Урок развития речи " Сила духа"
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Донгак Севил Чылбар-ооловна

   Конспект урока содержит материал для подготовки к написанию сочинения 9.3 ОГЭ по русскому языку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дуэль Онегина и Ленского. Кто виноват?

Цели: выяснить причины дуэли и оправдать или обвинить Евгения Онегина;

развивать навыки анализа текста, монологическую речь учащихся;

воспитывать бережное отношение к друзьям.

Ход урока.

1. Слайд 1-   Душа - Богу, сердце - женщине, долг - Отечеству, честь - никому”.

- Как вы думаете, откуда эти слова?

- Тогда я вам покажу предметы. Что  символизируют  платочек и перчатка? (Честь женщины и вызов на дуэль)

- Как будет называться наш сегодняшний урок?  (Дуэль Онегина и Ленского)

- Правильно, молодцы!  Кем являются друг к другу Онегин и Ленский? (Друзьями)

- На чем основывается дружба, на каких чувствах?  (На доверии, понимании, терпении).

- Мы выяснили, что Онегин  и Ленский являются друзьями, но между ними состоялась дуэль. Если вы дома прочитали главу, знаете, как закончилась дуэль. (Смертью Ленского)

- Сразу встает вопрос: Кто виноват?

- Так кто виноват, что состоялась  эта дуэль, что погиб Ленский?

- Кто из вас считает Евгения Онегина злодеем, бездушным человеком, который убивает на дуэли своего молодого 18-летнего друга Ленского?

- А кто считает, что были обстоятельства, смягчающие вину Онегина?

- Давайте сегодня на уроке будем анализировать мысли, чувства и  поступки наших героев, определим, что послужило причиной дуэли, к чему приведет недопонимание между друзьями.

- Прежде чем приступить к работе, давайте прочитаем, что такое дуэль. Познакомимся со значением слов причина и повод, которые являются основными для состояния дуэли.

Слайд 3- что такое дуэль, причина и повод для дуэли. Просмотр видео .

- Я прошу вас во время просмотра видеофрагмента сделать в тетрадях запись «Правила дуэли».

- Наша задача: определить причины состояния дуэли. Для этого поработаем в группах.

Слайд 4- Групповая работа.

1 группа.

Онегин перед дуэлью.

2 группа.

Ленский перед дуэлью.

3 группа.

Нарушения правил дуэли.

4 группа.

Общественное мнение и его роль.

Вывод:  причиной дуэли и смерти Ленского явилось ярость Онегина, горячность Ленского, нарушение правил дуэли, зависимость Онегина от общественного мнения.

Вывод о дружбе и друзьях: друзья не должны так поступать друг с другом.

- В начале урока наши мнения разделились. Теперь, когда мы поработали, мы определили причины для состояния дуэли, сделали вывод. Теперь  ответьте, пожалуйста, ребята, можно ли считать Онегина виновным в смерти Ленского? Можем ли считать его негодяем, бездушным человеком? Или можем ли мы оправдать Онегина?

- И Онегин, и Ленский … Какое определение мы можем дать нашим героям, какое словосочетание наиболее подходит для ответа на вопрос: кто виноват?  (Невольники чести)

- Я дала им такое определение «Невольники чести». Почему?

  • Ленский потому, что с наивной мыслью защитить честь любимой женщины, вызывает Онегина на дуэль.
  • Онегин из-за боязни общественного осуждения, не желая зла своему другу, убивает его.

- Так кто же виноват в том,  что состоялась  дуэль, что умер Ленский? Вывод сформулируйте.

Вывод:

Онегин не собирался убивать Ленского!

В ссоре всегда виноваты обе стороны.

Это судьба!

Это приговор общества!

Это приговор Пушкина!

Правила дуэли.

Вызов на дуэль следовал за оскорблением незамедлительно:  требование извинений, письменный вызов либо визит секундантов. 

  1. В поединке могли принимать участие лишь равные по положению противники.
  2. Опоздание на дуэль больше чем на 15 минут считалось уклонением от сражения, а значит, и потерей чести.
  3. Секунданты являются судьями противников и должны быть равного с ними происхождения.
  4. Родственники одного из противников не могут быть секундантами.
  5. Секунданты  перед началом дуэли  должны приложить усилия для примирения противников.



Предварительный просмотр:

Моя «она»

     (1)Она, как авторитетно утверждают мои родители и начальники, родилась раньше меня. (2)Правы они или нет, но знаю только, что не помню ни одного дня в моей жизни, когда бы не принадлежал ей и не чувствовал над собой ее власти. (30) Она не покидает меня день и ночь; я тоже не выказываю поползновения удрать от нее, - связь, стало быть, крепкая, прочная.

     (4)Но не завидуйте, юная читательница! (5)Эта трогательная связь не приносит мне ничего, кроме несчастий. (6)Во-первых, моя «она» не отступает от меня день и ночь, не дает мне заниматься делом. (7)Она мешает мне читать, писать, гулять, наслаждаться природой… (8)Я пишу эти строки, а она толкает меня под локоть и ежесекундно, как древняя Клеопатра не менее древнего Антония, манит меня к ложу. (9)Во-вторых, она разоряет меня, как французская кокотка. (10)За ее привязанность я пожертвовал ей всем: карьерой, славой, комфортом. (11)По ее милости я хожу раздет, живу в дешевом номере, питаюсь ерундой, пишу бледными чернилами. (12) Все, все пожирает она, ненасытная!

     (13)Я ненавижу ее, презираю… (14)Давно бы пора развестись с ней, но не развелся до сих пор не потому, что московские адвокаты берут за развод четыре тысячи… (15)Детей пока у нас нет…

     (16)Не хотите знать ее имя? (17)Извольте. (18)Оно поэтично и напоминает Лилю, Лелю, Нелли…

     (19)Ее зовут – Лень.

                                                                                           (По А.П.Чехову)

Моя «она»

    (1)Она, как авторитетно утверждают мои родители и начальники, родилась раньше меня. (2)Правы они или нет, но знаю только, что не помню ни одного дня в моей жизни, когда бы не принадлежал ей и не чувствовал над собой ее власти. (30) Она не покидает меня день и ночь; я тоже не выказываю поползновения удрать от нее, - связь, стало быть, крепкая, прочная.

    (4)Но не завидуйте, юная читательница! (5)Эта трогательная связь не приносит мне ничего, кроме несчастий. (6)Во-первых, моя «она» не отступает от меня день и ночь, не дает мне заниматься делом. (7)Она мешает мне читать, писать, гулять, наслаждаться природой… (8)Я пишу эти строки, а она толкает меня под локоть и ежесекундно, как древняя Клеопатра не менее древнего Антония, манит меня к ложу. (9)Во-вторых, она разоряет меня, как французская кокотка. (10)За ее привязанность я пожертвовал ей всем: карьерой, славой, комфортом. (11)По ее милости я хожу раздет, живу в дешевом номере, питаюсь ерундой, пишу бледными чернилами. (12) Все, все пожирает она, ненасытная!

    (13)Я ненавижу ее, презираю… (14)Давно бы пора развестись с ней, но не развелся до сих пор не потому, что московские адвокаты берут за развод четыре тысячи… (15)Детей пока у нас нет…

    (16)Не хотите знать ее имя? (17)Извольте. (18)Оно поэтично и напоминает Лилю, Лелю, Нелли…

    (19)Ее зовут – Лень.

                                                                                                           (По А.П.Чехову)

Урок развития речи по написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему «Что такое сила духа?».

Цели. 

Обучающие: развитие коммуникативной компетенции учащихся, совершенствование способов анализа текста, обучение определению позиции автора в художественном тексте.

Развивающие: развитие мыслительно - речевой деятельности учащихся, развитие творческих способностей учащихся.

Воспитательная: формирование активного отношения к собственной жизни.

Ход урока

  1. Оргмомент.
  2. Беседа.

- Какие фигуры вы видите перед собой? Назовите их.

- Что  можно составить из этих  фигур?

- Мы видим перед собой человека. А что должен делать человек в своей жизни? Для чего созданы наши руки? (Трудиться)

- А голова? Ноги? (Мыслить и двигаться)

- А куда должен двигаться человек? (Вперед)

- Давайте посмотрим, действительно ли все так делают люди? Сейчас мы прочитаем рассказ А.П.Чехова « Моя «Она»

- Вы все знаете, кто такой Антон Павлович Чехов. Какие рассказы Чехова мы читали?

-Назовите литературный прием, который использует писатель?

        3. Чтение текста.

- Про что вы прочитали?

- Какими словами изображается лень?

- Какие чувства испытывает герой к лени? (« я ненавижу ее, презираю», именно «моя «она» причина всех несчастий)

- Пытается ли герой противостоять этому пороку?

- А почему ему не удается противостоять лени?

- Как вы думаете, ради чего он все это написал? Что хотел сказать автор? Какова была цель его высказывания?

Автор считает, что с ленью можно и нужно бороться.

- История героя – прекрасный пример того, что может сделать с человеком лень.  Вернемся к нашей фигуре. Мы сказали, что человек должен мыслить, трудиться, идти вперед. А герой рассказа не такой человек. Дайте, пожалуйста, совет герою.

4. Советы учащихся герою.

5. Просмотр поучительного мультфильма «Лень учиться».

- Кто главный герой?

- Почему с ней случилась такая история?

- Расскажите, ленитесь ли вы иногда, как эта девочка? (Каждый из нас время от времени ленится, когда устает или просто идет на поводу у своих желаний).

- Как вы преодолеваете свою лень?

- Какой вывод вы сделали после прочтения текста и просмотра мультфильма?

Вывод:  лень – одна из важнейших проблем современного мира. Люди все чаще перекладывают ответственность на других, откладывают дела, упускают свои возможности  и даже мечты из – за лени. Важно вовремя остановить лень, иначе жизнь потеряет смысл, возможности пройдут мимо и кто –то  другой воспользуется ими.

- Какие качества нужны, чтобы расстаться с ленью? (Целеустремленность, сила духа, стойкость)

- Дайте определение этим понятиям.

5. Групповая работа.

1 группа. Что такое целеустремленность?

2 группа. Что такое сила духа?

3 группа. Что такое стойкость?

6. Беседа

- Вы дали определение к понятиям. И что вы должны добавить к определению? (Комментирование к определению)

- Это первый абзац сочинения по ОГЭ. Что мы должны написать во 2 абзаце?

- Какие слова мы можем использовать, чтобы привести примеры?  (Автор обращает внимание на…, приводит пример из свой жизни, описывает, что…, предлагает поразмыслить…, рассуждает о…, подчеркивает важность…,  предлагает…)

- Как мы будем начинать последний абзац, заключение?

В заключение хочу подчеркнуть…

Итак…

Следовательно…

Таким образом…

Потому (поэтому)…

- Мы повторили структуру сочинения по ОГЭ. Дома вы должны написать сочинение «Что такое сила духа?»

Рефлексия.

- О чем мы поговорили на сегодняшнем уроке?

- Что мы повторили на уроке?

-  Какой вывод для себя мы сделали? (Быть целеустремленным, сильным духом. Важно воспитывать в себе любовь к труду и искоренять лень. Необходимо учиться, стремиться овладевать новыми знаниями и умениями, развивать свой разум и свою душу, заставлять их работать)

Выставление оценок.



Предварительный просмотр:

Урок-размышление «Смысл жизни» по стихотворению М.Ю.Лермонтова «Дума»

Цели: познакомиться со стихотворением «Дума» М.Ю.Лермонтова.

Задачи: определение связи темы стихотворения с событиями жизни;

              развитие навыков анализа лирического произведения;

             воспитание чувства ответственности перед собой и своим будущим.

Ход урока.

  1. Оргмомент. Психологический настрой.
  2. Мотивация.

– Ребята, чем мы начинаем заниматься, когда начинаем что-то делать?

- Тогда подберите родственные слова к слову ДУМАТЬ. (Дума, вдумчиво, подумать, обдумывать, призадуматься).

- Раз у нас урок литературы, значит, чем мы будем  на уроке заниматься? Обратите внимание на названные вами слова.

- Значит, сегодня у нас будет необычный урок. Это урок- размышление, размышление  о самом  главном. Вы все стоите сейчас пред выбором. Выбором учебного заведения, будущей профессии, но всё это лишь часть вашей самостоятельной жизни. Поэтому очень важно, чтобы вы сейчас остановились и задумались. Задумались  над тем, что всегда волнует человека. Какой вопрос волнует человечество на протяжении его существования? (Смысл жизни).

- Сегодня наш урок называется «Смысл жизни». Мы познакомимся со стихотворением М.Лермонтова «Дума».

3. Целеполагание.

 - Какое событие произошло в 1825 году? Чем закончилось это восстание?

   Лермонтов на Кавказе встретился с бывшим декабристом.  Лермонтова поразила сила духа, твёрдость, верность своим принципам своего нового знакомого. Этот человек так разительно отличался от окружения поэта, ни во что  не верящего. И в результате родилось великолепно сильное, глубокое, безжалостное в своей правдивости стихотворение.

4. Выразительное чтение стихотворения.

5. Вопросы к анализу стихотворения

1. Что значат слова «Печально я гляжу…» Что печалит лирического героя?

2. Как живет это поколение? ( в бездействии)

3. Почему  жизнь их томит? (богаты, не надо думать о работе, живут без цели)

4. Что значит к добру и злу постыдно равнодушны? Причина равнодушия (Воспитание. Так воспитаны)

5. Как они ведут себя перед опасностью, властью?

6. Почему их ум иссушился?

7. Выражают ли они свои мысли и мечты открыто?

8. Почему они не могут испытывать радость?

9. Что же не смогли сберечь?

10. Почему ни поэзия, ни создания искусства не могут их ум шевелить? ( Потому что они скупы и ценят ненужное, бесполезное)

11. На какие чувства способна их душа? ( ненависть, подобие любви, холод души)

12. Что значит « И предков скучны нам забавы»? ( не ценят прошлое, не задумываются о будущем)

14. – К гробу мы спешим без счастья и без славы? (  Смерть не так страшна, как жизнь, которую ведёт “потерянное поколение”)

15. Над миром мы пройдем без шума и следа..( Ничего удивительного не сделают, ничего важного не оставят)

16. Какими вспомнят их потомки, по- мнению лирического героя? (С насмешкой за то, что ничего ценного не оставили)

ВЫВОД: их ум и сердце очерствели, ничто  не способно затронуть ни сознание, ни душу  этих людей. Когда человеку не к чему стремиться, он не просто живет, а существует. Такие люди исчезнут с лица земли незаметно и бессмысленно.

6. Физминутка.

7. Групповая работа.

1 группа.

  1. Композиция стихотворения. (Из скольких строф состоит стихотворение, как эти части связаны между собой?)
  2. Определить размер стихотворения.

2. группа.

1. Определить тему и основную мысль стихотворения.

2. Жанр стихотворения

3 группа.

Выписать эпитеты,  метафоры и сравнения

4. Группа.

Написать советы молодёжи 19 века.

8. Беседа.

- Вернемся опять к названию темы нашего урока.

- Смысл жизни. В чём же смысл человеческой жизни?

- Произошло ли развитие России, которое так тревожило поэта? В каких областях мы можем наблюдать развитие? Назовите людей, прославивших Россию.

9. Рефлексия.

10. Домашнее задание

1) Перевод понравившегося отрывка стихотворения «Дума» Лермонтова.

2) Мини-сочинение « Какой вклад я внесу в развитие своей страны?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Система работы по развитию речи детей с нарушением интеллекта ( на уроках развития речи).

Матриал могут использовать учителя начальных классов школ всех видов....

Урок развития речи в 6 классе. Стили речи.Официально-деловой стиль речи.

Урок развития речи в 6 классе. Стили речи. Официально-деловой стиль речи. Материал урока позволяет повторить известные учащимся сведения о стилях речи, формировать умения различать стили речи....

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

Конспект урока по развитию речи. Тема: "Значение музея художника А. С. Ларионова для проведения уроков развития речи учащихся".

Главная цель данного урока научить писать сочинение-описание на материале картины А. С. Ларионова. Задачи урока:обучающие:– формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;–...

"Наш дар бессмертный - речь": русские поэты о языке и речи (урок развития речи в 9 классе)

Жанр урока - урок  - исследование. На уроке основным приёмом  работы становится многоплановая работа со словом , текстом. Учителем использован коммуникативно- деятельностный подход к обучени...

Выступление на методическом объединении. Развитие описательно – повествовательной речи учащихся 5-6 классов II отделения школы для слабослышащих и позднооглохших детей на уроках развития речи.

Выступление на методическом объединении.Развитие описательно – повествовательной речи учащихся 5-6 классов  II отделения школы для слабослышащих  и позднооглохших детей на уроках разви...

Доклад на тему: «Развитие ритмико-интонационной стороны речи на уроках развития речи»

Доклад на тему: «Развитие ритмико-интонационной стороны речи на уроках развития речи»...