Стиль в художественной словесности
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему

В течение нескольких лет я преподаю курс «Русская словесность», который дает возможность изучать художественное произведение не только со стороны содержания, но, главным образом, со стороны формы, формировать умения познавать смысл художественного произведения через форму, умения выражать свои мысли и чувства, используя богатейшие возможности русского языка, а также развивать творческие способности учащихся.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stil_v_khudozhestvennoy_slovesnosti.rar1.68 МБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок

Предмет:  Русская словесность

Класс 7А

   СЛАЙД 1

Тема: «Стиль в художественной словесности»

Цели:     1) повторить знания о стилях языка

              2)  рассмотреть понятие «стиль» в художественной словесности

              3) научиться определять стиль автора                              

Ход урока

I Орг. момент

II Опрос

    Понятие «стиль» не является для нас совершенно незнакомым.

    Когда и на каких уроках мы с вами обращались к понятию «стиль»?

     (На уроках РР, когда изучали стили речи)

    Какие стили речи вы знаете?

    СЛАЙД 2

    Для чего необходимо знать стили речи? Уметь их узнавать, уметь самим составлять тексты в разных стилях?

    А на уроках литературы мы встречались с понятием «стиль»?

    ( Художественный стиль; теория «трёх штилей» Ломоносова)

    В чём суть теории «трёх штилей» Ломоносова?

    СЛАЙД 3

III Работа над темой

1. Всё, что мы знали о стиле раньше, нам, безусловно, пригодится сегодня.

    Стиль – понятие очень широкое:

  • Стиль в музыке
  • Стиль в живописи
  • Стиль в архитектуре
  • Стиль в моде
  • Стиль  определённой эпохи и т.п.

СЛАЙД 4 (ПЕРЕВОД С ЛАТЫНИ)

STILUS – остроконечная палочка для писания на восковых дощечках

Как получается, что об одном и том же разные люди нам по-разному рассказали?

От чего это зависит?

      СЛАЙД 5 (СНЕГИРИ)

      ЗАДАНИЕ 1 ГРУППАМ: найдите как можно больше отличий между этими картинами

     

      СЛАЙД 6 (ШИШКИН, КУИНДЖИ)

      ЗАДАНИЕ 2 ГРУППАМ: перед вами четыре картины; две из них принадлежат кисти одного художника, а две – другому. Подумайте, как бы вы их разделили на пары, и объясните, почему.

      (1 и 3 – Куинджи, 2 и 4 – Шишкин)

     СЛАЙД 7 (картина)

     ЗАДАНИЕ 3 (фронтально): А эта картина кому принадлежит? Шишкину или Куинжди?

      (Шишкину)

 2. Обратимся теперь к произведению художественной словесности.

     СЛАЙД 8 (ФЕТ, ЕСЕНИН)

   Что объединяет эти два стихотворения?

    (они на одну тему, т.е. объединены содержанием)

  Одинаково ли передано содержание? Давайте найдем отличия в том, как написаны стихотворения. ЗАДАНИЕ 4 ГРУППАМ: кто быстрее?

  3. СЛАЙД 9 (ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТИЛЯ)

     ЗАДАНИЕ 5 ГРУППАМ:

  1. Среди предложенных стихотворений найти те, что принадлежат перу Есенина.
  2. Среди предложенных произведений найти произведение высокого, торжественного стиля. Свой выбор обосновать.
  3. Среди предложенных отрывков из произведений найти произведение, написанное в форме сказа. Свой выбор обосновать.
  4. Написать небольшое сочинение в форме сказа.
  5. Найти в тексте стилевые несоответствия и устранить их.

  4. Заслушивание ответов

 

IV Подведение итогов.

     СЛАЙД 10

V Д/з стр.115 §38, стр. 127 №7 (устно)

    Оценки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий на уроке по развитию речи.Стили речи. Художественный стиль

Урок русского языка по теме «Стили речи. Художественный стиль» разработан для учащихся 4 класса, обучающихся по образовательной системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова. Урок построен в соответствии с тре...

Открытый урок с уч-ся 2-го класса фортепиано "Работа над музыкальной фразой, стилем и художественным образом в музыкальных произведениях малых форм"

Тема урока:  «Работа над фразами, стилем и художественным образом в фортепианных произведениях разных эпох».Цель урока:       1.    Раскрыть и выразить в исполн...

Использование различных стилей в художественном произведении 9 класс

данный урок нужен ученикам для того, чтобы:Сформировать у учащихся образное мышление, обосновывать принципы сближения и соединения разных понятий при создании словесного образа, учить видеть смысловые...

Словесные информационные модели. Словесные описания (научные, художественные).

Тема презентации: Словесные информационные модели. Словесные описания (научные, художественные). Презентация составлена на основе учебного материала по информатике 6 класса авторов Л.Л. Босовой и А.Ю....

Жанры научно-творческих сочинений в изучении художественной словесности в школе

Курсовая работа "Жанры научно-творческих сочинений в изучении художественной словесности в школе"...

«Работа над фразами, стилем и художественным образом в фортепианных произведениях»

Обучаясь по предпрофессиональной программе в «Детской музыкальной школе», обучающиеся уже с первого класса второго полугодия начинают изучать произведения крупной формы. Сначала ученики ос...

«Работа над фразами, стилем и художественным образом в фортепианных произведениях»

Обучаясь по предпрофессиональной программе в «Детской музыкальной школе», обучающиеся уже с первого класса второго полугодия начинают изучать произведения крупной формы. Сначала ученики ос...