Что за прелесть эти сказки!
методическая разработка по литературе (5 класс)

Пятаева Ольга Валерьевна

урок развития речи по русским народным сказкам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_za_prelest_eti_skazki.docx33.09 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урок литературы, 5 класс

Р.р. Что за прелесть эти сказки!

Цели: совершенствовать речевые умения; повторить «законы» волшебной сказки; помочь овладевать навыком создания творческих работ; учить сочинять свою сказку; побуждать к успешному выполнению поисковых и проблемных заданий.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:

Предметные умения: знать основные нормы РЛЯ; уметь создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей.

Метапредметные УУД:

Личностные: осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков.

Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления.

Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Оборудование: проектор, иллюстрации к сказкам.

Ход урока.

  1. Оргмомент.

-Здравствуйте! Подарите улыбки друг другу. Если вы научитесь улыбаться красоте, добру, то ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью. Ведь окружающий мир – это большое волшебное зеркало, через которое мы будем разглядывать мир сказок.

  1. Актуализация изученных знаний.

1.Вступительное слово учителя.

В ряду разных жанров устной народной прозы сказка занимает особое место. Это самый популярный, необычайно любимый жанр детей и взрослых. Захватывающий сюжет, интересная композиция, различные художественные средства придают сказке особую поэтику.

«Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» – писал в XIX веке А. С. Пушкин. А вот слова из его произведения:

Сказка – ложь, да в ней намек,

Добрым молодцам урок!

-Сегодня мы обобщим знания о фольклоре, а в частности о русских народных сказках, продолжим развивать умение анализировать поступки и характеры героев, урок должен способствовать воспитанию любви к чтению, к сказкам, воспитывать в вас самые лучшие человеческие качества на примере положительных сказочных героев, а также мы будем развивать память, внимание, речь, мышление.

- А что такое сказка?

 Сказка – рассказ, который повествует о таких событиях, которые в жизни произойти не могут, они невероятны фантастичны. Учат добру, сказка имеет мораль. Сказки рассказываются не так, как все другие интересные истории. Слова в них звучат непривычно, как будто они становятся волшебными, напевность, мелодичность, интонация, жесты, мимика.

- А какие виды сказок вы знаете? (Бытовые, волшебные, сказки о животных)

- Будет сказка занимательна, слушайте ее внимательно. Кто уши раскроет, много-много всякой всячины усвоит, кто невзначай уснет, тот ни с чем и уйдет (Присказка)

-Что это такое?

- Для чего нужна присказка? (Пробудить интерес слушателя, привлекая внимание. Присказка речь ведет, что сразу ясно - история будет сказываться небывалая, слушать хорошо нужно, а то начало пропустишь.)

- А как называется начало сказки? Зачин (Зачинать: начинать, начало).

- А какие зачины вам известны? (В некотором царстве, в некотором государстве… В тридевятом царстве, в тридесятом государстве. Жили были…)

- Вспомните, как заканчиваются сказки. Как называется этот элемент сказки? (Сказка вся, боле врать нельзя)

- Для чего нужны присказки, зачины, концовки? (Они делают сказку такой красивой и необыкновенной, настраивают нас на особый лад: переносят в удивительный сказочный мир)

  1. Работа по теме урока

1.Игра

-А сейчас давайте вспомним, прочитанные нами сказки, и проведем Литературную игру. 

Послушайте отрывок из сказки

1 – найти среди сказочных героев отрицательных

2 – в каких сказках живут эти предметы? (9 слайд)

2.Из какой сказки чудеса?

-Все мы знаем, что в сказках есть чудеса или чудесные превращения.

- Следующее задание называется «Из каких сказок эти чудеса?»

  1. Лягушка прыгнула на крыльцо, сбросила с себя лягушачью кожу и обернулась красавицей. («Царевна-лягушка»)
  2. У двора дуб стоит, на дубу ясен сокол сидит. Слетел сокол с дуба, ударился оземь, обернулся добрым молодцем. («Марья Моревна»)
  3. Царевич ударился об пол и сделался перышком. Она положила перышко в коробочку и отворила дверь.. (Финист – ясный сокол)
  1. Вернулись домой, не успели сесть, как ударил гром, раздвоился потолок и влетел ворон; ударился ворон об пол и сделался добрым молодцем (Марья Моревна)
  2. Потом обратилась Баба Яга к воротам и вскрикнула: «Эй, запоры мои крепкие, отомкнитесь, ворота мои широкие, отворитесь». (Василиса Прекрасная)
  3. Махнула левым рукавом – появилось озеро, махнула правым – поплыли по озеру белые лебеди. («Царевна Лягушка»)

3 – к каким иллюстрациям сделали художники иллюстрации? (презентация)

- А сейчас творческое задание: «Смешные названия сказок».

Я вам говорю смешное название сказок, а вы правильное.

1. Уточка Ряба (Курочка Ряба)

2. Крошечка-Терешечка (Крошечка-Хаврошечка)

3. Бегунок (Колобок)

4. Царевна-квакушка (Царевна-лягушка)

5. Сугробочка (Снегурочка)

6. Холодок (Морозко)

7. Василиса Мудреная (Василиса Премудрая)

8. Финист – ясный ворон (Финист – ясный сокол)

-А сейчас задание по карточкам «Вспомните сказку»

(каждому – подписать сказку, и Ф.И.)

Следующее задание называется «Дополни имя»

Если есть время, то каждому на стол, они дописывают, а если нет, устно

У сказочных героев и предметов есть двойные имена и названия. Я проговариваю первую часть названия, а вы вторую:

Кощей - (Бессмертный)

Елена - (Прекрасная)

Иван - (Царевич)

Финист - (ясный сокол)

Братец (Иванушка)

Змей (Горыныч)

Крошечка (Хаврошечка)

Марья (Моревна)

Василиса - (Прекрасная)

Гуси - (Лебеди)

Мальчик - (с пальчик)

Скатерть - (самобранка)

Сапоги - (скороходы)

3.Подготовленные викторины обучающимися

  1. Итог урока

- Наш урок подходит к концу, понравилось вам наше сегодняшнее занятие?

«Сказка – складка, песня – быль», - гласит пословица. В этом народном изречении метко подмечена сущность сказок: в них рассказывается о том, чего не было и не могло быть. Сегодня многие считают народные сказки наивными и неинтересными, ведь они уходят корнями в далекое прошлое. Но это не так! И в наш компьютерный век мы можем поучиться у народной сказки осознавать себя в окружающем мире, ценить лучшие человеческие качества: доброту, преданность в дружбе и любви, справедливость, умение преодолевать любые жизненные невзгоды. Вечные ценности: семья, дружба, любовь к родине – зерна народной сказки. Поэтому и живут они много веков и будут жить вечно.

  1. Домашнее задание: написать сочинение- рассуждение «Мой любимый сказочный герой», «Чему нас учат русские народные сказки» 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по чтению и развитию речи для специальной (коррекционной) школы VIII вида "Что за прелесть эти сказки!"(по сказкам А.С.Пушкина)

В ходе урока старшеклассники инсценировали отрывки из сказок А.С.Пушкина для младших школьников, что не только пробуждало интерес к чтению, но и воспитывало ответственность и заботливое отношение дете...

Урок-игра по сказкам А. С. Пушкина. «Что за прелесть, эти сказки!»

Урок-игра по сказкам А. С. Пушкина.«Что за прелесть, эти сказки!»...

"Что за прелесть эти сказки?" (Внеклассное занятие по сказкам А.С. Пушкина)

Внеклассное занятие содержит игровой материал по сказкам А.С. Пушкина для команд 5 классов, куда включены вопросы, задания на внимательность и эрудицию....

Что за прелесть эти сказки!(По сказкам А.С.Пушкина)

Викторина по сказкам А.С.Пушкина...

Урок-викторина по сказкам А.С.Пушкина "Что за прелесть эти сказки!". 5 класс

Конспект урока, приложение, презентация, бланк ответов для команд, бланк ответов для жюри, музыка из к/ф "Руслан и Людмила" композитор Т. Хренников....

Проект «Что за прелесть эти сказки!» (сказки Ш.Перро)

Для усиления коррекционно-формирующего аспекта воспитательно-образовательной работы с детьми , имеющим общее недоразвитие речи, разработан образовательный проект «Любимые сказки Шарля Перро». Проект о...

Методическая разработка урока внеклассного чтения «Что за прелесть эти сказки…» ( по сказкам А.С.Пушкина)

Показать  учащимся (на примере сказок А. Пушкина) прелесть чтения, научить их любить книгу для того, чтобы через литературу они воспринимали "разумное, доброе, вечное"....