Конспекты уроков русского языка и литературы
план-конспект урока по литературе (5, 6 класс)

Лоскутова Ольга Александровна

Предварительный просмотр:

Конспект урока внеклассного чтения по литературе в 6 классе по теме: «Он не чувствовал ни страха, ни неприязни, ни вражды» по рассказу Л. Улицкой «Бумажная победа».

Тема урока: «Он не чувствовал ни страха, ни неприязни, ни вражды» Проблема____________________________ по рассказу Л.Улицкой «Бумажная победа» (На доске записана часть проблемы, которую учащиеся должны вывести в конце урока самостоятельно).

Автор учебника: В.Я. Коровин, «Литература 6 класс», Москва «Просвещение».

Цель урока:  формировать универсальные учебные действия, используя прием чтения с остановками рассказа «Бумажная победа» Л. Улицкой, убедить учащихся в необходимости толерантного отношения друг к другу.

Задачи урока:

Обучающая:

- познакомить учащихся с жизнью и творчеством российского автора: Л.Улицкой;

- познакомить учащихся с рассказом «Бумажная победа» и понять авторский замысел произведения;

- учить анализировать текст на примере рассказа Л.Улицкой «Бумажная победа»

Развивающая:

- развивать творческие способности и читательскую наблюдательность, развивать устную речь;

- развивать самостоятельную деятельность;

- развивать умение прогнозировать события, отвечать на вопросы;

-развивать умение оценивать художественное произведение;

- развивать критическое мышление у учащихся.

Воспитательная:

- воспитывать интерес к чтению;

-формировать умения работать в коллективе;

- уметь четко и логично излагать свою точку зрения.

-воспитывать толерантность, доброту, умение сострадать, прививать навыки терпимости и корректности в общении друг с другом

Тип урока:  – урок изучения нового материала.

Формы работы с учащимися: фронтальная.

Технологическое оборудование: тексты с рассказом «Бумажная победа» заранее приготавливаются учителем, разрезаются на значимые части и раскладываются на парты (каждому ученику),  использование ИКТ: компьютерная презентация, запись музыки Бетховена: композиция про сурка, двухчастный дневник (домашнее задание), анкета для рефлексии.  

Используемая технология: Технология развития критического мышления через чтение и письмо.

Методические приёмы: чтение с остановками, обращение к личному опыту, прогнозирование по названию, заполнение двухчастного дневника, опережающее задание.

Оборудование: тексты с рассказом «Бумажная победа» заранее приготавливаются учителем, разрезаются на значимые части и раскладываются на парты (каждому ученику),  использование ИКТ: компьютерная презентация, запись музыки Бетховена: композиция про сурка, двухчастный дневник (домашнее задание), анкета для рефлексии.  

Планируемый результат

Предметные умения:

-определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к героям и их поступкам;

-отвечать на вопросы по содержанию произведения;

-ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев;

-самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами.

 Личностные УУД:

 1.Уметь интерпретировать текст.

2. Высказывать свое отношение к прочитанному с аргументацией.

3.Уметь анализировать характеры и поступки героев.

4. Анализировать ситуацию с точки зрения всех возможных путей её решения. 

Регулятивные УУД:

1. Участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое мнение.

2.Осуществлять самопроверку

Познавательные УУД:

 1.Учиться основам смыслового чтения художественного произведения;

2. Уметь выделять существенную информацию.

3. Уметь осуществлять сравнение.

 4. Прогнозировать содержание художественного произведения.

5.Формулировать проблему, обозначенную автором произведения.

Коммуникативные УУД:

 1.Слушать своего одноклассника и обосновывать свое мнение

2. Выражать свои мысли и идеи

Ход урока

  1.  Организационный момент.

Здравствуйте, ребята!

 Сегодня мы на уроке будем знакомиться с произведением Л.Улицкой. Тексты я подготовила заранее, они лежат у вас на партах.

  1. Стадия вызова.

Учитель: Ребята, скажите, пожалуйста, были ли в вашей жизни случаи, когда вы считались победителем?

(Возможные ответы: победил в соревнованиях по лыжам, занял первое место по шахматам, победила в олимпиаде по математике и т.д.)

Учитель: Обратите внимание на словосочетание (слайд №2) «Бумажная победа». Какие ассоциации оно  у вас вызывает?

Ученики (примерные ответы):

-название странное: два несовместимых слова сочетаются (бумага-непрочный материал; победа-это  успех в борьбе за что-нибудь)

- это какая-то ненастоящая победа;

- игра в морской бой;

-игра в карты;

- писатель какой-нибудь дописал свое произведение;

-это игра какая-то между командами;

-получил грамоту;

-выиграл кто-то конкурс по изготовлению поделок из бумаги.

С рассказом «Бумажная победа», автором которого является современная российская писательница Людмила Улицкая, нам и  предстоит сегодня познакомиться. (Слайд№3) запись темы урока. Проблему учащиеся выводят самостоятельно в конце урока.

О чем будет это произведение, как вы думаете?

 Но прежде чем я его прочту (можно дать заранее ученику подготовить биографию писательницы), несколько слов скажу об авторе (слайд №4).

Людмила Евгеньевна Улицкая родилась 23 февраля 1943 года. Прозаик, сценарист, драматург. Книги писательницы переведены на 17 языков. Самые известные из них: “Сонечка”, “Медея и её дети”, “Казус Кукоцкого”, “Даниэль Штайн, переводчик” и др. Лауреат французской литературной премии Медичи, итальянской премии Джузеппе Ацерби, Букеровской премии, премии “Большая книга” и др.

С 1989г. по 2000 г. Людмила Улицкая создает  цикл произведений «Детство-49».  Это сборник рассказов, где отображены эпизоды из детства писательницы, которой в 1949 году было шесть лет. В цикл входят 6 рассказов: «Капустное чудо», «Восковая уточка», «Дед-шептун», «Гвозди», «Счастливый случай», «Бумажная победа».

     Людмила Евгеньевна активно занимается развитием толерантности среди молодежи. О своей работе в Европейском Толерантном проекте «Другой, другая, о другой» она говорит так: « Я не возлагаю больших надежд, что наши усилия изменят мир. Но, может быть, они как – то смягчат агрессию».

3.Изучение нового материала.

Ребята, читать текст мы будем с остановками, по частям. Итак, часть1.

Л.Е.Улицкая рассказ  «Бумажная победа»

Часть1. 

Когда солнце растопило черный зернистый снег и из грязной воды  выплыли

скопившиеся за зиму отбросы  человеческого  жилья….

 ….Все это, вместе взятое, делало  Геню  очень  несчастным

человеком.

__________________________________________________________________

  • Каким вам представляется герой произведения Геня Пираплетчиков? Чем интересна его фамилия? (Переплетчик - тот кто переплетает книги (Даль). 
  • Почему он был «несчастным человеком»?

Продолжаем знакомство с героем, чтение 2 части.

Часть 2.

     Итак, он вышел во двор, едва оправившись после весенне-зимних болезней,

в шерстяной лыжной шапочке с поддетым под нее платком и  в  длинном  зеленом

шарфе, обмотанном вокруг шеи…

     

   …  - Я думаю, надо

  • Какое самое страшное испытание было для мальчика? (встреча с ребятами во дворе)
  • Как вы думаете, что он чувствовал в эти минуты? (страх, обиду, ему хотелось быстрее убежать)
  • Найдите в 1 и 2 частях текста слова, характеризующие героев: Геню и ребят со двора. (слайд№5). Какой литературный прием использует автор? Проверьте (слайд№6)
  • С каким словом ассоциируется фамилия мальчика Айтырь?

(возможно,богатырь. Действительно, в словаре Даля есть слово батырь-богатырь, силач)

  • Что же будет дальше? Как вы думаете? Кто поможет ему выйти из сложившейся ситуации?

А теперь узнаем, подтвердились ли ваши предположения? Читаем часть3.

Часть 3.

- Я думаю, надо пригласить их  в  гости,  к  Гене  на  день  рождения,-

ответила мать…

     

  ….   - Надо,- коротко ответила мать, и по тому, как дрогнули  ее  брови,  он

понял, что ему не отвертеться.

_____________________________________________________________________________

  • Как вы считаете, правильным ли было решение мамы: пригласить ребят со двора на праздник?  ( Интересно то, что учащиеся дают разные ответы: их мнения разделились на две противоположные части. Одни считают, что не надо приглашать, в основном это те ребята, которые в классе с другими мало общаются и предпочитают быть в стороне. Другие, наоборот, очень активно доказывали, что мама поступила правильно).
  • И в 1, и во 2, и в 3 частях мы встретились с описанием природы? (слайд№7) Какое время года описывает Л.Улицкая? Зачитайте. Что помогает понять нам природа? (Когда солнце растопило черный зернистый снег и из грязной воды,.. в воздухе поднялась кутерьма запахов, в которой самым сильным был сырой и сладкий запах весенней земли;  наступила спокойная и нежная весна.  Высохла  грязь. Остро отточенная трава покрыла засоренный двор…) (Природа помогает понять душевное состояние героя, в начале описание какое-то мрачное, особенно «черный, снег, грязная вода» и в жизни Гени не все хорошо. А далее наступление нежной весны, когда  в природе все обновляется, может, в жизни Гени будут перемены…)

  • Как вы думаете, ребята к нему придут на день рождения?

Узнаем, о чем повествует часть 4.

Часть 4.

Вечером  мать  вышла  во  двор  и  сама  пригласила  ребят  на  завтра…

… Геня крутил в руках недоделанный  кораблик  и  с  ужасом  ждал  прихода

гостей.

  • Что нового вы узнали о семье мальчика? (мама талантливая пианистка, дома было пианино, в семье читали книги, потому что в комнате находился книжный шкаф, портрет немецкого композитора Бетховена, а сам Геня был мастером бумажного искусства)
  • Как вы думаете, почему Геня стеснялся всего этого?

Продолжаем чтение с остановками.

Часть5.

Они пришли ровно в четыре, всей гурьбой….

….Мать кончила играть.

Послушайте композицию.

(Слайд№8) звучит музыкальная композиция про сурка, класс слушает. Сядьте, пожалуйста,  поудобнее, можете закрыть глаза, представьте, что вы в гостях у Гени.

  • Как видите, пришли ребята в гости к Гене. Опишите их (одеты плохо, на столе самая простая еда, ребята набросились на конфеты).
  • Какое же время описывает Л.Улицкая? (после войны 1949 год, оно было трудное, голодное)
  • Какое открытие сделали ребята на дне рождении? (Мама Гени умеет играть на пианино и Геня тоже)
  • Почему это их так удивило? (Потому что никто из них не умел играть, и наверное, ни у кого не было такого инструмента)
  • Как они слушали музыку? Зачитайте цитаты. (…сидели тихо, никто не смеялся; все слушают и смотрят на сильно разбегающиеся руки; сестрички завороженно смотрят; двенадцать человек сидят в полном молчании)
  • Как вы думаете, какое открытие еще ожидает Гениных гостей? Можно предположить по названию рассказа?

Что нам раскроет 6 часть.

Часть 6

     - Ну, хватит музыки. Давайте поиграем во что-нибудь. Во что  вы  любите

играть?....

     

   ….  Счастливый мальчик раздаривал бумажные игрушки...

  • Какое же открытие ожидало гостей ?
  • С какой целью Геня делал эти игрушки? Хотел ли он похвастаться? ( нет, он просто хотел всех обеспечить фантами, он считал свой талант чепуховым, не придавал ему никакого значения)
  • Как же ребята стали относится к Гене? (они искренне восхищаются его талантом… они тянули  к нему руки… и все улыбались, и все его благодарили)
  • А каким вы увидели Айтыра на дне рождении, самого страшного врага Гени? (он тоже хочет научиться складывать бумажные игрушки и обращается за помощью к Гене, называет его по имени, он тоже может восхищаться чужим талантом, не стыдиться учиться чему-то новому)
  •  Почему же они до дня рождения ребята со двора так относились к Гене? ( наверное, считали его маменькиным сынком, он за ручку с бабушкой ходил)
  • А теперь вспомним название рассказа. Почему он так называется ? Что хотела донести до своих читателей Людмила Улицкая? Обсуждение проблемы.

С помощью бумаги  Геня совершил сокрушительную победу над закоренелой неприязнью к нему. «Бумажная победа» над презрением, жестокосердием детей, несправедливостью была одержана  Геней  с помощью его «чепухового» таланта и добра его матери.

Людмила Улицкая пишет о детском мире, рассказ «Бумажная победа» раскрывает  проблему толерантного отношения друг другу.  (слайд № 9) Вспомним, что такое толерантность. Учитель дописывает проблему на доске.

  • Что вам больше всего понравилось в рассказе?

4.Домашнее задание.

Заполнение двухчастного дневника (слайд 10).

Цитата

Мое отношение

1.Геня вздрогнул-брызги тяжело шлепнулись на лицо. Второй комок попал в спину… Вдогонку,как звонкое копьё, летел самодельный стишок:

-Генька хромой, сопли рекой!

2.-Я думаю надо пригласить их в гости, к Гене на день рождения, - ответила мать.

3.Сестрички завороженно смотрели на её руки, порхающие над клавишами. У младшей было испуганное лицо, и казалось, что она вот-вот расплачется.

4.Они тянули к нему руки, и он раздавал им свои бумажные чудеса, и все улыбались, и все его благодарили…Он был счастлив.

5. Рефлексия.

Анкетирование (нужное подчеркнуть)

ФИО______________________

  1. На уроке я работал(а) активно/пассивно
  2. Своей работой на уроке я доволен/недоволен
  3. Рассказ мне______________________, потому что

___________________________________.

4)Домашнее задание мне кажется легким/трудным (нужное подчеркнуть)

Оценки за работу на уроке.

А закончить наш урок мне бы хотелось словами Молитвы  о встрече:

  - Я пришел в этот мир

  - не для того, чтобы оправдать твои надежды,

  - не для того, чтобы отвечать твоим интересам,

  - не для того, чтобы, соответствовать твоим ожиданиям.

  - И ты пришел в этот мир

  - не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,

  - не для того, чтобы отвечать моим интересам,

  - не для того, чтобы оправдать мои надежды.

  - Потому что я – это я, а ты – это ты.

  - Но если мы встретились и приняли друг друга – это прекрасно                

Людмила Евгеньевна Улицкая

Бумажная победа

1 часть

Когда солнце растопило черный зернистый снег и из грязной воды выплыли скопившиеся за зиму отбросы человеческого жилья - ветошь, кости, битое стекло,- и в воздухе поднялась кутерьма запахов, в которой самым сильным был сырой и сладкий запах весенней земли, во двор вышел Геня Пираплетчиков. Его фамилия писалась так нелепо, что с тех пор, как он научился читать, он ощущал ее как унижение.

Помимо этого, у него от рождения было неладно с ногами, и он ходил странной, прыгающей походкой.

Помимо этого, у него был всегда заложен нос, и он дышал ртом. Губы сохли, и их приходилось часто облизывать.

Помимо этого, у него не было отца. Отцов не было у половины ребят. Но в отличие от других Геня не мог сказать, что его отец погиб на войне: у него отца не было вообще. Все это, вместе взятое, делало Геню очень несчастным человеком.

2часть

Итак, он вышел во двор, едва оправившись после весенне-зимних болезней, в шерстяной лыжной шапочке с поддетым под нее платком и в длинном зеленом шарфе, обмотанном вокруг шеи.

На солнце было неправдоподобно тепло, маленькие девочки спустили чулки и закрутили их на лодыжках тугими колбасками. Старуха из седьмой квартиры с помощью внучки вытащила под окно стул и села на солнце, запрокинув лицо.

И воздух, и земля - все было разбухшим и переполненным, а особенно голые деревья, готовые с минуты на минуту взорваться мелкой счастливой листвой.

Геня стоял посреди двора и ошеломленно вслушивался в поднебесный гул, а толстая кошка, осторожно трогая лапами мокрую землю, наискосок переходила двор.

Первый ком земли упал как раз посередине, между кошкой и мальчиком. Кошка, изогнувшись, прыгнула назад. Геня вздрогнул - брызги грязи тяжело шлепнулись на лицо. Второй комок попал в спину, а третьего он не стал дожидаться, пустился вприпрыжку к своей двери. Вдогонку, как звонкое копье, летел самодельный стишок:

- Генька хромой, сопли рекой!

Он оглянулся: кидался Колька Клюквин, кричали девчонки, а позади них стоял тот, ради которого они старались,- враг всех, кто не был у него на побегушках, ловкий и бесстрашный Женька Айтыр.

Геня кинулся к своей двери - с лестницы уже спускалась его бабушка, крохотная бабуська в бурой шляпке с вечнозелеными и вечноголубыми цветами над ухом. Они собирались на прогулку на Миусский скверик. Мертвая потертая лиса, сверкая янтарными глазами, плоско лежала у нее на плече.

...Вечером, когда Геня похрапывал во сне за зеленой ширмой, мать и бабушка долго сидели за столом.

- Почему? Почему они его всегда обижают?- горьким шепотом спросила, наконец, бабушка.

- Я думаю, надо…

3 часть

- Я думаю, надо пригласить их в гости, к Гене на день рождения,ответила мать.

- Ты с ума сошла,- испугалась бабушка,- это же не дети, это бандиты.

- Я не вижу другого выхода,- хмуро отозвалась мать.- Надо испечь пирог, сделать угощение и вообще устроить детский праздник.

- Это бандиты и воры. Они же весь дом вынесут,- сопротивлялась бабушка.

- У тебя есть что красть?- холодно спросила мать.

Старушка промолчала.

- Твои старые ботики никому не нужны.

- При чем тут ботики?..- тоскливо вздохнула бабушка.- Мальчика жалко.

Прошло две недели. Наступила спокойная и нежная весна. Высохла грязь. Остро отточенная трава покрыла засоренный двор, и все население, сколько ни старалось, никак не могло его замусорить, двор оставался чистым и зеленым.

Ребята с утра до вечера играли в лапту. Заборы покрылись меловыми и угольными стрелами - это "разбойники", убегая от "казаков", оставляли свои знаки.

Геня уже третью неделю ходил в школу. Мать с бабушкой переглядывались. Бабушка, которая была суеверна, сплевывала через плечо - боялась сглазить: обычно перерывы между болезнями длились не больше недели.

Бабушка провожала внука в школу, а к концу занятий ждала его в школьном вестибюле, наматывала на него зеленый шарф и за руку вела домой.

Накануне дня рождения мать сказала Гене, что устроит ему настоящий праздник.

- Позови из класса кого хочешь и из двора,- предложила она.

- Я никого не хочу. Не надо, мама,- попросил Геня.

- Надо,- коротко ответила мать, и по тому, как дрогнули ее брови, он понял, что ему не отвертеться.

4 часть

Вечером мать вышла во двор и сама пригласила ребят на завтра. Пригласила всех подряд, без разбора, но отдельно обратилась к Айтыру:

- И ты, Женя, приходи.

Он посмотрел на нее такими холодными и взрослыми глазами, что она смутилась.

- А что? Я приду,- спокойно ответил Айтыр.

И мать пошла ставить тесто.

Геня тоскливо оглядывал комнату. Больше всего его смущало блестящее черное пианино - такого наверняка ни у кого не было. Книжный шкаф, ноты на этажерке - это было еще простительно. Но Бетховен, эта ужасная маска Бетховена! Наверняка кто-нибудь ехидно спросит: "А это твой дедушка? Или папа?"

Геня попросил бабушку снять маску. Бабушка удивилась:

- Чем она тебе вдруг помешала? Ее подарила мамина учительница...- И бабушка стала рассказывать давно известную историю о том, какая мама талантливая пианистка, и если бы не война, то она окончила бы консерваторию...

К четырем часам на раздвинутом столе стояла большая суповая миска с мелко нарезанным винегретом, жареный хлеб с селедкой и пирожки с рисом.

Геня сидел у подоконника, спиной к столу, и старался не думать о том, как сейчас в его дом ворвутся шумные, веселые и непримиримые враги... Казалось, что он совершенно поглощен своим любимым занятием: он складывал из газеты кораблик с парусом.

Он был великим мастером этого бумажного искусства. Тысячи дней своей жизни Геня проводил в постели. Осенние катары, зимние ангины и весенние простуды он терпеливо переносил, загибая уголки и расправляя сгибы бумажных листов, а под боком у него лежала голубовато-серая с тисненым жирафом на обложке книга. Она называлась "Веселый час", написал ее мудрец, волшебник, лучший из людей - некий М. Гершензон. Он был великим учителем, зато Геня был великим учеником: он оказался невероятно способным к этой бумажной игре и придумал многое такое, что Гершензону и не снилось...

Геня крутил в руках недоделанный кораблик и с ужасом ждал прихода гостей.

5 часть

Они пришли ровно в четыре, всей гурьбой. Белесые сестрички, самые младшие из гостей, поднесли большой букет желтых одуванчиков. Прочие пришли без подарков.

Все чинно расселись вокруг стола, мать разлила по стаканам самодельную шипучку с коричневыми вишенками и сказала:

- Давайте выпьем за Геню - у него сегодня день рождения.

Все взяли стаканы, чокнулись, а мама выдвинула вертящийся табурет, села за пианино и заиграла "Турецкий марш". Сестрички завороженно смотрели на ее руки, порхающие над клавишами. У младшей было испуганное лицо, и казалось, что она вот-вот расплачется.

Невозмутимый Айтыр ел винегрет с пирожком, а бабушка суетилась около каждого из ребят точно так же, как суетилась обычно около Генечки.

Мать играла песни Шуберта. Это была невообразимая картина: человек двенадцать плохо одетых, но умытых и причесанных детей, в полном молчании поедавших угощение, и худая женщина, выбивавшая из клавишей легко бегущие звуки.

Хозяин праздника, с потными ладонями, устремил глаза в тарелку. Музыка кончилась, выпорхнула в открытое окно, лишь несколько басовых нот задержались под потолком и, помедлив, тоже уплыли вслед за остальными.

- Генечка,- вдруг сладким голосом сказала бабушка,- может, тоже поиграешь?

Мать бросила на бабушку тревожный взгляд. Генино сердце едва не остановилось: они ненавидят его за дурацкую фамилию, за прыгающую походку, за длинный шарф, за бабушку, которая водит его гулять. Играть при них на пианино!

Мать увидела его побледневшее лицо, догадалась и спасла:

- В другой раз. Геня сыграет в другой раз.

Бойкая Боброва Валька недоверчиво и почти восхищенно произнесла:

- А он умеет?

...Мать принесла сладкий пирог. По чашкам разлили чай. В круглой вазочке лежали какие угодно конфеты: и подушечки, и карамель, и в бумажках. Колька жрал без зазрения совести и в карман успел засунуть. Сестрички сосали подушечки и наперед загадывали, какую еще взять. Боброва Валька разглаживала на острой коленке серебряную фольгу. Айтыр самым бесстыжим образом разглядывал комнату. Он все шарил и шарил глазами и, наконец, указывая на маску, спросил:

- Теть Мусь! А этот кто? Пушкин?

Мать улыбнулась и ласково ответила:

- Это Бетховен, Женя. Был такой немецкий композитор. Он был глухой, но все равно сочинял прекрасную музыку.

- Немецкий?- бдительно переспросил Айтыр.

Но мама поспешила снять с Бетховена подозрения:

- Он давным-давно умер. Больше ста лет назад. Задолго до фашизма.

Бабушка уже открыла рот, чтобы рассказать, что эту маску подарила тете Мусе ее учительница, но мать строго взглянула на бабушку, и та закрыла рот.

- Хотите, я поиграю вам Бетховена?- спросила мать.

- Давайте,- согласился Айтыр, и мать снова выдвинула табурет, крутанула его и заиграла любимую Генину песню про сурка, которого почему-то всегда жалко.

Все сидели тихо, не проявляя признаков нетерпения, хотя конфеты уже кончились. Ужасное напряжение, в котором все это время пребывал Геня, оставило его, и впервые мелькнуло что-то вроде гордости: это его мама играет Бетховена, и никто не смеется, а все слушают и смотрят на сильные разбегающиеся руки. Мать кончила играть.

6 часть

- Ну, хватит музыки. Давайте поиграем во что-нибудь. Во что вы любите играть?

- Можно в карты,- простодушно сказал Колюня.

- Давайте в фанты,- предложила мать.

Никто не знал этой игры. Айтыр у подоконника крутил в руках недоделанный кораблик. Мать объяснила, как играть, но оказалось, что ни у кого нет фантов. Лилька, девочка со сложно заплетенными косичками, всегда носила в кармане гребенку, но отдать ее не решилась - а вдруг пропадет? Айтыр положил на стол кораблик и сказал:

- Это будет мой фант.

Геня придвинул его к себе и несколькими движениями завершил постройку.

- Геня, сделай девочкам фанты,- попросила мать и положила на стол газету и два листа плотной бумаги. Геня взял лист, мгновение подумал и сделал продольный сгиб...

Бритые головы мальчишек, стянутые тугими косичками головки девчонок склонились над столом. Лодка... кораблик... кораблик с парусом... стакан... солонка... хлебница... рубашка...

Он едва успевал сделать последнее движение, как готовую вещь немедленно выхватывала ожидающая рука.

- И мне, и мне сделай!

- Тебе он уже сделал, бессовестная ты! Моя очередь!

- Генечка, пожалуйста, мне стакан!

- Человечка, Геня, сделай мне человечка!

Все забыли и думать про фанты. Геня быстрыми движениями складывал, выравнивал швы, снова складывал, загибал уголки. Человек... рубашка... собака...

Они тянули к нему руки, и он раздавал им свои бумажные чудеса, и все улыбались, и все его благодарили. Он, сам того не замечая, вынул из кармана платок, утер нос - и никто не обратил на это внимания, даже он сам.

Такое чувство он испытывал только во сне. Он был счастлив. Он не чувствовал ни страха, ни неприязни, ни вражды. Он был ничем не хуже их. И даже больше того: они восхищались его чепуховым талантом, которому сам он не придавал никакого значения. Он словно впервые увидел их лица: не злые. Они были совершенно не злые...

Айтыр на подоконнике крутил газетный лист, он распустил кораблик и пытался сделать заново, а когда не получилось, он подошел к Гене, тронул его за плечо и, впервые в жизни обратившись к нему по имени, попросил:

- Гень, посмотри-ка, а дальше как...

Мать мыла посуду, улыбалась и роняла слезы в мыльную воду.

Счастливый мальчик раздаривал бумажные игрушки...

Анкетирование (нужное подчеркнуть)

ФИО______________________

  1. На уроке я работал(а) активно/пассивно
  2. Своей работой на уроке я доволен/недоволен
  3. Рассказ мне______________________, потому что

___________________________________.

4) Домашнее задание мне кажется легким/трудным (нужное подчеркнуть)

Анкетирование (нужное подчеркнуть)

ФИО______________________

  1. На уроке я работал(а) активно/пассивно
  2. Своей работой на уроке я доволен/недоволен
  3. Рассказ мне______________________, потому что

___________________________________.

4) Домашнее задание мне кажется легким/трудным (нужное подчеркнуть)

Анкетирование (нужное подчеркнуть)

ФИО______________________

  1. На уроке я работал(а) активно/пассивно
  2. Своей работой на уроке я доволен/недоволен
  3. Рассказ мне______________________, потому что

___________________________________.

4) Домашнее задание мне кажется легким/трудным (нужное подчеркнуть)

Анкетирование (нужное подчеркнуть)

ФИО______________________

  1. На уроке я работал(а) активно/пассивно
  2. Своей работой на уроке я доволен/недоволен
  3. Рассказ мне______________________, потому что

___________________________________.

4) Домашнее задание мне кажется легким/трудным (нужное подчеркнуть)



Предварительный просмотр:

Тема урока: «Проблема добра в современной литературе и особенности ее раскрытия в творчестве Бориса Екимова (на примере рассказа «За теплым хлебом»)».

Эпиграф к уроку: «Рассказы Бориса Екимова не отличаются острым сюжетом, нет в них занимательности. Но зато они богаты человеком»                 (Е. Скарлыгина). 

Вид урока: урок объяснения нового материала.

Форма урока: комбинированная.

Цели и задачи урока:

1) образовательные: а) познакомить учащихся с творчеством                         Б. Екимова и его рассказом «За теплым хлебом»; б) очертить концептуальное поле произведения (по результатам проведения этимологического анализа его ключевых слов); в) выявить нравственную проблематику и особенности ее раскрытия в тексте; г) проследить за трансформацией жанрового канона рождественского рассказа (в процессе сравнительно-сопоставительного анализа с «Мальчиком у Христа на елке» Ф. М. Достоевского и «Девочки со спичками» Г.-Х. Андерсена); д) совершенствовать навыки поисково-исследовательской деятельности школьников;

2) развивающие: а) развивать логическое мышление (операции анализа, синтеза, сравнения и др.); б) развивать речевую деятельность учащихся в процессе чтения (осмысления учебного материала), слушания (осмысления устного текста), говорения; в) развивать познавательные процессы (память, воображение, внимание и др.); г) совершенствовать умения целостно воспринимать текст в контексте национальной культуры; д) вырабатывать навыки аргументированного выражения своей точки зрения; е) расширять культурный кругозор учащихся и формировать эстетический вкус.

3) воспитательные: а) продемонстрировать учащимся образец чуткости, отзывчивости, милосердия по отношению к близким людям;                 б) осуществлять духовно-нравственное воспитание школьников;                               в) воспитывать интерес к предмету.

Универсальные учебные действия, формируемые и совершенствуемые на уроке: 1) личностные УУД: умения и навыки групповой работы; 2) познавательные УУД: анализ, обобщение и систематизация знаний; 3) коммуникативные УУД: навыки аргументации и эффективного коммуникативного взаимодействия в группе, коллективе.

Образовательные технологии: урок разработан с использованием технологий проблемного, интерактивного и развивающего обучения, отличается усиленной коммуникативной и исследовательской составляющей, соответствует основным принципам личностно-ориентированного и практико-ориентированного обучения.

Формы, методы и приемы работы на уроке: эвристическая беседа, проблемные вопросы, дискуссия (обсуждение), коллективная и групповая работа учащихся поисково-исследовательского характера, этимологический и кластерный виды анализа.

Опережающее задание: самостоятельно прочитать рассказы                         Б. Екимова «За теплым хлебом», Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке», сказку Г.-Х. Андерсена «Девочка со спичками».

Материалы и оборудование: мультимедийная презентация, тексты произведений, сборники пословиц и поговорок русского языка.

План урока:

1. Организационный момент + вступительное слово учителя – 3 мин.

2. Эвристическая беседа по концептуальному полю произведения с элементами словарной работы, поисковой деятельности и кластерного анализа – 10 мин.

3. Постановка учебной проблемы – 2 мин.

4. Аналитическая работа по рассказу Б. Екимова «За теплым хлебом» –               10 мин.

5. Исследовательская работа по тексту художественного произведения и учебному кластеру «Национально-культурные смыслы слов «добро» и «хлеб» в русской языковой картине мира» – 10 мин.

6. Решение учебной проблемы и формулирование идеи произведения – 5 мин.

7. Подведение итогов урока и формулирование основных выводов –             5 мин.

Содержание урока:

1. (СЛАЙД 1). Организационный момент + вступительное слово учителя. Добрый день, ребята! Скажите, какое качество в человеке главное? Не торопитесь с ответом, подумайте, благодаря чему, какой черте характера мы остается людьми, сохраняем в себе человечность? (Это качество – доброта, потому что оно нас заставляет поступать не так, как требуют того законы природы, где всегда побеждает сильнейший, а вопреки им, помогая тем, кто в этой помощи нуждается).

– Сегодняшний урок литературы посвятим очень важному              вопросу – особенностям раскрытия проблемы добра в современной литературе и разберем с этой точки зрения рассказ Бориса Екимова «За теплым хлебом» (СЛАЙДЫ 2, 3). Понравился он вам? Как вы думаете, почему в современной литературе добро исследуется в виде проблемы? (СЛАЙД 4). Значит ли это, что сегодня мы сталкиваемся с дефицитом добра? С чем это может быть связано, и что же делать? Ответы на эти и другие вопросы мы находим в тексте известного писателя, к внимательному изучению которого приступим прямо сейчас!

2. Эвристическая беседа по концептуальному полю произведения с элементами словарной работы, поисковой деятельности и кластерного анализа.

– Прочитанный нами рассказ Б. Екимова повествует о добре, о его важности в жизни, о невероятной ценности теплоты в человеческих отношениях, однако в названии произведения фигурирует слово «хлеб». Как вы думаете, чем это обусловлено? Встречались ли вам и раньше подобные художественные произведения? (Да, например, рассказ                           К. Г. Паустовского «Теплый хлеб». В этих текстах хлеб выступает символом доброты и сердечной теплоты к людям: недаром авторы снабжают его устойчивым определением «теплый»).

– Давайте посмотрим на этимологию слова «добро». О чем говорит история его происхождения в нашем языке? (Работа со школьным этимологическим словарем, из материалов которого учащиеся выясняют, что данное слово исконно русское, произошло от корня доба – «пора»).

– Обратите внимание на то, что в христианской культуре добрыми называют тех людей, те вещи или те поступки, которые угодны Богу и пригодны для долговечной жизни. Прилагательные «удобный», «сдобный», «подобный», «преподобный» восходят к единому первообразу годности, то есть уместности и своевременности                 (СЛАЙД 5). Русское слово «доба» восходит к первообразу меры всех вещей, установленной свыше при их сотворении. Доброй называют ту вещь, которая приходится как раз, в пору – и в пространстве («удобная обувь»), и во времени («сдобное (вовремя поспевшее) тесто»). Таким образом, исторически прилагательные «добрый» и «сдобный» – родственные. (СЛАЙД 6). А что означает приставка с- в слове «сдобный»? («Хорошо», «благо». Следовательно, сдобный – это тот, кто «хорошо, вовремя подошел» (о тесте)).

– Итак, построим цепочку исторически родственных слов:

ДОБРЫЙ (СВОЕВРЕМЕННЫЙ, УМЕСТНЫЙ, ПОДХОДЯЩИЙ) – СДОБНЫЙ (ХОРОШО ПОДОШЕДШИЙ, ВЕСЬМА ГОДНЫЙ).

– Удивительно, но, казалось бы, совершенно далекие по своим значениям слова обнаруживают общую смысловую основу. Возможно, именно поэтому в русской картине мира все то, что приготовлено заботливой хозяйкой из теста, ассоциируется с чем-то хорошим, добрым, сохранившим тепло ее рук. Особенно важное место отводится хлебу, что нашло отражение в русском народном творчестве. Из сборника русских пословиц и поговорок выпишите те, в которых говорится о хлебе. (СЛАЙД 7). Какие важные национально-культурные смыслы с ним связаны? (Работа осуществляется в группах учащихся. По итогам ее фронтальной проверки ученики составляют кластер, фиксирующий ценностные представления наших предков о хлебе) (СЛАЙД 8).

«Пища»: Калач приестся, а хлеб – никогда; Худ обед, коли хлеба нет.

«Кормилец, батюшка»: Хлеб – дар божий, отец, кормилец; Хлеб – батюшка, водица – матушка; Хлебушко – калачу дедушка.

«Основа жизни»: Хлеб да живот – и без денег живет; Хлеб – всему голова; Без денег проживу, а без хлеба не проживу.

«Здоровье, силы»: Хлеб да вода – здоровая еда; Хлеб сердце человеку укрепит; Хлеб в человеке – воин.

«Душевное равновесие»: Хлеба ни куска, так и в горле тоска; Хлеба ни куска – и в горнице тоска; Хлеба край – и под елью рай, хлеба ни куска – и в полатях возьмет тоска.

«Благополучие»: Покуда есть хлеб да вода, все не беда.

«Единение» (хлеб как центр объединения людей, символ их душевной близости, теплоты между ними): Был бы хлеб, а у хлеба люди будут.

Попробуем объединить в общей схеме представления наших предков о хлебе, а также результаты этимологического анализа слов «добрый» и «сдобный» (Рис. 1). (СЛАЙД 9).

Рис. 1. Учебный кластер «Национально-культурные смыслы слов «добро» и «хлеб» в русской языковой картине мира»

– Как вы думаете, сохранились ли данные представления о хлебе в нашем миропонимании сегодня? Какие устойчивые выражения можно вспомнить в связи с этим? (Хлеб насущный, на хлебе и воде и т. д.). Как сопрягаются понятия «добро» и «хлеб» в современном мировосприятии? Проиллюстрируйте это на примерах из жизни. (Ответы учащихся) (СЛАЙД 10).

3. Постановка учебной проблемы:

– Какие национально-культурные смыслы образа хлеба нашли свое художественное воплощение в рассказе Б. Екимова «За теплым хлебом»? Присутствует ли что-либо новое, особенное в его трактовке? Почему именно слово «хлеб» вынесено в заглавие произведения? Согласны ли вы с подобной авторской концепцией раскрытия проблемы добра в литературе? (СЛАЙД 11).

4. Аналитическая работа по рассказу Б. Екимова «За теплым хлебом».

– В какое время происходит действие в рассказе? Какие выводы мы можем сделать о его жанре? (Действие в рассказе Б. Екимова «За теплым хлебом» происходит накануне Рождества, следовательно, здесь мы имеем дело с жанром рождественского (святочного) рассказа).

– Что характерно для этого жанра? (Действие приурочено к празднованию Рождества или к святкам (времени от Рождества до Крещения). Герой произведения попадает в сложную, даже трагическую для него ситуацию, но преодолевает ее благодаря Божиему Провидению: с помощью случайно повстречавшихся добрых людей или чуда. В своей концепции такой рассказ выступает художественным выражением христианской заповеди о добре: «Люби ближнего твоего, как самого себя») (СЛАЙД 12).

Какие еще образцы жанра рождественского рассказа вам знакомы? («Мальчик у Христа на елке» Ф. М. Достоевского, «Девочка со спичками» Г.-Х. Андерсена) (СЛАЙД 13).

– Заметили ли вы существенные различия между ними и рассказом                 Б. Екимова «За теплым хлебом»? Как это отразилось в названиях произведений? (У Достоевского и Андерсена чудо спасения от холода приходит к детям извне, их согревает Господь, но, к сожалению, уже после их физической смерти. Жестокий мир не нашел в себе душевных сил, чтобы помочь несчастным детям, оставшимся без родителей. Наоборот, в рассказе Б. Екимова источником тепла становится человек – его доброе сердце, которое поистине начинает совершать чудеса, разрушая ледяную кору равнодушного мира. Интересно с этой точке зрения проанализировать названия текстов. В каждом из них сокрыто понятие «тепла»: елка, святящаяся множеством рождественских огней, спички в руках девочки, теплый хлеб. Однако елка отделена от мальчика холодным стеклом; спичек совсем немного у героини Андерсена, и читатель понимает, что совсем скоро они закончатся. В отличие от теплого хлеба, которого много: ведь источники человеческой доброты поистине неисчерпаемы, как неисчерпаема и глубина человеческого сердца!).

– Слышали ли вы выражения «ручеек добра», «цепочка добра», «цепочка добрых дел»? Как их можно растолковать, и применимы ли они к рассматриваемому нами произведению? (Это когда одно проявление доброты влечет за собой другое, третье… и мир постепенно начинает преображаться. В рассказе Б. Екимова «За теплым хлебом» цепочка добрых дел начинается с хорошего поступка продавца сельского магазина, которая угостила главного героя – старика Архипа – хлебом и чаем: «Продавщица ничего ему не ответила, поглядела внимательно и ушла в свою каморку и скоро вернулась с полной кружкой горячего чаю. Она и стул принесла, усадила деда Архипа возле подоконника. – Садись, дедушка. Пей, ешь, отогревайся. Горячая волна благодарности к незнакомому доброму человеку подступила к сердцу». Испытав сильнейшие эмоции, Архип вспомнил о другом человеке, который так же, как и он, остро нуждался в теплоте и внимании – о своей старухе, жене, которая неслучайно видела накануне странный сон. Мы понимаем, что отказ ей в краюшке хлеба в этом сне можно расценивать как отсутствие заботы о ней в реальной жизни. И вот Архип, пораженный добротой незнакомого человека, спешит тоже сделать добро своему близкому: «И вдруг о бабке, о жене, о родной своей старухе вспомнил Архип. Он вспомнил вдруг, как говорила она ему нынче утром о своем непонятном сне. Что племянник, что его ночевье, что уголь – все это ерунда. А вот старухе хлебушка принести свежего, как обрадуется. Жизнь с нею прожили, много ли радовал. Может, лишь в молодости. А потом... Какая жизнь потом, долгая... И может, в последний раз, да, еще перед праздником, свежего хлебца ей, словно из вчерашнего сна, разговеться»).

– Какое место занимает поступок продавщицы в структуре произведения? (Он условно делит рассказ на две части. В первой царствует абсолютный холод: отчуждение между людьми переносится автором на состояние природы. Костер, который развели в поле случайные попутчики, не способен согреть по-настоящему – его тепло совсем непродолжительно, недолговечно: «Костерок быстро догорел, и призрачное тепло его быстро развеялось в студеном поле. Белая степь лежала вокруг, белая дорога дымилась поземкой, чернели вдоль дороги, в снегу по пояс вязки и клены, и не было никаких машин. Лишь синий автобус как застрял на пути к Малой Дубовке, так и стоял там неприкаянно». Писатель подчеркивает разобщенность людей, метафорически представляя ее в виде суеты, царящей на проселочной дороге, в виде постоянно сменяющих друг друга лиц, решивших поехать в областной центр. Отказ, который получил Архип в «Гортопе», усилил ощущение одинокости и неприкаянности человека в современном мире. Поражает равнодушие молоденьких сотрудниц: ни возраст героя, ни его награды за участие в Великой Отечественной войне не способны пробудить в них хотя бы капли жалости и сострадания. Именно поэтому Борис Екимов постоянно акцентирует плохое самочувствие героя, в одиночку противостоящего миру: «Архипа, до нутра промерзшего за день, познабливало»; «Лицо то чугунело и стало отдавать сизостью»; «И как только подумал Архип о тепле, о покойном домашнем тепле, так сразу окоченел. Казалось, единым махом просек его до костей и насквозь студеный ветер. Архип сжался, пытаясь сохранить в теле хоть теплую крупицу»).

– Как меняется состояние персонажа во второй части рассказа? (Архип почувствовал себя лучше, январский мороз уже не казался ему таким страшным, а природа – суровой («И снега, и мороз – это не беда»). Читатель понимает, что в действительности ничего не поменялось – изменилось лишь восприятие героя, согретого человеческой добротой, воплощением которой стали теплый хлеб и стакан горячего чая: «А за пазухой грел ему сердце теплый хлеб») (СЛАЙД 14).

5. Исследовательская работа по тексту художественного произведения и учебному кластеру «Национально-культурные смыслы слов «добро» и «хлеб» в русской языковой картине мира». Форма выполнения – групповая. Задание для групп учащихся общее:

– Соотнесите наш учебный кластер с рассказом Б. Екимова «За теплым хлебом». Проиллюстрируйте примерами из текста те национально-культурные смыслы слова «хлеб», которые автор посчитал наиболее важными в своем произведении (СЛАЙД 15).

Например:

«Пища»: «И стыдясь, и; ничего не умея с собой сделать, Архип лишь успел шагнуть в сторону и, разломив четвертушку, начал есть ее. Так сладок был этот чистый пшеничный хлеб с упругой, хрусткой корочкой, с еще горячей ноздреватой мякушкой, так вкусен был и едов, что Архип не заметил, как съел четвертушку».

«Здоровье, силы»: «Последний кус проглотил и почувствовал, как теплый хлеб обогрел нутро и по жилам потек горячим током. А хотелось еще. И он снова подошел и взял четвертушку… После нее деда Архипа ударило в пот». 

«Душевное равновесие»: «Хлебное тепло и дух теперь были с ним».

«Благополучие»: «За минуту наново все перерешив, Архип знал, что он будет делать…  Он дойдет, доберется. И снега, и мороз – это не беда».

«Единение»: «Старухе хлебушка принести свежего, как обрадуется. Жизнь с нею прожили, много ли радовал. Может, лишь в молодости. А потом... Какая жизнь потом, долгая... И может, в последний раз, да, еще перед праздником, свежего хлебца ей, словно из вчерашнего сна, разговеться».

Проверка осуществляется методом фронтального опроса, после чего делается вывод о максимально полной реализации всех национально-культурных смыслов слова «хлеб» в произведении.

6. Решение учебной проблемы и формулирование идеи произведения.

– Вспомним, что мы говорили об общем историческом корне у слов «сдоба» (то есть хлеб) и «добрый» (добро), об их изначальной смысловой близости в русской картине мира. Попробуем слово «хлеб» в ваших исследовательских работах заменить на слово «добро»: ведь недаром хлеб выступает символическим воплощением данного понятия. Какова же роль добра в произведении? (Добро в художественном мировосприятии автора выступает, во-первых, средством возвращения физических сил и душевного равновесия человеку, залогом его благополучия (вспомним, как ободренный добрым поступком Архип «за минуту наново все перерешил»); во-вторых, способом его единения с другими (старик проявил заботу о своей жене, захотел сделать ей приятное, поступить ровно так же, как поступил с ним совершенно незнакомый человек, преподав урок нравственности и сострадания). Добро составляет основу нашей жизни в целом).

– Как можно сформулировать идею рассказа «За теплым хлебом»                Б. Екимова? (Необходимость творить добро, которое проявляется даже в самых незначительных поступках) (СЛАЙД 16).

– В чем вы усмотрели особенности художественного воплощения проблемы добра в данном произведении? (Автор постарался ее раскрыть в рамках русской картины мира, используя традиционные жанры отечественной литературы (жанр рождественского рассказа) и характерные для нее образы (образ хлеба), реализуя сопряженные с ними ценностные смыслы (милосердие, сострадание, взаимовыручка, моральная поддержка, душевность в отношениях, уважение к старшим и т. д.)) (СЛАЙД 17).

– Как вы понимаете высказывание Е. Скарлыгиной о том, что «рассказы Бориса Екимова не отличаются острым сюжетом, нет в них занимательности. Но зато они богаты человеком»? (Ответы учащихся) (СЛАЙД 18).

7. Подведение итогов урока и формулирование основных выводов. Используя такой популярный у отечественных и зарубежных писателей жанр, как жанр рождественского рассказа, Борис Екимов, в отличие от своих литературных предшественников, несколько меняет его финал, показывая добро в действии, рисуя цепочку добрых дел, звенья которой скреплены способностью сочувствовать и сострадать другому. Символическое воплощение добра в образе хлеба также весьма традиционно для русской литературы и связано как с историческим значением слова, так и с теми национально-культурными смыслами, которые нашли отражение в устном народном творчестве (СЛАЙДЫ 19, 20).  

Список использованных источников

  1. Даль, В. И. Пословицы русского народа. Сборник пословиц, поговорок, речений, присловий, чистоговорок, прибауток, загадок, поверий и проч. / В. И. Даль. – М. : Академический проект, 2018. – 615 с.

  2. Достоевский, Ф. М. Мальчик у Христа на елке : рассказы /                    Ф. М. Достоевский. – М. : Худ. лит., 2016. – 286 с.

  3. Екимов, Б. За теплым хлебом : рассказ / Б. Екимов // Подъем. – 2013. – № 5. – С. 45–62.
  4. Наумова, Т. А. Хлеб в русской языковой картине мира [Электронный ресурс] / Т. А. Наумова // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 11. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/11/58926.
  5. Скарлыгина, Е. «Все на свете – живое» (о прозе Б. Екимова) /                       Е. Скарлыгина // Знамя. – 1987. – № 12. – С. 228–230.
  6. Шанский, Н. М. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов / Н. М. Шанский, Т. А. Боброва. – М. : Дрофа,  2012. – 288 с.


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА

Тема урока: «Жанр сказа в русской литературе: где правда, а в чем вымысел? «Медной горы Хозяйка» и путешествие в историю нашей культурной столицы» (V класс).

Раздел: «Из литературы ХХ века» (по программе В. Я. Коровиной).

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: комбинированная.

Основная образовательная цель урока заключается в формировании у учащихся достаточно полных представлений о своеобразии жанра сказа, его синтетической природе и художественных особенностях.

В задачи урока входит: 1) познакомить учащихся с жанром сказа, выявить его отличия и рассмотреть специфику на материале творчества               П. П. Бажова в сопоставлении с эпизодами культурной истории нашего народа; 2) формировать умения и навыки аналитического изучения текста через работу с художественными образами, выявления в них нравственного содержания и воспитательных функций, вытекающих из воспитательной роли литературы как вида искусства в целом; 3) расширять культурный кругозор учащихся;                                    4) совершенствовать их коммуникативные компетенции; 5) содействовать литературному и историко-культурному образованию школьников.

Формируемые универсальные учебные действия: 1) личностные (формирование самоопределения и смыслоообразования); 2) регулятивные (целеполагание, планирование учебной деятельности на уроке, прогнозирование ее результатов, оценка, саморегуляция); 3) познавательные (поиск и выделение необходимой информации в тексте, структурирование знаний, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении учебной проблемы, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности).

Образовательные технологии: урок разработан с использованием технологии проблемного и контекстного обучения, суть последнего из которых заключается в необходимости задействования более обширных, чем собственно литературные, «контекстных» знаний из сопряженных с литературой областей – культурной, социально-политической, исторической и т. д.; урок отличается усиленной коммуникативной составляющей и включает в себя элементы исследовательской деятельности; соответствует основным принципам личностно-ориентированного и проблемного обучения.

Формы, методы и приемы работы на уроке: эвристическая и репродуктивная беседа, анализ текста, сравнительно-сопоставительный метод, проблемный метод, исследовательский метод (при выполнении домашнего задания), выразительное чтение, дискуссия (обсуждение), заочная экскурсия.

Материалы и оборудование: текст сказа П. П. Бажова «Медной горы Хозяйка», слайды мультимедийной презентации.

Опережающее задание: чтение сказа П. П. Бажова «Медной горы Хозяйка».

План урока:

  1. Вступительное слово учителя – 2 мин.
  2. Теоретические сведения о жанре произведения – литературном сказе – 10 мин.
  3. Аналитическая работа по тексту сказа – 15 мин.
  4. Контекстное изучение сказа П. П. Бажова «Медной горы Хозяйка» в рамках заочной экскурсии – 15 мин.

5. Подведение итогов урока – 3 мин.

Содержание урока:

1. Вступительное слово учителя. Добрый день, дорогие ребята. Сегодня нас ожидает не совсем обычный урок. Посвящен он будет прочитанному вами дома произведению о Хозяйке Медной горы, но нас ждет и небольшое путешествие по нашей родине, а также во времени – вглубь нашей истории (слайд 1). Дело в том, что некоторые произведения живут очень насыщенной жизнью, преодолевая границы литературы. Их начинают воспринимать как нечто реальное, влияющее на нашу жизнь. А их образы становятся символами определенной эпохи и культуры края. К ним, безусловно, относится образ Хозяйки Медной горы. О нем мы и поговорим сегодня!

2. Теоретические сведения о жанре произведения – литературном сказе.

– Предваряя аналитическую беседу по «Медной горы Хозяйке», давайте поговорим с вами немного о ее жанре. К какому жанру относится это произведение? (К жанру сказа).

– Слово «сказ» очень созвучно знакомому и привычному для нас слову «сказка». От какого общего корня они произошли? (Сказ – сказывать, т. е. рассказывать).

– А в чем заключаются различия между жанрами сказа и сказки? (Ответы-предположения учащихся).

– Сказка – это настоящее фольклорное произведение, зафиксированное в нашей письменной культуре в том виде, в каком пришло к нам в устной традиции от предков, а сказ – это писательская стилизация под фольклор, хотя в основе его, как правило, лежат народные предания и легенды. То есть, помимо фантастики, свойственной сказке, в сказе присутствуют и элементы реальной действительности, часто переосмысленные творческим воображением рассказчика, старавшегося сделать более привлекательным и занимательным какой-то сюжет для читателя. Тем более что и сами поверия и легенды, живущие в народе, также органично сочетают в себе реальность и вымысел, фантазию – на реальное происшествие с течением времени наслаиваются уже вымышленные моменты, благодаря которым «история» становится более захватывающей. А вот что писал о сказе как о литературном жанре небезызвестный вам П. П. Бажов: «К тому, что рассказывает сказка, относились заранее как к вещи, которая занимает, развлекает, поучает младших. А к сказу относились по-другому, в сказе есть элементы действительной жизни, истории… В основе лежит истинное происшествие, и эта близость к истине и отличает сказ от того, что в народном понимании является сказкой» (слайд 2).

 Почему я назвала Бажова «небезызвестным» вам? (Потому что именно его произведение – «Медной горы Хозяйка» – мы читали дома).

– Какие черты жанра сказа вы здесь можете отметить? (Во-первых, в основе произведения лежат уральские предания мастеров-горняков Гумешевского родника; во-вторых, они обработаны писателем и стилизованы под народное, фольклорное повествование; в-третьих, наличие самой фигуры рассказчика, который и передает нам эту историю: «Пошли раз двое наших заводских траву смотреть. А покосы у них дальние были. За Северушкой где-то. День праздничный был, и жарко – страсть. Парун чистый. А оба в горе робили, на Гумешках то есть. Малахит-руду добывали, лазоревку тоже. Ну, когда и королек с витком попадали и там протча, что подойдет»).

– Уже по первым строкам сказа мы можем понять, что предания, которые были для горняков своеобразной реальностью, предметом их верований, сопрягаются здесь с чисто писательским вымыслом. Таковым же предстает перед нами образ, вынесенный в заглавие произведения, – образ Хозяйки Медной горы. Давайте поговорим о нем подробнее.

3. Аналитическая работа по тексту сказа.

– Как выглядела Хозяйка Медной горы в сказе П. П. Бажова? Что она собой представляла? Приведите соответствующие примеры из текста. (слайды 3, 4). (Хозяйка Медной горы – это злой дух, управляющий залежами самоцветов в горах. О ней так и говорит приказчик: «Продал Степан душу нечистой силе». Именно она решает, какому мастеру улыбнется удача, пособляя ему в деле; и наоборот, если кого не взлюбит – не видать тому успеха в деле, не найти жилу самоцветов. Особенно часто она помогает неженатым героям. Предстает Хозяйка то в образе прекрасной девушки, чья красота сильно отличается от обычной, земной красоты, то в образе ящерки: «Глядит, а перед ним на грудке руды у большого камня женщина какая-то сидит. Спиной к парню, а по косе видать – девка. Коса ссиза-черная и не как у наших девок болтается, а ровно прилипла к спине. На конце ленты не то красные, не то зеленые. Сквозь светеют и тонко этак позванивают, будто листовая медь. Дивится парень на косу, а сам дальше примечает. Девка небольшого росту, из себя ладная и уж такое крутое колесо – на месте не посидит. Вперед наклонится, ровно у себя под ногами ищет, то опять назад откинется, на тот бок изогнется, на другой. На ноги вскочит, руками замашет, потом опять наклонится. Однем словом, артуть-девка. Слыхать – лопочет что-то, а по-каковски – неизвестно, и с кем говорит – не видно. Только смешком все. Весело, видно, ей»).

– Каков нрав у Хозяйки Медной горы? (Вряд ли можно ее назвать доброй. Это больше злое, демоническое существо. Кто встретится с ней – тому не сдобровать. В любом контакте с ней содержится потенциальная опасность (слайд 5): «Хозяйка эта – Малахитница-то – любит над человеком мудровать»; «Худому с ней встретиться – горе, и доброму – радости мало». В то же время очевидна женская природа Хозяйки, этим объясняется поведение мужчин: «Парень испужался, конечно, а виду не оказывает. Крепится. Хоть она и тайна сила, а все ж таки девка. Ну, а он парень – ему, значит, и стыдно перед девкой оробеть»).

– Почему она помогает только неженатым мужчинам? (Хозяйка ищет себе жениха, и, встретив потенциального жениха, начинает его испытывать: на смелость, на жадность, на совесть и т. д.).

– Обратите внимание: несмотря на то, что Хозяйка Медной горы – злой дух, оберегающий свои богатства, в людях она приветствует положительные качества, и в этом заключается ее воспитательное содержание, важное для народа: ведь любое народное повествование воспитывает нас, назидает, учит: будь то сказка (чистый вымысел), будь то быль или предание. Приведите примеры ситуаций, где Хозяйка поощряет в герое именно хорошие качества (Смелость в эпизоде, где Степан должен был передать слова приказчику; верность в эпизоде, где он не отрекся от своей невесты ради несметных сокровищ Хозяйки).

– Что еще вы можете сказать о характере таинственной Хозяйки? (У нее смешливый нрав: любит она понасмехаться над бедными мастерами, которые тяжелейшим трудом добывают руду; она воинственна – недаром своих ящерок она называет «мое войско»; ей свойственны сентиментальность и влюбчивость – вспомним, как она прощалась со Степаном, который отказался на ней жениться).

– Какое испытание было самым сложным для Степана? (Испытание, связанное с памятью: Хозяйка столько помогала Степану, что он не мог не вспоминать о ней, и таял на глазах. Недаром в руке его после смерти нашли изумрудные слезы Хозяйки Медной горы – горевал о ней он всю жизнь, но никому не проговорился).

– Каким же учит Хозяйка Медной горы и сам бажовский сказ быть человеку? (Сильным, нежадным, некорыстным, верным, придерживаться высоких моральных принципов).

– Верно. (слайд 6). Хозяйка Медной горы на Урале символизирует отношения человека и горных богатств, предупреждает от жадности, поощряет доброту, скромность, верность слову и мастерство, т. е. христианские добродетели. Хозяйка – это образ-символ, указывающий на тот образец, которым должны руководствоваться люди в своей жизни.

4. Контекстное изучение сказа П. П. Бажова «Медной горы Хозяйка» в рамках заочной экскурсии.

– Итак, о Хозяйке мы с вами поговорили, содержание сказа вкратце повторили. Мы выявили с вами и то назидание, которое приближает эту фантастическую историю к реальности. Но все ли является вымышленным в тексте? (Мнения учащихся).

– Ранее мы говорили с вами, что сказ – это сочетание реальности и вымысла. Есть много реального и здесь. Во-первых, это то, что горняки действительно верили в эти истории о Хозяйке Медной горы. Для них это было правдой. Во-вторых, давайте вспомним следующий эпизод прочитанного вами сказа (слайд 7): «Вскорости нашел им Степан глыбу такую. Выволокли ее наверх. Гордятся – вот-де мы какие, а Степану воли не дали. О глыбе написали барину, тот и приехал из самого, слышь-ко, Сам-Петербурху. Узнал, как дело было, и зовет к себе Степана. – Вот что, – говорит, – даю тебе свое дворянское слово отпустить тебя на волю, ежели ты мне найдешь такие малахитовые камни, чтобы, значит, из их вырубить столбы не меньше пяти сажен долиной. Нашел, конечно, Степан. Что ему, коли он все нутро горы вызнал и сама Хозяйка ему пособляла. Вырубили из этой малахитины столбы, какие им надо, выволокли наверх, и барин их на приклад в самую главную церкву в Сам-Петербурхе отправил. А глыба та, которую Степан сперва нашел, и посейчас в нашем городу, говорят. Как редкость ее берегут». Как вы думаете, действительно ли малахит Степана доехал до самого Петербурга? И какую церковь там строили? И для чего именно понадобились эти малахитовые столбы? (слайд 8) (Предположения учащихся).

– Перенесемся в Петербург. Знаком ли вам этот город? Кто уже успел в нем побывать? Какими зданиями он прежде всего знаменит? (Ответы учащихся). (слайд 9). Итак, мы в Исаакиевском соборе города Санкт-Петербург – крупнейшем православном храме, построенном в 1818-1858 гг. по проекту архитектора Огюста Монферрана; строительство курировал император Николай I. (слайд 10).

– Внутреннее убранство Исаакия многоцветно. Из мрамора самых разных расцветок выложены внутренние стены и пол собора, созданы колонны, арки, карнизы, балюстрада... Здесь можно видеть желтый мрамор из Сиенны, зеленый – из Генуи, красный с темными прожилками – из Южной Франции, белый – из разных мраморных ломок Италии, серый – из Выборга, также шокшинский порфир, черный аспид, розовый тивдийский мрамор... (слайды 11-13).

– А вот малахитовые колонны Исаакия, по преданию, высеченные из уральского малахита. (слайд 14). Посмотрите, как удивительно сочетается вымысел с действительностью! Малахитовые колонны поистине можно назвать сердцем всего цветистого украшения храма. Уральский малахит поражает своей красотой и роскошностью. Даже в сухих казенных описях собора XIX века, когда дело доходит до малахитовых колонн, звучат восторженные ноты. Например, в описи 1858 года: «Иконостас Главного алтаря поднят почти до высоты сводов и выстроен из белоснежного статуйного мрамора. Он украшен осьмью большими желобчатыми колоннами и двумя пилястрами из малахита, с золочеными базами и капителями. Высота их 42 фута. Колонны эти красотою и богатством материала превосходят все колонны мира». (слайды 15, 16).

– Монферран испытывал к этому камню особое пристрастие и хорошо разбирался в нем. Еще в 30-е годы создавал малахитовый зал в особняке Демидовых. Поэтому мысль использовать малахит при строительстве собора пришла ему в голову не случайно. В 1843 году было заказано Нижнетагильскому демидовскому заводу 1500 пудов малахита наивысшего качества. Малахит должен был быть ленточный и добыт из меднорудянских шахт.

– Монферран лично контролировал все работы, связанные с малахитом, начиная с поставки. Только на дотошный отбор малахита ушло несколько лет. Далее мастерам-малахитчикам поручено было приготовить 178 бронзовых досок, оклеенных малахитом, из которых потом должны монтироваться колонны. Малахит распиливали на тонкие плитки толщиной 2,54 мм. Затем их подбирали по «жилам и оттенкам». Швы плиток «должны быть сколь возможно менее заметны».  К сожалению, история не сохранила имен русских мастеров-малахитчиков, сотворивших это рукотворное чудо. Сам Монферран в книге, посвященной Исаакиевскому собору, писал, что колонны сразу круглыми вытаскивали из каменоломен. Использовались при этом технологии Древнего Египта. Каким-то невероятным образом многотонные махины высекались сразу идеально круглыми, транспортировались к месту. (слайд 17).

– Как вы думаете, понравилось ли такое масштабное строительство из малахита Хозяйке Медной горы? (Нет).

– По воспоминаниям очевидцев строительства Исаакия и добычи малахита на Урале, Хозяйка Медной горы – языческое божество – была оскорблена тем, что ее камень пошел на строительство православного Собора и просто обрушила все запасы малахита в недосягаемые недра. После колонн Исаакия больше не было таких грандиозных малахитовых изделий. Пострадал и сам добытчик Демидов, под чьим руководством  протекала добыча малахита. На колонны Исаакиевского собора Демидов поставил все свои запасы малахита и обвалил рынок. Стоимость камня и его статус резко упали, добыча малахита стала экономически невыгодной и прекратилась.

– После такого сложно относиться к преданию о Хозяйке Медной горы как к чистому вымыслу. Не правда ли? (Ответы учащихся). (слайд 18).

– И сегодня малахитовые колонны Исаакия поражают наш взор величием и красотой. В них все самого высокого класса, все – само совершенство: и редчайшая природная прелесть камня, пожалуй, самого лучшего и по цвету и по рисунку малахита, который употребляли для крупных изделий в Петербурге в XIX веке; и тончайший художественный вкус, с которым подобраны друг к другу мозаичные пластинки, образующие чарующую, опять-таки неповторимую композицию самых причудливых узоров; и, наконец, самое высочайшее качество зеркальной полировки. (слайд 19).

5. Подведение итогов урока. Итак, сегодня мы читали и изучали одно из самобытнейших и интереснейших произведений русской литературы, поговорили о жанре сказа и увидели, насколько тонким и глубоким, органичным в нем является сочетание реальности и фантастики, вымысла и как иногда удивительно эта фантастика перетекает в нашу жизнь, заставляя даже маститых архитекторов, ученых и финансистов поверить в неземные, колдовские чары Хозяйки уральских самоцветов!

(слайд 20). А домашнее задание будет следующим: Мы говорили с вами о том, что сказ содержит правду и вымысел одновременно. И мы увидели, как фантастическая история о Хозяйке Медной горы буквально «ожила» в разговоре о строительстве Исаакиевского собора! Но только ли Санкт-Петербург является причастным к этому преданию? Проведите небольшое исследование и расскажите о городе, на гербе которого красуется Хозяйка Медной горы и с чем это связано?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лингвистический анализ текста. Конспект урока русского языка и литературы в 6 классе

Обучение правилам строения красивого, правильного текста; приобретение навыков лингвистического анализа прозаического текста...

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Конспект урока русского языка и литературы в 7 классе «Повторение и обобщение изученного по теме «Причастие».

Тип урока: повторительно-обобщающий урок. Цель урока:учащиеся должны уметь находить причастие, определять его грамматические признаки, правильно писать орфограммы в причастии, выделять прич...

Конспекты уроков русского языка и литературы

Конспекты уроков по  русскому языку и литературе...

Конспект урока русского языка и литературы в 5 классе по теме "Фонетика. Звукопись"

урок совершенствования и углубления знаний и умений по теме фонетика...