Урок-размышление "Литературный дневник как средство нравственного воспитания школьника"
план-конспект урока по литературе (9, 10, 11 класс)

Юлия Крамаренко

Урок знакомит с особенностями художественной и публицистической литературы в виде дневниковых записей, способствует расширению круга чтения учащихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

УРОК – РАЗМЫШЛЕНИЕ

Литературный  дневник

как средство  нравственного воспитания школьника

УРОК – РАЗМЫШЛЕНИЕ

Литературный  дневник

как средство  нравственного воспитания школьника

Цели урока:

Деятельностная цель: 

  • формирование у учащихся навыков самообразовательной деятельности;
  • развитие умений работать с разнообразными источниками информации – текстовыми источниками, видео- и музыкальными файлами, мультимедийными источниками;
  • развитие умений сравнивать и сопоставлять информацию  из разных источников;
  • развитие аналитических способностей;
  • формирование навыков творческой литературной деятельности;
  • формирование потребности в фиксировании  мыслей, чувств и эмоций;
  • развитие умений самоанализа

Содержательная цель: 

  • ознакомление  с  особенностями художественной и  публицистической литературы в виде дневниковых записей;
  • формирование потребности в систематическом развитии собственных способностей, планировании своей деятельности;
  • расширение круга чтения учащихся;
  • воспитание нравственной духовно богатой личности

Образовательные ресурсы:

мультимедийная презентация, проектор, книжная выставка, кинофрагменты

Тип урока: комбинированный

Форма урока: урок – размышление

Урок ориентирован на учащихся  9-11 классов

Ход урока

  1. Создание эмоционального фона урока. Музыкальное сопровождение – соната ля мажор  № 9 («Крейцерова соната» Л. Бетховена). На экране –  фотографии Л. Толстого.

Вступительное слово учителя:

Раннее  июньское утро 1847 года. Молодой дворянин, вернувшийся с бала, в смятении записывает:

«…я весьма недоволен собою. Чем далее подвигаешься в усовершенствовании самого себя, тем более видишь в себе недостатков, и правду сказал Сократ, что высшая степень совершенства человека есть знать то, что он ничего не знает».

  1. Определение   темы, целей, задач занятия.

В центре нашего внимания – дневник. Странный,  очень личный, избегаемый многими жанр. Попробуем разобраться – почему так сложно раскрыть тетрадь и записать несколько честных фраз о себе.

Предлагаю эксперимент. Сейчас каждый из вас запишет о себе то, о чем трудно рассказать  перед большой аудиторией.

Воцарившаяся глубокая пауза  подтверждает особенный характер дневникового жанра.

Каждый из нас склонен приукрашать собственную жизнь. Мы порою скрываем свои истинные мысли и чувства от себя самих. Но ведь личный дневник не ориентирован на  опубликование. Что же мешает нам  зафиксировать  свои мысли и чувства?

Социальные сети пестрят дневниковыми записями, авторы которых подробно освещают подробности ежедневной жизни. Но честны ли эти записи? Отражают ли они действительные, а не вымышленные образы?

  1. Мотивация деятельности.

Лев Николаевич Толстой начал вести дневник в 1847 году,  в возрасте   18 лет. Мучительное недовольство собой, желание изменить жизнь заставляло его ежедневно анализировать собственные поступки, следить за развитием своих способностей.

Последняя  дневниковая запись была сделана за 4 дня до смерти, 3 ноября 1910 года на станции Астапово.

Ежедневный  нравственный изнурительный труд на протяжении 60 лет.

«Писать... дневники, как я знаю по опыту, полезно прежде всего для самого пишущего. Здесь всякая фальшь сейчас же тобой чувствуется».

31 тетрадь. 4700 рукописных листов (для сравнения: рукописи «Войны и мира» занимают 5202 листа). 13 томов из 90-томного собрания сочинений.

 Записывал самое мелкое, ничтожное – и самое стыдное.

 «Злился — ударил кошку».

«Забыл о правилах». 

«Есть недостатки абсолютные… лень, ложь, раздражительность, эгоизм». 

Записи для себя превратились в бесценный опыт для молодых.

«С утра определять занятия на день и стараться исполнять их».

«Ищи в других людях всегда хорошую сторону, а не дурную»

« Всегда говори правду».

«Будь хорош и старайся, чтобы никто не знал, что ты хорош». 

«Повторяй вечером все то, что узнал в продолжение дня. Каждую неделю, каждый месяц и каждый год экзаменуй себя во всем том, чем занимался, ежели же найдешь, что забыл, то начинай сначала».

«Жертвуй десятую долю всего того, чем ты можешь располагать, для блага других».

  1. Работа по теме занятия.

  1. Художественные произведения в форме дневников.

Кто из нас способен на такую предельно искреннюю, подвижническую работу по отношению к себе и другим?

А подобная работа нужна. Нас одолевают вопросы. Как разобраться в себе и в мире? Как понять, кто прав и кто виноват? Как осознать, что нет ни правых, ни виновных, и что  каждая личность – неповторимых уникальный симбиоз противоречивых качеств?

«История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она – следствие наблюдений ума зрелого над самим собою и когда она писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление», – писал М. Ю. Лермонтов  в предисловии к одному из самых знаменитых литературных дневников – роману «Герой нашего времени».

Этот этап занятия можно провести в виде рекомендаций, данных учениками.  В этом случае уместно  использовать форму читательского дневника.

Другим вариантом могут стать  демонстрация фрагментов киноверсий  литературных произведений, дополненных комментариями учителя  или учеников.

Наконец, художественные произведения в форме дневников могут быть представлены в виде инсценировок, подготовленных учениками.

Мы предлагаем следующие произведения:

«Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова

«Записки из Мертвого дома» Ф. М. Достоевского

 «Страдания  юного Вертера» И. Гете

«Дневники»  Ф. Кафки

«Чума» А. Камю

«Мы»  Е. И. Замятина

«Цветы для Элджернона»  Дениэла Киза

«Письма Незнакомки» А. Моруа

«Записки юного врача» М. А. Булгакова

«Жутко громко и запредельно близко» Д. С. Фоера

Особый интерес у подростков вызовут  книги о внутренней жизни их сверстников:

«Дневники Адриана Моула» Сью Таунсенд

«Вверх по лестнице, ведущей вниз» Бел Кауфман

«Необычайные похождения Севы Котлова» А.Алексина

 «Мой брат играет на кларнете» А.Алексина

  1. Дневник как средство нравственного самовоспитания.

Для кого- то ведение дневника станет фактором самодисциплины, поможет в организации повседневной деятельности. Кому-то  интересно будет оставить историю своей жизни или жизни поколения в назидание потомкам.

Для  иных дневник станет  возможностью, проанализировав мысли и чувства, разобраться в личных проблемах, предотвратить конфликты с окружающими.

Итак, хотите ли вы завести друга? Верного слушателя, личного биографа, хранителя тайн, бесплатного психоаналитика.

Это – дневник.

Самое трудное – сделать первый шаг.

Для этого шага нужна… тишина.

        Не странно ли, что дневники

        Не днем ведутся, а ночами,

        Когда мигают ночники

        И ходят тени за плечами,

        Напоминая, что от них

Не скроешься и за свечами,

Включив ночник,

Строча дневник,

Графленый лунными лучами.

                (Леонид Мартынов)

                           6  правил ведения дневника

Правило 1. Выберите постоянное время и  уединенное место.

Важны условия для возможности сосредоточиться, погрузиться в себя. Специалисты –хронобиологи утверждают, что  наш организм сам подстраивается под привычный режим дня. Если  ежедневно в определенное время вы будете уделять внимание своему бумажному другу- дневнику, с каждым днем это будет делать все легче.

Правило  2. Закон  первого слова и правило 21 дня

Если вам очень трудно начать записи – запишите хотя бы одно слово.

Для начала это может быть ответ на конкретный вопрос:

 – Что я планирую сделать сегодня?

–  Что мне удалось выполнить вчера?

– Почему мне это удалось или не удалось?

– Что меня порадовало?

– Какой момент был лучшим (худшим) за сегодняшний день?

– За что себя стоит похвалить?

– Какие недостатки мешают мне в продвижении к цели?

 – Как  можно от них избавиться?

Психологи утверждают, что после 21 дня систематической работы ведение записей станет для вас потребностью.

Правило 3.  Правил – нет!

Не пытайтесь подражать великим писателям и известным блогерам. Помните, что   дневник – отражение вашей неповторимой индивидуальности. Возможно, через несколько лет именно вы станете эталоном стиля.

Правило  4. Без эстетики не обойтись.        

Вы ведь не предстанете перед другом в неприглядном виде. Ведение дневника – ритуал, и ваш внешний вид должен соответствовать  серьезной задаче самоанализа. Встреча с дневником всегда должна вызывать положительные эмоции. Вам должно нравиться прикасаться к его обложке. Продумайте оформление записей, цвет чернил.

        Правило 5. Пишем  от руки!

Исследователи психофизиологических процессов утверждают, что двигательные движения при письме без помощи клавиатуры формируют когнитивные способности, способствуют положительной динамике в образовании новых нейронных связей, развивают волевую сферу.

Разумеется, можно воспользоваться и клавиатурой. Если твоя фамилия Ньютон, Ландау или Эйнштейн. Нет? Тогда – за перо!

        Правило 6. Добавим искусства.

Попробуйте иллюстрировать свои записи.  Вы считаете, что не умеете рисовать? В любом случае это будет прекрасной терапией, снимающей стресс.

Включите в качестве сопровождения звуковой фон, иллюстрирующий звуки природы – шум моря, пение птиц.

Пишите под любимую музыку. Вы увидите, как изменится ваше настроение.

Пишите под новую (желательно, классическую) музыку. И вы расширите музыкальный кругозор, обогатите себя новыми эмоциями.

  1. Дневник как   фиксация исторических фактов.
  1. Дневники Анны Франк.

Поздняя осень  1942 года. По улицам Амстердама маршируют фашистские отряды. В тесной комнатке склонилась над листком бумаги девочка с огромными черными глазами.

«Пока я могу видеть это,  — безоблачное небо и солнечный свет — я не смею грустить». 

Вот уже 5 месяцев небо и солнце девочка может видеть только из окошка мансарды. Вместе с  8 евреями она скрывается от фашистов. Она нуждается в общении, способном вернуть ей веру в справедливое устройство мира. Пытаясь отогнать одолевающие ее страхи, она пишет:

«Можно заткнуть людям рот, но нельзя запретить им думать, лишь потому, что они слишком молоды».

«О чувствах легче говорить шепотом, чем разглашать их на весь мир».

Имя девочки –  Анна Франк.  Вскоре  убежище будет обнаружено. В возрасте  14 лет  Анна умрет в концентрационном лагере Аушвиц от тифа.

«За шесть миллионов ( погибших) говорит один голос — не мудреца, не поэта — обыкновенной девочки… Дневник девочки превратился и в человеческий документ большой значимости, и в обвинительный акт», — писал Илья Эренбург.

  1. Дневники  Лены Мухиной и Тани Савичевой.

Ни один документ не передаст трагизм дней ленинградской блокады с такой силой, как это сделали дневники очевидцев: «Воспоминания» Д. С. Лихачева, «Блокадный дневник» Г. А. Князева, «Записки блокадного человека» Л. Я. Гинзбург, «Воспоминания о блокаде» В. М. Глинки.

Что же должны были испытать и пережить дети?

Острой болью отзываются в сердце дневник Юры Рябинкина, приведенный в «Блокадной книге» Д. Гранина и А. Адамовича, дневник Лены Мухиной, дневник Тани Савичевой.

На экране – фотографии.

Застенчивая, не по годам серьезная, любознательная девочка из многодетной дружной семьи – Таня Савичева.

В  первые же дни войны брат Тани Леонид и братья отца – Василий и Алексей отправились в военкомат. Леониду отказали по зрению, остальным – из-за возраста (55 и 70 лет!). Брат Михаил уже был на фронте. Сестра  Женя  с трудом преодолевала 7 километров с работы до дома. Тайком от матери  она сдавала кровь для раненых.   Истощенная, она умерла на руках у  сестры Нины. В этот день в маленьком блокноте Таня сделала первую запись:

«Женя умерла 28 дек в 12.00 час утра 1941 г»

Похоронить Женю на ближайшем Серафимовском кладбище не удалось – подступы к воротам были завалены телами умерших, которых некому было хоронить. На санках довезли Женю на Смоленское лютеранское кладбище. Склонившись над могилой, мама прошептала: «Вот мы тебя хороним, Женечка. А кто и как нас хоронить будет?»

Почему не попала Таня во вторую волну эвакуации в феврале 1942? Не хотела бросать семью?

В ее блокноте появляются новые записи:

«Бабушка умерла 25 янв. 3 ч. дня 1942 г»

«Лёка умер 17 марта в 5 час утра в 1942 г»

«Дядя Вася умер в 13 апр 2 ч ночь 1942 г»

 Ошибки в записи о смерти любимого дяди, с которым Таня часто говорила «о серьезном», гуляя по набережной, свидетельствует  о тяжелом физическом и эмоциональном состоянии девочки.

 «Дядя Лёша 10 мая в 4 ч дня 1942 г»

«Мама в 13 мая в 7.30 час утра 1942 г»

Тело мамы соседка зашила в серое одеяло с полоской. Ее муж и дочка на двухколесной тележке отвезли Марию Савичеву.

Подруга  Тани Вера вспоминает: «Таня пойти с нами не могла — была совсем слаба. Помню, тележка на брусчатке подпрыгивала, особенно когда шли по Малому проспекту. Завёрнутое в одеяло тело клонилось набок, и я его поддерживала. За мостом через Смоленку находился огромный ангар. Туда свозили трупы со всего Васильевского острова. Мы занесли туда тело и оставили. Помню, там была гора трупов. Когда туда вошли, раздался жуткий стон. Это из горла кого-то из мёртвых выходил воздух… Мне стало очень страшно».

Таня не знает о том, что вернется с фронта  тяжело раненный брат Михаил и  спешно эвакуированная с заводом сестра Нина.

Последние записи в дневнике:

«Савичевы умерли».

«Умерли все»

«Осталась одна Таня»

Ослепшая, испытывающая мучительные боли вследствие цинги, дистрофии и туберкулеза, Таня Савичева скончалась  в эвакуации, в доме инвалидов в 1944 году.

«Сохрани мою печальную историю…»,   –  писала  блокадница Лена Мухина, обращаясь к единственному другу –дневнику.

Подлинные дневники дают предельно точную и выразительную картину эпохи, превосходя в этом  исторические труды.

Подведение итогов.

Надеюсь, теперь вы сами убедились в том,  насколько важным и полезным бывает обзавестись  полезной привычкой – вести дневник.

Проверим себя?

Учащиеся записывают выводы, сделанные во время занятия.

Дневник помогает…

После рефлексии предлагается сопоставить сделанные выводы с материалами учителя.

Дневник помогает

  • сформулировать важные цели и проследить движение к намеченному;
  • планировать свою ежедневную деятельность, фиксируя объем выполненного;
  • фиксировать ваши оригинальные мысли;
  •  избавиться от недостатков;
  • анализировать и корректировать отношение к окружающим;
  • экономить время, дисциплинируя ваши ежедневные действия;
  • избежать новых ошибок на основе анализа уже допущенных;
  • зарядиться позитивной энергией при перечитывании  записей о лучших моментах вашей жизни;
  • логично мыслить;
  • развивать правильную и красивую речь;
  • формировать творческие способности;
  • учиться продуктивно жить, мыслить и чувствовать.

Ведите дневник – «документ,  полезный для автора, скучный для читателей-современников и бесценный для ученых будущих столетий, которые сохранят его как драгоценность!» (Эллен Терри)

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Духовно – нравственное воспитание школьников с ограниченными возможностями здоровья средствами художественной продуктивной деятельности»

В статье рассказывается об обобщении опыта по духовно – нравственному воспитанию школьников с ограниченными возможностями здоровья средствами художественной продуктивной деятельности» ...

Сценарий педсовета "Духовно-нравственное воспитание школьников как средство реализации основных направлений ФГОС НОО"

Корректировка подходов и технологий духовно-нравственного и патриотического воспитания школьников....

Компьютерная игра как средство нравственного воспитания младших школьников

Формирование нравственности учащихся — важнейшая задача школы. Мораль как регулятор поведения личности. В процессе воспитания личности исключительно важное значение имеет ее нравственное формирование....

Спортивные игры, средство всестороннего влияния на физическое и нравственное воспитание школьника.

Мой педагогический опыт основан на спортивных играх, которые входят в программу подготовки учащихся с 1-11 классы, используются во внеклассной работе с детьми, как средство дополнительного образования...

Игра как средство физического и нравственного воспитания школьников

В статье раскрывается роль подвижных игр в жизни ребенка. Во время игры активизируется двигательная и познавательная деятельность школьников, происходит раскрепощение личности: преодолеваются неуверен...

Методические рекомендации по организации духовно-нравственного воспитания школьников среднего звена «Аксиологические номинации как средство формирования духовно-нравственных ориентиров учащихся»

С целью оказания методической поддержки в процессе осуществления  духовно-нравственного воспитания обучающихся МБОУ Одинцовской СОШ №17 с УИОП составлены Методические рекомендации по организации ...

Произведения малой эпической формы (миниатюры) как средство нравственного воспитания школьников

Произведения малой эпической формы (миниатюры) как средство нравственного воспитания школьников...