Рабочая программа
рабочая программа по литературе (5 класс)

Казанцева Наталия Викторовна

Рабочая программа курса «Литература 5 класс» Авторы: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_5r1_klass.docx353.1 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Admin!\Desktop\Титульные листы\1.jpeg

Оглавление.

1

Пояснительная записка.

3

2

Планируемые результаты освоения учебного предмета.

7

3

Содержание учебного предмета.

10

4

Календарно-тематическое планирование.

23

1.Раздел. Пояснительная записка.

Рабочая программа по литературе для 5 класса основной общеобразовательной школы составлена и реализуется на основе следующих документов:

1.ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации».

2.Закон РО № 26-ЗС «Об образовании в РО».

3.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

4.Примерная программа курса «Литература 5 класс» Авторы: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – 5-е изд., испр. и  доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС.

5.Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ лицея № 5.

6.Положение о рабочей программе учителя МБОУ лицей № 5.

7.Учебный план МБОУ лицея №5 на 2020-2021 учебный год.

8.«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях»-СанПиН 2.4.2821-10.

 Цели учебного предмета:

  • создание условий для воспитания духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • создание условий для развития эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  • создание условий для освоения текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  • создание условий для овладения умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Задачи учебного предмета:

- создать условия для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

 - создать условия для развития умение смыслового чтения и анализа, основанного на понимании образной природы искусства слова, опирающегося на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

- создать условия для формирования умение читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

- способствовать овладению учащимися возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

- способствовать овладению учащимися важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

- научить использовать опыт общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании;

- создать условия для повышения индивидуальной активности;

- создать условия для повышения внутренней мотивации к изучению предметов;

- создать условия для расширения кругозора школьников.

Главной целью литературного образования в 5 классе является демонстрация богатства и разнообразия произведений искусства слова в процессе его становления и развития. В центре анализа конкретного произведения- сюжет.

Материал в планировании расположен по литературным темам, что обеспечивает последовательность изучения литературных явлений, обобщения, закрепления и развития литературных знаний.

Общая характеристика учебного предмета.

Особенностью преподавания литературы в 5 классе является приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в 5 классе.

Особое место в предполагаемых уроках отводится освоению теоретико-литературных понятий, дающих возможность эстетического восприятия и эстетической характеристики изученного произведения. Наиболее важным здесь представляется акт накопления определенного эстетического опыта, который естественным образом приведет учащихся к пониманию значения термина и роли понятия в художественной структуре произведения и в художественном мире автора.

Доминантной идеей преподавания литературы в 5 классе является приобщение к книге, формирование устойчивого интереса к систематическому инициативному чтению. В контекст уроков включены задания и упражнения, позволяющие характеризовать образ героя в единстве с развитием сюжета, своеобразием композиции и языковой художественной системой. При работе важно обращать внимание пятиклассников на художественную деталь и ее роль для понимания образа, эпизода, художественной идеи.

Место предмета «Литература» в учебном плане.

На изучение курса отводится 105 часов, с расчетом – 3 часа в неделю. Рабочая  программа  по «Литературе»  составлена в соответствии с учебным планом МБОУ лицея №5.   Календарный план-график для учащихся 5 классов МБОУ лицея №5 на 2020-2021 учебный год предполагает реализацию курса  в 5р1  классе в течение 35  недель, 102 часа.

Содержание программы реализуется полностью за счет уплотнения тем:

  1. И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе ( с 2 ч на 1 час)
  2. В.П.Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро» (с 3 ч. на 2 часа).
  3. В.Г.Распутин. «Век живи – век люби» ( с 2 ч на 1 час).

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

Литература как учебный предмет обладает большим воспитательным

потенциалом, дающим учителю возможность не только развивать интеллектуальные способности учащихся, но и формировать их ценностно -мировоззренческие ориентиры, которые позволят им адекватно воспринимать проблематику произведений отечественной

классики, т. е. включаться в диалог с писателем. Приобщение к «вечным» ценностям, исповедуемым литературной классикой, является одним из главных направлений школьного литературного образования и способствует постановке таких его приоритетных целей, как:

- воспитание духовно развитой личности, испытывающей потребность в

саморазвитии и внутреннем обогащении, расширении культурного кругозора и реализации накопленного духовного опыта в общественной практике;

- формирование гуманистического мировоззрения, базирующегося на

понимании ценности человеческой личности, признании за нею права на свободное развитие и проявление ее творческих способностей;

- формирование основ гражданского самосознания, ответственности  за

происходящее в обществе и в мире, активной жизненной позиции;

- воспитание чувства патриотизма, любви к Отечеству и его великой истории

и культуре, а также уважения к истории и традициям других народов;

- развитие нравственно-эстетического подхода к оценке явлений

действительности, стремления к красоте человеческих взаимоотношений, высокие образцы которых представлены в произведениях отечественной классики;

- приобщение к творческому труду, направленному на приобретение умений

и навыков, необходимых для полноценного усвоения литературы как учебной дисциплины и вида искусства.

2.Раздел. Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного курса.

Личностными результатами являются:

• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

• самоопределение и самопознание, ориентация в системе личностных смыслов на основе соотнесения своего «я» с художественным миром авторов и судьбами их героев.

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в 5 классе проявляются в:

• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты состоят в следующем:

в познавательной сфере:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы; 

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

в ценностно-ориентационной сфере:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка; 

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

в коммуникативной сфере:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие; 

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

в эстетической сфере:

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

В результате изучения литературы ученик должен знать:

  • содержание литературных произведений, подлежавших обязательному изучению;
  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
  • основные факты жизненного и творческого пути писателей – классиков;
  • основные теоретико-литературные понятия;
  • уметь работать с книгой;
  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою.

Учебно-методические пособия, используемые для достижения планируемых результатов. 

Учебник «Литература 5 класс» (Авт.-сост. Г.С.Меркин). В 2-х частях.-7-е изд.-М.: ООО «ТИД» «Русское слово».

Учебно-методическая литература.

Планирование и материалы к курсу «Литература 5 класс» (Авт.-сост. Г.С.Меркин, Б.Г. Меркин). М.: «Русское слово».

3. Раздел. Содержание учебного предмета «Литература 5 класс».

Введение.(1Ч.)

Книга — твой друг. Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества (родина, край, искусство, нравственная память). Литература как искусство слова. Писатель — книга — читатель. Книга художественная и учебная.

Особенности работы с учебной хрестоматией (сведения о писателях, художественные произведения, вопросы и задания, статьи, справочный аппарат, иллюстрации и т. д.).

Из мифологии. (3Ч.)

Рассказ о мифе и мифологии. Миф — своеобразная форма мироощущения древнего человека, стремление к познанию мира. Миф как явление эстетическое. Основные категории мифов. Возникновение мифов. Мифологические герои и персонажи.

Античный миф: происхождение мира и богов: «Рождение Зевса», «Олимп». Представления древних греков о сотворении Вселенной, богов и героев. Гомер. «Одиссея» («Одиссей на острове циклопов. Полифем»). Рассказ о Гомере. Сюжет мифа. Образы Одиссея и Полифема.

Теория литературы: миф, легенда, предание; мифологический сюжет; мифологический герой; мифологический персонаж.

Развитие речи: подбор ключевых слов и словосочетаний, различные виды пересказа, словесное рисование, выборочное чтение отдельных эпизодов и их пересказ.

Связь с другими искусствами: гомеровские сюжеты в изобразительном искусстве и книжной графике.

Краеведение: легенды, мифы и предания в регионе.

Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии (или вечер одного стихотворения) — чтение наизусть стихотворений  из античной поэзии.

Из устного народного творчества. ( 9 Ч.)

Истоки устного народного творчества, его основные виды.

Сказки. Волшебная сказка: «Царевна-лягушка». Сюжет в волшебной сказке: зачин, важное событие, преодоление препятствий, поединок со злой силой, победа, возвращение, преодоление препятствий, счастливый финал. Сказочные образы. Нравственная проблематика сказки: добрая и злая сила в сказках. Бытовая сказка: «Чего на свете не бывает». Отличие бытовой сказки от волшебной. Сюжеты и реальная основа бытовых сказок. Своеобразие лексики в сказках. Сказка и миф: сходства и различия. Сказки народов России. «Падчерица».

Теория литературы: загадки, пословицы, поговорки (развитие представлений); антитеза, антонимы, иносказание. Сказка. Типы сказок (о животных, волшебные, бытовые). Особенности сказок (присказка, зачин, повтор, концовка, постоянные эпитеты, сравнения и пр.). Сказочный персонаж. Типы сказочных персонажей. Образы животных, образ-пейзаж.

Развитие речи: работа со словарями, составление словарной статьи; сказывание сказки; сочинение собственной сказки.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, книжная выставка, кинофильмы и мультипликации по мотивам сказочных сюжетов.

Краеведение: сказки и другие жанры фольклора в регионе.

Возможные виды внеурочной деятельности: вечер сказок, фольклорный праздник, предметная неделя и др.

Из древнерусской литературы. (2Ч.)

Создание первичных представлений о древнерусской литературе.

Из «Повести временных лет» («Расселение славян», «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам»). История: исторические события, факты жизни государства и отдельных князей и их отражение в древнерусской литературе (право на вымысел у древнерусского автора); нравственная позиция автора в произведениях древнерусской литературы. Теория литературы: начальное понятие о древнерусской литературе; летопись.

Развитие речи: пересказ текстов древнерусской литературы;

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Краеведение: родной край в произведениях древнерусской литературы.

Басни народов мира и русские басни. (7 Ч.)

Эзоп. Краткие сведения о баснописце. Басня «Ворон и Лисица». Раскрытие характеров персонажей в баснях: ум, хитрость, сообразительность, глупость, жадность; элементы дидактизма в басне.

Теория литературы: басня, притча, эзопов язык.

Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на вопрос.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.

Русские басни. Русские баснописцы XVIII века. Нравственная проблематика басен, злободневность. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность; просвещение и невежество — основные темы басен. Русская басня в XX веке.

В.К. Тредиаковский. Краткие сведения о писателе. Басня «Ворон и Лиса».

А.П. Сумароков. Краткие сведения о писателе. Басня «Вороной Лиса».

И.А. Крылов. Краткие сведения о писателе. Детство. Отношение к книге. Басни: «Ворона и Лисица», «Демьянова уха», «Волк на псарне», «Свинья под Дубом» и др. по выбору. Тематика басен И.А. Крылова. Сатирическое и нравоучительное в басне. Образный мир басен И.А. Крылова.

С.В. Михалков. Басни: «Грибы», «Зеркало». Тематика, проблематика.

Теория литературы: басенный сюжет; мораль, аллегория, сравнение, гипербола.

Развитие речи: различные типы чтения (в том числе чтение наизусть, конкурс на лучшее чтение, чтение по ролям); инсценирование басни.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; мультипликации басен И.А. Крылова. Краеведение: заочная экскурсия («У памятника И.А. Крылову»); сбор материалов о баснописцах региона.

Возможные виды внеурочной деятельности: «В литературной гостиной» — конкурс на лучшую инсценировку басни; устный журнал «Дедушка Крылов».

Из литературы х1х века. (38 Ч.)

Русская литература XIXвека (первая половина)

А.С. Пушкин .Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта. Пушкин и книга. А.С. Пушкин и няня Арина Родионовна. Стихотворение «Няне*. Образы природы в стихотворениях поэта «Зимняя дорога». «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». «Пушкинская сказка — прямая наследница народной». Гуманистическая направленность пушкинской сказки. Герои и персонажи в «Сказке...». Литературная сказка и ее отличия от фольклорной; добро и зло в сказке А.С. Пушкина; чувство благодарности; верность, преданность, зависть, подлость; отношение автора к героям. Поэма «Руслан и Людмила» (отрывок). Сказочные элементы. Богатство выразительных средств.

Теория литературы: первое представление о пейзажной лирике; риторическое обращение; фольклорные элементы.

Развитие речи: выразительное чтение, в том числе наизусть; письменный ответ на вопрос; рассказ о герое; словесное рисование.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, портреты поэта. Кинематографические и музыкальные произведения на сюжеты сказок А.С. Пушкина. Краеведение: литературная викторина («Пушкинские места в Ростовской области.»).

Возможные формы внеурочной деятельности: конкурс на лучшее знание сказок А.С. Пушкина, вечер пушкинской сказки.

ПоэзияXIXвека о родной природе.

А.А. Фет. «Чудная картина...»

М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива...» Ф.И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», «Весенние воды».

Е.А. Баратынский.«Весна, весна! как воздух чист!..» И.З.Суриков.   «В ночном».

М.Ю. Лермонтов. Краткие сведения о детских годах писателя. Стихотворение «Бородино». История создания стихотворения. Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю. Лермонтова. Художественное богатство стихотворения. История и литература; любовь к родине, верность долгу.

Теория литературы: эпитет, сравнение, метафора (развитие представлений о тропах); звукопись.

Развитие речи: выразительное чтение наизусть, письменный ответ на вопрос учителя, творческая работа «На Бородинском поле», составление кадров кинофильма (мультфильма).

Связь с другими искусствами: портрет, работа с иллюстрациями, в том числе с материалами о Бородинской панораме в Москве.

Краеведение: литературная игра «Что? Где? Когда?» или викторина («Тарханы — Москва»; «На поле Бородина»).

Н.В. Гоголь. Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе Н.В. Гоголя. Повесть «Ночь перед Рождеством». Отражение в повести славянских преданий и легенд; образы и события повести. Суеверие, злая сила, зло и добро в повести. Теория литературы: мифологические и фольклорные мотивы в художественном произведении; фантастика; сюжет; художественная деталь, портрет, речевая характеристика.

Развитие речи: краткий выборочный пересказ, подбор материала для изложения с творческим заданием, формулировка учащимися вопросов для творческой работы, словесное рисование.

Связь с другими искусствами: выставка «Различные издания повести Н.В. Гоголя».Краеведение: литературная викторина «На родине Н.В. Гоголя».

Возможные виды внеурочной деятельности: написание сценария, инсценирование фрагментов повести.

Русская  литератураXIXвека (вторая половина).

И.С. Тургенев. Детские впечатления И.С. Тургенева. Спасское-Лутовиновов представлениях и творческой биографии писателя. Рассказ «Мужу» и стихотворение в прозе «Воробей». Современники о рассказе «Муму». Образы центральные и второстепенные; образ Муму. Тематика и социальная проблематика рассказа. Социальная несправедливость, бесправие, беззаконие, добродетельность, добросердечие, добродушие, доброта, добронравие, гуманность, сострадание в рассказе. И.С. Тургенев о языке: стихотворение в прозе «Русский язык».

Теория литературы: рассказ; углубление представлений о теме художественного произведения; стихотворение в прозе; эпитет, сравнение (развитие представлений).

Развитие речи: краткий выборочный пересказ, сопоставление персонажей, рассказ о герое по плану, письменный отзыв на эпизод, словесное рисование (портрет героя), составление вопросов и заданий для литературной викторины (конкурс), чтение наизусть.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, экранизация рассказа И.С. Тургенева.

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Спасское-Лутовиново».

Н.А. Некрасов . Детские впечатления поэта. Стихотворение «Крестьянские дети». Основная тема и способы ее раскрытия. Отношение автора к персонажам стихотворения. Стихотворение «Тройка».

Теория литературы: фольклорные элементы в художественном произведении; строфа; эпитет, сравнение (развитие представлений).

Развитие речи: выразительное чтение, рассказ о герое, работа со словарями.

Связь с другими искусствами: иллюстрации к поэме.

Краеведение: страницы устного журнала о Н.А. Некрасове. («Грешнево — Карабиха».)

Л.Н. Толстой. Сведения о писателе. Л.Н. Толстой в Ясной Поляне. Яснополянская школа. Рассказ «Кавказский пленник». Творческая история. Тема и основные проблемы: смысл жизни, справедливость; свобода, неволя в повести. Две жизненные позиции (Жилин и Костылин). Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Своеобразие сюжета. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу. Отношение писателя к событиям.

Теория литературы: рассказ (развитие представлений); портрет; завязка, кульминация, развязка.

Развитие речи: различные виды чтения, письменный отзыв на эпизод, рассказ по плану, письменная формулировка вывода, дискуссия.

Связь с другими искусствами: выставка-конкурс рисунков учащихся.

Краеведение: материалы к выставке о Л.Н. Толстом («Ясная Поляна »).

А.П. Чехов .Детские и юношеские годы писателя. Семья А.П. Чехова. Врач А.П. Чехов и писатель Антоша Чехонте. Книга в жизни А.П. Чехова. Рассказ «Злоумышленник»', тема; приемы создания характеров и ситуаций; отношение писателя к персонажам. Жанровое своеобразие рассказа.

Теория литературы: юмор (юмористическая ситуация), комическая ситуация, ирония; роль детали в создании художественного образа; антитеза, метафора, градация.

Развитие речи: чтение по ролям, пересказ юмористического произведения, отзыв об эпизоде, подготовка учащимися вопросов и заданий для экспресс-опроса.

Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.

Краеведение: создание диафильма «По чеховским местам (Таганрог)».

Из  литературы XXВЕКА. (29 Ч.)

И.А. Бунин. Детские годы И.А. Бунина. Семейные традиции и их влияние на формирование личности. Книга в жизни И.А. Бунина. Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги...»: тема природы и приемы ее реализации; художественное богатство стихотворения; второй план в стихотворении. Рассказ «В деревне»: слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние персонажа. Выразительные средства создания образов.

Теория литературы: стихотворение-размышление, образ-пейзаж, образы животных (развитие представлений).

Развитие речи: пересказ и чтение наизусть, цитатный план, письменный ответ на вопрос. Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Литературный Орел».

Л.Н. Андреев. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Петька на даче»: основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжелое детство; сострадание, чуткость, доброта). Роль эпизода в создании образа героя; природа в жизни мальчика. Значение финала.

Теория литературы: тема, эпизод, финал.

Развитие речи: пересказ краткий, выборочный; составление вопросов; письменный ответ на вопрос.

А.И. Куприн.  Краткие сведения о писателе. Рассказ «Золотой петух». Тема, особенности создания образа. Теория литературы: рассказ (расширение и углубление представлений); характеристика персонажа, портрет героя.

Развитие речи: пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде.

Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.

А.А. БЛОК.  Детские впечатления А. Блока. Книга в жизни юного А. Блока.    Блоковские    места  (Петербург, Шахматово). Стихотворение «Летний вечер»: умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей; стихотворение «Полный месяц встал над лугом...»: образная система, художественное своеобразие стихотворения.

Теория литературы: антитеза. Развитие речи: выразительное чтение, рассказ с использованием ключевых слов, альтернативное изложение.

Краеведение: подбор материала о блоковском  Петербурге и имении Шахматове

С.А. Есенин. Детские годы С. Есенина. В есенинском Константинове. Стихотворения: «Ты запой мне ту песню, что прежде...», «Поет зима — аукает...», «Нивы сжаты, рощи голы... »— по выбору. Единство человека и природы. Малая и большая родина.

Теория литературы: эпитет, метафора, сравнение, олицетворение (развитие представлений о понятиях).

Развитие речи: чтение наизусть, цитатный план.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, художественными и документальными фотографиями.

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Константиново — Москва».

А.П. Платонов.   Краткие биографические сведения о писателе. Рассказ «Никита». Тема рассказа. Мир глазами ребенка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире); образ Никиты.

Развитие речи: рассказ о писателе, художественный пересказ фрагмента, составление словаря для характеристики предметов и явлений.

Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.

П.П. Бажов .  Краткие сведения о писателе. Сказ «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.П. Бажова (труд и мастерство, вдохновение). Приемы создания художественного образа.

Теория литературы: сказ, отличие сказа от сказки, герой повествования, афоризм.Развитие речи: пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде. Связь с другими искусствами: рисунки учащихся. Краеведение: Екатеринбург П.П. Бажова.

Н.Н. Носов.  Краткие сведения о писателе. Рассказ «Три охотника»: тема, система образов. Развитие речи: пересказ.

Е.И. Носов . Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта. Мир глазами ребенка; юмористическое и лирическое в рассказе. Воспитание чувства милосердия, сострадания, участия, заботы о беззащитном.

Теория литературы: юмор (развитие представлений).

Развитие речи: пересказ (краткий и от другого лица), письменный ответ на вопрос, инсценированное чтение.

Возможные виды внеурочной деятельности:  инсценирование.

Родная природа в произведениях писателейXX века

Час поэзии «Поэзия и проза XX века о родной природе»:

В.Ф. Боков. «Поклон»;Н.М. Рубцов. «В осеннем лесу»;

Р.Г. Гамзатов.«Песня Соловья»;В.И. Белов.«Весенняя ночь»;

В.Г. Ра с п у т и н. «Век живи — век люби» (отрывок).

ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ РОССИИ.

Г. Тукай. Стихотворения «Родная деревня», «Книга».

Любовь к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга как «отрада из отрад», «путеводная звезда».

Из зарубежной  литературы.(11 ч.)

Рассказ о мифе и мифологии. Миф — своеобразная форма мироощущения древнего человека, стремление к познанию мира. Миф как явление эстетическое. Основные категории мифов. Возникновение мифов. Мифологические герои и персонажи.

Гомер . Поэма «Одиссея» («Одиссей на острове циклопов. Полифем»). Рассказ о Гомере. Сюжет мифа. Образы Одиссея и Полифема.

Теория литературы: миф, легенда, предание; мифологический сюжет; мифологический герой; мифологический персонаж.

Развитие речи: подбор ключевых слов и словосочетаний, различные виды пересказа, словесное рисование, выборочное чтение отдельных эпизодов и их пересказ.

Связь с другими искусствами: гомеровские сюжеты в изобразительном искусстве и книжной графике.

Краеведение: легенды, мифы и предания в регионе.

Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии (или вечер одного стихотворения) — чтение наизусть стихотворений из античной поэзии.

Д. Дефо. Краткие сведения о писателе. Роман «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо» (отрывок). Сюжетные линии, характеристика персонажей (находчивость, смекалка, доброта), характеристика жанра.

Теория литературы: притча, приключенческий роман, роман воспитания, путешествие (первичные представления о данных понятиях).

Развитие речи: различные виды пересказа, изложение с элементами сочинения.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.

Х.К. Андерсен. Краткие сведения о писателе, его детстве. Сказка «Соловей»: внешняя и внутренняя красота, благодарность.

Теория литературы: волшебная сказка (развитие представлений), авторский замысел и способы его характеристики.

Развитие речи: различные виды пересказов, письменный отзыв об эпизоде.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.

Возможные виды внеурочной деятельности: написание сценария мультфильма, инсценирование сказки и ее постановка.

М.Твен. Краткие сведения о писателе. Автобиография и автобиографические мотивы. Роман «Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир детства и мир взрослых.

Теория литературы: юмор, приключения как форма детской фантазии.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, письменный отзыв о герое.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.

Ж. Рони-старший. Краткие сведения о писателе. Повесть «Борьба за огонь» (отдельные главы). Гуманистическое изображение древнего человека. Человек и природа, борьба за выживание, эмоциональный мир доисторического человека.

Развитие речи: составление плана, письменная и устная характеристика героя.

ДЖ. Лондон. Краткие сведения о писателе. Детские впечатления. «Сказание о Кише» (период раннего взросления в связи с обстоятельствами жизни; добро и зло, благородство, уважение взрослых).

Теория литературы: рассказ (развитие представлений).

Развитие речи: различные виды пересказов, устный и письменный портрет героя.

А. Линдгрен. Краткие сведения о писательнице. Роман «Приключения Эмиля из Лённеберги» (отрывок).Возможные виды внеурочной деятельности: литературная викторина.

Итоговый урок. Встреча в литературной гостиной («Путешествие в мир книги»), или «Литературный карнавал», или литературный час («Я хочу рассказать вам...»).

Для заучивания наизусть

И.А. Крылов. Басня — на выбор.

А.С. Пушкин. Отрывок из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях».

М.Ю. Лермонтов.  «Бородино» (отрывок).

Н.А. Некрасов. Одно из стихотворений — по выбору.

Одно из стихотворений о русской природе поэтов XIX века.

А.А. Блок. «Летний вечер».И.А. Бунин. Одно из стихотворений — по выбору. С.А. Есенин. Одно из стихотворений — по выбору.

Одно из стихотворений о русской природе поэтов XXвека.

№ урока

Раздел .

кол-во

час

Из них

Кр

Рр

1.

Введение.  

1

2.

Из мифологии.    

3

3.

Из устного народного творчества.

9

1

2

4.

Из древнерусской литературы.

2

5.

Басни народов мира.  

1

6.

Русская басня.    

6

1

7.

Из литературы  19 века.  

38

1

5

8.

Из литературы 20 века.

29

1

2

9.

Из зарубежной литературы.

13

1

1

102

4

11

4.Календарно-теметическое планирование «Литература 5 класс».

Раздел учебного курса. Тема урока.

Дата

Введение.   1ч.

1.

1.Книга – твой друг.

1.09

Из мифологии .    3ч

3 ч

2.

1. Античные мифы. «Пять веков» и «Рождение Зевса».

5.09

3.

2.Миф «Олимп».Входная диагностика.

7.09

4.

3.«Одиссей на острове циклопов. Полифем».

8.09

Из устного народного творчества.   9ч (6+1РР+2Кр)

9 ч

5.

1.Загадки.

9.09

6.

2.Пословицы и поговорки.

16.09

7.

3.Литературная игра «УНТ».

18.09

8.

4.Р/Р Сочинение по пословице или поговорке.

19.09

9

5.Сказка. «Царевна-лягушка». Подготовка к мини-проекту.

23.09

10

6.Сюжет и реальная основа в бытовой сказке «Чего на свете не бывает?» Подготовка к мини-проекту.

25.09

11

7.Сказки народов России. «Падчерица». Подготовка к мини-проекту.

26.09

12

8.Особенности волшебной сказки.  Мини-проект «Скоро сказка сказывается».

30.09

13

9.Контрольная работа по теме «УНТ» № 1

2.10

Из древнерусской литературы. 2ч.

2 ч

14.

1.Из «Повести временных лет»: «Расселение славян».

3.10

15.

2.«Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам».

7.10

Басни народов мира .1ч.

1 ч

16.

1.Эзоп. «Ворон и Лисица». Жан де Лафонтен «Лисица и виноград».

9.10

Русская басня .   6ч. (5+1РР)

17.

1.Русские басни. М.В.Ломоносов «Случились два астронома в пиру…».

10.10

18.

2.Басни о Вороне и Лисице В.К.Тредиаковского,  А.П.Сумарокова, И.А.Крылова.

14.10

19.

3.Басни И.А. Крылова. «Волк на псарне».

16.10

20.

4.И.А. Крылов. Басни «Волк и Ягнёнок», «Свинья под Дубом», «Демьянова уха».

17.10

21

5Р/р. Конкурс чтецов на лучшее исполнение басен И.А.Крылова.

21.10

22.

6.Русская басня в XX веке.

23.10

Из литературы  XIX века.   38 ч. (29+8РР+1Кр)

38ч

23

1.Краткие сведения об А.С.Пушкине. Заочная экскурсия по пушкинским местам.

24.10

24.

2.А.С. Пушкин. Стихотворение «Няне».

6.11

25.

3.А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

7.11

26.

4.Черты сходства и различия волшебной и литературной сказки.

11.11

27.

5.А.С.Пушкин. «Руслан и Людмила» (отрывок).

13.11

28.

6.А.С.Пушкин. Стихотворение «Зимняя дорога».

14.11

29.

7.Поэзия XIX века о родной природе.

18.11

30

8.Краткие сведения о М.Ю.Лермонтове. Заочная экскурсия по лермонтовским местам.

20.11

31.

9.Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино». Историческая основа и прототипы героев.

21.11

32.

10.Средства художественной выразительности в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино».

25.11

33.

11.Р/р.Сочинение «Путешествие на поле славы». (Повествование о событиях от лица их участников).

27.11

34

12.Анализ письменных работ.

28.11

35.

13.Н.В.Гоголь. Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе Н.В.Гоголя.

2.12

36.

14.Н.В.Гоголь. «Ночь перед Рождеством». Фольклорные источники и мотивы. Историческая основа повести. Оксана и кузнец Вакула.

4.12

37.

15.Фантастика и реальность в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством».

5.12

38

16.Детские впечатления И.С.Тургенева. Заочная экскурсия в Спасское-Лутовиново.

9.12

39.

17. И.С.Тургенев. Рассказ «Муму». Образ Герасима.

11.12

40.

18.Богатырский облик и нравственное превосходство Герасима над барыней и её челядью.

12.12

41.

19.Герасим и Му-му. Немой протест героя – символ немоты крепостных крестьян.

16.12

42

20 Р/р. сочинение «Эпизод рассказа, который произвёл на меня самое сильное впечатление».

18.12

43

21. Анализ сочинений.

19.12

44.

22.И.С.Тургенев. Стихотворение в прозе «Воробей», «Русский язык»,«Два богача

23.12

45

23.Н.А.Некрасов. Детские впечатления поэта. Заочная экскурсия в Грешнево.

25.12

46.

24.Н.А.Некрасов. Особенности композиции  стихотворения «Крестьянские дети».

26.12

47.

25.Основная тема стихотворения «Крестьянские дети» и способы ее раскрытия. Отношение автора к персонажам.

13.01

48.

26.Н.А.Некрасов. Стихотворение «Тройка».

15.01

49.

27.Р/р.Обучение анализу поэтического текста.

16.01

50

28.Л.Н.Толстой. Сведения о писателе. Историко-литературная основа рассказа «Кавказский пленник». Заочная экскурсия в Ясную Поляну.

20.01

51

29.Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник». Жилин и Костылин в плену.

22.01

52.

30.Две жизненные позиции в рассказе «Кавказский пленник». Художественная идея рассказа.

23.01

53

31.Р/р. Подготовка к сочинению «Над чем меня заставил задуматься рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»?»

27.01

54

32. Анализ сочинений.

29.01

55

33.Детские и юношеские годы А.П.Чехова. Семья А.П.Чехова. Книга в жизни А.П.Чехова.

30.01

56

34.Рассказ А.П.Чехова «Злоумышленник». Приёмы создания характеров и ситуаций. Жанровое своеобразие рассказа.

3.02

57

35.Рассказ А.П.Чехова «Пересолил». Работа над проектом.

5.02

58

36.Р/р. Сочинение:юмор-кий рассказ о случае из жизни.

6.02

59

37.Контрольная работа 2 по произведениям из русской литературы 19 века.

10.02

Из литературы  XX века.    29 ч. (26+2Рр+1Кр)

29 ч

60

1.Краткие сведения об И.А.Бунине. Заочная экскурсия по бунинским местам.

12.02

62.

2.Стихотворение И.Бунина «Густой зеленый ельник у дороги…». Тема природы и приёмы её реализации.

13.02

63.

3.И.А.Бунин. Рассказ «В деревне».

17.02

64.

4.И.А.Бунин. «Подснежник»

19.02

65.

5.Л.Н.Андреев  Краткие сведения о писателе.

20.02

66.

6.Л.Андреев «Петька на даче». Мир города в рассказе.

24.02

67.

7.Л.Н.Андреев«Петька на даче». Противопоставление мира города и дачи в рассказе. Тематика и нравственная проблематика рассказа.

26.02

68

8.А.И.Куприн. Краткие сведения о писателе. Заочная экскурсия в музей А.И.Куприна в Наровчате.

27.02

69.

9.Рассказ А.И.Куприна «Золотой Петух». Тема, особенности создания образа.

3.03

70

10.Р/р. Обучение анализу эпизода.

5.03

71.

11.Детские впечатления А.А.Блока. Книга в жизни юного А.А.Блока. Блоковские места.

6.03

72.

12.А.А.Блок. «Летний вечер», «Полный месяц встал над лугом…».

10.03

73.

13.С.А.Есенин Детские годы.

12.03

74.

14.С.А.Есенин «Ты запой мне ту песню, что прежде…»

13.03

75.

15.С.А.Есенин «Поёт зима – аукает…», «Нивы сжаты, рощи голы…»

17.03

76

16.А.П.Платонов. Краткие сведения о писателе.

19.03

77.

17.А.П.Платонов. Мир глазами ребёнка в рассказе «Никита».

20.03

78.

18.А.П.Платонов. «Цветок на земле».

2.04

79.

19.П.П.Бажов. Краткие сведения о писателе.

3.04

80.

20.П.Бажов «Каменный цветок». Человек труда в сказке П.Бажова.

7.04

81.

21.П.П.Бажов. «Каменный цветок». Приёмы создания художественного образа.

9.04

82

22.Н.Н.Носов. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя.  Рассказ «Три охотника». Тема, система образов.  Р/р Творческая работа.

10.04

83.

23.В.П.Астафьев. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Васюткино озеро».

14.04

84.

24.В.П.Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро».  Робинзонада.

16.04

85.

25.Е.И.Носов. «Как патефон петуха от смерти спас». Юмористическое и лирическое в рассказе.

17.04

86.

26.Родная природа в произведениях писателей XX века. (вн.ч Г. Тукай Стихотворения «Родная деревня», «Книга».)

21.04

87.

27.В.И.Белов. «Весенняя ночь».

23.04

88.

28. В.Г.Распутин. «Век живи – век люби».

24.04

89.

29.Контрольная работа 3 по итоговым вопросам  стр.311

28.04

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.    13 ч. (11+2Кр)

11 ч

90.

1.Краткие сведения о Д.Дефо. «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо».

30.04

91.

2.Х.К.Андерсен. Краткие сведения о писателе. Заочная экскурсия на родину сказочника. Викторина по сказкам Г.Х.Андерсена.

5.05

92.

3.Сказка  Х.К.Андерсена «Соловей». Внутренняя и внешняя красота.

7.05

93.

4.Краткие сведения о М.Твене. Автобиографические мотивы в произведениях М.Твена.

8.05

94.

5. М.Твен «Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир детства и мир взрослых.

12.05

95.

6.Ж.Рони-Старший.  Повесть «Борьба за огонь». Гуманистическое изображение древнего человека.

14.05

96.

7.Краткие сведения о Дж.Лондоне.  Детские впечатления «Сказании о Кише»

15.05

97.

8.  Раннее взросление подростка в произведении Дж. Лондона «Сказании о Кише»

19.05

98.

9.  Астрид Линдгрен. Краткие сведения о писательнице. Заочная экскурсия на родину А.Линдгрен.

21.05

99

10.  А.Линдгрен Отрывки из романа «Приключения Эмиля из Леннеберги».

22.05

100

11.  Итоговая контрольная работа №  4 .

26.05

101

12. Защита  мини-проекта «Сказки Тихого Дона».  

28.05

102

13. Что читать летом?

29.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...