Что такое классика?
план-конспект занятия по литературе (11 класс)

Воропаева Надежда Валерьевна

Урок по роману М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassika-_eto.docx40.67 КБ

Предварительный просмотр:

                   Тема: «Классика – это…» (по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)

Цель: показать, в чём заключается современность классики

Задачи: воспитывать в учащихся чувство собственного достоинства и активную жизненную позицию; совершенствовать умение вести диалог с автором художественного произведения.

                                                                               Ход урока.

…что делало бы твоё добро, если   бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с неё исчезли тени?

                                                                                                                М. Булгаков

  Мы заполним рабочие листы, которые вы потом добавите в копилку аргументов для ЕГЭ.

  1. Мотивирующий приём.

Вопрос: Чем страшна толпа подростков? Толпа фанатов? Любая толпа? (Ответы)

-Вы правы: в толпе подавляется личность человека. Он начинает руководствоваться звериным инстинктом, показывать свою силу, физическое превосходство. Это часто приводит к трагедии.

-Материалы прессы (статьи, факты о подавлении личности человека в толпе)

(Под табличкой «21 век» записать: «Толпа и личность»)

В романе «Мастер и Маргарита» мы дважды видим толпу…  

  1. Тема, цели и задачи урока.

Произведения М. Булгакова являются классикой русской литературы. Тема сегодняшнего урока …не сформулирована. Она только обозначена. Я  предлагаю вам ответить в конце урока на вопрос: «Что такое классика?»,  а также подумать над тем, какое отношение к теме имеет эпиграф.

Запись темы в рабочие листы: «Классика – это…» и эпиграфа.

Классику обычно понимают как произведения школьной программы, которые изучали ваши дедушки и бабушки, папы и мамы и будут изучать внуки и правнуки. Произведения же при этом не стареют. Как выразился М. Булгаков, «рукописи не горят». Почему?

(Вопросы, поднимаемые в классической литературе, вечны)

  1. Фронтальный опрос

-К каким вечным проблемам обращается в своём романе Булгаков? (запись в рабочие листы)

          Любовь (Мастер и Маргарита)

          Добро и зло (Иешуа, Воланд)

Нравственный выбор (Маргарита)

Преступление и наказание (Фрида, Пилат)

Художник и власть (Мастер, МАССОЛИТ)

  1. Мини-анализ эпизода

Да, всё названное важно для нас с вами. А если человек стал частью толпы, помнит ли он об этих нравственных вопросах? Давайте обратимся к тексту романа.

Чтение в сокращении эпизода «Пилат и толпа» (гл.2, с. 34-35)

М. Булгаков в романе показывает, как около двух тысяч лет назад на глазах у множества людей, под «рёв, визг, стоны, хохот и свист» был осуждён на казнь герой, несущий свет, Иешуа Га-Ноцри.

-Кого напоминает толпа? (Хищника, монстра) Об этом говорит глагол «съела» в предложении: «…площади уже не видел – её съела толпа». Толпа издаёт животные звуки. Толпа слепа и жестока в своём безумии: «задавили несколько женщин»

Её мощное разрушительное начало показано через мысли Пилата: «…никакой силой нельзя заставить умолкнуть толпу, пока она не выдохнет всё, что накопилось у неё внутри и не смолкнет сама.

-Что явилось причиной превращения людей в толпу? (Жажда зрелищ)

(Под табличкой «Ершалаим более двух тысяч лет назад» пишу «Толпа и личность»)

-М. Булгаков показывает, что идёт время, а психология людей не меняется. В Москве 30-х годов на глазах читателя интеллигентная публика превращается в толпу.

Зачитать эпизод «Падающие червонцы» (гл.12, с.117)

- Зрелище неприятное. О том, на что готовы зрители Варьете ради червонцев, говорят два словосочетания: «ползать в проходе» и «послышалась оплеуха», то есть на унижение и насилие. Вскоре мы увидим, что и кровь прольётся.

(Под табличкой «Москва 30-х годов» пишу «Толпа и личность»)

-Утрата каких качеств превращает человека в толпу? (чувства собственного достоинства, нравственной ответственности за своё поведение)

5. Беседа по роману

-Кто из героев романа не думает ни о какой нравственной ответственности перед окружающими в «ершалаимских» главах? (Иуда)

(Под табличкой «Ершалаим более двух тысяч лет назад» пишу «Нравственная безответственность»)

-Как совершается предательство?

Пересказ эпизода (Гл.2,с.26)

-Почему Пилат, разговаривая с Иешуа, угадал, что Иуда зажёг светильник?

(Пилат говорит о канонах иудейского судопроизводства: «Когда кого-нибудь обвиняют в соблазне, к нему подсылают двух свидетелей, которых прячут за перегородкой, стараются зазвать подсудимого в смежную комнату, откуда оба свидетеля могли бы расслышать его, не будучи замечены. Около него зажигают две свечи, чтобы точно установить, что свидетели его видят». Иуда из Кириафа при скрытых в своём доме свидетелях намеренно провоцирует Иешуа на высказывания, которые могут быть расценены как нарушение закона об оскорблении кесаря.  Поэтому после слов о том, что человек перейдёт в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть, Иешуа тут же арестовывают прятавшиеся в помещении стражники.) – по «Булгаковской энциклопедии»

-Почему Иуда предал? « у него есть одна страсть, прокуратор, - говорит Афраний, - страсть к деньгам…» Деньги нужны, чтобы увести Низу от опостылевшего мужа.

- У кого из жителей Москвы 30-х годов нет чувства ответственности за свои поступки? (У Стёпы Лиходеева, который злоупотребляет служебным положением; у Никанора Ивановича, берущего взятки; у буфетчика Сокова, у Аннушки, у членов МАССОЛИТА, которые озабочены материальными благами, а не творчеством…)

(Под табличкой «Москва 30-х годов» пишу «Нравственная безответственность»)

-Что происходит с этими героями в романе?(Они наказаны)

-Можете ли вы привести примеры, когда в наше время в людях проявляется нравственная безответственность? (Ответы)

Запись о нравственной безответственности под табличкой «21 век»      

- Говоря о подобных действующих лицах романа, писатель ведёт речь об их наказании. А вот Понтий Пилат и Фрида, совершившие более тяжкие преступления, прощены. Почему? Давайте обратимся к эпизоду, где Иешуа и Пилат ведут разговор

                              Ролевое чтение (2 гл., с.27-28)

- Почему, не желая гибели бродячего философа и не веря в его виновность, Понтий Пилат всё-таки подписывает смертный приговор?(из страха погубить карьеру, утратить власть)

- Согласны ли вы с мыслью Булгакова, что трусость – самый страшный порок?(Да, потому что она лишает человека внутренней свободы)

-Почему Пилата пугает бессмертие? (Он запомнится не подвигами, не мудрой политикой, а как трус и предатель)

В энциклопедии Брокгауза и Эфрона с судьбой прокуратора Иудеи связывается название горы в швейцарских Альпах, где он будто бы до сих пор появляется в великую пятницу и умывает себе руки, стараясь очистить себя от соучастия в ужасном преступлении.

-Какой сон снится Пилату в течение двух тысяч лет? Зачитать (гл.26, с.306-307)

- Тема совести – одна из важнейших тем в романе. Совесть мучит Фриду…

Пересказ истории Фриды

- Кажется, как далеко это нас, но Вика, работавшая с прессой, нашла похожую историю (Рассказ)

- Совесть, видимо, чувство врождённое.    Почему же в романе и Пилат, и Фрида получают прощение?

-Совесть приводит к потребности покаяния. Помните Катерину из повести Островского «Гроза»? Помните веру Достоевского в то, что Раскольников раскается? В христианской традиции тема греха, совести и покаяния связана с притчами, которые рассказывает Христос.                          (рассказ Кравченко)

Выпускница гимназии Ю. Ноздрина в 2001 году, вдохновлённая романом Булгакова, написала стихотворение.

Двенадцать тысяч лун когда-то

Я не считал за кару, боги!

С тех пор восход менял закаты,

Но я не мог найти дороги.

И первым был я, и последним,

И трусом был, и лицемером…

Теперь же я – Его наследник

И вместе с ним борюсь за веру.\

Как прощение, дарована прокуратору лунная дорога. И пёс Банга, разделявший одиночество Пилата, верным спутником шествует с хозяином рядом…

(видео)

Запись под табличкой «Ершалаим две тысячи лет назад»: «Совесть как нравственное очищение героев»

-Кто испытывает муки совести в Москве 30-х годов? (Бездомный. Маргарита)

(запись под табличкой)

- Героини газетных очерков

(запись)

Фрида выстрадала своё прощение, но получила его ещё и потому, что за неё попросила Маргарита. Совесть будит в человеке милосердие, сострадание, любовь к ближнему.

-Что же такое совесть? (Чувство нравственной ответственности за своё поведение)

Работа со словарём (Добро – нечто положительное, полезное, противостоящее злу. Зло – нечто дурное, вредное, противоположное добру)

-В чём проявляется добро и зло?(И добро, и зло – нечто, которое проявляется через наши поступки.)

-Назовите в романе моменты проявления добра и зла. Чтобы это было наглядно, будем отмечать это белыми и чёрными шариками.

У древних египтян в загробном мире таким способом судили умершего человека, определяя его дальнейшую судьбу.

- Просьба оторвать Бенгальскому голову                        + Мольба о помиловании

-Маргарита громит квартиры                                           + успокаивает ребёнка

- Предательство Иешуа                                                          + преданность Левия Матвея

- Казнь Иешуа                                                                               + прощение Пилата

Почему в романе добро и зло уравновешены?(Ответы)

Мы привыкли к тому, что добро и зло противостоят. М. Булгаков думает иначе. Исследователи полагают, что отношение к христианству в разные годы у писателя было различным. В романе Булгаков следует традициям гностиков, которые считали зло не только естественным, но даже и своеобразным двигателем поступков человека. Он уравновешивает добро и зло (см. эпиграф)

-Согласны ли вы с тем, что добро и зло дополняют друг друга? (Ответы)

-И всё же хотелось бы, чтобы добрых поступков было больше. Что торжествует в современном мире: добро или зло? (Самое большое зло – терроризм. Теракт в московском, петербургском метро) – Ответы уч-ся.

- Но пока нам совестно за происходящее, у человечества есть шанс спастись. Каждый день, как мы убедились, совершаются дурные поступки, но и добрым делам есть место в нашей жизни

«Люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота. Ну, легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца…»

Ежедневно каждый из нас совершает нечто со знаком «минус» и нечто со знаком «плюс». Главное заключается в том, чтобы зло не перевесило.

Хочу рассказать вам одну притчу.

«Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.

- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков.

Один волк представляет зло – зависть, ревность, грубость, агрессию. Другой волк представляет добро – мир, любовь, верность, отзывчивость.

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

- А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец улыбнулся и ответил:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».

Хотелось бы, чтобы у вас не было сомнения в том, какого волка в себе вам нужно кормить!

- Давайте вернёмся к теме нашего урока: что же такое классика? (ответы)

Классика – это…

-наша жизнь

-учебник жизни

-школа жизни

-нравственные ориентиры…

-В чём связь темы и эпиграфа? (классика помогает каждому из нас понять свои поступки и совершить выбор между добром и злом.

Современное прочтение классики, на мой взгляд, заключается в том, чтобы из вечных проблем выбрать наиболее актуальные для настоящего времени.

  1. Итоги

- О каких злободневных проблемах сегодня шла речь?(Личность и толпа, нравственная ответственность, добро и зло; какую жизненную позицию занять: активную или пассивную)

6. Домашнее задание: письменный ответ га вопрос: «В чём, на мой взгляд, состоит современность романа «Мастер и Маргарита»?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценическая постановка «Что такое хорошо и что такое плохо»

Задача данного мероприятия - через сатиру и юмор показать отрицательное влияние вредных привычек на здоровье и моральный облик человека...

Конкурс- соревнование "Что такое хорошо и что такое плохо"

Данный конкурс- соревнование позволит обучающимся расширить знания о правилах хорошего тона, о культуре поведения  Ц...

Интеллектуально - позновательная игра "Что такое? Кто такой?"

 Перед нами игровое поле с квадратами разных цветов. Каждый цвет представляет собой категорию с вопросами. На игровом поле семь катего...

Интеллектуально - позновательная игра "Что такое? Кто такой?" (текстовый вариант)

Перед нами игровое поле с квадратами разных цветов. Каждый цвет представляет собой категорию с вопросами. На игровом поле семь категорий: красный цвет – категория «Имена собственные», оранжевый ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия   «Что такое коррупция?»  составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика»   для обучающ...

Что такое? Кто такой? (повторение по теме "Африка")

Игра для повторения темы " Африка" 7класс...