Образ Мцыри в поэме М.Ю.Лермонтова
методическая разработка по литературе (8 класс)

Микова Лидия Сергеевна

«А душу можно ль рассказать?». Образ Мцыри в поэме М.Ю.Лермонтова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_obraz_mtsyri_v_poeme_lermontova.docx41.8 КБ

Предварительный просмотр:

Микова (Баир) Лидия Сергеевна, учитель русского языка и литературы.

Тема урока: «А душу можно ль рассказать?». Образ Мцыри в поэме М.Ю.Лермонтова.

Цели урока:

  1. Дать характеристику Мцыри, проникнуть в замысел автора, выявить способы раскрытия образа главного героя поэмы.
  2. Развитие умения давать характеристику героя. Развитие навыков связной речи, умения выражать свое мнение; развитие творческого мышления, навыков выразительного чтения. Развитие навыка работы в паре.
  3. Заложить основы нравственности, формируя мировоззрение учащихся (искренность, целеустремленность, как черту характера, патриотизм, самоотверженность, мужество).

Тип урока: урок комплексного применения знаний.

Материалы к уроку: портрет М.Ю.Лермонтова, рисунок (изображение) Мцыри, мультимедийная презентация, аудиозапись поэмы на диске «Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 8 класс под ред.Коровиной В.Я» .

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, ноутбук, колонки.

Учебное пособие: учебник – хрестоматия для уч-ся 8-х нац.классов  под ред. Нартова К.М., Бирюковой С.К. и др.-СПб: Просвещение, 2013 г.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Объявление темы урока.
  2. Учитель только направляет.

Учитель задает наводящие вопросы.

  1. Домашнее задание:
  1. Целеполагание.
  2. Беседа по содержанию.

Анализ образа главного героя поэмы и художественных средств создания образа лит.героя. Вывод.

Вид доски:

Мультимедийный экран.

Число

Тема урока

Эпиграф

Тема урока

Словарная работа

/м-м.экран/

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Объявление темы урока. Целеполагание.

Мотивация на учебную деятельность. Работа с эпиграфом.

- Здравствуйте! Тема урока сегодня «А душу можно ль рассказать?». Образ Мцыри в поэме М.Ю.Лермонтова.

Слайд-1.

Что за огненная душа,

Что за могучий дух,

Что за исполинская натура

у этого Мцыри?

-сказал критик Виссарион Григорьевич Белинский о герое поэмы.

Откройте тетради, запишите тему и эпиграф к уроку.

  1. Словарная работа.

- Ребята, найдите самые главные слова в названии темы и в эпиграфе.

- Посмотрите, это однокоренные слова. Найдите их значение в словаре Ожегова. Прочитайте.

- А что такое «натура»? Тоже прочтите в словаре.

- Спасибо. Ребята, подумайте, о чем мы будем говорить сегодня?

- Верно. Мцыри спросил и тут же сам ответил в своем горячем монологе. Именно этот эпизод стал темой для картины Леонида Пастернака.

Слайд-2.

(показываю на слайд)

  2. Работа с текстом.

- Какая же душа была у Мцыри? Какие черты характера проявились у него еще в раннем детстве?

- прочтите об этом в главе 2.

- Какие здесь самые главные слова, которые выражают качество характера Мцыри?

- Выпишем эти слова… (НА ДОСКУ!)

- А что такое «могучий дух»?

- А как это простыми словами?

- Обратите внимание, у маленького 6-летнего ребенка уже проявились такие сильные качества!

- «А душу можно ль рассказать?» В какой главе мы слышим эту фразу?

-К кому он обращается?

- Прочтите этот эпизод.

- Выпишем словосочетание «пламенная страсть».   (НА ДОСКУ!)

- Что такое «пламенная страсть»?

- В каком значении здесь употреблено слово «пламенный»?

- от какого слова произошло слово «пламенный»?

- Правильно. А пламя – это огонь. Именно этот огонь жжет душу Мцыри, не дает ему спокойно жить.

Какую «одну, но пламенную страсть» знал наш герой?

- Давайте об этом прочитаем в 4 главе, на стр.138-й учебника.

- Выпишем словосочетание «пылающую грудь».   (НА ДОСКУ!)

- От какого слова образовано причастие «пылающий»?

- Молодцы! А пылать – это значит гореть, причем очень сильно гореть.

Так от чего пылает грудь у Мцыри?

- Конечно. Какие художественные средства применил Лермонтов, чтобы выразить это чувство?

- Верно. Данные эпитеты создают яркий образ Мцыри, горячо влюбленного в свой народ.

О себе герой говорит «Душой дитя». Ребята, что это значит?

- правильно. Какие слова для него «сладостны, священны»?

-Конечно. Кто и что для него самое главное было и осталось в его душе?

- Прочитайте, пожалуйста, об этом.

- Как построено предложение здесь с точки зрения русского языка?

- Правильно. Посмотрите: понятия перечисляются не просто так, а по нарастающей. Вспомните, как называется этот художественный прием?

- Молодец! От широкого понятия Отчизна Лермонтов переходит к самому близкому  для сердца каждого человека – к родным. А родные всегда остаются жить в нашей душе!

-Так какое чувство заставило Мцыри сбежать из монастыря?

- Найдите эпизод, когда это случилось? (глава 8-ая, страница 142-ая). Прочитайте отрывок.

- Спасибо. Посмотрите, Мцыри говорит: «рукою молнии ловил»… А что такое молния?              

Слайд-3.

- Хорошо. А он в буквальном смысле «ловил молнии»?

- Конечно. Это преувеличение. Как называется прием преувеличения в литературе?

- Правильно. Автор с помощью гиперболы передает нам эмоциональное состояние героя.

- Что говорит Мцыри о своем настроении, о своих ощущениях в этот момент?

- ребята, а какой образ в творчестве Лермонтова возникает у нас при слове «буря»?

- Молодцы! Вот и здесь душа Мцыри сродни буре, он такой же мятежный, у него «бурное сердце»! Выпишем эту цитату из поэмы.       (НА ДОСКУ!)

- С помощью какого приема автор раскрывает мятежную, свободолюбивую натуру Мцыри?

- правильно.

Слайд-4.

Французская писательница Жермена де Сталь писала: «Что такое свобода знают лишь те, кто готов за нее умереть».

-Как вы понимаете смысл этих слов?

-Все верно. «Бурное сердце» Мцыри устремилось в «край отцов», и уже ничто не могло остановить его на пути к родному дому:

Слайд-5.

ни встреча с девушкой-грузинкой, ни могучий барс.

- Скажите, когда ярче всего проявляется самоотверженность, отвага, смелость Мцыри?

- Прочитайте эпизод встречи с хищником. Это глава 16-ая, стр.149-ая.

Слайд-6.

- Спасибо. В этом эпизоде снова возникают огненные образы! Где? В каких словах?

- Выпишем предложение «сердце вдруг зажглося жаждою борьбы».    (НА ДОСКУ!)

- А что дала ему эта «жажда борьбы», что Мцыри понял о себе? Найдите в тексте и прочитайте об этом.

(если не смогут сами сказать, указать рукой на портрет Мцыри, где цитата…)

- А кто такой удалец, прочтите в сноске.

- Значит, какой он – Мцыри?

- Правильно. Прослушаем аудиозапись. Текст читает заслуженный артист России Николай Лазарев:…

Слайд-7.

(вкл.аудио!)

- Ребята, с каких слов началась схватка?

- «Бой закипел»! А ведь что-то может закипеть только на огне.

-Как Мцыри характеризует здесь свое внутреннее состояние? Найдите эти слова.

- И снова образ огня! Запишем… (НА ДОСКУ!)

- А что значит «пламенел»? Прочитайте в учебнике.

- Да, Мцыри ощущает себя настоящим бойцом! И не только сейчас. Дух воина пробудился в нем еще в детстве: найдите и прочитайте об этом в главе 20-й, стр.153-я.

- Ребята, о чем Мцыри вспоминает, о чем он все время думает?

-Посмотрите, с чего начинается каждая строка?

 - Да, четыре строчки начинаются одинаковыми словами. Это называется единоначатие, а в литературе – анафора.

Слайд-8.

-Запишите в словарики: Анафора – это стилистическая фигура речи,
состоящая в повторе слов
в начале фраз или строф.

- Как вы думаете, для чего используется анафора?

- Итак, Мцыри смог победить могучего барса в 16 лет!

Слайд-9.

-Как это характеризует его? Какой он?

- Молодцы! Именно такой человек способен побеждать: целеустремленный, смелый.

- Ребята, а почему Белинский сказал, что у Мцыри «исполинская натура», Кто такой исполин?

-А значит, и натура Мцыри богатырская!

   3. Вывод.

- Так смог ли Мцыри раскрыть, «рассказать» свою душу?

(указать рукой на тему на доске)

Да, смог.

- В течение урока мы выписывали цитаты, которые будут опорными для определения образа Мцыри. Давайте прочитаем.

- Обратите внимание, во всех приведенных примерах возникает образ огня, пламени, раскрывающий сильные, огненные чувства; помогает понять образ такого исключительного, романтического героя как Мцыри. Так какой же он, Мцыри?

-Да, это горячий, необыкновенный, исключительный романтический герой.

   4. Домашнее задание.

- Сегодня вы послушали мастера выразительного чтения и, следуя его примеру, дома выберите понравившийся вам отрывок из поэмы для выразительного чтения наизусть (одна глава по выбору). Запишите д.з. в дневники.

(Кроме того, напишите сочинение «Образ Мцыри в поэме М.Ю.Лермонтова».)

  1. Выставление оценок.

- - Сегодня очень старались понять душу Мцыри:

Ф.И.    … - вы получаете оценку «пять»

- Также активно работали:

…Ф,И,…-  вам «четверки».

Спасибо, до свидания!

- Душа.

-Дух.

 /читают по словарю/:

Душа – внутренний мир человека.

Дух – внутренняя, моральная сила.

Натура – это характер человека.

- Попытаемся ответить на вопрос: «А можно ль душу рассказать?»

- Он был гордый, терпеливый…

/читает ученик/

- «Могучий дух его отцов»

Выписываем слова в тетрадь, в столбик.

/читаем сноску в учебнике:/

- Сильная воля, большие душевные силы.

- Терпеливость, выносливость, гордость, сила…

- В 3 главе.

- Он говорит это монаху.

/читает Сылдыс/:

-«Ты слушать исповедь мою…

…Изгрызла душу и сожгла».

/выписывают в тетрадь:

«пламенная страсть»./

/читаем сноску в учебнике:/

- сильное и ярко выраженное чувство; здесь: сильная любовь.

- В переносном значении.

- От слова «пламя».

- любовь к Родине.

/читает ученик/:

«Старик! Я слышал много раз…

…Хоть незнакомой, но родной».

/выписывают в тетрадь:

«пылающая грудь»/.

- от глагола «пылать».

- от любви к Родине.

- Эпитеты.

- в душе он остался тем ребенком, каким был у себя дома.

- Слова «отец» и «мать».

- семья, родные…

/читаем в гл.4, стр.138:/

- «Я видел у других

Отчизну, дом, друзей, родных…».

- Перечисление однородных членов предложения.

- Этот прием называется градация.

- Сильная любовь к Родине, стремление в «край отцов».

 /читает ученик/:

«Давным-давно задумал я…

…Меж бурным сердцем и грозой?..».

- природное явление

- вспышка света

-электрический разряд

- Нет, в переносном смысле.

- Прием преувеличения – это гипербола.

/цитата из текста:

«О, я как брат

Обняться с бурей был бы рад!».

- «Парус»: …а он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой…

/выписывают в тетрадь:

«бурное сердце»/.

- с помощью эпитета.

- ценят свободу только те люди, которые познали несвободу

- ценят свободу те люди, которые верят, что лучше отдать жизнь, чем умереть в неволе.

-только самоотверженные люди готовы бороться за свободу.

- Во время боя с барсом.

/читает ученик/:

«Лишь темный лес…

…Не из последних удальцов».

- «двух огней промчались искры»

- «сердце вдруг зажглося жаждою борьбы»

/выписывают в тетрадь/.

- «Но нынче я уверен в том…

…Не из последних удальцов».

- Удалец – храбрый человек.

- Мцыри храбрый.

 /слушают аудиозапись гл.18/

-«Бой закипел, смертельный бой».

- «Я пламенел».

/выписывают в тетрадь/:

«Я пламенел».

- Горячился, был возбужден битвой.

/читает ученик/:

«Он с детских лет уже не раз…

Где всех один я побеждал!..».

- «Про милых ближних и родных…

…про битвы чудные меж скал…».

- Повторяется слово «про».

/записывают в словари/.

- Она усиливает тоску героя по всему, что дорого его сердцу.

- Он сильный, храбрый, отважный, мужественный…

- Исполин – это богатырь.

/читает ученик с доски:

«могучий дух его отцов»,

«пламенная страсть»,

«пылающая грудь»,

«бурное сердце»,

«сердце вдруг зажглося жаждою борьбы»,

«я пламенел».

- Мцыри целеустремленный, смелый, отважный, сильный, могучий, гордый, самоотверженный, выносливый, терпеливый, отчаянный, мужественный, он истинный патриот

/записывают в дневники/.

Самоанализ урока.

Тема урока: «А душу можно ль рассказать?». Образ Мцыри в поэме М.Ю.Лермонтова.

Цели урока:

  1. Дать характеристику Мцыри, проникнуть в замысел автора, выявить способы раскрытия образа главного героя поэмы.
  2. Развитие умения давать характеристику героя. Развитие навыков связной речи, умения выражать свое мнение; развитие творческого мышления, навыков выразительного чтения. Развитие навыка работы в паре.
  3. Заложить основы нравственности, формируя мировоззрение учащихся (искренность, целеустремленность, как черту характера, патриотизм, самоотверженность, мужество).

Данный урок  входит в раздел «Произведения русских писателей XIX века». При разработке  урока были учтены реальные учебные возможности, возрастные и психологические особенности восьмиклассников (14 лет).

Особенности класса: класс общеобразовательный, с родным (нерусским) языком обучения, дети частично заинтересованы изучением литературы, имеют ограниченный словарный запас, но достаточно активны на уроке, среди учащихся данного класса четверо являются постоянными участниками конкурсов чтецов, поэтому техника и выразительность чтения на хорошем уровне.

Выбор данной темы не является случайным. Поскольку затрагивает проблему нравственного, духовного развития подростков. Финал поэмы трагичен, но трагедия эта ведёт к свету, к пробуждению детских душ, к тяге не быть равнодушным, пассивным и  желанию задавать себе вопросы и обязательно находить ответы, бороться за свободу, за жизнь. Учитывался  круг интересов, из которых вырастают ценностные ориентации подростка.

По типу это урок комплексного применения знаний.

На уроке решались следующие задачи:

  1. Дидактические.

- Создать условия для осознания и осмысления произведения;

- Способствовать обучению учащихся умению отвечать на вопросы по содержанию текста.

- Учить добывать знания из художественного текста с целью постижения особенностей психологического портрета героя.

- Закрепить навыки анализа эпизода, определения его роли в произведении.

  1. Развивающие.

- Развитие умения сравнивать, сопоставлять полученные данные, вести учебный диалог, отстаивать свою точку зрения на основе прочитанного,

- Развивать умение характеризовать героя, его поступки,

- Развивать навыки работы с текстом, умение анализировать и делать выводы, извлекать нужную и информацию, учиться устному словесному рисованию, выразительному чтению. Работать над развитием речи.

- Развивать критическое мышление, творческие и коммуникативные возможности учащихся.

  1. Воспитательные.

- Формировать устойчивые нравственные и морально-этические нормы взаимоотношений.

- Прививать потребность к чтению, интерес к  художественной литературе.

- Воспитывать патриотизм.

      - Способствовать развитию умения ценить прекрасное.

 В ходе урока применялись следующие методы обучения:

1. Словесный  (слово учителя), устное словесное рисование.

2. Репродуктивный (беседа)

3. Наглядно-иллюстративный (слайды компьютерной презентации)

4. Частично – поисковый (нахождение ключевых слов в тексте)

5. Исследовательский (творческие работы: эссе)

6. Практический (выразительное чтение текста)

Выбранная структура урока (организационный момент, включающий эмоциональный настрой, мотивирование на результат, «добывание» знаний путем практических действий, воспроизведение знаний, рефлексия) была рациональна для решения задач.

На уроке использовала компьютерную презентацию, что позволило не только эффективно и полезно использовать время на уроке, но и прививать интерес к предмету.

На уроке  использовались следующие формы работы:

  • индивидуальная
  • работа в парах
  • самостоятельная работа
  • рефлексия
  • обобщение

Были использованы следующие принципы:

- воспитывающего и развивающего обучения,

- принцип научности,

- доступность,

- наглядность,

- связи с жизнью,

- последовательности,

- самостоятельности,

- дифференцированный подход.

Применялись технологии:

- технология критического мышления,

- ценностно-ориентированные технологии (связанные с воспитательными задачами),

- диалоговые технологии (формирование коммуникативной компетентности),

- информационно-коммуникативные (работа с текстом и другими источниками).

Работа проходила в сотрудничестве с учителем, который направлял учащихся на самостоятельную, познавательную и творческую активность. Структурные элементы урока взаимосвязаны, все этапы на уроке соблюдены, осуществлялся логичный переход от одного этапа к другому.   Применялся как устный, так и письменный вид работы учащихся, чередование  и смена видов деятельности обеспечивали поддержание работоспособности и активности учащихся на уроке, логичность, последовательность и доступность в изложении материала.

   Каждому ребенку на уроке было комфортно, каждый был успешен в своем мнении. Возможности учебного кабинета использованы полностью. Хорошая психологическая атмосфера поддерживалась формами коллективной и индивидуальной, парной работы, т.к. снималась тревожность, нерешительность, в результате общение на уроке было продуктивным. Выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. Применение компьютерных технологий, создание проблемных ситуаций мотивирует учащихся к настрою в работе. Рефлексия учащихся дает осмысление своих действий и самооценку. Я считаю, что уроки такой формы удачны, так как учащиеся с интересом применяют, используют свои знания.

Урок цели достиг: ребята хорошо поняли содержание текста, смогли проанализировать прочитанное, выделить нравственные и психологические проблемы. Ребята эмоционально рассуждали о нелёгкой судьбе лирического героя. Недостаток некоторых детей – они не умеют рассуждать, находить детали в тексте, не умеют отвечать литературным языком, у них слабое развитие речи. Материал подавался доступно, ребята учились анализировать произведение, осмысливать учебный материал, работать самостоятельно с текстом, высказывать своё мнение.

На данном  уроке использовались межпредметные  связи (русский язык, литература, география, ИЗО) и связь с жизнью. Ребята слушали стихотворение в актёрском прочтении, что помогло проникнуться настроением героя.

Урок соответствовал уровню учебной подготовки и развитию обучающихся. Темп урока достаточно был высоким, так как ребята хорошо усвоили содержание стихотворения, он был им понятен, интересен, тексты были у всех.

Урок прошёл в доброжелательной обстановке. Подростки сопереживали лирическому герою. Конечно, не все ответы были исчерпывающими, правильно построенными.

Необходимо больше внимания уделять развитию речи обучающихся, прививать интерес к чтению  художественной литературы, делать правильные выводы после прочтения художественных текстов, учить умению видеть подтексты произведений. Можно сделать вывод, что задачи урока реализованы. Перегрузок и переутомления обучающихся не было.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Образ главного героя»

Конспект урока литературы в 8 классе...

Конспект метапредметного урока в 8 классе по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри» с использованием элементов ТРКМ Свобода – залог счастья (характеристика образа Мцыри, героя одноимённой поэмы М.Ю.Лермонтова)

Раскрыть особенности характера главного героя, выяснив способы изображения образа главного героя поэмы, проникнуть в замысел автора ...

М. Ю. Лермонтов. «Мцыри» как романтическая поэма. Образ главного героя поэмы. «Мцыри» и средства его создания.

ММ. Ю. Лермонтов. «Мцыри» как романтическая поэма. Образ главного героя поэмы. «Мцыри» и средства его создания....

Урок литературы по теме "Образ главного героя поэмы М.Ю.Лермонтова "Мцыри" и средства его создания

Материал может быть использован на заключительном уроке по поэме "Мцыри"....

"Мцыри" - романтическая поэма М.Ю.Лермонтова

Презентация включает в себя иллюстрации, которые заинтересуют школьника, расскажет об особенностях композиции и сюжета. Это поможет разобраться в важных вопросах построения произведения. Важна и лекси...

Образ Мцыри — свободный, мятежный, сильный духом герой одноимённой поэмы М. Ю. Лермонтова.

Разработка предназначена для обучающихся 8 класса. Первый урок....