Конспект урока
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Конспект урока по стихотворению М.Ю.Лермонтова "Тучи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл arkhipova_tuchi_1.docx28.82 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

 Выполнила: студентка группы РЛ-16-2

Архипова Анастасия

Тема: анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Тучи».

Учебник: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях./ Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлёв В.П. -  .М., Просвещение, 2015г

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: комбинированный.

Форма урока: фронтальная

Оборудование: презентация, проектор

Задачи: познакомить учащихся со стихотворением М.Ю.Лермонтова «Тучи», дать возможность  прочувствовать лермонтовское настроение.

Цели:

Обучающая: продолжить знакомство с творчеством М.Ю.Лермонтова; углубить знания по  анализу художественного текста; повторить литературоведческие термины; организовать работу над освоением содержания текста литературного произведения, формировать умения осознанного восприятия текста, понимания и решения представленных в нем проблем;

Развивающая: способствовать развитию образного и ассоциативного мышления, навыков выразительного чтения; развить навык  устного ответа на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования;

Воспитательная: формирование нравственных качеств, способствовать воспитанию интереса к литературе.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД и результаты

Орг. момент

Здравствуйте, ребята.

Приветствуют учителя

-

Подготовка к восприятию нового материала

Восприятие нового материала

«Живое все всегда вдвоем,

Лишь я на свете одинок»

Сон Кан

В роли эпиграфа к сегодняшнему уроку я взяла именно эти слова. Сегодня мы с вами продолжаем знакомство с творчеством М.Ю.Лермонтова. Его судьба довольно трагична. Трем  ребятам необходимо было подготовить сообщение по биографии М.Ю.Лермонтова.

 

Спасибо за сообщение, ребята, да, действительно,  собственная судьба поэта поистине трагична, но, несмотря на это, он не стал мрачным отрицателем жизни. Лермонтов любил ее страстно, вдохновленный мыслью о родине, мечтой о свободе..

Сегодня мы познакомимся его стихотворением «Тучи» и постараемся понять, что общего в судьбе поэта и туч?

(Учитель читает выразительно произведение)

Перед  тем, как начать детальный анализ стихотворения, необходимо сказать об истории создания. Слово ученику №4.

 

Спасибо, присаживайся.

1 ученик: Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве в 1814 г. Свое детство М. Лермонтов провел в имении бабушки в Тарханах. Мать поэта умерла рано, поэт почти не помнил ее. Отец не принимал участия в воспитании сына, и поэт всегда тосковал по отсутствию самых родных людей. Много позже он напишет стихотворение, в котором выразит свои чувства: «Печальная судьба отца и сына / Жить розно и в разлуке умереть». Наверное, поэтому все творчество Михаила Юрьевича наполнено тоской по близким людям, которые понимали бы его и любили.

Лермонтов – поэт-романтик, поэтому часто лирический герой его стихов - это одинокая, гордая личность, противопоставленная обществу, с которым она находится в неразрешимом конфликте. У него нет друга, способного поддержать его «в минуту душевной невзгоды», нет возлюбленной. Он одинок в толпе, а временами его одиночество достигает вселенского масштаба.
2 ученик:Уже в раннем творчестве эта тема декларируется поэтом как основная. В стихотворении «Одиночество», написанном в 1830 году, лирический герой осознает, что весь свой жизненный путь от рождения до смерти ему предстоит пройти одному. Тоска по «родной душе» сопровождает героя лирических стихотворений Лермонтова на протяжении всей его жизни. Ему горестно осознавать, что утешения дружбы, поддержка близкого человека недоступны для него. В стихотворении «И скучно и грустно...» он одинок «в минуту душевной невзгоды», некому подать руку, нет рядом того, кто выразит сочувствие и понимание, окажет дружескую поддержку.
Яркими примерами этого могут служить стихотворения «Парус», «Я жить хочу! хочу печали…», «Утес» и многие другие.
3-й ученик: Одним из самых запоминающихся является стихотворение «Тучи».
Оно было написано М. Ю. Лермонтовым перед второй ссылкой на Кавказ. Однажды поэт уже оказывался в изгнании, а потому он хорошо понимал, что его ждет. Чувства, испытываемые им при расставании с родиной и друзьями, нашли свое выражение в этом стихотворении.
За стихотворение «Смерть поэта», посвященное гибели великого Пушкина, которую он переживал, как смерть самого близкого человека, Лермонтов был отправлен на Кавказ к новому месту службы. На самом деле это была настоящая ссылка. Благодаря хлопотам бабушки и заступничеству самого Бенкендорфа поэт возвращается в Петербург. Здесь он проведет два года и напишет лучшие свои произведения. Однако в скором времени за дуэль с сыном французского посла де Барантом вновь последовало наказание. Друзья поэта понимали, что это лишь повод отправить неугодного поэта из столицы. Поэт тоскует при мысли о скором расставании с друзьями и родиной. Он словно чувствует, что ему уже никогда не придется вернуться назад. Предчувствия поэта сбылись. Он так и не вернулся «на родину милую». В июле 1841 г. в Пятигорске Михаил Юрьевич Лермонтов был убит на дуэли. Бабушка перевезла тело внука в Тарханы, где прошли недолгие счастливые годы детства поэта.

Стихотворение написано в апреле 1840 году, за несколько месяцев до смерти поэта. Это был день отъезда Лермонтова на Кавказ, перед ссылкой друзья собрались на квартире у Карамзиных, чтобы увидеться и попрощаться с поэтом, что очень тронуло его. По воспоминаниям знакомых, он долго смотрел в окно на тучи над Невой и Летним садом, а потом прочёл прекрасное стихотворение.

Говорят, что уже в этот период Лермонтов предчувствовал свою смерть, ощущал “усталость от жизни”, тревогу и безразличие ко всему. Его тяготило то, что человек не может управлять своей судьбой, вынужден повиноваться властям, находиться там, куда его отправляют. Эта невозможность пользоваться своей жизнью в соответствии со своими желаниями и стремлениями сыграла важную роль в написании произведения. Впервые опубликовано оно было в 1840 году в сборнике “Стихотворения М. Лермонтова”.

Личностные: выработка нравственно-эстетической оценки

Регулятивные: организация деятельности, самоконтроля

Познавательные: поиск информации, умение строить высказывание, свободное восприятие любых текстов, работа с научными понятиями

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участие в коллективном обсуждении, умение полно выражать свои мысли.

Анализ

 Теперь внимательно смотрим на текст.

Как поэт обращается к тучкам и почему именно так?  

Кто такой странник?

Что общего у себя с тучами находит поэт? 

При помощи какого художественного средства автор нам это передает?

Вспомните, что такое сравнение.

Молодцы, посмотрите на экран и запишите, при необходимости полноценное понятие:

Cpaвнeниe – этo изoбpaзитeльный пpиeм, ocнoвaнный нa coпocтaвлeнии явлeния или пoнятия (oбъeкт cpaвнeния) c дpyгим явлeниeм или пoнятиeм (cpeдcтвo cpaвнeния) я цeлью выдeлить кaкoй-либo ocoбo вaжный в xyдoжecтвeннoм oтнoшeнии пpизнaк oбъeктa cpaвнeния.

Как поэт называет небо и почему именно так?

Как называется это художественное средство? 

Что же такое метафора?

Meтaфopa – этo пepeнocнoe знaчeниe cлoвa, ocнoвaннoe нa yпoтpeблeнии oднoгo cлoвa, oбoзнaчaющeгo пpeдмeт или явлeниe, в вмecтo дpyгoгo, кoгдa cлoвa эти близки пo cxoдcтвy или кoнтpacтy.

Цвет лазури, какой он? Подберите синонимы к слову лазурный.

С помощью каких художественных средств поэт создает образ легких тучек,  мчащихся  « степью лазурною, цепью жемчужною».

Что же такое эпитет? 

Эпитeт – этo xyдoжecтвeннo-oбpaзнoe oпpeдeлeниe, пoдчepкивaющee нaибoлee cyщecтвeнный в дaннoм кoнтeкcтe пpизнaк пpeдмeтa или явлeния; пpимeняeтcя для тoгo, чтoбы вызвaть y читaтeля зpимый oбpaз чeлoвeкa, вeщи, пpиpoды и т.п.

Как вы понимаете метафору «цепью жемчужною»? 

Таким образом, словом «изгнанники» поэт обозначает тучки, но это слово может относиться к нему самому. Он чувствует себя изгнанником и с помощью слова будто сравнивает судьбу тучек со своей судьбой. Смысл этого сравнения в том, что поэт нигде не может найти понимания, приюта, он вынужден скитаться в поисках понимания и любви.

Ждет ли Лермонтов ответы на свои вопросы во второй строфе? Как называются  в литературе такие вопросы?

Вспомним определение.

Pитopичecкий вoпpoc – этo вoпpoc, нe тpeбyющий oтвeтa (либo oтвeт пpинципиaльнo нeвoзмoжeн, либo яceн caм пo ceбe, либo вoпpoc oбpaщeн к ycлoвнoмy coбeceдникy). Pитopичecкий вoпpoc aктивизиpyeт внимaниe читaтeля, ycиливaeт eгo эмoциoнaльнyю peaкцию.

Почему поэт должен расстаться с родиной? Какие риторические вопросы объясняют причины изгнания? А какая причина самая горькая? 

Почему?

Значит, друзей у него нет, он одинок, гоним.

             

Какой же вывод  из этого мы можем сделать? М.Лермонтов страдает, его мучают страсти, горечь от понимания  чужой зависти, злобы и клеветы. Друзей клевета ядовитая, не врагов,  а друзей, что может быть страшнее?!

        

Перечитайте третье четверостишие и подумайте, с каким чувством смотрит поэт на убегающие тучи. Он завидует тучкам? Жалеет их? Сочувствует им?

Какие художественные средства помогают поэту передать чувство тоски, одиночества?

Третья строфа – противопоставление судьбы тучек и судьбы поэта. Герой отрицает, что тучи- изгнанники. Они не имеют Родины, потому им чужды и страсти и чужды страдания.

Как называется это художественное средство? 

Антитеза-это?

Aнтитeзa – этo cтилиcтичecкий пpиeм, ocнoвaнный нa peзкoм пpoтивoпocтaвлeнии пoнятий и oбpaзoв, чaщe вceгo ocнoвывaeтcя нa yпoтpeблeнии aнтoнимoв.

Не случаен повтор слова «чужды», тем саамы автор подчеркивает, что у них разная судьба. Тучки не способны страдать, так как им нечего терять в этом мире, у них нет Родины, значит им нечего терять, значит и не изгнанники они вовсе. Не случайно автор наделяет их эпитетами «вечно свободные»- только тот, кто глубоко любит свою Родину, может чувствовать горечь изгнания так, как переживает ее поэт.

Ребята, давайте с вами подведем итог.О чем это стихотворение? Сформулируйте его тему .

«Тучки   небесные, вечные странники». Лермонтов обращается к ним с чувством грусти, видя в них таких же странников, как и он. Он называет их «вечные странники», потому что у тучек нет дома, нет Родины, они всю жизнь путешествуют по небу.

Тот, у кого нет дома, кто бесприютен, одинок

Он считает, что они, как и он, изгнанники («Мчитесь вы, будто, как я  же, изгнанники»)

При помощи сравнения.

Даются разные ответы: сопоставление явлений; прием, основанный на сопоставлений различных понятий и явлений.

«Степью лазурною..», т.к. она похожа на голубую лазурную бескрайнюю степь.

Метафора.

Перенос значения явления с одного на другое посредством их схожести.

Употребление одного слова вместо другого ввиду их сходства или контраста.

Лазоревый, синий,Бирюзовый, небесный, голубой, голубоватый, светло-синий

Эпитеты, метафоры.

Образные определения, которые наиболее ярко передают признак предмета или явления.

Бегущие по не небу тучи сравниваются с  цепью жемчуга и плывут они по небу одна за другой словно жемчужины, нанизанные на нитку.

Он не ждет ответа, потому что его вопросы- риторические.

Это вопросы, не требующие ответа.

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?

Все эти вопросы могут стать причиной изгнания. Но самая горькая - Друзей клевета ядовитая.

Истинные друзья не предают.

Тучки – странники (олицетворение), степью лазурною, цепью жемчужною (метафоры, эпитеты), с милого севера в сторону южную - эпитет (родной город на севере), нивы бесплодные, вечно холодные, вечно свободные (метафорические эпитеты)

Антитеза.

Прием, который основан на противопоставлении  образов и понятий.

Тема – горечь  поэта-изгнанника от разлуки с родиной, тоска.

Личностные результаты: совершенствование качеств личности.

Метапредметные результаты: умение самостоятельно организовывать собственную деятельность.

Предметные результаты: умение анализировать литературное произведение, понимание авторской позиции и свое отношение к ней, умение отвечать на вопросы и по литературному произведению.

Личностные: личностное, жизненное самоопределение, нравственно-эстетическая оценка.

Регулятивные: умение организовывать работу, целеполагание, планирование, самоконтроль.

Познавательные: формирование элементов комбинаторного мышления, адекватная передача текста, умение строить высказывание, умение структурировать материал.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, умение строить высказывание, отвечать и задавать вопросы, владение монологической и диалогической формами речи

Синтез

Давайте посмотрим и послушаем стихотворение М.Ю.Лермонтова «Тучи» в исполнении Николая Бурляева.

Какие чувства вызвало у вас прочтение?

Смог ли он полностью передать настроение Лермонтова?

Да, Н.Бурляев великолепно смог прочитать стихотворение. Благодаря ему мы смогли еще раз прочувствовать всю  душевную горечь.

Михаил Юрьевич Лермонтов – одно из удивительных явлений в литературе. Он погиб, не дожив до 27 лет, создав такие шедевры, которые дали ему право войти в число великих людей.

     Как сказал, известный литературовед Ираклий Андроников: «И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека – грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделенного могучими страстями и волей и проницательным беспощадным умом. Поэта гениального и так рано погибшего. Бессмертного и навсегда молодого».

Даются разные ответы, типа: да; да, его чтение проникнуто тем настроением, какое ощущается при прочтении стихотворения; голос наполнен тоской, горечью и т.д.

Да, чтец необыкновенно передает настроение одиночества и тоски. Он умеет комбинировать тон своего голоса.

Личностные: нравственно-эстетическая оценка происходящего, выделение нравственного аспекта поведения

Регулятивные: контроль, коррекция, организация деятельности.

Познавательные: переработка и структурирование информации,

 извлечение необходимой информации

Коммуникативные: умение полно выражать свои мысли, участие в коллективном обсуждении.

Рефлексия

Домашнее задание

Что нового вы узнали о личности М. Ю. Лермонтова? О его творчестве?

Каков основной мотив поэзии Лермонтова?

 Как вы оцениваете своё участие в подготовке и проведении урока?

Что в уроке вам понравилось больше всего?

Домашнее задание:

Выучить наизусть данное стихотворение М.Ю.Лермонтова.

Даются разные ответы в зависимости от занимаемой роли в процессе урока (выступающий, просто отвечающий с места и т.д)

Личностные: выработка смыслообразования, соотношение поступков и событий с этическими принципами

Регулятивные: целеполагание, прогнозирование, контроль

Познавательные: поиск информации, синтез как составление целого

Коммуникативные: постановка вопросов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...