Что за прелесть эти сказки!
методическая разработка по литературе (5 класс)
урок развития речи по русским народным сказкам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урок литературы, 5 класс
Р.р. Что за прелесть эти сказки!
Цели: совершенствовать речевые умения; повторить «законы» волшебной сказки; помочь овладевать навыком создания творческих работ; учить сочинять свою сказку; побуждать к успешному выполнению поисковых и проблемных заданий.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:
Предметные умения: знать основные нормы РЛЯ; уметь создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей.
Метапредметные УУД:
Личностные: осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков.
Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления.
Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Оборудование: проектор, иллюстрации к сказкам.
Ход урока.
- Оргмомент.
-Здравствуйте! Подарите улыбки друг другу. Если вы научитесь улыбаться красоте, добру, то ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью. Ведь окружающий мир – это большое волшебное зеркало, через которое мы будем разглядывать мир сказок.
- Актуализация изученных знаний.
1.Вступительное слово учителя.
В ряду разных жанров устной народной прозы сказка занимает особое место. Это самый популярный, необычайно любимый жанр детей и взрослых. Захватывающий сюжет, интересная композиция, различные художественные средства придают сказке особую поэтику.
«Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» – писал в XIX веке А. С. Пушкин. А вот слова из его произведения:
Сказка – ложь, да в ней намек,
Добрым молодцам урок!
-Сегодня мы обобщим знания о фольклоре, а в частности о русских народных сказках, продолжим развивать умение анализировать поступки и характеры героев, урок должен способствовать воспитанию любви к чтению, к сказкам, воспитывать в вас самые лучшие человеческие качества на примере положительных сказочных героев, а также мы будем развивать память, внимание, речь, мышление.
- А что такое сказка?
Сказка – рассказ, который повествует о таких событиях, которые в жизни произойти не могут, они невероятны фантастичны. Учат добру, сказка имеет мораль. Сказки рассказываются не так, как все другие интересные истории. Слова в них звучат непривычно, как будто они становятся волшебными, напевность, мелодичность, интонация, жесты, мимика.
- А какие виды сказок вы знаете? (Бытовые, волшебные, сказки о животных)
- Будет сказка занимательна, слушайте ее внимательно. Кто уши раскроет, много-много всякой всячины усвоит, кто невзначай уснет, тот ни с чем и уйдет (Присказка)
-Что это такое?
- Для чего нужна присказка? (Пробудить интерес слушателя, привлекая внимание. Присказка речь ведет, что сразу ясно - история будет сказываться небывалая, слушать хорошо нужно, а то начало пропустишь.)
- А как называется начало сказки? Зачин (Зачинать: начинать, начало).
- А какие зачины вам известны? (В некотором царстве, в некотором государстве… В тридевятом царстве, в тридесятом государстве. Жили были…)
- Вспомните, как заканчиваются сказки. Как называется этот элемент сказки? (Сказка вся, боле врать нельзя)
- Для чего нужны присказки, зачины, концовки? (Они делают сказку такой красивой и необыкновенной, настраивают нас на особый лад: переносят в удивительный сказочный мир)
- Работа по теме урока
1.Игра
-А сейчас давайте вспомним, прочитанные нами сказки, и проведем Литературную игру.
Послушайте отрывок из сказки
1 – найти среди сказочных героев отрицательных
2 – в каких сказках живут эти предметы? (9 слайд)
2.Из какой сказки чудеса?
-Все мы знаем, что в сказках есть чудеса или чудесные превращения.
- Следующее задание называется «Из каких сказок эти чудеса?»
- Лягушка прыгнула на крыльцо, сбросила с себя лягушачью кожу и обернулась красавицей. («Царевна-лягушка»)
- У двора дуб стоит, на дубу ясен сокол сидит. Слетел сокол с дуба, ударился оземь, обернулся добрым молодцем. («Марья Моревна»)
- Царевич ударился об пол и сделался перышком. Она положила перышко в коробочку и отворила дверь.. (Финист – ясный сокол)
- Вернулись домой, не успели сесть, как ударил гром, раздвоился потолок и влетел ворон; ударился ворон об пол и сделался добрым молодцем (Марья Моревна)
- Потом обратилась Баба Яга к воротам и вскрикнула: «Эй, запоры мои крепкие, отомкнитесь, ворота мои широкие, отворитесь». (Василиса Прекрасная)
- Махнула левым рукавом – появилось озеро, махнула правым – поплыли по озеру белые лебеди. («Царевна Лягушка»)
3 – к каким иллюстрациям сделали художники иллюстрации? (презентация)
- А сейчас творческое задание: «Смешные названия сказок».
Я вам говорю смешное название сказок, а вы правильное.
1. Уточка Ряба (Курочка Ряба)
2. Крошечка-Терешечка (Крошечка-Хаврошечка)
3. Бегунок (Колобок)
4. Царевна-квакушка (Царевна-лягушка)
5. Сугробочка (Снегурочка)
6. Холодок (Морозко)
7. Василиса Мудреная (Василиса Премудрая)
8. Финист – ясный ворон (Финист – ясный сокол)
-А сейчас задание по карточкам «Вспомните сказку»
(каждому – подписать сказку, и Ф.И.)
Следующее задание называется «Дополни имя»
Если есть время, то каждому на стол, они дописывают, а если нет, устно
У сказочных героев и предметов есть двойные имена и названия. Я проговариваю первую часть названия, а вы вторую:
Кощей - (Бессмертный)
Елена - (Прекрасная)
Иван - (Царевич)
Финист - (ясный сокол)
Братец (Иванушка)
Змей (Горыныч)
Крошечка (Хаврошечка)
Марья (Моревна)
Василиса - (Прекрасная)
Гуси - (Лебеди)
Мальчик - (с пальчик)
Скатерть - (самобранка)
Сапоги - (скороходы)
3.Подготовленные викторины обучающимися
- Итог урока
- Наш урок подходит к концу, понравилось вам наше сегодняшнее занятие?
«Сказка – складка, песня – быль», - гласит пословица. В этом народном изречении метко подмечена сущность сказок: в них рассказывается о том, чего не было и не могло быть. Сегодня многие считают народные сказки наивными и неинтересными, ведь они уходят корнями в далекое прошлое. Но это не так! И в наш компьютерный век мы можем поучиться у народной сказки осознавать себя в окружающем мире, ценить лучшие человеческие качества: доброту, преданность в дружбе и любви, справедливость, умение преодолевать любые жизненные невзгоды. Вечные ценности: семья, дружба, любовь к родине – зерна народной сказки. Поэтому и живут они много веков и будут жить вечно.
- Домашнее задание: написать сочинение- рассуждение «Мой любимый сказочный герой», «Чему нас учат русские народные сказки»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по чтению и развитию речи для специальной (коррекционной) школы VIII вида "Что за прелесть эти сказки!"(по сказкам А.С.Пушкина)
В ходе урока старшеклассники инсценировали отрывки из сказок А.С.Пушкина для младших школьников, что не только пробуждало интерес к чтению, но и воспитывало ответственность и заботливое отношение дете...
Урок-игра по сказкам А. С. Пушкина. «Что за прелесть, эти сказки!»
Урок-игра по сказкам А. С. Пушкина.«Что за прелесть, эти сказки!»...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/03/picture-190688-1359883636.jpg)
"Что за прелесть эти сказки?" (Внеклассное занятие по сказкам А.С. Пушкина)
Внеклассное занятие содержит игровой материал по сказкам А.С. Пушкина для команд 5 классов, куда включены вопросы, задания на внимательность и эрудицию....
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/08/picture-545518-1418044961.jpg)
Урок-викторина по сказкам А.С.Пушкина "Что за прелесть эти сказки!". 5 класс
Конспект урока, приложение, презентация, бланк ответов для команд, бланк ответов для жюри, музыка из к/ф "Руслан и Людмила" композитор Т. Хренников....
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/12/picture-523079-1415820793.jpg)
Проект «Что за прелесть эти сказки!» (сказки Ш.Перро)
Для усиления коррекционно-формирующего аспекта воспитательно-образовательной работы с детьми , имеющим общее недоразвитие речи, разработан образовательный проект «Любимые сказки Шарля Перро». Проект о...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/20/picture-568728-1421747942.jpg)
Методическая разработка урока внеклассного чтения «Что за прелесть эти сказки…» ( по сказкам А.С.Пушкина)
Показать учащимся (на примере сказок А. Пушкина) прелесть чтения, научить их любить книгу для того, чтобы через литературу они воспринимали "разумное, доброе, вечное"....