Рабочая программа
рабочая программа по литературе (5 класс)
Рабочая программа курса «Литература 5 класс» Авторы: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura_5r1_klass.docx | 353.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Оглавление.
1 | Пояснительная записка. | 3 |
2 | Планируемые результаты освоения учебного предмета. | 7 |
3 | Содержание учебного предмета. | 10 |
4 | Календарно-тематическое планирование. | 23 |
1.Раздел. Пояснительная записка.
Рабочая программа по литературе для 5 класса основной общеобразовательной школы составлена и реализуется на основе следующих документов:
1.ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации».
2.Закон РО № 26-ЗС «Об образовании в РО».
3.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
4.Примерная программа курса «Литература 5 класс» Авторы: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС.
5.Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ лицея № 5.
6.Положение о рабочей программе учителя МБОУ лицей № 5.
7.Учебный план МБОУ лицея №5 на 2020-2021 учебный год.
8.«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях»-СанПиН 2.4.2821-10.
Цели учебного предмета:
- создание условий для воспитания духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- создание условий для развития эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- создание условий для освоения текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- создание условий для овладения умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Задачи учебного предмета:
- создать условия для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
- создать условия для развития умение смыслового чтения и анализа, основанного на понимании образной природы искусства слова, опирающегося на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
- создать условия для формирования умение читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
- способствовать овладению учащимися возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
- способствовать овладению учащимися важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
- научить использовать опыт общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании;
- создать условия для повышения индивидуальной активности;
- создать условия для повышения внутренней мотивации к изучению предметов;
- создать условия для расширения кругозора школьников.
Главной целью литературного образования в 5 классе является демонстрация богатства и разнообразия произведений искусства слова в процессе его становления и развития. В центре анализа конкретного произведения- сюжет.
Материал в планировании расположен по литературным темам, что обеспечивает последовательность изучения литературных явлений, обобщения, закрепления и развития литературных знаний.
Общая характеристика учебного предмета.
Особенностью преподавания литературы в 5 классе является приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в 5 классе.
Особое место в предполагаемых уроках отводится освоению теоретико-литературных понятий, дающих возможность эстетического восприятия и эстетической характеристики изученного произведения. Наиболее важным здесь представляется акт накопления определенного эстетического опыта, который естественным образом приведет учащихся к пониманию значения термина и роли понятия в художественной структуре произведения и в художественном мире автора.
Доминантной идеей преподавания литературы в 5 классе является приобщение к книге, формирование устойчивого интереса к систематическому инициативному чтению. В контекст уроков включены задания и упражнения, позволяющие характеризовать образ героя в единстве с развитием сюжета, своеобразием композиции и языковой художественной системой. При работе важно обращать внимание пятиклассников на художественную деталь и ее роль для понимания образа, эпизода, художественной идеи.
Место предмета «Литература» в учебном плане.
На изучение курса отводится 105 часов, с расчетом – 3 часа в неделю. Рабочая программа по «Литературе» составлена в соответствии с учебным планом МБОУ лицея №5. Календарный план-график для учащихся 5 классов МБОУ лицея №5 на 2020-2021 учебный год предполагает реализацию курса в 5р1 классе в течение 35 недель, 102 часа.
Содержание программы реализуется полностью за счет уплотнения тем:
- И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе ( с 2 ч на 1 час)
- В.П.Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро» (с 3 ч. на 2 часа).
- В.Г.Распутин. «Век живи – век люби» ( с 2 ч на 1 час).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Литература как учебный предмет обладает большим воспитательным
потенциалом, дающим учителю возможность не только развивать интеллектуальные способности учащихся, но и формировать их ценностно -мировоззренческие ориентиры, которые позволят им адекватно воспринимать проблематику произведений отечественной
классики, т. е. включаться в диалог с писателем. Приобщение к «вечным» ценностям, исповедуемым литературной классикой, является одним из главных направлений школьного литературного образования и способствует постановке таких его приоритетных целей, как:
- воспитание духовно развитой личности, испытывающей потребность в
саморазвитии и внутреннем обогащении, расширении культурного кругозора и реализации накопленного духовного опыта в общественной практике;
- формирование гуманистического мировоззрения, базирующегося на
понимании ценности человеческой личности, признании за нею права на свободное развитие и проявление ее творческих способностей;
- формирование основ гражданского самосознания, ответственности за
происходящее в обществе и в мире, активной жизненной позиции;
- воспитание чувства патриотизма, любви к Отечеству и его великой истории
и культуре, а также уважения к истории и традициям других народов;
- развитие нравственно-эстетического подхода к оценке явлений
действительности, стремления к красоте человеческих взаимоотношений, высокие образцы которых представлены в произведениях отечественной классики;
- приобщение к творческому труду, направленному на приобретение умений
и навыков, необходимых для полноценного усвоения литературы как учебной дисциплины и вида искусства.
2.Раздел. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного курса.
Личностными результатами являются:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• самоопределение и самопознание, ориентация в системе личностных смыслов на основе соотнесения своего «я» с художественным миром авторов и судьбами их героев.
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в 5 классе проявляются в:
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты состоят в следующем:
в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
В результате изучения литературы ученик должен знать:
- содержание литературных произведений, подлежавших обязательному изучению;
- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
- основные факты жизненного и творческого пути писателей – классиков;
- основные теоретико-литературные понятия;
- уметь работать с книгой;
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою.
Учебно-методические пособия, используемые для достижения планируемых результатов.
Учебник «Литература 5 класс» (Авт.-сост. Г.С.Меркин). В 2-х частях.-7-е изд.-М.: ООО «ТИД» «Русское слово».
Учебно-методическая литература.
Планирование и материалы к курсу «Литература 5 класс» (Авт.-сост. Г.С.Меркин, Б.Г. Меркин). М.: «Русское слово».
3. Раздел. Содержание учебного предмета «Литература 5 класс».
Введение.(1Ч.)
Книга — твой друг. Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества (родина, край, искусство, нравственная память). Литература как искусство слова. Писатель — книга — читатель. Книга художественная и учебная.
Особенности работы с учебной хрестоматией (сведения о писателях, художественные произведения, вопросы и задания, статьи, справочный аппарат, иллюстрации и т. д.).
Из мифологии. (3Ч.)
Рассказ о мифе и мифологии. Миф — своеобразная форма мироощущения древнего человека, стремление к познанию мира. Миф как явление эстетическое. Основные категории мифов. Возникновение мифов. Мифологические герои и персонажи.
Античный миф: происхождение мира и богов: «Рождение Зевса», «Олимп». Представления древних греков о сотворении Вселенной, богов и героев. Гомер. «Одиссея» («Одиссей на острове циклопов. Полифем»). Рассказ о Гомере. Сюжет мифа. Образы Одиссея и Полифема.
Теория литературы: миф, легенда, предание; мифологический сюжет; мифологический герой; мифологический персонаж.
Развитие речи: подбор ключевых слов и словосочетаний, различные виды пересказа, словесное рисование, выборочное чтение отдельных эпизодов и их пересказ.
Связь с другими искусствами: гомеровские сюжеты в изобразительном искусстве и книжной графике.
Краеведение: легенды, мифы и предания в регионе.
Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии (или вечер одного стихотворения) — чтение наизусть стихотворений из античной поэзии.
Из устного народного творчества. ( 9 Ч.)
Истоки устного народного творчества, его основные виды.
Сказки. Волшебная сказка: «Царевна-лягушка». Сюжет в волшебной сказке: зачин, важное событие, преодоление препятствий, поединок со злой силой, победа, возвращение, преодоление препятствий, счастливый финал. Сказочные образы. Нравственная проблематика сказки: добрая и злая сила в сказках. Бытовая сказка: «Чего на свете не бывает». Отличие бытовой сказки от волшебной. Сюжеты и реальная основа бытовых сказок. Своеобразие лексики в сказках. Сказка и миф: сходства и различия. Сказки народов России. «Падчерица».
Теория литературы: загадки, пословицы, поговорки (развитие представлений); антитеза, антонимы, иносказание. Сказка. Типы сказок (о животных, волшебные, бытовые). Особенности сказок (присказка, зачин, повтор, концовка, постоянные эпитеты, сравнения и пр.). Сказочный персонаж. Типы сказочных персонажей. Образы животных, образ-пейзаж.
Развитие речи: работа со словарями, составление словарной статьи; сказывание сказки; сочинение собственной сказки.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, книжная выставка, кинофильмы и мультипликации по мотивам сказочных сюжетов.
Краеведение: сказки и другие жанры фольклора в регионе.
Возможные виды внеурочной деятельности: вечер сказок, фольклорный праздник, предметная неделя и др.
Из древнерусской литературы. (2Ч.)
Создание первичных представлений о древнерусской литературе.
Из «Повести временных лет» («Расселение славян», «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам»). История: исторические события, факты жизни государства и отдельных князей и их отражение в древнерусской литературе (право на вымысел у древнерусского автора); нравственная позиция автора в произведениях древнерусской литературы. Теория литературы: начальное понятие о древнерусской литературе; летопись.
Развитие речи: пересказ текстов древнерусской литературы;
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Краеведение: родной край в произведениях древнерусской литературы.
Басни народов мира и русские басни. (7 Ч.)
Эзоп. Краткие сведения о баснописце. Басня «Ворон и Лисица». Раскрытие характеров персонажей в баснях: ум, хитрость, сообразительность, глупость, жадность; элементы дидактизма в басне.
Теория литературы: басня, притча, эзопов язык.
Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на вопрос.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.
Русские басни. Русские баснописцы XVIII века. Нравственная проблематика басен, злободневность. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность; просвещение и невежество — основные темы басен. Русская басня в XX веке.
В.К. Тредиаковский. Краткие сведения о писателе. Басня «Ворон и Лиса».
А.П. Сумароков. Краткие сведения о писателе. Басня «Вороной Лиса».
И.А. Крылов. Краткие сведения о писателе. Детство. Отношение к книге. Басни: «Ворона и Лисица», «Демьянова уха», «Волк на псарне», «Свинья под Дубом» и др. по выбору. Тематика басен И.А. Крылова. Сатирическое и нравоучительное в басне. Образный мир басен И.А. Крылова.
С.В. Михалков. Басни: «Грибы», «Зеркало». Тематика, проблематика.
Теория литературы: басенный сюжет; мораль, аллегория, сравнение, гипербола.
Развитие речи: различные типы чтения (в том числе чтение наизусть, конкурс на лучшее чтение, чтение по ролям); инсценирование басни.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; мультипликации басен И.А. Крылова. Краеведение: заочная экскурсия («У памятника И.А. Крылову»); сбор материалов о баснописцах региона.
Возможные виды внеурочной деятельности: «В литературной гостиной» — конкурс на лучшую инсценировку басни; устный журнал «Дедушка Крылов».
Из литературы х1х века. (38 Ч.)
Русская литература XIXвека (первая половина)
А.С. Пушкин .Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта. Пушкин и книга. А.С. Пушкин и няня Арина Родионовна. Стихотворение «Няне*. Образы природы в стихотворениях поэта «Зимняя дорога». «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». «Пушкинская сказка — прямая наследница народной». Гуманистическая направленность пушкинской сказки. Герои и персонажи в «Сказке...». Литературная сказка и ее отличия от фольклорной; добро и зло в сказке А.С. Пушкина; чувство благодарности; верность, преданность, зависть, подлость; отношение автора к героям. Поэма «Руслан и Людмила» (отрывок). Сказочные элементы. Богатство выразительных средств.
Теория литературы: первое представление о пейзажной лирике; риторическое обращение; фольклорные элементы.
Развитие речи: выразительное чтение, в том числе наизусть; письменный ответ на вопрос; рассказ о герое; словесное рисование.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, портреты поэта. Кинематографические и музыкальные произведения на сюжеты сказок А.С. Пушкина. Краеведение: литературная викторина («Пушкинские места в Ростовской области.»).
Возможные формы внеурочной деятельности: конкурс на лучшее знание сказок А.С. Пушкина, вечер пушкинской сказки.
ПоэзияXIXвека о родной природе.
А.А. Фет. «Чудная картина...»
М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива...» Ф.И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», «Весенние воды».
Е.А. Баратынский.«Весна, весна! как воздух чист!..» И.З.Суриков. «В ночном».
М.Ю. Лермонтов. Краткие сведения о детских годах писателя. Стихотворение «Бородино». История создания стихотворения. Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю. Лермонтова. Художественное богатство стихотворения. История и литература; любовь к родине, верность долгу.
Теория литературы: эпитет, сравнение, метафора (развитие представлений о тропах); звукопись.
Развитие речи: выразительное чтение наизусть, письменный ответ на вопрос учителя, творческая работа «На Бородинском поле», составление кадров кинофильма (мультфильма).
Связь с другими искусствами: портрет, работа с иллюстрациями, в том числе с материалами о Бородинской панораме в Москве.
Краеведение: литературная игра «Что? Где? Когда?» или викторина («Тарханы — Москва»; «На поле Бородина»).
Н.В. Гоголь. Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе Н.В. Гоголя. Повесть «Ночь перед Рождеством». Отражение в повести славянских преданий и легенд; образы и события повести. Суеверие, злая сила, зло и добро в повести. Теория литературы: мифологические и фольклорные мотивы в художественном произведении; фантастика; сюжет; художественная деталь, портрет, речевая характеристика.
Развитие речи: краткий выборочный пересказ, подбор материала для изложения с творческим заданием, формулировка учащимися вопросов для творческой работы, словесное рисование.
Связь с другими искусствами: выставка «Различные издания повести Н.В. Гоголя».Краеведение: литературная викторина «На родине Н.В. Гоголя».
Возможные виды внеурочной деятельности: написание сценария, инсценирование фрагментов повести.
Русская литератураXIXвека (вторая половина).
И.С. Тургенев. Детские впечатления И.С. Тургенева. Спасское-Лутовиновов представлениях и творческой биографии писателя. Рассказ «Мужу» и стихотворение в прозе «Воробей». Современники о рассказе «Муму». Образы центральные и второстепенные; образ Муму. Тематика и социальная проблематика рассказа. Социальная несправедливость, бесправие, беззаконие, добродетельность, добросердечие, добродушие, доброта, добронравие, гуманность, сострадание в рассказе. И.С. Тургенев о языке: стихотворение в прозе «Русский язык».
Теория литературы: рассказ; углубление представлений о теме художественного произведения; стихотворение в прозе; эпитет, сравнение (развитие представлений).
Развитие речи: краткий выборочный пересказ, сопоставление персонажей, рассказ о герое по плану, письменный отзыв на эпизод, словесное рисование (портрет героя), составление вопросов и заданий для литературной викторины (конкурс), чтение наизусть.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, экранизация рассказа И.С. Тургенева.
Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Спасское-Лутовиново».
Н.А. Некрасов . Детские впечатления поэта. Стихотворение «Крестьянские дети». Основная тема и способы ее раскрытия. Отношение автора к персонажам стихотворения. Стихотворение «Тройка».
Теория литературы: фольклорные элементы в художественном произведении; строфа; эпитет, сравнение (развитие представлений).
Развитие речи: выразительное чтение, рассказ о герое, работа со словарями.
Связь с другими искусствами: иллюстрации к поэме.
Краеведение: страницы устного журнала о Н.А. Некрасове. («Грешнево — Карабиха».)
Л.Н. Толстой. Сведения о писателе. Л.Н. Толстой в Ясной Поляне. Яснополянская школа. Рассказ «Кавказский пленник». Творческая история. Тема и основные проблемы: смысл жизни, справедливость; свобода, неволя в повести. Две жизненные позиции (Жилин и Костылин). Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Своеобразие сюжета. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу. Отношение писателя к событиям.
Теория литературы: рассказ (развитие представлений); портрет; завязка, кульминация, развязка.
Развитие речи: различные виды чтения, письменный отзыв на эпизод, рассказ по плану, письменная формулировка вывода, дискуссия.
Связь с другими искусствами: выставка-конкурс рисунков учащихся.
Краеведение: материалы к выставке о Л.Н. Толстом («Ясная Поляна »).
А.П. Чехов .Детские и юношеские годы писателя. Семья А.П. Чехова. Врач А.П. Чехов и писатель Антоша Чехонте. Книга в жизни А.П. Чехова. Рассказ «Злоумышленник»', тема; приемы создания характеров и ситуаций; отношение писателя к персонажам. Жанровое своеобразие рассказа.
Теория литературы: юмор (юмористическая ситуация), комическая ситуация, ирония; роль детали в создании художественного образа; антитеза, метафора, градация.
Развитие речи: чтение по ролям, пересказ юмористического произведения, отзыв об эпизоде, подготовка учащимися вопросов и заданий для экспресс-опроса.
Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.
Краеведение: создание диафильма «По чеховским местам (Таганрог)».
Из литературы XXВЕКА. (29 Ч.)
И.А. Бунин. Детские годы И.А. Бунина. Семейные традиции и их влияние на формирование личности. Книга в жизни И.А. Бунина. Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги...»: тема природы и приемы ее реализации; художественное богатство стихотворения; второй план в стихотворении. Рассказ «В деревне»: слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние персонажа. Выразительные средства создания образов.
Теория литературы: стихотворение-размышление, образ-пейзаж, образы животных (развитие представлений).
Развитие речи: пересказ и чтение наизусть, цитатный план, письменный ответ на вопрос. Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Литературный Орел».
Л.Н. Андреев. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Петька на даче»: основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжелое детство; сострадание, чуткость, доброта). Роль эпизода в создании образа героя; природа в жизни мальчика. Значение финала.
Теория литературы: тема, эпизод, финал.
Развитие речи: пересказ краткий, выборочный; составление вопросов; письменный ответ на вопрос.
А.И. Куприн. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Золотой петух». Тема, особенности создания образа. Теория литературы: рассказ (расширение и углубление представлений); характеристика персонажа, портрет героя.
Развитие речи: пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде.
Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.
А.А. БЛОК. Детские впечатления А. Блока. Книга в жизни юного А. Блока. Блоковские места (Петербург, Шахматово). Стихотворение «Летний вечер»: умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей; стихотворение «Полный месяц встал над лугом...»: образная система, художественное своеобразие стихотворения.
Теория литературы: антитеза. Развитие речи: выразительное чтение, рассказ с использованием ключевых слов, альтернативное изложение.
Краеведение: подбор материала о блоковском Петербурге и имении Шахматове
С.А. Есенин. Детские годы С. Есенина. В есенинском Константинове. Стихотворения: «Ты запой мне ту песню, что прежде...», «Поет зима — аукает...», «Нивы сжаты, рощи голы... »— по выбору. Единство человека и природы. Малая и большая родина.
Теория литературы: эпитет, метафора, сравнение, олицетворение (развитие представлений о понятиях).
Развитие речи: чтение наизусть, цитатный план.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, художественными и документальными фотографиями.
Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Константиново — Москва».
А.П. Платонов. Краткие биографические сведения о писателе. Рассказ «Никита». Тема рассказа. Мир глазами ребенка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире); образ Никиты.
Развитие речи: рассказ о писателе, художественный пересказ фрагмента, составление словаря для характеристики предметов и явлений.
Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.
П.П. Бажов . Краткие сведения о писателе. Сказ «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.П. Бажова (труд и мастерство, вдохновение). Приемы создания художественного образа.
Теория литературы: сказ, отличие сказа от сказки, герой повествования, афоризм.Развитие речи: пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде. Связь с другими искусствами: рисунки учащихся. Краеведение: Екатеринбург П.П. Бажова.
Н.Н. Носов. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Три охотника»: тема, система образов. Развитие речи: пересказ.
Е.И. Носов . Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта. Мир глазами ребенка; юмористическое и лирическое в рассказе. Воспитание чувства милосердия, сострадания, участия, заботы о беззащитном.
Теория литературы: юмор (развитие представлений).
Развитие речи: пересказ (краткий и от другого лица), письменный ответ на вопрос, инсценированное чтение.
Возможные виды внеурочной деятельности: инсценирование.
Родная природа в произведениях писателейXX века
Час поэзии «Поэзия и проза XX века о родной природе»:
В.Ф. Боков. «Поклон»;Н.М. Рубцов. «В осеннем лесу»;
Р.Г. Гамзатов.«Песня Соловья»;В.И. Белов.«Весенняя ночь»;
В.Г. Ра с п у т и н. «Век живи — век люби» (отрывок).
ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ РОССИИ.
Г. Тукай. Стихотворения «Родная деревня», «Книга».
Любовь к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга как «отрада из отрад», «путеводная звезда».
Из зарубежной литературы.(11 ч.)
Рассказ о мифе и мифологии. Миф — своеобразная форма мироощущения древнего человека, стремление к познанию мира. Миф как явление эстетическое. Основные категории мифов. Возникновение мифов. Мифологические герои и персонажи.
Гомер . Поэма «Одиссея» («Одиссей на острове циклопов. Полифем»). Рассказ о Гомере. Сюжет мифа. Образы Одиссея и Полифема.
Теория литературы: миф, легенда, предание; мифологический сюжет; мифологический герой; мифологический персонаж.
Развитие речи: подбор ключевых слов и словосочетаний, различные виды пересказа, словесное рисование, выборочное чтение отдельных эпизодов и их пересказ.
Связь с другими искусствами: гомеровские сюжеты в изобразительном искусстве и книжной графике.
Краеведение: легенды, мифы и предания в регионе.
Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии (или вечер одного стихотворения) — чтение наизусть стихотворений из античной поэзии.
Д. Дефо. Краткие сведения о писателе. Роман «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо» (отрывок). Сюжетные линии, характеристика персонажей (находчивость, смекалка, доброта), характеристика жанра.
Теория литературы: притча, приключенческий роман, роман воспитания, путешествие (первичные представления о данных понятиях).
Развитие речи: различные виды пересказа, изложение с элементами сочинения.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.
Х.К. Андерсен. Краткие сведения о писателе, его детстве. Сказка «Соловей»: внешняя и внутренняя красота, благодарность.
Теория литературы: волшебная сказка (развитие представлений), авторский замысел и способы его характеристики.
Развитие речи: различные виды пересказов, письменный отзыв об эпизоде.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.
Возможные виды внеурочной деятельности: написание сценария мультфильма, инсценирование сказки и ее постановка.
М.Твен. Краткие сведения о писателе. Автобиография и автобиографические мотивы. Роман «Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир детства и мир взрослых.
Теория литературы: юмор, приключения как форма детской фантазии.
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, письменный отзыв о герое.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.
Ж. Рони-старший. Краткие сведения о писателе. Повесть «Борьба за огонь» (отдельные главы). Гуманистическое изображение древнего человека. Человек и природа, борьба за выживание, эмоциональный мир доисторического человека.
Развитие речи: составление плана, письменная и устная характеристика героя.
ДЖ. Лондон. Краткие сведения о писателе. Детские впечатления. «Сказание о Кише» (период раннего взросления в связи с обстоятельствами жизни; добро и зло, благородство, уважение взрослых).
Теория литературы: рассказ (развитие представлений).
Развитие речи: различные виды пересказов, устный и письменный портрет героя.
А. Линдгрен. Краткие сведения о писательнице. Роман «Приключения Эмиля из Лённеберги» (отрывок).Возможные виды внеурочной деятельности: литературная викторина.
Итоговый урок. Встреча в литературной гостиной («Путешествие в мир книги»), или «Литературный карнавал», или литературный час («Я хочу рассказать вам...»).
Для заучивания наизусть
И.А. Крылов. Басня — на выбор.
А.С. Пушкин. Отрывок из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях».
М.Ю. Лермонтов. «Бородино» (отрывок).
Н.А. Некрасов. Одно из стихотворений — по выбору.
Одно из стихотворений о русской природе поэтов XIX века.
А.А. Блок. «Летний вечер».И.А. Бунин. Одно из стихотворений — по выбору. С.А. Есенин. Одно из стихотворений — по выбору.
Одно из стихотворений о русской природе поэтов XXвека.
№ урока | Раздел . | кол-во час | Из них | |
Кр | Рр | |||
1. | Введение. | 1 | ||
2. | Из мифологии. | 3 | ||
3. | Из устного народного творчества. | 9 | 1 | 2 |
4. | Из древнерусской литературы. | 2 | ||
5. | Басни народов мира. | 1 | ||
6. | Русская басня. | 6 | 1 | |
7. | Из литературы 19 века. | 38 | 1 | 5 |
8. | Из литературы 20 века. | 29 | 1 | 2 |
9. | Из зарубежной литературы. | 13 | 1 | 1 |
102 | 4 | 11 |
4.Календарно-теметическое планирование «Литература 5 класс».
№ | Раздел учебного курса. Тема урока. | Дата |
Введение. 1ч. | ||
1. | 1.Книга – твой друг. | 1.09 |
Из мифологии . 3ч | 3 ч | |
2. | 1. Античные мифы. «Пять веков» и «Рождение Зевса». | 5.09 |
3. | 2.Миф «Олимп».Входная диагностика. | 7.09 |
4. | 3.«Одиссей на острове циклопов. Полифем». | 8.09 |
Из устного народного творчества. 9ч (6+1РР+2Кр) | 9 ч | |
5. | 1.Загадки. | 9.09 |
6. | 2.Пословицы и поговорки. | 16.09 |
7. | 3.Литературная игра «УНТ». | 18.09 |
8. | 4.Р/Р Сочинение по пословице или поговорке. | 19.09 |
9 | 5.Сказка. «Царевна-лягушка». Подготовка к мини-проекту. | 23.09 |
10 | 6.Сюжет и реальная основа в бытовой сказке «Чего на свете не бывает?» Подготовка к мини-проекту. | 25.09 |
11 | 7.Сказки народов России. «Падчерица». Подготовка к мини-проекту. | 26.09 |
12 | 8.Особенности волшебной сказки. Мини-проект «Скоро сказка сказывается». | 30.09 |
13 | 9.Контрольная работа по теме «УНТ» № 1 | 2.10 |
Из древнерусской литературы. 2ч. | 2 ч | |
14. | 1.Из «Повести временных лет»: «Расселение славян». | 3.10 |
15. | 2.«Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам». | 7.10 |
Басни народов мира .1ч. | 1 ч | |
16. | 1.Эзоп. «Ворон и Лисица». Жан де Лафонтен «Лисица и виноград». | 9.10 |
Русская басня . 6ч. (5+1РР) | 6ч | |
17. | 1.Русские басни. М.В.Ломоносов «Случились два астронома в пиру…». | 10.10 |
18. | 2.Басни о Вороне и Лисице В.К.Тредиаковского, А.П.Сумарокова, И.А.Крылова. | 14.10 |
19. | 3.Басни И.А. Крылова. «Волк на псарне». | 16.10 |
20. | 4.И.А. Крылов. Басни «Волк и Ягнёнок», «Свинья под Дубом», «Демьянова уха». | 17.10 |
21 | 5Р/р. Конкурс чтецов на лучшее исполнение басен И.А.Крылова. | 21.10 |
22. | 6.Русская басня в XX веке. | 23.10 |
Из литературы XIX века. 38 ч. (29+8РР+1Кр) | 38ч | |
23 | 1.Краткие сведения об А.С.Пушкине. Заочная экскурсия по пушкинским местам. | 24.10 |
24. | 2.А.С. Пушкин. Стихотворение «Няне». | 6.11 |
25. | 3.А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». | 7.11 |
26. | 4.Черты сходства и различия волшебной и литературной сказки. | 11.11 |
27. | 5.А.С.Пушкин. «Руслан и Людмила» (отрывок). | 13.11 |
28. | 6.А.С.Пушкин. Стихотворение «Зимняя дорога». | 14.11 |
29. | 7.Поэзия XIX века о родной природе. | 18.11 |
30 | 8.Краткие сведения о М.Ю.Лермонтове. Заочная экскурсия по лермонтовским местам. | 20.11 |
31. | 9.Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино». Историческая основа и прототипы героев. | 21.11 |
32. | 10.Средства художественной выразительности в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино». | 25.11 |
33. | 11.Р/р.Сочинение «Путешествие на поле славы». (Повествование о событиях от лица их участников). | 27.11 |
34 | 12.Анализ письменных работ. | 28.11 |
35. | 13.Н.В.Гоголь. Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе Н.В.Гоголя. | 2.12 |
36. | 14.Н.В.Гоголь. «Ночь перед Рождеством». Фольклорные источники и мотивы. Историческая основа повести. Оксана и кузнец Вакула. | 4.12 |
37. | 15.Фантастика и реальность в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством». | 5.12 |
38 | 16.Детские впечатления И.С.Тургенева. Заочная экскурсия в Спасское-Лутовиново. | 9.12 |
39. | 17. И.С.Тургенев. Рассказ «Муму». Образ Герасима. | 11.12 |
40. | 18.Богатырский облик и нравственное превосходство Герасима над барыней и её челядью. | 12.12 |
41. | 19.Герасим и Му-му. Немой протест героя – символ немоты крепостных крестьян. | 16.12 |
42 | 20 Р/р. сочинение «Эпизод рассказа, который произвёл на меня самое сильное впечатление». | 18.12 |
43 | 21. Анализ сочинений. | 19.12 |
44. | 22.И.С.Тургенев. Стихотворение в прозе «Воробей», «Русский язык»,«Два богача | 23.12 |
45 | 23.Н.А.Некрасов. Детские впечатления поэта. Заочная экскурсия в Грешнево. | 25.12 |
46. | 24.Н.А.Некрасов. Особенности композиции стихотворения «Крестьянские дети». | 26.12 |
47. | 25.Основная тема стихотворения «Крестьянские дети» и способы ее раскрытия. Отношение автора к персонажам. | 13.01 |
48. | 26.Н.А.Некрасов. Стихотворение «Тройка». | 15.01 |
49. | 27.Р/р.Обучение анализу поэтического текста. | 16.01 |
50 | 28.Л.Н.Толстой. Сведения о писателе. Историко-литературная основа рассказа «Кавказский пленник». Заочная экскурсия в Ясную Поляну. | 20.01 |
51 | 29.Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник». Жилин и Костылин в плену. | 22.01 |
52. | 30.Две жизненные позиции в рассказе «Кавказский пленник». Художественная идея рассказа. | 23.01 |
53 | 31.Р/р. Подготовка к сочинению «Над чем меня заставил задуматься рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»?» | 27.01 |
54 | 32. Анализ сочинений. | 29.01 |
55 | 33.Детские и юношеские годы А.П.Чехова. Семья А.П.Чехова. Книга в жизни А.П.Чехова. | 30.01 |
56 | 34.Рассказ А.П.Чехова «Злоумышленник». Приёмы создания характеров и ситуаций. Жанровое своеобразие рассказа. | 3.02 |
57 | 35.Рассказ А.П.Чехова «Пересолил». Работа над проектом. | 5.02 |
58 | 36.Р/р. Сочинение:юмор-кий рассказ о случае из жизни. | 6.02 |
59 | 37.Контрольная работа 2 по произведениям из русской литературы 19 века. | 10.02 |
Из литературы XX века. 29 ч. (26+2Рр+1Кр) | 29 ч | |
60 | 1.Краткие сведения об И.А.Бунине. Заочная экскурсия по бунинским местам. | 12.02 |
62. | 2.Стихотворение И.Бунина «Густой зеленый ельник у дороги…». Тема природы и приёмы её реализации. | 13.02 |
63. | 3.И.А.Бунин. Рассказ «В деревне». | 17.02 |
64. | 4.И.А.Бунин. «Подснежник» | 19.02 |
65. | 5.Л.Н.Андреев Краткие сведения о писателе. | 20.02 |
66. | 6.Л.Андреев «Петька на даче». Мир города в рассказе. | 24.02 |
67. | 7.Л.Н.Андреев«Петька на даче». Противопоставление мира города и дачи в рассказе. Тематика и нравственная проблематика рассказа. | 26.02 |
68 | 8.А.И.Куприн. Краткие сведения о писателе. Заочная экскурсия в музей А.И.Куприна в Наровчате. | 27.02 |
69. | 9.Рассказ А.И.Куприна «Золотой Петух». Тема, особенности создания образа. | 3.03 |
70 | 10.Р/р. Обучение анализу эпизода. | 5.03 |
71. | 11.Детские впечатления А.А.Блока. Книга в жизни юного А.А.Блока. Блоковские места. | 6.03 |
72. | 12.А.А.Блок. «Летний вечер», «Полный месяц встал над лугом…». | 10.03 |
73. | 13.С.А.Есенин Детские годы. | 12.03 |
74. | 14.С.А.Есенин «Ты запой мне ту песню, что прежде…» | 13.03 |
75. | 15.С.А.Есенин «Поёт зима – аукает…», «Нивы сжаты, рощи голы…» | 17.03 |
76 | 16.А.П.Платонов. Краткие сведения о писателе. | 19.03 |
77. | 17.А.П.Платонов. Мир глазами ребёнка в рассказе «Никита». | 20.03 |
78. | 18.А.П.Платонов. «Цветок на земле». | 2.04 |
79. | 19.П.П.Бажов. Краткие сведения о писателе. | 3.04 |
80. | 20.П.Бажов «Каменный цветок». Человек труда в сказке П.Бажова. | 7.04 |
81. | 21.П.П.Бажов. «Каменный цветок». Приёмы создания художественного образа. | 9.04 |
82 | 22.Н.Н.Носов. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Рассказ «Три охотника». Тема, система образов. Р/р Творческая работа. | 10.04 |
83. | 23.В.П.Астафьев. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Васюткино озеро». | 14.04 |
84. | 24.В.П.Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро». Робинзонада. | 16.04 |
85. | 25.Е.И.Носов. «Как патефон петуха от смерти спас». Юмористическое и лирическое в рассказе. | 17.04 |
86. | 26.Родная природа в произведениях писателей XX века. (вн.ч Г. Тукай Стихотворения «Родная деревня», «Книга».) | 21.04 |
87. | 27.В.И.Белов. «Весенняя ночь». | 23.04 |
88. | 28. В.Г.Распутин. «Век живи – век люби». | 24.04 |
89. | 29.Контрольная работа 3 по итоговым вопросам стр.311 | 28.04 |
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 13 ч. (11+2Кр) | 11 ч | |
90. | 1.Краткие сведения о Д.Дефо. «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо». | 30.04 |
91. | 2.Х.К.Андерсен. Краткие сведения о писателе. Заочная экскурсия на родину сказочника. Викторина по сказкам Г.Х.Андерсена. | 5.05 |
92. | 3.Сказка Х.К.Андерсена «Соловей». Внутренняя и внешняя красота. | 7.05 |
93. | 4.Краткие сведения о М.Твене. Автобиографические мотивы в произведениях М.Твена. | 8.05 |
94. | 5. М.Твен «Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир детства и мир взрослых. | 12.05 |
95. | 6.Ж.Рони-Старший. Повесть «Борьба за огонь». Гуманистическое изображение древнего человека. | 14.05 |
96. | 7.Краткие сведения о Дж.Лондоне. Детские впечатления «Сказании о Кише» | 15.05 |
97. | 8. Раннее взросление подростка в произведении Дж. Лондона «Сказании о Кише» | 19.05 |
98. | 9. Астрид Линдгрен. Краткие сведения о писательнице. Заочная экскурсия на родину А.Линдгрен. | 21.05 |
99 | 10. А.Линдгрен Отрывки из романа «Приключения Эмиля из Леннеберги». | 22.05 |
100 | 11. Итоговая контрольная работа № 4 . | 26.05 |
101 | 12. Защита мини-проекта «Сказки Тихого Дона». | 28.05 |
102 | 13. Что читать летом? | 29.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...