Жанры научно-творческих сочинений в изучении художественной словесности в школе
учебно-методический материал по литературе

Иванова Мария Сергеевна

Курсовая работа "Жанры научно-творческих сочинений в изучении художественной словесности в школе"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhanry_nauchno-tvorcheskih_sochineniy1_1_1.doc129.5 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Чувашский государственный педагогический университет

им. И. Я. Яковлева»

Факультет чувашской и русской филологии

Кафедра литературы и культурологии

КУРСОВАЯ РАБОТА

Жанры научно-творческих сочинений в изучении художественной словесности в школе

Руководитель                                          _______________        М. И. Журина

                                                                   подпись, дата             инициалы, фамилия

Студент _______________________    _______________        М. С. Иванова

              номер группы, зачетной книжки      подпись, дата                инициалы, фамилия

Чебоксары  2017


Содержание

Введение        3

Глава 1.  Вопрос о жанрах научно-творческих сочинений в методической науке        5

Глава 2.  Работа по обучению написанию сочинений в старших классах        13

Заключение        22

Библиографический список        24

Приложение        27


  1. Введение

Обучение развитию речи – одна из самых важных частей методики обучения не только русскому языку, но и литературе. Главным упражнением по развитию речи смело можно назвать сочинение.

Сочинение – это помощь и средство в  раскрытии личности учащегося, в реализации его в деянии. Для написания сочинения школьник привлекает все имеющиеся у него знания, жизненные наблюдения, свой опыт. Раскрывая тему сочинения, ученик выделяет из известного ему материала необходимые детали и признаки, сравнивает, привлекая факты из собственной жизни, из литературного произведения и собственного опыта. Именно так, варьируя и комбинируя различные элементы, он создает свое собственное произведение. И именно здесь мы можем говорить о самостоятельной работе учащегося.

Актуальность темы курсовой работы определяется тем, что жанры научно-творческих сочинений в изучении художественной словесности в школе недостаточно, на наш взгляд, исследованы.

Жанры научно-творческих сочинений в разное время становились предметом внимания таких ученых, как Т. А. Ладыженская [17],  И. И. Московкина [18], Ю. А. Озеров [19], Н. Г. Агапова [1]. Однако до сих пор в изучении жанрового своеобразия творческих работ школьников существуют открытые вопросы, требующие уточнения, нового обращения. К ним, например, относится проблема классификации жанров научно-творческих сочинений. Настоящая работа продиктована стремлением найти жанровую классификацию сочинений для обучения их написанию старшеклассников, и в этой связи представляется особенно актуальной.

Предмет исследования – методика обучения написанию сочинений различных жанров в классах старшего звена.

Объект исследования – различные жанры научно-творческих сочинений в изучении художественной словесности в школе.

Цель работы – исследовать жанры научно-творческих сочинений в изучении художественной словесности в школе.

Целью исследования определяется и его структура, которая состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.

Первая глава – «Вопрос о жанрах научно-творческих сочинений в методической науке» – посвящена  проблеме жанровой классификации творческих работ учащихся.

Во второй главе – «Работа по обучению написанию сочинений в старших классах» – предлагается методика обучению творческим работам различных жанров старшеклассников.

В приложении дан план-конспект урока на тему: «Рецензия на литературное произведение как жанр» (по произведению В. Г. Распутина «Деньги для Марии»), образовательная цель которого: познакомить учащихся с особенностями сочинений в жанре рецензии, обеспечить усвоение учащимися жанровых особенностей сочинений-рецензий.


  1. Глава 1.  Вопрос о жанрах научно-творческих сочинений в методической науке

Во всех школах сочинения проводятся как один из основных видов работ по русскому языку и литературе. Начиная с начальной школы, ученикам даются задания логически верно излагать свои мысли, рассуждать на заданную тему, описывать явления природы и людей, давать свои  письменные умозаключения и даже писать небольшие эссе. Считается, что ученики должны полностью овладеть искусством написания сочинений всех типов к 9 классу.

Лучшие русские педагоги рассматривали сочинения прежде всего как средство развития личности. Например, А. Д. Алферов, высказывая очень интересные соображения теоретика и практика по вопросу о письменных работах пишет: «Давая выбрать тему, прислушиваясь к разным наклонностям и вкусам учащихся, мы можем, работая над сочинением, развивать личность» [3, с. 37].

Написание какого-либо текста, в том числе школьное сочинение, вне жанра невозможно. Традиционное сочинение представляет собой аналогию литературно-критической статьи, хотя многие считают его самостоятельным жанром.

Традиционно различают два основных типа сочинений по их содержанию: сочинения на литературную тему и сочинения на свободную тему (как обычно называются сочинения на нелитературные темы или литературные, но не по программному материалу). Методика работы над сочинениями на литературные темы подробно освещается в учебниках по методике литературы, а вот  на  разговоре о сочинениях на свободную тему следует задержаться.

Сочинения на свободные темы различаются:

  • по источнику получения материала для сочинения;
  • по жанру, объему и способу выполнения;
  • по наличию или отсутствию дополнительных заданий, связанных с ним;
  • по источнику переживаний различают сочинения:

1. Из круга личных переживаний учащегося.

2. События, основой которых послужили наблюдения над явлениями природы, общественной жизни.

3. Сочинения по картине. Это самый распространённый вид школьного сочинения. Перед ним ставятся  задачи: научить учащихся смотреть  картину, понимать содержание и видеть её художественные достоинства, переводить увиденное на язык слова.

Картина даёт возможность развивать логическое мышление, поскольку при описании  или передаче её сюжета необходимо уметь выделить главное и второстепенное, видеть детали и определять отношения между частями, описывать всё в нужной последовательности, то есть иметь план. С использованием картин на уроках русского языка и литературы может быть связано обучение учащихся сочинениям самых разнообразных видов – описаниям по наблюдениям, портретной характеристике,  рассуждениям и тому подобным.

4. Небольшие по объему письменные высказывания  учащихся в связной форме по какому-либо поставленному учителем вопросу.

Выполняются они, по преимуществу, на уроке в течение 10-15 минут. Их целью может быть тренировка в использовании каких-либо стилистических приёмов, изобразительных средств языка, тематических словарей, в построении предложений определённой конструкции, а также активизация словаря, навыки делать краткие зарисовки каких-либо картин из жизни людей, природы и тому подобное. Хороший эффект   довольно часто даёт  проведении в промежутках между «большими» сочинениями  сочинений-миниатюр. Как правило, эти сочинения проверяются в классе после их написания. Анализ сочинений по содержанию, указания на ошибки, сделанные по свежим следам, способствуют закреплению у школьников навыков пользования связной грамотной речью. Кроме того они являются удобным приёмом подготовки учащихся к развёрнутым сочинениям. Разновидностью сочинений-миниатюр являются сочинения с грамматическим заданием.

5. Сочинения как один из результатов чтения художественной и научно-популярной литературы: аннотации, отзывы-рецензии (в том числе и в сравнительном плане), портретные характеристики, конспекты.

6. Сочинения –  записи прослушанного (лекции, рассказа).

7. Сочинения  по аналогии, образцу (подобный рассказ). Часто используются басни. Содержанием их является какой-либо известный учащимся или придуманный ими случай из жизни, аналогичный описанному в басне, или даже сочинение сказок.

По месту, способу выполнения и объему сочинения бывают классные и домашние, коллективные и индивидуальные   самостоятельные, развёрнутые и сочинения - миниатюры (сочинения «малых форм»).

Сочинения могут быть  с дополнительными заданиями: сочинения по опорным словам, с дополнением текста (распространение статьи, продолжение рассказа), с грамматическим заданием.

Назовём некоторые виды сочинений:

1. Ответы на вопросы – самый элементарный и в то же время очень распространённый вид связной речи. Этот вид письменных работ по развитию речи имеет место на уроках по всем предметам. Он может рассматриваться как переходный к сочинению вид работы, подготовительный этап к нему. Ответы могут быть и краткими, и распространёнными, на одну тему и на разные, по материалу урока, экскурсии , по картине и т. д.

2. Сочинения по опорным словам. Имеются в виду сочинения на определённую тему, в которые были бы включены слова на то или иное правило (если целью упражнения, помимо развития речи, является и закрепление орфографических навыков).

Школьной практике известно несколько вариантов сочинений этого типа. В качестве примера укажем два из них:

а) сочинения, которые проводятся главным образом с целью обогащения словаря учащихся и для которых опорными словами являются тематически подобранные учителем слова;

б) сочинения, проводимые главным образом с целью  развития навыков связной речи. В этом случае опорными будут не только отдельные слова, но и их сочетания.

3. Сочинения с грамматическим заданием, как и другие виды связной речи, дают возможность широко использовать знания по грамматике, если учащиеся согласно заданию учителя включают в свои сочинения определённые грамматические конструкции. Задания могут касаться или тех правил и конструкций, которыми учащиеся ещё не овладели, а потому допускают ошибки, или новых, наиболее сложных и  трудных.

Подготовку к сочинению с грамматическим    заданием необходимо организовать так, чтобы  учащиеся «увидели» изучаемые  грамматические формы в жизни, тогда они, естественно, к месту употребят их в рассказе об увиденном. Например, готовясь к уроку по закреплению правописания согласных в суффиксах прилагательных, учитель организует экскурсию в один из залов краеведческого музея, где учащиеся увидят  старинНую посуду, глиняНые кувшины, деревяННые  ковши, турецКие   щтуцеры,  матроССкие палаши, стрелеЦкий бердыш, солдатСКую и офицерСКую сабли, серебряНую шпагу. Если в рассказе об экскурсии будет  употреблено большинство подобных прилагательных, то в данном случае сочинение выполнит двоякую функцию: в нём будет дано описание объекта экскурсии, и, кроме того, оно  послужит целям закрепления определённых грамматико-орфографических навыков.

Т. А. Ладыженская [17] предлагает следующие группы жанров сочинений:

1. Тексты, в основе которых лежит воспроизведение исходных текстов (пересказ).

2. Тексты, которые предполагают определенную интерпретацию исходного текста: аннотации, отзывы, рецензии, рефераты, предисловия и послесловия к книге, литературные очерки (эссе). Эти тексты отличаются от исходного (художественного произведения) своим собственным стилем и структурно-речевыми, или композиционными особенностями.

3. Тексты, в которых концепция автора в отношении исходных текстов дается в оригинальной форме: статьи литературно-критического характера, написанные в публицистическом стиле, статьи теоретико-литературного характера, оригинальные по форме тексты, создаваемые учащимися с опорой на литературное произведение и на усвоенные литературоведческие и речеведческие понятия.

Жанры, предложенные Т. А. Ладыженской, в большинстве своем нацелены на учащихся старших классов.

Ю. А. Озеров, ориентируясь на развитие авторской индивидуальности учащегося, предлагает выделять следующие жанры школьного сочинения [19]:

– сочинение-литературный портрет;

– сочинение-рецензия;

– сочинение-литературно-критическая статья;

– сочинение-очерк (сочинение-рассказ);

– сочинение-воспоминание;

– сочинение-дневник;

– сочинение-стихотворение.

Агапова Н. Г. в монографии «Письменные работы по литературе» отмечает: «Жанры научно-творческих сочинений могут быть многообразны: это и мини-исследования, полемические статьи, отклики читателей на научную публикацию, письма-опровержения и другие. Различна и направленность такого рода заданий. Это и письменные задания, направленные на осмысление логико-понятийной стороны произведения; задания, развивающие умение видеть авторскую позицию, авторское отношение к персонажам и изображаемым событиям; сочинения. Формирующие умение давать самостоятельную оценку всем элементам литературного текста; письменные работы, направленные на осмысление формы литературного произведения (на уровне художественной и языковой детали, на уровне композиции)» [1, с. 12].

Московкина И. И. [18] делит сочинения на такие жанры, как личный дневник, очерк, публицистическая статья, рецензия к работе, письмо, эссе.

Таким образом, сочинение можно писать в различных жанрах. Однако несмотря на жанр всегда можно говорить о том, что школьное сочинение  не утрачивает специфику школьного упражнения.

Единой классификации жанров научно-творческих сочинений учащихся не существует. При работе с сочинениями различных жанров следует особое внимание уделить рассказу учащимся о структуре, целях, задачах, специфических особенностях того или иного жанра.

Наиболее оптимальными жанрами школьных сочинений нам представляется публицистическая статья, рецензия, эссе, очерк, дневник. Все они могут быть написаны как на литературную, так и на публицистическую тему.

Дневник – это форма литературно-бытовых записей, ведущихся от первого лица. Он всегда имеет личный характер на основе уже случившегося и пережитого. Этот жанр отличает высокая  искренность, правдивость высказываний. Сочинения этого жанра можно рекомендовать учащимся, которые не могут в силу психологических причин открыто высказывать свои мысли.

Очерк – этот жанр – нечто среднее между повествовательным и публицистическим произведением, отличающееся малой литературной формой. Очерк, прежде всего, описывает реальные события, которые произошли с реально существующими людьми. В центре очерка всегда реально существующие социально-исторические проблемы. В очерке четко очерчена авторская позиция. Сочинения данного типа можно рекомендовать учащимся, умеющим отстаивать свою точку зрения и имеющим активную социальную позицию.

Публицистическая статья – это один из наиболее традиционных жанров сочинения в старших классах. Особенностью композиции сочинения данного жанра является стройная композиция:

  • вступление – одна четвертая часть текста;
  • основная часть – одна вторая от всего объема текста;
  • и заключение – одна четвертая текста.

Все  три части должны быть логически связаны между собой и иметь единую идею (основную мысль), а также ясно связанные между собой подтемы, раскрывающие и подчиняющиеся основной теме – идее.

Во вступлении необходимо указать, почему именно эта тема заинтересовала писавшего, какие задачи он ставит  перед собой в раскрытии данной темы, каково значение идеи и как она связана с темой произведения. Основная часть сочинения должна раскрывать тему на анализе прочитанного произведения или нескольких произведений, если же это сочинение на свободную тему, то оно должно опираться на жизненный опыт писавшего.

Эссе – (в переводе с французского – «размышление»). Пишется, прежде всего, по поводу прочитанного, услышанного или пережитого.  Как в любом сочинении-рассуждении, обязательно должен быть тезис, доказанный или опровергнутый в заключительной части эссе. Здесь будут уместны цитирование, сопоставление различных точек зрения, сомнения и опровержения, то есть истина должна «рождаться в муках творчества».

Рецензия – это своеобразный жанр литературоведческой критики. Существует алгоритм написания сочинений данного вида и стандартные фразы, которые обязательно должны присутствовать при написании рецензии.

Например:  нельзя не отметить сильные стороны данного произведения, наряду с положительными сторонами следует  назвать и отрицательные, откровенно слабые стороны, на основании вышеизложенного можно сделать вывод и т. д.

Несомненно, написание сочинения – творческая работа, подходить к которой следует систематически и целенаправленно, начиная с малых форм, постепенно приучая учеников к логически верному изложению своих мыслей.


  1. Глава 2.  Работа по обучению написанию сочинений в старших классах

По мысли исследователя Н. Г. Агаповой: «Сочинение важно не само по себе, оно не логическое упражнение, сочинение – средство раскрытия личности ученика, реализации его в деянии» [2, с. 7]. И это первое, чем мы будем руководствоваться, предлагая методику по обучению написанию сочинения.

Сочинение – это качественно новый вид деятельности учащегося, по сравнению, например, с изложением. В зависимости от целевой установки (темы сочинения) учащийся привлекает имеющиеся у него литературные знания, свои жизненные наблюдения, свой сформированный опыт и самостоятельно устанавливает новые связи между этими усвоенными фактами, располагает слова и сочетания, сами факты по порядку, обусловленному данной поставленной задачей, обычно не совпадающей с теми задачами, которые регулировали усвоенный материал. И здесь уже мы можем говорить о самостоятельной работе, поскольку, раскрывая тему, учащийся абстрагирует от известного материала необходимые ему признаки, сравнивает героев литературного произведения, устанавливая между ними черты сходства и различия, привлекает для сопоставления факты из других художественных текстов, из жизни, собственного опыта и тем самым говорит «свое» слово, не заимствованное из других источников. Варьируя, комбинируя элементы своих знаний, своего опыта, учащийся и отыскивает свой особый путь раскрытия той или иной темы.

В обучении написанию сочинению особенно значим подготовительный этап, включающий работу:

а) над словарём, имеющим целью вооружить учащихся необходимой для выполнения сочинения тематически подобранной лексикой. Это могут быть слова из пассивного словаря учащихся, о которых следует напомнить, а частично и совсем новые для них, которые вводятся с целью обогащения словаря;

б) над предложением;

в) над орфографией и пунктуацией.

Одновременно с этим ученикам показывается, каким образом идёт накопление материала по теме сочинения. С этой целью проводятся экскурсии на природу, в музеи, если нужно обогатить учащихся новыми впечатлениями. Получить материал можно путём чтения статей, стихотворений по теме сочинения, рассматривания и анализа картин, иллюстраций. Воспоминания о пережитом, организованный рассказ школьников об аналогичных случаях из жизни также могут быть использованы в качестве материала для некоторых видов сочинений.

При подготовке к сочинению учащимся показывается, как нужно использовать и организовывать накопленный материал – отобрать главное, установить последовательность событий (и в соответствии с этим составить план); указать на возможное использование подходящих иллюстраций, на способы доказательства, если речь идёт  о сочинении-рассуждении, указать, как делаются выводы. В качестве примера следует разобрать несколько вариантов возможного начала сочинения, его концовки.

Так как использование накопленного материала  в большей мере зависит от  жанра и стиля  сочинения, необходимо  показать учащимся, в чём  же состоит различие между сочинениями – повествованиями, описаниями, рассуждениями и языком сочинения.

В таком случае устоявшимся можно считать и  следующий алгоритм подготовки:

1. Выбор темы.

Каждое умение рекомендуется отрабатывать особо. Первое из них –  умение вдумываться в тему сочинения, определять её  границы. Тема – это то, о чём надо рассказать в сочинении, вопрос, который нуждается в раскрытии.

Работа над умением определять границы темы начинается с беседы о теме, анализа сочинения, идеального в отношении тематического единства и цельности, и анализа сочинений, в которых тема произвольно расширена, сужена и которые написаны не на тему.

Далее проводятся упражнения типа редактирования : учащимся даются тексты сочинений с нарушениями тематической целостности и с неверно подобранными заголовками для их названия и предлагается исправить ошибки. Несколько позже учащимся даётся задание самим найти ошибки подобного  рода и условно обозначить их.

И наконец, коллективно составляется сочинение на одну из тем. Одновременно в ходе подготовки к сочинению проводится и необходимая  словарная работа.

Если сочинение  предполагает, что в нём должно отразиться личностное отношение к чему-либо, не рекомендуется коллективно разрабатывать  сочинения. При переходе к самостоятельным сочинениям разных видов надо отдавать предпочтение темам, которые больше открывают возможностей для проявления личных вкусов, личного отношения к действительности.

2. Определение основной мысли.

Если тема – то, о чём пишет ученик, то основная  мысль, или идея сочинения, – это то, в чём он хочет убедить своим сочинением. Школьников надо учить целесообразно подбирать факты и языковые средства, так чтобы каждая новая деталь в сочинении служила развитию основной мысли. В этом  больше всего проявляется самостоятельность ученика, творческое начало в работе над сочинением.

3. Сбор материала.

Умение собирать материал — одно из наиболее сложных умений, на его выработку потребуется немало времени. Оно имеет большое  общеобразовательное значение: учащихся нужно научить наблюдать  действительность, работать с книгой, читать картину. Сбор материала имеет большое воспитательное значение: соприкасаясь с произведениями живописи, с литературными произведениями, с реальной действительностью, учащиеся должны         не только лучше познать необходимые объекты, но и определить своё отношение к  прекрасному в жизни, в искусстве, проявить свои вкусы, интересы, склонности, подготовить свои оценки поступкам, фактам, произведениям, о которых им придётся писать.

4. Составление плана.

Прежде чем написать сочинение на основе собранных материалов, их надо определённым образом систематизировать. Надо определить,

какие мысли, факты составят начало сочинения, его основную часть и концовку, как будет осуществляться переход от одного элемента к другому.

При планировании важно также продумать те элементы, которые помогут сделать текст сочинения связным: слова и словосочетания, служащие для связи отдельных частей сочинения, абзацев, для перехода от одной мысли к другой.

План должен отражать основную мысль сочинения и быть строго логичным. Логика плана связана бывает с композиционными особенностями различных жанров.

5. Работа над языком и стилем.

С умением систематизировать материал тесно связано умение отбирать нужные слова, нужные выразительные средства, умение определять стилистические и жанровые особенности языка сочинения. И систематизация материала, и язык, и стиль служат  одной и той же цели – наиболее полному  раскрытию основной мысли сочинения.

Работа над сочинением начинается уже при систематизации материала и даже при сборе его. Отбирая материал, предположительно организуя его, составляя наброски, рабочие записи, ученик неизбежно должен фиксировать наиболее яркие, неожиданно приходящие на ум эпитеты, сравнения, метафоры, целые выражения, фразы и начала фраз, служащие переходом от одной мысли к друзой, связующим элементом между сложными синтаксическими целыми. Стилистические достоинства сочинения создаются уместным использованием выразительных средств.

У каждого человека, в том числе и у школьников, есть личный языковой опыт, отличающийся от  опыта других, есть свой словарь.

Постоянно добиваясь от учащихся языковой грамотности, важно также сохранять индивидуальные особенности их речи, вырабатывать  у них свой стиль, индивидуальное чутьё языка.

Необходимыми элементами языковой подготовки является также составление словосочетаний  с целью предупреждения  ошибок в управлении и согласовании, подбор перифраз в целях предупреждения тавтологии, построение  различных типов  синтаксических конструкций.

6. Работа над правописанием.

Сочинение – вид работы, неразрывно связанный со всеми  другими видами  занятий по русскому языку: работой над орфоэпией, выразительным чтением, словарной работой, работой над предложением и текстом, над сюжетом и стилем. Творческие работы, и особенно сочинение, являются важным этапом  в формировании орфографических  и пунктуационных навыков. Однако при подготовке  сочинений  их не следует выдвигать на первый план.

7. Совершенствование написанного.

Навыки  редактирования  формируются постепенно. Учеников надо научить  прочитывать написанное и вдумываться в содержание своего сочинения. Вначале придется прочитывать свою рукопись несколько раз, прежде чем всё будет оценено, взвешено. Читая первый раз, ученик основное внимание обращает на содержание текста в целом: нет ли отступлений от темы, всё ли подчинено основной мысли, выдержана ли композиционная стройность в сочинении. Второе чтение следует посвятить проверке смысловой и грамматической связи между предложениями и частями сочинения. Наконец, третье чтение  должно  быть посвящено исправлению языковых  недочётов.

8. Проверка сочинений.

Проверки ученических сочинений должна способствовать совершенствованию навыков их написания. В системе   работы над связной речью проверка сочинений является важным моментом, объединяющим творческие усилия ученика и  учителя. Проверка должна производиться  в такой форме и таким образом, чтобы она обеспечила дальнейшую работу ученика  над сочинением и облегчала рабочие контакты учителя с учеником. Естественно, что  для этого большинство  ученических сочинений  не следует  сразу исправлять, а надо лишь указать их, но таким способом, чтобы ученик понял характер каждой ошибки и смог бы самостоятельно  исправить её.

К рецензированию сочинений своих товарищей надо  постепенно приучать самих учащихся. Первая  такая рецензия составляется по вопросам учителя.

При чтении работы товарища рекомендуется обращать внимание на то, интересно ли сочинение по своему содержанию, легко ли следить за мыслью автора. Подобная проверка и рецензии оцениваются как самостоятельная творческая работа.

Таким образом, проверяя работы, надо с предельной осторожностью относиться  к ученическому творчеству, даже малейшему проявлению самостоятельности, личного подхода при описании и оценке фактов. В сочинениях надо всячески  поощрять попытки учащихся отразить живые впечатления, передающие пережитое ими. Надо замечать первые ростки творческой самостоятельности учащихся — в особой манере изложения мыслей, фактов, в своеобразии эпитетов, метафор, сравнений, художественных образов, в том, как  автор сочинения создаёт подтекст, как он раскрывает свои убеждения, вкусы, симпатии.

Большую роль в развитии творческой самостоятельности играет  работа с черновиками учащихся, предварительный просмотр их, советы, замечания индивидуального характера. Полезны в таком случае сочинения по темам, предоставленным на выбор, по дифференцированным и индивидуальным темам.

Сложность в работе по обучению сочинениям разных жанров в 10 – 11 классах состоит  в малом количестве часов, отводимых на уроки литературы.

Учить в 10 – 11   классе  писать  сочинение – непосильный труд. Всё это должно  быть сделано и делается гораздо раньше.

В старших классах взрослые дети «оттачивают перо», отчётливо сознавая, что работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, воспитывает, формирует взгляды и вкусы, даёт возможность высказать то, что  тревожит или волнует, она побуждает задуматься над тем или иным вопросом, лучше понять его, привести в порядок свои мысли, тем самым  обогатив себя. Эта работа позволяет выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.

Работа над сочинениями различных жанров предполагает воспитание вдумчивого, грамотного читателя, развитие чуткости к языку, художественного вкуса, образного мышления, творческого воображения. Специфику и особенности того или иного жанра учащийся способен воспринять только через свое собственное творчество. Только такие сочинения можно считать более самостоятельными и разнообразными.

Можно предложить следующие приемы обучения:

—      выяснение своеобразия жанра, освоение теории;

  • чтение и обсуждение художественного произведения и литературной критики разных жанров, которые являются для нас образцами;
  • сравнение статей разных авторов, посвященных одному произведению;
  • составление примерных вопросов, помогающих освоить жанровую специфику художественного произведения или литературной критики;
  • составление примерных вопросов, помогающих ученикам написать работу в определенном жанре;
  • выполнение письменных работ и их анализ.

Работа по обучению сочинению может быть продолжена и в рамках факультативного курса «В поисках своего жанра».

Проводимый по 0,5 часа в 10 и 11 классах призван помочь избежать наиболее распространённых ошибок в работе старшеклассников над  сочинениями разных жанров, психологически настроить  учащихся на успешную работу.

Можно предложить следующие темы для изучения на факультативных занятиях:

– самое главное в сочинениях;

– любимый жанр сочинения;

– в поисках «своего» жанра;

– стилевое единство сочинения;

– трудный жанр рецензии;

– характерные ошибки, их анализ и др.

На факультативных занятиях мы, повторяя материал, изученный за курс девятилетней школы, систематизируем его. Далее, изучая новый материал, мы углубляем и расширяем наши знания о научно-творческих сочинениях.

Работая на занятиях, мы обучим школьника:

– создавать различные по стилю и жанру сочинения-эссе, путевые, портретные и проблемные очерки;

– находить изобразительно-выразительные средства, успешно ими пользоваться, создавать с их помощью зримые образы, картины, пейзажи, овладевать искусством построения сочинений  различных жанров.

Приведённые виды работы направлены на предупреждение возможных недочётов в сочинениях и коррекцию  возникших.

Таким образом, обучение написанию сочинения старшеклассников, способствуя раскрытию личности ученика, имеет очень важное значение. Создание творческих работ различных жанров помогает развить вдумчивого, грамотного читателя, чуткого к языку, с художественным вкусом, образным мышлением и творческим воображением.


  1. Заключение

Проведенное исследование показало, что вопрос о жанрах научно-творческих сочинений по-прежнему составляет одну из проблем современной методической науки. Единой классификации жанров научно-творческих сочинений учащихся не существует. Наиболее удобной в использовании нам представляется следующая классификация жанров научно-творческих сочинений: публицистическая статья, рецензия, эссе, очерк, дневник. Все они могут быть написаны как на литературную, так и на публицистическую тему.

Обучение сочинениям разных жанров в процессе изучения литературы является еще одна актуальная проблема, так как умение писать сочинение формирует навыки самопроявления, развивает способности думать, размышлять, чувствовать, сопереживать, сопоставлять, анализировать, понимать мир и себя, а также позволяет продемонстрировать знание историко-литературного материала.

Жанры научно-творческих сочинений предполагают прямую работу с текстом, умение отбирать нужный материал, выделять необходимые детали и т. д.

Работа с сочинениями разных жанров имеет своей целью  формирование у учащегося читательской  культуры, умение создавать различные по стилю и жанру сочинения, выбирать изобразительно-выразительные средства, успешно ими пользоваться в создании сочинения определенного жанра. Кроме всего прочего обращение к написанию сочинений различных жанров предполагает речевое развитие учащегося, что, несомненно, важно при написании любого вида сочинения.

Важную роль играет подготовка к написанию сочинений различных жанров, подробное изучение особенностей, стиля, задач того или иного жанра.

Сочинения разных жанров с опорой на художественное произведение – это возможность помочь учащимся закрепить полученные знания не только   по русскому языку, но и по литературе  через активизацию творческого мышления и воображения, что опять-таки способствует росту языковой и речевой компетенции школьников.


  1. Библиографический список

  1. Агапова, Н. Г. Письменные работы по литературе. (К проблеме формирования творческого читателя) / Н. Г. Агапова. – Чебоксары : Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева, 2003. – 136 с.
  2. Агапова, Н. Г. Преподавание литературы : труд и творчество : избранные статьи / Н. Г. Агапова. – Чебоксары : Чувашский государственный педагогический университет, 2009. – 163 с.
  3. Алферов, А. Д. Родной язык в средней школе  / А. Д. Алферов. – Москва, 1911.  – 556 с.
  4. Баранов, М. Т. Программа по русскому языку к учебникам по русскому языку к учебникам 5 – 9 классов // Программы по русскому языку для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский. – Москва : Дрофа, 2002. – С. 3 – 49.
  5. Бельчиков, Ю. А. Русский литературный язык во второй половине XIX века / Ю. А. Бельчиков.   Москва : КД Либроком, 2013.   224 c.
  6. Вишняков, С. А. Культура России от Древней Руси до наших дней (культуроведение России) : учебное пособие / С. А. Вишняков.  Москва : Флинта, 2010.  72 c.
  7. Вишняков, С. А. Культура России в историческом ракурсе: архитектура, литература, живопись, музыкальное искусство, театральное искусство, кинематограф, современное культурное пространство : учебное пособие / С. А. Вишняков.  Москва : Флинта, 2012.  64 c.
  8. Ганин, В. Н. История зарубежной литературы 17 – 18 веков / В. Н. Ганин, В. А. Луков, Е. Н. Черноземова.  Люберцы : Юрайт, 2016.   415 c.
  9. Гвоздев, А. Н. Современный русский литературный язык: Фонетика и морфология (теоретический курс) / А. Н. Гвоздев.  Москва : КД Либроком, 2015.  472 c.
  10. Гиленсон, Б. А. История зарубежной литературы второй половины ХХ – начала XXI века: Учебник для академического бакалавриата / Б. А. Гиленсон.  Люберцы : Юрайт, 2016.  223 c.
  11. Гиленсон, Б. А. История зарубежной литературы от античности до середины XIX века : в 2 т. Т. 1 / Б. А. Гиленсон. – Люберцы : Юрайт, 2016. – 260 c.
  12. Горелов, А. А. История русской культуры : учебник для академического бакалавриата / А. А. Горелов.  Люберцы : Юрайт, 2016.  387 c.
  13. Есакова, М. Н. Русский язык и культура речи. Нормы современного русского литературного языка / М. Н. Есакова, Ю. Н. Кольцова, Г. М. Литвинова.  Москва : Флинта, 2012.  280 c.
  14. Замалеев, А. Ф. История русской культуры : учебное пособие для академического бакалавриата / А. Ф. Замалеев.  Люберцы : Юрайт, 2016.  270 c.
  15. Касаткин, Л. Л. Современный русский литературный язык : учебник / Л. Л. Касаткин, Е. В. Клобуков, Л. П. Крысин.  Москва : АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2013.  766 c.
  16. Князев, С. В. Современный русский литературный язык: фонетика, орфоэпия, графика и орфография / С. В. Князев, С. К. Пожарицкая.  Москва : Гаудеамус, 2012.  430 c.
  17. Ладыженская, Т. А. Теория и практика сочинений разных жанров. Пособие для факультативных занятий. / Т. А. Ладыженская, Т. С. Зепалова. – Москва : Просвещение, 1970. –271 с.
  18. Московкина, И. И. Урок осмысления жанра эссе / И. И. Московкина // Литература в школе. – 1995. – № 6. – С. 90 – 92.
  19. Озеров, Ю. А. Экзаменационное сочинение на литературную тему. / Ю. А. Озеров. –  Москва : Школа-Пресс, 1994. – 253 с.
  20. Рыбникова, М. А. Письменные работы по литературе в старших классах. Избранные труды / М. А. Рыбникова. – Москва : Педагогика, 1985. – 248 с.
  21. Фоменко, Ю. В. Современный русский литературный язык. Лексикология : учебное пособие / Ю. В. Фоменко.   Москва : Флинта, 2015.   172 c.
  22. Янушкевич, А. С. История русской литературы первой трети XIX века / А.  С. Янушкевич.   Москва : Флинта, 2016.   752 c.


  1. Приложение

План-конспект урока литературы в 10 классе на тему: «Рецензия на литературное произведение как жанр» (по произведению В. Г. Распутина «Деньги для Марии»)

Цели урока:

  1. Образовательная: познакомить учащихся с особенностями сочинений в жанре рецензии; обеспечить усвоение учащимися жанровых особенностей сочинений-рецензий;
  2. Воспитательная: воспитание у школьников активной жизненной позиции, интереса к изучению литературы;
  3. Развивающая: развивать творческие способности учащихся, способность развитию логического мышления.

Оборудование: тексты произведения «Деньги для Марии» В. Г. Распутина; раздаточный материал: индивидуальные карточки  с числовордом, «Краткий литературоведческий словарь».

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.

Ребята, нам сегодня предстоит очень важная и сложная задача: мы будем учиться писать сочинение-рецензию по литературному произведению. Для того чтобы узнать о каком жанре сочинения пойдет речь, я предлагаю вам разгадать числоворд.

3. Объяснение материала.

1,2,19,2,6,3,4,5 6,7 8,4,9,2,1,7,9,10,1,6,11,2 12,1,11;4,3,13,2,20,2,6;4,2.
1,7,14,12,10,9,4,6 – автор повести «Деньги для Марии»;
16,12,4,18,1,7,17 – изречение, краткая цитата, предпосланная произведению или его части и характеризующая их основную идею.
13,2,14,6,7 – время года.

Ученик: Ответом нашему числоворду служит фраза: «Рецензия на литературное произведение».

Автор повести «Деньги для Марии» – В.Г. Распутин; изречение, краткая цитата, предпосланная произведению или его части и характеризующая основную идею – это эпиграф; время года – весна.

Учитель: Вы правильно разгадали числоворд. Действительно, мы на нашем занятии  поговорим о рецензии.

Для начала давайте вспомним о таком жанре сочинений, как отзыв.

Ученик: Отзыв – это мнение о прочитанном, впечатление, которое осталось после прочтения произведения, оценка произведения.

Учитель: Что же такое рецензия? Какое определение рецензии дает «Краткий литературоведческий словарь»?

Ученик: Рецензия – отзыв, разбор и оценка нового художественного (литературного, театрального, музыкального, кинематографического и т. д.), научного или научно-популярного произведения.

Учитель: Какие отличия  и общие черты отзыва и рецензии теперь мы можем назвать?

Ученик: Рецензия на произведение художественной литературы  более полную и глубокую оценку прочитанному произведению содержит. Исходя из определения рецензии, можно выяснить, что общего между рецензией и отзывом, чем различаются эти два жанра литературной критики. Рецензия, как и отзыв, – это отклик на произведение, мнение о нем, оценка произведения. Но рецензия – понятие более широкое, так как она включает в себя и разбор произведения, чего нет в отзыве.

Учитель: Главная задача нашего занятия – познакомить вас, ребята, с особенностями сочинений в жанре рецензии; обеспечить усвоение вами жанровых особенностей сочинений-рецензий. Объясните значение записанных на доске однокоренных слов: рецензировать, рецензент, рецензия.

Ученик: Рецензировать – значит писать рецензию; рецензент – автор рецензии; рецензируемое произведение – произведение, на которое пишется рецензия.

Учитель: Вы, ребята, совершенно правы. К тому же данный речевой жанр устной и письменной речи, предназначен для выполнения нескольких задач. Первая – информативная. В рецензии содержатся сведения о выходе в свет того или иного произведения. Если речь идет о литературном произведении, то о появлении его в печати. Это, как правило, вступление к рецензии.

Обратим внимание, что рецензия предполагает живой, непосредственный отклик на только что появившееся произведение.

Вторая задача рецензии – критическая. В основной части рецензии автор разбирает, истолковывает ее нравственно-философское содержание, анализирует события, компоненты формы (сюжет, композицию, систему действующих лиц, язык произведения). Причем необязательно рассматривать все аспекты содержания и формы. Можно затронуть лишь те, которые наиболее существенны.

 Главное же – выявить авторскую позицию, попытаться проникнуть в замысел написанного. Вот почему рецензия предполагает и активное цитирование, и привлечение эпизодов текста, и обращение к образам главных героев.

Необходимо, чтобы в рецензии было определено место произведения в общем, литературном процессе или в творчестве указанного писателя.

Рядом с критическим разбором неизбежна оценка прочитанного – следующая функция рецензии. Рецензент, человек со своими взглядами, жизненным и читательским опытом, эстетическим вкусом, не только пытается уловить авторский замысел, но и высказать свою точку зрения. Наличие собственной читательской позиции – непременное требование жанра. 

В заключение, рецензент привлекает внимание к прочитанному, это также задача жанра. Он указывает, к кому обращено произведение, почему его необходимо прочитать.

Давайте теперь вместе составим таблицу «Типичные конструкции сочинений-рецензий».

Примерная таблица:

Структурные компоненты рецензии:

Речевые конструкции:

1. Об авторе

Первый рассказ, написанный …, был напечатан в …

Его книги (произведения) вызывают ...(чувства, мысли)

2. О сюжете

Это произведение о …

Сюжет построен так, что...

В центре внимания автора...

3. О героях

Мир, в котором живут герой...

Главный герой есть...

4. О своих впечатлениях

Мое первое впечатление...

На первый взгляд кажется, что...

Атмосфера рассказа...

5. О тематике и проблематике

Круг тем, которых касается  автор, чрезвычайно широк

Автор пишет о...

Проблематику можно было бы определить как..

6. Об авторской позиции

Автор приоткрывает...

Интересно для нас предложение автора

Автор  полагает (убежден, считает, убедительно доказывает)

Как видим, рецензия предполагает общение, диалог, нередко и полемику. В школьной рецензии в роли критика выступает ученик; его адресаты = одноклассники, другие школьники, родители, воображаемые читатели или писатель. Композиция рецензии соответствует построению традиционного школьного сочинения, включая вступление, основную часть, заключение. Объем рецензии может быть разным: небольшим; как, например, в электронных средствах коммуникации. Если речь идет о подробной, полной рецензии, то ее объем достигает нескольких печатных страниц.

4. Подведение итогов.

Итак, ребята, сегодня мы поработали с вами над тем, как писать сочинение-рецензию, увидели особенности его написания.

Также совместно с вами мы составили таблицу вариантов речевых конструкций, которые могут быть использованы в вашем сочинении.

А теперь я пожелаю вам творческих успехов: идите и творите, т. е. сочиняйте, развивайте дар слова! И не забывайте, что показателем высокого качества текста считают его языковые достоинства. Текст должен быть образцом, определённым эталоном в использовании речевых средств.

5. Домашнее задание. Написать сочинение-рецензию на литературное произведение, которое мы с вами разгадали в числоворде  – В. Г. Распутин  «Деньги для Марии».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изучение художественных средств языка на занятиях элективного курса «Уроки словесности» в 9 классе Пособие для учителя

Изучение художественных средств языка на занятиях элективного курса «Уроки словесности» в 9 классеПособие для учителя   Предлагаемое пособие – попытка оказать конкретную помощь учителю ...

Развитие творческой самостоятельности учащихся при изучении русской словесности

Из опыта работы учителя по элективному курсу "Русская словесность". Учитель делится своими наработками по развитию творческих способностей учащихся при изучении этого предмета....

Стиль в художественной словесности

В течение нескольких лет я преподаю курс «Русская словесность», который дает возможность изучать художественное произведение не только со стороны содержания, но, главным образом, со стороны формы, фор...

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства "ЖИВОПИСЬ". Для учащихся детских художественных школ и художественных отделений детских школ искусств 2012 г. (С изменениями от 29 августа 2014 г.)

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства "ЖИВОПИСЬ" для учащихся детских художественных школ и художественных отделений детских школ искус...

Художественный концепт в контексте изучения русской словесности

Концепт-это мысленное образование ,замещающее в сознании человека множеством предметов одного и того же рода ,то есть являющегося синонимом их смысла....

Проект "Изучение хронотопа художественного произведения в школе"

Изучение хронотопа художественного произведения....