В гостях у Лесовика
методическая разработка по литературе (5, 6 класс)

Мардамшина Эльза Рауфовна

Сценарий игры-путешествия "В гостях у Лесовика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gostyah_u_lesovika_.docx32.99 КБ

Предварительный просмотр:

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ТВОРЧЕСКИЙ КОНКУРС, ПОСВЯЩЁННЫЙ

МЕЖДУНАРОДНОМУ ДНЮ ЛЕСА

В гостях у Лесовика

(игра-путешествие для учащихся 5-7 классов)

Автор Мардамшина Эльза Рауфовна,

учитель русского языка и литературы

МОБУ Гимназия №2 с.Бураево

МР Бураевский район РБ

Март 2019 г

В гостях у Лесовика

(игра-путешествие для учащихся 5-7 классов)

Обучающие задачи: сформировать представление учащихся о значении леса в природе и в жизни каждого человека и о необходимости бережного отношения к лесным богатствам.

Развивающие задачи: развивать познавательный интерес, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.

Воспитательные задачи: воспитывать чувство любви к окружающим нас природным богатствам, чуткости, понимаю многообразных тайн скрытых в природе и бережному отношению к ним.

Цели: 

– раскрыть эстетическое, познавательное, оздоровительное, практическое значение природы в жизни людей и желание охранять и беречь природу;

– систематизировать знания детей о лесе;

– познакомиться с основными правилами поведения в лесу и о взаимосвязях человека с природой;

Оборудование: плакаты,  правила  поведения в лесу, аудиозапись “птичьи голоса”, картинки с изображением лекарственных трав и ягод.

Ход игры-путешествия

Учитель. Добрый день, друзья!  Заканчивается  учебный год. Впереди самые любимые вами летние каникулы. Проведите их с пользой для себя, своего здоровья. А подготовиться к отдыху нам  сегодня поможет Лесовик (Один из родителей).  Он приглашает нас к себе в гости. Закройте глаза и представьте, что вы в лесу…

Лесовик.  Здравствуйте, ребята!  Меня зовут Лесовик. Я живу в лесу и хотел бы пригласить вас к себе в гости.

Учитель. Нет на свете человека, чья жизнь не была бы связана с лесом. Однако с каждым днём леса всё больше нуждаются в защите.

– Что нас вокруг окружает? (Беседа о значении леса в природе и жизни человека).

“Для чего мы с лесом дружим.

И зачем он людям нужен?”

– Какую пользу мы получаем от леса? (ответы детей).

В лесу всё прекрасно. Лес украшает землю, а потому и жизнь человека, но не одной красотой славится лес. Лес задерживает влагу, помогая человеку выращивать хороший урожай.

А как легко и свободно дышится в лесу! Лес – огромная фабрика кислорода, необходимая всему живому на земле. Лес – это дом для зверей и птиц, удивительная кладовая неисчерпаемых богатств. Древесина – главный дар леса. Она используется для строительства жилищ, в судостроении, для изготовления мебели. При химической обработке дерева из неё можно получить бумагу, искусственную шерсть, резину, краски, лаки, лекарства. Деревья выделяют в воздух особые летучие вещества, убивающие многие болезнетворные микробы. Поэтому лес является наиболее здоровым местом для отдыха людей.

Лесовик.  А знаете ли вы, ребята, как нужно вести  себя в лесу? Прежде чем впустить вас в свои владения, я хочу проверить, насколько вы умеете вести себя в лесу.

ЗАДАНИЕ 1:  Составьте «Правила поведения в лесу».

(Примерные ответы ребят. Каждое правило прикрепляется к доске. Затем раздается каждому ученику памятка «Правила поведения в лесу»)

– Не разжигай костер в лесу без взрослых.

– Не ломай ветки и не повреждай кору деревьев.

– Не оставляй мусор в лесу.

– Не разоряй птичьи гнёзда.

– Не разоряй муравейники.

– Не рви охапками цветы.

– Ходи по тропинкам, не вытаптывай траву и почву. (Один человек оставляет в лесу след. Сотня – тропу. Тысяча – пустыню).

– Не шумите в лесу.

– Не ловите насекомых.

– Не вырывай грибы и кустарники с корнем.

Лесовик. Вы неплохо справились с заданием. Молодцы.   Помните об этих правилах и не нарушайте их никогда!

Звучит музыка. Слышится весёлое пение птиц.

Лесовик.  Послушайте, ребята, как радуются вам  жители моего леса. А узнаёте ли вы птиц по голосам?

ЗАДАНИЕ 2: Прослушайте голоса птиц и постарайтесь узнать их.

(Ребята отгадывают птиц по их голосам)

Лесовик. Какие вы молодцы! Птицы были очень рады встрече с вами. Продолжим наше путешествие. Посмотрите вокруг, как много деревьев и животных в моём лесу. А знаете ли вы названия деревья и животных, которые здесь живут?

ЗАДАНИЕ 3: Отгадайте мои загадки.

Конкурс загадок

Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год? (Ель.)

Стоит Алена,

Платок зеленый,

Тонкий стан,

Белый сарафан. (Береза.)

Стоял на крепкой ножке,

Теперь лежит в лукошке. (Гриб.)

Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (Белка.)

Летом по лесу гуляет,

Зимой в берлоге отдыхает. (Медведь.)

Лесом катится клубок,

У него колючий бок,

Он охотится ночами

За жуками и мышами. (Еж.)

Посмотри-ка какая –

Вся горит, как золотая.

Ходит в шубке дорогой,

Хвост пушистый и большой. (Лиса.)

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья. (Осень.)

У косого нет берлоги – нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора. (Заяц.)

Круглое, румяное, я расту на ветке:

Любят меня взрослые и маленькие детки. (Яблоко.)

Лесовик. Ребята, а как вы думаете, легко ли деревьям живётся в лесу? Давайте представим себя в роли главных жителей леса – деревьев.

ЗАДАНИЕ 4:  Встаньте так, как растут деревья в лесу.  Послушайте текст, сопровождайте  пантомимой, повторяя за мной.

(Психологический тест «Стань деревом»)

 Вы – маленькие деревца, стоящие на опушке леса. Сейчас конец зимы, и ваши корни совсем закоченели в земле. Ваши ветки голы. Прошлогодние листья давно облетели, а новые листочки спят в плотно закрытых почках, спрятавшись от холода (кулаки плотно сжаты). Небо серое. Вокруг вас вьюжит, ветки закоченели и качаются от ветра, ствол слегка раскачивается из стороны в сторону (лёгкое покачивание туловища).

Наконец приходит весна, земля оттаивает, бегут ручьи и поят ваши корни водой. Вы чувствуете, как холодная вода бежит между корнями. Ветви и побеги испытывают жажду, им нужна вода, чтобы тугие почки раскрылись и из них вылезли листочки. Вода бежит по корням. Потянитесь так, чтобы вода из корней попала в ствол, и затем в ветки и молодые побеги. По мере того как вода поднимается к веткам, набухают почки. Внезапно они раскрываются и появляются молодые листочки (широко расправленные руки поднимаются, кулачки разжимаются). Один за другим листочки разворачиваются и поднимаются к небу.

Наступило лето – время бурного роста деревьев. Вы голодны, и ваши листочки выполняют трудную работу, добывая для вас пищу. Листочки располагаются так, чтобы на них попадало как можно больше света. Вы чувствуете ласковое прикосновение тёплых солнечных лучей. Вам нужна вода, поступающая от корней, - пейте её вдоволь!  Лето проходит, вы выросли высокими и раскидистыми. Расправьте свои корни и ветви, ощутите мощь ствола.

По мере приближения холода ваши листочки перестают вырабатывать пищу. Однажды подует сильный ветер, пойдёт дождь. Вы почувствуете холод. Ветви начнут содрогаться под напором осеннего ветра. Ваши листочки ослабеют и слетят  с ветвей, оставляя  туго закрытые почки (кулаки сжимаются). Эти почки вновь распустятся следующей весной.

Лесовик. Садитесь, ребята, на свои места. Легко ли было вам в роли деревьев? Вот какая нелёгкая жизнь у них.  Я думаю, вы поняли, как нужно относиться к этим жителям леса.

Посмотрите, какое загадочное растение встречает нас в пути.  Кто знает, что это за цветок? (На доске прикрепляется картинка,  где изображен зверобой). Правильно, это зверобой. А кто знает о пользе этого растения?

(Ответы учащихся).

ЗАДАНИЕ5:  Рассмотрите  лекарственные травы и ягоды, которые изображены на картинках. О каких полезных свойствах этих растений можете рассказать, при каких заболеваниях они помогают?

(Ответы учащихся)

Выбор лекарственных трав по усмотрению учителя.

Зверобой обыкновенный

При стоматитах, для укрепления десен, при гипертонии, язвах, ранах, при гайморите,  эпилепсии, пневмонии, при головной боли,  при анемии, желтухе.

Крапива двудомная

При анемии, артериосклероза, мышечного и суставного ревматизма, воспаления мочевого пузыря, заболеваний печени, желчного пузыря.

Мать – и - мачеха

 Потогонное, мягчительное и противомикробное средства при заболеваниях дыхательных путей и легких, а также при гастритах, воспалении почек, мочевого пузыря и мочевыводящих путей.

Шиповник майский

При мочекаменной болезни, кровоточивости десен, носовых, легочных, почечных кровотечениях, при повышенном содержании холестерина, при гипертонической болезни, стенокардии.

Тысячелистник обыкновенный

Как кровоостанавливающее средство,  при нервных болезнях и гипертонии.

Липа сердцевидная

Как потогонное, при различных простудных заболеваниях и как бактерицидное — для полосканий полости рта, как успокаивающее средство.

Подорожник большой

При язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, острых желудочно-кишечных заболеваниях.

Рябина черноплодная

При гипертонии; ввиду большого содержания йода плоды применяют при зобе.

Рябина обыкновенная

 При витаминной недостаточности, заболеваниях печени, как желчегонное и кровоостанавливающее средство.

Полынь горькая

Применяют для заживления ран и язв. Водный настой применяют в виде примочек и компрессов при вывихах, головной боли, при болезнях желчного пузыря.

Лесовик.  Видите,  как  богат лес. Не зря его называют кладовой витаминов.

Учитель. Ребята, нам пора домой. Мы долго путешествовали по лесу, узнали много нового и интересного о его жизни. Давайте поблагодарим нашего Лесовика за интересное путешествие. Какие слова вы бы хотели ему высказать. Что узнали нового и интересного?

(Ответы учащихся)

Лесовик. Ребята, спасибо вам за вашу доброту. Лес нужно беречь, т.к. это наш дом, наше богатство. Если вы сами будете помнить об этом и напоминать об этих правилах своим родным, близким и друзьям – вы будете молодцы! Хочется надеяться, что вы никогда не станете причиной гибели леса.

Учитель. Вот и закончилось наше путешествие. Напоследок хочу рассказать  вам притчу «О волшебной рябинке». Пусть и под вашими окнами появится надёжная защитница и верная подружка.

Повстречались как-то на лесной дорожке дедушка лесник с внучкой и художник. Лесник лес свой осматривал. Внучка с ним ходила: с деревьями знакомилась и лесным воздухом дышала. А художник лесную красу хотел людям показать.

Разговорились они.

 - Радостно мне сегодня, - сказал лесник.- Неподалеку отсюда деревце я встретил. Ох и доброе это деревце. Каждый год оно пир устраивает для всех в лесу. Соек, снегирей, дроздов да синиц - всех птиц и не перечислишь, - всю зиму деревце кормит. Некоторые птицы из-за его ягод даже остаются зимовать в лесу. Да и звери мимо не проходят. Не только белки, бурундуки, куницы да соболи дарами его угощаются, а даже волки и лисы. Им ведь тоже витамины нужны. У деревца этого - не листья с ягодками, а витаминные клады. Лось с медведем, бывает, так и лакомятся: на первое - ягодки, на второе - листочки с веточками. По щедрости своей это удивительное дерево. Ягоды у него волшебные: не гниют, не сохнут, не мерзнут, наоборот, от мороза только слаще делаются.

- Дедушка, - спросила девочка, - это ты про то деревце говоришь, с которым я сегодня играла? Оно очень веселое. Деревце мне листочками перистыми махало, а я танцевала. А потом оно мне подарило красные ягодки для бус. Я их маме в подарок увезу.

- Я сегодня тоже чудо-дерево встретил, - обрадованно сказал художник. - У меня от его красы до сих пор душа поет. Тоненькое, кудрявое, ажурное, все в красном убранстве. Я, пока его рисовал, вспоминал, как на Руси это деревце в старину почитали. Оно счастье в дом приносило. Играли в деревне свадьбу, а в обувь жениха и невесты его листочки клали и ягодки в их карманы прятали. Верили, что защитит это деревце от бед. Всякий возле дома старался это деревце посадить. Оно как сторож верный: плохого в дом не пустит.

- Всех нас сегодня лес порадовал самым чудесным своим подарком,- заключил дедушка. - Но пора нам домой. Вас, художник, мы в гости приглашаем, чайку попить.

Дома всех встретила бабушка с доброй улыбкой и сразу принялась хлопотать:

- Садитесь за стол, милые мои, сейчас я вас чаем напою с волшебными лесными дарами. Вареньем да мармеладом вкусным вас сегодня рябинка угощает.

- А мне сегодня рябинка подарила свою красоту, - сказал художник, - и достал новую картину.

- А меня сегодня рябинка успокоила своей щедростью, - вставил дедушка. - Ее урожай поможет птицам и зверям зиму пережить.

- А меня сегодня рябинка развеселила, - сказала девочка и достала бусы, сделанные из рябиновых ягодок.

Потом вдруг что-то вспомнила и встревожено спросила:

 - Бабушка, но как же мы вареньем рябиновым будем угощаться? Ягодки у рябинки такие красивые, но когда я их попробовала, у меня от горечи язык заболел.

- Внученька, вспомни, как я тебя от малокровия рябиновым вареньем спасала, когда ты к нам зимой приехала, худая да бледная. Разве не вкусное оно было?

- Нет, бабушка, то варенье было очень вкусное, - ответила девочка, - но у рябинки, с которой я сегодня играла, ягодки горькие.

- Это потому, что рябина еще с морозцем не повстречалась, - объяснил дедушка. - Рябинка дерево не только щедрое, но и мудрое. Как всякая мудрая хозяйка, бережет свои припасы до поры до времени. У всех других растений договор с солнышком. Оно их ягодки румянит, сладости в них прибавляет. Поэтому летом в лесу еды всем хватает. У рябины договор с морозцем. Как ударит морозец, тут лесная хозяюшка дары свои сладкими сделает. Угощайтесь, пожалуйста. Поэтому рябина и мороза не боится. Ей даже пятидесятиградусный мороз не страшен.

- Я тоже хочу быть такой умной, щедрой и красивой, как рябинка, - сказала девочка.

- Это ты славно придумала, - обрадовался дедушка. - Знаешь, внученька, мы с тобой рябинку возле дома посадим. Она неприхотливая, быстро приживется, лишь бы солнышка хватало. Будет у тебя защитница надежная и подружка верная.

Учитель. Ребята, разделитесь между собой на группы по три человека и сделайте плакаты для выставки  на тему «Берегите лес».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический праздник "В гостях у лесовика."

Экологический праздник"В гостях у лесовика"Цель: Углубление экологических знаний у  детей, воспитание у них гуманного отношения к природе, чувства ответственности за все живое на Земле...

Конспект занятия "В гостях у Лесовика"

В конспекте  представлены цель, задачи,оборудование, ход занятия кружка "Игралочка" (коррекция познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья 6-7 лет)...

План-конспект по ОБЖ "Вгостях у мудрой совы"

Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста по ОБЖ.Проводится с целью обобщения и закрепления знаний по ОБЖ....

Палаточный Лагерь Труда и Отдыха "Лесовик" методическая копилка

Расширение знаний о традиционном хозяйстве, культуре, некоторых традициях и обычаях коренных жителей ХМАО-Югра – ханты и манси....