная литература народов России». В него вошли поэтические произведения авторов всей многонациональной России, в том числе и подборки стихотворений четырёх татарских поэтов из Тюменской области. Попасть в антологию посчастливилось и нашей землячке.

Слайд 21

Вторая книга «Мы – дети эпохи» Вторая книга писательницы под названием «Без – замана балалары» – «Мы – дети эпохи» рассчитана на широкий круг читателей. В неё вошли рассказы о жизни сибирских татар в деревнях во время Великой Отечественной войны и послевоенное время, о судьбе автора. Это итог многолетних трудов, признаётся Галия апа, который невозможно было написать без слёз… Наряду с прозой большое место в новой книге занимает и поэзия. Поклонники её творчества смогут познакомиться с последними стихотворениями Галии Абайдуллиной, которые написаны за последние полтора года. Записаны и частушки, жанр, который и поныне сохранился в татарских деревнях.

Слайд 22

Воспоминания выпускников « Сколько сердец теплом одарила учительница татарского языка и литературы Галия Тухватулловна Абайдуллина. Имя ветерана педагогического труда, за плечами которой более 35 служения избранной профессии, хорошо известно в Тобольском районе и в Тюменской области Она обучила татарскому языку и литературе не одно поколение лайтамакских детей, дав им путёвку в жизнь».

Слайд 23

Достоинства Галии Абайдуллиной Достоинства Галии Тухватулловны можно перечислять бесконечно, но, прежде всего, это открытый, светлый человек, она поражает жизнелюбием, оптимизмом, активностью всех, кто с ней общается. Я думаю, что именно такие люди действительно способны увидеть красоту своей природы, выражать свои чувства и мысли через своё творчество и по - настоящему любить свою родину. Сколько свежести, силы, свободы в этих словах, принадлежащих перу замечательной поэтессы Галии Тухватулловны. В них чувствуется и необъятность просторов родины, и широта, и свободолюбие.

Слайд 24

Спасибо вам, Галия Тухватулловна, за творчество!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Исследователь ский проект Автор: ученик 5 класса Ишкулов Даниль

Слайд 2

Тема проекта «Грамотным быть - модно»

Слайд 3

Цель проекта: узнать, зачем в современном мире необходимо быть грамотным . Задачи проекта: -Иметь представление о развитии грамотности и истории появления первых правил на Руси; -Провести опрос среди одноклассников, диктант на контроль грамотности; -Провести беседу с одноклассниками о пользе изучения правил русского языка

Слайд 5

«Изборник» 1073 г.

Слайд 6

Десять признаков хорошей, точной речи

Слайд 14

Ошибки

Слайд 15

Благодарю за внимание и терпение. конец


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проектно-исследовательская работа "Их именами названы улицы нашего края "

Конкурс "Моя педагогическая копилка" (к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне).Проектно-исследовательская работа выполнена учащимися 8,9 классов для дальнейшего применения ее на уроках английс...

Проектно-исследовательская работа по физике как одна из форм работы с одарёнными детьми

В статье описан опыт применения технологии учебных проектов в преподавании физики в сельской школе. Приведены аргументы в пользу данной педагогической технологии. Обоснован выбор тематики проект...

Числа вокруг нас (проектно-исследовательская работа учащихся 1 «В» класса МОУ СОШ № 4 на школьную научно-исследовательскую конференцию)

Чтобы заметить огромное влияние математики на личность, достаточно представить себе какие общечеловеческие умения выполняет ученик, изучая математику: доказывает, аргументирует, анализирует, обо...

Развитие проектно-исследовательской компетентности учащихся при изучении курса "Решение проектных задач по биологии" посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Образовательная программа учреждения должна включать программу развития универсальных учебных действий, обеспечивающую «формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельн...

Составление теста как инструмент работы с текстом, повышающий уровень усвоения знаний. проектно-исследовательская работа учителя

Описание педагогического эксперимента по теме Составление теста как инструмент работы с текстом. повышающий уровенбь усвоения знанийАктуальность темы: в основе реализации ФГОС лежат «учебно-познавател...

Формирование проектно-исследовательской компетентности учащихся. Работа над исследовательскими проектами.

Современный мир предъявляет к выпускнику школы высокие требования: обладание высокой степенью компетентности, творческой подготовленности к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности. Поэто...

«Организация проектно- исследовательской работы с учащимися на базе школьного музея в рамках патриотического воспитания подрастающего поколения». (Из опыта работы историко- краеведческого музея «Память поколений» МБОУ СОШ №30 г. Подольска)

Научно-исследовательская деятельность учащихся — одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полноценно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потен...