Урок развития речи в 6 классе «Сочинение-описание предмета на примере национальной игрушки – матрешки».
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Борщева Юлия Сергеевна

Матрешка - символ России.

ЦЕЛИ УРОКА:

  • подготовить шестиклассников к сочинению-описанию предмета на
    примере русской национальной игрушки — матрешки;
  • закрепить знания об особенностях описания как типа речи; обучать
    умению собирания материалов к описанию игрушки;
  • создать, на уроке особый культуроведческий фон, способствующий восстановлению и накапливанию фоновых знаний учащихся о национальной игрушке — матрешке;
  • способствовать формированию интереса и уважения к национальной игрушке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_razvitiya_rechi_opisanie_matreshki.doc145.5 КБ
Package icon matreshka_prezentatsiya.zip1.59 МБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи в 6 классе.

«Сочинение-описание предмета на примере национальной игрушки – матрешки».

                                                                                   Учитель русского языка и литературы

                                                                                   МКОУ Бугаевской СОШ

                                                                                   Кантемировского муниципального района

                                                                                   Воронежской области

                                                                                   Борщева Юлия Сергеевна.

ЦЕЛИ УРОКА:

  • подготовить шестиклассников к сочинению-описанию предмета на
    примере русской национальной игрушки — матрешки;
  • закрепить знания об особенностях описания как типа речи; обучать
    умению собирания материалов к описанию игрушки;
  • создать, на уроке особый культуроведческий фон, способствующий восстановлению и накапливанию фоновых знаний учащихся о национальной игрушке — матрешке;
  • способствовать формированию интереса и уважения к национальной игрушке.

ОБОРУДОВАНИЕ: иллюстрации, фотографии матрешек; матрешки, изготовленные мастерами народных промыслов; народная утварь.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Вступительное слово учителя

(Звучит музыка)

Слайд  1

Сто лет назад известный мастер

Игрушку чудную создал.

Игрушка – кукла расписная,

А как назвать ее – не знал.

«Красивая игрушка похожа на Катюшку,

А может на Танюшку?» - ей имя подбирал.

Красивая игрушка, как русская девчушка

И мастер ту игрушку Матреною назвал.

С тех пор живет Матрешка,

Как яркий сувенир.

Шагает кукла по планете,

И ею любуется весь мир.

Появилась эта игрушка в 1899 году. Известны некоторые ее «родственники»: дед этой игрушки — японец, а отец — русский художник. Родилась она в мастерской под названием «Детское воспитание». Игрушка эта не простая, а с сюрпризом...

Кукла первая толста, а внутри она пуста.
Разнимается она на две половинки.          

В ней живет еще одна кукла в серединке.

Эту куколку открой, — будет третья во второй. Половинку отвинти, плотную, притертую, —

И сумеешь ты найти куколку четвертую...

Прячется в ней пятая куколка пузатая.

А внутри пустая, в ней живет шестая...

(показываю)

  • Итак, о какой игрушке пойдет речь? (О матрешке!)
  • Расскажите, что вы знаете о матрешке? (Учащиеся могут знать некоторые сведения об этой игрушке из уроков изобразительного искусства.
    Они рассказывают то, что им известно.)
  • Учитель может дополнить ответы учеников или обобщить их рассказы. Если сведения, которые имеются у шестиклассников, малы, то учитель
    может рассказать следующее:

Русские люди всегда любили красоту и умели ее творить. Вещи, окружавшие людей в быту, украшали вышивкой, резьбой, росписью. С любовью сделанное деревянное блюдо под кистью мастера становилось редкой драгоценностью, а простой холст смотрелся не хуже заморской парчи, Народная культура накопила в течение столетий величайшие богатства.

(указываю на  выставку).

Слайд  2

     В прошлом веке возникла идея помочь развитию народных промыслов. Известный художник Сергей Васильевич Малютин увидел в Японии интересную куклу. Она была из Дерева, пустая внутри, и в нее вкладывались несколько таких же кукол поменьше. Кукла эта была японцем, сердитым на вид узкоглазым стариком.

Изображала она Фукуруму— божество счастья и долголетия. А несколько фигурок внутри — несколько божеств рангом пониже. Очень она понравилась художнику. Приехав в Россию, он нарисовал подобную куклу, переодел ее в русский костюм, нарисовал миловидное личико, показал народным умельцам.

Первую матрешку в России

Слайд 3

 сделал токарь из подмосковного города В.Звездочкин, который немного видоизменил облик куклы, а расписал ее Сергей Васильевич Малютин. Это была «Девочка с петухом»

     На Руси издавна точили из дерева посуду, погремушки, деревянные игрушки. Выточили и куклу. Увидев куклу, кто-то ахнул: «Да это же настоящая Матрена!» Так ее и назвали — Матреной, а ласково — Матрешечка, Матрешка. Имя было закреплено за игрушкой не случайно: в крестьянских семьях это имя было очень распространено.

Настоящей родиной Матрешки стал Сергиев Посад – крупнейший центр по производству игрушек в России.

Слайд 4 

Троице-Сергиев монастырь (ныне Троице-Сергиева лавра) был центром художественных ремесел Московской Руси.

По преданию

Слайд 5

сам Сергей Радонежский, основатель монастыря, резал игрушки и одаривал ими детей.

 

А в начале XX века стали появляться все новые и новые игрушки.

Слайды

Слайд 6

Женщина с узелком
(матрешка 10-местная),
Сергиев Посад,
начало XX века

Слайд 7

Бояре
(матрешка 12-местная),
мастер Д.Пичугин,
Сергиев Посад,
начало XX века

Слайд 8

Семья
(матрешка 10-местная),
Мастерская Московского губ. земства,
Сергиев Посад,
начало XX века

Слайд 9

Богатырь и девушка
(матрешки 6-местные)
в виде древнерусского шлема,
мастер И.Прохоров,
Сергиев Посад,
начало XX века

Слайд 10

Старообрядки
Мастерская Московского губ. земства,
Сергиев Посад,
начало XX века

Слайд 11

Женщина со сложенными руками
(матрешка 10-местная),
Сергиев Посад,
начало XX века

Слайд 12

Жених и невеста
(матрешки 8-местные),
Мастерская Московского губ. земства,
Сергиев Посад,
начало XX века

Слайд 13

Стрелец-неваляшка,
Сергиев Посад,
начало XX века

Слайд 14

Народы Прибалтики
(матрешки 8- и 12-местные),
мастер Д.Пичугин,
Сергиев Посад,
начало XX века

Слайд 15

Народы Севера
(матрешка 10-местная),
художник Н.Бартрам,
Сергиев Посад,
начало XX века

В 1900 году игрушку отвезли на выставку в Париж, где наградили наших мастеров бронзовой медалью. Вот уже более ста лет живет матрешка в России. И делают ее в разных уголках нашей страны.

Слайд 16

     Загорская игрушка и сейчас похожа на первую матрешку с петухом в руках. Загорская матрешка добротна, крутобока, устойчива по форме. Расписывают ее по белому дереву гуашевыми красками, используя чистые (локальные) цвета.  Овал лица и руки закрашивают «телесным» цветом. Две пряди волос прячутся под платок, двумя точками изображают нос, а губы выполняют тремя точками: две вверху, одна внизу — и готовы губы бантиком.        

Слайд 17

В росписи семеновских матрешек используют 3 цвета: красный, синий, желтый. Семеновская матрешка многоместная: в нее вкладываются до 15-18 кукол. Именно в Семенове выточена самая большая 72-местная матрешка высотой в 1 м.

Слайд 18, 19

Полховско-Майдановские матрешки удивляют необыкновенным многообразием фигурок, вытянутых по вертикали с маленькой, жестко очерченной головкой.

Слайд 20

Марийские матрешки одеты в простые сарафаны, самая старшая из кукол отличается от меньших матрешек цветом платочка.

Слайд 21,  22,  23

Вятская матрешка изображает голубоглазую девушку с застенчивой улыбкой. Вятка издавна славилась изделиями из бересты и лака. Матрешку не только расписывали анилиновыми красками, но и украшали соломкой.

Слайд 24

Лесосибирским матрешкам не страшен лютый мороз, нарядились они в теплые шубки. Румянцем горят щечки, озорно глядят глаза.

Слайд 25

Каких только не встретишь красавиц-матрешек!

Сегодня мы не воспринимаем название матрешки как имя собственное. Оно срослось с игрушкой и стало именем нарицательным — названием игрушки. И пишется оно теперь как имя нарицательное — с маленькой буквы. Идея игрушки-сюрприза так понравилась художникам, что они зачастую изготавливают матрешки-шутки.

Слайд 26

Есть матрешка, на которой изображены герои произведений Н.В. Гоголя.

Игрушки посвящены 100-летию писателя.

Слайд 27

Есть матрешки по мотивам басни И.А.Крылова «Квартет».

Слайд 28

 Есть русские полководцы.

   Слайд 29

 Сделали и матрешек, изображающих  политических деятелей.

Слайд 30, 31, 32, 33

      Не обошли мастера стороной и героев  сказок и мультфильмов.

Здесь матрешки  из таких сказок, как:

- «Репка»;

- «По щучьему велению»;

- «Жар-птица»;

- «Иван-царевич и серый волк»;

- «Царевна-лягушка».

Мультипликационные герои – крокодил Гена и Чебурашка, пираты и т.д.

Но это матрешки-шутки.

Слайд 35, 36, 37, 38, 39

Настоящие матрешки — мама-красавица, доченьки-помощницы: кто с серпом, кто с лукошком, кто с ведром, а также девчушки поменьше: малышка в слюнявчике и младенец в пеленках.

Наша задача на уроке будет заключаться в том, чтобы рассмотреть эту удивительную игрушку и подготовиться к сочинению-описанию матрешки.

-Итак, тема нашего урока:

Слайд 40

Тема: Подготовка к сочинению-описанию предмета на примере национальной игрушки – матрешки.

_- Цели урока нашего урока:

Слайд 41

  • подготовиться к сочинению-описанию предмета на
    примере русской национальной игрушки — матрешки;
  • закрепить знания об особенностях описания как типа речи;
  • создать на уроке особый культуроведческого фон, способствующий восстановлению и накапливанию  знаний о национальной игрушке — матрешке;
  • формировать  интерес и уважение к национальной игрушке.

III. Работа над типом речи - описанием

— Прежде чем начнем собирать материалы к нашему будущему сочинению, давайте вспомним, что мы знаем о таком типе речи, как описание.

Слайд 42

Как вы понимаете задание: описать предмет? (Это означает, что надо написать о том, какой предмете целом и каковы его отдельные части.)

  • По каким признакам вы можете определить тип речи готового текста?

Слайд 43

(Определить тип речи можно по его композиции и специальным вопросам, которые можно к этому тексту задать.)

  • Какие вопросы, заданные к тексту, помогают нам понять, что описывается предмет?

Слайд 44

Слайд  (К тексту можно задать вопросы: какой предмет, какова его форма, какого он цвета»т.д.)

      —        Ребята, давайте с вами потренируемся в распознавании типа речи текста.  Внимательно прослушайте текст, который я вам прочитаю,  постарайтесь определить, является ли предложенный вам текст описанием предмета (учитель зачитывает текст).

Муж-резчик вытачивает фигурку матрешки из сухой липовой

чурки и отдает жене-художнице. Жена кладет ее на печку, чтобы

хорошо прогрелась. Ночь спит на теплой печке новорожденная

куколка, а наутро ее смазывают картофельным клейстером, дают

высохнуть и еще раз крахмалят. Окрахмаленное дерево становится

светлым, гладким, краски хорошо ложатся. Через два часа

мастерица наводит черной тушью контур рисунка. И — достает

яркие краски...

(По Н.Г. Юриной)

(Данный текст является описанием, но описывается не предмет, а то, как создается игрушка.)    

—        Верно, в этом тексте описывается процесс создания матрешки, но не
сама матрешка. Раз вы умеете пользоваться своими знаниями, теперь мы
можем начать собирать материал к нашему сочинению-описанию матрешки.

Для этого вы воспользуетесь листами, которые лежат у вас на столах. В них нужно будет последовательно записывать собранные нами материалы.

IV. Собирание рабочих материалов

— Рассмотрите матрешек, представленных на выставке. ( на столе ) Мы с вами знаем, видим новые игрушки, изготовленные из самых современных материалов, и даже играем в удивительные игрушки, о которых не могли мечтать дети в прошлом веке. Но можно ли сказать о матрешке, что это обычная игрушка? (Нет, эта игрушка не обычная.)

  • Какими еще словами мы могли бы охарактеризовать игрушку? (Своеобразная, оригинальная, не похожая на другие.) (Рабочие материалы по ходу урока записываются учащимися в тетрадях.)
  • В русском языке есть еще одно слово, которое поможет нам охарактеризовать матрешку.

Слайд 45

Эта игрушка самобытная, то есть свойственная, характерная именно для культуры русского народа, национальная игрушка. Рассматривая ее, мы постараемся увидеть эту самобытность, уникальность; выясним, в чем же своеобразие, непохожесть наших матрешек на
другие игрушки.

  • Из чего изготавливаются матрешки? (Из дерева.)
  • Правильно. Игрушка изготавливалась народными умельцами из мягких пород дерева, чаще всего из липы.
  • Как вы думаете, чем отличаются деревянные игрушки от металлических, пластмассовых, стеклянных? (Такие игрушки безвредные, с ними приятно играть.)

Слайд 46, 47

  • На Руси издавна любили делать игрушки из природных материалов: из глины, из соломы, из дерева. И не только потому, что эти материалы безвредны. Подержите матрешку в руках. Что вы чувствуете? (Игрушка теплая!) Дело в том, что дерево свое тепло и живительную силу передает сделанной из него игрушке.
  • В чем особенность конструкции (построения) куколки? (Несколько куколок, одна меньше другой, вкладываются друг в друга.)
  • Что представляют собой куколки, поставленные в ряд?

Слайд 48

 (Beдь вместе они одна большая игрушечная семья, в которой есть мама и дочки.) Верно. Главное в этой игрушке действительно то, что вместе куколки как бы говорят: «Мы — дружная семья!» Можно быть самостоятельными, отделиться друг от друга, а в ;нужный момент соединиться снова, спрятаться под надежной защитой куколки-мамы. Заботливая матрешка-мама готова в любой момент укрыть маленьких и слабых, взять их под свое покровительство. Крестьянские семьи на Руси были раньше большими, детей было много, жили дружно, помогая друг другу, поддерживая в трудную минуту. Оказывается, наша матрешка — не просто игрушка, но еще и символ такой дружной, крепкой семьи. Видите, как непроста наша матрешка, сколько смысла заложено в ней.

  • Мы с вами говорили о конструкции матрешки, а теперь давайте посмотрим, какие цвета характерны для наших игрушек? (Яркие, теплые цвета. Много разных цветов.)
  • Когда в жизни нас окружает подобное разноцветье, буйство красок? (Во время праздников.) Современная промышленность создала яркие краски, и наша одежда выглядит нарядно и ярко в любой день. А на Руси люди старались самую нарядную и яркую одежду приберечь для праздника. Кто
    из вас знает, какой цвет на Руси считался самым праздничным, красивым?
    (Красный цвет.) Верно. Слово «красный» раньше означало «красивый, хороший». Говорили: «красная девица» — красивая девица, «красный угол»
    — самый нарядный и красивый угол в избе. И матрешки первоначально были в основном в ярких красных сарафанчиках.
  • Как вы считаете, какое настроение создает игрушка благодаря обилию и яркости цветов? (Праздничное, радостное настроение.)
  • Действительно, когда мы смотрим на матрешку, на лице невольно появляется улыбка. Но это происходит не только потому, что матрешка такая яркая и нарядная. Как вы думаете, почему? (У матрешек улыбающиеся, приветливые лица, и мы, глядя на них, тоже в ответ улыбаемся.)
  • Давайте рассмотрим лицо игрушки. Попробуйте его описать.

Слайд 49

(Лицо круглое.. Глаза у матрешки большие, открытые. Ресницы черные, длинные, изогнутые. Бровки дугой. Щечки румяные, губки алые.)

Ребята, не забывайте записывать материалы на листочек.

  • Такая внешность у матрешек тоже не случайна. Дело в том, что, рисуя игрушке лицо, мастера старались передать истинно народное представление о женской красоте.
  • -Вспомните, как описываются русские красавицы в народных сказках?

 (О них говорится: девица красная, очи ясные, брови соболиные, щеки румяные, уста алые.)

  • А что еще всегда ценилось во внешности девушки, считалось ее особой красотой?

(Коса.) Существует и по сей день такая поговорка: «Коса —девичья краса».

Слайд 50

  • Посмотрите внимательно на матрешек, у некоторых куколок одна коса, а у некоторых две. Как вы думаете, почему? (По обычаю, существовавшему на Руси, у незамужней девушки была одна коса, а у замужней — две.) Когда девушку выдавали замуж, то косу расплетали. Примета замужней
    женщины—две косы.
  • Какой наряд характерен для матрешки? (Просторный сарафан, передничек, платочек.)

Слайд 51

Действительно, раньше женщины носили просторные рубахи и сарафаны (сарафан — русская женская крестьянская одежда, род платья без рукавов, надеваемого поверх рубашки с длинными рукавами). Русские нравы не позволяли женщине подчеркивать фигуру, поэтому одежда русских красавиц была широкой и свободной, а сарафаны и рубахи для этого исключительно хорошо подходили.

  • Почему голова игрушки всегда в платочке? (Раньше женщине неприлично было показываться на людях без головного убора.)

- Как видите, даже такая деталь, как платочек, нам многое может рассказать. Оказывается, это тоже особенность древнерусской культуры. Женщины носили головные уборы. Считалось позором «опростоволоситься»,т.е. показать постороннему человеку простые волосы.

- А какое значение в
современном языке имеет слово «опростоволоситься»? (Это означает - «опозориться».)

—        Русские женщины любили принарядиться, они с удовольствием украшали себя и свою одежду.

Слайд 52

-Какие украшения мы видим на матрешках?

(Одежда украшена бутонами, гирляндами цветов, нарядной вышивкой.)

  • Какими словами вы бы охарактеризовали фигурку матрешки?

( -Ребята, не забывайте записывать рабочие материалы). (Фигурка куколки толстенькая, округлая.) Такая кругленькая куколка опять-таки нe случайна. Дело в том, что на Руси ценились женщины дородные, то есть высокие и полные. Считалось, если женщина худенькая, бледная, то она не может содержать как нужно свою семью и выполнять тяжелую крестьянскую работу.

Как вы считаете, можем ли мы по внешности матрешек определить,
какой характер у этой игрушки? («Русская матрешка добрая, сердечная, ве-
селая, открытая, нежная, ласковая». «Характер ровный, спокойный». «Она
очень приветливая, улыбчивая».) В характере игрушки тоже нашли отраже-
ние особенности русского национального характера. В женщине испокон
века почитались такие черты характера, как доброта, доброжелательность,
открытость, приветливость. Эти черты характера и воплотили художники в нашей матрешке.

Посмотрите внимательно на семейки матрешек.

Сайд 53

  • Рассмотрите внимательно одну из представленных семеек матрешек.

     Слайд 54


Матрешка, хоть и игрушка, но не бездельница. Каждая, кроме самых маленьких, что-то делает.

  •  Опишите, чем занимаются эти матрешки? Придумайте продолжение моему предложению. (В семейке матрешек все куколки — мамины помощницы. Они собираются на праздничное чаепитие. Матрешку-маму художник нарисовал с большим самоваром в
    руках. Дочки-матрешки помогают накрывать на стол. Одна держит в руках расписной чайник для заварки, другая – чашку с чаем. У третьей в руках связка баранок. Маленькие матрешки несут на стол мисочку с медом, блюдечко с конфетами».)
  • Каждый художник, создавая свою семейку матрешек, старается не повторяться, выполнить матрешек в едином стиле, одной цветовой гамме, но в каждой матрешке показать свою «изюминку», ее отличие от других в семейке. Этим и интересны матрешки. Они как люди в одной семье: вроде бы
    чем-то похожи, но все-таки разные!

 — Описывая матрешку, мы использовали слова куколка, фигурка, глазки, платочек...

Слайд 55

В чем особенность этих слов? (Все слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.)

  • Оправдано ли использование таких словообразовательных элементов? (Да, оправдано.)

Что помогают передать суффиксы? («С их помощью мы показываем
наше отношение к описываемой игрушке, показываем, что она нам нравится». «Мы также показываем, что все, о чем мы говорим, маленькое, игрушечное».)

—        Мы с вами сейчас рассмотрели матрешку и собрали необходимые рабочие материалы к сочинению. Давайте проверим правильность сделанных записей. (У школьников на листах после беседы остаются следующие рабочие материалы:

Слайд 56

Матрешка — своеобразная, уникальная, необычная, удивительная, ж> похожая на другие, самобытная.

Конструкция: состоит из нескольких куколок, которые вкладываются одна в другую.

Материал: изготовлена из дерева, сохраняет его живое тепло.

Цвета: яркие, теплые краски; создают ощущение праздника.

Лицо: круглое; глаза большие, выразительные; ресницы черные, длинные, изогнутые; брови дугой, щеки румяные, губки алые.

Фигура: округлая, женственная.

Одежда: косынка или платочек, фартук (передник), русская рубашка, сарафан; украшена гирляндами с цветами, бутонами, нарядной вышивкой.

Характер: спокойный, радостный; излучает покой, домашнее тепло; добрый, ласковый, нежный.

Учитель обращает внимание шестиклассников на написание трудных слов (эти случаи в таблице подчеркнуты).

  • Рассматривая эту удивительную игрушку, мы с вами не только выполнили одну из важных задач урока: собрали материалы к сочинению, но и многое узнали о нашей древней национальной культуре. Давайте вспомним, что нам помогла узнать матрешка. («Мы узнали о том, как возникла в России
    эта игрушка». «Мы узнали о том, что конструкция игрушек не случайна. Несколько игрушек — это символ дружной, крепкой семьи». «Еще мы узнали, что игрушки изготавливались из дерева не просто так, а потому, что это была одна из народных традиций: использовать для игрушек природные материалы». «Мы теперь знаем, что в лице, одежде и фигуре куколки отразились народные представления о красоте женщины».)
  • Итак, матрешка больше, чем просто игрушка, в ней выражено своеобразное понимание женской красоты и характера; это символ материнства, ласки, нежности, заботы и покровительства всем слабым. Кроме того, это своеобразный кукольный символ России. Каждый, кто приезжает в нашу страну, обязательно увозит с собой расписную русскую матрешку-крестьяночку. А теперь давайте подумаем над очень серьезным вопросом.  давно уже не покрываем головы платочками — ходим простоволосыми, нe носим просторные русские сарафаны и рубахи, а передник сохранился разве что в виде кухонного фартучка. Коса — девичья краса теперь редкость. Редкостью является и большая многодетная семья. Да и фигуры у нас же не такие, как раньше: сейчас все стремятся быть стройными и худенькими.
  • Зачем нам с вами знать все то, о чем мы говорили в ходе урока? («Мы Должны знать не только то, что есть сейчас, но и то, что было раньше, так как это наша история и культура». «Мне кажется, что каждый человек, живущий в своей стране, должен знать обычаи своих предков».) Действительно, любой народ силен знанием своей истории, культуры, своих корней, которые связывают наше настоящее с далеким прошедшим. Нам нужно знать о древних традициях, народных представлениях о красоте, добре, семье, потому что многое живет в измененном виде и сейчас, в наших лицах, характерах, значениях слов, живет в нашем отношении к жизни, в том, что мы ценим и любим.

- Достаточно ли нам собранных рабочих материалов для того, чтобы Сработать над сочинением? (Нет, необходим план сочинения.) Верно, потому что план определяет последовательность работы. Сейчас мы с вами установим эту последовательность.

IV. Работа с планом сочинения

  • Любое сочинение включает в себя три части, какие это части?

Слайд 57

 (Вступление, основная часть и заключение.)

Сочинение включает в себя 3 части:

вступление,

основная часть,

заключение.

  • В какой из них мы напишем о своих впечатлениях от матрешки в целом? (Во вступлении.)
  • В какой опишем частные признаки игрушки? (В основной части.)
  • Посмотрите на наш план.

                           Матрешка — игрушка необычная.

  1. Своеобразие русской матрешки.
  1. Национальная русская игрушка:
    а)...

       б)...

       в)...

         г)...

3.        Игрушка, ставшая символом России.

Слайд 58

 Частные признаки игрушки пропущены. Давайте все вместе их восстановим.

 (Сначала мы расскажем о конструкции матрешки, затем о цветовой гамме, в которой выполнена игрушка, потом о лице, фигурке, одежде и характере матрешки. Нужно сказать и о конкретной
семейке игрушек.)

  • О чем скажем в третьей части? (Мы скажем о том, что матрешка — не просто игрушка, а игрушечный символ России.)

(После проделанной работы план сочинения приобретает следующий вид:

                       План:

Матрешка — игрушка необычная.

  1. Своеобразие русской матрешки.
  2. Национальная русская игрушка:

а)        конструкция матрешки и цветовое решение игрушки;

б)        внешность куклы и особенности ее одежды;

в)        черты характера, которыми наделил игрушку художник;

г)        семейка матрешек.

3.        Игрушка, ставшая символом России.)

V. Устное сочинение-описание матрешки

— Теперь, когда у нас есть собранные рабочие материалы, план и необходимые знания о матрешке, попробуем устно проговорить текст сочинения. (Возможный вариант устного ученического сочинения дан ниже. На уроке возможно, что рассказывает сочинение не один человек, а несколько, по различным пунктам плана.)

       «Взрослые придумали множество самых разнообразных игрушек для детей и каждый год создают все новые и новые игрушки. Но среди  них выделяется необычная игрушка, которая радует многие поколения детей. Это красавица матрешка.

Особенность матрешки в том, что она состоит из нескольких игрушек, которые вкладываются одна в другую. Сложишь вместе — одна игрушка, расставишь по порядку — целых восемь! Сделаны игрушки русскими мастерами-умельцами из дерева. Держать такую игрушку в руках приятно — она теплая, живая, так как сохраняет тепло древесины, из которой была изготовлена.

Матрешки обычно раскрашивают яркими красками, используя насыщенные тона: красные, желтые; ярко-синие. Многообразие и яркость красок создают ощущение праздника и радостное настроение.

Игрушка эта показывает нам, как выглядела русская красавица, потому что в Матрешке отражены русские представления о женской красоте. Матрешки, как правило, круглолицые, с румяными щечками и алыми губками. Глаза большие, выразительные, ресницы черные, длинные, брови дугой.

Фигурка матрешки округлая, женственная. В этом тоже отразилось представление народа о женской красоте. В народе ценились женщины дородные, то есть полные, статные, величественные. Именно такая матрешка.

Традиционно матрешку «одевали» в просторную русскую рубашку с яркой национальной вышивкой по воротнику и рукавам. Сверху — сарафану передничек. На голове обычно косынка или платочек. Мастера никогда не рисовали матрешку простоволосую, ведь по народным представлениям женщина не могла показаться перед чужими людьми без головного убора. И сарафан, и платочек мастера расписывали по-своему. Кто нарисует яркие горошины, кто украсит одежду букетами или гирляндами цветов.

Рисуя матрешкам лица, художники старались передать характеры матрешек. Все куколки добрые, спокойные, улыбающиеся. Смотришь на них — и хочется улыбнуться в ответ.

Матрешке в семейке только на первый взгляд одинаковые. А присмотришься и видишь, что они отличаются друг от друга и взглядом, и чертами лица, и возрастом. Вот одна из семеек матрешек. В этой семейке несколько поколений. Матрешка-бабушка держит в руках спицы. Она вяжет носки и смотрит весело на остальных матрешек. Матрешка-мама вышивает. Художник нарисовал ее с пяльцами в руках. На материале видна вышивка: яркая веточка рябины. Три сестрички постарше поют |и танцуют. Личики у них разрумянились, в руках — кружевные платочки. У самой маленькой в руках игрушка — крошечная матрешка.

Матрёшка — не простая игрушка. Это национальная русская куколка, которая символизирует материнскую заботу, покровительство, защиту всем маленьким и слабым. Это своеобразный игрушечный символ России, который нам напоминает о том, какими были наши далекие предки, что они ценили, чем восхищались. И мы, хотя и очень изменились, должны сохранять то лучшее, что было в русской культуре, и передавать по наследству своим детям».

(После прослушанных текстов сочинения учитель вместе с шестиклассниками оценивает тексты, обращая внимание на соответствие текста плану, полноту содержания, правильное речевое оформление сочинения.)

VI. Подведение итогов урока

и его план, устно проговорили возможный вариант сочинения.

— Итак, сегодня на уроке мы многое узнали о необычной игрушке — матрешке, собрали рабочие материалы к сочинению

VII. Организация домашнего задания

Слайд

Написать сочинение на тему «Матрешка -

игрушка необычная».

Поскольку не у всех перед глазами дома будут матрешки, то трудно будет описать семейку игрушек. Поэтому можно сделать следующее. Вы можете взять заготовки матрешек, придумать свою семейку, нарисовать ее, учитывая те народные традиции, о которых мы говорили, и описать именно эту семейку. Попробуйте почувствовать себя настоящими продолжателями народных традиций! (Это задание дается учащимся по желанию.)