Произведения малой эпической формы (миниатюры) как средство нравственного воспитания школьников
статья по литературе (8 класс)

Федчун Светлана Владимировна

Произведения малой эпической формы (миниатюры) как средство нравственного воспитания школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_moskva_fedchun_s.v.doc211.5 КБ

Предварительный просмотр:

Произведения малой эпической формы (миниатюры) как средство нравственного воспитания школьников.

Автор Федчун С.В.,учитель русского языка и литературы, высшая категория

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей имени дважды Героя Социалистического Труда В.Ф. Резникова муниципального образования Каневской район Краснодарского края

Аннотация.

 В статье рассматривается система работы с произведениями малой эпической формы на уроках русского языка и литературы как одной из эффективных форм духовно-нравственного воспитания учащихся. Дается сопоставительный анализ миниатюр В.П. Астафьева и В.Н. Крупина, что способствует более эффективному погружению в содержание и структуру произведений малой эпической формы. Обращается внимание на необходимость помнить уроки В.П. Астафьева и В.Н. Крупина: именно в отношении к людям, к природе проявляется человек: его доброта, совестливость, любовь к Родине.

          Главным показателем всесторонне развитой личности является не сумма знаний, а знания в синтезе с творческими способностями.  Я предлагаю поразмышлять над одной из важнейших форм во всей системе работы словесника-сочинением. Любое сочинение пишется в определенном жанре. Долгое время школьное сочинение представляло аналогию литературно-критической статьи. Сегодня же учащиеся должны овладеть умениями и навыками писать сочинения различных жанров, потому что работа над сочинениями различных жанров воспитывает вдумчивого, грамотного читателя, развивает чуткость к языку, художественный вкус, образное мышление, творческое воображение.

Каждый урок русского языка, литературы должен быть уроком – любованием, уроком постижения красоты языка, богатства и неисчерпаемых возможностей. На каждом уроке ученики должны всматриваться и вслушиваться в язык, и тогда через постижение красоты языка придет понимание его законов, его правил, его системы, сформируются навыки грамотной устной и письменной речи. Должно быть удивление перед возможностями языка и свои открытия, пусть маленькие, пусть уже сделанные кем-то из больших ученых.

Как же научить учащихся всматриваться и вслушиваться в язык?

Основа урока русского языка – работа с текстами больших художников слова. Язык наших писателей должен, прежде всего, поражать и вызывать желание подражать. И на уроке обязательно наступит момент, когда дети, взволнованные поэтическими образами мастеров художественного слова, напишут свои сочинения -и сочинения-миниатюры, и сочинения-этюды, и сочинения-письма, и сочинения-дневники, и эссе.

Таким образом, существует много видов письменных работ. И ученик сможет проявить свою личность, индивидуальность, если не будет стеснен в содержании, выборе жанра изложения, характера языка, лексике своей работы. Да и процесс развития письменной речи учащегося в этом случае станет более эффективным.

 Данные сведения имеют не только образовательную цель, но и предполагают практическое применение. Нам часто приходится излагать свои мысли письменно: писать дружеское послание, вести личный дневник или деловые записи, отражать события во время путешествия, составлять рецензию на прочитанную книгу или просмотренный фильм. Этому необходимо учить учащихся.

          Задача учителя – научить «жанровой индивидуальности» того или иного текста (типичных для каждого жанра стилевых свойств и компонентов), что позволяет учащимся овладеть различными способами изложения мысли.

В представленной статье предлагаю методические находки для написания сочинения-миниатюры. На конкретных примерах показаны особенности этого жанра.

Жанр лирической миниатюры, этюда, короткого рассказа позволяет как бы быстрым мазком кисти удивительно точно передать мимолетное переживание, душевное состояние, чувство.  Одним из важных факторов активизации обучающихся является метод ассоциации.

Ученик называет ассоциацию, которая у него возникла, со словом «миниатюра». Например, зарисовка. Другой ученик называет ассоциации уже с этим словом. Каждый должен назвать хотя бы одно слово. Это могут быть существительные, прилагательные, глаголы, ассоциации с названиями цветов, ощущений, формы и т.д.

      Обратившись к различным словарям и к «Краткой литературной энциклопедии», выясняем значение слова «миниатюра».        

Миниатюра – это маленькое по объему, но композиционно и содержательно завершенное произведение, обычно заключающее в себе мысль (образ) широкого обобщения или яркой характерности.

Для понимания особенностей этого жанра обратимся к творчеству В.П. Астафьева и В.Н. Крупина.

Это те писатели, которые учат нас задумываться над смыслом жизни, над тем, что мы должны достойно прожить жизнь. Борис Екимов пишет: «…Прежде всего нужно быть человеком, а потом уже математиком, физиком. А если нет души, нет культуры – не получится ни физика, ни математика…Литература этим и занимается – созиданием души».

- Почему миниатюры В.П. Астафьева «Затеси» вызывают постоянный интерес исследователей?  

  «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля помогает определить лексическое значение слова «затеси». Слово «затесь» произошло от глагола «затесать» - «зарубать или делать на деревьях затеси, зарубы, метки».

          Зарубки обычно делают для памяти. Для Астафьева затеси – это его воспоминания, размышления, которые он хочет донести до читателя. Не случайно книге предпослан эпиграф: «Все превращается в землю, а воспоминания в золото».

          Зарисовки, миниатюры, небольшие рассказы, объединенные под таким вроде бы и непритязательным, но очень значимым для автора заглавием писались на протяжении многих лет.

Это удивительный дар – написать много в малом. И таким даром обладает и               В.Н. Крупин. В рассказ, занимающий всего страницу, он может вложить такой огромный смысл, что завидуешь его мастерству. В его миниатюрах нет ни одного лишнего слова, ни одного лишнего предложения. Миниатюры В.Н. Крупина, получившие из фамилии писателя лаконичное и такое доброе, поэтичное название – «Крупинки».

О чем же миниатюры В.П. Астафьева и В.Н. Крупина?

Тематика произведений различна. Есть миниатюры, где главный «герой» – природа. Это по-своему стихи в прозе. Они по-пришвински поэтичны, светлы.

 Изучая особенности этого жанра, важно составить список миниатюр В.П. Астафьева и В.Н. Крупина, в которых писатели обращаются к теме природы.

Миниатюры писателей, посвященные природе

Миниатюры В.П. Астафьева

Миниатюры В.Н. Крупина

  1. «Марьины коренья»
  2. «Зеленые звезды»
  3. «Лунный блик»
  4. «Падение листа»
  5. «Хрустальный звон»
  6. «Костер возле речки»
  7. «Сережки»
  8. «Дождик»
  9. «Мелодия»
  10. «Сильный колос»
  11. «Предчувствие осени»
  1. «Сбрось мешок»
  2. «Васильки»
  3. «Река Лобань»
  4. «Гречиха»
  5. «Петушиные крики»
  6. «Розовый свет»
  7. «Ночью»
  8. «В заливных лугах»
  9. «Боковой ветер»

Особое внимание уделяют авторы теме экологии природы и экологии души. В качестве примера предлагаем обратиться к миниатюре В.П. Астафьева «Хвостик».                

        В.Н. Крупин в миниатюре «А ты улыбайся!» заставляет читателя задуматься о детской жестокости, ее причинах и о нашей же ответственности за нее. Ведь это противоестественно, если мы испытываем радость, когда человеку больно. Такого быть не должно!

         Говоря о миниатюрах, обращаем внимание, что пробудить в человеке человеческое – важнейшая цель произведений В.П. Астафьева и В.Н. Крупина. Поэтому писатели часто обращаются к проблемам нравственности.

         Изучив тематическое содержание миниатюр В.П. Астафьева и В.Н. Крупина, приходим к выводу, что произведения малой эпической формы содержат в себе любовь к человеку и миру, к родной земле. Писатели обращаются к проблемам нравственности и морали, а также желают достучаться до сердец читателей, современников и оставить своеобразное завещание потомкам.

Говоря об особенностях жанра миниатюры, необходимо обратить внимание на заглавия миниатюр В.П. Астафьева и В.Н. Крупина, которые помогают читателю хотя бы некоторой частичкой проникнуться в сюжет произведения.

Для этого предлагаем ребятам проанализировать некоторые из них и составить кластер.

Прием «Кластер»

Учащиеся берут лист бумаги и в середине обозначают основное понятие «Заглавия миниатюр В.П. Астафьева и В.Н. Крупина»

Вокруг располагают особенности заглавия. . Например, эпитет, метафора, одиночные существительные, слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом, глаголы повелительного наклонения.

Далее записывают названия миниатюр.

Для осмысления роли изобразительно-выразительных средств в миниатюрах, организуем работу в группах:

1 группа анализирует  миниатюру В.Н. Крупина «Сбрось мешок»  

Какими же средствами языка писатель выражает свой авторский замысел?

Автор употребляет удивительную метафору. «Коня в радугу запрягли». Как родилась эта метафора? Радуга похожа по форме на дугу, а под дугой должна быть голова коня, и красное солнце напомнило рыжую голову коня.

А вот ключевое слово, раскрывающее идейный замысел писателя, – «воссияло». Воссияло – устаревшее, библейское слово вносит праздничность, торжественность, возвышенную интонацию.

Для усиления эмоционального воздействия на читателя В.Н. Крупин использует инверсию: «промокла я, продрогла».

Автор умело сочетает в сюжете рассказа разговорную лексику (тятя, обомлела, хлоп на колени, не увидь).

У каждого настоящего писателя есть свое неповторимое слово о красоте, вызывающее у читателя озарение и прозрение, обогащающее и преображающее его духовный мир. Именно таким словом является миниатюра «Сбрось мешок».

2 группа анализирует миниатюру    В.П. Астафьева «Свеча над Енисеем».

В.П. Астафьев тоже внимательно всматривается, вслушивается в жизнь родной земли, природы.

        В миниатюре «Свеча над Енисеем» автор, описывая березу, использует высокий стиль: «В конце лета на скале, обветренной дождями, свечкой горит березка… Свечка, родная, не сгорай дотла… Гори и не гасни над Енисеем, над миром, в храме природы, негасимым желтым огоньком, свеча вечности».

        Березка над Енисеем – символ гармонии между временами года, летом и осенью.

        Заглавие текста «Свеча над Енисеем» – это перифраз. Свеча на ветру заменяет слово «береза». Эти синонимы рисуют образ березки над Енисеем: березка, дерево, свеча восковая, деревце, вещунья, бобылка, свечечка, свеча вечности.

В лирической миниатюре В.П. Астафьева природа живет богатой поэтической жизнью.

Поражают своим разнообразием изобразительно-выразительные средства языка: эпитеты («благодатная осень», «плечистая скала»), сравнительные обороты («последним пламенем, словно ярким вскриком, в конце лета заявит она о себе»), риторические обращения («Свечечка, родная, не зажигайся»).

В тексте органически сочетается высокая и простонародная лексика: «вековать», «бобылка», «вещунья», «приморилась» и «свеча вечности», «храм природы».

         Лирический герой завершает текст словами, обращенными к дереву: «Гори и не гасни над Енисеем, над миром, в храме природы негасимым желтым огоньком, свеча вечности».

         Если свеча горит – значит жизнь продолжается.

Таким образом, изобразительно-выразительные средства языка придают миниатюрам писателей мелодичность, лаконизм, живописность. Создают эмоциональность, усиливают выразительность речи. Уважение, преклонение перед русским языком выражено в каждом слове миниатюр В.П. Астафьева и В.Н. Крупина.

Важным фактором развития речи учащихся является монологическое высказывание на уроке.

Учащиеся готовят монологическое высказывание на основе прочитанных текстов: в чем состоит и как проявляется истинная красота ? Выступление должно состоять не менее чем из 10 предложений.

Обобщаем изученный материал об особенностях миниатюр  В.П. Астафьева и    В.Н. Крупина с помощью  синквейна. 

Для его составления необходимо:

1. Называть тему одним словом (обычно существительным)

2. Описать текст в двух словах (двумя прилагательными)

3. Описать действия в рамках этого текста тремя словами(глаголами)

4. Составить фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

5. Последняя строка-это синоним из одного слова. 

 Каждая группа составит свой синквейн о миниатюрах Астафьева, Крупина.

        Пример:        Миниатюры

                        Поэтичные, светлые

                        Вдохновляют, учат, поддерживают

                        Это гимн всему живому

                         Зарисовки

На данном этапе ознакомления с миниатюрой интересно и составление групповых и индивидуальных мини-проектов «Особенности «стихотворений в прозе», в которых ребята осмысляют «маленькие миниатюры» В.П. Астафьева «Строка», «Мелодия». «Мне еще многое нравится», «Из далекого сна», «На кого беда падает», и В.Н. Крупина. «Гречиха», которые обладают огромной смысловой насыщенностью и многогранностью.

Дополнительным заданием может быть составление списка произведений малой эпической формы, которые будут предложены для опубликования в таких газетах, как «Комсомольская правда», «Каневские зори», «Аргументы и факты».

Список миниатюр для опубликования в газетах.

В.П. Астафьев:                                                В.Н. Крупин:

1) «Сильный колос»                                                1) «Сбрось мешок»

2) «Лунный блик»                                                2) «Река Лобань»

3) «Хрустальный звон»                                        3) «Петушиные крики»

4) «Предчувствие осени»                                        4) «Гречиха»

5) «Герань на снегу»                                        5) «На родине»

6) «Хвостик»                                                        6) «Передаю»

7) «Вздох»                                                        7) «Лодка надежды»

8) «Мелодия»                                                8) «А ты улыбайся!»

9) «Свеча над Енисеем»                                        9) «Конец связи»  

10) «Многообразие войны»                                        10) «Розовый свет

Приходим к выводу, что писатели - настоящие мастера, которые поражают читателя силой художественного слова   и вызывают желание подражать.

Таким образом, изучив творчество больших мастеров слова, ребята приступают к творческой работе – самостоятельному написанию сочинения-миниатюры.

      Алгоритм написания  миниатюры:

- обозначьте идею или событие, которому хотите посвятить свою миниатюру;

- очертите круг событий или эмоций, которые кажутся вам ключевыми;

- уберите все лишнее, каждое слово должно быть на месте;

- совместите форму и содержание, используйте подтекст;

- поработайте над заголовком;

- помните, миниатюра - рекрасный способ выразить свое восприятие мира в нескольких словах.

                          Миниатюры, созданные учащимися

                                                     

Первый снег

  А вот и долгожданный первый снег этой зимой! В считанные минуты все становится девственно белым и прекрасным. Город окутывает таинственная белоснежная дымка. А с неба, будто волшебная пыль с другого мира, падают миллиарды снежинок, погружая людей в объятия безмятежности, словно в зимнюю спячку.

Быть может, мы сами хотим погрузиться в сон, чтобы с приходом весны воспрянуть и отдать Вселенной должное?

Юлия Долгожданный дождь

   Маленькие прозрачные капельки бегут по стеклу. Словно выстраивают дорожку из струек на стеклянной равнине. Через открытое окно слышно, как дождь барабанит по крышам и листьям деревьев. Словно пробудившись от крепкого сна, все заиграло новыми красками. Летними красками проливного дождя. Этого дождя заждались не только люди и природа, но и весь мир. Он, как кувшин воды в жаркой пустыне, был нужен всем, не только чтобы напиться, но и умыть свое лицо.

                                                                                                              Юлия

Кот

   Маленький комочек шерсти выглянул из корзины. Наверное, в этот самый момент мы оба поняли важность моей «миссии» - уговорить маму взять котенка.

   Казалось бы, домашнее животное – кот, но сколько теплоты заключается в этом миниатюрном существе. Он, подобно пушкинскому герою-сказочнику, мурлычет мне загадочные истории на ночь и, словно кот Чешир Льюиса Кэрролла оберегает меня от жизненных невзгод. Даже сейчас, в эту самую секунду, его ушки подергиваются рядом, будто он слышит, что я о нем вам пишу.

                                                                                                            Марина

Итак, сочинение-миниатюра – такой тип упражнений, который таит в себе неограниченные возможности для развития речи. Научившись писать миниатюры, ученик сможет написать и большие работы.

Список литературы

1. В.П. Астафьев «Затеси», 10 тетрадь «Кетский сон». - Красноярское книжное издательство, вся Сибирь, 2008.

2. В.П. Астафьев «Затеси», 8 тетрадь «Благоговение». - Красноярск, Красноярское книжное издательство, вся Сибирь, 2003.

3. Виктор Астафьев. Книга прозы/Москва: Современник, 1988.

4. Владимир Крупин. Том второй. - Москва «Молодая гвардия», 1991.

5. Краткая литературная энциклопедия/М.: Современник, 1967.

6. Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля/М.: Олма-Пресс ОАО ПФ «Красный пролетарий».

7. Уроки литературы. Приложение к журналу “Литература в школе”/Главный редактор – Н.Л. Крупина. - № 7 - 2010, № 9 2004

8. Уроки литературы. Приложение к журналу “Литература в школе”/Главный редактор – Н.Л. Крупина № 11 - 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Духовно – нравственное воспитание школьников с ограниченными возможностями здоровья средствами художественной продуктивной деятельности»

В статье рассказывается об обобщении опыта по духовно – нравственному воспитанию школьников с ограниченными возможностями здоровья средствами художественной продуктивной деятельности» ...

Сценарий педсовета "Духовно-нравственное воспитание школьников как средство реализации основных направлений ФГОС НОО"

Корректировка подходов и технологий духовно-нравственного и патриотического воспитания школьников....

Паломнические поездки как эффективная форма духовно-нравственного воспитания школьников

В данной публикации представлены теоретико-педагогическое обоснование и методические рекомендации по организации и проведению однодневных экскурсий в православные храмы или монастыри родного края для ...

Основы экологического и нравственного воспитания школьников, через развитие интереса к исследовательской деятельности по изучению и сохранению окружающей среды своей малой Родины.

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения.Человеку необходимы н...

Работа по теме самообразования на 2019-20 уч.год: "Этический диалог как форма нравственного воспитания школьника"

Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравст...

Методические рекомендации по организации духовно-нравственного воспитания школьников среднего звена «Аксиологические номинации как средство формирования духовно-нравственных ориентиров учащихся»

С целью оказания методической поддержки в процессе осуществления  духовно-нравственного воспитания обучающихся МБОУ Одинцовской СОШ №17 с УИОП составлены Методические рекомендации по организации ...

Урок-размышление "Литературный дневник как средство нравственного воспитания школьника"

Урок знакомит с особенностями художественной и публицистической литературы в виде дневниковых записей, способствует расширению круга чтения учащихся...