Смысл названия рассказа А.И.Куприна "Чудесный доктор"
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Данный материал может быть использован  к видеоурока в рамках дистанционного обучения. Разработаны задания для коллективной работы, для индивидуальной работы, вводится новое теоретическое понятие, предлагается интересное домашнее задание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekst_dlya_videouroka.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕКСТ для видеоурока

1.Здравствуйте ,  ребята. Сегодня мы с вами познакомимся с рассказом А.И.Куприна «Чудесный доктор» . Надеюсь, что в ходе нашего с вами разговора вы не только узнаете много нового, ответите на вопросы, возникшие у вас при чтении рассказа, но обязательно захотите вновь обратиться к творчеству этого мастера и к рассказам других авторов , где действие тоже разворачивается накануне зимних праздников,а значит, обязательно приглашают нас к разговору о чуде, чудесном..

2. Хотелось бы начать с первой фразы рассказа «следующий рассказ не есть плод досужего вымысла»? Что же значит не плод вымысла? Значит, правдивая, реальная история легла в основу произведения Куприна основаны на реальных событиях. Читатель сразу задал вопрос: "Это было по правде?". Именно так - "по правде"Сам же А. И. Куприн подтверждал, что рассказ не является художественным вымыслом, а является реальной историей, которую он услышал спустя 30 лет из уст одного из членов семейства Мерцаловых.

Возможно, что образ Мерцалова в данном случае собирательный, ведь мы не знаем сколько ещё было подобных бедных семейств, которым бескорыстно и милосердно помогал чудесный доктор Николай Иванович Пирогов.

Рассказ Куприна "Чудесный доктор" по признанию самого автора был написан на основании реальной истории, которую Куприн услышал от некоего преуспевающего банкира. Рассказ был написан в то время, когда Куприн жил в Киеве в 1897 году и относит нас к событиям примерно тридцатилетней давности

3. Прообразом главного героя стал прославленный русский хирург, учёный-анатом, основоположник русской военно-полевой хирургии, основатель русской школы анестезии. Он был тринадцатым ребёнком в небогатой семье, однако родители изыскали возможность дать сыну образование на медицинском факультете Императорского Московского университета. По окончании учёбы, этот талантливый человек в возрасте двадцати шести лет стал профессором теоретической и практической хирургии. Его заслуги в развитии отечественной медициной огромны. Прожив 71 год, великий учёный - отец русской хирургии, оставил после себя богатейшее наследие, а его самоотверженный и часто бескорыстный труд превратил хирургию в науку, вооружив врачей научно обоснованной методикой оперативного вмешательства. Умер "чудесный доктор" в 1881 году, оставив предсмертную записку с указанием диагноза своей болезни.

Речь идёт о Николае Ивановиче Пирогове.

4.Таким образом, мы имеем дело с прототипом. Что же это значит?

ПРОТОТИП в Литературной энциклопедии:
первообраз, конкретная историческая или современная автору личность, послужившая ему отправным моментом для создания образа. прототипа

ПРОТОТИП в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
м. 1) Лицо, послужившее писателю источником создания литературного персонажа. 2) Первоначальный вид, форма какого-л. органа или организма, из которого развились …

5. Не случайно,в творчестве Александра Ивановича Куприна множество рассказов , основанных на реальных событиях и имевших прототипы

А.И.Куприн был человеком, обладающим громадной жизненной силой. Эта сила делала его зорким, любопытным, любознательным. Он как-то сказал, что хотел бы на несколько минут стать каждым человеком, встреченным им, каждым животным, мухой или растением, чтобы знать, что они думают, что чувствуют

Куприн был человеком широкой, доброй и отзывчивой души и обладал необыкновенной способностью сближаться с разными людьми.

Прожил Куприн недолго, но пестро и ярко, и не за письменным столом. «Чем только он  не был! – поражался Бунин. – Изучал зубоврачебное дело, служил в каких-то конторах, потом на каком-то заводе, был землемером, актером, мелким журналистом». А еще был и рыбаком, и борцом в цирке, и судебным приставом, и псаломщиком, и охотником…

Когда Куприн стал заниматься литературой профессионально, он не утратил этого страстного интереса к экспериментам. Живо интересовался всем, что происходило в мире. Носился в бурю по морю с рыбаками в утлой лодке, спускался в скафандре водолаза на морское дно. Одним из первых полетел  на воздушном шаре, а несколько позднее – на самолёте и едва не погиб, когда самолёт начал

6.Итак, обратимся к названию рассказа. Мы сразу обращаем внимание на слово»чудесный». Какие же значения имеет оно?

- Подберите однокоренные слова к слову “чудесный” (чудо, чудак, чудачество, чудесно, чудик, чудной, чудный, чудище).

- Как вы понимаете значение слова “чудесный”? (словарное определение слова чудесный: 1) являющийся чудом, волшебный, сверхъестественный;

2) проникнутый фантастикой, полный чудес, удивительный, необычный;

3)чудный, замечательный.)

8.Когда мы с вами больше всего ждем чуда? С какими праздниками это связано?

9.Поставьте на паузу. Выпишите слова, помогающие создать эту атмосферу из 1-ой части до возвращения мальчиков домой?

- В какие чудеса хочется верить? Чего ожидаете?( я надеюсь на подарки , которые мне подарят и с нетерпением жду их). «Чудесный доктор» относится к святочным рассказам.

Рождественский или Святочный рассказ- один из самых сложных, но в то же время один из самых «русских жанров в нашей литературе.

Главная идея святочного рассказа- возрождение доброты и милосердия в людях.

Работа в тетрадях. Особенности рождественского рассказа:

1) приуроченность к Рождеству;

2) главный герой - ребенок;

3) движение сюжета от безвыходной ситуации к счастливому финалу;

4) обязательное условие в сюжете: превращение, метаморфоза;

5) назидательность рассказа, наличие ярко выраженной морали

10. Почему мальчики не могли надеяться на чудо? Кто они? В какой жизненной ситуации оказадись?

Малолюдные, кривые, узкие, мрачные, неосвещенные переулки.

Уже более года жили Мерцаловы в этом подземелье. Оба мальчугана давно успели привыкнуть и к этим закоптелым, плачущим от сырости стенам, и к мокрым отрепкам, сушившимся на протянутой через комнату веревке, и к этому ужасному запаху керосинового чада, детского грязного белья и крыс — настоящему запаху нищеты.Но сегодня, после всего, что они видели на улице, после этого праздничного ликования, которое они чувствовали повсюду, их маленькие детские сердца сжались от острого, недетского страдания. В углу, на грязной широкой постели, лежала девочка лет семи; ее лицо горело, дыхание было коротко и затруднительно, широко раскрытые блестящие глаза смотрели пристально и бесцельно. Рядом с постелью, в люльке, привешенной к потолку, кричал, морщась, надрываясь и захлебываясь, грудной ребено

11.Давайте обратим внимание на главу семьи. Каким его представил автор и   Что в его облике подчеркивает?

В это время в коридоре послышались чьи-то неуверенные шаги и шуршание руки, отыскивающей в темноте дверь. Вошел Мерцалов. Он был в летнем пальто, летней войлочной шляпе и без калош. Его руки взбухли и посинели от мороза, глаза провалились, щеки облипли вокруг десен, точно у мертвеца. Он не сказал жене ни одного слова, она ему не задала ни одного вопроса. Они поняли друг друга по тому отчаянию, которое прочли друг у друга в глазах.

12. Учитель. Я думая, вы заметили, что при помощи приема антитезы автор обратил наше внимание не только, на жестокость окружающего мира, но и на невыносимую нужду обитателей подземелья. Не менее важное место в рассказе отводится изображению пейзажа.

- Как выдумаете, зачем писателю понадобилось подробно описать городской сад?

-Как здесь оказался Мерцалов?

13. Учитель. Описывая красоту природы, Куприн использует так же олицетворения, метафоры, эпитеты. И мы снова видим противопоставление- антитезу. Умиротворенность природы , ее спокойствие и жажда такого же спокойствия в истерзанной душе Мерцалова.

Ночка-то какая славная, — заговорил вдруг незнакомец. — Морозно... тихо. Что за прелесть — русская зима! Голос у него был мягкий, ласковый, старческий. Мерцалов молчал, не оборачиваясь.

— А я вот ребятишкам знакомым подарочки купил, — продолжал незнакомец (в руках у него было несколько свертков).

— Да вот по дороге не утерпел, сделал круг, чтобы садом пройти: очень уж здесь хорошо….

Мерцалов вообще был кротким и застенчивым человеком, но при последних словах незнакомца его охватил вдруг прилив отчаянной злобы. Он резким движением повернулся в сторону старика и закричал, нелепо размахивая руками и задыхаясь:— Подарочки!.. Подарочки!.. Знакомым ребятишкам подарочки!.. А я... а у меня, милостивый государь, в настоящую минуту мои ребятишки с голоду дома подыхают... Подарочки!.

-14. Как отнесся Мерцалов к незнакомому старику?

- Почему старик не ушел после таких грубых выкриков Мерцалова?

- Что заставило героя открыть свою душу этому старику?

( Он был единственным человеком, обратившим на него внимание, не из праздного любопытства, а из желания помочь. Его спокойный стариковский голос расположил к себе Мерцалова.

Старик приблизил к нему свое умное, серьезное лицо с седыми баками и сказал дружелюбно, но серьезным тоном:

15. Подождите... не волнуйтесь! Расскажите мне все по порядку и как можно короче. Может быть, вместе мы придумаем что-нибудь для вас. В необыкновенном лице незнакомца было что-то до того спокойное и внушающее доверие, что Мерцалов тотчас же без малейшей утайки, но страшно волнуясь и спеша, передал свою историю. Он рассказал о своей болезни, о потере места, о смерти ребенка, обо всех своих несчастиях, вплоть до нынешнего дня. Незнакомец слушал, не перебивая его ни словом, и только все пытливее и пристальнее заглядывал в его глаза, точно желая проникнуть в самую глубь этой наболевшей, возмущенной души. Вдруг он быстрым, совсем юношеским движением вскочил с своего места и схватил Мерцалова за руку. Мерцалов невольно тоже встал.

Едемте! — сказал незнакомец, увлекая за руку Мерцалова.

— Едемте скорее!.. Счастье ваше, что вы встретились с врачом. Я, конечно, ни за что не могу ручаться, но... поедемте

16. Как можно было бы охарактеризовать поведение незнакомца?

- Скажите, ребята, произошло ли чудо в семье героя после того, как он повстречал доктора?

17О чем заставляет задуматься рассказ? Современен ли он?

Учитель:

- В начале урока мы поставили перед собой вопрос «Почему рассказ называется «Чудесный доктор»? Давайте теперь ответим на этот вопрос.(ответы учащихся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение. Смысл названия рассказа В.Распутина «Уроки французского».

ТЕМА: Смысл названия рассказа В.Распутина «Уроки французского». ЦЕЛЬ УРОКА:  объяснить смысл названия рассказа, выяснить, какой смысл вложил автор в слово  «уроки» ЗАДАЧИ: раскрыть содержа...

Смысл названия рассказа А.П.Чехова "Хамелеон"

Основной приём работы на уроке - "Фишбоун". Учащиеся, анализиря поведение людей на площади и реакцию Очумелова, заполняют "скелет" рыбы. Восприятию рассказа способствует перекличка видеоролика о повед...

Урок: Смысл названия рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского»

Мы оставили героя в очень сложной ситуации: его жестоко и подло избили: «Они били меня по очереди, один и второй, один и второй. Кто-то третий, маленький и злобный, пинал меня по ногам...»...

Конспект урока. Нравственные основы и смысл названия рассказа А.Платонова " Возвращение"

Технологическая карта урока.Цель: формирование умения анализировать художественные образы, давать оценку поступкам героев, обращать внимание на способы характеристики персонажей...

А.П.Чехов. «Хамелеон». Живая картина нравов. Смысл названия рассказа.

Конспект урока  улитератры в 7 класссе. Соответствует требованиям ФГОС....

Смысл названия рассказа А.П.Чехова «Толстый и тонкий»

Прочитать рассказ «Смерть чиновника» сравнить с «Толстым и тонким»...

Технологическая карта урока по литературе «Смысл названия рассказа А.П. Чехова «Человек в футляре» 8 класс

Цель педагогической деятельности учителя:Дидактическая: раскрыть смысл названия рассказа; определить  сущность  человеческой жизни, её смысла.Развивающая: развивать навыки самостоятельного ч...