Урок- игра "Суд над Раскольниковым"
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Белова Надежда Юрьевна

     Конспект и технологическая карта урока "Суд над Раскольниковым"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx46.3 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок литературы в 10 КЛАССЕ

(в рамках проекта «Разум и чувства в литературе»)

Учитель: Белова Надежда Юрьевна

Класс: 10 - а                                                                                 Дата проведения: 03. 02.2017      

Тема: Суд над Раскольниковым

Форма урока: урок общеметодологической направленности - ролевая игра (урок-суд)

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний учащихся по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Цель урока: формирование умения давать характеристику действующим лицам, оценивать их поступки, подтверждать свои слова материалом из текста, стилизовать свою в условиях художественного текста, проводить аналогии с современностью, делать сравнения.

Задачи урока:

  • Образовательные – применение имеющихся знаний о структуре художественного текста, обучение монологическим ответам, умению доказывать свое мнение с помощью примеров из текста, стилизации своей речи;
  • Развивающие – развитие умений и творческих способностей учащихся;  подготовка к проектному и исследовательскому обучению; развитие коммуникативно - компетентной личности, умеющей принимать решение; развитие умения синтезировать знания, мыслить оригинально, нестандартно;
  • Воспитательные – воспитание активной творческой личности учащихся, умеющих видеть, ставить и разрешать проблемные ситуации; воспитание усидчивости, любви к родному языку и интереса к художественной литературе.

Метапредметная задача: освоить умение участвовать в дискуссии, используя полученные информационные сведения.

Методы:  

- по степени активности познавательной деятельности учащихся: проблемный; частично поисковый; исследовательский;  

- по источнику получения знаний: словесные  (беседа, дискуссия); практические.

Приемы для формирования УУД: личностные – опережающее задание; регулятивные – выдвижение гипотез, театрализация; коммуникативные – работа в группах; познавательные – проблемное обучение, проектная деятельность, побуждающий диалог.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Время: 80 минут

Предупреждение: занятие проводится с элементами театрализации, поэтому требует проведения  двух уроков. В связи с этим нам потребуется проведение перемены в «Зале суда».

Методическое обеспечение урока и средства обучения: компьютер, интерактивная доска для работы с презентацией, созданной учителем в PowerPoint, плакаты для оформления зала суда (актовый зал), элементы костюма.

Образовательная среда: интерьер зала суда в актовом зале школы, презентация «Петербург Достоевского» (заранее подготовленная учащимися).

Подготовка к уроку: распределение ролей (по желанию учащихся), опережающее домашнее задание (подготовка учащимися выступлений: обязательно стилизовать свою речь на Суде под речь героя романа – работа с текстом), консультация учителя при подготовке выступлений, выбор элемента костюма, позволяющего узнать героя.

Опережающее домашнее задание: с помощью интернет-ресурсов дать классификацию преступления Раскольникова в свете уголовного законодательства Российской Империи 19-го века, определить основные моменты судопроизводства того времени (для прокурора, судьи и адвоката).  

Технологии:

  1. Технология «Педагогика сотрудничества» (на этапе подготовки к уроку);
  2. Технология применения информационно – компьютерных средств в предметном обучении;
  3. Технология проблемного обучения;
  4. Технология проектной деятельности.

Социализация: развитие процессуально – деятельностных (интеллектуальных, мыслительных, коммуникативных, регулятивных, информационных и др.) качеств личности учащихся; активизация творческой самостоятельности.

Этап урока и технология

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Компетенции

1. Организационный этап  (технология применения информационно – компьютерных средств в предметном обучении).

Приветствие учителя и его вступительное слово.

Включение в деловой ритм урока. Подготовка к работе.

1. Проверяют готовность рабочих мест.

2. Определяют лексическое значение слов «преступник» и «жертва» (демонстрация статей толкового словаря на экране).

Личностные: самоопределение, настрой на позитивное сотрудничество; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с преподавателем и одноклассниками.

Личностные: самоопределение; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с преподавателем и одноклассниками.

Регулятивные: целеполагание.

Представление урока и действующих лиц.

Вступительная речь судьи и секретаря процесса.

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные:  полно и ясно выражать свои мысли, комментировать и аргументировать свои наблюдения.

Личностные: умение применять сопоставительный анализ.

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: постановка вопросов

Анализирует, делает записи, позволяющие оценить учащихся и обсудить ответы на этапе рефлексии.

1. Обвинительная речь прокурора на суде присяжных.

2. Выступление свидетелей процесса со стороны прокурора.

Коммуникативные: умение отвечать на поставленный вопрос, ясно и полно выражать свои мысли. 

Познавательные: умение сопоставлять, выявлять сходства и различия.

Личностные: целеполагание и планирование.

Коммуникативные: умение отвечать на поставленный вопрос, ясно и полно выражать свои мысли.  Познавательные: умение сопоставлять, выявлять сходства и различия. Личностные: целеполагание и планирование.

Анализирует, делает записи, позволяющие оценить учащихся и обсудить ответы на этапе рефлексии.

1. Речь адвоката, сопровождаемая показом презентации «Петербург Достоевского».

2. Выступление свидетелей процесса со стороны адвоката.

3. Речь Раскольникова.

Регулятивные: расположение материала в схему. Познавательные: умение использовать учебную задачу, используя алгоритм.

Лингвистические: развитие логического мышления.

Регулятивные: расположение материала в схему. Познавательные: умение использовать учебную задачу, используя алгоритм.

Информационные: получение и воспроизведение информации, умение развертывать информацию.

Участвует в дискуссии, помогая участникам, организует диалог.

1. Выступление Ф. М. Достоевского.

2. Дискуссия участников процесса и автора романа.

Личностные: формирование самооценки, осознание возможностей в учении, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Регулятивные: оценка деятельности.

Личностные: смыслообразование. Регулятивные: оценка деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли, участвовать в дискуссии.

КОНСПЕКТ УРОКА

* При подготовке к уроку учащиеся использовали интернет-ресурсы.

1. Организационный этап: вступительное слово учителя.

Учитель: Сегодня у нас заключительный урок по изучению романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» в рамках  проекта «Разум и чувства в литературе». Я думаю это произведение никого из вас не оставило равнодушным: вы много обсуждали, спорили друг с другом, серьезно готовились.

Добро и зло – вечные составляющие бытия. Можно ли логически оправдать принцип “добра” и “зла”? С чем труднее сражаться: со злом внешним или с “врагом” внутри себя? Почему нравственный закон не нуждается в логическом оправдании? В чём величие человека? Может ли человек быть счастливым на несчастье других?

Переберём одну за другою все подробности той обстановки, при которой Раскольникову приходилось обдумывать своё положение и искать выхода из той ловушки, которую расставила ему жизнь. Перечислим одно за другим впечатления, которые ложились на его измученную нервную систему, взвесим и оценим все мелкие и мучительные столкновения с грубостью и бездушностью окружающих людей, все столкновения, которые направляли в известную сторону течение его мыслей. А потом спросим себя: оставалась ли за Раскольниковым свобода выбора, и в его ли власти было прийти или не прийти к тому дикому абсурду, которым закончилась его глухая и одинокая борьба. И попытаемся ответить на вопросы: преступник ли Раскольников? А если да, то какое преступление он совершил? Что победило разум и чувства?

Посмотрите на экран: определите значение слов «преступник» и «жертва».

2. Постановка целей и задач урока

Учитель: итак, вы в зале суда. Позвольте представить вам действующие лица судебного заседания (называет роли).

Секретарь: встать, суд идет.

Вступительная речь судьи: слушается дело Романа Родионовича Раскольникова, учащегося юридического факультета Санкт-Петербургского университета, обвиняемого в в совершении предумышленного двойного убийства. Присяжные, внимательно выслушав обе стороны – и обвинение, и защиту, самого обвиняемого, свидетелей, ознакомившись с материалами историко-литературного следствия, вынесут свой вердикт: виновен или невиновен Раскольников.  Слово предоставляется прокурору.

3. Актуализация знаний

Прокурор: Уважаемые господа, подсудимый Родион Романович Раскольников, двадцатичетырехлетний студент Петербургского университета, обвиняется в совершении злодейского убийства коллежской секретарши Алены Ивановны и сестры ее Лизаветы Ивановны. В один из жарких июльских дней 1859 года господин Раскольников, бывший студент юридического факультета Петербургского университета, убил топором старуху – процентщицу, коллежскую секретаршу Алены Ивановну и младшую сестру её Лизавету Ивановну, случайно оказавшуюся на месте преступления. Раскольников взял у убитой им старухи кошелек с деньгами, золотые вещи и украшения. Орудие убийства – топор. Убийство совершено самым злодейским способом: «Удар пришелся в самое темя, чему способствовал малый рост Алены Ивановны. Затем преступник изо всей силы ударил еще два раза, все обухом, и все по темени. Тело лежало навзничь. Глаза были вытаращены, как будто хотели выпрыгнуть, а лоб и все лицо были сморщены и искажены судорогой…». Также безжалостно преступник совершает и второе убийство – убийство кроткой, тихой Лизаветы: «Удар пришелся прямо по черепу, острием, и сразу прорубил всю верхнюю часть лба, почти до темени».

 После убийства и ограбления преступник «… стал отмывать себе руки. Отмыв их, он тщательно отмывал топор. Затем все оттер бельем, которое тут же сушилось на веревке. Следов не осталось». Такая вот ужасающая картина зверского убийства предстала перед глазами полицейских.

 Каковы же причины, побудившие преступника совершить злодеяние? Подсудимый, согласно своей теории, разделил людей на две категории: «обыкновенные» - «твари дрожащие» и «необыкновенные» - «право имеющие», что уже бесчеловечно и антигуманно. Себя он отнес к «необыкновенным», т.е. к тем, кому можно совершать преступления и переступать нравственный закон. «Тварь ли я дрожащая или право имею?» - задает себе вопрос подсудимый. Чтобы проверить свою теорию, он решается на преступление. В его душе давно созрела такая мысль. Раскольников бросил учебу, друзей, кое-как существовал, не читал, не ел, только думал. Он вообразил себя Наполеоном. Не изменить мир, а изменить свое положение в мире – вот идея Раскольникова. Изменить мир – невозможно, изменить свое положение в нем – необходимо, иначе не стоит жить. «Теперь надо было не тосковать, не страдать пассивно, одними рассуждениями о том, что вопросы неразрешимы, а непременно что-нибудь сделать, и сейчас же, и поскорей».

 Хочу обратить ваше внимание, господа присяжные, и на внутренний склад личности преступника: «…угрюм, мрачен надменен и горд, мнителен и ипохондрик. Чувств своих не любит выказывать и скорей жестокость сделает, чем словами выскажет сердце. Ужасно высоко себя ценит».

 На допросах Родион Раскольников говорил о том, что его мучили такие вопросы, как: «Почему одни живут в нищете и бедности в то время. Как другие процветают в роскоши и богатстве? Почему страдают невинные дети? Как это изменить? Кто такой человек? «Тварь ли дрожащая» или владыка мира, «право имеющий» переступать моральные устои общества?» Но ведь эти вопросы мучают и многих других людей, но не идут на преступление. Совершив преступление, подсудимый переступил не только человеческий закон – закон нравственный, но и божий закон, который гласит: «Не убий!». Разве можно после совершенного им злодеяния говорить о гуманности и доброте? Во время следствия по делу обвиняемый говорил о тех душевных муках, которые он испытывал после совершенного им преступления. На мой взгляд, это лишь шаг во избежание наказания. По его вине чуть не пострадал Миколка. Несколько раз подсудимый бывал в конторе квартального надзирателя, что могут подтвердить Порфирий Петрович, а также Илья Петрович Порох. Безусловно, он знал о расследовании убийства и о том, что в нем подозревают Миколку; видя все это, он молчал. При встречах же со следователем Порфирием Петровичем Раскольников все отрицал. С каждым разом он пытался отдалить, отсрочить свое признание. На мой взгляд, он пытался это сделать еще и потому, что не считал свою теорию неверной, а потому что убедился, испытав душевные муки отчужденности, что он не принадлежит к разряду людей, «право имеющих», т.е. он осознал всю антигуманность своей теории.

  • Уважаемый суд, я вызываю в качестве свидетеля Настасью, кухарку госпожи Зарницыной……………………………………………………………………………

- Вы подкармливали жильца совершенно бескорыстно или были другие причины? Как к этому относился Родион Романович.

  • Также прошу вызвать свидетеля обвинения – работника – маляра, во время совершения преступления находившегося в том же доме этажом выше.,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

- Что вы можете пояснить суду по этому делу?

  • Прошу вызвать Петра Петровича Лужина.

- Ваше отношение к Раскольникову?

 Судья: итак, выслушав свидетелей обвинения, вы убедились в том, что явка с повинной нисколько не оправдывает обвиняемого – это не результат полного раскаяния, а лишь шаг человека, загнанного в тупик, оказавшегося в безвыходной ситуации.

 Вас, уважаемые присяжные, я прошу вынести суровый, но справедливый приговор за убийство двух женщин, не причинивших никакого вреда подсудимому.

4. Актуализация новых знаний в ряду изученных

Судья: мы заслушали обвинительную речь прокурора и свидетелей обвинения. Слово предоставляется стороне защиты, которая опирается на обстоятельства, которые толкнули Раскольникова к совершению преступления.

Адвокат: уважаемый суд, господа присяжные, безусловно, мой подзащитный виновен в двойном убийстве, но я прошу обратить внимание на обстоятельства, толкнувшие его к совершению данного преступления. Прошу суд разрешить демонстрацию презентацию, раскрывающую обстоятельства преступления.

Судья: приставы включите экран.

Адвокат (рассказ сопровождается показом картин Петербурга): через весь роман проходит атмосфера невыносимой жары, духоты, сдавливающей героя, мутящей его сознание до обморока , можно получше рассмотреть то место, где он жил, помещения других людей. Раскольников жил в “...крошечной клетушке, имевшей самый жалкий вид, и до того низкой, что вот-вот стукнешься головой...”. “...Отставшие, жёлтого цвета обои...” вызывают такое же расслоение в душе, калеча и ломая её навсегда. Как гроб видится нам постель Раскольникова - “...неуклюжая большая софа...”, которую, как саван, сплошь покрывают лохмотья. Выгляните на улицу: жёлтые, пыльные, высокие дома с “дворами-колодцами”, “слепыми окнами”, выбитые стёкла, развороченный асфальт - человек не может долго существовать в таком кошмаре без вреда для своего рассудка. Коморка Раскольникова отражает весь Петербург, можно вспомнить, что Катерина Ивановна говорит, что на улицах Петербурга, словно в комнатах без форточек. А если посмотреть на хоромы старухи, Раскольников считает, что она живет хорошо за счет того, что другие, как, например Мармеладовы, живут плохо. Он считает, что, убив старуху, он спасет жизни, чем он и подкрепляет свое преступление. И так ужасную картину духоты и тесноты, усугубляют отношения между людьми в Петербурге. Именно для того, чтобы лучше их показать, Достоевский вводит уличные сцены. Вспомним, как Раскольников встречает пьяную девочку. Она еще ребенок, жить дальше нормально с таким позором  уже не сможет. Возможно, будущее этой девочки мы увидим позже, когда Раскольников видит самоубийство. На мосту его стегают плеткой, так что он чуть не попал под повозку. Это говорит о злости, раздражительности людей. В романе Достоевский показывает нам мертвый, холодный Петербург, равнодушный к судьбе человека. Раскольников видит стоимость человеческой жизни в этом городе и считает, что одной можно пренебречь ради спасения других. В Петербурге мы видим и детей, но они не играют с присущей им детской радостью, даже в них мы видим только страдания.

Жизнь Раскольникова незавидна, как и у всех молодых людей из бедных семей XIX века. Родион Романович учился на юриста в Санкт-Петербургском университете, однако из-за крайней нужды пришлось бросить учебу. Молодой человек жил в тесной чердачной каморке в районе Сенной площади. Однажды он заложил старухе-процентщице Алене Ивановне последнюю ценную вещь – отцовские серебряные часы, и в тот же вечер в кабаке познакомился со спившимся безработным, бывшим титулярным советником Мармеладовым. Тот рассказал о страшной трагедии семьи: от безденежья жена отправила дочь Соню на панель. На следующий день Раскольникову пришло письмо от матери, в котором были изложены беды уже его семьи. Чтобы свести концы с концами, сестру Дуню собираются выдать замуж за расчетливого и уже немолодого надворного советника Лужина. Другими словами – девушку продадут, а на вырученные деньги у Родиона появится возможность продолжить учебу в университете.

Цель убить и обокрасть процентщицу, родившаяся еще до знакомства с Мармеладовым и вестей из дома, укрепилась. В душе Родион переживает борьбу между отвращением к кровавому поступку и высокой идеей о спасении ни в чем не повинных девушек, которые по воле судьбы играют роли жертв. 

Раскольников все же убил старуху, а заодно ее кроткую младшую сестру Лизавету, пришедшую не вовремя в квартиру. Награбленное добро юноша спрятал в дыру под обоями, даже не выясняя, насколько теперь богат. Позже предусмотрительно перепрятал деньги и вещи в одном из питерских дворов.

После убийства Раскольникова настигают глубокие духовные переживания. Молодой человек собирался утопиться, но передумал. Он чувствует непреодолимую пропасть между собой и людьми, впадает в горячку и даже почти сознается в убийстве письмоводителю полицейского участка.

Прошу суд пригласить свидетелей защиты.

Судья: приставы, пригласите в зал суда сестру обвиняемого

Дуня: я Авдотья Романовна Раскольникова, сестра обвиняемого. Мне 22 года, я работаю гувернанткой в доме господина Свидригайлова, который преследовал меня своими унизительными домоганиями, когда я жила в его имении в качестве гувернантки, и агрессивные преследования того же Свидригайлова уже в Петербурге: он даже шантажировал меня угрозой выдать полиции преступника брата... Средств, что я зарабатываю, едва хватает, чтобы помогать матери и брату, поэтому я дала согласие на брак с господином Лужиным. Мой брат, Родя, был против этого брака, понимая, что я выхожу замуж не по любви, а потому, что это обеспечит мою семью. Я признаюсь, что позарилась на деньги, но никогда бы не вышла бы замуж за непорядочного человека. Прошу суд и господ присяжных признать это смягчающим обстоятельством преступления, ведь он всегда был добрым и отзывчивым юношей, и это, несомненно, повлияло на его душевное состояние.

Прокурор: Изменился ли Родион Романович после того, как стал учиться в университете? Как это проявилось?

Дуня: я узнала из письма нашей матери, что Родя несколько месяцев назад бросил учебу в университете из-за нехватки денег и перестал давать частные уроки. 

Адвокат: Почему Вы отказались выйти замуж за господина Лужина?

Дуня: позже, когда Лужин оклеветал Соню Мармеладову и Родиона, я оказалась не в состоянии терпеть этого человека и отказала ему.  

Адвокат: прошу пригласить следующего свидетеля защиты Соню Мармеладову. Расскажите о первой встрече с Раскольниковым.

Соня: наша первое знакомство состоялось, когда Родион Романович оказался в нашем доме во время поминок моего отца, попавшего под колеса кареты. Отец мой, Семен Захарович, был неплохим, но очень слабым до выпивки человеком. Во время поминок Родион Романович очень смутил меня: он упал передо мной, представляете, передо мной, на колени. Он просил меня прочитать ему вслух отрывок из Евангелия от Иоанна про воскресение Лазаря. Я сначала отказывалась читать, но Родион Романович практически заставил меня это сделать. Как сейчас помню его слова:  Читай! Я так хочу! – настаивал он, – читала же Лизавете!..." Он отдал мне все свои деньги, чтобы помочь похоронить отца, а потом защитил меня, когда господин Лужин обвинил меня в воровстве. Я считаю, что Родион, Родион Романович, заслуживает снисхождения, я прошу вас господа присяжные учесть благородство этого человека и его милосердие.

Прокурор: почему именно Вам Раскольников рассказывает о совершенном преступлении? Вы знали о его планах?

Соня: он рассказал мне о своем страшном грехе во время нашей второй встречи. С первой же встречи у нас завязались доверительные отношения. Я чувствовала, что Родион Романович избегает других людей, со мной же он чувствовал себя родным. Через три дня после знакомства на моей квартире он рассказал мне об убийстве, признавшись, что пошел на преступление не ради денег, а из-за этой теории о «тварях дрожащих и право имеющих», которая в конце концов потерпела крах.

Прокурор: Разделяете ли вы взгляды Раскольникова, касающиеся его теории?

Соня: я внимательно выслушала его и попыталась уговорить признаться в преступлении, ведь каковы бы ни были мотивы, убийство – страшный грех, но Родион Романович наотрез отказался это сделать. Я решила, что с этого момента мы должны быть всегда вместе, ведь мы оба преступили законы нравственности.

Адвокат: прошу пригласить следующего свидетеля защиты Порфирия Петровича. Вы, «человек с сердцем и совестью», признались, что «….мне эти ощущения знакомы? И статейку я прочел Вашу как знакомую». Вы разделяете взгляды Раскольникова?

Прокурор: Кем вы приходитесь подсудимому? Что вы можете сообщить суду о человеческих качествах Раскольникова?

Порфирий Петрович: полтора года я знаю Родиона: угрюм, мрачен, надменен и горд; в последнее время (а может, гораздо прежде) мнителен и ипохондрик. Великодушен и добр. Чувств своих не любит высказывать и скорей жестокость сделает, чем словами выскажет сердце… Я хочу сказать несколько слов о статье Раскольникова, напечатанной в «Периодической речи». В своей статье он выражает такую мысль, что все люди делятся на «обыкновенных» и «необыкновенных». «Обыкновенные» (их большинство) должны жить по существующим законам, а «необыкновенные» (меньшинство) имеют право нарушать, преступать законы. Думаю, что эта статья поможет суду разобраться в мотивах преступления.

Прокурор: обвиняемый, что вы поясните суду насчет своей статьи?

Раскольников: Вы почти правильно поняли мою статью, Порфирий Петрович. Только, по-моему, преступать можно в интересах общества. Я хотел себя проверить, кто я: «тварь дрожащая» или право имею. Я хотел Наполеоном стать. Я однажды подумал, если бы у Наполеона не было Тулона, Египта, а была бы перед ним старушонка, никому не нужная, задумался ли бы он, преступить или нет. И пришёл к такому выводу, что он бы ни на минуту не задумался. Я хотел  Наполеоном стать. Но это всё вздор. Я хотел выйти из создавшегося положения, выйти разом. Я хотел всё изменить. Я не хотел дожидаться всеобщего счастья (как это делают социалисты). Жизнь мне  дана один раз, и я должен успеть сделать. Нет! Это всё не то. Я хотел иметь власть над всем человеческим муравейником. Но всё это вздор, почти одна болтовня.

Порфирий Петрович: Родион, в бытность свою в университете, из последних средств своих помогал одному бедному и чахоточному университетскому товарищу и почти  содержал его в продолжение полугода. Когда же тот умер, ходил за оставшимся в живых старым и расслабленным отцом умершего товарища, и, когда тот тоже умер, похоронил его.

Судья: вы считате, что это может оправдать преступление?

Порфирий Петрович: конечно же, нет. Преступление не может быть оправдано, ноя думаю постоянно, только ли Раскольников виноват в произошедшем?

Судья: объявляется десятиминутный перерыв, после которого мы заслушаем обвиняемого.

Судья: мы заслушали защиту и обвинение. Слово предоставляется обвиняемому Родиону Романовичу Раскольникову.

Раскольников: Господа присяжные заседатели, благодарю за предоставленную мне возможность сказать последнее слово. Меня обвиняют в убийстве старухи-процентщицы и её сводной сестры Лизаветы Ивановны. Не стану отрицать того ,что очевидно ,а, впрочем ,я и сам признался в преступлении. Одна смерть за сто жизней взамен -да ведь тут арифметика. Я хотел себя проверить, кто я: «тварь дрожащая» или право имею. Я хотел Наполеоном стать. Я однажды подумал, если бы у Наполеона не было Тулона, Египта, а была бы перед ним старушонка, никому не нужная, задумался ли бы он, преступить или нет. И пришёл к такому выводу, что он бы ни на минуту не задумался. Я хотел Наполеоном стать. Но это всё вздор. Я хотел выйти из создавшегося положения, выйти разом. Я хотел всё изменить. Я не хотел дожидаться всеобщего счастья (как это делают социалисты). Жизнь мне дана один раз, и я должен успеть сделать. Нет! Это всё не то. Я хотел иметь власть над всем человеческим муравейником. Но всё это вздор, почти одна болтовня.

Я самолюбив, завистлив, зол, мерзок, мстителен, ну… и, пожалуй, ещё наклонен к сумасшествию. (Уж пусть всё зараз!) Я тогда, как паук, к себе в угол забился. Вы ведь знаете, в какой конуре я живу. А знаете ли вы, что низкие потолки и тесные стены душу и ум теснят. И я теперь знаю, что кто крепок и силен умом и духом ,тот над людьми и властелин! Кто много посмеет, тот и прав. Я…я захотел осмелиться и убил…я только осмелиться захотел. Мне надо было узнать, вошь ли я ,как все, или человек. Тварь ли я дрожащая или право имею. Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку! Тут так-таки разом и ухлопал себя, навеки! А старушонку эту чёрт убил, а не я. Вот и вся причина.

5. Рефлексия и оценка результатов урока

Учитель: закончено изучение романа Ф. М. Достоевского. Каждый из Вас определил свою позицию, выявил свое отношение к главному герою, к проблеме, поставленной в романе. И только один человек остался невыслушанным, это сам автор. Федор Михайлович, прошу вас, что же вы хотите нам сказать?

Достоевский: летом 1865 г. я задумал написать небольшое произведение – повесть. В сентябре того же года я сам определил ее содержание - «психологический отчет одного преступления». Мне хотелось проследить мысли и чувства героя, преступившего черту. Сначала повесть писалась мной  в форме дневника героя-убийцы, который тот начинает вести через несколько дней после совершенного им преступления. Мысли и переживания преступника, подвигнувшие его на нарушение уголовного и морального закона, препятствия, с которыми он сталкивается на путях преступления, и борьба с ними преднамеренно были вынесены за границы повествования. Больше того, в момент зарождения замысла и на самом раннем этапе работы, когда складывалась первоначальная художественная форма, герой, в отличие от окончательного текста романа, по-видимому, еще и в малой степени не был идеологом, преступником-мыслителем, для которого преступление  не являлось религиозно-этической или философско-исторической проблемой, совершение его — экзистенциальным экспериментом или способом преодолеть свою человеческую природу и т.п. 

Однако вскоре я понял, что трагедийность положения человека в мире открывает возможность понимания Родиона Раскольникова не просто как молодого человека, совершающего преступление «по легкомыслию, по шатости в понятиях поддавшись некоторым странным "недоконченным идеям", которые носятся в воздухе», но — как трагического героя, героя высокой трагедии. Исходная трагедийность ситуации и есть то новое художественное качество, возникновение которого в процессе создания романа обусловило главное, принципиальное отличие «Преступления и наказания» от первоначального замысла. Кто же виноват в этом преступлении? Я думаю, город, город, сияющий и блистательный с одной стороны, и затхлый и мрачный – с другой. И если бы было возможно обвинить именно город, я бы сделал это, прося у суда высшей меры наказания.

Дискуссия о виновности в преступлении города и общества. Выясняется возможность прощения Раскольникова.

  1. Понравилась ли вам, ребята, такая форма работы на уроке? Если понравилась, то чем?
  2. Довольны ли вы исполнением своей роли? Почему?
  3. Над какими вопросами заставил задуматься нас с вами прочитанный роман Ф.М.Достоевского?
  4. Каковы законы и заповеди Божии мы не должны нарушать?
  5. Как вы считаете, возможно ли сделать добро людям путём преступления? Почему?
  6. Можно ли согласиться с «простой арифметикой» Раскольникова: ради счастья большинства можно уничтожить ненужное меньшинство?
  7. К чему всегда приводит нарушение Божиих заповедей? Почему? Вы считаете это правильно?
  8. Чем современен роман для нас в настоящее время?
  9. Как знания, полученные на сегодняшнем уроке, помогут вам в будущей жизни?

Оценка результатов, коррекция и оценка участников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы для учащихся 10 класса по теме «Анализ эпизода «Сон Раскольникова» (по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"

Разработка данного урока помогает освоить знания в сфере комплексного анализа художественного текста и выявление его особенностей. Десятиклассники учатся устанавливать связь между эпизодом, отдельными...

Урок "Преступление и наказание Родионе Раскольникова"

Открытый урок в 11а классе«Преступление и наказание Родиона Раскольникова»     Цель:проследить, как «...

Урок литературы в 10 классе. Анализ эпизода романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» «Знакомство Раскольникова со Свидригайловым»

Анализ эпизода романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» «Знакомство Раскольникова со Свидригайловым» Учитель русского языка и литературы : Винокурова Н.М. ...

Презентация к уроку "Теория Родиона Раскольникова и её крушение в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание".

Цель урока:  раскрыть суть разработанной Родионом Раскольниковым теории, разобраться в ведущих мотивах преступления и развенчании теории, показать какую власть над человеком может иметь «т...

Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова. Сны Раскольникова в раскрытии его характера и общей композиции романа

Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова. Сны Раскольникова в раскрытии его характера и общей композиции романа...

"Сцена <<Признание Раскольникова Соне Мармеладовой в убийстве старухи-процентщицы». Анализ эпизод «Дорога Раскольникова через Сенную площадь»". Евдокимов Олег Валериевич

Открытый урок в 10 классе по теме "Сцена <<Признание Раскольникова Соне Мармеладовой в убийстве старухи-процентщицы». Анализ эпизод «Дорога Раскольникова через Сенную площадь&ra...

Методическая разработка урока литературы "Теория Раскольникова в романе Ф,М.Достоевского "Преступление и наказание"

В методической разработке расматривается смысл теории Раскольникова, ее истоки и возможные последствия. Тип урока - комбинированный....