Пиковая дама
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Евдокимова Анна Васильевна

Тема: " У этого человека по крайней мере три злодейства на душе".

Эпиграфы к уроку:

- Я не в состоянии жертвовать необходимым в
надежде приобрести излишнее.


- Я готов взять грех ваш на свою душу.


-… у него профиль Наполеона, а душа
Мефистофеля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pikovaya_dama_urok.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы в 8 классе

по повести А.С. Пушкина «Пиковая Дама»

Тема: " У этого человека по крайней мере три злодейства на душе".

Эпиграфы к уроку:

- Я не в состоянии жертвовать необходимым в
надежде приобрести излишнее.


- Я готов взять грех ваш на свою душу.


-… у него профиль Наполеона, а душа
Мефистофеля.

1. Вступительное слово учителя об истории создания повести.

Повесть “Пиковая дама” написана осенью 1833 года в Болдино, в то же время написана поэма “Медный всадник” и стихотворение “Не дай мне Бог сойти с ума…” Тема безумства очень интересовала поэта в этот период.

“Пиковую даму” Александр Сергеевич читал своему другу П. Нащокину, который впоследствии рассказывал, что “главная завязка не вымышлена.

Старуха графиня – это Наталья Петровна Голицына, действительно жившая в Париже в том роде, как описал Пушкин. Внук ее Голицын, рассказывал Пушкину, что раз он проигрался и пришел к бабке просить денег. Денег она ему не дала, а сказала три карты, назначенные ей в Париже Сен-Жерменом. Внучок поставил карты и отыгрался”.

Повесть пользовалась большим успехом у читателей, свидетельство тому служит запись Пушкина в дневнике от 7 апреля 1834 года. “Моя “Пиковая дама” в большой моде. Игроки понтируют на тройку, семерку и туза. При дворе нашли сходство между старой графиней и кн. Натальей Петровной и, кажется, не сердятся…”

Л.Н.Толстой назвал “Пиковую даму” шедевром.

А вот что писал Ф.М.Достоевский о “Пиковой даме”: “Мы пигмеи перед Пушкиным, нет уж между нами такого гения! Недавно перечитал я его “Пиковую даму”. Вот фантазия! Тонким анализом проследил он все движения Германна, все его мучения, все его надежды, и, наконец, страшное, внезапное поражение”.

  1. Понравилось ли вам повесть А.С.Пушкина?
  2. Cовременна ли она, на ваш взгляд?
  3. А знаете ли вы, что в основу сюжета повести (сложной, философской, символичной) положен курьезный случай (анекдот)?

Курьёзный случай (анекдот), ставший известным Пушкину/ Пушкин сообщил своему другу Нащокину, что главная завязка “Пиковой Дамы” не вымышлена. Молодой князь Голицын рассказал ему, как однажды сильно проигрался в карты. Пришлось пойти на поклон к бабушке Наталье Петровне Голицыной, особе надменной и властной (Пушкин был с ней знаком), и просить у неё денег. Денег она не дала. Зато благосклонно передала магический будто бы секрет трёх выигрывающих карт, сообщённый ей знаменитым в своё время графом Сен-Жерменом. Внук поставил на эти карты и отыгрался.

  1. В хвастливом рассказе Пушкин уловил сюжет, вернее, зерно сюжета. О каком герое повести слова, вынесенные мной в тему урока? (о Германне)
  2. Какие слова в теме являются ключевыми? (душа, злодейство)
  3. Как вы думаете, на какие вопросы мы должны ответить, чтобы раскрыть тему?  (Что за человек Германн? Какой он по характеру? Что твориться в его душе? И о каких злодействах идет речь?) Молодцы! То есть мы должны проследить все движения души Германна, все его мучения, все его надежды и, наконец, страшное, внезапное поражение.
  4. В какой обстановке мы впервые видим Германна? Что говорит о себе он сам, что окружающие? (Ответы детей. Читаем: “Игра занимает меня сильно, — сказал Германн, — но я не в состоянии жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее”. ЭПИГРАФ 1. ЖИЗНЕННОЕ КРЕДО ГЕРМАННА.  (открываем) Томский о нём: “Германн немец: он расчётлив, вот и всё!” Автор о герое: “...не позволял себе малейшей прихоти. Впрочем, он был скрытен и честолюбив... он имел сильные страсти и огненное воображение, но твёрдость спасла его от обыкновенных заблуждений молодости...”

Выпишем ключевые слова, характеризующие натуру героя: расчётлив, скрытен, честолюбив, сильные страсти, огненное воображение, твёрдость. Обратим внимание учащихся, что Германн, говоря о себе, уже тогда называет эти карты, они скрыты в глаголах УТРОИТ, УСЕМЕРИТ, ДОСТАВИТ ПОКОЙ И НЕЗАВИСИМОСТЬ.

  1. Что за человек предстаёт перед нами? (Цельный или сложный, может быть, подберут другое слово) Вывод: Перед нами психологический портрет человека во многом противоречивого: в нём совмещаются страсть и сдержанность, огненное воображение и скрытность.
  2. С кем и когда сравнивает Германна Томский?  «Этот Германн — лицо истинно романическое: у него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля". Именно после смерти графини произносит Томский эти слова. 
  3. Почему Германна сравнивают с Наполеоном и Мефистофелем?  Наполеон — французский полководец, жаждущий завладеть всей Европой. Мефистофель — злой дух, предлагающий человеку власть и знания в обмен на человеческую душу. Германн предлагает графине в обмен на тайну трёх карт взять её грех на свою душу. А это мотив Мефистофеля. Ведь именно дух тьмы искушает человека.
  4. Какую историю о своей бабушке рассказывает Томский и как реагирует на неё Германн? (О трех картах, «сказка»)
  5.  Назовите имя и отчество графини, главной героини повести (Анна Федотовна)
  6.  Сколько проиграла графиня денег в Париже 60 лет тому назад? (что-то очень много)
  7.  Кто помог графине Анне Федотовне в ее пикантном вопросе «Долг – это вопрос чести)? (Сен-Жермен) 
  8.  Какое условие надо было выполнить, приняв на себя ответственность тайны трёх карт? (отыгравшись, больше никогда не играть)
  9.  Кому однажды, сжалившись над молодым человеком, открыла тайну трѐх карт старая графиня? (Чаплицкому)
  10.  Роман с каким содержанием просила графиня привезти Томского почитать? («пришли не, какой-нибудь новый роман, только, пожалуйста, не из нынешних. Где бы герой не давил ни отца, ни матери и где бы не было отопленных тел. Я ужасно боюсь утопленников).
  11.  Кто такая Лизонька? (воспитанница графини)
  12.  Какими картами обладал Германн до встречи с графиней? («расчёт, умеренность и трудолюбие»: вот мои три верные карты)
  13.  На что готов наш герой ради обогащения?  (Стать любовником старухи, взять на себя чужой грех, убить).

Второй эпиграф (открываем). Прокомментируйте его. (Человек без моральных принципов, готов продать душу дьяволу).

  1.  Какая минута решила  участь Германна?  («Он остановился и стал смотреть на окна. В одном увидел он черноволосую головку, наклоненную, вероятно, над книгой или над работой. Головка приподнялась. Германн увидел личико и чёрные глаза»).
  2.   Что содержало первое письмо от Германа? (признание в любви: оно было нежно, почтительно и слово в слово взято из немецкого романа)
  3.  Чего больше всего, больше любви  жаждал Германн? «…эти страстные письма, эти пламенные требования, это дерзкое, упорное преследование, всё это было не любовь! Деньги, – вот чего алкала его душа!»
  4.  Что ужасало главного героя после убийства?  («одно его ужасало:невозвратная потеря тайны, от которой ожидал обогащения»)
  5.  Зачем Герман идет на похороны графини? (верил, что мертвая графиня могла иметь вредное влияние на его жизнь).
  6.  С какой просьбой ночью явилась графиня к Герману? («Я пришла к тебе против своей воли, но мне велено исполнить твою просьбу. Тройка, семерка, туз выиграют тебе сряду, - но с тем, чтобы ты в сутки более одной карты не ставил и чтоб во всю жизнь уже после не играл. Прощаю тебе мою смерть, с тем, чтоб ты женился на моей воспитаннице Лизавете Ивановне...»)
  7.  В каком часу к нему явилась графиня? (было без четверти три)
  8.  Какое общество состоялось в Москве? (общество богатых игроков, под председательством славного Чекалинского…)
  9.  Сколько тысяч поставил Германн над своею картой, когда впервые решился играть? (47 тысяч)
  10.  Что на это ему ответил Чекалинский? (Игра ваша сильна: никто более 275 семпелей здесь еще не ставил)
  11.  Сколько выиграл Германн на другой день? (94 тысячи)
  12.  Почему вместо туза у Германа стояла пиковая дама на третий день игры? (Герман не сдержал данное слово графини, жениться на ее воспитаннице)
  13.  Что необыкновенного показалось Германну на 3-й день игры? («В эту минуту ему показалось, что пиковая дама прищурилась и усмехнулась. Необыкновенное сходство поразило его…»)
  14.  Что стало с Германном после проигрыша в карты? (сошел с ума)
  15.  В какую больницу и в какую палату поместили больного? (Он сидит в Обуховской больнице в 17 номере)
  16.  Что постоянно повторяет Германн? («Тройка, семерка, туз! Тройка, семерка, дама!..)
  17. Чем закончилась судьба Лизаветы Ивановны?  (Лизавета Ивановна вышла замуж за очень любезного молодого человека; он где-то служит и имеет порядочное состояние.  У Лизаветы воспитывается бедная родственница)

Направление – романтизм, имеются реалистические черты (тогда этого направления еще не было)

Жанр – повесть (В.Г. Белинский считал это произведение рассказом)

Композиция – 6 глав и краткое заключение

1 глава – завязка

3 глава – кульминация

6 глава – развязка

 Эпиграф – у каждой главы (в традиции А.С. Пушкина)

Тема –  судьба и рок

размышления о пороках и наказаниях

цели и средства

справедливости

мистика

любовь

Прототипом графини является графиня Наталья Петровна Голицина

Германн – это пародия на романтического героя

 

Проблемы

Алчность,    лицемерие,   зависть,   двуличие,   равнодушие

Проблема не в одном человеке, а в системе, где все имеет свой денежный эквивалент.

Превосходство духовного богатства над материальным

 

Главная мысль

     Смысл «Пиковой дамы» состоит и в том, чтобы показать неизбежность наказания за совершённое преступление.

Описав превращение человека в чудовище, автор выразил обеспокоенность состоянием современного ему общества, помешанного на чинах и золоте.

 

Чему  учит  повесть

Не стоит гнаться за легкими деньгами, тем самым искушая судьбу. Путь к цели, даже если эта цель – благосостояние, должен быть честным и достойным.

Кроме того, благородство человека измеряется не полнотой кошелька, а богатством души. Только тот, что воспитывает в себе подлинную добродетель, достоин уважения и счастья. Любовь, искренность и дружбу не купишь на карточный выигрыш, каков бы он ни был.

Мораль

     Нужно держаться подальше от игрального стола или хотя бы не испытывать удачу бесконечно. Шальные деньги не принесут счастья и устойчивого положения, ведь куда важнее богатства в обществе авторитет, который приобретается годами кропотливой работы. 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы "А.С.Пушкин "Пиковая дама"

Урок «Повесть «Пиковая дама» как вершина пушкинской прозы» помогает учащимся узнать историю создания повести, понять её нравственную проблематику, особенности жизненной философии героя. Учащиеся учатс...

Презентация "Загадка пушкинской прозы" (по повести А.С.Пушкина "Пиковая дама")

Презентация представляет собой исследование по повести А.С.Пушкина "Пиковая дама"....

Тест на знание содержания повести А.С.Пушкина "Пиковая дама"

Тест представляет собой таблицу, состоящую из двух столбцов. Для выполнения теста необходимо сопоставить отрывки из разных столбцов, выписав номера отрывков....

Внеклассное чтение. А.С.Пушкин "Пиковая дама"

Произведение А.С.Пушкина «Пиковая дама» изучается обзорно. Учащиеся 8 класса читают эту повесть самостоятельно. На уроке внеклассного чтения проверяю опыт умения учеников работать с неадаптированным т...

немного о "Пиковой даме" Пушкина

"Пиковая дама" - первое прозаическое произведение Пушкина, успех которого в самых широких кругах и в печати был общепризнанным. Эта повесть, как и другие лучшие произведения Александра Сергеевича, зак...

художественное своеобразие повести А.С. Пушкина "Пиковая дама"

урок посвящен  анализу художественного своеобразия повести А.С.Пушкина "Пиковая дама", в ходе которого раскрываются особенности поэтики произведения....

Презентация Пиковая дама

Материалы презентации можно использовать  на уроке литературы в 10 классе профильного уровня или на уроке внеклассного чтения  9-10 классах...