Конспект урока: "И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»: сюжет и герои".
план-конспект урока по литературе

Карина Софья Алексеевна

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Тип урока: Урок формирования новых знаний.

Тема урока: И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»: сюжет и герои.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstekt_uroka._bunin._gospadin_iz_s.-f.docx29.65 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Тип урока: Урок формирования новых знаний.

Тема урока: И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»: сюжет и герои.

Цели урока: 1. Образовательные: знакомство с творчеством И.А. Бунина; формирование умения анализа сюжета, системы образов и построения рассказа, анализ образа героев.

Предметные результаты: умение анализировать текст, определять идею текста; владение базовой литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения.

2. Воспитательные: способствовать развитию интереса учащихся к творчеству И.А.Бунина; развивать познавательную активность учащихся, эмоциональную чувствительность, уважение к человеку даже после его смерти, уважение к чувствам людей, которых коснулось горе, уважение к семье, способность сопереживать

Личностный результат: формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.

3. Развивающие: развивать навыки анализа текста; способствовать познанию общечеловеческих ценностей; развивать образное и логическое мышление, умение рассуждать,  анализировать, аргументировать .

Метапредметные результаты: сотрудничество и коммуникация, самоорганизация, рефлексия; умение самостоятельно организовывать свою деятельность; умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Оборудование: учебник по литературе, презентация с иллюстрациями к рассказу, памятки.

Методические приемы: работа с учебником, аналитическая беседа, презентация.

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Работа по теме урока.

  1. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
  2. Домашнее задание.
  3. Оценивание.

Ход урока:

Эпиграф:

 Горе тебе, Вавилон, город крепкий

И.А. Бунин.

  1. Организационный момент.  1 минуты

Организационная подготовка учащихся к работе на уроке, приветствие, проверка готовности учащихся к уроку:

- Здравствуйте, ребята! Сегодня на занятии мы поговорим о произведении И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско».

«Есть ли надежда на спасение?», - проблемный вопрос урока, ось урока.

  1. Работа по теме урока.

Беседа с учащимися:

Учитель начинает урок отрывком из стихотворения И.А.Бунина:

    Твой труд переживёт тебя, поэт,

    Переживут творца его творенья,

    Живого не утратит выраженья

    С тебя когда-то писаный портрет –

    И станешь ты незримый, бестелесный,

    Мечтою, мыслью, сказкою чудесной…

    Так о поэте говорит Бунин, но, очевидно, это и о нём самом, не случайно нас волнуют и сегодня его произведения, заставляют волноваться, будят мысль. Почему? (В произведениях писателя всё имеет глубинный смысл, у него нет ни одного лишнего слова, точки, запятой. Бунин говорил: «Как же всё-таки обойтись в музыке без звуков, в живописи без красок, а в словесности без слова…» и это слово приобретает свою мелодию с самого начала – с названия.)

Учитель: В чем особенность названия рассказа «Господин из Сан-Франциско»? (Возможно, речь пойдёт  о жизни, в которой нет места прекрасному, о жизни, в которой нечем восхищаться. Размеренное , бесцветное, безжизненное существование господина.)

 

Учитель: В течение урока мы постараемся ответить на вопрос: «Есть ли надежда на спасение?». Запишите его к себе в тетрадь.

- Обратимся к самому рассказу. Куда направлялся господин из Сан-Франциско? («…ехал в Старый Свет на целых два года, с женой и дочерью, единственно ради развлечения.» В рассказе повествуется о последних месяцах жизни богатого безымянного американского бизнесмена, устроившего для своей семьи длительное и насыщенное «удовольствиями»  путешествие в Южную Европу « единственно ради развлечения» - он считает, что получил на это право в свои 58 лет, после того, как всю жизнь  « работал не покладая рук». Это своё наслаждение жизнью он начал с Европы именно потому, что так делали «люди, к которым принадлежал он». За Европой – на обратном пути домой – должны были последовать Ближний Восток и Япония.)

-Сколько лет было господину? (58 лет)

-Писателя не интересует, что делал герой. Он обращает внимание читателей на то, что «имени его ни в Неаполе, ни на Капри никто не запомнил». Вернёмся к главному герою. Дайте его портрет. Каково отношение автора к своему герою?( «Смокинг и крахмальное бельё очень молодили господина из Сан-Франциско. Сухой, невысокий, неладно скроенный, но крепко сшитый, он сидел в золотисто-жемчужном сиянии этого чертога за бутылкой вина, за бокалами и бокальчиками тончайшего стекла, за кудрявым букетом гиацинтов. Нечто  монгольское было в его  желтоватом лице с подстриженными серебряными усами, золотыми  пломбами блестели его крупные зубы, старой  слоновой костью – крепкая лысая голова…»    

  Далее мы видим, что тот. Кто ощущает себя господином жизни, тот, которому наперебой предлагали услуги и который их снисходительно принимал или не принимал. Вовсе и не свободен в своей жизни – он едет туда, куда прилично ездить людям его круга, а не куда он сам хочет, селится в отелях, наиболее отвечающих его положению, например. В Неаполе выбирает тот, «где мог остановиться и принц».

 В названии рассказа сквозит одновременно и самоощущение богатого американца, и авторская ирония над этим, и характеристика унылой безликости главного героя. Он не свободен, он и не живёт, а только собирается жить, этот «человек со старым сердцем».

Поведение Господина, жадного до наслаждений бытом, туалетом,- пик слепоты того, кто уже коснулся пропасти небытия.

 Вот поэтому  у господина в рассказе нет даже имени.)

-Анализируя текст, ВАРИАНТ 1 в течение урока рассмотрите мотив смерти, запишите в тетрадь.

-Что представляет собой общество на пароходе?

(Жизнь богатых путешественников на пароходе «Атлантида» - кусочек буржуазной цивилизации среди океанской стихии – символизирует «наслаждение жизнью» в понимании её «господ»).

Проанализируем портрет капитана. (Командир корабля, «рыжий человек чудовищной величины и грузности», напоминает « огромного идола», «языческого бога» - всё то, что происходит под его началом, очень далеко от христианской жизни… В его образе проявляется мистицизм, так же как и в образе Дьявола, наблюдающего за пароходом, как и в изображении погоды во время путешествия.

     Но мы обращаем внимание на авторское предупреждение о каких-то несчастьях, которые наступят после благополучия; конец третьего абзаца рассказа об этом намекает : « И всё пошло сперва прекрасно».)

Вариант 2 запишет себе художественные средства, которые использует автор для описания портретов пассажиров.

Вывод по портретам (Все неживые, однотипные люди, маски без душ).

Обратимся к описанию корабля, какую особенность вы заметили? О чём говорит название корабля? Что представляет собой корабль? На что похоже описание ада на корабле? (Пароход — знаменитая «Атлантида». Само название корабля намекает на возможную катастрофу – ведь легендарный материк Атлантида опустился на дно. И устройство парохода тоже символизирует  «устройство» буржуазной цивилизации – наверху, на палубе, происходит радостное наслаждение жизнью, которое обеспечивают рабочие, находящиеся внизу, в «подводной утробе парохода». Не случайно Бунин уподобляет рабочую часть корабля « мрачным и знойным недрам преисподней, её последнему, девятому кругу» ад существует и в этой, земной жизни. Жизнь нарядных людей, «господ» наверху, в освещённых барах, пронизана ложью, подчёркивает Бунин, - там служила специально нанятая пара, изображавшая любовь и тем самым благотворно влиявшая на настроение богатых пассажиров.

 Контрастность в изображении.)

Найдите описание пары («Был среди этой блестящей толпы некий великий богач, бритый, длинный, в старомодном фраке, был знаменитый испанский писатель, была всесветная красавица, была изящная влюбленная пара, за которой все с любопытством следили и которая не скрывала своего счастья: он танцевал только с ней, и все выходило у них так тонко, очаровательно, что только один командир знал, что эта пара нанята Ллойдом играть в любовь за хорошие деньги и уже давно плавает то на одном, то на другом корабле.»)

Ассоциативный ряд о корабле. (НАЗВАНИЕ – ОПИСАНИЕ НАЗВАНИЯ – ИСТОРИЯ – ЧТО СОБОЙ ПРЕДСТАВЛЯЕТ КОРАБЛЬ? Рай и ад, стр.10-12 текста произведения).

Вариант 3. Выписать художественные средства выразительности, которые автор использует автор во всем рассказе.

IV. Индивидуальное сообщение о Молохе. О кругах ада.

Какую метафору использует автор? («Ненасытная утроба корабля»)

На что похож корабль? Не напоминает целое государствоЮ может быть даже мир?

Автор показывает и доказывает «заведённый порядок» жизни господина, порядок , который нельзя прервать.

Однако … у Бунина есть это «однако». Это природа, которая бушует, это стужа, это небывалые ливни, шторм. Природа и человек вступают в схватку .Почему? И кто победит в ней?

 (Испортившаяся погода, за которую почти извинялись слуги, и была той неприятностью, что омрачила путешествие , шедшее в Неаполе в прежнем русле.

 Дожди и холод погнали семью американца а Капри: все уверяли, что там теплее и комфортнее Природа, потому что именно в ней – всё живое, в отличие от господ с их «заведённым» механическим порядком.)

 Почему господин из Сан-Франциско не придал значения странному совпадению с явью своего сна в ночь переезда на Капри?

(Автор подготавливает нас  к наступлению важного события, которое произойдёт на Капри, он пишет: « В день отъезда – очень памятный для семьи из Сан-Франциско! – даже с утра не было солнца».

После тяжёлой морской качки на пути к Капри, когда «господин» чувствовал себя «совсем стариком» ( «как и подобало ему» - сурово напоминает автор), семья вступила на остров, вновь выбирая лучший отель, благосклонно принимая услуги, и «как    по сцене пошёл…господин из Сан-Франциско» к  «сияющему» подъезду отеля.

  Вот тут-то и произошёл случай, «на мгновение» поразивший американца»: в «отменно элегантном и молодом» хозяине отеля, поклонившемся им, господин из Сан-Франциско вдруг узнал человека, виденного им в эту ночь во сне. «Удивлённый, он даже было не приостановился».) Почему? ( Рационализм его натуры, его глухота к потаённым токам жизни, к мистическим знакам, предзнаменованиям лишила его возможности увидеть в этом предупреждение, он лишь пошутил об этом с женой и дочерью. Юная девушка, в отличие от старого отца, почувствовала тоску, страшное одиночество «на этом глухом, тёмном острове».)

 В чём особенность  описания поведения господина из Сан-Франциско перед обедом на Капри, в последние минуты его жизни?

(Преисполненный уважения к самому себе, он ведёт себя с прислугой подчёркнуто высокомерно, отвечает «с неторопливой отчётливостью», «обидно-вежливым голосом», тщательно соблюдая дистанцию – об этом он всегда помнит.

Его подготовка к обеду описана  Буниным с особенной тщательностью, и начинается это описание со знаменитой фразы : « А затем он снова стал точно к венцу готовиться». Венец в человеческой культуре присутствует в обряде свадьбы, коронации, - но и похорон.)

Вариант 4. Записать цветовую гамму Острова Капри.

 « Что думал, что чувствовал господин в этот столь знаменательный для него вечер?»

 ( А ничего – он после качки очень хотел есть и был в некотором возбуждении, «не оставлявшем времени для чувств и размышлений». Он ничего не предчувствовал – он не умел этого делать; ощущение господина жизни, казалось, страховало его от всех неприятных случайностей. Педантично приводит себ в порядок господин из Сан-Франциско, и его восклицание : «О, это ужасно!» относится к длительности и напряжённости его манипуляций с шейной запонкой. Самое ужасное в его жизни уже приближается. Об этом  оповещает  второй гонг, который «зычно, точно в языческом храме, загудел по всему дому». Пожилой американец , игриво думал о танцовщице, которую сейчас увидит, пошёл, в ожидании жены и дочери, в читальню. Это можно назвать его финальным шествием – как он это чувствовал – победителя жизни, от которого жались по стенам слуги, который легко обогнал старуху, спешившую впереди него изо всех сил… В  читальне он «холодно» осмотрел ( привычно оценивая его социальное положение) единственного посетителя, немца «с  сумасшедшими, изумлёнными глазами» - это был последний человек, которого он видел. Смерть, которая , по все видимости, наступила от апоплексического удара, как тогда называли инсульт, прервала это его греховное занятие, и его тело, «отчаянно борясь с кем-то», поползло на пол.)

Когда Бунин в первый раз называет героя не господином?

( Когда природа его побеждает, он человек, а не господин.)

И вновь возникает деталь – «наслаждение жизнью»! Это ли «наслаждение»? Наверное нет, так как интонация рассказа становится более мрачной, чувствуется приближение трагедии (идёт анализ художественных деталей). Это ощущает и герой рассказа. Чем же он занят в этот вечер

 И в чём видит наслаждение?

 («В ложке супа, в глотке вина»)

Анализируем  последние действия героя и отмечаем художественные детали: «серебряная оправа», «жемчужные волосы черепа», « чёрные носки», «чёрные  брюки», «бормотание», «стон», «хрип сдавленного горла» и т.д.  Так кто же перед нами – человек или господин? (Перед нами человек с живыми чувствами, и перед смертью он ведёт себя как человек, а не «заведённый механизм» Он очень долго умирает, так как всеми силами цепляется за жизнь, ведь лишь сейчас он понимает, что откладывать «наслаждение жизнью» нельзя, нужно ценить жизнь сегодня, сейчас, такой, какая она есть.)

Объясните изменение отношения к господину из Сан-Франциско после его смерти.  (С точки зрения хозяина отеля то, что «натворил» американец, есть «ужасное происшествие», и ужас не в смерти самой по себе, а в коммерческих, так сказать, последствиях её. Надо отменять тарантеллу, надо удерживать туристов. которым, конечно. Будет неприятно соседство с покойником – вот что «натворил» старик.

  Смерть настигла его внезапно и грубо, он только начинал жить, он не был готов к встрече с ней. И он «настойчиво боролся со смертью».

  Вечер, однако, «был испорчен», туристы имели «обиженные лица». Хозяин отеля находился в приличном раздражении и давал слово, что примет «все зависящие от него меры…» Открытый рот мёртвого американца был «рсвещён отблеском золота» его пломб, золото – основная ценность  этого человека да и этого мира.  

  После его смерти, т.е. исчезновения у него того, что было главным для этого мира, - денег ( хозяину отеля «совсем не интересны были те пустяки, что могли оставить теперь в его кассе» вдова и дочь), отношение к старику изменилось самым коренным образом. Хозяин  разговаривает с убитыми горем женщинами «уже без всякой любезности» и отказывает им в комнате, где жил покойный, так как это распугает туристов.

 Отчаяние вдовы и дочери нисколько не поколебало решимости хозяина отеля как можно скорее, не дожидаясь даже гроба, вывезти тело – вполне подойдёт ящик из-под содовой.

  Туристы успокоились после того, как узнали, что мёртвого старика, «напугавшего их напоминанием о смерти», увезли в Неаполь.)

  Нашему герою предстоит возвращение : как он возвращается?

 (Тело мёртвого старика , неделю пространствовав между портами, « испытало много унижений, много человеческого невнимания» и вновь попало на ту же самую «Атлантиду», что везла его в Старый Свет. Всё переменилось теперь в его положении: теперь его «глубоко спустили в просмолённом гробе в чёрный трюм» - повернулось колесо его фортуны. Когда Бунин стал называть господина из Сан-Франциско «мёртвым стариком», в описаниях появились печальные интонации, человеческая жалость к тому, кого так далеко упрятали от веселящихся людей.

  На корабле, как всегда ночью, был бал… «бальная музыка гремела опять среди бешеной вьюги…как погребальная месса…»

Учитель просит подвести итоги беседы: о чём же рассказ Бунина, какие темы поднимает в нём автор.)

(В рассказе мир фальши, человеческий эгоизм и близорукость. здесь отражена мораль богатых путешественников, суть их «цивилизации». Вплоть до образа подавленной природы.

Осуществляется сквозная символизация мотивов и деталей: корабль назван «Атлантидой»- сразу появляется предвестник гибели. Разные «слои» плывущих: блестящие салоны, обслуга. Кочегары «адской топки» - модель неправого, разобщённого мира. Жалкой щепкой выглядит корабль над могучими. Грозными глубинами океана. А движение «Атлантиды» по замкнутому кругу и возвращение с телом уже мёртвого Господина – символ бесмыссленного перемещения в пространстве.

  « Бессмысленность власти» « путешественников»

Развенчано «мёртвое царство» потому что оно мешает цветению и пробуждению души.)

Бунин спрашивает нас о том, в чём заключается наслаждение жизнью, что нужно успеть сделать человеку в этой жизни. Это вечные вопросы, и на них мы всегда ищем и будем искать ответы.

На какие два момента можно разделить рассказ?

Что можно сказать о Капри? Кто покровительствовал острову?

Давайте объясним смысл эпиграфа “Горе тебе, Вавилон, город крепкий”.

“... Вот корабль, созданный новым человеком со старым сердцем”. - Бунин.

Вставная новелла - Монте Тиберри? к чему она?

Послушаем ответы вариантов.

  1. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия). 5 минут

- Усвоили ли вы для себя какие – либо жизненные уроки, прочитав данное произведение?

- Понравился ли вам сегодняшний урок?

- В начале урока мы поставили вопрос «Есть ли надежда на спасение?», постараемся ответить.

  1. Домашнее задание. на выбор

Письменный ответ на вопрос «Есть ли надежда на спасение?».

Смысл легенды.

 

  1. Оценивание. 1 минута


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе 11 класс "Тема кризиса цивилизации в рассказе И.Бунина "Господин из Сан-Франциско"

Тема кризиса цивилизации в рассказе И.А.Бунина   «Господин из Сан-Франциско».   На уроке литературы  учащиеся  11 класса попытаются осмыслить Бунинскую  идею кризиса...

Конспект урока по литературе в 11 классе "Анализ рассказа И.А. Бунина "Господин из Сан-Франциско"

Характеристика господина из Сан-Франциско, описание его внешности, характера, идеалов....

Конспект урока литературы в 11 классе на тему "И.А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско»"

ТЕМА: И.А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско»ЦЕЛИ: изучить особенности композиции произведения, характеристику главного героя и автора-рассказчика; учить характери­зовать образ глав­ного героя...

План-конспект урока "Осуждение бездуховности существования в рассказе И.А. Бунина "Господин из Сан-Франциско"

План- конспект урока по теме "Осуждение бездуховности существования в рассказе И.А.Бунина "Господин из Сан-Франциско". Урок предполагает индивидуальную предварительную подготовку обучающихся, знание т...

Урок по И. Бунину Острое чувство кризиса цивилизации в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»

Иван Алексеевич Бунин — писатель сложный и противоречивый. Его произведения, при всей их занимательности, довольно не простые и своеобразные, заставляющие читателя размышлять над прочитанными страница...

Конспект урока литературы в 11 классе. Тема: И.А.Бунин «Господин из Сан-Франциско».

Конспект урока-анализа рассказа-новеллы И.А. Бунина "Господин из Сан-Франциско".Цели урока:1.                Познав...

Конспект урока литературы в 11 классе Бунин Господин из Сан-Франциско

. А. Бунин "Господин из Сан-Франциско" (Урок литературы в 11 классе)Урок рассчитан на 2 часа 1. История создания рассказаРассказ написан в 1915 годуЧто это за время в истории?Мотивы Апо...