УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ОН НЕ ВЕРНУЛСЯ ИЗ БОЯ
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Наргиз Саидовна Раджабова

Сегодня песни Высоцкого можно услышать в городских многоэтажных и сельских домах, на огромных вокзалах и на маленьких полярных станциях.

Вместе с нашими кораблями песни Высоцкого уходят в плавание по морям и океанам нашей планеты. Вместе с самолетами взмывают в небо. А однажды даже из космоса донеслось:

Если друг оказался вдруг

И не друг и не враг, а так,

Если сразу не разберешь

Плох он или хорош

Парня в горы тяни – рискни.

Не бросай одного его.

Пусть он в связке одной с тобой

Там поймешь, кто такой.

Стихи и песни Высоцкого – для жизни. Они – друзья людей.

Владимир Высоцкий не был участником ВОВ, участником был его отец. Но как поэт, слушая рассказы бывших солдат, он зримо представлял тот ужас, что несла война людям. Песни и стихи Высоцкого о войне – это прежде всего песни и стихи о настоящих людях, сильных, усталых, мужественных, добрых. Таким людям можно доверить и собственную жизнь и Родину.

-Сегодня мы познакомимся с одним из многих стихотворений Высоцкого «Он не вернулся из боя».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_na_temu_on_ne_vernulsya_iz_boya.docx20.59 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения на тему:

 В.Высоцкий

"Он не вернулся из боя".

                      Провела Н.С. Раджабова, учитель русского языка и литературы

Цели: раскрыть идейное содержание стихотворения В. Высоцкого « Он не вернулся из боя»; знакомство учащихся с содержанием стихотворения; развитие у детей способности эмоционально откликаться на прочитанное; формирование навыков выразительного чтения; воспитание чувства уважения и благодарности сражавшимся в годы ВОВ.

Х о д у р о к а

I. Организационный момент.

1.Сообщение темы, цели урока.

- Улыбнитесь мне и друг другу. Хорошо, что у вас отличное настроение.

Рада, что у нас вновь встреча с неизменными спутниками жизни – книгами. Приглашаю опять вместе читать, размышлять, думать, задавать вопросы и находить ответы.

2.Речевая разминка

- Наш урок начнём с разминки.

упражнение на постановку логического ударения.

Война – жесточе нету слова,

Война – печальней нету слова.

- Мы продолжаем наш большой разговор о войне.

П. Проверка домашнего задания. Б.Полевой «Последний день Матвея Кузьмина»

  1.выборочное чтение

- Куда послал старик своего внука? Какое дал ему задание?

- Почему «старик вёл немцев прямо по целине»?

- Найдите и прочитайте в тексте отрывок о том, как враги постепенно теряли силы и, наконец, совсем измучились.

- Прочитайте описание зимнего утра. Объясните, почему Матвей Кузьмин торжествующе улыбался в последнее утро своей жизни. Понимал ли он, что погибнет?

- Зачитайте, как описывает автор Матвея Кузьмина, стоявшего на поляне, «по которой гуляла смерть».

- Выберите из текста слова, помогающие отметить, с каким достоинством ведёт себя Матвей Кузьмин в последние минуты жизни.

- Расскажите о последних минутах Матвея Кузьмина.

Ш. Работа над новой темой.

1.Сведения о биографии В. Высоцкого

- Сегодня на уроке мы прикоснемся к творчеству поэта, который много стихов и песен посвятил Великой Отечественной войне – к творчеству Владимира Семеновича Высоцкого .

Родился Высоцкий в 1938 году, а в 1980 г. его уже не стало. Высоцкому было 42 года, он ушел из жизни в самом расцвете сил. Это был очень талантливый человек; прекрасный актер (снялся в 20 фильмах): замечательный поэт, композитор и певец. Высоцкий писал слова песен, сочинял к ним музыку и пел их, аккомпанируя себе на гитаре. (презентация)

Сегодня песни Высоцкого можно услышать в городских многоэтажных и сельских домах, на огромных вокзалах и на маленьких полярных станциях.

Вместе с нашими кораблями песни Высоцкого уходят в плавание по морям и океанам нашей планеты. Вместе с самолетами взмывают в небо. А однажды даже из космоса донеслось:

Если друг оказался вдруг

И не друг и не враг, а так,

Если сразу не разберешь

Плох он или хорош

Парня в горы тяни – рискни.

Не бросай одного его.

Пусть он в связке одной с тобой

Там поймешь, кто такой.

Стихи и песни Высоцкого – для жизни. Они – друзья людей.

Владимир Высоцкий не был участником ВОВ, участником был его отец. Но как поэт, слушая рассказы бывших солдат, он зримо представлял тот ужас, что несла война людям. Песни и стихи Высоцкого о войне – это прежде всего песни и стихи о настоящих людях, сильных, усталых, мужественных, добрых. Таким людям можно доверить и собственную жизнь и Родину.

-Сегодня мы познакомимся с одним из многих стихотворений Высоцкого «Он не вернулся из боя».

2.Работа над стихотворением.

Прочитайте название стихотворения.

- Можно ли по названию стихотворения определить о ком или о чем пойдет речь? Я прочитаю стихотворение, а вы постарайтесь ответить на вопрос

- Какое настроение автора вы почувствовали (спокойное, мечтательное, тоскливое, печальное, грустное)

Первичное чтение учителем.

(Ответы на вопрос, поставленный перед чтением)

- Какие чувства возникли в вашем сердце? (изумление, тоска, горечь, спокойствие, печаль, грусть, жалость)

Словарная работа.

- Объясните значение следующих словосочетаний.

Молчал невпопад – молчал, когда не надо

Наши павшие – погибшие

Землянка – крытое углубление в земле, вырытое для жилья, укрытия.

Определение темы стихотворения.

- Определим тему стихотворения (Тема – это то, о чем или о ком говорится в стихотворении)

(о погибшем друге)

- Сейчас читаем стихотворение про себя и готовимся его прочитать вслух так, чтобы передать настроение автора и выразить свои чувства.

Чтение про себя.

-Кто готов к выразительному чтению вслух?

Чтение «цепочкой» (по 1 столбику)

3.Анализ стихотворения

- В какой форме написано стихотворение? (в форме монолога) Что такое монолог?

- Кто является центральным образом в стихотворении? (погибший друг)

- Почему оставшемуся в живых другу кажется все не таким, потускневшимся, изменившимся? (его друг не вернулся из боя; он полон горя, не находит себе место)

- С чем сравнивает поэт потерю друга? (с потухшим костром)

Найдите и прочитайте.

(с потухшим костром. Когда сидишь возле костра, не замечаешь его тепла и света, но стоит огню погаснуть, как на душе стразу становится неуютно). Еще труднее привыкнуть к мысли о том, что друга уже нет.

Чтение стихотворения «цепочкой» (по 2 строки)

- Чтобы лучше прочувствовать душевное переживание поэта, давайте еще раз прочтем стихотворение, стараясь передать при чтении боль, горе поэта.

Выборочное чтение.

- В течении всего стихотворения поэт размышляет и вспоминает время, когда друзья были рядом.

- О чем он вспоминает? (прочитать)

- Чем всегда прерываются эти воспоминания?

( Чувство невосполнимой потери, образовавшаяся пустота не дает поэту покоя, он постоянно ощущает эту пустоту)

- Поэт не может свыкнуться со смертью своего друга, он его ищет среди живых.

- Прочитать.

- Как вы понимаете строки стихотворения.

… Только кажется мне, это я не вернулся из боя? (поэтому очень тоскливо и одиноко, не стало друга и ему кажется, что это он сам погиб, ведь даже время у них было на двоих, они были как одно целое)

- В стихотворении Высоцкий подчеркивает обыкновенность солдата, погибшего в бою, не упоминает о его наградах, звании. Это солдат, каких было тысячи, миллионы. Он отдал свою жизнь… Ради чего? (Ради светлого будущего, ради жизни на земле, справедливости)

Поэтому он достоин уважения, памяти, славы.

- Весь монолог пронизывает чувство товарищеского долга перед убитым солдатом – это вечная память о погибшем, напоминает об ужасах войны.

Определим основную идею стихотворения.

- Прочитайте строки, в которых выражена основная идея стихотворения.

(погибшие солдаты всегда будут нам напоминать об ужасах войны и что они не должны повториться. Мы всегда будем помнить погибших.)

- Ребята, как вы думаете, какая должна быть написана мелодия к этому стихотворению? (печальная, грустная)

- Давайте послушаем песню в исполнении автора.

- С каким чувством исполняет Владимир Высоцкий эту песню? (горечи, тоски, боли)

Дифференцированное задание (по 3 уровням)

1 уровень. Прочитать понравившиеся строки.

2 уровень. Что главное в стихотворении: природа, событие, образ человека, действие.

3 уровень. Найти в стихотворении сравнения.

Пословицы.

IV. Итог урока. Составление кластера война.

- Что несет война людям?

болезни горе

страдания ВОЙНА слезы

боль одиночество

Рефлексия.

- Кто для себя на уроке сделал открытие?

- Кому на уроке было интересно?

- Кто доволен своими ответами?

- Сегодня мне хорошо помогали на уроке …

За лучшие ответы ребята получают награды: белые голуби.

- Посланники мира – это белые голуби.

- Давайте закроем страшное слово война этими мирными птицами.

( Ребята, получившие голубей, прикрепляют их на доску на слово «война»)

- Поднимитесь над землей, один голубь и другой, пусть увидят все на свете, что выступают за мир наши дети.

- Как каждый урок, на котором мы говорим о войне, я заканчиваю словами о мире, так и этот урок я хочу закончить словами пожелания всем.

- Пусть во всем мире будет голубое небо, растут цветы и летают птицы – вестники мира и счастья на Земле.

-Большое спасибо за урок.

Домашние задание ( по выбору: выразительно читать;

выучить наизусть.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Хокку на уроках литературного чтения как способ понимания сути вещей"

Литературное чтение - это уникальный инструмент приобщения ученика к художественной и научно – популярной литературе. Чтение - это и то, чему обучают младших школьников; посредством чего их воспитываю...

Презентация к уроку литературного чтения "Секреты Чайного Домика"

Презентация подготовлена для урока литературного чтения во 2 классе по УМК "Перспективная начальная школа" по теме "Секреты Чайного Домика"...

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках литературного чтения в системе развивающего обучения.

Представлен опыт работы педагога по развитию творческих способностей обучающихся на уроках литературного чтения в системе развивающего обучения...

Открытый урок литературного чтения в 4 классе КОУ 8 вида

Урок литературеого чтения по теме:внеклассное чтение. Приключение Буратино или золотой ключик. А. Толстой...

Конспект урока литературного чтения во 2 классе "Защита проекта "О братьях наших меньших"

Урок  обобщения и систематизации знаний.Цель:Подведение  итогов  работы над проектом «О братьях наших меньших».Задачи:Повторить правила работы над проектом, его этапы;Формировать...

Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»

Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»Тема: И. Василенко «Мостик».Цель: работать над ра...

Мастер-класс для педагогов и родителей "Педагогические приёмы для развития мотивации, выразительности, техники чтения на уроках литературного чтения"

Данный мастер класс подготовлен и проведён для педагогов и родителей детей с тяжёлыми нарушениями речи....