Конспект урока чтения в 8 классе по теме "Осень".
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Конспект урока чтения для детей, обучающихся на дому 8 вида. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_chteniya_v_8_klasse_po_teme_osen.docx16.16 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока чтения в 8 классе

Тема: С.А. Есенин.  «С добрым утром».

Цель: 1. Учить определять тему прочитанного стихотворения;

           2. Обогатить словарный запас детей;

           3. Работать  над выразительностью речи;

            4. Развивать детское воображение, логическое мышление, расширять кругозор учащихся, воспитывать интерес к чтению.

Оформление: портрет С.А.Есенина, репродукция картин И.И.Шишкина «Рожь», И.И.Левитана «Золотая осень».

Ход урока:

1. Оргмомент.

Подготовка к восприятию текста.

Учитель: Дорогие ребята, представьте себе летнее раннее утро.

А я хочу на зорьке вставать.

Солнце первой встречать,

Крикнуть: «С добрым утром солнце!»

И оно мне улыбается.

Давайте и улыбнёмся мы друг другу.

Доброе утро!-

Солнцу и птицам,

Доброе утро вам –

Улыбчивым лицам.

Стихотворение, с которым я хочу вас познакомить, называется «С добрым утром»

2. Знакомство с автором.

У. А написал его русский поэт Сергей Есенин, который воспевал в своём творчестве русскую природу. Он сумел взять у природы даже черты своей внешности: чарущую синеву очей – у бездонных рек и голубых небес, золотые волосы – у российских нив; мягкие кудри -  корн родных берёз. А главное, что поэт взял у родины, у России – глубокую и необъятную душу.

Эти волосы я взял у ржи,

Если хочешь, на палец вяжи,

Я нисколько не чувствую боли…

3. Подготовка к восприятию текста (продолжение)

У. Давайте  и мы вместе с Есениным отправимся встречать восход солнца. Представьте себе, что рано утром вы вышли на улицу. Какие образы возникают в памяти, что вы себе представляете?

Д.   Прохладно. Очень тихо.  Когда солнце встаёт, небо красное. Ещё не очень светло. Трава мокрая.

У. А, как называют капельки воды, которые вы видите рано утром на траве?

Д. Роса.

У. Послушайте стихотворение и скажите, что увидел  рано утром автор?

4.  Чтение  стихотворения учителем.

5. Проверка первичного восприятия.

У. Что описывал поэт в стихотворении?

Д. Берёзу, росу, крапиву.

У. Какие эпитеты использовал поэт, описывая природу? Запишите в тетрадь.

Звёзды - …(золотые).

Берёзы - …(сонные).

Росы - …(серебряные).

Объясните, если сможете, почему эти эпитеты очень удачны?

Д. Звёзды сверкают на небе, как золото. Берёзки ещё не проснулись до конца, поэтому они сонные. Роса блестит, как серебро.

У. Какое настроение передаёт поэт читателям? Воспользуйтесь словариком настроений. Подтвердите свои мысли строчками из текста.

Д. Радостное. «Улыбнулись сонные берёзки…», «И, качаясь, шепчет шаловливо»…

6. Словарная работа.

У. Перечитайте текст. Отметьте слова, требующие пояснения.

Д. Затон, заводь, плетень, перламутр, брезжит.

У. Плетень. Назовите родственное слово, обратите внимание на корень.

Д. Плетут, плётка.

У. Предлагаю два варианта объяснения, выберите верный.

В старое время обувь, сплетённая из молодых кусочков коры липы, ивы.

Изгородь из специальных прутьев, ветвей.

Д. Я думаю, что это изгородь из специальных прутьев, потому что «У плетня заросшая крапива…», то есть у забора.

У. Брезжит.

Слабо светится, распространяют слабый свет.

Сверкает с ярким блеском.

Д. Я думаю, что подходит объяснение – слабо светится, потому что мало света.

У. Затон, заводь.

Глубоко вдавшийся в сушу речной залив.

Большой естественный водоём, замкнутый в берегах.

Д. Я помню с урока природоведения, что большой воем, замкнутый в берегах, - это озеро. Наверно, затон – это глубоко вдавшийся в сушу речной залив.

У. Перламутр.

Ценное вещество с переливчатой окраской.

Прозрачный драгоценный камень с блеском и твёрдостью, превосходящей другие минералы.

Д. Мне кажется, хотя я не совсем уверен, что перламутр – это ценное вещество с переливчатой окраской, потому что похожи как-то по звучанию слова перламутр и переливчатый.

А я не согласен. Это разные части слова: часть корня и приставка.

У. Тогда давайте воспользуемся словарём. Перламутр – это ценное вещество с переливчатой окраской.

7. Работа над образностью речи.

У. А вам в стихотворении ничего необычного не показалось? А если я скажу, что в нём есть что-то сказочное? Чем вы это подтвердите?

Д. Неживые предметы показаны автором как живые существа.

У. Вспомните, как называется такой литературный приём?

Д. Олицетворение – это наделение неодушевлённых предметов признаками и свойствами человека.

У. Какую берёзу увидел поэт? Опишите её, наделяя человеческими качествами.

Д. Она как девочка с косичками.

У. Звёзды?

Д. Звёзды устали светить, им хочется скорей заснуть.

У. Крапива.

Д. Она нарядилась, как на праздник.

У. Обратите внимание, что автор употребил слово, обрядилась, то есть надела на себя даже лишние украшения. Поэт применяет для образности речи и приём сравнения. Подумайте и выполните задания в тетради.

Затон, как…(зеркало).

Небо, как …(сетка).

У. Объясните, на основе какого сходства происходит сравнение?

Д. Поверхность воды отражает предметы так же, как зеркало. На небе ещё видны звёзды, и небо похоже на сеточку.

У. Сергей Есенин видел какое-то особое утро или мы тоже могли бы такое увидеть?

Д. Мы тоже могли бы видеть такое утро, только надо быть очень внимательным.

8. Работа над выразительностью чтения.

У. Теперь, когда нам понятны слова, когда постарались понять настроение поэта, попробуем прочитать выразительно. Обратите внимание на то, какие звуки слышал поэт.

Д. Шелест серёжек. Шёпот крапивы. Значит, читать надо спокойно, не торопясь. Можно в конце читать громче, так как всё просыпается.

9. Итог урока.

У. Поэт обладает даром через слово давать яркие образы. А нам надо учиться быть внимательнее и замечать необычное в обычном. (Звучит музыка Э.Грига «Утро».)

      «Вставай же, друг мой! Солнечное росистое утро, как неоткрытая земля. Утро такое единственное, никто ещё не встречал, никто ещё не видел. Вставай же, друг мой, будь смелей, помогай солнцу» (М.М. Пришвин).        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока чтения, 1 класс коррекционной школы первого вида

Представлен конспект урока чтения для 1 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Работа над содержанием рассказа "Радостно светит ... ". В Приложении находятся картинки в уроку....

Конспект урока чтения, 2 класс коррекционной школы первого вида

Представлен конспект урока чтения для 2 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Сказка "Умелые руки"....

Конспект урока чтения, 3 класс коррекционной школы первого вида

Представлен конспект урока чтения для 3 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Рассказ "Зимняя ночь". В Приложении находятся фигурки животных и картинка к рассказу....

Конспект урока чтения "Чтение слогов и слов с буквами А , О, У , М , С , Х", 1 спец. класс

Целью данного урока явилось продолжение работы по изучению звуков и букв. Для достижения данной цели в ходе урока реализуются следующие задачи:Закончить  формирование  правильной...

Конспект урока чтения 5 класс

Конспект урока чтения 5 класс по теме: С.Есенин "Поёт зима - аукает..."...

Конспекта урока чтения и развития речи в 5 классе на тему: Выразительное чтение и анализ рассказа О. Бондарчука "Слепой домик".

Методическая разработка конспекта урока чтения в 5 классе на тему Выразительное чтение и анализ рассказа О. Бондарчука "Слепой домик"....

Конспект урока чтения 1 класс."Чтение слов и слогов с буквами Ф,ф"

Интегрированный урок ( чтение и окружающий мир) с использованием интерактивной доски, проектора.  Занимательная фонетическая разминка, Ребята на уроке были путешественниками, исследователями.Эври...