Технологическая карта урока литературы 9 класс
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Епихина Галина Анатольевна

Технологическая карта урока литературы  9 класс по теме "Свободолюбивая лирика А.С. Пушкина"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx23.19 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературы  9 класс

Тема: Свободолюбивая лирика А. С. Пушкина

Цели:

- познакомить и дать понятие о свободолюбивой лирике Пушкина;

- проанализировать стихотворения «Вольность» (1817), «Деревня» (1819), «К Чаадаеву» (1818);

- проследить эволюцию темы в творчестве поэта;

- воспитывать патриотизм;

- воспитывать внимательного, вдумчивого читателя.

Тип урока: урок-анализ стихотворений.

Задачи с позиции УУД

Предметные: Знать: основные факты из жизни и творчества А.С. Пушкина; содержание стихотворений «Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня». Понимать: философский смысл, свободолюбивый, патриотический, гуманистический пафос стихотворений; мысли и чувства автора. Уметь: выразительно читать наизусть и анализировать стихотворения, определять их темы и идеи; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; выяснять значение незнакомых слов и выражений; строить аргументированные высказывания на основе прочитанного.

Метапредметные.Понимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи самостоятельно, под руководством учителя. Воспринимать учебное задание, контролировать свои действия в процессе его выполнения.

Личностные. Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способ действий. Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к уроку.

                                                                                                                                      Ход урока

Этапы урока

                     

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 1 этап. Организационный

Обеспечивает организационное начало урока, психологически подготавливает и эмоционально настраивает учащихся на работу

Приветствуют учителя.

2 этап. Проверка домашнего задания. Актуализация

Выявить пробелы в знаниях уч-ся.

Устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы.

Актуализировать знания учащихся о поэте.

Рассказ о Петербургском периоде жизни А. С. Пушкина;

Выразительное чтение наизусть  стихотворения А.С.Пушкина «Пущину».

3 этап. Целеполагание и мотивация

Мотивировать к изучению темы, стимулировать желание изучать тему.

- Как вы понимаете слово « свободолюбивая»?

Ответы и мнения учеников.

Записывают в тетради число и тему урока.

4 этап. Первичное усвоение материала

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение уч-ся изучаемого материала. Продолжить знакомство с личностью А.Пушкиным и его творчеством

Вступительное слово учителя о «сквозной теме», эволюции темы, свободолюбивой лирике.

Одна из важнейших тем лирики Пушкина – тема свободы. Свобода для Пушкина – высшая жизненная ценность, без неё он уже почти в юности не мог представить своего существования. Свобода – основа дружбы. Свобода – основа творчества. Жизнь без свободы окрашивается в мрачные и зловещие тона. Даже судьба, которая у поэта всегда связывалась с представлением о несвободе, ибо человек, по Пушкину, зависит от её всевластия, становится «святым провиденьем», когда сквозь её тучи брезжил луч свободы. Представления о свободе всегда были основой пушкинского мировоззрения.

Подбирают близкие по смыслу слова к слову «свобода»

5 этап. Осознание и осмысление учебного материала.

  1. Работа с текстом  стихотворения «К Чаадаеву» .

-Послание « К Чаадаеву» - яркий лирический «Символ веры» молодых «друзей вольности»

- Найдите в стихотворении признаки жанра послания.

- Как называет Пушкин Чаадаева? На какой основе выросла их дружба?

- Отметьте обращения лирического героя к другу, найдите слова, подчеркивающие единство мыслей автора и адресата. Каким чувством проникнуто обращение лирического героя к Чаадаеву? Как оно выражается?

- Какие характерные для декабристов мысли и чувства выражены в стихотворении?

-Проследите, как меняется интонация стихотворения от первых до последних строк. Как вы объясните эти изменения?

- Прочитайте выразительно стихотворение, показав эти изменения.

- Как понимается свобода в этом стихотворении? 

(Свобода – это «желанье», страсть, горящая в душе, вера, стремление к счастью. Свобода связана с жизнью сердца, с представлениями о чести и долге, с «прекрасными порывами» нетерпеливой души.)

- Что возникает в финале стихотворения?

    (Образ будущего. Россия «вспрянет ото сна», а свободные люди увековечат память о тех, кто страстно верил в свободу, «на обломках самовластья».)

  2.   Работа с текстом оды «Вольность» (1817).

Ода «Вольность» написана вскоре после выхода из лицея. Созвучна оде Радищева, но ограниченна в политическом отношении. Ода «Вольность» провозглашает сочетание «вольности» с «мощными законами», основа «неправедной власти» - «сгущённая мгла предрассуждений» (т.е. церковно-религиозная система, что свидетельствует о влиянии на Пушкина либеральных идей Запада).

-  Как в этом стихотворении «работают» законы жанра?

- Что, в отличие от произведений 18 века, становится предметом описания в оде Пушкина? О чём это говорит?

- Найдите строчки, отражающие идею стихотворения.

- Что является основой свободы по Пушкину?

- Каковы особенности лексики стихотворения? С чем это связано?

- Каково настроение, чувство лирического героя?

- Какую роль играют в «Вольности» два исторических микросюжета: казнь Людовика XVI и убийство Павла I?

- Чем заканчивается ода?

  1. Работа с текстом стихотворения «Деревня» (1819).

-Как построено стихотворение? На какие части его можно разделить?

- Какие картины встают перед вами при чтении первой части?

-почему так живописно слово поэта, нетороплива интонация?

- Почему вторая часть, о «барстве диком», имеет выраженное публицистическое звучание?

- Можно ли считать революционным вопрос – призыв, заключённый в последней части?

- Как в стихотворении «работает» приём контраста?

Работа с текстом стихотворения

Отвечают на вопросы

Читают выразительно стихотворение

Отвечают и выражают свои мнения;

Записывают основные положения в тетрадь

Отвечают и выражают свои мнения;

Записывают основные положения в тетрадь

6 этап. Проверка уровня усвоения знаний и умений

 Учитель:  Подводя итог уроку, хотелось у вас, ребята, узнать, что нового узнали на сегодняшнем занятии

Таким образом, прочитав и проанализировав все эти стихотворения, мы видим эволюцию темы свободы и воли.

- Как вы понимаете значение слова « эволюция»?

Свобода – это точка зрения на мир, на людей и самого себя. Именно свобода стала главным критерием оценки жизни и отношений между людьми, общества и истории.

Свобода для него как абсолютная общечеловеческая ценность. Свобода – вне времени и пространства, это высшее благо и спутница Вечности.

Отвечают

Записывают основные мысли самостоятельно

7 этап. Домашнее задание 

1. Выучить наизусть послания А.С. Пушкина «К Чаадаеву»

2. Подготовить устный ответ на тему «Вольнолюбивая лирика А.С. Пушкина».

3. Искать информацию по теме: «Адресаты любовной лирики А.С.Пушкина». 

8 этап. Рефлексия.

 Итог урока 

Выставление оценок и комментирование индивидуальных достижений и затруднений учащихся.

- Удалось ли  достичь поставленной цели?

- Что получилось на уроке?

 -Над чем необходимо поработать?

Личностные – самооценка

Познавательные – построение

 речевого высказывания в устной форме

Регулятивные – адекватное восприятие  оценки учителя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока истории Отечества "Русь под монголо-татарским игом" (технологическая карта урока), 7 класс коррекционная школа VIII вида

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщения...

Технологическая карта урока 5 класс ФГОС. Урок по теме" Прибор - открывающий невидимое"

Технологическая  карта -это трудность для начинающих  учителей  ,работающих во ФГОС ООО...

Методическая разработка. Технологическая карта урока, 8 класс. Тема урока "Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы".

Проект урока Предмет : биология;Класс : 8;Тема: Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы....

Технологическая карта урока. 1 класс .Тема урока: Метание малого мяча в вертикальную цель и на дальность.

Технологическая карта урока физической культуры,  1 класс,  Тема урока: "Метание малого мяча в вертикальную цель и на дальность".  Данный материал будет интересен учителям физической ку...

Технологическая карта урока 7 класс. География. Тема урока «Географическое положение и история исследования Антарктиды».

технологическая карта урока по истории исследования и особенностям географического положения Антарктиды. Урок предусматривает различные виды работы, использование презентации, видеофрагментов в ходе у...

Конспект урока по ФГОС второго поколения. Технология. Технологическая карта урока 5 класс. Приготовление блюд из варёных овощей. Тепловая обработка овощей..

Ознакомление учащихся с видами тепловой обработки овощей; формирование важных правил тепловой обработки; требования к качеству и оформлению готовых блюд....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА 4 класс Тема урока: «There is no better place than home»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА №6Предмет: английский языкБазовый УМК: “Enjoy English”  М.З. Биболетовой. 4 классТема урока: «There is no better place than home»  (Нет лу...