От постижения смысла слова к постижению смысла произведения. Роман Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" ( 10 класс)
статья по литературе (10 класс)

Муравьева Анна Алексеевна

Показан ход вдумчивой, кропотливой работы учащихся со словом Достоевского, которая ведет к постижению смысла и философии романа. Ключевые слова : нищета, решимость, совесть, преступление, Воскресение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

От постижения смысла слова к постижению смысла произведения. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». ( 10 класс)                            «Каждая деталь подлинного произведения искусства органически связана с произведением в целом», -утверждал Вадим Кожинов. Эту мысль стараюсь донести до учеников, обращаю их внимание на то, что у настоящего мастера нет ни одного слова , не умеющего отношения к смыслу всего произведения. И часто всего лишь одно слово может дать ключ к его пониманию. Поэтому работе над словом уделяем большое внимание на уроках, обращаемся к различным словарям, используя приемы сравнения, сопоставления, исследования. Одним из произведений, в котором «слова лишнего нет», по мнению самого автора, является роман «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского. Читая страницы романа, убеждаемся: каждое слово вбирает в себя богатый и сложный смысл, помогает постичь глубокий художественный смысл целого. Предлагаю фрагменты уроков.                                                                   К первому уроку даю индивидуальные задания: «Слово «Нерешимость» и различные образования от того же корня в контексте романа». Это одно из ключевых слов в романе, воплощающее глубокие и существенные стороны его содержания. В главе 1 , уже в первом абзаце, прочитаем: «…как бы в нерешимости, отправился», далее : «монологи о собственном бессилии и нерешимости». В начале 4 главы найдем слова : «решена, решили»; далее : «вопросы неразрешимы». «Ведь я все равно не решусь! « А по-моему, коль ты сам не решаешься»…( гл.6). «…кровь по совести разрешаешь..». Ученик говорит о значении слова «нерешимость» ( по словарям), читает эпизоды, где звучат слова, объясняет, в каких ситуациях они произносятся.                               Делаем выводы : один из главных вопросов романа – разрешить своей совести переступить через иные препятствия или не разрешить, решиться переступить черту или не решиться. Эти вопросы волнуют многих героев. Именно это мучает и Раскольникова , этим объясняется его нерешимость в начале романа. Каждый из героев, подойдя к определенной черте, вынужден принять решение. Отсюда другой не менее важный вопрос – последствия решений , ответственность человека за них.                                           Сложный  и многогранный смысл имеют в романе цветовые эпитеты. Цвет, который проходит лейтмотивом через весь роман, учащиеся называют без труда. Это цвет – желтый. Обои, мебель, лица людей…Но как объяснить господство желтого цвета? Какую роль играет цвет в художественном мире романа?                                                                                                                                   Прошу детей найти слова, близкие слову «желтый». Это слова – желчь, желчный ( ч.1, гл.3).                                                                                                              По словарю  В.И. Даля  определяем : Желчный – к желчи относящийся. Желчное сложение- в котором господствует печень и желчь; раздражительный и злобный по природе нрав.                                                                  Не случайно эти слова постоянно  соседствуют в романе. Они выступают как синонимы: желтый- желчный -раздражительный. Продолжаем этот ряд: недовольный, больной, равнодушный- добавляют ученики. Именно таким мы видим город и его жителей. Желтый – это цвет того мира, где живут герои, где задумано и совершено преступление. Этот цвет характеризует и внутренний мир героев, в особенности Раскольникова. И только Соню Мармеладову, помимо желтого цвета, сопровождает еще и зеленый. Большой зеленый драдедамовый платок появляется в романе дважды. О роли этой художественной детали говорим на одном из последних уроков.           Одно из последних занятий в системе уроков по роману называю : « Я себя убил, а не старушонку». На уроке используем словари С.И. Ожегова, В.И. Даля. Индивидуальные задания  к уроку : « Слово «преступление» и его вариации в романе ( материал для сообщения учащиеся могут найти в части 3, главы 3, 5).                                                                                                                             Начинаем урок с осмысления слова преступление. Слово  преступление вынесено в заглавие романа. Постараемся понять, какую смысловую нагрузку оно несет. Обратимся к словарям.                                                                          У С.И.Ожегова : Преступление- 1.переступить. 2. Общественно опасное действие, нарушающее закон и подлежащее уголовной ответственности.                          У В.И. Даля : Преступление – самое дело, проступок и грех; беззаконие, злодеяние.                                                                                                                                   Сравниваем словарные статьи, обращаем внимание на понятия грех, злодеяния.                                                                                                                                       Заранее подготовленный ученик выступает с сообщением  : «Слово преступление и его вариации в романе». Размышляем, в каком значении слово «преступление» используется в романе.                                                                   –Вспомните, кто из героев романа как «переступает» и через что «переступает»? ( Мармеладов, Пульхерия Александровна, Дуня, Соня).                     Сделаем выводы : у Достоевского слово более глубоко и многогранно, оно охватывает почти всех героев и все пространство романа.                                           –Как оценивает герой свое преступление? Как вы понимаете слова : «убить для себя», «разве так идут убивать»)                                                                                     Ключевое слово в монологе Раскольникова – убить. Обратимся  вновь к словарю Ожегова : Убить- 1. Лишить жизни. 2. перен.Привести в полное отчаяние. 3. Уничтожить, подавить.                                                                                       –А что значило для Раскольникова –убить?                                                                       Учащиеся дают свои определения :                                                                                               -Для Раскольникова убить – значит «попробовать»; доказать самому себе, что он лучше других; проверить свою теорию.                                                                    –Какие еще значения слова появляются на страницах романа? Что значит «себя убил»?                                                                                                                           -А как Соня оценивает преступление Раскольникова? Почему именно Соне признается герой в преступлении? ( Тоже переступила : « Ты тоже переступила…смогла переступить…ты загубила жизнь» - говорит Раскольников Соне ( ч.4.гл. 4).                                                                                              –В чем превосходство Сони? Почему она сильнее Раскольникова? ( У нее есть вера, истинная вера, а Раскольников не «верует», по убеждению Сони).                       Без веры человек лишен опоры в жизни. Трагедия героя в том, что он «переступил» через Вечную книгу, нарушил закон Божий. Он себя убил, переступив через чужую кровь. А как же вернуться к жизни, воскреснуть?               Соня указывает Раскольникову путь к воскрешению.                                                             Подводим итоги. Осмысляя ключевые слова романа: преступление, убить, воскресение , - мы осознаем всю тяжесть греха Раскольникова, жестокость и бесчеловечность теории, фанатом которой он стал, и понимаем, насколько значимо для  человека обрести веру, воскреснуть.                                                            На дом задаю перечитать последние страницы романа. Выделить этапы пути героя к воскресению. Обратить внимание, как развивается тема креста, воскресения ( ч.6, гл. 8, эпилог).                                                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 9 классе по теме «Поэтический мир и герои «Слова о полку Игореве». Идейный смысл произведения».

На уроке даётся  характеристика героям и их поступкам, выявляется  роль пейзажа, авторское отношение к происходящему....

КРИВЦУНОВА Л.А. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ «Актуализация читательского восприятия на разных этапах постижения смысла произведения (рассказ В. Распутина «Мама куда-то ушла»).

В методической разработке представлены этапы урока, виды деятельности учителя и ученика, а также описание умений как предметных, так и метапредметных на разных этапах урока....

Слово о полку Игореве. Идейный смысл произведения. (урок-семинар)

Слово о полку Игореве. Идейный смысл произведения....

Повесть «Гранатовый браслет». Смысл названия повести, спор о сильной, бескорыстной любви, тема неравенства в повести. Трагический смысл произведения

Повесть «Гранатовый браслет». Смысл названия повести, спор о сильной, бескорыстной любви, тема неравенства в повести. Трагический смысл произведения...

Постижение музыкального произведения личностью в процессе музыкального мышления.

laquo;Музыка легко передает ощущения массы, скорости, ускорения, силы, направления, а, следовательно, обладает способностью воссоздавать любые виды движения» Подобные ощущения движений в обыден...