Конспект урока
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Щукина Анастасия Михайловна

8 класс "Н. В. Гоголь. Ревизор"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл revizor_8_kl.docx36.22 КБ

Предварительный просмотр:

Комедия Гоголя «Ревизор»

Цели:

Познавательные:

  • расширить знания учеников о творчестве Н.ВГоголя;
  • Познакомить учащихся с историей создания и первой постановкой комедии Н.В.Гоголя; «Ревизор»
  • Познакомить с теоретико-литературными понятиями;
  • Продемонстрировать новаторство Гоголя-драматурга;
  • Научить видеть актуальные темы в классических произведениях

Развивающие:

  • развить интерес к личности и творчеству Н.В.Гоголя;
  • развивать чуткость к языку индивидуального стиля писателя;

Воспитательные:

  • воспитывать интерес и уважение к творчеству Н.В.Гоголя;
  • воспитывать у учащихся интерес к театральному искусству, к комедии как драматическому искусству;
  • привить любовь к произведениям русской культуры.

Оборудование:  учебник,  проектор, интерактивная доска.

Тип урока: Вводный урок + разбор 1го действия

Орг. момент. Введение в тему

У. Здравствуйте, ребята, проверьте всё ли у вас лежит на партах для того, чтобы мы могли начать работу.  Нам понадобятся тетради, ручки и учебники.

Сегодня мы продолжим  знакомство с творчеством писателя, классика русской литературы 19 века, современника А.С.Пушкина. А что это за писатель вы попробуете сказать сами. Попробуйте определить личность по биографической справке: Он был родом из местечка Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии. Создал достаточно много произведений и с некоторыми из них мы уже знакомы. В одном из них рассказывается фантастическая история о чёрте, который украл месяц. Может кто-нибудь уже догадался о ком сегодня пойдёт речь?

О. Н.В.Гоголь

         У. Да, вы не ошиблись, это Н.В.Гоголь.

У. Какие произведения Н.В.Гоголя помимо Тараса Бульбы и Вечеров на хуторе близь Диканьки вам известны?

О. «Женитьбы», «Миргород», «Мёртвые души»

У. Тексты, которые мы с вами уже прошли,  принадлежат перу Гоголя-прозаика, а мы поговорим о Гоголе-драматурге.

Введение в атмосферу эпохи

У. Давайте мы с вами совершим увлекательное путешествие в Петербург 19 века.

Ребята, быть может, кто-нибудь из вас был в Санкт-Петербурге? Понравился этот город?

О. да

У. Санкт-Петербург – один из красивейших городов мира. Посмотрите на экран (слайд 2). Это Петербург эпохи Н.В.Гоголя. Это Александрийский театр, в котором впервые состоялась премьера «Ревизора». Ребята, послушайте и подумайте, что хотел донести до нас Н.В.Гоголь на тему театра в «Петербургских записках» 1836 года? Цитата большая, будьте внимательны.

«Петербург - большой охотник до театра. Если Вы будете гулять по Невскому проспекту в свежее морозное утро…зайдите в это время в сени Александрийского театра, вы будете поражены упорным терпением, с которым собравшийся народ осаждает грудью раздавателя билетов, высовывающего одну руку свою из окошка. … Тут увидите, как прямо - русский герой, потеряв наконец терпение, доходит, к необыкновенному изумлению, по плечам всей толпы к окошку и получает билет. Тогда только вы узнаете, в какой степени видна у нас любовь к театру. И что же дается на наших театрах?- какие-нибудь мелодрамы и водевили!» Это сказал сам Н.В. Гоголь. Что мы можем узнать о нём из этой цитаты?

О. Он любит театр, но возмущён его репертуаром.

У. Как вы думаете, откуда к нему пришла любовь к театру? Где истоки этой любви?

О. Возможно он увлекался театром в детстве

Слово о писателе

У. Да, верно. Сейчас мы с вами посмотрим ролик о зарождении любви великого писателя к театру.(включаю ролик)

Став знаменитым писатель Н.В.Гоголь пробует свои силы в драматургии. И это не случайно, дело в том, что писатель рассматривал театр как трибуну, школу, которая могла «целой толпе, целой тысяче народа одним разом» прочитать живой, полезный урок». Не все его удовлетворяло в тогдашней драматургии, и он призывал писателей глубже проникать в действительность, повернуться лицом к явлениям русской жизни: «ради бога, дайте нам русских характеров, нас самих дайте нам, наших плутов, наших чудаков, на сцену их, на смех всем!» - писал в статье «Петербургские записки в 1836 г.» Н.В. и сам хотел написать, но не было подходящего сюжета, тогда он в начале декабря 1835 г. Обращается к А.С.Пушкину с просьбой: «Сделайте милость, дайте какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь, смешной или несмешной, но русский чистый анекдот. Рука дрожит тем временем написать комедию».

В ответ на просьбу Гоголя Пушкин рассказал ему историю о мнимом ревизоре, о забавной ошибке, которая повлекла за собой самые неожиданные последствия.

У. Через непродолжительное время он завершил работу над комедией «Ревизор», которую разрешили к постановке, а также к опубликованию.

У. Давайте вспомним, что такое драматургия, ведь мы уже встречались с этим понятием.

О. Собирательное название всех литературных произведений, предназначенных для сценического воплощения в театре.

У.Ребята, мы с вами знаем, что существует 3 рода литературы. Кто помнит их названия?

О.Эпос, лирика, драма

У.Совершенно верно. И сегодня мы поговорим о драме, как о роде литературы. Повторим термины. У вас на столах лежат распечатки, посмотрите, это кроссворд, нам необходимо его разгадать. Я буду читать вам определение, а вы записывайте. Работают все, я проверю

  1. Речь одного лица, обращённая к слушателям или к самому себе (монолог)
  2. Пояснение автора к тексту, касающееся обстановки, поведения действующих лиц, их внешнего вида (ремарка)
  3. Часть акта, в которой состав действующих лиц не меняется. Отдельная часть действия, эпизод в пьесе (явление)
  4. В сценическом диалоге: текст, заключающий в себе слова одного из действующих лиц (реплика)
  5. Разговор между двумя лицами (диалог)
  6. Объявление о спектакле (афиша)
  7. Часть драматического произведения (действие)

Вот мы и повторили терминологию

Сегодня будем говорить о Гоголе-драматурге и его знаменитой комедии «Ревизор». Эта комедии оставила неизгладимый след в истории драмы и театра. Произведение было написано почти два столетия назад, но до сих пор не сходит со сцены театра и киноэкранов.  

Ребята, а что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?

О. Почему пьеса вот уже почти двести лет не сходит со сцены театров. Когда написана. О чём написана?

Запись темы урока и  объявление целей

У. Сегодня мы будем говорить именно об этом произведении. Давайте откроем тетради и запишем тему урока «Комедия Н.В.Гоголя «Ревизор»».

А задачи нашего урока таковы:

- повторить известные сведения о жизни и творчестве Гоголя;

- познакомиться  с историей создания комедии, особенностями  драматических произведений, чтобы лучше понять произведение;

- Разобрать 1е действие комедии.

Ребята, кто-нибудь помнит даты жизни писателя? Писатель родился в 1809 году, прожил всего 43 года, умер в 1852,запишите это себе в тетрадь.

Работа с произведением

У. 19 апреля 1836 года, в воскресение, в Александрийском театре состоялась премьера комедии в 5ти действиях «Ревизор».

А теперь попробуйте включить своё воображение: Гоголь вышел из своего дома на Малой Морской и отправился в театр. Он выглядел, наверное, в этот день так, как изобразил его художник А.Г.Венецианов.

Молодой Гоголь-романтик предстает нам в портрете А.Г.Венецианова. (на слайде)

Алексе́й Гаври́лович Венециа́нов (1780—1847) — русский живописец, мастер жанровых сцен из крестьянской жизни, педагог, член Петербургской академии художеств, основатель так называемой венециановской школы.

  Художник точно передал тогдашний облик писателя: он одет по моде, с щегольством, с модной     прической (кок), восторженный, добродушно-веселый, хотя и не без «доли лукавства». Таким его видел Пушкин. На официально заказанном портрете, видимо, к изданию своих первых повестей сказочного и романтического характера, Гоголь сам хотел так выглядеть..

 На бледном лице напряжённо горели глаза. Так страшно, если комедию, в которой он решился «собрать в одну кучу всё дурное в России, какое тогда знал, все несправедливости, какие делаются…и за одним разом посмеяться над всем», примут за весёлый пустячок. А ведь могут принять. Публика привыкла забавляться в театре. Да и актёры хотят смешить.

Ребята, попробуем представить себе, что мы тоже с вами находимся на этой премьере. Мы входим в театр вместе с Гоголем (слайд 4) и видим в зале много знакомых лиц: Василий Андреевич Жуковский, поэт Пётр Андреевич Вяземский, даже баснописец Иван Андреевич Крылов пришёл. Ложи и первые ряды партера сияют звёздами сановников и драгоценностями дам. В царском ложе Николай 1 с наследником, только на галёрке теснятся зрители неаристократического круга. Как вы думаете, что он чувствует? (слайд)

О. Волнение

У. Автор, несомненно, пребывает в волнении, ожидании, беспокоится за сценическую судьбу своей пьесы. В этот момент решается его судьба, как драматурга, Гоголь ждёт вердикта публики. И первую оценку пьесы высказал Николай : «Ну и пьеска! Всем досталось – а мне больше всех».

Чтение и анализ произведения

Сейчас мы обратимся к самому произведению

У. Ребята, кто такой ревизор?

О. Проверяющий из вышестоящей инстанции, человек, который контролирует качество работы (написано на слайде)

У. Да, это должностное лицо, производящее ревизию. Как бы мы его назвали в современном обществе? Инспектор. Раз он вынесен в заглавие, значит это центральный персонаж, вокруг которого организуется вся пьеса. Здесь дан эпиграф к пьесе: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» - это народная пословица. Как вы понимаете значение этой пословицы?

О. Собственные пороки нельзя избыть порицанием, не стоит обижаться на правду, сначала стоит обратить внимание на себя.

У. – или зеркало, скорее всего театр, который отражает жизнь во всех его противоречиях. И что же ругаться, если это действительность. Комедия высмеивает пороки с целью их уничтожения, изживания. Эпиграф был добавлен Гоголем, когда пресса обрушилась с гневными отзывами на пьесу, имелось в виду – нечего возмущаться своим художественным отражением в театре, раз вы на самом деле такие.

Далее идёт список действующих лиц, давайте познакомимся с героями пьесы. Мне бы хотелось показать вам афишу пьесы, взгляните. Сейчас мы будем работать с афишей и попробуем выявить её функции.

Чтение и анализ афиши

Антон Антонович Сквозник – Дмухановский – городничий

У. Кто такой городничий?

О. Начальник уездного города (должность, существовавшая до середины 19 века) Мэр

У. С чем ассоциируется первая часть фамилии «Сквозник»?

О. Сквозняк

У. О чём это может говорить?

О. Ветреный, непостоянный

У. В толковом словаре русского языка Сергея Ивановича Ожегова «Сквозняк – струя воздуха, продувающая помещение через отверстия, расположенные друг против друга». Это говорит о том, что городничему свойственна беззаконность, развязность, полная безнаказанность. Напоминает в одно ухо влетело из другого – вылетело, значит, он недалёкий человек, кроме того мотив «сквозь, через» - через него проходят все решения в городе, но, ничем его не задевают – он безразличен.

Лука Лукич Хлопов – смотритель училищ, ребята, смотритель – должностное лицо, которому поручался надзор за каким-либо учреждением. В данном случае – это училища. Как фамилия характеризует героя? О чём говорит повторение имени?

О. Он лукавый, в роду все были такими

У. Лука – ассоциируется с лукавым, а им отчество – удвоение признака, все такие в роду были, следовательно – человек неискренний; А что вам напоминает фамилия персонажа? И что мы можем сказать об этом персонаже?

О. Хлопок, т.е много шума, но внутри ничего

У. Да, фамилии Хлопов напоминает о хлопке – чём-то громком и безрезультатном, только дл веселья (хлопушка, хлопать), то есть хорошо человек только впечатлением, а содержания – ноль.

 Аммос Фёдорович Ляпкин – Тяпкин – судья, т.е должностное лицо, разрешающее дела в суде. Как фамилия характеризует этого героя пьесы?

О. Фамилия говорит о его отношении к работе

У. В фамилии раскрыт принцип его отношения к служебным делам «тяп ляп» и дело готово, а также его душевная неуклюжесть, несообразность, неповоротливость, косноязычность речи на это указывает также и иностранное имя, которое неуклюже не сообразуется с отчеством и фамилией. Происхождение и значение имени Амос – библейское имя древнееврейского происхождении, означает – «носимый Богом». По Библии Амос был пастухом скота из Гекои, которого Бог назначил быть пророком.

Подумайте, почему автор использует двойные фамилии?

О. Может быть, двойная фамилия говорит о двойственности человека.

У. Артемий Филиппович Земляника – попечитель богоугодных заведений – больницы, приюты, дома для престарелых (создавались частными лицами, чтобы угодить Богу, отсюда название), а попечитель – должностное лицо, руководящее сетью учреждений какого-нибудь ведомства на местах. Как вы думаете, о чём говорит его фамилия?

О. Земляника – маленькая ягода, может он как личность маленький.

У. Иван Кузьмич Шпекин – почтмейстер – начальник почтовый конторы (ведал пересылкой почты и перевозкой пассажиров). Фамили образована от слова «шпик» - постоянно шпионит, читая чужие письма, бесцеремонный в своём простодушии.

Пётр Иванович Бобчинский, Пётр Иванович Добчинский. Городские помещики. Посмотрите, заменена лишь одна буква в фамилии. Что это подчёркивает в образе персонажей?

О. Они во всём похожи, подчёркивает сходство всех помещиков.

У. Да, действительно, это как и схожесть персонажей, и как схожесть класса помещиков.

Иван Алексеевич Хлестаков – чиновник из Петербурга. Как фамилии характеризует героя, ведь фамилия образована от слова «хлест», «хлестать – бить, ударять чем-нибудь гибким»?

О. Это энергичный человек, который легко может приврать. Клёст// Хлестаков – птичка, порхает, поёт, т.е способность говорить красиво, невелика размерами – антоним важной птице.

У. Ребята, посмотрите, пожалуйста, на расположение персонажей в афише. Какая здесь особенность и какое место занимает Хлестаков в этом ряду?

О. Персонажи расположены по иерархии. У Хлестакова не велик чин, его имя стоит после всех чиновников, но при этом он очень энергичный.

У. Мы видим, что наблюдается градации действующих лиц и Хлестаков стоит после всех, занимает нижнюю позицию. А все чиновники его боятся

Христиан Иванович Гибнер – уездный лекарь. Фамилия ассоциируется со словом «гибнуть», что делает его должность врача довольно мрачной и смешной одновременно.

Степан Ильич Уховёртов – частный пристав. Фамилия образована путём сложения двух основ «ухо вертеть». Постоянно ушки на макушке, скользкий человек.

Посмотрите на фамилии полицейских. О чём они нам могут сказать?

У . Почему Н.В.Гоголь наделяет своих персонажей говорящими фамилиями? Что он этим хочет сказать?

О. Это дополнительная характеристика героев пьесы, уже с первого знакомства формируется определённое отношение к ним. Выражает своё отношение к героям.

У . Какие же функции выполняет афиша?

О. Знакомит зрителей и читателей с персонажами пьесы, а также выявляет авторское отношение к героям.

А теперь обратимся непосредственно к 1му действию комедии. Открывайте учебник на стр…

Давайте прочитаем самую первую реплику, реплику городничего (чтение реплики) Эта реплика известна всем, она стала крылатым выражением.

Сейчас мы узнаем, а какова была реакция героев на эту реплику. Представьте, что мы находимся в Малом театре на постановке Виталия Соломина и Евгений Весника , они же исполняют главные роли. Виталий Соломин – Хлестаков. Евгений Весник – Городничий. Особо обратите внимание на реакцию чиновников на «неприятнейшее известие».

Просмотр 1го явления

У.Давайте обратим внимание на ремарку.  Где происходит действие? Кто присутствует?

Что мы узнаем из письма Андрея Ивановича Чмыхова?

О.Узнают о приезде ревизора

Какова роль этого персонажа? 

О. Этот персонаж – внесценический, он не появляется перед зрителями, даже не упоминается больше. Но роль его очень важна: из письма Чмыхова мы узнаем, что за городничим, «как и за всяким, водятся грешки». Боязнь разоблачения этих грешков и подталкивает чиновников к «заметанию следов». Муки совести незнакомы этим людям, не ожидание справедливого возмездия, а именно страх разоблачения является движущей силой сюжета.

У.Почему известие о приезде ревизора так встревожило жителей уездного города?

О.Появление в маленьком городе Ревизора – событие само по себе чрезвычайное: до столицы дошли какие-то порочащие местную администрацию вести. Но в ещё большей степени это обстоятельство является опасным потому, что ревизор едет «с секретным предписанием», да ещё и инкогнито, т.е представляет себя частным лицом, скрывая свои полномочия.

У. Посему весть о приезде ревизора вызывает такое волнение и тревогу у чиновников?

О. Они халатно исполняют свою работу, как корыстно пользуются своим положением, у них есть свои «грешки»

 У.Какие грешки водятся за городскими чиновниками? В каком состоянии их дела? (индивидуально о каждом)

У. Кого из чиновников более всего беспокоит возможный приезд ревизора и почему?

О. Городничий, потому что у него больше всего «грешков»

У. Как обращаются чиновники к городничему? Только ли положение городничего выделяет его среди других? 

О.Подобострастно, потому что он выше по чину и злопамятен, может отомстить.

У. О чём свидетельствует первая реплика городничего?

О. В ней слышится энергия и решительность, он деловито сообщает чиновникам для чего собрал всех.

У. Фразу городничего «Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор.» Гоголь долгое время напряженно искал. Изначально эта фраза состояла из 78 слов, а осталось всего 15. Тем самым уже 1я реплика придала экспозиции напряжённость и стремительность: чиновники прямо были поставлены перед необходимостью действовать. Кроме того эта реплика соответствует энергичному  характеру городничего. Чем отличаются от него подчинённые?

О.Чиновники глупы и неповоротливы

У. Перейдём к 3му действию пьесы.

Какие новые ерои появляются в 3м действии?

О. Добчинский и Бобчинский

У.Какие известия он приносят?

О.Будто приехал ревизор

Учитель читает реплику Бобчинского

У. Как вы считаете, почему чиновники поверили сообщению Добчинского и Бобчинского о ревизоре?

О. Известия приходят уже на подготовленную почву.

Как ведут себя чиновники при известии о том, что ревизор уже приехал?

О. Пугаются, но в то же время им очень любопытно.

У. Обратите внимание на ремарки, где говорится о состоянии городничего.

О. В страхе хватается за голову.

У. Ремаркой в сторону Гоголь драматург подсказывает читателю и актёру, что слова эти произносятся как бы про себя, и никто из присутствующих на сцене их не слышит.

Какие распоряжения даёт подчинённым Городничий? Какая интонация звучит в его речи? О.это речь начальника, не привыкшего считаться с подчинёнными и стесняться в выражениях

У.Какой способ знакомства с приехавшим ревизором Городничий избирает и почему? 

О. Посмотреть, не терпят ли проезжающие неприятностей в гостинице. Якобы проявляет заботу, служебное рвение

У.Вот мы и познакомились с 1м действием. Какое место занимает 1е действие в сюжете комедии?

О. экспозиция

У. Верно, экспозиция. Как выдумаете, для чего мы так пристально обратили внимание на экспозицию?

О. Мы поняли, чем живёт город, как живут чиновники

У.Кроме того, необходимо отметить и частные детали потому, что «все эти мелочи и создают ту атмосферу наивности, в которой могла разыграться история с ревизором». В тексте Гоголя нет неоправданных мелочей.

Подведение итогов урока

У. Ребята, сегодня мы повторили такой род литературы, как драма и углубили наши знания о личности и творчестве Н.В.Гоголя. Разобрали 1е действие комедии.

Домашнее задание

У. Я вижу, что сегодняшнюю тему вы усвоили хорошо. Запишите, пожалуйста, дз: Прочитать 2е действие пьесы, и ответьте на вопросы: 1) Что мы узнаём о Хлестакове? Кто он? 2) Как во 2м действии показано общее положение дел в городе (письменно) Сделайте таблицу: в 1й колонке «Что делают чиновники», во 2й «Чего не делают».

Всем спасибо за урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...