Жанры периодической печати. Программа дополнительного образования
рабочая программа по литературе (10, 11 класс)

Данная программа направлена на расширение содержания программы общего образования по русскому языку и литературе  и  допрофессиональное образование (знакомство с профессией журналиста). Она призвана оказать существенную помощь в развитии творческих способностей школьников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhanry_periodicheskoy_pechati.docx35.84 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛИЦЕЙ №6

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЖАНРЫ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ

(для учащихся 10-11 классов

                                                               Составитель

Айрапетова Светлана Гургеновна

учитель русского языка и          

литературы

МОУ лицея №6 г. Тамбова

                       


Список литературы для учителя

  1. Богданов Н.Г., Вяземский Б.А. Справочник журналиста. Л., 1971.
  2. Воробьев А.Л. СМИ как фактор формирования гражданского общества: процесс, тенденции, противоречии. Екатеринбург, 1998.
  3. Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. М., 1984.
  4. Гуревич С.М. Репортаж в газете. М., 1993.
  5. Дзялошинский И.М. Формы и методы работы журналиста с источником информации. М., 2001.
  6. Засорина Т., Федосова Н. Профессия журналист. Рн/Д., 1999.
  7. Засурский Я.Н. Язык третьего тысячелетия // Журналистика и культура русской речи. 2002. №1.
  8. Киселев А.П. От содержания – к форме. М., 1974.
  9. Корконосенко С.Г. Основы теории журналистики. СПб., 1995.
  10. Костомаров В.Г. Стилистические смешения в языке газеты // Вопросы культуры речи. 1967. Вып. 8.
  11. Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи. Из наблюдений за речевой практикой масс-медиа. СПб., 1999.
  12. Майданова  Л.М. Структура и композицитя газетного текста. Красноярск, 1973.
  13. Методы исследования журналистики. Издательство Рост.ун-та. 1987.
  14. Основные понятия теории журналистики. М., 1993.
  15. Пронин Е.И. Выразительные средства журналистики. М., 1980.
  16. Сикорский Н.М. Теория и практика редактирования. М.,1980.
  17. Система СМИ России. М., 2001.
  18. Славкин В.В. Заголовок в современном газетном тексте // Журналистика и культура русской речи. 2002. №1.
  19. Солганик Г.Я. Газетные тексты как отражение важнейших языковых процессов в современном обществе (1990- 1994) // Журналистика и культура русской речи. 1996. №1.
  20. Солганик Г.Я. Язык современных СМИ // Журналистика и культура русской речи. 2004. №1.
  21. Тертычный А.А. Аналитическая журналистика: познавательно – психологический подход. М., 1998.
  22. Тертычный А.А. Расследовательская журналистика. М., 2002.
  23. Тертычный А.А. Жанры журналистики. М., 2001.
  24. Типология периодической печати. М., 1995.
  25. Язык СМИ: от первой российской газеты до электронных медиа //  Журналистика и культура русской речи. 2002. №4.

.

Список литературы для учащихся

  1. Вестник гимназиста // www.wegi.narod.ru
  2. Введенская Л.А. Словарь ударений для дикторов радио и телевидения. М. – Рн/Д., 2004.
  3. Григорян Л.Т. Язык – друг мой. М., 1976.
  4. Лихачев Д.С. Самая большая ценность народа // Журналистика и культура русской речи. 2002. №1.
  5. Наша речь: как мы говорим и пишем. М, 1999.
  6. Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы. М., 1988.
  7. Риторика и стиль. М., 1984.
  8. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? Книга для учащихся старших классов средней школы. М., 1988.
  9. Школьная газета «Астероид» // www. iatp. md/LDK/asteroid
  10. Школьный толковый словарь русского языка / под ред. А.А. Семенюк, М.А. Матюшина. М., 2001.

11.Лигвистические и литературоведческие словари – справочники.


Содержание программы

10 класс (72 часа)

  Введение (2ч.). Жанры в арсенале современной журналистики. Практическая работа: диспут, сочинение-рассуждение.

  Жанрообразующие факторы в журналистике (11ч.). Предмет отображения: событие, процесс, ситуация, личность. Цели журналистского творчества: описание предмета, выявление причинно-следственных связей, оценка предмета отображения, прогноз развития предмета отображения, формулирование программы действий. Методы исследования предмета: эмпирические методы, теоретические методы, художественный. Роль различных жанрообразующих факторов в формировании жанров. Образование жанров и «жанровые имена». Практическая работа: мастер-класс журналиста одной из тамбовских газет, деловая игра, подготовка сообщений.

  Информационные жанры (28ч.). Заметка: общая характеристика, жанровые виды, структура, требования. Информационная корреспонденция. Информационный отчёт. Информационное интервью. Блиц-опрос. Вопрос-ответ. Репортаж. Некролог. Практическая работа: анализ статей указанных жанров, рецензирование, творческие работы, защита творческого досье.

 

  Аналитические жанры (31ч). Аналитический отчёт. Аналитическая корреспонденция. Аналитическое интервью. Аналитический опрос. Беседа. Комментарий. Социологическое резюме. Анкета. Мониторинг. Рейтинг.

11 класс (72 часа)

  Аналитические жанры (45ч). Рецензия. Статья: общеииследовательская, практико-аналитическая, полемическая . Журналистское расследование. Обозрение. Обзор СМИ. Прогноз. Версия. Эксперимент. Письмо. Исповедь. Рекомендация (совет). Аналитический пресс-релиз. Практическая работа: анализ статей указанных жанров, рецензирование, творческие работы, защита творческого досье.

  Художественно-публицистические жанры (25ч.). Очерк. Фельетон. Памфлет. Пародия. Сатирический комментарий Сатирический комментарий. Житейская история. Легенда. Эпиграф. Эпитафия. Анекдот. Шутка. Игра. Практическая работа: анализ статей указанных жанров, рецензирование, творческие работы, защита творческого досье.

  Перспективы развития системы жанров (2ч.) Практическая работа: зашита проекта.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование темы

Общее количество часов

Теорети-

ческие часы

Практи-ческие часы

1

10 класс

Введение. Жанры в арсенале современной журналистики

2

1

1

2

Жанрообразующие факторы в журналистике

11

Предмет отображения: событие, процесс, ситуация, личность.

1

Цели журналистского творчества: описание предмета, выявление причинно-следственных связей, оценка предмета отображения, прогноз развития предмета отображения, формулирование программы действий

2

Методы исследования предмета: эмпирические методы, теоретические методы, художественный. Мастер-класс

2

2

Роль различных жанрообразующих факторов в формировании жанров.

1

Образование жанров и «жанровые имена». Деловая игра.

1

2

3

Информационные жанры

28

Заметка: общая характеристика, жанровые виды, структура, требования.

2

3

Информационная корреспонденция

1

2

Информационный отчёт

1

2

Информационное интервью

1

2

Блиц-опрос

1

2

Вопрос-ответ

1

2

Репортаж

1

2

Некролог

1

2

Защита творческого досье

2

4

Аналитические жанры

31

Аналитический отчёт

    1

    2

Аналитическая корреспонденция

1

2

Аналитическое интервью

1

2

Аналитический опрос

1

2

Беседа

1

2

Комментарий

1

2

Социологическое резюме

1

2

Анкета

1

2

Мониторинг

1

2

Рейтинг

1

2

11 класс

 Аналитические жанры.

 Рецензия

45

    2

3

Статья: общеииследовательская, практико-аналитическая, полемическая .

3

4

Журналистское расследование

1

2

Обозрение

1

2

Обзор СМИ: обзор-презентация, тематический обзор, безадресный обзор.

2

3

Прогноз

1

2

Версия

1

2

Эксперимент

1

2

Письмо

     1

    2

Исповедь

1

2

Рекомендация (совет)

1

2

Аналитический пресс-релиз

1

2

Защита творческого досье

1

5

Художественно-публицистические жанры

25

Очерк

1

1

Фельетон

1

1

Памфлет

1

1

Пародия

1

1

Сатирический комментарий

1

1

Житейская история

1

1

Легенда

1

1

Эпиграф

1

1

Эпитафия

1

1

Анекдот

1

1

Шутка

1

1

Игра

1

1

Защита творческого досье

3

6

Перспективы развития системы жанров

2

2


МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

№ п/п

Компоненты

Содержание

Наименование раздела

Введение. Жанры в арсенале современной журналистики

формы занятий

лекция, диспут

методы и приемы

учитель

обучающийся

  • Беседа, рассказ,
  • использование дидактического материала;
  • руководство самостоятельной работой учащихся на основе обратной связи;
  • проведение индивидуальной (дифференцированной) работы с учащимися.
  • слушание, комментирование;
  • работа с печатным материалом

дидактический материал

Печатный материал

техническое оснащение

компьютер, мультимедийный проектор

формы подведения итогов

Сочинение-рассуждение

Раздел II.

Наименование раздела

  Жанрообразующие факторы в журналистике

формы занятий

лекция, практическая работа, мастер-класс, деловая игра

методы и приемы

учитель

обучающийся

  • беседа, рассказ;
  • опрос (устный, письменный);
  • руководство самостоятельной работой учащихся на основе обратной связи;
  • проведение индивидуальной (дифференцированной) работы с учащимися.
  • слушание;
  • комментирование;
  • работа с печатным материалом;
  • работа со справочной литературой;
  • конспектирование;
  • составление вопросов

дидактический материал

Печатный материал, справочная литература

техническое оснащение

компьютер, мультимедийный проектор,  медиатека лицея

формы подведения итогов

Тестирование, подготовка сообщений

Раздел ПI.

Наименование раздела

  Информационные жанры

формы занятий

Лекция, практическая работа

методы и приемы

учитель

обучающийся

  • Беседа, рассказ, объяснение,;
  • использование дидактического материала ( статей указанных жанров);
  • руководство самостоятельной работой учащихся на основе обратной связи;
  • проведение индивидуальной (дифференцированной) работы с учащимися.
  • слушание;
  • комментирование;
  • работа со справочной литературой, с периодическими изданиями;
  • анализ статей;
  • рецензирование;
  • написание сочинений указанных жанров.

дидактический материал

Печатный материал, справочная литература

техническое оснащение

компьютер, мультимедийный проектор

формы подведения итогов

Защита творческого досье

Раздел IV

Наименование раздела

  Аналитические жанры

формы занятий

Лекция, практическая работа

методы и приемы

учитель

обучающийся

  • Беседа, рассказ, объяснение,;
  • использование дидактического материала ( статей указанных жанров);
  • руководство самостоятельной работой учащихся на основе обратной связи;
  • проведение индивидуальной (дифференцированной) работы с учащимися.
  • слушание;
  • комментирование;
  • работа со справочной литературой, с периодическими изданиями;
  • индивидуальные задания проблемного характера;
  • анализ статей;
  • рецензирование;
  • написание сочинений указанных жанров.

дидактический материал

Печатный материал, справочная литература

техническое оснащение

компьютер, мультимедийный проектор

формы подведения итогов

Защита творческого досье

Раздел V

Наименование раздела

Художественно-публицистические жанры

формы занятий

Лекция, практическая работа

методы и приемы

учитель

обучающийся

  • Беседа, рассказ, объяснение,;
  • использование дидактического материала ( статей указанных жанров);
  • руководство самостоятельной работой учащихся на основе обратной связи;
  • проведение индивидуальной (дифференцированной) работы с учащимися.
  • слушание;
  • комментирование;
  • работа со справочной литературой, с периодическими изданиями;
  • индивидуальные задания проблемного характера;
  • анализ статей;
  • рецензирование;
  • написание сочинений указанных жанров.

дидактический материал

Печатный материал, справочная литература

техническое оснащение

компьютер, мультимедийный проектор

формы проведения итогов

Защита творческого досье

Раздел VI

Наименование раздела

Перспективы развития системы жанров

формы занятий

лекция, защита проекта

методы и приемы

учитель

обучающийся

  • Беседа;
  • руководство самостоятельной работой учащихся на основе обратной связи;
  • проведение индивидуальной (дифференцированной) работы с учащимися.
  • слушание, комментирование;
  • проектная деятельность

дидактический материал

Печатный материал

техническое оснащение

компьютер, мультимедийный проектор

формы подведения итогов

Защита проектов


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   Программа дополнительного образования «Жанры периодической печати» имеет интеллектуально-познавательную направленность. Её основные ориентиры – это обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации, а  также воспроизведение и развитие кадрового потенциала общества.

  Данная программа направлена на расширение содержания программы общего образования по русскому языку и литературе  и  допрофессиональное образование (знакомство с профессией журналиста). Она призвана оказать существенную помощь в развитии творческих способностей школьников. 

 

  Основными целями программы являются знакомство с современной концепцией жанров периодической печати и профессиональная ориентация.

  Обучающие задачи: развитие познавательного интереса к такой сфере деятельности, как журналистика; включение в познавательную деятельность; приобретение знаний об основных жанрообразующих факторах  в журналистике: предмете отображения, целях журналистской деятельности, методах исследования предмета, об основных жанрах периодической печати; формирование умения анализировать и создавать тексты данных жанров; совершенствование речевых навыков, стиля.

  Воспитательные задачи: формирование общественной активности личности, гражданской позиции; обогащение внутреннего мира; формирование духовных потребностей.

  Развивающие цели: развитие таких личностных качеств, как самостоятельность, ответственность, эмоциональная отзывчивость; формирование потребности в саморазвитии и самопознании; развитие творческих способностей.

  Основной особенностью программы является её практическая направленность: предусматривается большое количество практических занятий (рецензирование статей, создание собственных текстов), в ходе которых учащиеся получат возможность для творческой  самореализации.

  Программа адресована учащимся  10-11 классов. Выбор  возрастной группы не случаен: именно в этом возрасте перед школьниками наиболее остро встаёт вопрос выбора профессии, а данная программа как раз является формой профконсультирования; кроме того,  у учащихся уже  сформированы речевые навыки, необходимые для овладения представленными в программе жанрами.

  Общее количество часов, предусмотренное программой, – 144 (72 ч. в год). Продолжительность обучения – 2 года. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Программой предусмотрены такие формы занятий, как диспут, взаимообучение, моделирование мышления учащихся, лекционное занятие (проблемное, визуальное), творческая мастерская, «мозговой штурм», мастер-класс, деловая игра.

 Для реализации данной программы дополнительного образования целесообразно использовать следующие современные образовательные технологии: проблемное обучение, проектную деятельность, развивающее обучение, «психосберегающие», здоровьесберегающие технологии (учет индивидуальных особенностей ребёнка, недопускание чрезмерной интеллектуальной и эмоциональной нагрузки и т. д.), информационно-коммуникационные технологии.

В процессе занятий по программе «Жанры периодической печати» обучающиеся должны знать: роль предмета, функций, методов, уровня и форм отображения действительности в журналистике как её главных жанрообразующих факторов; характеристику основных журналистских жанров; должны уметь: использовать основные методы исследования предмета отображения; различать жанры современной журналистики, создавать  и рецензировать тексты указанных в программе информационных, аналитических и художественно-публицистических жанров.

  В результате занятий у школьников будут развиваться такие качества личности, как самостоятельность, ответственность, коммуникабельность, толерантность, эмоциональная отзывчивость, целеустремлённость, трудолюбие.

  Достижение учащимися планируемых результатов выявляется в следующих формах: собеседование, подготовка сообщений, анализ текстов, тестирование, защита проектов, ведение и защита творческого досье (портфолио  творческих работ различных жанров).

  Программа может быть реализована в общеобразовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования. Курс могут вести школьные учителя русского языка и литературы, вузовские преподаватели, журналисты.

  Материально-техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, медиатека.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Искусство квилинга» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н.

В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Искусство квилинга» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, программы, цели и задачи, особенности возрастной группы детей, режим за...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

Программа дополнительного образования к общему образованию "Сочинения различных жанров"

Сочинение – это монологическое высказывание в прозе на литературную или публицистическую тему, которое может быть написано в любом жанре художественной, публицистической и научной речи: литературно-кр...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...

Методическая разработка занятия по теме "Работа с документами" к образовательной программе дополнительного образования «Основы метода «слепой» печати с элементами делопроизводства»

Методическая разработка  может быть полезна педагогам дополнительного образования в процессе преподавания  основ  современного  делопроизводства,  ориентированного ...